Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Государственное и муниципальное управление как объект правового регулирования. Право и законодательство современной России

  • 👀 564 просмотра
  • 📌 538 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Государственное и муниципальное управление как объект правового регулирования. Право и законодательство современной России
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Государственное и муниципальное управление как объект правового регулирования. Право и законодательство современной России» docx
Тема 1. Государственное и муниципальное управление как объект правового регулирования. Право и законодательство современной России. В демократическом государстве, чтобы управлять общественными отношениями н процессами, направлять и регулировать их. необходимо иметь правовые основания. более того, управление в таком государстве осуществляется в тех пределах, которые установлены для него законом. следовательно формы, методы и способы, используемые в сфере государственного муниципального управления, должны опираться на предусмотренные ном правовые нормы, установки и ограничения. при этом очень важно, чтобы сфера государственного и муниципального управления регулировалась законами и подзаконными актами, принятыми демократическим путем. Для понимания проблематики правового обеспечения сферы государ­ственного и муниципального управления важное значение имеет уяснение сути государственного управления, его места и роли в создании условий для гармоничного функционирования общественных отношений п всесто­роннего развития личности. Понятие «государственное управление» не является достаточно устоявшимся, находится в дискуссионном поле и употребляется в научной и учебной литературе в разных значениях. ряд специалистов обращают внимание на то, что с вступлением в силу Конституции РФ 1993 г. последовало изъятие из нормативной практики терминов «управление», «государственное управление», «орган государственного управления». в результате органы государственного управления стали именоваться органами исполнительной власти. Государственное управление следует рассматривать как целостную сферу деятельности государственной власти, всех ее ветвей, органов, должностных лиц. т.е. как реализацию государственной власти во всех ее формах и методах. Одни органы государственного управления имеют собственные властные, ключевые полномочия (например, парламент или президент). Их главные задачи — установление общих правил для управления и контроля, а непосредственной управленческой деятельностью они занимаются реже, поручая решать конкретные управленческие задачи подчиненным органам другие органы государственного управления и должностные лица непосредственно занимаются управленческой деятельностью (министерства, государственные служащие). Некоторые органы государственного управления и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями (например: государственный совет в России, состоящий из высших должностных лиц субъектов РФ). Нередко создаются смешанные, государственно-общественные органы «пример, трехсторонняя комиссия но вопросам трудовых отношений, состоящая в России из представителей государства, предпринимателей профсоюзов). Они также в какой-то мере могут выполнять управленческие задачи, в частности при принятии согласованного решения. Государственное управление тесно связано с муниципальным управлением. Взаимосвязь государственного и муниципального управления осу­ществляется в том числе через взаимодействие государственной граж­данской и муниципальной службы. согласно ст. 7 федерального закона от 27.07.2004 № 79-фз «О государственной гражданской службе россий­ской федерации» взаимосвязь гражданской и муниципальной службы обе­спечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы: 3) единства требований к подготовке кадров для гражданской и муни­ципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских и муниципальных служащих: 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа граждан­ской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муници­пальной службы: 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих; 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, про­ходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. Отрыв муниципального управления от государственного или их проти­вопоставление могут привести к подрыву единства властных отношений на территории государства. Государственное управление с юридической точки зрения — это доста­точно сложная система правовых отношений, складывающихся между государством и обществом, органами государственной власти и гражда­нами, должностными лицами, государственными служащими и населе­нием. Именно эта система правоотношений в данном случае нас интересует в первую очередь, ибо говорить о правовом обеспечении сферы государ­ственного и муниципального управления вне исследования правовых госу­дарственно-управленческих отношений невозможно. Правовое обеспечение государственного и муниципаль­ного управления можно рассматривать как совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, лежащих в основе формирования и функционирования системы государственного и муниципального управле­ния: разработку, издание и применение нормативных правовых актов, регла­ментирующих процесс государственного и муниципального управления. Система правового обеспечения государственного и муниципального управления — это использование юридических знании, правовых мето­дов и средств в процессе государственного и муниципального управле­ния с целью обеспечения его эффективности и результативности. одной из целей системы правового обеспечения государственного и муниципаль­ного управления является легализация всех инструментов государствен­ного и муниципального управления. под легализацией в данном случае понимается придание юридической силы документам, действиям, процеду­рам. создаваемым и осуществляемым в процессе государственного и муни­ципального управления. Правовые средства обеспечения государственного и муниципального управления — это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение сферы государственного и муни­ципального управления, рационализируется деятельность государствен­ных и муниципальных органов. в качестве правовых средств обеспечения государственного и муниципального управления выступают нормы права, правовые акты, стандарты, процедуры, права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы, правовые поощрения и т.д. В частности, нормы конституционного и административного права регламентируют организацию и функционирование государственного и муниципального механизма, определяя структуру и компетенцию орга­нов государственного и муниципального управления. Основными чертами системного подхода к правовому обеспечению государственного н муниципального управления являются: 1) целостность - всесторонний анализ юридических аспектов государ­ственного и муниципального управления, осуществления процедур право­вого обеспечения всех стадий процесса государственного и муниципаль­ного управления. 2) синтез юридических знаний и методов государственного и муници­пального управления: 3) плановость процедуры правового обеспечения носят плановый характер и направлены в первую очередь на предотвращение негативных событий в сфере государственного и муниципального управления; 4) технологичность — процедуры правового обеспечения государствен­ного и муниципального управления могут быть стандартизированы. К процедурам правового обеспечения государственного и муници­пального управления относятся: 1) правовой анализ. Данная процедура часто используется юридической службой государственного или муниципального органа. Заключение, под­готовленное ею по результатам правового анализа, может вызвать самые различные управленческие решения; 2) юридическое прогнозирование — научное предвидение тенденций развития правовых регуляторов сферы государственного и муниципаль­ного развития, возможных вариантов правовых решений и действий. 3) разработка, утверждение и опубликование нормативных правовых актов: 4) правовая экспертиза; 5) правовой мониторинг; 6) применение санкций и стимулов; 7) внесение изменений в нормативные правовые акты; 8) правовой аудит. Правовое обеспечение государственного и муниципального управле­ния — базовый ресурс государства. в широком смысле это: 1) создание правовой базы для функционирования того или иного субъ­екта правоотношения: 2) оказание соответствующих юридических услуг тому или иному субъ­екту правоотношений; 3) научное и кадровое обеспечение юридической работы органов госу­дарственного н муниципального управления по определенному направлению деятельности. В данном контексте можно утверждать, что понятие «правовое обеспечение» шире понятия «правовое регулирование». Под механизмом правового регулирования государственного управления понимается комплекс взаимосогласованных конституционно-правовых средств воздействия субъектов государства на экономическую, политическую, управленческую, социальную, правовую и духовную сферы общества, гарантирующих условия реализации прав и свобод всех граждан или, по крайней мере, их большинства. Механизм правового регулирования государственного н муниципального управления состоит из основных компонентов правовых норм, правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обе­спечения. Основные компоненты правовых норм, регулирующих сферу государственного и муниципального управления, можно сгруппировать в несколько блоков. 1) комплекс федеральных законов, касающихся государственного и муниципального управления в целом; 2) правовые акты субъектов РФ, выражающие нормы правообеспечення государственного и муниципального управления; 3) подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управ­ления системами и подсистемами государственного и муниципального управления; 4) нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов сферы государственного и муниципального управления; 5) правовые акты, обеспечивающие защиту прав граждан при предо­ставлении государственных п муниципальных услуг. Практический аспект правового регулирования государственного п муниципального управления связан с реальным воздействием норм права на государственную и муниципальную жизнь. дело в том. что не все нормы права п не всеми субъектами правоотношений воспринимаются позитивно, с желанием их исполнять. поэтому для реализации норм права требуются соответствующие организационно-государственные структуры. Структурирование правового регулирования государственного и муни­ципального управления осуществляется но разным основаниям. по уровню управленческих отношений правовому регулированию под­вергаются отношения: 1) между государством (его органами), различными социальными сооб­ществами (социальными группами, коллективами, производственными единицами) и гражданами: 2) по поводу социально-правового статуса органов государственного управления, распределения предметов ведения и властных полномочий, регулирования служебных отношений и др.: 3) между людьми, вовлеченными в государственно-управленческий процесс. по ветвям власти правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне - на основе норм федерального законодательства и на регио­нальном — на основе норм законодательства субъектов РФ и нормативных актов органов местного самоуправления. по отраслям законодательства правовое регулирование обеспечивается нормами материального и процессуального права. Основой явля­ются нормы публичного права, регулирующие отношения, основанные на властных полномочиях одной стороны и подчинении другой. Это нормы международного, конституционного, административного, финансового, налогового, таможенного, уголовного, арбитражного п других отраслей публичного права. субсидиарно и конкретно это регулирование обеспе­чивается нормами некоторых отраслей частного права, например граждан­ского. трудового, предпринимательского, земельного и жилищного. Что касается конституционного права, то оно закрепляет базо­вые принципы формирования и деятельности органов государственного и муниципального управления, правового регулирования основных сфер общественной жизни. Речь идет об основах общественного и государ­ственного строя, конституционном устройстве государства и его политики, экономики, социальных отношений, положения личности в обществе, компетенции высших органов государственной власти и порядке их фор­мирования. принципах построения системы государственных органов и местного самоуправления, структуре, полномочиях и организационных формах их деятельности. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, возникающие в процессе организационно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов п долж­ностных лип исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граж­дан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяют понятие и виды административных правонарушении, устанавливают меры и порядок реализации административной ответственности и т.д. Финансовое право регулирует отношения в области денежно-финан­совых операций по аккумулированию денежных средств, их обращению в обществе. Это отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использо­вания денежных фондов государства. в состав финансового права входят некоторые его подотрасли бюджетное, налоговое и банковское право. Бюджетное право регламентирует отношения, возникающие в связи с обра­зованием. распределением и использованием государственных п местных бюджетов. Налоговое право регулирует отношения по установлению, взи­манию и распределению налогов, уплачиваемых юридическими п физи­ческими лицами, привлечению к ответственности неплательщиков нало­гов. Банковское право регламентирует отношения, возникающие по поводу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, информации, содержащей банковскую тайну, и др. Земельное право регулирует отношения, связанные с ведением земель­ного кадастра, выделением и использованием земель различных видов (городских земель, сельскохозяйственных угодий, охранных земельных зон), куплей-продажей земельных участков, отношениями землевладель­цев и пользователей и т.д. Экологическое право распространяется на отношения, связанные с рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы, работой экологически вредных предприятий, их строительством, привле­чением к ответственности нарушителей экологического законодательства. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением уго­ловно наказуемых деяний — преступлений, в частности коррупционных, взяточничества, предательства государственных интересов. Международное публичное право действует в сфере межгосудар­ственных отношений, участниками которых являются государства либо их уполномоченные органы. в международных правовых документах уста­навливаются стандарты поведения для стран, ратифицировавших данные документы. международные стандарты — это нормы, которые обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения, исходя из общепризнанных достижений современной мысли. Особое место в международных стандартах занимают стандарты прав человека. Международные стандарты прав человека — это нормы совре­менного международного права, предусматривающие такие общедемокра­тические требования и обязанности государств, которые они должны с уче­том особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах. Универсальные международно-правовые стандарты защиты прав чело­века отражены в ряде важнейших международно-правовых актов: все­общей декларации нрав человека от 10 декабря 1948 г.: международном пакте о гражданских и политических нравах от 16 декабря 1966 г.: международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.: факультативном протоколе к международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.: европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и других международных правовых актах. Предмет правового регулирования сферы государственного и муни­ципального управления — это совокупность определенных общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт) и мето­дов. Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности, выступающих предметом правового регулирования сферы государственного и муниципального управления: - отношения между государством (его органами) и обществом, граж­данами. благодаря и посредством которых формируются государственно- управляющне воздействия (управление обществом со стороны государственного и муниципального аппарата): первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации и объективации государ­ственного и муниципального управления: - отношения внутри государства, между органами государствен­ного и муниципального управления по поводу распределения предметов их ведения и властных полномочий, необходимых для управления обще­ственными процессами: центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных и муниципальных орга­нов вообще и в сфере управления в частности: волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, при­чем но причине как профессионального несения государственной н муни­ципальной службы (кадровый состав государственных и муниципальных органов), так и обращения в государственные и муниципальные органы при решении каких-либо своих проблем. Правовое регулирование государственного и муниципального управления основывается на следующих принципах. принцип верховенства конституции РФ, федеральных конститу­ционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения российской федерации и полномочий российской федерации по предме­там совместного ведения российской федерации и субъектов РФ. Означает, что в случаях расхождения законов субъектов РФ с конституцией РФ и федеральными законами действует конституция и федеральные законы. в случае противоречия между федеральным законом и нормативным пра­вовым актом, актом субъекта РФ. изданным вне пределов ведения россий­ской федерации, совместного ведения российской федерации и субъек­тов РФ. действует нормативный правовой акт субъекта РФ. принцип народовластия устанавливает, что источником государствен­ной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представи­тельные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. принцип ответственности требует установления четкой ответствен­ности должностных лиц и органов государственного и муниципального управления за невыполнение или некачественное, несвоевременное выпол­нение возложенных на них полномочий. принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина требует от должностных лиц и работников органов государственного и муници­пального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод чело­века и гражданина, установленных конституцией РФ. принцип разделения властей заключается в необходимости раз­деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. поскольку государственная власть в российской федерации, источником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей следует понимать разделение единой власти на отдельные ее функции. сущность принципа федерализма заключается в обеспечении терри­ториально-политического единства российской федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти на основе конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ при обеспечении равноправия субъектов федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами власти. В соответствии с этим принципом органы государственной власти обра­зуются на двух уровнях: федеральном и субъектов РФ. Принцип федерализма в правовом аспекте проявляется в том. что законные акты федеральных органов исполнительной власти имеют обя­зательный характер для соответствующих органов субъектов РФ. Подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов РФ должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти. в качестве составляю­щей механизма реализации принципа федерализма используется админи­стративный договор как правовая форма регулирования отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнитель­ной власти субъектов РФ. принцип сочетания централизации и децентрализации государ­ственного и муниципального управления заключается в обеспечении согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государственного управле­ния. органов государственного управления субъектов РФ и органов муни­ципального управления. принцип гласности в государственном и муниципальном управле­нии имеет решающее значение. он обеспечивает защиту общества от про­явлений вседозволенности и безнаказанности органов государственного и муниципального управления, а также должностных лиц. принцип глас­ности требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных и муниципальных вопросов. принцип законности означает, что государственное и муниципальное управление должны строго основываться на законодательных актах. этот принцип требует от органов государственного и муниципального управле­ния точного, единообразного выполнения законов, осуществления этими органами только таких управленческих действий, которые соответствовали бы содержанию государственной волн, выраженной в законах, принятие управленческих решений по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа, в установленном порядке и в определенной форме. функционально-отраслевой принцип объединяет два принципа: отраслевой и функциональный. отраслевой принцип управления как составная часть функционально- отраслевого принципа требует такую организацию государственного п муниципального управления, при которой за органом государственного или муниципального управления закрепляются однородные, органически связанные по характеру производственной деятельности объекты управле­ния. например, предприятия коммунального хозяйства, образования, здра­воохранения, культуры и т.п. отраслевая организация государственного и муниципального управле­ния позволяет укомплектовать аппарат органов государственного п муни­ципального управления специалистами, знающими теоретические и прак­тические вопросы функционирования конкретной отрасли хозяйства. принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в том. что в государственном и муниципальном управлении осуществля­ется и единоначальное и коллегиальное управление. выбор каждого из них определяется характером объекта управления. так. в управлении отраслью хозяйства. применяется принцип единоначалия управления, в соответствии с которым управление отраслью осуществляет на федеральном или респу­бликанском уровне министр, на краевом, областном, окружном, городском и районном — начальник управления или отдела. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальность в сфере госу­дарственного и муниципального управления заключается также и в том. что при реализации единоначального управления важные принципиаль­ные вопросы деятельности органа государственного или муниципального управления обсуждаются специально создаваемыми совещательными органами — коллегиями. они принимают решения большинством голосов в форме постановлений. решения коллегии проводятся в жизнь правовыми актами руководителя органа управления. принцип научности правового регулирования государственного и муниципального управления означает необходимость, во-первых, осу­ществления построения и совершенствования государственного и муници­пального управления на основе науки управления: во-вторых, выполнения работы по поиску оптимальных управленческих решений с использова­нием научных методов. принцип эффективности правового регулирования государственного и муниципального управления. эффективность правового регулирова­ния сферы государственного и муниципального управления — это мера позитивного воздействия права па поведение и деятельность субъектов правовых отношений, воплощаемая в конкретных социальных измене­ниях, которые произошли в результате реализации соответствующих норм права и правовых институтов. В правовом регулировании сферы государственного и муниципального управления используются различные методы. последние определяются как совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых госу­дарство. Его органы и должностные лица, руководствуясь нормами мате­риального и процессуального права, воздействуют на управляемый объект. Метод правового регулирования характеризуют два момента: - субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган, уполномоченный на издание соответствующих правовых норм; - смысл и содержание самих правовых норм. Субъект (источник) правового регулирования сферы государственного и муниципального управления указывает на возможности, характер и пре­делы деятельности определенных органов государственного и муниципаль­ного управления по изданию правовых норм в области государственного и муниципального управления. В зависимости от источника власти различают следующие виды право­вого регулирования сферы государственного и муниципального управления: 1) централизованное, императивное, субординационное, при котором управление осуществляется органами государственной власти на властно- волевых, принудительных началах. императивный метод характеризуется созданием отношений власти и подчинения. примером может служить правовое регулирование государственного управления федеральными органами государственной власти в пределах ст. 71 конституции РФ, опре­деляющей предметы исключительного ведения российской федерации: 2) децентрализованное, диспозитивное, координационное, при котором правовое регулирование осуществляется посредством согласования, дого­воров, принятия совместных актов, поддержки инициативы снизу. здесь правоотношения возникают на основе свободной воли равноправных субъ­ектов общественных отношений. Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в управ­ленческих процессах (и отношениях), зависят от способов правового регу­лирования. в которых содержится свойство (суть) юридического воздей­ствия правовой нормы на участников управленческого взаимодействия. По способам правовое регулирование выступает как: 1) позитивное обязывание, предписание — возложение прямой обязан­ности совершать определенные положительные действия. Такое регули­рование занимает доминирующее положение в системе государственного и муниципального управления. это метод властного приказа. тем самым обеспечивается высокая исполнительская дисциплина, иерархическая под­чиненность. обязательность решений вышестоящих органов для нижестоя­щих: 2) запрещение — возложение обязанности воздерживаться от соверше­ния действий и поступков определенного рода: 3) дозволение — предоставление субъектам правовых отношений на соб­ственные активные действия по своему усмотрению. Для государственного и муниципального управления, связанного с вла­стью, даже в условиях демократии целесообразным представляется обязывающе-правомочный порядок правового регулирования. отечественный опыт, как п опыт многих зарубежных стран, однозначно говорит о том. что там. где речь идет о государственной власти, любые свободные действия необходимо совершать на основе и в рамках законов и но управомочию государства. В научных работах но общей теории права приводится следующая клас­сификация юридических норм, используемых в правовом регулировании, которую необходимо знать, поскольку она в той или иной мере относится и к государственному и муниципальному управлению: 1) регулятивные нормы, состоящие из предписаний, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений путем предо­ставления участникам прав п возложения на них обязанностей. эти нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие; 2) охранительные нормы, направленные на регламентацию мер юриди­ческой ответственности и порядка применения санкций (государственно- принудительных мер). эти нормы различаются по видам юридической ответственности: 3) специализированные нормы, имеющие свойства дополнения и раз­вертывания регулятивных и охранительных норм. среди них выделяют: общие (общезапретительные) фиксирующие в обобщенном виде опре­деленные элементы общественных отношений: 4) дефинитивные нормы, закрепляющие в обобщенном виде признаки данной правовой категории (к примеру, понятия и определения в норма­тивных правовых актах): 5) декларативные (нормы-принципы). содержащие формулировки правовых принципов, а также задач данной совокупности юридических норм: 6) оперативные нормы предписания по отмене действующих нор­мативных положений пли распространению данных норм на новый круг общественных отношений, по пролонгации (продолжению) норм на новый срок и др.: 7) коллизионные нормы, регулирующие выбор между нормами нрава. Правовое регулирование не является обособленным и изолированным инструментом государственного и муниципального управления, ибо право­вые нормы «пронизывают» весь механизм государственного и муниципаль­ного управления общественными отношениями и процессами, юридически оформляют все его звенья. само государственное управление необходимо рассматривать как юридическую категорию, которая представляет право­вое воздействие на общественные отношения и процессы. Органы государственного и муниципального управления осуществляют свои функции двумя группами методов, основанных на властной мотива­ции: административно-правовыми и организационными. Административно-правовые методы предполагают принятие норма­тивных правовых актов по вопросам, находящимся в компетенции органов государственного н муниципального управления. Это совокупность спосо­бов воздействия органов государственного н муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений н правовых актов в пределах своей компетенции. Административно-правовые методы представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей. осуществление этих методов гарантируется действу­ющей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. в системе управ­ленческих связей субъекты не равны и к тому же выполняют разные соци­альные роли. это неравенство право не может п не стремится устранить. воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регла­ментируя организацию и функционирование исполнительной (админи­стративной) власти, юридически оформляет такое неравенство. этим объ­ясняются особенности административно-правового метода. административное воздействие органов государственного п муници­пального управления осуществляется в следующих формах: 1) прямое административное указание, имеющее обязательный харак­тер для управляемой системы (приказ, распоряжение): 2) установление правил, регулирующих деятельность управляемой системы (положения о структурных подразделениях, нормативы): 3) разработка рекомендаций но организации и совершенствованию тех ли иных процессов в управляемой системе (должностные инструкции, методические указания): 4) контроль и надзор за деятельностью управляемой системы. юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положе­ниях. инструкциях, приказах и распоряжениях. применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на дисципли­нарные. материальные, административные и уголовно-правовые. Организационные методы управления представляют собой совокуп­ность организационных воздействии субъекта управления на объект управ­ления. а также на субъект управления, т.е. па самого себя. К организаци­онным методам управления относятся: регламентирование, нормирование, инструктирование и др. Государственное и муниципальное управление предполагает организа­ционное и распорядительное воздействие. организационное воздействие выражается в четком распределении функции управления, установлении прав и обязанностей работников, регламентации основных процедур управ­ленческой деятельности. в основе организационных воздействий лежат организационное регламентирование и организационное нормирование. Организационное воздействие в государственном или муниципальном органе основано на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность кадров конкретного органа государственного или муниципального управления. к ним относятся: 1) положение об органе государственного или муниципального управ­ления; 2) административный регламент: 3) организационная структура управления; 4) штатное расписание; 5) положения о структурных подразделениях; 6) должностные регламенты государственных служащих. Эти документы (кроме положения об органе государственного или муниципального управления) могут оформляться в виде стандартов орга­нов государственного и муниципального управления и обязательно вво­дятся в действие приказом руководителя органа государственного или муниципального управления. данные документы обязательны для всех государственных и муниципальных служащих, их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий. распорядительные воздействия направлены на достижение поставлен­ных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления государственными и муниципаль­ными органами в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. к известным способам распорядительного воздействия сле­дует отнести: приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое плани­рование. нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Наиболее категоричной формой юридического воздействия является приказ. Он обязывает своих подчиненных точно выполнить принятое решение в установленные сроки. распоряжение выступает в качестве второго основного вида распоря­дительного воздействия. оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. распо­ряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и. так­же как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нем под­чиненными. отличие распоряжения от приказа заключается в том. что оно не охватывает все функции государственного или муниципального органа п обычно подписывается заместителями руководителя государственного или муниципального органа. указания и инструкции являются локальными видами организаци­онного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулиро­вание управленческого процесса в короткие сроки н для ограниченного числа государственных и муниципальных служащих. если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отноше­ний «руководитель - подчиненный». целевое планирование является одним из видов планирования деятель­ности органов государственного п муниципального управления. оно свя­зано с продуманной постановкой целей аппарата указанных органов, разра­боткой критериев их достижения и составлением индивидуальных планов развития государственных и муниципальных служащих. нормирование труда выражается в регламентации деятельности органов государственного и муниципального управления посредством различного рода норм и нормативов, касающихся численности аппарата названных органов, количества работников, которые могут находиться в непосред­ственном подчинении руководителя, н др. инструктирование и координация работы — ото методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения служебных операций. наставление — метод однократного применения со стороны руково­дителя. когда он пытается аргументированно объяснить подчиненному целесообразность служебного задания. в случае отказа подчиненного повторная попытка нецелесообразна, так как приведет к потере авторитета руководителя. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждения и принуждения. это два взаи­мосвязанных «полюса» единого целого, т.е. механизма обеспечения долж­ного поведения и правопорядка. они взаимно дополняют друг друга. с помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путем проведения воспитательных (включая правовое воспитание), разъясни­тельных. рекомендательных, поощрительных п иных мер преимущественно морального воздействия. принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогатель­ного метода воздействия. используемого в силу нерезультативностп убеж­дения. в случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. при необходимости обеспечения общественной безопас­ности действует особый комплекс принудительных мер. в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
«Государственное и муниципальное управление как объект правового регулирования. Право и законодательство современной России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot