Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Государственная инновационная система

  • 👀 638 просмотров
  • 📌 561 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Государственная инновационная система
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Государственная инновационная система» docx
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА Современная экономика в большей степени базируется на интеллектуальном капитале, знаниях, чем на машинном производстве: например, в 1950 г. в структуре затрат обрабатывающей промышленности США 80% составляли материальные затраты и 20% — затраты на интеллектуальный капитал, но к началу XXI в. это соотношение изменилось — 30% и 70% соответственно. Портфель интеллектуальной собственности компании IBMобеспечивает ежегодный доход в 1 млрд.долл. В промышленно развитых странах мира, по различным оценкам, от 75 до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. Более того, оживление производства в странах, переживших экономические кризисы, происходило, как правило, через активизацию инновационных процессов. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и тем обстоятельством, что классическая рыночная среда скорее затрудняет внедрение инноваций, чем стимулирует, так что эту задачу — стимулирования инновационной деятельности — берет на себя государство. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций проявляется в том, что: 1) отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. 2) многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. 3) изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. 4) существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. 5) инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью периода получения отдачи. 6) экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. 7) существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества, понятное с коммерческой точки зрения. 8) высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. Инновации не возникают сами по себе, для их создания нужны определенные условия, формируемые многими организациями и учреждениями при их целенаправленной деятельности, в рамках определенной системы, целью которой является создание и распространение инноваций. Эта система получила название национальной инновационной системы. Это понятие впервые было использовано К. Фрименом в 1987 г.; под ней понимались сети государственных и коммерческих организаций, активность и взаимодействие которых инициируют разработку, приобретение, модернизацию и диффузию новых технологий. Понятие национальной инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса, отражает изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последние годы, исследования, базирующиеся на этом понятии, создают основу для разработки технологической и промышленной политики конкретных государств. Системный характер понятия национальной инновационной системы означает, что технологическое развитие рассматривается как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций. К этим факторам относятся: взаимодействие (взаимозависимость) между различными участниками инновационного процесса, особенно между пользователями и производителями продукции и между производством и широким кругом исследователей, которое является критическим для успеха нововведения. Организации почти никогда не внедряют новшества в одиночестве. Инновационные сети сейчас — скорее правило, чем исключение, поскольку наиболее успешный инновационный процесс привлекает многих участников. Стремясь к успеху инновации, организации все больше зависят от дополнительных знаний и ноу-хау в других организациях. Инновация — результат не работ единственной организации, а процесса активного поиска по выявлению новых источников знания и технологий и применения их к процессам производства товаров и услуг; от этого все в большей степени зависит конкурентоспособность организации. В то же самое время уровень специализации повышается. Компании разрабатывают стратегии, чтобы компенсировать свою увеличивающуюся зависимость от окружающей среды, например, с помощью более гибкой организационной структуры и интеграции различных элементов в производственной цепочке через стратегические союзы, совместные предприятия и консорциумы. Разделение труда между разнородными и дополняющими друг друга организациями базируется на стратегическом выборе, который делают организации между потреблением и распространением знания. Поэтому главной целью стратегических союзов становится получение доступа к новому знанию и ускорение процесса обучения; институциональная структура. Поскольку инновационные процессы институционально встроены в установленные производственные системы, новшество воспринимается как результат сложного взаимодействия между многочисленными участниками. Эти участники и их взаимосвязи составляют сложную взаимозависимую систему. Под участниками могут пониматься как организации типа университетов, исследовательских, финансовых учреждений, так и все виды коммерческих организаций, вовлеченных в инновационные процессы; системная инновационная политика. Организации, так же как их взаимодействия, существенно различаются в разных странах, что подразумевает, что инновационная политика определяется особенностями страны. Инновационные системы могут существовать на различных иерархических уровнях (наднациональный, региональный и местный) либо применительно к некоторым отраслям промышленности, технологиям или группам организаций. Глобализация производства и капитала стимулирует рост взаимозависимостей, идущий далеко за национальные границы. Правительства как часть национальной инновационной системы часто активно ищут внешние (зарубежные) инвестиции. Это, с одной стороны, является видимым проявлением глобализации, с другой стороны, глобальный и национальный (региональный) процессы при этом встречаются, что становится элементом "глобальной системы инноваций". Все это порождает необходимость системного подхода к инновационной деятельности и формирования национальной инновационной системы. Национальная инновационная система представляет собой совокупность организаций частного и государственного сектора, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом в рамках юридических норм и неформальных правил поведения обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства. Развитие национальных инновационных систем в различных странах имеет свои особенности, обусловленные их различной инновационной направленностью, уровнем развития технического и технологического потенциала, особенностями государственного регулирования. "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" формирование национальной инновационной системы (НИС) определено как важнейшая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. В процессе создания и развития НИС необходимо решить три главные взаимосвязанные задачи: формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот, прежде всего в вопросах охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств; построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг; создание эффективного государственно-частного инновационного партнерства, направленного на создание инновационного сектора экономики в интересах государства, бизнеса и гражданского общества. Выделяют четыре основных типа инновационных систем: "рыночную" (США и Великобритания), "мезо-корпоратистскую" (Япония), "социал-демократическую" (скандинавские страны) и "интеграционно-европейскую", свойственную Германии, Франции, Нидерландам и Италии. Общими целями всех национальных инновационных систем являются: создание дополнительных рабочих мест в сферах науки, производства и услуг; увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и доходов населения; повышение образовательного уровня и инновационной активности населения; решение экологических и социальных проблем за счет использования инновационных технологий. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НИС: • приоритетная разработка технологий, обеспечивающих межстрановое информационное взаимодействие и переход к информационному обществу; • разработка глобальных метатехнологий, интегрирующих технологические и социальные инновации; • радикальная интенсификация международной мобильности интеллектуальных ресурсов; • формирование механизмов международного регулирования мирового научно-технологического развития, прежде всего в целях решения экологических проблем, а также сокращения технологического отставания стран "третьего мира"; • органичное включение малого и среднего наукоемкого бизнеса в международную научно-технологическую инфраструктуру; • развитие Internet-технологий и компаний, аккумулирующих интеллектуальные ресурсы разных стран на различных стадиях научно-инновационного цикла; • сочетание взаимодействия и противодействия транснациональных корпораций и государственных структур в процессе регулирования развития мирового научно-технологического комплекса. Факторы развития национальных инновационных систем • обеспечение устойчивых связей науки и промышленности, оптимизация взаимодействия между участниками инновационного процесса, разработка эффективногомеханизма государственно-частного инновационного партнерства для продвижения в производство и на рынок новых продуктов и технологий, развития человеческих ресурсов, формирования инновационной культуры; • осуществление экономической политики в направлении стимулирования участников инновационного процесса, формирование институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования наукоемких проектов; • проведение целенаправленной политики создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инкубаторов, технопарков, технополисов, инновационно-технологических центров и т.п.), малых инновационных предприятий, сетей организаций по оказанию услуг в области инновационной деятельности, специализированных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг. Национальная инновационная система является открытой системой, состоящей из различных институтов и организаций, которые как совместно, так и индивидуально: 1) вносят вклад в развитие и распространение новых технологий и обеспечивают структуру, в пределах которой формируются политика и методология для обеспечения влияния на инновационный процесс; 2) создают, хранят и распространяют знания, навыки и предметы, которые определяют новые технологии. Элементы национальных инновационных систем: • комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети; научная система; другие исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры; • элементы, влияющие на инновационный процесс: макроэкономическая политика и другие формы государственного регулирования; система образования и профессиональной подготовки; особенности товарных рынков; особенности рынков факторов производства; особенности рынка труда; система финансирования инноваций; коммуникации. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ: • принцип неаддитивности — несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов; • принцип синергичности — однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы; • принцип эмерджентности— неполное совпадение целей системы с целями её компонентов, что требует при осуществлении инновационной деятельности определения иерархии параметров для системы в целом и каждой её составной части; • принцип мультипликативности, означающий, что эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения (не сложения); • принцип структурности:оптимальная структура должна иметь минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты должны полностью выполнять заданные функции и сохранять те свойства инновационной системы, которые обеспечивают ее новизну; • принцип адаптивности, требующий, чтобы структура инновационной системы была мобильной, т.е. легко адаптируемой к изменяющимся требованиям и целям; • принцип альтернативности, согласно которому необходима разработка нескольких взаимозаменяемых инновационных версий; • принцип преемственности, обеспечивающий возможности для продуктивного существования старого в соответствующем инновационном пространстве и, соответственно, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого. Роль государства в национальной инновационной системе: содействие производству фундаментального знания и стратегических технологий, в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационно активных предприятий. Роль предпринимательского сектора — в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций. Соотношения между ролями государства и предпринимательского сектора определяют национальные особенности инновационных систем и являются факторами, влияющими на развитие национальной инновационной системы. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: составная часть национальной инновационной системы. Основной причиной ее формирования является необходимость развития национальной инновационной системы и согласования долгосрочных интересов регионов, различающихся социально-экономическими и природными условиями. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: создание условий для повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения экономических интересов предприятий, в том числе градообразующих, и роста благосостояния граждан. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: • ориентация на интересы производителей (продавцов) и потребителей; • ориентация на интересы государства; • ориентация на учет противоречивых интересов государства, региона, корпораций, индивидуумов и неопределенности поведения субъектов, участвующих в развитии региона. ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА формирования национальных инновационных систем позволяет • выявить ключевые сферы, нуждающиеся в развитии и стимулировании, • подобрать методы наиболее эффективного развития систем в целом. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА США: Цель НИС — сохранение своих возможностей во всех основных технологических направлениях на высшем мировом уровне с основным упором на поддержание промышленности и безопасности. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ: Цель НИС — использовать свои достижения в фундаментальных науках, особенно в биологии, физике, химии в коммерческих целях. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ: Цель НИС — построение кластеров – специальных сетей, стимулирующих инвестиции в инновации в определенных секторах. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ: Цель НИС — реформировать свою систему НИОКР для повышения творческих способностей нации и предотвращения упадка экономики страны. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ОЭСР: • строится как неотъемлемая часть целостной экономической политики; • призвана способствовать тому, чтобы процесс глобализации производства и научных исследований оказывал положительное влияние на национальное экономическое развитие; • правительства ищут ниши, подходящие для своих инновационных систем в изменяющихся условиях, • национальное понимание наиболее благоприятной ниши зависит от конкретной страны – ее размера, уровня развития и структуры промышленности. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН включает: • укрепление слабых звеньев в инновационной системе, вынуждающих фирмы к перемещению своих НИОКР за границу или делающих национальную экономику непривлекательной для инвестиций; • устранение недостатков, мешающих различным звеньям инновационной системы гармонично сотрудничать друг с другом; • формирование в стране среды, благоприятствующей инновациям; • выявление наиболее ценных видов государственной политики, которые улучшают взаимодействие между различными участниками и институтами НИС и повышают способность к инновациям: стимулирование работы в сетях и объединения фирм для повышения их конкурентоспособности стало самым распространенным инструментом правительств; • гармонизация курса на формирование кластеров, отражающих динамику рынка, с системой контроля за антиконкурентным поведением фирм-участников. • обеспечение формирования технологических возможностей в долгосрочной перспективе предоставлением адекватной поддержки фундаментальным исследованиям.
«Государственная инновационная система» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot