Индексы цен; теория маржинального анализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Индексы цен
Рассмотрим показатели, характеризующие изменение цен экономических
благ в привязке к эффектам дохода и замещения. Представим основные
индексы цен и различия между ними. Начнем с формулы дефлятора ВВП
(индекса Пааше):
( pi 1qi 1)
I
100,
(15)
( pi 0qi 1)
где I – индекс цен (дефлятор) ВВП; qi1 – объем продукции текущего года в
соответствии с рыночной корзиной; Pi1 – текущая цена; Pi0 – цена в базовом
периоде.
Рыночная корзина – это перечень товаров и услуг-представителей, которые являются основными, составляющими сравнительно большую
долю в совокупном объеме национального производства. Данный перечень
разрабатывается и утверждается государственным органом по статистике и
включает четыре основных раздела:
1. Потребительские товары и услуги.
2. Инвестиционные товары.
3. Товары, покупаемые правительством.
4. Товары и услуги, купленные и проданные на мировом рынке.
Базовый период – это тот период, с которым проводится сравнение. Для
него величина дефлятора ВВП равна 100.
Через каждые 6…8 лет происходят кардинальные изменения
ассортимента производимых в стране товаров и услуг, которые требуют смены
рыночной корзины и базового периода. Государственным органом по
статистике (в России это Федеральная служба по статистике) утверждается
новый перечень товаров и услуг и перемещается база для сравнения (базовый
период).
Наряду с дефлятором ВВП рассчитывают индекс потребительских цен на
основе индекса Ласпейреса:
( pi 1qi 0 )
I
100,
(16)
( pi 0qi 0 )
где I – индекс потребительских цен; qi0 – потребительская корзина базового
периода; Pi1 – текущая цена; Pi0 – цена в базовом периоде.
Отметим основные различия между этими индексами. Дефлятор ВВП
включает 4 группы товаров и услуг, а индекс потребительских цен – только
потребительские товары и услуги. Рыночная корзина в формуле дефлятора ВВП
характеризует реальный объем выпуска продукции в соответствии с
установленным перечнем. Потребительская корзина в формуле индекса
Ласпейреса является теоретическим набором товаров и услуг, который
устанавливается на несколько лет.
Отражая динамику цен по рыночной корзине текущего периода, индекс
Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается
заниженная оценка изменения цен при их росте и завышенная в случае их
снижения.
Индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления,
которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и
игнорируя эффект замещения, этот индекс даѐт завышенную оценку
инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.
С целью устранения недостатков, присущих индексам Пааше и
Ласпейреса, может быть рассчитана их средняя геометрическая величина –
индекс Фишера:
IF IL IP .
Тема «Теория маржинального анализа»
1. Основные понятия
Теория маржинального анализа появилась в конце XIX века. Название
получила от английского слова marginal [`ma: dzinl] – предел, предельный. В
контексте данной экономической теории «маржинальный» означает
дополнительную, приростную величину результативного показателя при
увеличении соответствующего факторного показателя на единицу.
Изучая экономическую теорию, мы часто обращались к теории
маржинального анализа. Вспомним понятия «предельная полезность»,
«предельные издержки», «предельный доход», «предельный продукт», теорию
предельной производительности факторов производства и т.п.
Теория маржинального анализа имеет широкие возможности
использования в практической деятельности фирм в процессе принятия
оптимальных управленческих решений.
В основу данной теории заложено изучение соотношения между тремя
важнейшими экономическими показателями:
– объемом производства или реализации продукции;
– прибылью;
– издержками производства.
Предпосылкой использования маржинального анализа является
обязательное наличие следующих условий:
– поступление выручки должно быть пропорциональным объему
реализованной продукции;
– на протяжении анализируемого периода не должны существенно
изменяться запасы готовой продукции, эффективность производства, цены на
продукцию и потребляемые экономические ресурсы. Следовательно, данная
теория может особенно успешно применяться в краткосрочном периоде.
Вводится используемое на практике понятие «маржинальная прибыль
предприятия». Она представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат
либо выручку за вычетом переменных затрат.
В бухгалтерском учете по международным стандартам на предприятии
выделяют постоянные и переменные затраты. Если такой учет не ведется, то с
помощью несложных расчетных процедур это можно сделать самостоятельно.
Сначала определяют величину переменных затрат, приходящихся на единицу
продукции, по формуле:
AVC = (TC2 – TC1)/(Q2 – Q1),
(65)
где AVC – средние переменные затраты при производстве конкретного вида
продукции; Q1 и Q2 – объемы производства данного вида продукции в
натуральных показателях за два сравниваемых периода; TC1 и TC2 – общие
затраты при соответствующих объемах производства.
Теперь можно определить сумму постоянных затрат, приходящихся на
исследуемый вид продукции (FC), по формулам:
FC = TC2 – AVC·Q2
(66)
или
FC = TC1 – AVC·Q1.
(67)
2. Направления практического использования
теории маржинального анализа
Рассмотрим основные направления практического использования теории
маржинального анализа в деятельности фирмы.
1. Теория маржинального анализа позволяет рассчитать два основных
показателя, характеризующих финансовое состояние предприятия: порог
рентабельности (или безубыточный объем продаж) и зону безопасности
(запас финансовой устойчивости) предприятия.
Порог рентабельности – это количество единиц продукции или
выручка, превышение которых позволяет предприятию получать прибыль.
Графической иллюстрацией порога рентабельности является рис. 67.
Порог рентабельности предприятия находится по точке пересечения
линий выручки и общих затрат (на рис. 67 точка А). Следовательно, при объеме
производства Т предприятие имеет нулевую прибыль. Если оно будет
производить меньше Т, станет убыточным, а если больше Т – прибыльным.
Рис. 67. Определение порога рентабельности предприятия
В связи с тем, что порог рентабельности предприятия (Т) в денежном
выражении равен выручке (TR), а постоянные затраты (FC) в точке
безубыточности представляют собой маржинальную прибыль (Rm), можно
вывести пропорцию:
Т/FC = TR/Rm,
(68)
отсюда
TR FC
T
.
(69)
Rm
Формулу (68) можно преобразовать следующим образом:
FC FC
FC
FC P
FC P
(70)
T
,
Rm Dy P AVC P AVC
Dc
P
TR
где Dy – доля маржинальной прибыли в выручке; Р – цена продукции; Dс –
ставка маржинальной прибыли (сумма маржинальной прибыли на единицу
продукции).
Долю маржинальной прибыли в выручке можно представить как
P AVC
, а ставку маржинальной прибыли можно определить как
отношение
P
разность между ценой продукции и средними переменными затратами на ее
производство.
Таким образом, если порог рентабельности в денежном выражении
разделить на цену продукции, получим величину порога рентабельности в
натуральных показателях:
Т` = FC/Dс = FC/(P – AVC),
(71)
где Т` – порог рентабельности в натуральных показателях.
Для производств с широким ассортиментом продукции порог
рентабельности чаще всего определяется в денежном измерении по формуле
(69). Если у предприятия разные виды продукции, но ее количество измеряется
одинаковым натуральным показателем (например, в штуках, тоннах, метрах,
кубометрах и т.п.), то общий порог рентабельности предприятия можно
рассчитать также в соответствующих натуральных показателях. Для этого
определяют среднюю ставку маржинальной прибыли Dc , которая
рассчитывается путем деления суммы маржинальной прибыли предприятия на
общее количество произведенной продукции или оказанных услуг.
Получив значение средней ставки маржинальной прибыли, можно
определить общий порог рентабельности предприятия с широким
ассортиментом продукции в натуральных показателях. Для этого сумму
постоянных затрат фирмы делят на Dc .
Зона безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости)
представляет собой разность между отчетными показателями выручки (TR) или
объема продаж в натуральных показателях (Q) и теми их значениями, которые
соответствуют порогу рентабельности.
Зона безопасности может быть выражена в натуральных показателях, в
денежном измерении или в процентах. Каждый из трех названных форматов
определяется следующим образом:
ЗБ = Q по отчету – Т`;
(72)
ЗБ` = TR по отчету – Т;
(73)
Q T`
ЗБ`` =
(74)
100
Q
или
TR T
100,
ЗБ`` =
(75)
TR
где ЗБ, ЗБ` и ЗБ`` – величины зоны безопасности соответственно в натуральных
показателях, в денежном измерении и в процентах.
Чем выше значения зоны безопасности, тем более устойчивое финансовое
состояние предприятия. Зона безопасности в процентах может принимать
значения от нуля до 100%. Например, зона безопасности равна 75%. Это
означает, что предприятие может сократить объем продаж на 75% и при этом не
станет убыточным.
2. Определение объема реализации продукции для получения конкретной
величины прибыли. Для этого можно воспользоваться следующими
формулами:
FC Rm
(76)
,
P AVC
(FC Rm ) P
(77)
TR
,
P AVC
где Q – объем реализации продукции в натуральных показателях; TR – объем
реализации продукции в денежном измерении (выручка); FC – постоянные
затраты, приходящиеся на данный вид продукции; Р – цена продукции; AVC –
средние переменные затраты при производстве анализируемого вида продукции;
R – заданная величина прибыли.
3. Определение максимальной суммы постоянных затрат при заданных
величинах маржинальной прибыли и объема продаж. Расчет производится по
формулам:
FC = Q·(P – AVC)
(78)
или
TR (P AVC )
FC TR·DY
.
(79)
P
4. Определение минимальной цены изделия при заданных значениях
постоянных и переменных затрат, а также объема продаж производится так:
FC
(80)
P
AVC.
Q
5. Оценка решения о принятии дополнительного заказа на производство
продукции по цене ее реализации ниже себестоимости.
Целесообразность такого решения может
возникнуть, если
производственные мощности предприятия используются не полностью.
Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.
Пример. В соответствии с бизнес-планом предприятие имеет заказы на 1000
единиц продукции по цене 150 тыс. руб. Затраты на весь выпуск продукции
запланированы в сумме 120 млн руб., из которых половина приходится на
постоянные затраты. Планировалось в течение года получить прибыль в размере
30
млн
руб.
(150
тыс.
руб.·1000
штук
–
– 120000 тыс. руб.).
В течение года объем продаж стал сокращаться. По расчетам
специалистов предприятия к концу года общий объем продаж по сравнению с
бизнес-планом должен уменьшиться на 40%. В такой ситуации год для
предприятия
должен
завершиться
убытком
в
сумме
6 млн руб. Соответствующий расчет можно провести на основе следующей
формулы:
R = Q·Dc – FC,
(81)
Q
где R – финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или
убыток); Q – объем продаж в натуральных показателях; Dc – ставка
маржинальной прибыли; FC – постоянные затраты.
Для определения ставки маржинальной прибыли рассчитаем величину
средних переменных затрат при производстве данной продукции (AVC). Она
равна отношению общей суммы переменных затрат (на весь объем выпуска) к
количеству произведенной продукции данного вида. В соответствии с
утвержденным бизнес-планом предприятия эта величина составляет 60 тыс. руб.
(60000 тыс. руб. / 1000 штук).
Теперь можно определить ставку маржинальной прибыли (Dc =
= P – AVC):
150 тыс. руб. – 60 тыс. руб. = 90 тыс. руб.
Рассчитываем финансовый результат:
1000 изделий·0,6·90 тыс. руб. – 60000 тыс. руб. =
= –6000 тыс. руб. или –6 млн руб. (убыток).
В такой экономической ситуации поступил заказ на производство 300
изделий по цене реализации 110 тыс. руб. Данная цена ниже себестоимости
производства по бизнес-плану (120 тыс. руб.). Кроме того, данная партия
изделий немного отличается от традиционной продукции предприятия.
Поэтому ее производство потребует от предприятия дополнительных затрат на
техническую подготовку производства в сумме 5 млн руб. Рассчитаем
экономическую целесообразность принятия предложения, поступившего от
заказчика.
Расчет:
Дополнительная выручка составит 33 млн руб. (300 штук·110 тыс. руб.).
Дополнительные переменные затраты будут равны:
300 штук·60 тыс. руб. = 18000 тыс. руб. или 18 млн руб.
Общие дополнительные затраты составят 23 млн руб. (18 млн руб. + 5
млн руб.).
Финансовый результат от поступившего заказа составит 10 млн руб. (33
млн руб. – 23 млн руб.).
Таким образом, в случае принятия данного заказа предприятие закончит год
с прибылью в размере 4 млн руб. (–6 млн руб. + 10 млн руб.). Следовательно,
выручка от поступившего заказа позволит профинансировать не только все
переменные затраты на его выполнение и дополнительные конструкторскотехнологические расходы, но и часть постоянных затрат предприятия. Вывод:
следует согласиться с предложением заказчика. Постоянные затраты
распределяются на больший объем продукции, вместо 600 на 900 изделий. В
результате снизится себестоимость тех 600 изделий, которые традиционно
производит фирма.
6. Выбор ассортимента выпускаемой продукции с учетом ограничений на
ресурсы.
Встречаются разные виды ограничений на ресурсы:
– имеющееся оборудование и возможность его приобрести;
– имеющиеся специалисты определенного профиля и возможность их
найма;
– дефицит необходимых материалов;
– недостаток финансовых ресурсов.
Задачи подобного рода решаются на основе использования общего
методического приема: предпочтение отдается производству тех видов
продукции, которые обеспечивают наивысшую маржинальную прибыль в
расчете на единицу дефицитного ресурса. Например, на один машино-час
работы оборудования, на один человеко-час работы специалиста, на
соответствующую единицу измерения материала, на рубль финансовых
ресурсов.
Процесс решения подобных задач рассмотрим на примере.
Пример. Фирма выпускает пальто и куртки. Соответствующие
экономические показатели представим в виде таблицы:
Показатель
Цена, руб. (Р)
Удельные переменные
затраты, руб. (W)
Расход материала
на 1 изделие, м
Спрос, штук (Q)
Пальто
2500
Куртки
2000
1600
1300
3
2
5000
8000
Постоянные затраты на предприятии (FC) составляют 5 млн руб.
На складе имеется 25000 м необходимой ткани. Потребность в этой ткани
составляет 31000 м (5000 штук·3 м + 8000 штук·2 м). Следовательно,
ограничителем в данной ситуации является наличие требуемой ткани.
Результаты расчетов также оформим в виде таблицы:
Показатель
Ставка маржинальной
прибыли, руб. (Dc)
Ставка маржинальной прибыли на
1 метр ткани, руб.
Пальто
Куртки
2500 – 1600 = 900
2000 – 1300 = 700
900/3 = 300
700/2 = 350
Вывод: предпочтение отдаем производству курток, так как ставка
маржинальной прибыли на один метр ткани здесь выше. Поэтому куртки шьем
в соответствии со спросом, а оставшуюся ткань расходуем на производство
пальто. В результате производим:
– курток 8000 штук (по спросу);
– пальто 3000 штук.
Данное число находим из расчета
(25000 м – 8000 шт.·2 м)/3 м.
Прибыль предприятия в этом случае составит:
Dc·Q – FC = (900 руб.·3000 штук + 700 руб.·8000 штук) – 5000000 руб. =
= 3300000 руб. или 3,3 млн руб.
Она является максимальной величиной, которую предприятие может
получить при использовании дефицитной ткани.
7. Выбор стратегии в конкурентной борьбе: выиграть за счет более
высокого качества продукции или путем снижения цен при прежнем качестве.
Рассмотрим порядок вычислений на примере.
Пример. Конкурент продает аналогичное изделие по цене
250 руб. Задача нашего предприятия в конкурентной борьбе: выиграть за счет
повышения качества продукции или путем продажи прежней продукции по
более низким ценам.
Исходная информация: постоянные расходы фирмы, связанные с
производством и сбытом продукции, равны 2400 тыс. руб., средние переменные
затраты составляют 80 руб.
Повышение качества потребует дополнительных затрат: постоянные и
средние переменные затраты возрастут на 25%. Более качественное изделие
можно будет продавать по цене 300 руб.
Проанализируем варианты повышения качества продукции и снижения
цены до 200 руб. при прежнем качестве:
Показатели
Цена, руб.
Средние переменные затраты, руб.
Постоянные затраты, тыс. руб.
Ставка маржинального дохода, руб.
Безубыточный объем продаж, штук
Мощность предприятия, штук
Сумма прибыли, тыс. руб.
Варианты
Повышение
качества
300
100
3000
200
15000
25000
2000
Снижение
цены
200
80
2400
120
20000
25000
600
В данном случае оценку вариантов следует делать по двум основным
показателям: величине прибыли и безубыточному объему продаж. Как видим,
вариант повышения качества продукции предпочтительней по обоим этим
показателям. Более низкая величина точки безубыточности свидетельствует о
лучшей финансовой устойчивости фирмы на рынке.
8. Фирма решает увеличить объем реализации продукции за счет
снижения цен. Расширение производства потребует нарастить постоянные
затраты. В какой степени фирме следует увеличить объем реализации
продукции, чтобы компенсировать потери от снижения цены и роста
постоянных затрат?
Для соответствующих расчетов можно воспользоваться формулами:
FC2 R1
FC2 R1
(FC2 R1) P2 (FC2 R1) P2
TR2
, (82)
P2 AVC1
Dy 2
P2 AVC1
Dc2
P2
Q2
FC2 R1 (FC2 R1) TR2
,
Dc2
P2 AVC1
P2
(83)
где TR2 – искомая выручка; Q2 – искомый объем производства в натуральных
показателях; R1 – прежняя прибыль, которую фирма желает сохранить; FC2, P2,
TR2 – новые значения соответственно постоянных затрат, цены и выручки; Dy2,
Dc2 – новые значения соответственно доли маржинальной прибыли в выручке и
ставки маржинальной прибыли; AVC1 – первоначальная величина средних
переменных затрат.
9. Расчет объемов реализации продукции, которые дают одинаковую
прибыль по различным вариантам управленческих решений (при
использовании различных видов оборудования, технологии, цен, структуры
производства и т.д.).
Такой расчет позволяет выбрать наилучший вариант по критерию
минимального порога рентабельности и максимальной зоны безопасности.
Воспользуемся формулой бухгалтерской прибыли на основе теории
маржинального анализа:
R = Q·(P – AVC) – FC = Q·Dc – FC.
(84)
Затем приравняем величины прибыли по двум вариантам управленческих
решений: Q·Dc1 – FC1 = Q·Dc2 – FC2. Из этого уравнения выведем искомый
объем производства:
FC2 FC1
Q
.
(85)
Dc2 Dc1
10. Расчет объемов продаж, при которых сумма затрат будет одинаковой
по различным вариантам управленческих решений.
Для этого приравниваем величины затрат по двум вариантам
управленческих решений: Q·AVC1 + FC1 = Q·AVC2 + FC2. Находим искомый
объем продаж:
Q
FC2 FC1
.
AVC1 AVC2
(86)
11. Обоснование решения производить комплектующие детали самим
или покупать. Для этого применяется формула:
P·Q = AVC·Q + FC,
(87)
где P – средняя цена комплектующих деталей на рынке; Q – пограничный
объем производства; AVC и FC – соответственно средние переменные и
постоянные затраты, которые будет иметь фирма при собственном
производстве комплектующих деталей.
Если фирма предполагает производить меньше величины Q, то ей следует
покупать комплектующие детали на рынке. Когда предусматривается объем
выпуска, превышающий величину Q, то фирме целесообразно организовать
собственное производство комплектующих деталей.
Решение должно основываться также на учете таких факторов, как
– мощность предприятия;
– качество продукции;
– колебания объемов спроса и производства;
– создание или сокращение рабочих мест и т.д.
12. Выбор варианта покупки оборудования.
На рынке может быть разное по мощности и цене оборудование. При
этом менее мощное и относительно дешевое оборудование может потребовать
значительных затрат труда. Самое мощное и дорогое оборудование может
предусматривать меньшее количество работников по его обслуживанию. Как
выбрать соответствующее оборудование? Покажем это на примере.
Пример. На рынке имеются три варианта технологического
оборудования: 1) станок с ручным управлением; 2) полуавтоматический станок;
в) станок-автомат. Станок с ручным управлением самый дешевый, поэтому
амортизационные расходы (постоянные затраты FC) здесь будут минимальные.
Однако переменные затраты, связанные с расходами на заработную плату
большего количества рабочих, в данном случае будут максимальными. Самый
дорогой станок-автомат потребует наиболее высоких амортизационных
отчислений, но затраты на заработную плату рабочих здесь минимальные.
Второй вариант является промежуточным по величине амортизационных
отчислений и расходам на заработную плату.
Покажем решение данной задачи двумя способами: графическим и
аналитическим.
Решение графическое иллюстрирует рис. 68.
Рис. 68. Выбор производственного оборудования
Прокомментируем данный рисунок. Для станка с ручным управлением
имеем постоянные затраты FC1 и общие затраты TC1. Аналогично на графике
обозначены эти показатели для полуавтомата и станка-автомата. Находим точку
пересечения линий общих затрат станка с ручным управлением и полуавтомата.
Из этой точки опускаем пунктир на горизонтальную ось координат, в
результате чего определяем объем производства Х1. Далее находим точку
пересечения графиков общих затрат полуавтомата и станка-автомата.
Аналогично находим объем производства Х2.
Делаем вывод: если предполагается объем производства <Х1, то покупаем
оборудование с ручным управлением; если объем производства будет
находиться в интервале Х1 < X < Х2, целесообразно приобретать полуавтомат;
при объеме производства >Х2 следует использовать станок-автомат.
Решение аналитическое заключается в приравнивании величин общих
затрат при работе на станке с ручным управлением и с использованием
полуавтомата: FC1 + AVC1·X1 = FC2 + AVC2·X1. Решая это уравнение, находим
Х1. Затем приравниваем величины общих затрат при использовании
полуавтомата и в условиях работы на станке-автомате: FC2 + AVC2·X2 = FC3 +
AVC3·X2. Определяем Х2.
Выводы делаем такие же, как и при графическом решении.
3. Расчетные задания на основе теории маржинального анализа
Исходная информация по фирме представлена в табл. 5.
Таблица 5
Показатели первичного учета фирмы
Виды
продукции
А
В
С
Д
Объем
производства,
тыс. штук
1-й год
2-й год
2100
2200
3200
4000
1500
2500
2800
1900
Цена, руб.
1-й год
200
250
300
150
2-й год
300
350
400
100
Себестоимость, руб.
1-й год
150
200
280
140
2-й год
250
250
370
110
Постоянные
затраты,
тыс. руб.
1-й год
2-й год
50000
52000
40000
40000
200000
215000
100000
90000
На основе этой информации выполните задания, используя программу
Excel.
Примечание. Суммарную величину постоянных затрат фирмы находим
путем сложения величин постоянных затрат по каждому товару. Аналогично
определяем суммарную выручку фирмы. Как известно, по каждому товару
выручка определяется путем умножения количества проданной продукции в
натуральных показателях на их цену.
Задание 1. Определите порог рентабельности (в натуральном и денежном
измерении) за 2 года по каждому товару и в целом для фирмы. Результат
оформите в табличном виде:
Порог рентабельности в натуральных и денежных показателях
Порог рентабельности (Т)
Вид продукции
тыс. штук
1-й год
тыс. руб.
2-й год
1-й год
2-й год
А
В
С
Д
Итого
Задание 2. Рассчитайте зону безопасности (в натуральном, денежном и
процентном измерении) за 2 года по каждому товару и в целом для фирмы.
Результат оформите в табличном виде:
Зона безопасности предприятия в натуральном, денежном
и процентном форматах
Вид продукции
А
Зона безопасности предприятия
тыс. штук
тыс. руб.
1-й год
2-й год
1-й год
2-й год
%
1-й год
2-й год
В
С
Д
Итого
Задание 3. Представьте графические иллюстрации определения порога
рентабельности и зоны безопасности предприятия за 2 года по каждой из
товарных групп и в целом для фирмы (результатов выполнения заданий 1 и 2).
Для построения графиков в программе Excel исходную информацию
оформляем в виде таблицы:
Объем продаж, тыс. штук (Q)
Q
Общие затраты, тыс. руб. (TC)
FC
TC
Выручка, тыс. руб. (TR)
TR
Порог рентабельности на графике определяется по точке пересечения
линий общих затрат (TC) и выручки (TR). Зона безопасности представлена
отрезком на оси абсцисс между фактическими значениями выручки и порогом
рентабельности.
Задание 4. Определите максимальную величину постоянных затрат по
каждому товару и для фирмы в целом за 2 года. Сравните полученные
величины с отчетными значениями показателей постоянных затрат за
последний анализируемый период (2-й год). Результаты представьте в таблице:
Максимально возможные и фактические величины
постоянных затрат фирмы (тыс. руб.)
Вид
продукции
1-й год
Максимум
2-й год
Отчет
Максимум
Отчет
А
В
С
Д
Итого
Задание 5. Рассчитайте объем продаж в натуральных показателях (Q) и
выручку (TR) в целом для фирмы, которые позволили бы получить совокупную
прибыль (R) в размере 250 млн руб. в первом и втором году. Сравните эти
показатели с отчетными данными за соответствующие годы. Сделайте выводы.
Задание 6. Определите минимальные значения цены для каждого товара,
если объемы их продаж возрастут в 1,5 раза.
Примечание. Данная цена представляет собой себестоимость продукции,
или средние общие затраты (ATC).
Сравните полученные значения цен с отчетными показателями цен и
себестоимости продукции. Соответствующие результаты представьте в
табличном виде:
Минимальные цены (себестоимость) продукции
после роста объема продаж в 1,5 раза и по отчетным данным
Вид продукции
Минимальная цена
1-й год
2-й год
Себестоимость по отчету
1-й год
2-й год
Цена по отчету
1-й год
2-й год
А
В
С
Д
Задание 7. Рассчитайте необходимое увеличение объема продукции в
натуральных показателях и выручки для компенсации потерь от снижения цен
на 20% и роста постоянных затрат на 5% по каждому из товаров и в целом для
фирмы по сравнению с последним отчетным годом (вторым). При расчетах
используйте следующие формулы:
FCновые Rстарая
FCновые Rстарая
Qновый
,
(88)
Dcновая
Pновая AVCстарые
TRновый Qновый Pновая,
(89)
где Qновый – искомый объем продукции в натуральных показателях;
TRновый – искомая выручка; FCновые – измененное значение постоянных издержек;
Rстарая – первоначальная прибыль (совокупная прибыль 2-го года); DCновая –
измененная ставка маржинальной прибыли; Рновая – измененная цена; AVCстарые –
прежнее значение средних переменных затрат.
Примечание. Для получения измененного значения постоянных затрат
необходимо прежнее их значение умножить на коэффициент 1,05 (увеличение
на 5%). Для получения новой цены следует прежнюю цену умножить на
коэффициент 0,8 (снижение цены на 20%). Измененная ставка маржинальной
прибыли получается путем вычитания из новой цены прежнего значения
средних переменных затрат. Показатели новых величин объема производства в
натуральном измерении и выручки для фирмы в целом получаем
суммированием соответствующих величин по видам продукции.
Результаты расчетов приведите в таблицах:
Характеристика изменения объемов продаж в натуральных показателях
Вид продукции
А
В
Объем производства, тыс. штук
2-й год
новые
(по отчету)
значения
Изменение объема производства
% к отчетным
тыс. штук
величинам
С
Д
Итого
Характеристика изменения выручки
Вид продукции
Выручка, тыс. руб.
2-й год
новые
(по отчету)
значения
Изменение выручки
% к отчетным
тыс. руб.
величинам
А
В
С
Д
Итого
Вопросы для самоконтроля
1. Какие три основных показателя положены в основу теории маржинального анализа
при принятии управленческих решений фирмой?
2. Каковы основные предпосылки, обеспечивающие возможность использования
теории маржинального анализа в фирме?
3. Чем отличается маржинальная прибыль (маржинальный доход) от бухгалтерской
прибыли?
4. Как можно разделить все затраты фирмы при производстве какого-либо вида
продукции на постоянную и переменную части?
5. Назовите основные направления практического использования теории
маржинального анализа в деятельности фирмы.
6. Что такое порог рентабельности (точка безубыточности) предприятия и зона его
безопасности?
7. На каких предприятиях точка безубыточности больше? Это положительно или
отрицательно влияет на устойчивость фирмы на рынке?
8. Как можно рассчитать порог рентабельности предприятия в натуральных и
денежных показателях?
9. Как рассчитывают среднюю ставку маржинальной прибыли для предприятия,
производящего широкий ассортимент продукции? Когда это возможно?
10. Каковы особенности определения порога рентабельности (точки безубыточности)
для предприятия с широким ассортиментом продукции?
11. Когда и как можно определить порог рентабельности в натуральных показателях
для предприятия с широким ассортиментом продукции?
12. Как рассчитывается зона безопасности (зона финансовой устойчивости)
предприятия в натуральных, денежных показателях и в процентах?
13. Какие значения может принимать зона безопасности предприятия в процентах?
14. Как можно определить объем реализации продукции для получения заданной
величины прибыли?
15. Как определяется максимальная сумма постоянных затрат при заданных величинах
маржинальной прибыли и объема продаж?
16. Как определяется минимальная цена изделия, которая учитывается при
заключении сделок?
17. В каких случаях на предприятии целесообразно согласиться с выполнением
убыточного заказа? Почему это может быть выгодно? Приведите свой пример.
18. Какой общий методический прием используется при выборе рационального
ассортимента выпуска продукции в условиях ограничений на ресурсы?
19. Какие виды ограничений на ресурсы встречаются в экономической практике?
20. Как выбирается стратегия в конкурентной борьбе: выиграть за счет более высокого
качества продукции или путем снижения цен при прежнем качестве?
21. Как рассчитывается необходимое увеличение объема реализации, чтобы
компенсировать потери от снижения цены и роста постоянных издержек, связанных с
расширением производства?
22. Как рассчитываются объемы продаж, которые дают одинаковую прибыль по
различным вариантам управленческих решений (при использовании различных видов
оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.)?
23. Как определяются объемы продаж, при которых сумма затрат будет одинаковой по
различным вариантам управленческих решений?
24. Как можно обосновать решение производить комплектующие детали самим или
покупать?
25. Как выбирается вариант покупки машин и оборудования?