Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Групповое консультирование

  • 👀 830 просмотров
  • 📌 761 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Групповое консультирование» pdf
Групповое консультирование Лекция 1 Литература Д. Кори Теория и практика группового консультирования. И. Ялом Групповая психотерапия. Теория и практика. Р. Кочюнас Психотерапевтические группы: теория и практика. К. Рудестам Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Д.С. Витакер Группы как инструмент психологической помощи. Р. Смид Групповая работа с детьми и подростками. Группа как инструмент психологической помощи Малая группа служит эффективным средством психологической помощи, если она тщательно спланирована и ведется таким образом, чтобы наращивать свой потенциал в качестве средства психологической поддержки. Терапевтическая ценность группы ○ В группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при практике новых способов поведения. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников, а также безопасно выражать свои чувства и мысли в пространстве «здесь и сейчас». ○ Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более "пространственно" увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни. Общие цели группового консультирования ○ ○ ○ • Научиться доверять себе и другим. ○ • Усилить самопринятие, самоуважение, доверие к себе и обрести новый взгляд на себя. ○ • Обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и разрешить конкретный конфликт. ○ • Усилить самоуправление, автономию, ответственность перед собой и другими. ○ ○ • Осознать возможность выбора и научиться делать его мудро. ○ ○ ○ ○ • Освоить более эффективные социальные навыки. ○ • Понять свои ценности и решения и найти пути их изменения. • Достичь самопознания и развить чувство уникальной идентичности. • Осознать сходство потребностей и проблем членов группы и развить чувство универсальности. • Составить план изменения конкретного поведения и заставить себя следовать этому плану. • Стать более чувствительным к потребностям и чувствам других. • Научиться тому, как противостоять другим честной прямо. • Отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить самостоятельно. 5 Терапевтические группы Исходя из основной цели, можно выделить три типа групп Темоцентрированные группы ТИПЫ ГРУПП Группы решения проблем Группы самопомощи 6 I Цели Формат Участники Личностный рост, обучение, развитие специальных навыков Встречи, мастерские, тренинги Группы тренировки социальных навыков и группы по развитию уверенности в себе, группы управления стрессом. Собираются не для отреагирования и проживания, а нацелены получить конкретный результат. Консультирование, краткосрочная групповая работа Люди, имеющие жизненные и личностные трудности, готовые к исследованию и пониманию сути проблем Терапевтические группы Люди, заинтересованные в глубинном трансформации личности или с различными психоэмоциональными расстройствами Группы самопомощи С высокой мотивацией меняться самостоятельно и помогать другим, пережившие определенный опыт II Изменение поведения, исследование взаимодействий III Восстановление, лечение и реконструкция личности. Коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств. IV Создавание атмосферы поддержки и единомыслия, разделение опыта 7 Модели групповой работы Образовательная Действия Аналитические Люди с одной и той же проблемой, имеющие один и тот же болезненный опыт могут поделиться друг с другом. Основной элемент - участники группы дают друг другу информацию, инструкции и советы как справляться с этой проблемой. Стимулирование в людях эмоциональных реакций. Главный инструмент изменений - сама группа, а не техника или ведущий. Главный вопрос: «Какие события в группе показались наиболее значимыми?» Группа как социальная лаборатория и микрокосм К группам действия относят: психодраматические, гештальт-труппы; транзактный анализ; группы встреч. 8 Групповая психотерапия Групповая психотерапия — это процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое. Некоторые терапевтические группы, прежде всего, ориентированы на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств, которые препятствуют успешному функционированию, или посредничество в решении глубинных психологических проблем. Их целью может быть меньшая или большая трансформация структуры личности, степень которой зависит от теоретической ориентации терапевта. Преследуя подобные цели, терапевтические группы нуждаются в большем количестве времени для их реализации, чем другие виды групп. Люди, которые составляют такую группу, могут страдать от серьезных эмоциональных проблем, глубокого невротического конфликта или психотических состояний, а некоторые могут демонстрировать социально девиантное поведение. Многие из них нуждаются в лечении, а не в превентивной или развивающей работе. Групповой терапевт обычно является клиническим или консультирующим психологом, психиатром. Он использует широкий набор вербальных методик (которые используют и консультанты) и некоторые техники для осуществления регрессии к ранним переживаниям, для выявления бессознательной динамики и помощи клиентам в переживании травматической ситуации. Групповое консультирование Групповое консультирование преследует как превентивные, так и оздоровляющие цели. Группа вовлекается в межличностный процесс, в котором особое значение придается сознательным мыслям, чувствам и поведению. Часто консультативные группы являются проблемно-ориентированными. Их содержание и цели определяются членами группы, которые в большинстве своем являются нормально функционирующими людьми, чья заинтересованность в работе связана с задачей развития продолжительной и успешной жизни. Групповому консультированию присуща ориентация на рост, и в этом случае основной задачей становится развитие внутренних ресурсов и внутренней силы. Участники могут столкнуться с кризисной ситуацией или конфликтом или пытаться изменить пораженческий стиль поведения. Группа предлагает поддержку и эмпатию, необходимые для создания атмосферы доверия, что ведет к раскрытию и исследованию внутренних смыслов. Члены группы становятся ассистентами в развитии навыков, направленных на разрешение межличностных проблем, что готовит их к встрече с подобными проблемами в будущем. Преимущества групповой формы психологической работы • Групповой опыт помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства; могут получать обратную связь и реагировать на неё. • В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. • Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. • Цель – создать свободные интеракции (обмен переживаниями, чувствами, мыслями, идеями, смыслами, ассоциациями, фантазиями, снами и пр.) в группе, когда каждый в каждый момент может высказать, что у него на душе. 11 Психологический риск участия в группе Группа может действовать как весьма мощный катализатор личностных изменений, но в то же время содержать в себе определенный риск для членов группы. Именно групповой консультант несет ответственность за минимизацию неизбежного психологического риска, связанного с групповым консультированием. В группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут столкнуться с негативными переживаниями при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе. Правило 48 часов - не предпринимать никаких кардинальных изменений в своей жизни. 12 Основные принципы работы группы Здесь и сейчас активный обмен переживаниями Открытость, активность, искренность и уважительное отношение Принцип Я Ответственность Конфиденциальность основное внимание каждого участника направлено внутрь себя каждый из участников несет личную ответственность за себя все, о чем говорится в группе должно остаться внутри группы все происходящее в группе обсуждается в настоящем Чувства, а не идеи 13 Личные отношения между консультантом и членами группы В этическом кодексе Американской ассоциации консультирования сказано: Консультант осознает влияние своего отношения к клиенту и избегает эксплуатации доверия и злоупотребления зависимостью клиента. Консультант прилагает усилия, чтобы избежать установления двойственных отношений с клиентом, которые могут повлиять на его профессиональные суждения или нанести клиенту вред. Когда двойственных отношений нельзя избежать, консультант должен предпринять соответствующие шаги, предупредив клиента, обратившись к консультации и супервизии, а также документации, чтобы убедиться, что он не эксплуатирует клиента и его суждения объективны. 14 Общение членов группы Группа учит людей тому, как устанавливать близкие или интимные отношения, но не обеспечивает эти отношения. Члены группы, общаясь за ее пределами, несут ответственность за разглашение той информации, которая была получена в ходе встречи. Любой тип групповой социализации, препятствующий эффективному функционированию группы, непродуктивен и должен быть устранен, как, например, формирование коалиций. Знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы. Если члены группы осознают те ловушки и трудности, которые связаны с социализацией вне группы, и готовы приносить в группу то, что они обсуждают во время внегрупповых встреч, значит, они обучаются тому, как поддерживать свою безопасность и безопасность группы, а также эффективно управлять внегрупповой социализацией. 15 Качественный состав групп: гетерогенная или гомогенная? • По своему составу гомогенные группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. • Деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати. • Группа создается как можно более гетерогенной относительно симптоматики, личностной структуры, социального статуса, возраста и пола. • Группа должна быть как можно более гомогенной относительно способностей переносить фрустрацию и прорабатывать конфликты, короче относительно силы Я. 16 Количественный состав группы • Для группы, состоящей из взрослых, восемь человек плюс один консультант — весьма походящий размер. • Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. • В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек. 17 Частота и длительность встреч • Как часто должна встречаться группа? Как долго должны длиться встречи? • Ответ на эти вопросы также зависит от типа группы и в некоторой степени от опытности консультанта. Раз в неделю — это обычный режим работы консультативных групп. С детьми и подростками лучше встречаться чаще, но делать встречи более короткими. • Для взрослых, которые функционируют относительно хорошо, двухчасовые встречи каждую неделю вполне достаточны, поскольку позволяют проводить интенсивную работу. • Можно планировать группы, совершенно различные по своему типу: • однократная встреча группы • группа с ограниченной продолжительностью, собирающаяся раз в неделю на 1,5 – 2,5 часа, продолжающаяся около двадцати встреч • группа, собирающаяся ежедневно на 2 часа в течение пяти дней • группа, собирающаяся раз в неделю на два с половиной часа без конкретного срока завершения и т.д. 18 Стадии развития группы I стадия Формирование группы. Подготовка проекта группы, объявлении о наборе группы, знакомство с потенциальными кандидатами. Начало. II стадия Ориентационная фаза, время исследования. III стадия Переходная стадия. Работа с конфликтами, защитами и со-противлением. IV стадия Рабочая стадия. Активные действия: работой со значимыми личностными трудностями и переводом инсайта в действие как в группе, так и за ее пределами. V стадия Стадия объединения и закрепления полученного опыта. VI стадия Постгрупповые мероприятия и оценка результатов работы группы. 19 Стадия формирования группы • • • • • • • • • • • цели группы тип клиентов обоснование работы в группы методы работы правила группы длительная, краткосрочная, выходного дня. частота и время встреч. структуры и формата группы степень открытости группы (открытая или закрытая) методы знакомства и отбора членов группы способ объявления о наборе членов группы 20 Предгрупповое интервью • • • • • Эмоциональный и психический статус Предыдущий опыт терапии; Страхи и ожидания; Что такое групповая терапия; Групповой контракт (правила) 21 • • • • • • • • Люди с повреждениями мозга Люди пограничного и психотического спектров Алко- и наркозависимые Люди в ситуациях кризиса; Суициидальные клиенты; Не могут регулярно посещать; Люди, которых вы считаете не подходящими; Люди с проблемами, не входящими в сферу ваших компетенций. «Нежелательны е» кандидаты для группы К неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания. 22 Будущий участник группы имеет право получить до начала занятий. • Ясное представление о целях группы. • Описание группы (краткосрочная, долгосрочная), основных процедур и правил поведения. • Предгрупповое интервью для определения того, подходит ли именно эта группа во главе именно с этим консультантом для полноценного удовлетворения потребностей клиента. • Возможность получать любую информацию о группе, задавать вопросы, вы-сказывать свое беспокойство в связи с услышанным. • Обсуждение того, в каких аспектах групповой процесс может быть/не быть конгруэнтен убеждениям и ценностям членов группы. • Развернутая информация об уровне образования и квалификации группового консультанта. • Информация, касающаяся стоимости группы, в том числе и стоимости кон-трольных сессий, проводящихся после окончания группы, а также сведения о длитель-ности группы, о частоте и продолжительности встреч, о групповых целях и техниках, кото• Информация о психологическом риске участия в группе. • Осведомленность об обстоятельствах, в которых консультант может нарушить правило конфиденциальности, следуя правовым, этическим или профессиональным требованиям. • Разъяснение того, какие услуги могут и не могут быть оказаны в группе. • Помощь в формулировании личных целей участия в группе. • Ясное понимание того, что группа предполагает разделение ответственности между консультантом и участниками группы. • Обсуждение прав и обязанностей членов группы. 23 Правила группы Хорошие рамки — это то, что удерживает структуру, которая дает основу для эффективной работы группы. В любой группе будут нарушения, которые должны вызывать интерес консультанта, но не становиться поводом для наказания. Только сильные нарушения могут быть поводом для исключения из группы. Пример — на одной из групп возник вопрос об оплате сессий, когда участник болен. Группа пришла к договоренности, что каждый участник имеет возможность пропустить две встречи в год — не оплачивав их. Это дало возможность понять, что правила довольно четкие, но могут быть гибкими. 