Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информационная культура специалиста

  • 👀 591 просмотр
  • 📌 545 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Информационная культура специалиста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информационная культура специалиста» docx
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА – это составная часть профессиональной культуры, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, переработке и критическому анализу профессиональной информации с использованием характерных для данной области информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Предполагает осознание необходимости использования информационных ресурсов современного общества в профессиональной деятельности, наличие выработанных информационных потребностей, мотивов и интересов. Является необходимым условием профессиональной компетентности специалистов. Формируется в профессиональных учебных заведениях (средних и высших). Информационная культура - это подсистема культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") Понятие «информация» очень многопланово, существует целый ряд определений. Социальная информация, по определению Исаака Григорьевича Моргенштерна, — это сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности. Информации присущ ряд свойств, которые влияют на ее отбор и использование. Свойства информации образуют пары: Истинность – Ложность Полезность – Вредность Точность – Размытость Полнота – Неполнота Новизна - Устарелость Информатизация - сложный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей людей и реализации прав граждан на информацию. Информационное общество – общество, в котором решающая роль принадлежит информации, рассматриваемой как наиболее важный, значимый и ценный ресурс. Информационному обществу должны быть присущи все шесть признаков в совокупности: - занятость более половины работников умственным трудом в сфере производства, переработки и распространения информации; - применение информационных технологий во всех сферах жизнедея­тельности, добровольное и активное использование их большинством лю­дей, формирование таких понятий, как «информационное сознание», «ин­формационное поведение», «информационный образ жизни»; - создание и широкое развитие технических средств, глобальных и локальных сетей передачи информации, на что затрачиваются большие средства; - свобода доступа и получения необходимой информации; - зависимость жизни индивида от степени информированности; - ответственность членов общества за принятие решений (особенно, если учесть наличие таких информационных патологий, как информацион­ные перегрузки и информационное «обжорство»). Система документальных коммуникаций - это система функционирования документов в обществе. Общественные институты в СДК: - библиотечное дело - библиотекари - библиография - библиографы - редакционно-издательское дело - издатели - книжная торговля - книготорговцы - музейная деятельность - музейные работники - архивная деятельность - архивисты - научно-информационная деятельность – информаторы. * * * Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.) . Основная сложность в развитии теоретических основ информационной культуры связана с многозначностью термина. Неопределённость при его использовании вызвана полисемией лежащих вето основе базовых понятий «информация» и «культура» и связана с наличием множества близких, но не тождественных ему по смыслу терминов: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «библиотечно-библиографическая подготовка», «библиотечно-библиографическая ориентация-, «обучение пользователей (потребителей информации)», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» и др. Из перечисленных понятий наиболее распространены «библиотечно-библиографическая грамотность», «культура чтения», «компьютерная грамотность». Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются средства массовой информации, школа, вуз и другие инсти­туты общества. Оно продолжается на протяжении всей активной жизни человека. Становление информационной культуры проходит три уровня. Первый уровень — это библиотечно-библиографическая грамотность, в рамках которой человек осваивает знания и фактические сведения о структуре и составе фонда библиотеки, каталогах, библиографических пособиях, правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. Все это необходимо, чтобы подготовить квалифицированного пользователя библиотеки. Второй уровень подразумевает расширение круга источников. Чтобы находить отсутствующую в библиотеке литературу, необходимо обращать­ся в другие библиотеки и информационные центры, знакомиться с инфор­мационной продукцией и услугами межбиблиотечного абонемента. В ре­зультате формируется культура чтения — знания, умения и навыки, необ­ходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведе­ний печати. Третий уровень — информационная культура, включающая в себя два предыдущих уровня (библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения) и, кроме того, предполагающая овладение комплексом дополнительных знаний, умений и навыков. Информационная культура личности может быть низкой, средней и высокой. Низкая выражается в неумении формулировать информационные потребности в виде запросов («Дайте мне что-нибудь по...»), самостоятельно осуществлять поиск литературных и фактических данных, фиксировать найденное. *** Накопленный тысячелетиями социальный опыт человечества, объём которого не может вместить память индивидуума, необходимо хранить, передавать и тиражировать. Закрепление информации в структуре какого-либо жёсткого материального носителя природного или искусственного происхождения позволяет её консервировать впоследствии и неоднократно использовать. Способом фиксации информации является пpoцесс документирования. Употребление термина «документ» Зафиксировано в специальном стандарте. В соответствии с ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» длительное время в нашей стране было общепризнанным понимание документа как материального объекта с информацией, закреплённой созданным человеком способом для использования, передачи, хранения и учёта. С 1 марта 2014 г. введён в действие ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело,. Термины и определения», который даёт следующее истолкование: «Документ; документированная информация — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать». Существуют также другие определения термина, встречающиеся в различных пособиях по документоведению. Приведём одно из них: «Документ - это любой материальный носитель с закреплённой на нём информацией на любом языке любым способом для последующего обращения в информационных системах». Документы имеют ряд свойств: К атрибутивным (неотъемлемым) свойствам относятся: 1) размеры (длина, ширина, высота); 2) форма по которой выделяют документы: - объёмные, воспринимаемые в трёх измерениях (музейные экспонаты, археологические находки, произведения зодчества и др.); - плоскостные, воспринимаемые в двух измерениях (чертежи, фотографии, географические карты и др.); - ленточные, ширина которых мала по сравнению с длиной (Maгнитные ленты, рулонные фотоплёнки, киноплёнки и др.). К ленточным документам условно относят документы в виде листков, карточек и книг, поскольку они с возникновением письменности первоначально существовали в виде свитков, которые впоследствии для удобства хранения разрезали на отдельные небольшие листы, карточки, а потом скрепляли с одной стороны, придавая им книжную форму; 3) физический объём, определяющий размеры и форму документа. Его измеряют у объёмных документов габаритами, у плоскостных - площадью, у ленточных - длиной. Объём книг и журналов оценивают количеством печатных листов. Характеристики конкретных физических объёмов документов используются для расчётов планировки, организации издания, размножения, транспортировки и мест хранения; 4) дискретность - возможность разделить некоторые документы на части, выступающие как самостоятельные документы (отдельные статьи из журналов и газет, самостоятельные главы из книг, монографий и учебников), или объединить несколько документов в один (сборники, циклы статей, опубликованные в разных номерах журналов); 5) формальные признаки (например, автор, название, место издания, издательство, год издания, знаковая система, то есть язык, применённый для фиксирования информации, и др.). Наличие этих признаков позволяет однозначно представить любой доку­мент, объединять документы в классы и устанавливать между ними отношения. Эти признаки широко используются в библиотечном деле: в процессах комплектования, обработки, хранения, библиографического информирования и библиотечного обслуживания. К прагматическим свойствам относятся: 1) информационный объём, определяющий полезно исполь­зуемую для размещения закреплённой информации часть физиче­ского объёма документа; 2) компактность - отношение информационного объёма к его физическому объёму; 3) информационная ёмкость, определяемая реальным количеством информации, вложенной её автором в физический объём; 4) информативность, определяемая количеством информации, которое извлекает из документа конкретный потребитель; 5) Информационная плотность документа - отношение информативности документа к информационной ёмкости. Динамические свойства документа - это возможность его перемещения во времени и пространстве в отрыве от автора. Процесс документирования позволяет закрепить информацию и впоследствии её неоднократно использовать, решая несколько задач: - сохранение качественной определи ости информации во времени; - связь между разделёнными во времени и пространстве субъектами; - управление структурами общества; - преодоление информации в пространстве путём накопления, концентрации её на материальных носителях; - фиксация социального опыта, вид коллективной памяти. Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» определяет соотношение понятий «документ» и «издание». Издание — документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Издательская продукция — совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями). *** Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. № 31 (1 ч.). – Ст. 3448). Все первичные и вторичные документы входят в информационные ресурсы. Информационные ресурсы (ИР) – это имеющиеся в наличии информационные массивы, зафиксированные на каком либо носителе и пригодные для их сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества. Современные информационные технологии позволяют сохранять и распространять информацию в электронной форме. Электронная форма позволяет хранить информацию надежно и компактно, распространять ее оперативно и широко. Основные средства реализации этих возможностей – электронные издания и электронные библиотеки. В настоящее время существует три вида электронных библиотечных ресурсов: - цифровой информационно-библиотечный комплекс - включает только использование электронных ресурсов без возможности копирования и без предоставления в Интернете; - образовательная электронно-библиотечная система - воспроизводит и доводит пользователям Интернета актуальную учебную литературу на основе приобретения лицензий у издателей и авторов; - специализированные электронные базы данных - включают научные и иные материалы по тематическим направлениям. Список электронных образовательных ресурсов удаленного доступа для студентов и преподавателей Тюменского государственного института культуры I уровень - подписные электронно-библиотечные системы: 1. Электронно-библиотечная система (ЭБС) издательства «Лань» 2. Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks 3. Электронно-библиотечная система издательства (ЭБС) «Юрайт» 4. Электронно-библиотечная система eLib 5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU II уровень - Электронные библиотечные системы свободного доступа 1. Национальная электронная библиотека (НЭБ). 2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина и др.
«Информационная культура специалиста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot