Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Характеристика способов отделки швейных изделий»
Простота форм современной одежды обогащается разнообразной отделкой. Все многообразие отделок можно разделить на 7 групп:
1. Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных, рельефных швов, складок, буф, драпировок, плиссе, гофре, отделочных строчек.
2. Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны.
3. Отделка специальным отделочным материалом: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы.
4. Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки - молнии, хольнитены.
5. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.
6. Отделка другим материалом: мех и кожа (натуральные и искусственные), трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, спилок.
7. Отделка деталей изделия печатным рисунком.
1 группа «Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек. »
1.1 Складки. Складки бывают простые и сложные, отделочные и соединительные, односторонние и двусторонние.
Односторонние – это складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки – в другую.
Встречные – это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнаночной стороны – в противоположные стороны.
Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют “бант”.
Сложные отделочные складки делают с целью украшения, а также в тех случаях, когда при раскрое не был дан припуск для отделочной строчки. Примером сложной отделочной складки может быть кокетка, выкроенная вместе с основной деталью.
1.2. Буфы. Буфы применяют для отделки белья, а также женского и детского платья. Буфы могут быть изготовлены вручную и на машине.
Ручные буфы могут быть различных рисунков, особенно при отделке платья. Различают буфы: точками или нитями с изнаночной стороны детали. Расстояние между рядами буф 8-10мм, а между точками 5мм. Точки в каждом ряду располагают строго одна под другой и иглу вводят в ткань строго в точку, а выводят посередине, между двумя точками и нити затягивают, образуя складочки сгибами вверх. Затем приступают к вышивке рисунка «пчелиные соты», закрепляя по очереди стежками крест - на крест по две складки ряда, делая в каждой закрепке по 4-5стежков. После вышивания нитки сборки удаляются.
Машинные буфы бывают обыкновенные и со шнуром. Для получения обыкновенных буф прокладывают на лицевой стороне параллельные строчки. При этом стежки слабо затянуты. Затем ткань собирают на нижние нитки.
Чтобы предохранить буфы от растягивания в процессе носки, с изнанки подкладывают прокладку, выкроенную из основного или подкладочного материала так, чтобы нити основы проходили параллельно строчкам буф. При этом размеры подкладки должны соответствовать по форме и размерами буф с учетом припуска на швы и обработку срезов. Подкладку прикрепляют потайными стежками. Срезы подкладки, не входящие в швы, перегибают в сторону изнанки на 5-7мм. И застрачивают на расстоянии 1мм., или обметывают на специальной машине.
Для получения выпуклых буф применяют шнур. Для этого с изнаночной стороны под буфы кладут полоску основного материала и прокладывают строчку с лицевой стороны по намеченным линиям. После выполнения первой строчки и каждой последующей между основной деталью и подкладкой, вкладывают шнур и, плотно огибая тканью, застрачивают.
1.3. Драпировка. Драпировка - это группа складок, заложенных в определенном порядке: одна на другую, или рядом по срезу (плечевому, боковому, талиевому) детали, или по линии подреза.
Драпировка используется, как правило, в нарядных изделиях, подчеркивающих элегантность женской фигуры. Ее получают за счет незаутюженных и не стачанных складок, закрепленных на одном или двух концах. Наиболее динамичны и выразительны асимметрично расположенные драпировки, при этом они могут располагаться и по диагонали.
В изделиях прилегающего и полуприлегающего силуэтов к драпировкам предъявляют более строгие требования. Прежде всего следует знать, что в таких изделиях детали с драпировкой желательно выполнять на подкладке. Ее выкраивают из тонкой шелковой ткани по лекалам основы плотно прилегающего лифа. Драпировка на деталях изделия может идти от подреза или среза. В этом случае все вытачки на детали переводят в драпировку. Как правило, изделие с драпировкой прилегающих и полуприлегающих силуэтов выполняют с использованием соответствующих выкроек основ.
На деталях выкройки - основы по эскизу намечают линию подреза - начало драпировки и направление ее складок. По намеченным линиям выкройку разрезают и раздвигают на требуемую величину раствора складок драпировки. Направление складок может усилить или сгладить остроту формы изделия.
Если драпировка располагается по срезу детали, то складки или сборка драпировки закладываются по контрольным меткам и закрепляются ручными стежками или машинной строчкой. При стачивании же шва срезы драпировки попадают в шов соединения и окончательно закрепляются.
1.4. Плиссировка и гофрировка. Плиссировка и гофрировка материала, как один из видов отделки женской одежды, известны давно.
Плиссировать и гофрировать можно детали изделия из натуральных, шелковых, шерстяных и набивных тканей. В этом случае лучше брать ткани с несложным и не очень пестрым рисунком.
При плиссировке складочки заутюживаются на одну сторону, а при гофрировке они имеют вид гармошки. Плиссировка может быть мелкая, нормальная, глубокая. Выбор фасона складочек целиком зависит от модели.
Плиссировка не требует каких-либо профессиональных навыков. Для выполнения ее нужна только большая аккуратность и строгая последовательность всех операций.
Для плиссировки необходимо иметь: плотную, прочную на сгиб бумагу для изготовления форм, (ватман, полуватман, чертежная); тонкую железную линейку; утюг для пропаривания ткани в бумажных формах; 6-8 грузил, которые накладывают на заложенную в бумажные формы ткань, чтобы складочки не расходились; льняную плотную ткань или толстую холстину для пропаривания ткани длиною больше длины юбки на 10сантиметров, шириной не меньше 50см.
Ткань перед проутюживанием должна быть намочена в смягченной воде. Для этого в воду добавляют немного мыла. Причем мыло не кладут кусочком, а намыливают в руках. Для плиссировки шерстяных тканей в воду нужно добавлять 1 чайную ложку уксусной эссенции на 3-4 литра воды.
1.5 Отделочная строчка. В качестве украшения различных изделий часто используют отделочные строчки. Для придания строчки рельефности берут утолщенную отделочную (нижнюю) нить, используя мулине (в шесть ниток) или шерсть. Нить наматывают на шпульку и несколько уменьшают ее натяжение.
Цвет отделочной строчки, должен отличаться от цвета изделия тоном или оттенком, однако они должны гармонично сочетаться.
Для достижения рельефности на изнаночную сторону детали под строчку подкладывают поролон или бязь. Рельефность отделки может быть достигнута и иным способом, например с помощью шнура.
2 группа «Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны. »
2.1 Оборки, рюши, воланы. Оборки могут украшать любую деталь одежды, они могут быть на полочке, на воротнике, на манжетах. Для оборки берется полоска ткани, поперечная или косая. Ширина ее зависит от модели, длина должна быть в 2-2,5раза больше оборки в готовом виде.
Рюш - представляет собой полоску ткани, выкроенную, как правило, под углом 45 к направлению нитей основы и собранную посередине. В поперечном направлении полоску для рюша выкраивают только в том случае, если это обуславливается рисунком ткани.
Волан выполняется со сборками и без таковых. Волан без сборок проще всего выкроить в виде кольца. Расстояние между внутренней и внешней окружностями принимается равным ширине волана в готовом виде плюс припуски на обработку.
2.2. Бейки. Цвет бейки должен быть близок к цвету основного изделия или, наоборот контрастен ему. Направление нитей основы бейки может быть долевым, поперечным или под углом 45. В зависимости от способа соединения с основными деталями различают бейки настрочные и притачные.
2.3. Канты. Кантом отделывают края деталей или подчеркивают с его помощью какие-либо фасонные линии изделия (например, кокетку). Полоску для канта выкраивают шириной 3-3,5см, но под углом 45 к направлению нитей основы.
2.4. Паты, хлястики, пояса, шлевки. Очень часто в одежде спортивного стиля встречаются такие отделочные детали, как паты, хлястики, пояса, шлевки. Форма их зависит от модели, а принцип обработки остается неизменным. В зависимости от толщины ткани эти детали могут быть обтачены основной или подкладочной тканью, при этом подкладку следует подбирать в тон ткани верха. Для придания этим деталям жесткости и более устойчивой формы рекомендуется продублировать их прокладкой.
2.5. Жабо и кокилье. В нарядной одежде, а так же блузках романтического стиля часто встречаются детали конических форм: жабо и кокилье, оформляющие горловину. Жабо и кокилье могут быть различными по форме, съемными или втачанными в горловину. Кокилье выкраивают только по спирали.
2.6. Отделка шарфом. Даже самое скромное платье можно сделать нарядным, не похожим на другие с помощью яркой шелковой косынки, шарфа или лент. Косынку, например, не обязательно набрасывать на плечи - можно завязать вокруг талии, положив углом на бедро. Можно перевить ее с одним или несколькими шарфами - контрастного цвета, набивными - и этот мягкий жгут завязать на шее. Из такого жгута получится и пояс - яркий, необычный.
Особую элегантность, нарядность придают одежде сочетания тон в тон, когда шарф отличается от ткани платья только по фактуре: прозрачное к плотному, атласно - гладкое - к матовому, пушистому.
Шарф, как и всякая украшающая деталь, привлекает к себе внимание, поэтому крайне важно, чтобы он был свежим, хорошо проутюженным.
2.7. Окантовочные швы. Оформление пройм и горловины окантовочным швом с закрытым срезом широко применяют в изделиях из любых тканей, однако для блуз из кружевного полотна этот способ является единственно возможным.
Окантовочный шов с закрытым срезом используют при обработке горловины, проймы, низа рукавов, низа расклешенных юбок и различных отделочных деталей. Окантовочный шов с открытым срезом используют для обработки срезов таких деталей, которые в последующем притачиваются к другим деталям или настрачиваются на них (кокеток, лифа с пониженной талией, накладных карманов и др.)
3 группа «Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы».
3.1. Кружево и шитье. Эти виды отделок широко используют для отделки легкого женского или детского платья. Из кружева делают воротники, жабо, вставки. Шитьем и кружевом отделывают края таких деталей как воротники, манжеты, клапаны, планки, складки и др. Они могут настрачиваться на любые участки деталей, украшая изделие, придавая ему нарядность.
Кружево и шитье обрабатывают исключительно узким рубчиком и притом только по поперечным срезам, которые в этом случае располагают в самых узких местах отделки.
3. 2 Отделка тесьмой. Тесьмой отделывают различные детали в одежде (карманы, рукава, воротники, борта и т. д.). Тесьму настрачивают на отделываемую деталь, отступив от краев по 1-2мм. Узкую тесьму настрачивают одной строчкой. Концы тесьмы либо заправляются в швы стачивания деталей, либо настрачивают на деталь, предварительно подогнув.
4 группа «Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, хольнитены, застежки - молнии»
Пуговицы, застежки, тесьма-молния, кнопки, блочки, пряжки выполняют не только свою основную функцию, но и являются отделочными деталями в одежде.
Пуговицы бывают самыми разнообразными. Они могут быть плоскими, с двумя или четырьмя отверстиями или на ножке.
По способу пришивания пуговицы подразделяются на бельевые и декоративные. Бельевая пуговица крепится плотно, без ножки. Декоративная пуговица пришивается на нитяной ножке, высота которой равна толщине борта + 1мм. Чтобы правильно выполнить ножку, пришивая пуговицу, следует подложить под нее спичку, затем спичку удалить, а полученную ножку обвить нитками.
Тесьма-молния бывает с нейлоновой тесьмой и звеньями из пластмассы или хлопчатобумажной тесьмой и металлическими звеньями. Эта деталь выполняет не только свою основную функцию, но с успехом может служить отделкой. Настрачивать тесьму-молнию рекомендуется специальной однорожковой лапкой.
Кнопки существуют 2 типов: традиционного образца, изготовленные из металла или пластмассы, которые пришивают к изделию, и кнопки, которые прикрепляют к изделию с помощью специальных устройств.
5 группа «Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами».
5.1. Вышивка. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды. Благодаря умению вышивать, можно обновить свою одежду, сделать ее нарядной и красивой. Вышивка может выполняться как вручную, так и на швейной машине.
Ручная вышивка. По технике выполнения швы в ручной вышивке условно подразделяются на 2 большие группы: счетные, осуществляемые по счету нитей ткани и свободные, выполняемые по заранее нарисованному контуру. Обычно в вышивках одновременно используют различные швы. Ткань, на которой выполняют вышивку, закрепляют в пяльцах.
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, затем узор переводят на ткань. Для вышивания берут различные по структуре и качеству ткани в зависимости от вида работы.
Виды ручной вышивки: гладь, ришелье, мережка, счетная вышивка.
Мережки выполняют на материалах с полотняным переплетением. Для этого из ткани выдергивают определенное количество нитей, а оставшиеся разделяют - замереживают на столбики и переплетают разными способами.
Мережки служат красивой отделкой одежды.
5. 2. Аппликация по ткани. Аппликация - один из способов украшения деталей женского платья. Аппликация может выполняться на ткани различной фактуры с применением шелковых, армированных нитей, мулине, люрекса и др., а так же в комбинации с вышивкой.
Этапы выполнения аппликации:
На основную деталь фона и на кусочки отдельного материала переводят рисунок аппликации, следя за расположением долевой нити на ткани и кусочках материала.
Составные части аппликации крепят с тканью вручную иглой или прикалывая портновскими булавками.
По контуру детали рисунок настрачивают, а затем крепят стежками гладьевого валика. Нить берут в тон каждого отделочного участка. Закончив вышивку, острыми концами ножниц удаляют излишки ткани, не повредив стежки.
В переводе с латинского аппликация означает «прикладывание». Для создания выпуклости под аппликацию подкладывают прокладочный материал (флизелин, синтепон, ватин). Аппликация может сочетаться с различными видами вышивки - стебельчатым швом, декоративными гладями и т. п.
6 группа «Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани»
Обработка изделий кожей, замшей. Лицевая поверхность кожаных изделий обычно гладкая и блестящая, потому что покрыта нитрокраской. Кожевенники называют лицевую сторону кожи «лицо», а изнаночную - «бахтарма». Для декоративной отделки необходимо иметь следующие инструменты: острый нож - косяк; удобные ножницы с широкими лезвиями (их кольца лучше обтянуть толстой легкой тканью, чтобы не натереть мозолей на пальцах); тонкая и мягкая кожа.
Для стачивания деталей из кожи нужны тонкие прочные и упругие нитки. Лучше подходят суровые хлопчатобумажные или льняные нитки, годится и крученый шелк.
Для раскроя удобна доска с гладкой поверхностью длиной 40 - 60см. и шириной 25-30см. Кроить кожу удобнее с помощью заранее вычерченных на картоне и тщательно проверенных лекал. Наносить линии кроя можно обыкновенной шариковой ручкой.
Тонкую мягкую кожу лучше стачивать, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче поддается стачиванию, если ее чуть увлажнить. Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Поэтому концы ниток надо обязательно надежно завязывать на несколько узлов. Для изделий применяется часто декоративная отделка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи.
Мехом отделывают края деталей или подчеркивают с его помощью конструктивные линии. Мех используется искусственный и натуральный.
Отделка женского платья возможно трикотажным полотном. Можно создать уникальную декоративную отделку изделия благодаря эластичности трикотажа, особенностям его переплетения.
7 группа «Отделка деталей изделия печатным рисунком». Женское платье можно украсить печатным рисунком. При подборе рисунка необходимо учитывать стилевую направленность, возраст человека, его имидж. Печатание - нанесение на ткань рисунка с помощью печатных машин. Рисунок можно наносить уже на изготовленную вещь или же предварительно на выкроенную деталь.
После изучения темы рекомендуется выполнить лабораторную работу и презентацию на тему в соответствии с предложенной таблицей.
Лабораторная работа
«Характеристика способов отделки женского платья»
Цель работы: Ознакомление и освоение приемов выполнения различных видов отделки женского платья.
Содержание работы:
1. Изучить виды отделки деталей швейных изделий.
2. Освоить приемы выполнения различных видов отделки.
3. Изготовить наглядные образцы отделок по каждой группе (студент выполняет презентацию на заданную тему)
Вопросы для подготовки к работе.
1. Является ли отделка элементом композиции и средством выразительности?
2. Какие ткани вы бы рекомендовали для изготовления отделки нарядного женского платья?
3. Какие способы отделки изделий вам известны?
Литература:
1. Т. Екшурская «Модное платье», Санкт Петербург, Лениздат, 1996 год, [с. 386-423]
2. Г. Шлихота «Сам закройщик, портной», альбом-справочник, Ташкент, 1991г.