Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды изо деятельности дошкольников и их значение

  • 👀 624 просмотра
  • 📌 558 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Виды изо деятельности дошкольников и их значение
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды изо деятельности дошкольников и их значение» docx
Лекция №2. Виды изо деятельности дошкольников и их значение Цель занятия: познакомиться с основными видами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста детей, своеобразием и особенностями проявления творческих способностей. Основные понятия: виды изобразительной деятельности; рисование; лепка; аппликация; предметная, сюжетная, декоративная изобразительная деятельность. Вопрос 1. Виды детской изобразительной деятельности. Рисование: предметное, сюжетное, декоративное Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2013) в образовательной области «художественно- эстетическое развитие» отражены предпосылки к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), миру природы; становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулированию сопереживания персонажами художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другой). Основные цели развития изобразительной деятельности дошкольников ориентированы на формирование интереса к эстетическому восприятию окружающего мира, предметов и явлений окружающей действительности, произведений искусства; воспитанию интереса к художественной творческой деятельности. Задачи обучения изобразительной деятельности способствуют: во-первых, развитию эстетических чувств дошкольников, художественному восприятию, образному воображению, художественных творческих способностей; во-вторых, развитию детского изобразительного творчества, интерес к самостоятельной изобразительной деятельности, способствующей раскрытию способностей и самовыражения. Рисование, лепка, аппликация являются основными видами изобразительной деятельности дошкольников. Термин «рисование» трактуется как искусство к изображению на плоскости реально существующих или воображаемых предметов с отражением формы линией, с разной степенью ее освещенности с помощью покрытия штрихами, цветовым тоном. В ДОО рисованию отводится ведущая роль при обучении дошкольников изобразительному искусству, включая в себя такие виды как: предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование. Им свойственны конкретные задачи, определяющие каждому виду программное содержание и методическое обеспечение педагогической работы с детьми. Важной задачей обучения дошкольников рисованию выступает помощь им в познании окружающего мира, развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного и обучение способам изображения по созданию выразительного образа, различных предметов многообразными изобразительными средствами. Предметное рисование характеризуется тем, что к общим задачам обучения в дошкольном детстве относятся: • развитие способностей изображения форм и строения предметов, передача пропорциональных отношений и частей в отражении простейшей динамики; • обучение способов изображения различных деталей, характеризующих выразительностью и образностью изображений; • развитие умения передавать характерный цвет предмета в соответствии с его содержанием; • развитие технических навыков в рисовании различными материалами (карандашами, красками, фломастерами, гелевыми ручками и другими материалами). Сюжетное рисование нацелено на обучение детей дошкольного возраста к передаче своих впечатлений от окружающего мира: расположение изображения предметов на листе бумаги (ближе – дальше; переднем – дальнем плане, в центре); отличия изображения предметов относительно друг друга; формирование умений выстраивать композиционное расположение в динамике; отражать в работах сюжетные изображения по мотивам народных сказок и авторских произведений; совершенствовать способности самостоятельного выбора тем и композиций, цветовых решений. К общим задачам сюжетного рисования В ДОО отнесены: • развитие способности передачи тематического содержания, выделения в ней основного; • формировать способность отражать взаимодействие между предметами; • развивать умение к передаче пропорциональных соотношений между объектами и пространственное соотношение. Декоративное рисование нацелено на развитие творческих способностей дошкольников; способность придумывать узоры, цветовую палитру по мотивам известных народных росписей (городецкая, гжельская, жостовская и др.). Совершенствовать способность располагать композицию на плоскости листа разной форме, силуэте, в объеме на вылепленных предметах и игрушках. Декоративное рисование способствует развитию у детей чувства прекрасного, поскольку именно произведения народного декоративного- прикладного искусства близки дошкольникам стилизованным отражением окружающей действительности, простотой композиции, яркими красками. В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями декоративного искусства различных областей и народов нашей страны, педагог воспитывает в детях любовь к Родине, уважение к труду мастеров. К общим задачам обучения декоративного рисования отнесены следующие: • развитие композиционных умений при создании узоров на различных формах; • развитие чувства цвета; • формирование способности к различению стиля в декоративном рисовании и умение использовать элементы отдельных узоров в своей работе; • совершенствование технических навыков в процессе рисования кистью и карандашом. Вопрос 2. Особенности лепки и аппликации в детском саду Скульптура рассматривается как вид изобразительного искусства, где скульптор отражает собственное видение окружающего мира, создает образы в объемных формах; демонстрирует объемно-пространственное изображение и может быть исполнена различными материалами (глина, пластилин, дерево, камень). Скульптура, выполненная в пластичном материале – называется лепкой, пластикой; в твердом – ваяние. Основным ее содержанием является изображение прежде всего человека. Основным содержанием скульптурного изображения выступает прежде всего человек, а также животные, окружающая действительность. Формам, отражающим живые объекты свойственна объемность, пластичность, гармоничность частей, многообразие движений. Специфичной особенностью скульптурной формы является возможность передать характерность формы в пространстве и объеме. Динамика позволяет раскрыть скульптурный образ, отражает психологическое состояние, особую значимость при передаче выразительного образа в скульптуре придается изображению деталей. По своему назначению скульптуру подразделяют на станковую, монументальную и декоративную; в каждой из них имеет место круглая скульптура и рельеф. Освоение в лепке изобразительными и техническими средствами представляет для дошкольника большие трудности, что требует от педагога ответственное отношение при постановке задач обучения, к отбору материалов, содержания и приемов. К основным задачам обучения дошкольников лепке относятся: • развитие творческих способностей детей в лепке; • обучение свободному использованию к созданию образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразных приемов; • развитие способности передавать форму и пропорциональные отношения основной крупной части, других частей, деталей, характерные особенности объекта; • развитие умения сглаживать поверхность движениями пальцев, пользоваться палочкой, стекой; • формирование умений передавать выразительность образов; • развитие чувства композиции, передавать пропорциональные соотношения предметов. В декоративной лепке педагог продолжает совершенствовать освоенные умения. Дошкольников учат создавать предметы и объекты из глины, использовать разные способы лепки, расписывать и создавать узоры стекой; выполнять предметные, сюжетные, индивидуальные и коллективные композиционные решения. В декоративной лепке дошкольники учатся работать творчески, подходить к предварительному обдумыванию темы, созданию эскиза в виде изображения объекта и в ходе изображения следование ему, обдумывание решения условной формы предмета и его роспись. Аппликация (пер. с лат. appllcatio – накладывать, прикладывать) является видом прикладного изобразительного искусства, используется для художественного оформления различных предметов с помощью прикрепления к основному фону вырезанных геометрических, декоративных форм. Специфика аппликации определяется как характером изображения, так и техникой ее исполнения. Аппликационное изображение характеризуется условностью в сравнении с рисунком, ему характерно использование обобщенных форм, с практическим исключением деталей. Преимущественно используется локальный цвет, без оттенков, при этом один цвет от другого может отличаться контрастно. Процесс создания аппликации включает такие этапы как: во-первых, вырезывание отдельных форм; во-вторых, прикрепление их к фону. Аппликации присуща декоративность при художественном оформлении предметов, кроме бумаги (белой, цветной), картона, используются многообразные материалы: ткань, бросовые и природные материалы. При создании аппликационных работ вырезанные детали могут быть прикреплены к фону как полностью (плоскостное изображение), так и не полностью (частично объемное изображение), что придает изображению выразительность. Простота и доступность исполнения аппликации делают ее посильной для творчества детей дошкольного возраста. Они в ходе выполнения работы имеют возможность использовать как готовые формы, окрашенные в определенный цвет, так и создавать композиционные решения, вырезывая самостоятельно элементы узоров, сюжетных изображений и другое. Занятие детей аппликацией способствует, развитию изобразительных умений и навыков, совершенствованию творческих художественных способностей. Основные задачи развития изобразительных способностей детей в аппликации – следующие: • развитие способности к созданию предметных, сюжетных изображений с натуры и по представлению; • развитие умений создавать узор и декоративную композицию по мотивам народного искусства с элементами геометрического, растительного изображения; • закрепление приемов вырезывания симметричного из бумаги, сложенной пополам; несколько элементов из бумаги, сложенной гармошкой; • обучение умению применять разные приемы вырезания, обрывания, мозаичного способа изображения с предварительной прорисовкой контура формы; • развитие чувства цвета, колорита, композиционного решения, творческих способностей; • закрепление умений дошкольников аккуратному и экономному использованиюматериалов, последовательности действий с инструментами. Вопрос 3. Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности Обучение и развитие, изобразительной деятельности детей дошкольного возраста проходит в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности. Выделяют следующие типы организации образовательной деятельности по изобразительной деятельности: на тему, предложенную педагогом (по освоению нового и повторению пройденного программного материала), и на тему, выбранную детьми (по замыслу). Выбор педагогом определенного типа связан с характером освоения детьми учебного материала, уровнем изобразительных умений и навыков дошкольников, их возрастными и индивидуальными особенностями. Изучению нового программного материала, отводится важное место, поскольку происходит освоение детьми нового, ранее не освоенного, при этом задачам по развитию творческих способностей детей отведено сопутствующее значение, педагог прежде всего обращает внимание дошкольников к решению учебных задач. Инициативность дошкольников направлена первостепенно на овладение неизвестными ранее приемами, умениями. Образовательная деятельность на повторение пройденного материала в изобразительной деятельности нацелена на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми в предыдущей образовательной деятельности. При упражнении в приемах изображения важно выполнять на новом содержании темы, поскольку полное повторение пройденного материала делает изобразительную деятельность скучной и неинтересной. Повторение программного материала необходимо представить различным тематическим содержанием. В процессе обучения изображению с натуры педагог подбирает натуру в соответствии с тематикой задания. В основе данного изображения заложено творческое решение задачи, развитие замысла, опора на имеющийся у дошкольников опыт. Так же, в ходе самостоятельного выполнения задуманного образа предмета будет закреплять навыки изображения формы. Данная образовательная деятельность нацелена на развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей дошкольников, проявляющиеся в ходе выбора темы и индивидуальных приемов изображения. Образовательная деятельность, выбранная детьми, тесно связана с решением образовательных задач. В ходе реализации замысла происходит закрепление полученных умений и навыков, развиваются способности использовать их при выполнении нового изображения. При этом новый программный материал детям не предлагается, в некоторых случаях педагог показывает новые приемы изображения, если это необходимо по теме, выбранной детьми. В данной деятельности руководство детскими работами носит преимущественно индивидуальный характер, поскольку указания педагога определяются конкретной темой. Непосредственно образовательная изобразительная деятельность дошкольников организуется в первой половине дня (с соблюдением всех необходимых требований к ее проведению: учетом возраста, планирования вида изобразительной деятельности, программного содержания, интеграции образовательных областей и т.д.), во второй осуществляется совместная деятельность с детьми и самостоятельная индивидуальная деятельность ребенка. В дошкольной образовательной организации должны быть созданы необходимые педагогические условия к реализации образовательной области по художественно-эстетическому развитию детей. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте особенности художественно-эстетическое развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. 2. Охарактеризуйте понятие «рисунок», в чем особенности детского рисунка? 3. В чем специфика предметного рисования в дошкольном детстве? Каковы задачи обучения? 4. Охарактеризуйте сущность сюжетного рисования, перечислите задачи обучения. 5. В чем особенности декоративного рисования дошкольников? Каковы задачи обучения? 6. Охарактеризуйте понятие «скульптура», особенности, цели и задачи лепки в дошкольном детстве. 7. Понятие «аппликация», виды, задачи и особенности развития изобразительных способностей в аппликативной деятельности детей дошкольного возраста. 8. Какова общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности?
«Виды изо деятельности дошкольников и их значение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) И. О. Карелина
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot