Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы правового регулирования земельно-имущественных отношений.

  • 👀 631 просмотр
  • 📌 564 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Основы правового регулирования земельно-имущественных отношений.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы правового регулирования земельно-имущественных отношений.» docx
Лекция 1 Основы правового регулирования земельно-имущественных отношений. Учебные вопросы: 1. Правовые аспекты регулирования земельно-имущественных отношений. 2. Общая характеристика правового регулирования земельно-имущественных отношений. 3. Право собственности на землю. 4. Права на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками. 5. Управление земельными ресурсами. 1. Правовые аспекты регулирования земельно-имущественных отношений. 1.1. Принципы правового регулирования земельно-имущественных отношений. Принципы земельного права – это объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие, руководящие положения, отражающие сущность земельного права. Можно выделить следующие принципы земельного права: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; 7) платность использования земли; 8) деление земель по целевому назначению на категории; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан. 1.2. Предмет и метод земельного права. Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений. Земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равными («партнёрские» отношения) или зависимыми (отношения власти и подчинения) положением сторон. В земельном праве применяются императивный и диспозитивный методы регулирования. Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны: один вправе воздействовать на другого путём установления обязательных для него предписаний и запретов. Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. 1.3. Источники правового регулирования земельно-имущественных отношений. Система нормативно-правовых актов в сфере регулирования земельноимущественных отношений может быть представлена следующим образом: 1) Конституция РФ; 2) Международные договоры; 3) Федеральные законы; 4) Конституции (уставы) и законы субъектов РФ; 5) Указы и распоряжения Президента РФ; 6) Акты Правительства РФ; 7) Нормативные правовые акты органов исполнительной власти РФ (федеральных министерств, служб и агентств); 8) Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; 9) Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. 1.4. Понятие и система земельного права. Земельное право - это система правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества. Системой земельного права является научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых институтов в соответствии с их значимостью, ролью в регулировании земельных отношений и их содержанием. Земельное право состоит из общей части, содержащей правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при использовании любых земель, независимо от их целевого назначения и разрешенного использования и относящихся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие конкретную область земельных отношений, которые в совокупности образуют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению и разрешенному использованию. В составе общей части земельного права можно выделить: 1) институт права собственности на землю; 2) институт пользования и иных прав на землю; 3) институт управления земельным фондом; 4) институт юридической ответственности за земельные правонарушения; 5) институт правового регулирования платы за землю; 6) институт правовой охраны земель. В состав особенной части земельного права входят институты: 1) правового режима земель сельскохозяйственного назначения; 2) правовой режим земель населенных пунктов; 3) правовой режим земель специального назначения; 4) правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов; 5) правовой режим земель лесного фонда; 6) правовой режим земель водного фонда; 7) правовой режим земель запаса. 2. Общая характеристика правового регулирования земельно-имущественных отношений. 2.1. Понятие, состав и классификация земельных правоотношений. Земельное правовое отношение – это общественное отношение в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированное нормами земельного права, состоящие во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей его участников. В его составе можно выделить отдельные элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) содержание. Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным критериям. По виду земельных правоотношений различают: 1) правоотношения собственности; 2) правоотношения ответственности за земельные правонарушения; 3) правоотношения охраны земель и т.д. В зависимости от категорий земель: 1) правоотношения по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения; 2) правоотношения по использованию и охране земель лесного фонда; 3) правоотношения по использованию и охране водного фонда и др. По функциональному назначению: 1) регулятивные; 2) охранительные. В зависимости от содержания можно выделить: 1) правоотношения собственности на землю; 2) правоотношения по использованию земельных участков на правах, производных от права собственности; 3) правоотношения в сфере управления земельными ресурсами; 4) охранительные правоотношения. В зависимости от характера: 1) материальные земельные правоотношения; 2) процедурные земельные правоотношения; 3) процессуальные земельные правоотношения. 2.2. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений. Субъектами земельных правовых отношений являются только такие лица или образования, которые обладают правосубъективностью. Ими являются: 1) физические лица (включая иностранных); 2) юридические лица (включая иностранных); 3) Российская Федерация; 4) субъекты РФ; 5) муниципальные образования. Субъектный состав регламентируется п. 3 ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), где выделяются такие участники, как: 1) собственники; 2) землевладельцы; 3) землепользователи; 4) арендаторы; 5) обладатели сервитутов. Объектами земельных правоотношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земельный участок - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Образованию земельных участков посвящена глава 1.1 ЗК РФ. Содержание земельных правоотношений составляют взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право предоставленные управомоченному лицу юридической нормой вид и мера возможного поведения в сфере использования и охраны земель, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством. Юридическая обязанность – возложенные нормой права на обязанное лицо вид и мера должного поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. 2.3. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. Отнесение земельного участка к той или иной категории определяет целевое назначение земельного участка. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, в частности Законом о переводе земель из одной категории в другую. Категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правовых отношений служат юридические факты (события или действия) – обстоятельства, с которыми нормы права связывают определённые юридические последствия. Иногда для возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений требуется совокупность нескольких юридических фактов – юридический состав. Наиболее часто основаниями возникновения земельных правовых отношений служат: 1) административные правовые акты; 2) сделки; 3) судебные решения. Изменения земельных правовых отношений чаще всего связаны с переменами в качестве земельных участков (например, в результате радиоактивного и химического загрязнения). Изменениями могут являться: 1) волеизъявление субъектов (например, внесение изменений в договор аренды, переоформление прав на земельный участок); 2) образование особо охраняемой природной территории (по решению органов публичной власти); 3) резервирование земельного участка; 4) установление публичного земельного сервитута; 5) установление зоны с особыми условиями использования территории; 6) разработка нового проекта внутрихозяйственного землеустройства. Прекращение земельных правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основания прекращения земельных правовых отношений могут иметь как добровольный, так и принудительный характер. Такими основаниями могут быть: 1) сделки; 2) административные правовые акты; 3) решения суда; 4) смерть обладателя земли; 5) истечение срока аренды земли; 6) добровольный отказ от земельного участка. 3. Право собственности на землю. 3.1. Виды прав на земельные участки, документы, удостоверяющие их. Ст. 216 ГК РФ и гл. III, IV ЗК РФ отражают следующие виды вещных прав на земельные участки: 1) право собственности; 2) право пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования; 4) сервитуты. Земельные участки могут быть использованы также и на основании обязательственных прав: 1) аренды; 2) залога; 3) безвозмездного срочного пользования; 4) доверительного управления. Согласно п. 1 ст. 26 3К РФ права на земельные участки удостоверяются документом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3.2. Понятие, содержание и формы собственности на землю. Право собственности – это определённый вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Содержание права собственности на землю составляют правомочия: 1) владения земельным участком; 2) пользования земельным участком; 3) распоряжения земельным участком. Земля в России может находиться в: 1) государственной собственности; 2) муниципальной собственности; 3) частной собственности (т.е. собственности граждан и юридических лиц) (ст. 9 Конституции). 3.3. Государственная, муниципальная и частная собственность на землю. Государственная собственность делится на два вида: 1. собственность РФ в целом (федеральная); 2. собственность субъектов РФ (региональная). РФ и её субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствие с их компетенцией. Полномочия РФ и субъектов РФ в области земельных отношений определены ст. 9-10 ЗК РФ. В федеральной собственности и собственности субъектов Федерации находятся соответственно земельные участки (ст. 17, 18 ЗК РФ): 1) признанные федеральной собственностью или собственностью субъектов Федерации федеральными законами; 2) приобретенные РФ и её субъектами по основания, предусмотренным гражданским законодательством; 3) право собственности РФ и её субъектов на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 4) которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности. Согласно ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; 2) право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством; 4) которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; 5) от права собственности на которые собственники отказались, если иное не предусмотрено федеральными законами (земельный участок является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка). В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, а также находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления, полномочия которых определены ст. 11 ЗК РФ. Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица, обладающие правосубъектностью. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. 3.4. Ограничение оборотоспособности земельных участков. С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть: 1) оборотоспособными; 2) ограниченными в обороте; 3) изъятыми из оборота. Под оборотоспособностью земельного участка понимается возможность участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Ограничением оборотоспособности является законодательно установленные пределы отчуждения или перехода земельного участка в порядке универсального правопреемства. В соответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Изъятые из оборота земельные участки вообще не предоставляются в частную собственность и не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте – могут принадлежать лишь определенным субъектам либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению. В п. 4 ст. 27 ЗК указаны земельные участки, изъятые из оборота, а в п. 5 ст.27- ограниченные в обороте. 3.5. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты и сделки. Основанием возникновения права собственности может являться: 1) судебное решение; 2) наследование; 3) реорганизация юридического лица; 4) приобретательная давность; 5) переоформление прав. Ст. 44 ЗК РФ устанавливает, что право собственности на земельный участок прекращается при: 1) отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам; 2) отказе собственника от права собственности на земельный участок; 3) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме оснований, предусмотренных законом: 1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника (ст. 237 ГК); 2) отчуждение земельного участка, который в силу закона, не может принадлежать данному лицу; 3) выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд; 4) реквизиция; 5) конфискация; 6) неиспользование земельного участка в соответствии с его назначением; 7) использование земельного участка с нарушением законодательства. 4. Права на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками. 4.1. Право пожизненного наследуемого владения. Согласно ЗК, предоставление земель гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК не допускается, но, если данное право было приобретено гражданином до введения ЗК в действие, оно сохраняется. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Переход права пожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами ГК. 4.2. Право постоянного (бессрочного) пользования. Согласно ст. 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются: 1) государственным учреждениям; 2) муниципальным учреждениям; 3) казённым предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий; 5) органам государственной власти; 6) органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие ЗК РФ сохраняется, причем гражданин имеет право приобрести в собственность такой земельный участок. Граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Принудительно право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками может быть прекращено по основаниям, предусмотренных в ст. 45 ЗК РФ. 4.3. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Сервитуты – право ограниченного пользования чужим земельным участком, которое выражается в установлении законом или уполномоченными органами условий (запретов) стесняющих правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на: 1) частные; 2) публичные. Частный сервитут регулируется нормами гражданского законодательства. Он вызывается интересами отдельного лица. Такие сервитуты устанавливаются в силу договора (соглашением сторон) или судебного решения – в случае спора, по иску лица требующего установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом, согласно п. 2 ст. 274 ГК РФ, не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения этим земельным участком. Согласно п. 6 ст. 23 ЗК РФ и п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обременённого сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, т.е. по общему правилу сервитут имеет возмездный характер. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обременённый сервитутом к другому лицу. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, её субъектов, или органа местного самоуправления для обеспечения публичных интересов, т.е. интересов государства, местного самоуправления либо интересов местного населения, без изъятия земельных участков с учётом результатов общественных слушаний. Случаи установления публичных сервитутов определены п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут по общему правилу имеет безвозмездный характер. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Как частный, так публичный сервитут может быть срочным или постоянным, должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Сервитуты вступают в силу и прекращаются с момента регистрации в Едином государственном реестре прав в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 4.4. Аренда земельных участков. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или временное пользование. Арендодателями земельных участков, согласно ст. 22 ЗК РФ могут быть собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия при их наследовании. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Включая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ. Существенными условиями договора аренда являются: 1) предмет договора; 2) размер арендной платы. Права и обязанности сторон договора аренды земельного участка определяются в соответствии с положениями гл. 34 ГК РФ и земельного законодательства. Земельный участок не может быть предметом договора финансовой аренды (лизинга) - ст. 666 ГК. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более одного года (п. 7 ст. 22 ЗК). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности арендная плата взимается в денежной форме. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. 4.5. Право безвозмездного срочного пользования. По договору безвозмездного срочного пользования одна сторона обязуется передать или передаёт земельный участок другой стороне в пользование бесплатно на определённый срок, а последняя обязуется использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и условиями договора и вернуть его собственнику в том состоянии, в котором получила или в состоянии, обусловленном договором. Отношения, возникающие из договора безвозмездного срочного пользования, регулируются гл. 36 ГК РФ, отдельными нормами гл. 34 ГК РФ, а также нормами ЗК РФ. Например, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться участки: 1. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией: 1) юридическим лицам, указанным в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, на срок не более 1-го года; 2) религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - на срок строительства, а если данные организации имеют такие объекты, расположенные на государственных или муниципальных землях, на праве безвозмездного пользования – на срок безвозмездного пользования этими объектами; 3) лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; 4) жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом; 5) в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации (ЛК РФ) случаях; 2. Из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам; 3. Из земель организаций, гражданам в виде служебного надела на период трудовых отношений, обусловленных трудовым договором, на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций, из числа принадлежащих им земельных участков. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования, а также прекращение права на служебный надел и его сохранение определены ст. 47 ЗК РФ. Права и обязанности лиц, использующих земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования, определяются в соответствии с правилами п. 1 ст. 41 и абзацев 2-4, 7-9 ст. 42 ЗК РФ. 5. Управление земельными ресурсами. 5.1. Органы управления земельным фондом и их полномочия. Под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны земель вне зависимости от форм собственности и иных прав на землю, а также хозяйственное управление земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям. Органы, осуществляющие управленческую деятельность в сфере использования и охраны земель подразделяются на общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: 1) Президент РФ; 2) Правительство РФ; 3) органы исполнительной власти субъектов РФ; 4) органы местного самоуправления. Органы специальной компетенции подотчётны органам общей компетенции. Они делятся на органы отраслевой и межотраслевой компетенции. В число межотраслевых органов входят: 1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ, землеохранные полномочия которого заключаются, например, в создании и управлении особо охраняемыми природными территориями и т.д.; 2) Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в ведении которого, например, проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства в пределах всех категорий земель независимо от форм собственности; 3) Министерство регионального развития РФ, к числу основных функций которого относится управление строительством, градостроительством, жилищно-коммунальным хозяйством (мероприятия по территориальному планированию распространяются на земли всех категорий); 4) Министерство экономического развития РФ в ведении которого - Росреестр (осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, государственный кадастровый учет недвижимого имущества и т.д.) и Росимущество (осуществляющий проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений). К органам отраслевой компетенции относятся: 1) Министерство сельского хозяйства РФ; 2) Федеральное дорожное агентство и др. 5.2. Государственный кадастровый учет земельных участков. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений: 1) о прохождении Государственной границы Российской Федерации; 2) о границах между субъектами Российской Федерации; 3) о границах муниципальных образований; 4) о границах населённых пунктов; 5) о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий; 6) иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений. Действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведений о недвижимом имуществе, называются государственным кадастровым учётом. Кадастровый учет земельного участка осуществляется в связи с: 1) образованием или созданием этого объекта (постановка на учет объекта недвижимости); 2) изменением уникальных характеристик объекта или иных указанных в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке. Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер), который присваивается при постановке на государственный кадастровый учет либо при включении сведений о ранее учтенном объекте. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы). 5.3. Землеустройство. Землеустройство включает в себя мероприятия: 1) по изучению состояния земель; 2) по планированию рационального использования земель и их охраны; 3) по организации рационального использования земель и их охраны; 4) по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства; 5) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; 6) по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Объектами землеустройства являются: 1) территории субъектов Российской Федерации; 2) территории муниципальных образований; 3) территории населённых пунктов; 4) территориальные зоны; 5) зоны с особыми условиями использования территорий; 6) части указанных территорий и зон. По результатам проведения землеустройства формируется землеустроительная документация. Существует несколько видов землеустроительной документации: 1) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; 2) схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; 3) схема землеустройства муниципальных образований; 4) схема использования и охраны земель; 5) карта (план) объекта землеустройства; 6) проект внутрихозяйственного землеустройства; 7) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; 8) проекты освоения новых земель; 9) проекты рекультивации нарушенных земель; 10) проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; 11) материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; 12) тематические карты и атласы состояния и использования земель. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: 1) изменения границ объектов землеустройства; 2) выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; 3) проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. Сведения о землеустройстве, равно как и сведения государственного кадастра недвижимости, носят по общему правилу открытый характер, кроме сведений, относящихся к государственной тайне. 5.4. Земельный надзор и контроль за использованием земель. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации. Государственный надзор и муниципальный земельный контроль проводятся в форме плановых проверок и внеплановых проверок. Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с государственным и муниципальным контролем земельное законодательство предусматривает возможность проведения общественного земельного контроля (ст. 72.1 ЗК РФ). Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.
«Основы правового регулирования земельно-имущественных отношений.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot