Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Искусство является специфической формой познания действительности, активным средством воспитания и источником эстетического наслаждения. Его спецификой является отражение действительности с помощью художественных образов. Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьёзное произведение искусства, художник прошёл свою часть пути. В его работе соединились строгий расчёт и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключён смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.
Однако наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства требует и известной специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей.
Все существующие виды искусства можно разделить на три группы:
К одной относятся пространственно-временные искусства, действие которых происходит и воспринимается в зримом пространстве и в течение определённого времени:
– драматический и музыкальный спектакли,
– кинофильм,
– различные театрализованные процессии.
Вторая группа – временные искусства – включает те виды, где действие развивается лишь во времени:
– музыка,
– поэзия,
– художественная литература.
Третью группу составляют искусства, произведения которых лишены развития в реальном времени:
– картины,
– скульптуры,
– рисунки,
– художественные изделия (ковры, вазы, драгоценности и т. д.),
– архитектурные сооружения и их интерьеры и т. д.
Эта группа объединяет пространственные произведения, отличающиеся своей статичностью, неподвижностью, неизменностью во времени. Пространственные искусства разделяются на две большие группы:
1. Одни из них представляют собой собственно предметы, окружающие человека в повседневной жизни. Сюда относятся всевозможные изделия, художественно сконструированные или оформленные. Это – мебель, автомобили, предметы быта и т. д., составляющие область дизайна – функционально-пространственного искусства художественного конструирования вещей. В эту группу входит искусство архитектуры – искусство проектировать и строить, а также произведения декоративно-прикладного искусства.
2. В другую группу пространственных искусств входят искусства, создающие изображения предметов, поэтому эти искусства называются изобразительными. Изобразительное искусство делится на виды: живопись, графика, скульптура. Облик и содержание живописных графических и скульптурных произведений существенно изменяется в зависимости от их назначения и ряда других причин, и поэтому эти искусства делятся ещё и на станковое, монументальное и декоративное.
– Название «станковое» происходит от слова «станок» – приспособление, на котором выполняется создаваемая картина, скульптура или графика. Характерная особенность станковых произведений состоит в том, что они не предназначены для какого-либо определённого места и обращены к каждому зрителю отдельно, затрагивая его самые глубинные мысли, чувства и представления.
– Монументальные произведения, обычно большого размера, размещаются в определённом для них месте (монументальные скульптуры на городских площадях, на местах больших исторических событий; монументальные живописные произведения на стенах общественных зданий).
– Декоративность в живописи, скульптуре и графике придаёт изображениям стилизованность, условность, превращая их в некий символ. Декоративные произведения живописи, графики и скульптуры предназначены для украшения стен и интерьеров зданий, улиц, скверов, парков, фонтанов и т. д.
ЛЕКЦИЯ 2. ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. ЖИВОПИСЬ
Ей принадлежит особое место в изобразительных искусствах. Это связано с тем, что никакой другой вид искусства не может с такой полнотой, объёмностью и выразительностью передать многообразные явления жизни, различные человеческие образы. Ещё задолго до появления фотографии живописи удалось сделать практически невозможное – остановить мгновение.
Живопись – это иллюзорно-пространственное изображение предметов и явлений реального мира на плоскости посредством цветных материалов. Основным выразительным средством живописи является колорит. Колорит (система организации цвета, соотношения цветовых тонов) позволяет соотношением цветов наглядно выявить красочное богатство окружающей реальности и эмоционально-психологический настрой происходящего. Кроме этого, художник-живописец использует и другие средства выразительности.
Рисунок – с его помощью из составляющих его линий создаются пластические образы. Линии могут быть схематичны и лишь намечать конструкции объёмов.
Композиция – это размещение фигур и их соотношение в пространстве картины. Известны следующие типы композиций:
– устойчивые (основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре произведения),
– динамические (преобладают диагонали, круги, (композиционные линии расходятся от центра),
– закрытые (линии овалы), открытые стягиваются к центру).
Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности – фактурой. Выразительность картины не в последнюю очередь зависит от выбранной художником техники исполнения живописи.
Выделяют несколько основных видов техники живописи, у каждого из которых имеются свои особенности.
Масляные краски. Обладают вязкостью и долго высыхают. Это позволяет получать их разнообразные композиции и сложные колористические решения.
Темпера. Старинная техника живописи. Цвет в ней обладает особенно красивым звучанием: колорит чуть приглушённый, бархатистый, наполненный спокойным, ровным светом.
Акварель. Её отличительные свойства – прозрачность и свежесть цвета. Выполняется на негрунтованной белой бумаге, которая как бы выполняет роль белил, отсутствующих в акварели. Это позволяет получать их разнообразные композиции и сложные колористические решения.
Гуашь. Как и акварель разводится водой, но имеет густую консистенцию и большую плотность. Не обладает прозрачностью. В палитре гуаши всегда присутствуют белила.
Пастель. Живопись цветными мелками. Выполняется на сырой бумаге или замше. Преимущества – даёт мягкие, нежные тона. Недостатки – пастельные произведения трудно хранить из-за их сыпучести.
Акварель, гуашь и пастель долгое время считали графикой, а не искусством живописи, поскольку они выполняются на негрунтованной бумаге – основном материале графического искусства. Однако специфическое средство живописи – цвет – является в одинаковой степени основным и в масляной живописи, и в акварели, и гуаши и пр. Но это не исключает того, что акварель и гуашь довольно часто используются и в графике, например в выполнении оригиналов в книжных и журнальных иллюстрациях.
В монументальной живописи используются и другие техники.
Фреска. Красочный пигмент (порошок) разводится водой и наносится на сырую штукатурку, которая при высыхании очень прочно скрепляет красочный слой. Этот вид живописи применяется для росписи стен зданий.
Мозаика. В ней вместо красок применяют кусочки смальты (стеклянных сплавов), мрамора, камней, эмали, керамики. Мозаикой украшают жилые и общественные здания, дворцы, вокзалы, аэропорты, государственные учреждения, театры и пр., хотя бывают и небольшие мозаичные картины, портреты, натюрморты.
Жанры живописи
Группы родственных по тематике произведений называют жанрами этого вида искусства. Происхождение жанров связано со многими и разными сторонами социально-общественной жизни людей, с материальными условиями существования и духовной культурой общества. Жанры исторически преходящи. Так, например, в древнерусской живописи, целиком направленной на христианскую мифологию, существовали свои жанры: образа, жития святых, праздники и некоторые другие.
Начиная со светской культуры эпохи Возрождения, в европейской живописи формируются жанры, где взгляд художника направлен на действительность: исторический жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт.
В ХХI веке развитие живописи происходит особенно бурно и сложно. Художники теперь часто обращаются к нетрадиционным темам, не попадающим в границы какого-то одного жанра. Новое содержание диктует перемены в структуре жанров, поэтому в разных источниках предлагаются разные классификации жанров. Однако можно выделить и так называемые классические жанры.
Портрет
Это изображение человека или группы людей, существовавших или существующих в действительности. Основные признаки портрета: сходство с моделью, отражение через неё социально-этических черт времени или эпохи, а также особое отношение художника к портретируемому. Основная тема портрета – человек. Важное значение в портрете имеет авторская идея художника. От неё зависит выбор композиционного решения, техники живописи, колорита. Портрет может быть как документально-повествовательным, так и эмоционально-чувственным, психологическим или философским.
При документально-повествовательном решении образа автор обычно стремится достоверно конкретизировать портрет. При этом стремление к документальному сходству может возобладать над авторским видением.
При эмоционально-образном решении документальная подлинность уже не так характерна. Основное внимание здесь уделяется работе с декоративными живописными средствами, суть которой заключается в передаче эмоционального настроя автора.
Философский портрет в основном представлен портретами пожилых людей. Они являются своеобразным размышлением художника о жизни, особенно о старости – периоде, когда человек может подвести итоги своего бытия.
В автопортрете художник оценивает себя как личность, определяет своё место в обществе, имея при этом возможность сделать это как бы со стороны.
Групповой портрет интересен с той точки зрения, что часто имеет целью создать впечатление общности, единого художественного образа. При этом не нивелируется характеристика отдельного персонажа.
Пейзаж
Природа, естественная или изменённая человеком, – главный предмет изображения этого жанра. По сравнению с другими живописными жанрами пейзаж достаточно молод. В Европе он появился в 16 веке, а как самостоятельный жанр выделился только в начале 17 века. Сначала он выступал вспомогательным элементом в составе произведений других жанров. Постепенно пейзаж стал служить средством выражения особой художественной идеи автора. Образный смысл произведения начал во многом зависеть от выбора изображаемого пейзажа. Со временем каждая пейзажная картина приобретает черты исторического документа. Происходит это потому, что первозданная природа постоянно изменяется в результате человеческой деятельности.
Пейзаж отражает некоторые социальные реалии времени и даже развитие общественной мысли. Поэтому в середине 19 века заметным явлением в живописи становится национальный пейзаж, нагруженный социальным смыслом. Наступление современной технической эры также нашло своё отражение в пейзаже.
Следует рассматривать как самостоятельный жанр марину, морской пейзаж. Он имеет целый ряд особенностей, связанных с изображением моря.
Натюрморт
Это жанр живописи, изображающий мир вещей, которые окружают человека. Возник жанр сравнительно поздно – в 17 веке во Фламандии, Голландии и Испании. Натюрморт может иметь самостоятельное значение. В этом случае он обладает значительными выразительными возможностями. Часто натюрморт выступает элементом композиции произведения другого жанра живописи. При этом он имеет подчиненное значение, помогая более полно раскрыть смысл произведения.
В истории искусства получили развитие два основных типа натюрморта:
Первый – вещи говорят, прежде всего, не о себе, а о своём хозяине, выступая его косвенной характеристикой. Композиция вещей здесь подчёркнуто естественная и непреднамеренная.
Второй тип представляют натюрморты, в которых вещи представляют нечто самоценное и говорят, прежде всего, о самих себе. Здесь композиция «выставочная», строго продуманная, декоративно организованная.
Помимо вышеуказанных жанров, имеющих в живописи определяющее значение, художниками могут использоваться и другие жанры.
Бытовой жанр
Этот жанр живописи отображает повседневную частную и общественную жизнь, современную художнику. В произведениях этого жанра представлены трудовая деятельность людей, различные праздники, явления национального колорита и т. д. Как и многое другое, бытовой жанр сформировался как самостоятельный в творчестве голландских живописцев.
Исторический жанр
Художники всегда запечатлевали в своих произведениях важные исторические события, умея при этом давать им собственную, порой субъективную оценку. Исторический жанр включает в себя легендарные и исторические сюжеты. Также в его состав можно внести батальный жанр. Предмет его отображения – военные походы, знаменитые сражения, боевые действия и т. д.
Анималистический жанр
Этот жанр является одним из древнейших жанров живописи. Произведения анималистического жанра отображают мир животных. Основным видом деятельности древнего человека была охота. Изучение характера животного, его повадок имело практическую ценность. Всё это получило отражение в наскальных и настенных росписях первобытных людей.
2.2. ГРАФИКА
Это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатную художественную продукцию, основанную на искусстве рисунка. Графика более других приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как основным графическим средством является плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Основной материал, используемый в искусстве графики, – бумага – предопределяет классическую роль белого фона, поэтому графика часто характеризуется как искусство «белого и чёрного», что вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей (цветная бумага, цветные карандаши, акварель и т. п.). Всё же цвет в графике чаще играет вспомогательную роль; большое значение имеет фактура бумаги.
Существует множество классификаций графических работ. В самом общем виде графика делится на два вида:
– уникальную (рисовальную), где художник создаёт изображение непосредственно на листе бумаги,
– печатную (эстамп).
Рисунок
Ведущим в графике является рисунок. Он демонстрирует характер, темперамент, настроение художника; выполняется твёрдым красящим веществом (карандаш, сангина, уголь и пр.) или пером, кистью с использованием туши, акварели. Рисунок – один из самых древних видов изобразительного искусства. Он выполняется от руки, на глаз, с помощью графических средств. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Оттенки в рисунке получаются с помощью штриховки: редкие, слабые штрихи дают светлый, прозрачный фон, а частые и сильные – тёмный.
Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. Но в эпоху Ренессанса рисунок освобождается и становится самостоятельной ценностью. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи.
Рассмотрим особенности различных техник рисунка.
Рисунок пером
Перо используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от формы наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закруглённого) получают различные линии и штрихи. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, аккуратности, самодисциплины.
Рисунок углём
Уголь – чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Линии и штрихи, нанесённые на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются, поэтому рисунки нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45 градусов, что даёт возможность проводить разнообразные линии. Заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие чёткие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов, можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи.
Карандашный рисунок
Когда-то карандашами служили палочки из свинца, серебра, дающие достаточно чёткие серые штрихи на бумаге. Пользовались ими главным образом для предварительных набросков. Одновременно с металлическими карандашами пользовались и так называемыми итальянскими карандашами из чёрного сланца, которые широко применялись до 19 века. Первое описание графического карандаша было найдено в относящихся к 1564 г. трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя К. Гейслера. У графитовых стержней было два существенных недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Только в конце 18 века стали делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом, а потом француз Н. Контье предложил вклеивать их в деревянные пеналы.
Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с лёгким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. С 1846 г. выпускают карандаши 17 степеней твёрдости. В начале 19 века англичанин Дж. Пристли обнаружил, что сырой натуральный каучук способен стирать следы графита (карандаша) лучше, чем частицы хлеба, которые использовались в то время с этой целью.
Рисунки мелками (сангиной и соусом)
Сангина – материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина – красный мел. В настоящее время сангина изготавливается из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Она даёт возможность применять растушку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, так как штрих легко растирается. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляются уголь и мел.
Соус – жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром 8–10 мм, обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворённым в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти. Соус обладает интенсивной красящей способностью, даёт бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Соусом пользуются и как акварелью. При этом он похож на чёрную или цветную тушь.
Эстамп
Эстамп – оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается на пластине какого-либо твёрдого материала, с которого потом рисунок печатается с помощью пресса. Печатная форма создаётся самим художником, в результате получается ряд экземпляров одинаковой, высокой художественной ценности.
Печатная графика имеет разные техники исполнения в зависимости от использованного материала.
Офорт – техника гравюры на металле с использованием кислоты. Металлическая пластина покрывается с двух сторон тонким слоем лака, который защищает её от разъедания кислотой. С помощью специальной твёрдой иглы гравёр процарапывает лак по линиям рисунка. В слое лака образуются царапины. Именно эти обнажённые части металла подвергнутся воздействию при погружении пластины в азотную кислоту. Кислота, разъедая металл, углубляет рисунок. Потом пластина вынимается, полощется в чистой воде.
Существует гравюра высокой печати, где с деревянной доски или линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми.
Линогравюра – гравюра на линолеуме.
Ксилография – гравюра на дереве.
Литография – гравюра печатается с гладкой поверхности камня, на которую предварительно наносится рисунок жирным карандашом. Затем камень обливают слегка окисленной водой, не пристающей в местах, проведённых карандашом. После этого на камень накатывают обычную типографскую краску, которая ложится лишь на рисунок. Его и переводят путём тиснения на бумагу.
Графика также делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения – эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, открытки, экслибрисы), и плакат.
Станковая графика
Станковая графика – род графики, произведения которой самостоятельны по назначению и форме. Они не включены в книгу, альбом или контекст улицы, общественного интерьера, не имеют прикладного назначения. Их развешивают на стенах, раскладывают для показа в витринах, собирают в папках. Жанры станковой графики повторяют основные жанры живописи, но не буквально: пейзаж и портрет в графике встречаются чаще, чем исторический, бытовой и другие жанры живописи. Специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
Книжная графика
Такая графика связана кругом образов, сюжетов или поэтических ассоциаций, которые соответствуют данному произведению литературы. Книжная графика включает текст (печатный или рукописный) и графические элементы (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, орнаментальные рамки и др.). Известными отечественными иллюстраторами детских книг являются Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, Н. М. Кочергин, Т. А. Маврина, Е. М. Рачёв, В. Г. Сутеев, Е. И. Чарушин, В. А. Чижиков.
«Лубок»
Начало гравюры как самостоятельного вида издания связано с появлением лубочных картинок. Лубком, или лубочной картинкой, называется дешёвое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Лубок предназначался для людей, которые плохо читают или совсем не умеют читать, отличался простотой и доступностью образов, красочностью изображения; текст писался живым разговорным языком и нередко в стихах. Главное свойство лубка – массовость, широта распространения.
Плакат
Плакатом называют листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования. Наиболее интересной и разнообразной разновидностью плаката является изобразительный плакат – единичное произведение изобразительного искусства, как правило, крупного формата, содержащее лаконичное, броское, обычно цветное изображение, сопровождаемое кратким текстом, выпускаемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Плакат недолговечен как издание, что объясняется его целевым и читательским назначением (рассчитан на мгновенное воздействие), а также подчинённой этому назначению внешней формой – хрупкая бумага, непрочные краски и т. п.
Открытка
Изобразительной открыткой называется листовое издание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. Первыми русскими изобразительными открытками считаются фотографические виды достопримечательностей Москвы, изданные серией в 1895 г. Выпускалось три вида открыток:
– с репродукциями картин выдающихся русских и западноевропейских художников;
– с рисунком, специально сделанным для открытки художником;
– с фотографиями.
Открытка сделала очень много для популяризации произведений мирового, в особенности русского искусства. Техника репродуцирования открыток была разнообразной: гравюра на дереве, офорт, хромолитография, автолитография, фототипия, гелиогравюра, трёхцветная и чёрная автотипия и др. Большинство иллюстрированных открыток выпускалось сериями, например «Портреты знаменитых полководцев».
После Октябрьской революции открытка как важное средство агитации была поставлена на службу советской власти.
Огромное количество изобразительных открыток было выпущено в годы Великой Отечественной войны. Они рассказывали о подвигах советских бойцов, о работе в тылу; много выпускалось карикатур на врага.
Графика письма
Особую самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая особенно большое художественное значение в эстетических системах древнего Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты, армянский, грузинский шрифты и др.).
2.3. СКУЛЬПТУРА
Это вид изобразительного искусства, отображающий и оценивающий действительность средствами объёмных пластических образов и пространственных форм. Искусство скульптуры появилось тысячи лет назад, в эпоху палеолита.
Скульптура неодинаково относится к пространству. Круглую скульптуру можно обойти со всех сторон. В отличие от неё рельеф располагается на плоскости и имеет много общего с графикой. По высоте выступающих из плоскости объёмов различают высокий – горельеф, низкий – барельеф и обратный, вогнутый – контррельеф.
В целом скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и высечении из монолита. Лепка – самый подвижный способ выполнения скульптуры. Он поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для будущих композиций. Ваяние же (высечение из монолита) противоположно лепке: форма возникает в результате снятия лишнего материала; работа ведётся резцами, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены.
Если сравнивать выразительные возможности скульптуры с живописью, то можно отметить, что ей для изображения доступны не все явления. Преимуществом скульптуры могут выступить осязаемость, трёхмерность, объём. Основные средства выразительности скульптуры:
– соотношение объёмов,
– соразмерность, пропорциональность частей композиции,
– пластика – это ритмическое сочетание объёмных форм и масс, а также выразительная передача поз, движений, жестов и вообще всех элементов произведения.
Как и другие виды изобразительного искусства, скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения. Монументальная скульптура призвана на долгие времена оставить память о великих людях, их делах, об определяющих исторические эпохи идеях, поэтому выполняется она из «вечных» материалов: различных пород камня, бронзы, стали, бетона. Часто такая скульптура включается в мемориальный ансамбль, где сближается с архитектурой.
Для станковой скульптуры, которую мы видим в выставочных залах и экспозициях музеев, более характерна соразмерность человеку, внимание к оттенкам движений, индивидуальности пропорций и форм, экспрессия в обработке материала. Наряду с твёрдыми материалами используются дерево, глина, гипс, различные техники керамики.
Декоративная скульптура предназначена для украшения стен и интерьеров, зданий, скверов, фонтанов, парков и т. д. Её важнейшее качество – естественность, с которой она вписывается в окружающую архитектурную и природную среду.
Изделия бытовой пластики отличаются мелкими размерами. Они дополняют убранство комнаты; их можно осмотреть, взяв в руки. Большое значение для этих изделий имеют красота поверхности, тонкость отделки и цвет. Применяются материалы, обладающие ярким эстетическим эффектом: расписной фарфор, керамика, дерево, ценные породы камня, слоновая кость и др.
В скульптуре изображаются далеко не все предметы из тех, которые она способна изобразить. Так, зритель был бы удивлён, увидев на выставке, например, детально вылепленный из глины двигатель внутреннего сгорания. Объектом для искусства скульптуры служит прежде всего человек.
Отсюда немногочисленность её жанров.
Группа объединяет несколько фигур, связанных общим сюжетом и общей пластикой. Иногда художники сопоставляют пластику человека и животных. Ощущения скульптурной формы могут быть весьма разнообразны в зависимости от характера движения, обработки материала, пропорций и размеров изваяния. Одни образы исполнены покоя, другие – изящества, третьи – скрытой взрывной силы и т. д. Как и живописная тематическая картина, скульптурная группа может заключать в себе и обобщённые образы, и бытовую сценку, близко соприкасающуюся с действительностью.
Статуя – изображение отдельной фигуры, иногда с введением сюжетной обстановки. Ваятель может решать в статуе и широкие тематические задачи, и задачи изображения конкретного человека.
Бюст – погрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы. И всё же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и своё отношение к ним. Так же, как и в живописном портрете, здесь сосуществует несколько видов: портрет героический, психологический, интимный и др.
Анималистический жанр – изображения животных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, характерную для них грацию, ловкость или стремительность.
Как и живописные, эти жанры не исчерпывают всё многообразие скульптурных произведений. В качестве примера можно привести распространенную в 15–19 веках форму конного памятника или композиции современных скульпторов, где часто изображается не только человек, но и окружающие его предметы, которые значительно влияют на облик скульптурной формы.
2.4. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства столь же разнообразны, как разнообразны назначения вещей и используемые при их изготовлении материалы. Перечислим лишь основные из них:
– искусство оформления текстиля,
– моделирование одежды,
– мебель,
– бытовая керамика,
– художественный фарфор,
– стекло,
– изготовление игрушек,
– изготовление бытовых украшений,
– ювелирное искусство.
Декоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делает её красивее. Людям недостаточно иметь жилище, одежду, утварь и т. п. Многие вещи, которыми мы пользуемся, были бы так же удобны и без украшения их, но красота диктуется поисками радости жизни, а без этого человек не может существовать.
Сделать вещь красивой непросто. Прежде всего, у любого изделия красота не должна мешать его назначению, препятствовать употреблению. Удобство и полезность являются непременными спутниками подлинной красоты во всём, чем пользуется человек. Без этого красивый предмет делается бессмысленным. Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными, нелепыми. Для этого их форма должна отвечать их назначению, и чем теснее форма связана с назначением, чем проще и яснее она его выражает, тем она лучше.
Использование внешних форм природы в бытовых вещах возможно только в тех случаях, когда эти формы теряют свой натуральный вид, перестают быть буквальным подражанием природе. Таковы, например, древнерусские ковши, напоминающие птицу.
Существуют общие требования к художественному оформлению предметов. Вот некоторые из них.
1. Все части предмета должны быть соразмерны, т. е. пропорциональны друг другу.
2. Красота вещи заключается в определённости характера предмета, в художественной выразительности формы и в полной согласованности этого характера с назначением самой вещи.
3. Нельзя без ущерба для практического употребления делать вещь из любого материала. Хороший вкус любит подлинное. Так, фарфоровая посуда, раскрашенная «под дерево», теряет художественные достоинства, так как качества этих двух материалов очень различны.
4. Цвет в декоративно-прикладных изделиях играет существенную роль. Особенно важен даже не отдельный цвет сам по себе, а сочетание цветов. В декоративных изделиях чаще всего уместны условные тона. Может быть, например, зелёная роза, если сосуд по цвету требует зелёного орнамента. Игрушечные звери также лучше смотрятся, если они не подделываются под натуральную окраску животных, а условны по цвету.
5. Очень важна в художественном оформлении предмета уместность украшений. Шоколад, сделанный в виде детской фигурки, которой приходится откусывать ноги и голову, не станет от этого более художественным. Украшение никогда не должно казаться попавшим случайно на предмет. Оно должно быть так крепко связано с ним, чтобы без него вещь казалась хуже и не так выразительна. Для этого украшение должно соответствовать форме и поверхности предмета, быть соразмерным с ним.
ЛЕКЦИЯ 3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Эстетическое восприятие – это протекающее во времени специфическое отражение человеком объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Способность человека к эстетическому восприятию – результат длительного общественного развития, социальной шлифовки органов чувств.
Термин «художественное восприятие» имеет более узкое значение, т. к. означает восприятие произведений искусства.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Однако следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б. М. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам», привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.
3.1. ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Долгое время считалось, что дети дошкольного возраста не могут ещё в полной мере оценить глубину высокохудожественных произведений. Исследования отечественных авторов об особенностях восприятия искусства дошкольниками убедительно доказывают несостоятельность этих суждений. По наблюдениям ряда авторов (Е. А. Флёрина, В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева, Р. М. Чумичёва и др.) дети дошкольного возраста способны эстетически воспринимать произведения различных жанров. В литературе встречаются самые разнообразные мнения по вопросу о том, с какого жанра следует начинать ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. По данным учёных, при восприятии живописи дети отдают предпочтение картинам бытового жанра, в меньшей степени их привлекают натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает ребёнка интересным, увлекательным содержанием. При этом он, как правило, не обращает внимания на её эстетические стороны. В картинах бытового жанра детей привлекают такие темы, как героика, спорт, образы животных. Причём мальчики проявляют наибольший интерес к первым двум темам, а девочки – к последней. Есть дети, у которых проявляется устойчивый интерес к какой-либо одной, определённой теме. Рассматривая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет, однако довольно часто воспринимают его очень поверхностно. Пейзажная живопись, близкая детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что при восприятии пейзажа проявляется в речи.
Проведённое Н. А. Вершининой исследование доказало, что детям 5–6 лет доступна предложенная система знаний о композиции произведений живописи, включающая знания об основных компонентах композиционной деятельности художника. Освоение её позволяет детям на более высоком, чем их сверстникам, не прошедшим обучения, уровне овладеть содержанием живописной картины. Формирование системных знаний о композиции обеспечивает детям большую самостоятельность в понимании произведений живописи.
Н. М. Зубарева выделяет три уровня развития художественного восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
На первом, низшем, уровне ребёнок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. Мотив оценки носит предметный, а в ряде случаев – практический, житейский характер.
На втором уровне ребёнок начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества, которые делают картину привлекательной для него. Мотив оценки при этом элементарно-эстетический. Как красивое в картине они оценивают цвет, цветовые сочетания, позднее – форму и отдельные композиционные приёмы.
На третьем, высоком, уровне, дети способны воспринимать не только внешние признаки изображённого явления, но и внутреннюю характеристику художественного произведения.
На характер чувств значительное влияние оказывает стиль изображения. Лаконичная, яркая по колориту художественная картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, из натюрмортов детей больше привлекают те, что по своим художественным особенностям близки к произведениям мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают их необычайно привлекательными для детей. В бытовом жанре детям больше нравятся картины, написанные декоративно, плоскостно, лаконично; в пейзаже – произведения обобщённые, с использованием декоративных возможностей цвета.
В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной, более обобщённой, условно плоскостной, близкой к народному искусству. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций разных видов и жанров.
Отбор художественных произведений для детей
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введение их в мир большого искусства.
Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. На них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определённые чувства. Содержание произведений, которые показывают детям, должны быть богатыми и разнообразными. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены ещё непонятные детям чувства и отношения – об этом надо всегда помнить.
Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований:
– Рисунок должен быть отчётливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета – форму, цвет, относительную величину, положение в пространстве.
– В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображён, что он делает, где и когда происходит действие.
– Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Чёткое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображённого.
– По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником и в тёплой, и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.
– И ещё один важные момент, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, – индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений. Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому. Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.
Опираясь на общие требования к отбору произведений, воспитатель знакомит детей с различными видами изобразительного искусства.
3.2. ВОСПРИЯТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии ими пластического образа необходимо научить детей понимать специфику «языка» скульптуры, дающей трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве и обогащающей новыми способами художественного видения.
По данным Г. М. Вишневой, специальное обследование детских садов показало, что в некоторых скульптура малых форм используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат, однако методикой работы с ней воспитатели не владеют. Дети седьмого года жизни правильно определяют назначение скульптуры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) отдельные образы монументальной, станковой скульптуры, а мелкую пластику, как правило, не смешивают с игрушкой. Дети же шестого года жизни чаще смешивают скульптуру с игрушкой, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. У тех и других отсутствуют в речи слова: «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памятник», «сувенир», «делают люди на заводе», «на работе». Таким образом, некоторые представления о скульптуре сложились у детей в стихийном опыте.
С другой стороны, не понимая выразительности объёмных форм скульптурной композиции, значения кругового обзора при её восприятии, они не всегда могут достаточно полно выразить свой замысел в лепке. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного: «она как настоящая», «эта лиса похожа на живую, а другая очень тонкая, палочная лиса» (условное изображение лисы); отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры часто приводит дошкольников к неправильным выводам. Например, рассматривая скульптуру из чугуна, ребёнок замечает: «Чёрный олень, как молоток, не может быть красивым».
Педагоги в своих исследованиях отмечают существенное различие между способностями к эстетическому восприятию произведений искусства у младших и старших дошкольников. В. А. Езикеева установила, что для малышей 3–4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечатления у них возникают чаще от сенсорных свойств и качеств. Она указывает, что только в старшем дошкольном возрасте появляется способность воспринимать выразительные средства художественного произведения. При восприятии скульптуры дети понимают её назначение, узнают образ. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с её содержанием, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре проявляется в мимике, активных действиях-обследованиях. Дошкольники могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски.
Н. Б. Халезова считает, что предварительное обследование ребёнком скульптуры малых форм должно быть не только зрительным, но и тактильным. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали.
Обучение способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают детям возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает детский сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждого ребёнка.
3.3. ВОСПРИЯТИЕ ГРАФИКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с нарисованным персонажем как с живым. В этом – огромная сила воздействия графического искусства. Оно конкретно, доступно, понятно детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие.
Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности форм.
Не всякое восприятие изображений является художественным. Художественное восприятие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным возбуждением; решается вопрос о позиции самого художника к изображаемому. Художественное восприятие – это сложный, целостный и активный процесс, носящий оценочный характер и связанный с многообразными актами мышления и переживания. В. А. Езикеева сделала вывод о том, что художественное восприятие прежде всего предполагает осмысленное восприятие содержания. Рассматривая иллюстрацию, дети не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают, что изображено. Исследования, посвящённые вопросу доступности восприятия дошкольником средств выразительности в графике, показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Главным в понимании рисунка для детей 3–4 лет является предмет, с которым персонаж совершает действие, а для детей 5–7 лет – поза персонажа и различные композиционные приёмы передачи движения. Перспективно уменьшенные на рисунке предметы младшие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5–6 годам начинают понимать уменьшение удалённого предмета.
Рассматривая взаимосвязь содержания иллюстрации с текстом, Р. И. Жуковская, Т. А. Репина подчёркивали необходимость соотнесения текста и картинки т. к. иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ. Однако если дети не научатся воспринимать графический «язык», огромные возможности по формированию художественного восприятия иллюстрации могут так и не реализоваться. С другой стороны, и детское изобразительное творчество не получит стимула для развития, так как ребёнок в своих рисунках пользуется теми же средствами, что и художник (форма, линия цвет композиция).
3.4. ВОСПРИЯТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов.
Е. А. Флёрина одной из первых выступала за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения.
ЛЕКЦИЯ 4. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Данную тему рекомендуется изучить в одном из учебных пособий:
Виницкая, Н. В. Основы музыкальной культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Виницкая; Алтайская гос. акад. образования. – Бийск: Алтайская гос. акад. образования, 2014. – 122 с. – Доступна эл. версия в МЭБ. – Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/853247/.
Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов искусств и культуры: рек. М-вом культуры РФ / В. Н. Холопова; Моск. гос. консерватория. – 4-е изд., испр. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. – 320 с. – ISBN 978-5-8114-0334-9. – Доступна эл. версия. ЭБС «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44767.