Государственная инновационная система
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Современная экономика в большей степени базируется на интеллектуальном капитале, знаниях, чем на машинном производстве: например, в 1950 г. в структуре затрат обрабатывающей промышленности США 80% составляли материальные затраты и 20% — затраты на интеллектуальный капитал, но к началу XXI в. это соотношение изменилось — 30% и 70% соответственно. Портфель интеллектуальной собственности компании IBMобеспечивает ежегодный доход в 1 млрд.долл.
В промышленно развитых странах мира, по различным оценкам, от 75 до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. Более того, оживление производства в странах, переживших экономические кризисы, происходило, как правило, через активизацию инновационных процессов.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и тем обстоятельством, что классическая рыночная среда скорее затрудняет внедрение инноваций, чем стимулирует, так что эту задачу — стимулирования инновационной деятельности — берет на себя государство.
Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций проявляется в том, что:
1) отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций.
2) многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка.
3) изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом.
4) существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе.
5) инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью периода получения отдачи.
6) экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта.
7) существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества, понятное с коммерческой точки зрения.
8) высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя.
Инновации не возникают сами по себе, для их создания нужны определенные условия, формируемые многими организациями и учреждениями при их целенаправленной деятельности, в рамках определенной системы, целью которой является создание и распространение инноваций. Эта система получила название национальной инновационной системы. Это понятие впервые было использовано К. Фрименом в 1987 г.; под ней понимались сети государственных и коммерческих организаций, активность и взаимодействие которых инициируют разработку, приобретение, модернизацию и диффузию новых технологий.
Понятие национальной инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса, отражает изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последние годы, исследования, базирующиеся на этом понятии, создают основу для разработки технологической и промышленной политики конкретных государств. Системный характер понятия национальной инновационной системы означает, что технологическое развитие рассматривается как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций.
К этим факторам относятся:
взаимодействие (взаимозависимость) между различными участниками инновационного процесса, особенно между пользователями и производителями продукции и между производством и широким кругом исследователей, которое является критическим для успеха нововведения. Организации почти никогда не внедряют новшества в одиночестве. Инновационные сети сейчас — скорее правило, чем исключение, поскольку наиболее успешный инновационный процесс привлекает многих участников. Стремясь к успеху инновации, организации все больше зависят от дополнительных знаний и ноу-хау в других организациях. Инновация — результат не работ единственной организации, а процесса активного поиска по выявлению новых источников знания и технологий и применения их к процессам производства товаров и услуг; от этого все в большей степени зависит конкурентоспособность организации. В то же самое время уровень специализации повышается. Компании разрабатывают стратегии, чтобы компенсировать свою увеличивающуюся зависимость от окружающей среды, например, с помощью более гибкой организационной структуры и интеграции различных элементов в производственной цепочке через стратегические союзы, совместные предприятия и консорциумы. Разделение труда между разнородными и дополняющими друг друга организациями базируется на стратегическом выборе, который делают организации между потреблением и распространением знания. Поэтому главной целью стратегических союзов становится получение доступа к новому знанию и ускорение процесса обучения;
институциональная структура. Поскольку инновационные процессы институционально встроены в установленные производственные системы, новшество воспринимается как результат сложного взаимодействия между многочисленными участниками. Эти участники и их взаимосвязи составляют сложную взаимозависимую систему. Под участниками могут пониматься как организации типа университетов, исследовательских, финансовых учреждений, так и все виды коммерческих организаций, вовлеченных в инновационные процессы;
системная инновационная политика.
Организации, так же как их взаимодействия, существенно различаются в разных странах, что подразумевает, что инновационная политика определяется особенностями страны. Инновационные системы могут существовать на различных иерархических уровнях (наднациональный, региональный и местный) либо применительно к некоторым отраслям промышленности, технологиям или группам организаций. Глобализация производства и капитала стимулирует рост взаимозависимостей, идущий далеко за национальные границы. Правительства как часть национальной инновационной системы часто активно ищут внешние (зарубежные) инвестиции. Это, с одной стороны, является видимым проявлением глобализации, с другой стороны, глобальный и национальный (региональный) процессы при этом встречаются, что становится элементом "глобальной системы инноваций".
Все это порождает необходимость системного подхода к инновационной деятельности и формирования национальной инновационной системы.
Национальная инновационная система представляет собой совокупность организаций частного и государственного сектора, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом в рамках юридических норм и неформальных правил поведения обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.
Развитие национальных инновационных систем в различных странах имеет свои особенности, обусловленные их различной инновационной направленностью, уровнем развития технического и технологического потенциала, особенностями государственного регулирования.
"Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" формирование национальной инновационной системы (НИС) определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. В процессе создания и развития НИС необходимо решить три главные взаимосвязанные задачи:
формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот, прежде всего в вопросах охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств;
построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг;
создание эффективного государственно-частного инновационного партнерства, направленного на создание инновационного сектора экономики в интересах государства, бизнеса и гражданского общества.
Выделяют четыре основных типа инновационных систем: "рыночную" (США и Великобритания), "мезо-корпоратистскую" (Япония), "социал-демократическую" (скандинавские страны) и "интеграционно-европейскую", свойственную Германии, Франции, Нидерландам и Италии.
Общими целями всех национальных инновационных систем являются:
создание дополнительных рабочих мест в сферах науки, производства и услуг;
увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и доходов населения;
повышение образовательного уровня и инновационной активности населения;
решение экологических и социальных проблем за счет использования инновационных технологий.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НИС:
• приоритетная разработка технологий, обеспечивающих межстрановое информационное взаимодействие и переход к информационному обществу;
• разработка глобальных метатехнологий, интегрирующих технологические и социальные инновации;
• радикальная интенсификация международной мобильности интеллектуальных ресурсов;
• формирование механизмов международного регулирования мирового научно-технологического развития, прежде всего в целях решения экологических проблем, а также сокращения технологического отставания стран "третьего мира";
• органичное включение малого и среднего наукоемкого бизнеса в международную научно-технологическую инфраструктуру;
• развитие Internet-технологий и компаний, аккумулирующих интеллектуальные ресурсы разных стран на различных стадиях научно-инновационного цикла;
• сочетание взаимодействия и противодействия транснациональных корпораций и государственных структур в процессе регулирования развития мирового научно-технологического комплекса.
Факторы развития национальных инновационных систем
• обеспечение устойчивых связей науки и промышленности, оптимизация взаимодействия между участниками инновационного процесса, разработка эффективногомеханизма государственно-частного инновационного партнерства для продвижения в производство и на рынок новых продуктов и технологий, развития человеческих ресурсов, формирования инновационной культуры;
• осуществление экономической политики в направлении стимулирования участников инновационного процесса, формирование институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования наукоемких проектов;
• проведение целенаправленной политики создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инкубаторов, технопарков, технополисов, инновационно-технологических центров и т.п.), малых инновационных предприятий, сетей организаций по оказанию услуг в области инновационной деятельности, специализированных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Национальная инновационная система является открытой системой, состоящей из различных институтов и организаций, которые как совместно, так и индивидуально:
1) вносят вклад в развитие и распространение новых технологий и обеспечивают структуру, в пределах которой формируются политика и методология для обеспечения влияния на инновационный процесс;
2) создают, хранят и распространяют знания, навыки и предметы, которые определяют новые технологии.
Элементы национальных инновационных систем:
• комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети; научная система; другие исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры;
• элементы, влияющие на инновационный процесс: макроэкономическая политика и другие формы государственного регулирования; система образования и профессиональной подготовки; особенности товарных рынков; особенности рынков факторов производства; особенности рынка труда; система финансирования инноваций; коммуникации.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ:
• принцип неаддитивности — несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов;
• принцип синергичности — однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы;
• принцип эмерджентности— неполное совпадение целей системы с целями её компонентов, что требует при осуществлении инновационной деятельности определения иерархии параметров для системы в целом и каждой её составной части;
• принцип мультипликативности, означающий, что эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения (не сложения);
• принцип структурности:оптимальная структура должна иметь минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты должны полностью выполнять заданные функции и сохранять те свойства инновационной системы, которые обеспечивают ее новизну;
• принцип адаптивности, требующий, чтобы структура инновационной системы была мобильной, т.е. легко адаптируемой к изменяющимся требованиям и целям;
• принцип альтернативности, согласно которому необходима разработка нескольких взаимозаменяемых инновационных версий;
• принцип преемственности, обеспечивающий возможности для продуктивного существования старого в соответствующем инновационном пространстве и, соответственно, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого.
Роль государства в национальной инновационной системе: содействие производству фундаментального знания и стратегических технологий, в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационно активных предприятий.
Роль предпринимательского сектора — в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций.
Соотношения между ролями государства и предпринимательского сектора определяют национальные особенности инновационных систем и являются факторами, влияющими на развитие национальной инновационной системы.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: составная часть национальной инновационной системы. Основной причиной ее формирования является необходимость развития национальной инновационной системы и согласования долгосрочных интересов регионов, различающихся социально-экономическими и природными условиями.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: создание условий для повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения экономических интересов предприятий, в том числе градообразующих, и роста благосостояния граждан.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
• ориентация на интересы производителей (продавцов) и потребителей;
• ориентация на интересы государства;
• ориентация на учет противоречивых интересов государства, региона, корпораций, индивидуумов и неопределенности поведения субъектов, участвующих в развитии региона.
ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
формирования национальных инновационных систем позволяет
• выявить ключевые сферы, нуждающиеся в развитии и стимулировании,
• подобрать методы наиболее эффективного развития систем в целом.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА США:
Цель НИС — сохранение своих возможностей во всех основных технологических направлениях на высшем мировом уровне с основным упором на поддержание промышленности и безопасности.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ:
Цель НИС — использовать свои достижения в фундаментальных науках, особенно в биологии, физике, химии в коммерческих целях.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ:
Цель НИС — построение кластеров – специальных сетей, стимулирующих инвестиции в инновации в определенных секторах.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ:
Цель НИС — реформировать свою систему НИОКР для повышения творческих способностей нации и предотвращения упадка экономики страны.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ОЭСР:
• строится как неотъемлемая часть целостной экономической политики;
• призвана способствовать тому, чтобы процесс глобализации производства и научных исследований оказывал положительное влияние на национальное экономическое развитие;
• правительства ищут ниши, подходящие для своих инновационных систем в изменяющихся условиях,
• национальное понимание наиболее благоприятной ниши зависит от конкретной страны – ее размера, уровня развития и структуры промышленности.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН включает:
• укрепление слабых звеньев в инновационной системе, вынуждающих фирмы к перемещению своих НИОКР за границу или делающих национальную экономику непривлекательной для инвестиций;
• устранение недостатков, мешающих различным звеньям инновационной системы гармонично сотрудничать друг с другом;
• формирование в стране среды, благоприятствующей инновациям;
• выявление наиболее ценных видов государственной политики, которые улучшают взаимодействие между различными участниками и институтами НИС и повышают способность к инновациям: стимулирование работы в сетях и объединения фирм для повышения их конкурентоспособности стало самым распространенным инструментом правительств;
• гармонизация курса на формирование кластеров, отражающих динамику рынка, с системой контроля за антиконкурентным поведением фирм-участников.
• обеспечение формирования технологических возможностей в долгосрочной перспективе предоставлением адекватной поддержки фундаментальным исследованиям.