Функции государства в рыночной экономике. Рента покупателя и продавца
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Функции государства в рыночной экономике. Рента покупателя и
продавца
При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить
меры государственного регулирования рынка.
Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их
соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой,
регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную
политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением
государственной политики является разработка и применение антимонопольного
законодательства.
Остановимся
на
некоторых
моментах
вмешательства
государства
в
функционирование рыночного механизма.
Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и
разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на
прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.
Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных»
налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог
с оборота, акциз и другие.
Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно
продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от
цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.
Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим
сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем
стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 1).
Рисунок 1 – Влияние налога на равновесие
Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1 ) определяет рыночное равновесие
(E 1 ) с ценой P e1 и объемом Q e1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей
на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии
предложения влево-вверх на величину T (S 2 ). Если ранее производители согласны были
предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от
уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T
руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой
товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 .
Прежний равновесный объем Q e1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e1 +T).
1
Hо при данной цене спрос (Q d2 ) значительно меньше прежнего (Q e1 ). Возникнет
затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу
товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие
рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2 ). Hовая равновесная цена P e2 окажется выше
прежней (P e1 ), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2 ). Меньшим будет
и новый равновесный объем (Q e2 < Q e1 ).
Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет
фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том,
что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит
продавцу цену P e2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e2 - P e1 ). Это «доля»
покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e2 , выплатит из нее налог в
размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P- за
свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e1 - P-).
Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет
покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т.
п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии
спроса (рис. 2).
Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение
в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e1 потребитель готов
покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только
Q S2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e2 , а объем
продаж - Q e2 . Цену P e2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница
между прежней и новой равновесной ценой (P e1 - P e2 ) образует «долю» продавца в налоге.
Hо кроме цены P e2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для
него составляет P+. Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P+ - P e1 ,)
образует «долю» покупателя в налоге.
Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит
потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом
введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену,
фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.
Рисунок 2 – Действие потоварного налога с покупателя
Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от
наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика
(рис. 3).
2
Рисунок 3 – Влияние эластичности на силу воздействия налога
В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к
изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену
равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый
график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении
потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост
цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями
и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если,
например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то
основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 4а). Hаоборот, если спрос
достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т.
п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 4б).
Рисунок 4 – Изменение долей покупателя и продавца
Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также
устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в
расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не
редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за
повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и
другие).
Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 5).
Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара
(услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу
линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были
предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь
3
те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину
потоварной дотации (кривая S 2 ). В том числе прежний равновесный объем по цене P- (P- =
P e1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d2 ). Возникший
дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение
избыточного спроса.
Рисунок 5 – Действие дотаций
Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной P e1 .
Равновесный объем вырастет (Q e2 > Q e1 ). Продав покупателю товар в объеме Q e2 по цене
P e2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге
он получит выигрыш в размере (P+ - P e1 ), что меньше всей величины дотации. Это его
«доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена
P e2 будет меньше прежней P e1 .
Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом
(производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в
случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение
уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и
предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в
свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.
Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может
применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности,
устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и
предложения (рис. 6).
4
Рисунок 6 – Установление фиксированной цены
Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь
различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на
более низком, чем равновесный, уровне (P 2 ), либо на более высоком (P 1 ), либо на
равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит
товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или
вторая ситуация.
Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений
социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения
«черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций
производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных
целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые
украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях
(например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток
сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные
финансовые затраты.
Избыток (рента) покупателя и продавца
С понятием рыночного равновесия связано и такое важное явление, как излишек
(рента) покупателя и излишек (рента) продавца. Они возникают в силу того, что весь
равновесный объем товара покупается (и продается) по единой равновесной цене.
Рассмотрим это на конкретном примере (рис. 7).
Рисунок 7 – Рыночное равновесие
В данном случае рыночное равновесие между спросом и предложением установилось
при цене 3 руб. за штуку и объеме 3 штуки. В результате выручка продавца (и,
соответственно, расходы покупателя) составит 9 руб. Однако, если бы каждая единица
объема продаж покупалась потребителем по индивидуальной цене спроса, то он заплатил
бы за все 3 штуки 12 рублей (5 + 4 + 3). Таким образом, его выигрыш (рента) составил 3
рубля (площадь фигуры KEC). В свою очередь, продавец был готов продавать по цене 1
руб. - 1 штуку, по цене 2 руб. - 2 шт. и так далее. При продаже по индивидуальным ценам
предложения каждой штуки общего объема продавец получил бы 6 руб. выручки (1 + 2 +
3). В итоге излишек (рента) продавца составят также 3 рубля (площадь фигуры CEF).
Таким образом, излишек (рента) покупателя (продавца) выступает как разность между той
5
ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара (а производитель
готов получить), и ценой фактической покупки (продажи).
6