Хозяйственный учет, его значения и виды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
1.1. Хозяйственный учет, его значения и виды
Хозяйственная деятельность
Сложная система взаимоотношений людей с материально-вещественными элементами производства и между собой
Направлена на осуществление 4-х взаимосвязанных процессов
Производство
Распределение
материальных благ
Обмен
потребление
Целенаправленная
Деятельность человека (труд) +
средства труда +
предметы труда =
готовая продукция.
Устанавливаются доли общественного продукта, направленные на удовлетворение потребностей общества: возобновление потреблённых в процессе производства средств, расширения производства, накопление, личное потребление и т.п.
Передача готовой продукции от производителя к потребителю.
Использование продукции по назначению.
Производственное
Непроизводствен- ное.
Личное.
Общественное.
Процессы производства, обращения, распределения и потребления непрерывно повторяются, а обществу на всех этапах его развития необходима информация, характеризующая эти процессы.
Для получения достоверных сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учет. Возникновение хозяйственного учета обусловлено потребностями управления материальным производством: руководство хозяйственными процессами невозможно без знания конкретных фактов хозяйственной жизни. Сбор соответствующей информации о ходе хозяйственных процессов начинается с наблюдения за ними; следующий этап – установление их количественных характеристик, т. е. числовых показателей. Затем, будучи регистрированными, эти показатели используются для контроля и управления процессами материального производства.
Таким образом, наблюдение, измерение, регистрация, группировка и обобщение информации являются этапами учетного процесса любой профессиональной деятельности (рис. 2).
В широком смысле хозяйственный учет представляет собой информационную систему в управлении экономическим субъектом, в которой на основе научно обоснованных процедур фиксируется, измеряется, обрабатывается, накапливается, группируется по определенным правилам и стандартам информация о количественных и качественных характеристиках всех совершаемых в экономике предприятия процессов и состоянии хозяйственных (учетных) объектов для управления ими.
Объектами хозяйственного учета являются процессы материального производства, совершаемые в условиях определенного экономического строя.
1. Хозяйственные средства как материальная основа деятельности.
2. Хозяйственные средства как содержание деятельности.
3. Расчеты с работниками, банками, финансовыми организациями.
4. Результаты деятельности предприятия.
Хозяйственный учет традиционно объединяет в себе три вида учета:
оперативный, бухгалтерский и статистический (рис.3).
Виды хозяйственного учета взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируемая ими информация имеет различную степень точности и используется в строгом соответствии с назначением и задачами каждого из них.
Оперативный учет – система регистрации определенной хозяйственной операции на месте и в момент ее совершения с целью получения систематической информации на отдельных участках хозяйственной деятельности.
Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности организации с целью повседневного руководства ею. Сведения оперативного учета собираются на определенную дату устно, по телефону, по телеграфу, телефаксу или отсылаются по почте в виде срочных извещений руководству организаций, собственникам (участникам, учредителям) и государственным органам, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. С помощью оперативного учета в организациях осуществляют повседневный оперативный контроль за ходом выпуска и продажи продукции и расходованием фонда заработной платы, своевременным приобретением материальных ценностей, осуществлением расчетов с поставщиками и покупателями и т. д. Такая информация необходима для соответствующих оперативных выводов и разработки конкретных рекомендаций, устраняющих негативные тенденции и выявляющих дополнительные резервы с последующим их использованием в производстве.
Статистический учет – учет однородных массовых явлений и процессов в рамках всего общества связан с другими видами хозяйственного учета, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет свои особые приемы сбора данных (переписи, анкеты, опросы) и способы их обработки (группировка, сводка, исчисление различных показателей: средних, индексов, коэффициентов корреляции и т. п.).
Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, экономического региона и страны. Статистика не ограничивается отражением процессов материального производства. Она охватывает все стороны экономической и общественной жизни, показывает численность и состав населения, рождаемость и смертность людей, материальный и культурный уровень жизни народа; позволяет осуществить переоценку основных фондов, раскрывает инфляционные процессы, явления политической жизни страны и т. д.
Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, его активах, обязательствах, доходах, расхода, источниках финансирования, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основное отличие бухгалтерского учета от оперативного и статистического состоит в том, что сфера его применения ограничивается рамками юридического лица. При этом он шире, чем оперативный учет, отражающий только отдельные стороны предпринимательской деятельности, но уже в сравнении со статистическим учетом, изучающим разные стороны экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки. Другой отличительной чертой бухгалтерского учета является то, что он базируется на всей информации о хозяйствующем субъекте, что делает его сплошным и непрерывным во времени.
В составе бухгалтерского учета выделяют финансовый, управленческий и налоговый учет.
Финансовый учет необходим для обобщения результатов работы хозяйствующего субъекта для внешних пользователей, поэтому порядок составления и обработки информации регламентируется и подчиняется стандартным принципам.
Управленческий учет необходим для представления информации о затратах и результатах деятельности экономического субъекта, его отдельных структурных подразделений и предназначен для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
Управленческий учет является поставщиком внутренней информации для целей внутрихозяйственного планирования, контроля, оценки текущих изменений (отклонений), для принятия управленческих решений в нестандартных ситуациях при выработке стратегии и тактики организации.
Цель налогового учета - формирование информации для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Данные налогового учета по отношению к данным бухгалтерского учета во многом вторичны.
Бухгалтерский учет осуществляется на всех стадиях производственно-финансовой деятельности организации.
1.2. Бухгалтерский учет в системе управления и его основные принципы
В бухгалтерском учете хозяйственная деятельность отражается как система разнородных, но взаимосвязанных объектов хозяйственных средств и их источников. Бухгалтерский учет имеет ряд характерных черт, которые отличают его от других видов учета:
• в системе бухгалтерского учета отражаются все хозяйственные операции документально оформленные;
• в бухгалтерском учете отражается только то, что может иметь денежное измерение;
• бухгалтерский учет непрерывен во времени;
• в бухгалтерском учете используют свои специфические методы (приемы), которые не применяются в других видах учета (счета, двойная запись, баланс и др.).
Основные принципы (правила) бухгалтерского учета следующие:
Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.
1 Принцип автономности предполагает, что организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо, ее имущество обособленно от имущества его собственников (учредителей).
2 Принцип двойственности означает непрерывное отражение хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
3 Принцип стоимости означает оценку объектов учета в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.
Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
4 Принцип непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.
5 Принцип разграничения текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями во внеоборотные активы.
6 Последовательность применения выбранных приоритетов означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.
7 Временная определенность отражения в учете хозяйственных операций означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
8 Соответствие доходов и расходов – это соответствие двух потоков затрат и доходов. Доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы получены. В отчетном периоде учитываются только те расходы, которые обеспечили доход данного периода.
9 Осмотрительность (осторожность, в западной практике – консерватизм) экономического субъекта – это определенная степень осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.
10 Наличие денежного измерения – это количественное измерение и исчисление фактов хозяйственных явлений и процессов. В качестве единицы измерения выступает валюта страны.
11 Периодичность обобщения экономических событий. Регулярное балансовое обобщение, которое предопределено такими элементами метода бухгалтерского учета, как составление баланса и отчетности за месяц, квартал, полугодие, год.
12 Приоритет содержания над формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем организации своим сотрудникам крупных ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
Бухгалтерский учет играет большую роль в управлении предприятием, так как представляет более полную информацию о его деятельности, финансовом состоянии.
Бухгалтерский учет – одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование.
Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета, так как в ней отражается фактическая информация по каждому виду основных средств, о материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсах, что позволяет направлять и координировать финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, добиваться желаемых результатов. Следовательно, чтобы добиться наибольшего эффекта использования информации для управления предприятием, необходимо применять передовые методы учета, положительного зарубежного опыта, международные стандарты бухгалтерского учета, широко применять вычислительную технику.
1.3. Функции бухгалтерского учета
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет ряд функций (рис. 4).
Контрольная функция реализуется посредством осуществления контроля: за сохранностью, наличием и движением имущества организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля – предварительный, текущий и последующий.
Информационная функция – одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной. Информация должна содержать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучать их, принимать оптимальные управленческие решения.
Обеспечение сохранности имущества: выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учета и определенных предпосылок: наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники; совершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации.
Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию о фактических параметрах развития объекта управления.
Основными компонентами информационной системы обратной связи применительно к бухгалтерскому учету являются в качестве ввода – неупорядоченная информация, процесса – обработка данных, вывода – упорядоченная информация.
Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления организации информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также о всех существенных отклонениях от заданных параметров.
Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношений позволяет изучить перспективы развития данного хозяйственного органа, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.
1.4. Определение, цели и задачи бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Цель бухгалтерского учета:
• обеспечивать определение состава имущества и задолженности;
• контролировать выполнение плана развития предприятия, выделять в учете и в отчетности прирост продукции за счет повышения производительности труда;
• отражать и своевременно контролировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции;
• своевременно предупреждать негативные явления;
• контролировать соблюдение законов и нормативов;
• обеспечивать всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц финансовой отчетностью организации.
Основные задачи бухгалтерского учета:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.;
2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
1.5 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в табл. 1.
1.Федеральные стандарты:
- Законодательные акты: ФЗ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерского отчетности в Российской Федерации; ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;
- Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Кодексы Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.
2. Отраслевые стандарты включают систему национальных бухгалтерских стандартов:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (с последующими изменениями и дополнениями);
- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регламентирующие отдельные участки бухгалтерского учета.
3. Рекомендации в области бухгалтерского учета объединяют документы рекомендательного характера, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой:
- различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ,
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10. 2001г. № 94н),
- Приказ Министерство финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02 июля 2010 г. № 66н и др.
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций, то документы третьего уровня регламентируют дополнения и изменения документов первого и второго уровней. Так, если ПБУ являются документами второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в их развитие, являются документами третьего уровня.
4. Стандарты экономического субъекта включают приказы, указания, инструкции, выпускаемые внутри хозяйствующего субъекта. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, приказ по учетной политике юридического лица, формы первичных учетных документов, графики документооборота и формы внутренней отчетности, утвержденные руководством юридического лица, являются документами четвертого уровня.
1.6 Пользователи бухгалтерской информации
Пользователем бухгалтерской отчетности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации.
Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.
Внутренние пользователи - лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций.
Внешние пользователи - сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Они подразделяются на следующие группы:
•лица, не работающие в организации, но прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели);
•лица, непосредственно не принимающие участия в работе организации, но имеющие косвенный финансовый интерес - налоговая служба, государственные органы управления, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые кампании, биржи, дилеры, и др.);
•лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотрудничества: аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др.
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учёта
2.1. Предмет бухгалтерского учета и объекты его наблюдения
Содержание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов. (рис. 2).
Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.
Одним из объектов бухгалтерского учета является имущественный комплекс, необходимый юридическому лицу для осуществления предпринимательской деятельности, который, с одной стороны, выражен в виде имущества, а с другой стороны, в виде источников его формирования.
Имущественный комплекс – это хозяйственные средства предприятия, их можно классифицировать по видам и размещению; по источникам образования и назначению (см. рис.)
Средства в сфере производства различают на средства и предметы труда. Средства труда – это то, что обеспечивает условия труда или преобразование предмета труда:
- участвуют во многих производственных циклах без потери своих физических свойств и внешнего вида;
- изнашиваются, потребляются постепенно, что позволяет включать их стоимость в стоимость готового продукта частями (ч/з амортизацию);
Нематериальные активы - имущество, не имеющее материальной основы, со сроком полезного использования в предпринимательской деятельности свыше 12 месяцев, к которым относят:
Классификация средств предприятия по видам и размещению в процессе
производства
•исключительные права на объекты интеллектуальной собственности: изобретения, компьютерное программное обеспечение, товарные знаки, ноу-хау;
•организационные расходы, т. е. затраты, связанные с образованием юридического лица: оплата консультационных, рекламных, юридических услуг; расходы по подготовке документации, понесенные до момента государственной регистрации организации;
•деловая репутация организации, т. е. разница между покупной стоимостью некой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу.
Основные средства – имущество, которое используется в организации в качестве средств труда более одного года, к которым относят здания, рабочие и силовые машины, оборудование, вычислительную технику, транспортные средства.
Предметы труда – это то, из чего изготавливается продукция, они потребляются в одном производственном цикле и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции полностью.
Материалы – имущество, непосредственно участвующее в производстве продукции и составляющее ее основу: сталь, пиломатериалы, краска.
Сырье, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия – имущество, которое вещественно входит в состав изготовляемого продукта, образуя его основу. Сырьем считается продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Покупными полуфабрикатами или комплектующими изделиями могут являться материалы, получаемые от других организаций. Однако полуфабрикаты в отличие от комплектующих изделий требуют дополнительной обработки, а последние не требуют.
Топливо - имущество в виде горючего вещества, являющегося источником получения энергии, к которому относят мазут, бензин, керосин.
Запасные части - имущество, предназначенное для осуществления ремонта основных средств, к которым относят запасные частой, например, для станков, транспортных средств, конвейеров, линий электропередач, автомобилей.
Незавершенное производство - имущество, не прошедшее всех стадий технологической обработки, а также изделий, не прошедших испытаний и технической приемки.
Готовая продукция - имущество, являющееся конечным результатом производственного цикла и законченное обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, предназначенное для продажи.
Товары - имущество, приобретенное или полученное от организаций и предназначенное для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Денежные средства - имущество в виде наличных и безналичных денежных средств в российской и иностранной валютах, легко реализуемые ценные бумаги, платежные и денежные документы, которые находятся в кассе, на расчетном и валютном счетах в кредитных организациях как на территории страны, так и за ее пределами.
Средства в расчетах — имущество, принадлежащее юридическому лицу, но временно находящееся у других юридических или физических лиц данного юридического лица, т. е. имущество в виде долга юридическому лицу (нам должны), которое называется «дебиторская задолженность»: это долг покупателей и заказчиков, долг подотчетных лиц, долг учредителей.
К средствам в расчетах относят финансовые вложения в дочерние и зависимые общества; государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций; уставный (складочный) капитал других организаций; собственные акции, выкупленные у акционеров; займы, предоставленные другим организациям.
Уставный капитал – капитал, сформированный юридическими лицами, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал акционерного общества составляется номинальной стоимостью акций общества, приобретенных акционерами.
Добавочный капитал – часть капитала юридического лица, полученная в результате дооценки основных средств, эмиссионного дохода акционерного общества, полученного сверх номинальной стоимости размещенных акций.
Классификация средств предприятия по источникам образования и назначения
Резервный капитал – собственные средства предприятия, резервируемые для покрытия убытков и других непредвиденных потребностей.
Фонды накопления и социальной сферы формируются за счет прибыли в соответствии с целями будущего использования.
Целевое финансирование – это средства, поступившие от юридических и физических лиц для выполнения целевых мероприятий и программ.
Прибыль – это превышение суммы доходов юридического лица над расходами, положительный финансовый результат деятельности предприятия.
Резервы предстоящих расходов и платежей создаются за счет себестоимости, предназначены для покрытия текущих расходов.
Кредит – задолженность банку по средствам, полученным в денежной форме, имеет возвратный характер, выдается под процент.
Заемные средства – средства, получаемые от других организаций под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продаж акций и облигаций организации. Они также бывают краткосрочным и долгосрочными.
Согласно международным стандартам источники формирования имущественного комплекса называют капиталом и обязательствами.
Другой объект бухгалтерского учета, являющегося составной частью его предмета, – хозяйственные процессы, которые складываются из различных хозяйственных операций, представляющих собой отдельные факты или действия предпринимательской деятельности, вызывающие изменения в количестве, составе, размещении, использовании активов и пассивов. Объединенные по стадиям кругооборота хозяйственные операции образуют хозяйственные процессы: заготовления, производства, продажи:
процесс заготовления состоит из таких хозяйственных операций, как поступление материалов от поставщиков, оплаты транспортных расходов по их доставке;
процесс производства состоит из хозяйственных фактов и действий по формированию информации о фактической себестоимости производимой продукции, работ, услуг: включение начисленной оплаты труда, списание израсходованных материалов при изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг, включение части стоимости основных средств, нематериальных активов через амортизацию;
процесс продажи состоит из таких хозяйственных фактов и действий, как предъявление счета-фактуры за отгруженную продукцию, поступление денег на расчетный счет от покупателей продукции, определение суммы прибыли или убытка от этой продажи.
Кругооборот средств промышленного предприятия
Все процессы (снабжение, производство и реализация состоят из отдельных хозяйственных операций, отсюда хозяйственная операция – это движение средств предприятий при осуществлении хозяйственных процессов.
Таким образом, в более конкретном толковании предметом бухгалтерского учета являются имеющие денежную оценку активы, пассивы и хозяйственные процессы предпринимательской деятельности.
2.2 Методологические приемы бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета – совокупность приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Они вытекают из содержания этапов учетного процесса, а именно наблюдения, измерения, группировки и обобщения (рис.).
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Для проверки соответствия отраженных в учете посредством документов хозяйственных операций действительному состоянию средств организации необходимо периодически проводить инвентаризацию.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре, финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявленных расхождений. Инвентаризация проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, сверки расчетов на основании документов.
В бухгалтерском учете отражаются разнородные по своему составу и источникам образования средства, что вызывает необходимость применения единого способа измерения, оценки их в учете и группировки затрат.
Оценка – способ денежного выражения имущества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Она позволяет организации обобщать в едином стоимостном показателе различные виды материальных ценностей, например, сумму в необоротных и оборотных активах, определяет общую сумму находящихся в ее распоряжении ценностей.
Калькуляция – способ группировки затрат и исчисления себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Система счетов – это способ группировки, отражения хозяйственных средств, их источников и текущий учет однородных хозяйственных операций. Счета служат для группировки учетных объектов по признаку однородности их экономического содержания. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Счета в их совокупности представляют систему формирования и сохранения информации, необходимую для принятия управленческих решений.
Двойная запись – взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. Она позволяет отразить на счетах взаимную связь объектов учета, хозяйственных операций.
Балансовое обобщение является способом обобщения и группировки хозяйственных средств организации (по видам и размещению, источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе.
Бухгалтерская отчетность – это единая система информации об имущественном и финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, составляемая за определенный период времени на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Тема 3.Бухгалтерский баланс
3.1. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание
Бухгалтерский баланс и балансовое обобщение являются важнейшими элементами метода бухгалтерского учета. В балансе активы организации обобщаются и группируются в особом порядке, что позволяет быстро рассчитывать важнейшие показатели, характеризующие хозяйственную деятельность. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, необходима для контроля за наличием и структурой активов и источников их образования, анализа финансового положения и платежеспособности организации, размещения активов.
Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства организаций нужно знать, какими активами она располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке.
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: верхняя – актив – отражает имущество и права организации, а нижняя – пассив – источники их образования.
Баланс в переводе с французского означает равенство, весы. В нем всегда должно присутствовать соответствие итогов актива и пассива:
Активы = Пассивы
Каждый элемент бухгалтерского баланса называется статьей баланса.
Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Баланс состоит из 5 разделов.
Форма бухгалтерского баланса предприятия утверждена Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02 июля 2010 г. № 66н. (Приложение).
Актив баланса состоит из двух разделов:
I – внеоборотные активы
II – оборотные активы
Статьи пассива баланса представлены тремя разделами:
III – капитал и резервы
IV – долгосрочные обязательства
V – краткосрочные обязательства
Итоги по каждому разделу актива баланса суммируются и дают общий итог актива баланса, который всегда равен общему итогу пассива баланса. Этот итог называют валютой баланса.
3.2 Виды баланса
В бухгалтерском учете используется несколько видов балансов, которые можно классифицировать по различным признакам.
По времени составления бухгалтерские балансы можно разделить на несколько групп (рис. ).
Вступительный баланс (начальный) – первый баланс, составляемый в начале деятельности хозяйствующего субъекта. В его активе отражается состав имущества и прав организации, полученных при ее создании, а в пассиве – источники их возникновения. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводятся инвентаризация и оценка имеющихся у организации активов.
Текущие балансы составляются периодически в течение всего срока функционирования хозяйствующего субъекта в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Различают несколько их видов, исходя из времени составления балансов.
Начальный и заключительный балансы – это отчетные документы о производственно-финансовой деятельности организации за год. Они составляются на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).
Текущие (промежуточные) балансы составляются за квартал, полугодие и 9 месяцев по данным текущего учета.
Санируемые балансы разрабатываются в случаях, когда организация находится в трудном финансовом положении (банкротство и др.). Для составления таких балансов привлекаются специалисты независимых аудиторских фирм.
Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
Предварительный (провизорный) баланс – бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе активов организации.. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение хозяйствующего субъекта, в котором он может оказаться в конце отчетного периода.
Разделительные и объединительные балансы составляются в периоды разделения (объединения) юридических лиц.
По способу очистки статей различают бухгалтерские балансы БРУТТО и НЕТТО.
Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.
Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и «Использованная прибыль». В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость активов организации. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.
По форме представления информации различают сальдовый и оборотный балансы.
Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке активы хозяйствующего субъекта и источники их образования по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
Оборотный баланс, кроме остатков активов и источников их образования на начало и конец периода, содержит данные о движении объектов учета (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
3.3 Изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину хозяйственных ресурсов и источников их образования. Эти процессы могут влиять:
•на статьи актива, вызывая перегруппировку ресурсов;
•статьи пассива, вызывая перегруппировку источников образования этих ресурсов;
•статьи актива и пассива, вызывая увеличение или уменьшение ресурсов.
В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на 4 типа.
Пример. Пусть на начало периода бухгалтерский баланс:
Актив
Сумма
Пассив
Сумма
Основные средства
20 000
УК
26 000
Касса
10 000
Расчеты с поставщиками
5 000
Расчетный счет
15 000
Ссуды банка
10 000
Сырье и материалы
30 000
Нераспределенная прибыль
34 000
Баланс
75 000
Баланс
75 000
Операции первого типа вызывают уменьшение актива и пассива баланса. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется.
Пример 1: с расчетного счета перечислены средства поставщикам за поставленные материалы в сумме 5000 руб.
Данная хозяйственная операция затрагивает 2 статьи: р/с в активе и пассивную статью расчеты с поставщиками. При этом и активная и пассивная статьи баланса уменьшилась на 5000 руб. Валюта баланса при этом уменьшилась на 5000 руб., а равенство между активом и пассивом сохранилось.
Баланс после 1 операции:
Актив
Сумма
Пассив
Сумма
Основные средства
20 000
УК
26 000
Касса
10 000
Расчеты с поставщиками
-
Расчетный счет
10 000
Ссуды банка
10 000
Сырье и материалы
30 000
Нераспределенная прибыль
34 000
Баланс
70 000
Баланс
70 000
Второй тип хозяйственных операций. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение активов организации.
К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и др.
Пример 2: получены материалы от поставщиков на сумму 3000 руб, расчеты с которыми еще не произведены.
Затрагиваются 2 статьи: сырье и материалы в активе и расчеты с поставщиками в пассиве. Активная статья увеличилась на 3000 руб. и одновременно возросла пассивная статья кредиторская задолженность по поставщикам.
Баланс после 2 операции:
Актив
Сумма
Пассив
Сумма
Основные средства
20 000
УК
26 000
Касса
10 000
Расчеты с поставщиками
3 000
Расчетный счет
10 000
Ссуды банка
10 000
Сырье и материалы
33 000
Нераспределенная прибыль
34 000
Баланс
73 000
Баланс
73 000
Третий тип хозяйственных операций. Хозяйственные операции третьего типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.
К этому типу можно отнести операции по поступлению денежных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетным лицом в кассу, отпуску материалов со склада и производство, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др.
Пример 3: в кассу предприятия получено с расчетного счета 8000 руб. на выплату заработной платы.
Баланс после 3 операции:
Актив
Сумма
Пассив
Сумма
Основные средства
20 000
УК
26 000
Касса
18 000
Расчеты с поставщиками
3 000
Расчетный счет
2 000
Ссуды банка
10 000
Сырье и материалы
33 000
Нераспределенная прибыль
34 000
Баланс
73 000
Баланс
73 000
Четвертый тип хозяйственных операций. Отразим в балансе следующую операцию: часть прибыли организации в сумме 10 000 руб. направлена на увеличение уставного капитала.
Обе статьи, по которым отражена операция, пассивные. Одна статья увеличилась (уставный капитал), другая – уменьшилась (прибыль) на ту же сумму. Общий итог (валюта) баланса остался прежним.
Ко четвертому типу также относятся операции по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, списанию части доходов будущих периодов на прибыль отчетного периода.
Таким образом, хозяйственные операции четвертого типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется.
Типы балансных изменений можно представить графически:
Актив Пассив
Увеличение
Уменьшение
Уменьшение
Увеличение
3 тип
4 тип
2 тип
1 тип
Тема 4. Система счетов и двойная запись
4.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета
Бухгалтерский счет – основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бухгалтерского учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.
Пример: Счет № 50 «Касса», поступили денежные средства 200 руб.
Экономически однородный объект учета – касса, показатель хозяйственной операции – 200 руб. , характер изменения – увеличение.
В связи с большим количеством объектов учета используется большое количество счетов, каждый имеет название и номер (в соответствии с Планом счетов).
Записи на счетах ведутся в различных измерителях, в зависимости от характера объекта учета, но в денежном выражении обязательно.
Движение средств приводит к увеличению соответствующей балансовой статьи, которые состоят из счетов.
Увеличение средств, как и их источников удобнее показывать отдельно от их уменьшения, поэтому счет делится на 2 части: левая – дебет (от лат. «должен»), правая сторона – кредит (от лат. «верит»). Счет имеет показатели – элементы счета:
Наименование элемента
Назначение элемента
Порядок расчета
Наименование и номер
Позволяет определить объект учета
Дебет и кредит
Позволяет сгруппировать показатели хоз. операции (складывать и вычитать)
Показатели счета:
- сальдо
-показатель хозяйственной операции
-оборот (дебетовый / кредитовый)
Показывает величину остатка или наличие объекта учета на определенную дату (начало и конец отчетного периода)
Показывает величину единичного измерения объекта учета
Показывает величину суммарного однонаправленного изменения объекта учета или его движение
Сальдо конечное = сальдо начальное + одноименный оборот – противоположный оборот
Оборот = сумма показателей хоз. операций, записанных на одной стороне счета
Оборот – итоги записей по дебету или кредиту счета.
Сальдо (остаток) – разность между суммами, проставленными на одной стороне счета и суммами, указанными на др. его стороне. Остатки могут быть дебетовыми и кредитовыми.
Для определения нового остатка сначала складывают отражающий увеличение средств оборот с начальным остатком, па потом вычитают оборот, отражающий уменьшение.
4.2 Виды счетов бухгалтерского учета
1. По характеру учитываемых объектов бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные счета – это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению, счета (статьи) расположены в активной части баланса. Они имеют следующее строение: остаток по счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление активов, а оборот по кредиту – их использование (выбытие) (рис.).
Конечное сальдо Ск (дебетовое) по активным счетам за отчетный период определяется так: к первоначальному сальдо по дебету Сн (дебетовое) прибавляют итоги оборотов по дебету Од–т и вычитают итоги оборотов по кредиту Ок–т.
Ск = С н + Од–т – Ок–т.
На активном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя потратить активы больше, чем их было на момент совершения хозяйственных операций.
К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетные счета», «Нематериальные активы» и др.
Пример. По счету 50 «Касса» по данным баланса числился остаток на начало отчетного периода в сумме 100 тыс. руб. Открывая счет 50 «Касса», записывают начальное сальдо в сумме 100 тыс. руб. в дебет, так как это активный счет. Затем в результате трех свершившихся операций в кассу поступило 6500 тыс. руб. (2000 тыс. руб. + 4000 тыс. руб. + 500 тыс.руб.). В результате последующих трех операций из кассы выдано 6400 тыс. руб. (1900 тыс. руб. + 3800 тыс. руб. + 700 тыс. руб. соответственно). Согласно правилам, в активных счетах суммы увеличения записываются в дебет, а суммы уменьшения – в кредит. Следовательно, по дебету счета 50 «Касса» записывают 2000 тыс. руб., 4000 тыс. руб. и 500 тыс. руб., а по кредиту счета – 1900 тыс. руб., 3800 тыс. и 700 тыс. руб. После этого подсчитываются итоги операций по дебету и по кредиту, т. е. обороты, и выводится конечное сальдо, которое равняется начальному сальдо плюс дебетовый оборот и минус кредитовый оборот, а именно 200 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 6500 тыс. руб. – 6400 тыс. руб. Эти записи представлены на рис. 16.
Все счета источников образования активов – пассивные. Пассивные счета (статьи) расположены в пассивной части баланса. Они имеют следующее строение: начальный остаток всегда показывается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источника, уменьшение источников – по дебету (рис.).
Конечное сальдо Ск (кредитовое) определяется так: к начальному остатку Сн (кредит.) прибавляют обороты по кредиту Ок–т и вычитают обороты по дебету Од–т.
Ск= С н +Ок–т – Од–т.
На пассивном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя израсходовать источников больше, чем их было на момент совершения хозяйственной операции.
К пассивным относятся счета «Уставный капитал», «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Пример. На начало отчетного периода по данным баланса задолженность по заработной плате персоналу организации составила 12 600 тыс. руб. В течение отчетного периода (месяца) она увеличилась в результате двух операций еще на 13 000 тыс. руб. (5000 тыс. руб. + 8000 тыс. руб. соответственно), а затем в результате последующих операций уменьшилась на 13 600 тыс. руб. (4700 тыс. руб. + 8900 тыс. руб.).
Согласно правилам в пассивных счетах увеличение задолженности организаций перед персоналом записывается в кредит, а уменьшение – в дебет. Поэтому 5000 тыс. руб. и 8000 тыс. руб. записывают по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом nо оплате труда», а 4700 тыс. руб. и 8900 тыс. руб; – по дебету. Затем подсчитывают итоги оборотов по счету и выводят конечное сальдо – 12 000 тыс. руб. Оно определяется так: к начальному сальдо по кредиту прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету – (12 600 + 13 000 тыс. руб. – 13600 тыс. руб. Эти записи представлены на рис.
Кроме активных и пассивных счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций. Например, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат - прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое). В отдельных случаях в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя, это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показатели. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могли бы заменить два счета: «Расчеты с дебиторами» - активный счет и «Расчеты с кредиторами» - пассивный счет. Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот, и разбивать этот счет на два отдельных нецелесообразно.
Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:
•каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов (например, статья «Сырье и материалы» содержит остатки по счетам «Материалы», «Заготовление и приобретение материальных ценностей», «Отклонения в стоимости материальных ценностей»);
•некоторые счета представлены в балансе несколькими статьями (счет «Расчеты с поставщиками и подрядчикам»);
•счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;
•остатки активов и источников их формирования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе;
•суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива (валюте) баланса, а по всем пассивным счетам - итогу пассива (валюте) баланса;
•баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса
2. По степени детализации информации в бухгалтерском учете выделяют три группы счетов: синтетические, аналитические и субсчета.
Синтетические счета – счета первого уровня, обеспечивают получение обобщающих показателей, характеризующих состояние объекта учета.
Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях.
Субсчета (синтетические счета II порядка), являясь промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета.
Начальный и конечный остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков и оборотов аналитических счетов, открытых в его развитие.
Отражение объектов бухгалтерского учета на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а отражение их в детализированных показателях (на аналитических счетах) – аналитическим.
Примером взаимосвязи служит счет «Материалы», к которому открывается ряд субсчетов и множество аналитических счетов (рис.).
Следует отметить, что часть счетов синтетического учета, отражающая имущество или источник его образования, не требует дальнейшей детализации. Такие синтетические счета не имеют аналитических счетов. К ним относятся счета «Касса», «Расчетные счета», «Уставный капитал».
Количество синтетических счетов и субсчетов определяется потребностями составления отчетности. Количество и состав аналитических счетов обусловлены целями и задачами управления хозяйствующим субъектом.
4.3. Сущность двойной записи
Двойная запись – способ отражения хозяйственных операций, при котором каждая операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах.
Пример:
1. в кассу предприятия с р/с поступило 5000 руб. на выплату заработной платы
Д50 К51 – корреспонденция счетов,
Д50 К51 – 5000 руб. – бухгалтерская запись (проводка)
2. Получены материалы от поставщиков, расчеты с которыми не произведены.
А №10
А-П №60
нач. сальдо
2) 3000
2) 3000 - кред. зад.-ть
А №10
А-П №60
нач. сальдо
2) 3000
2) 3000
Проводки, затрагивающие 2 счета – простые, 3 и более счетов – сложные .
В простых проводках в дебете и кредите корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции проставляется одинаковая сумма.
Когда делается сложная запись, итог суммы, указанный по нескольким счетам, связным с одним счетом, должен быть равен общей сумме, учтенной на этом счете.
В бухгалтерском учете применяется иногда и другой порядок отражения хозяйственных операций на счетах при помощи двойной записи – способ сторнировочных записей («красное сторно»), он основывается на использовании отрицательных чисел.
При этом способе суммы, которые вычитаются из записей, сделанных в одной части счета отражают в этой же части, а не в противоположной, но с отрицательным знаком.
Пример:
Дебет 10 Кредит 60
- 100 руб.(красное сторно) - сторнировано ошибочное отражение поступления материалов от поставщика;
Дебет 20 Кредит 10
- 100 руб. (красное сторно) - сторнировано завышение себестоимости произведенной продукции в текущем году из-за неправильного отражения списания материалов в производство.
Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды – по дебету одного и кредиту другого счета.
Д10-К60- 5000 т.р. на склад оприходованы материалы. поступившие от поставщика.
Д10 отражает поступление материалов на сумму 5000т.р.
К60 увеличивает задолженность перед поставщиком на эту же сумму 5000т.р.
Поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается ответственный за нее.
Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе организации является составление оборотной ведомости, которая позволяет позволяет обобщить учетную информацию, отражаемую на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало месяца и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц.
В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счета и конечное сальдо. При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть попарное равенство итогов в колонках, т.е. итог дебетовых начальных сальдо должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо;
итог дебетовых оборотов по счету – итогу кредитовых оборотов;
итог дебетовых конечных сальдо – итогу кредитовых конечных сальдо.
Такое равенство имеет следующее обоснование: равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса, так как итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества организации, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества.
Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.
Кроме того, равные между собой итоги дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть также равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит отражение как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и в счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.
Попарное равенство итогов оборотной ведомости по счетам имеет большое контрольное значение, ибо отсутствие указанного равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо выявить и исправить.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет существенное значение и для оценки общего состояния имущества и источников его образования за отчетный месяц.
Информация оборотной ведомости по счетам синтетического учета об остатках используется при составлении бухгалтерского баланса организации.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
(тыс. руб.)
№
п/п
Наименование счета
Сальдо на начало
Оборот
Сальдо на конец
Д
К
Д
К
Д
К
1
Материалы
200
-
600
400
400
-
2
Готовая продукция
30
-
800
-
830
-
3
Основное производство
460
-
680
800
340
-
4
Касса
1
-
400
380
21
-
5
Расчетные счета
850
-
-
400
450
-
6
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
-
60
-
500
-
560
7
Расчеты с персоналом по оплате труда
-
15
280
280
-
15
8
Другие счета
-
1466
-
-
-
1466
ИТОГО:
1541
1541
2760
2760
2041
2041
4.4 План счетов бухгалтерского учета и его назначение
План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня синтетических счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющих учет методом двойной записи. Использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций дает возможность осуществлять в учете регистрацию и группировку фактов хозяйственной жизни конкретной фирмы.
План счетов бухгалтерского учета дает возможность установить, какой конкретно объект надо учитывать на том или ином счете.
План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Причем если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов и аналитических счетов такой жесткой регламентации не предусматривает; их можно исключать, объединять, вводить новые.
В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. В основе данной группировки лежит экономическая классификация объектов учета. Новый план счетов, введенный в действие с 1 января 2001 г., в настоящее время включает 8 разделов, объединяющих 62 синтетических счета. Обособленную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов.
План счетов бухгалтерского баланса содержит следующие разделы:
Раздел I. Внеоборотные активы.
Раздел II. Производственные запасы.
Раздел III. Затраты на производством
Раздел IV. Готовая продукция и товары.
Раздел V. Денежные средства.
Раздел VI. Расчеты.
Раздел VII. Капитал.
Раздел VIII. Финансовые результаты.
Забалансовые счета в силу своей специфики в плане счетов, выделены обособленно и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию. Забалансовые счета имеют трехзначную нумерацию. Например, счета 001 «Арендованные основные средства», 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» и т. д. Субсчета к забалансовым счетам не предусмотрены, так как в этом нет необходимости. На них отсутствует двустороннее движение учитываемых объектов. Поэтому счет закрывается в одностороннем порядке, и записи на нем ведутся по простой системе, т. е. только по дебету счета или только по кредиту счета.