24 Примерные правила Регулярность посещений необходима для того, чтобы в группе сформировалась безопасная, доверительная рабочая атмосфера. Если кто-то периодически отсутствует, то это нарушает групповые процессы. Если кто-то в силу обстоятельств задерживается или пропускает встречу, нужно сообщить об этом заранее. Часто на группу бывает не хочется идти, когда имеется некоторая неудовлетворённость происходящим в ней или переживанием различных эмоций. Если эту неудовлетворённость заметить и высказать, и дать выход своим эмоциям, то это может оказаться предметом обсуждения и изменить то, что происходит в лучшую сторону. Свобода. Каждый участник может выбрать свой способ бытия в группе, но следует учитывать свои задачи и цели участия в группе. Чтобы у всех участников были определенные гарантии безопасности, каждый участник может прервать любой разговор о себе. Не допускается заставлять кого-то что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п. Каждый участник может покинуть группу, но перед этим обязан объяснить мотивы своего ухода, так как он не только свободен, но и ответственен перед другими участниками и ведущими. Правило «СТОП»: если кто-то не хочет или не готов говорить на какую-либо тему, он может сказать "стоп, я не хочу говорить об этом", и остальные не должны требовать от него ответа. Это правило призвано сохранять безопасность в группе и защищать участников. Участники должны стремиться говорить всё, что приходит им в голову. Если у кого-то из участников возникает сопротивление к высказыванию каких-то мыслей, чувств, переживаний, то это, вероятно, связано с тем, что мешает свободному проявлению себя и в повседневной жизни. Важно озвучивать такие реакции сопротивления, т.к. это важный материал для анализа. Каждый определяет для себя свой безопасный уровень самораскрытия и делится ровно стольким количеством личной информации, какое считает комфортным для себя. При этом участники должны быть искренними в своих высказываниях и не вводить друг друга целенаправленно в заблуждение. Отношения в группе должны быть честными и не предполагать обмана - если кто-то что-то говорит, то предполагается что он так и считает на самом деле. Примерные правила Соблюдение психологической безопасности и бережное отношение. Реагируя на слова другого участника, следует говорить исключительно про себя и свой эмоциональный отклик. Не интерпретировать. Не оценивать. Не анализировать. Не предлагать решение проблемы. Цель – выразить свои чувства, рассказать о своем похожем опыте, о своей сходной ситуации. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и про свой опыт. Все разногласия между участниками решаются в группе, а не за ее пределами. Используйте группу как место личного эксперимента, чтобы увидеть за вашими привычными способами поведения и общения содержательную часть своей проблемы. Старайтесь увидеть проявление вашей проблемы в том, что происходит или не происходит с вами на занятии группы. Используйте принцип «здесь и сейчас». Все, что происходит на группе не должно выноситься за пределы группы для соблюдения правил безопасности и конфиденциальности. Использование фото, видео и звукозаписывающей техники запрещено. по усмотрению и согласованию участников группы при условии обязательного соблюдения Оплата производится максимум в течение суток после завершения встречи, если не было оговорено иначе. Пропуски оплачиваются. II стадия: «в или из», ориентационная фаза, время исследования Две основные задачи стадии для участников группы: 1. определить цель, ради которой они вступили в группу, и метод ее достижения. 2. заняться своими социальными взаимоотношениями в группе — т. е. создать для себя нишу, которая не только обеспечит комфорт, необходимый для выполнения первичной задачи, но и даст дополнительное удовлетворение, проистекающее от чистого удовольствия участия в группе. “Что это за группа?”, “Что будем делать?” “Как мне это поможет?” Члены группы встревожены, неуверены, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от консультанта. Каждый ищет для себя такую роль, которая обеспечит ему благополучное существование в группе, и задается вопросом, будут его любить и уважать или игнорировать и отвергать, подходит ли ему группа или нет. 27 II стадия: основные характеристики • Участники проверяют обстановку и знакомятся друг с другом. • Члены группы знакомятся с нормами и тем, что от них ожидается, узнают о том, как функционирует группа и как участвовать в ней наиболее эффективно. • Члены группы проявляют социально желательное поведение, принятие риска сравнительно низкое, а исследование характеризуется напряженностью. • Если члены группы готовы выражать то, что они думают и чувствуют, постепенно устанавливается групповая сплоченность и доверие. • Члены группы волнуются по поводу того, будут ли они исключены из группы или включены в нее, они ищут свое место в группе. • Центральной проблемой является формирование доверия или его отсутствие. • Встречаются периоды тишины и неловкости, члены группы могут ждать указаний. • Члены группы решают, кому можно доверять, насколько они могут раскрываться, насколько безопасна группа, кому они нравятся и не нравятся и насколько можно включаться в работу. • Члены группы узнают о базовых моментах группы — уважении, эмпатии, принятии, заботе и ответственности — то есть обо всех компонентах, которые необходимы для построения доверия. 28 Способы установления доверия 1. Консультант, который показывает, что он заинтересован в благополучии .членов группы и группы в целом, вызывает доверие. 2. Участники будут доверять группе больше, если их поощряют говорить о своих страхах, поскольку разговор о них обычно показывает, что эти страхи разделяют и другие участники группы. 3. Доверие может быть потеряно или обретено, в зависимости от того способа, посредством которого преодолеваются негативные чувства. 29 «Круги» знакомства 1. Сначала все кратко представляются (как хотят). 2. На втором кругу каждый добавляет о себе что-то еще, позволяющее больше узнать о нем. 3. На третьем кругу каждый говорит о том, что привело его в группу и чего он ждет от своего участия в ней. 4. На четвертом кругу каждый участник старается осознать и выразить то, что он чувствует именно в данный момент. Давайте начнем с того, что мы все представимся друг другу. Назовите имя, по которому вы хотели бы, чтобы к вам обращались во время работы группы, скажите несколько слов о себе – то, что сейчас хотели бы сказать, а также что чувствуете в данный момент. Так мы познакомимся и лучше почувствуем состояние друг друга в эти первые мгновения нашей общей работы. Кто хотел бы начать?« "Чем будет эта группа для вас?", "Чего больше всего ждете от группы и больше всего боитесь?", "Чем хотели бы здесь заниматься, чтобы получить то, ради чего пришли сюда? 30 Упражнения: за и против ПРОТИВ: структурированные упражнения ограничивают живое спонтанное развитие, и их использование снимает с участников ответственность за структурирование собственного опыта. ЗА: структурированные упражнения помогают определить и ярче высветить групповые интересы, более целенаправленно решить индивидуальные и групповые проблемы. Одни психотерапевты утверждают, что на первых занятиях группа должна "бороться сама за себя", так как преждевременное введение упражнений мешает выражению важных индивидуальных чувств. Другие психотерапевты считают, что структурированный подход особенно важен на ранних этапах развития группы для мотивации участников и ориентации их в плодотворном для достижения целей направлении. Упражнения не должны использоваться произвольно и нейтрально. возможностей упражнения. Важно понимать смысл и задачу упражнения! смысла и 31 Упражнение на знакомство 32 Принцип восприятия 1+ 2 3- 4 33 Формула конструктивной обратной связи ○ Обратная связь концентрирует внимание на поведении, а не на личности как таковой. Нам следует говорить о том, что люди делают и какие чувства в нас это вызывает, а не о том, что мы о них думаем. Эффективная обратная связь касается лишь тех аспектов поведения, которые могут быть изменены. ○ П – позитив, начинаем с положительного отношения ○ С – суть критики (поведение) ○ И – инструкция (как можно исправить) ○ Х – хорошо (зачем человеку это делать, что хорошего принесет исправление) ○ О – ок? Что ты об этом думаешь? Задание: Какую обратную связь вы дадите человеку, который: очень много говорит / перебивает / дает советы / опаздывает / не принимает участия в работе группы 34 Роль консультанта на II стадии • • • • • • • • • • поощрять формирование терапевтических норм группы; учить участников ориентироваться в групповом процессе; создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу; определить общие цели группы; помочь участникам установить индивидуальные конкретные цели работы в группе; поощрять участие всех в дискуссиях; уменьшать зависимость участников от терапевта; делиться с ними ответственностью за группу; структурировать работу группы; преодолевать сопротивление участников работе. 35 Роль консультанта на II стадии МОДЕЛИРОВАНИЕ: создавать атмосферу, психологически присутствовать в группе и быть искренним, обращать внимание на вербальные и невербальные послания, преодолеть соблазн оставаться единственной авторитетной фигурой и раскрывать ресурсы участников ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ: снять запросы, определить желаемые изменения и обозначить усилия каждого члена группы на то, что он должен сделать, чтобы достичь этих изменений СТРУКТУРИРОВАНИЕ: обеспечение терапевтической структуры, снижение тревожности и повышение спонтанности, помочь членам группы выразить свои страхи, ожидания и личные цели. Например, члены группы участвуют в парных, круговых и структурированных опросах, чтобы прояснить для себя и других свои жизненные трудности. Ялом обнаружил, что как слишком сильная, так и слишком слабая «управленческая» активность консультанта препятствуют росту членов группы и автономии группы в целом. Структура группы — это способ обеспечения автономного функционирования каждого участника. ОТКРЫТАЯ РАБОТА С НЕГАТИВНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ БАЗОВЫМ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ НАВЫКАМ, ТАКИМ, КАК АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ 36
«Групповое консультирование» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot