Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография
Тема: Фонетика. Аспекты изучения звуков речи. Классификация звуков речи
Звуки делятся на две группы: звуки речи и звуки природы.
Фонетика – это наука о звуковом строе языка (о звуках речи).
Звуки речи принято изучать с трёх точек зрения: акустической, артикуляционной, функциональной.
1. Акустический аспект звука речи (данный аспект - самостоятельное изучение)
Как физическое явление звук представляет собой волновые колебания.
Источник колебаний образует упругие волны, которые воздействуют на наше ухо, в результате мы воспринимаем звук. Свойства (высота, сила, длительность, тембр) звуков изучаются акустикой.
Звук может создаваться одним источником или несколькими.
2. Артикуляционный (физиологический) аспект.
Движения органов речи, необходимые для образования звука, называются артикуляцией. Речевой аппарат представляет собой совокупность органов, которые используются для производства звуков речи. Речевой аппарат человека состоит из трех отделов: нижнего, среднего и верхнего. Нижний отдел состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Средний отдел – это гортань, состоящая из хрящей. В гортани располагаются голосовые связки. В спокойном состоянии они слегка провисают. Когда сквозь гортань проходит воздушная струя, голосовые связки начинают вибрировать. В результате колебаний голосовых связок возникает голос (тон). Верхний отдел речевого аппарата представляет собой ряд органов, расположенных над гортанью. Непосредственно над гортанью располагается глотка, которая переходит в две полости – ротовую и носовую. Они разделены небом (твердое и мягкое небо + язычок). Мягкое небо и язычок – это небная занавеска, работа которой направляет воздушную струю в ротовую или носовую полость. Полость носа – это постоянный по объему резонатор, с помощью которого образуются носовые звуки в отличие от ротовых. Если язычок (увула) опущен, то воздух идёт в нос и образуются твёрдые и мягкие звуки [м], [н]. Когда у человека насморк, воздух не может пройти в нос, (хотя язычок опущен), поэтому человек не может качественно произнести звуки [м], [н], он говорит [б], [д].
Если язычок поднят, то он перекрывает проход в нос, образуются ротовые звуки. Если у человека заболевает горло, язычок не может подняться, поэтому люди с больным горлом говорят гнусаво.
В полости рта различают активные и пассивные органы. Активные органы – это те, которые способны двигаться (губы, язык, язычок). Пассивные органы – это зубы и нёбо. При образовании гласных струя воздуха свободно проходит через ротовую полость. При образовании согласных в ротовой полости возникают преграды, при преодолении которых образуется шум. Работа органов речи учитывается при артикуляционной характеристике гласных и согласных звуков.
3. Функциональный (лингвистический) аспект.
Учёные разделяют понятия «язык» и «речь». Речь бывает устная и письменная. Но речь - это реализация языка. Мы воспринимаем именно речь, и благодаря речи делаем выводы об особенностях языка. То есть язык - это нечто скрытое за речью.
Фонемы выполняют важные функции: 1) различают слова и морфемы (гора - кора - нора); 2) помогают отождествить слова и морфемы (год и годы; в слове год мы слышим [т], но всё-таки понимаем, что это то же самое слов, что и годы).
Функциональный аспект звука речи рассматривается в разделе «Фонология».
Классификация гласных звуков
Все звуки речи делятся на две большие группы – на согласные и гласные.
Гласные звуки - это звуки речи, которые образуются только при помощи тона, возникающего в результате ритмических колебаний голосовых связок. На пути воздушной струи при образовании гласных никаких преград нет.
В ударном положении выделяется шесть гласных звуков: [а], [о], [и], [э], [ы], [у]. Гласные звуки характеризуются по трем признакам: степени подъема языка (в зависимости от движения языка по вертикали), ряду (в зависимости от движения языка по горизонтали), наличию или отсутствию лабиализации (участию губ).
1. По степени подъема языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. К гласным верхнего подъема относятся звуки [и], [ы], [у]. При произнесении гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена в крайнее нижнее положение. К нижнему подъему относится звук [а]. При произнесении гласных среднего подъема ([э], [о]) язык занимает промежуточное положение.
2. По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад различают гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. Так образуются гласные [и], [э]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к небу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у], [о]. Гласные среднего ряда [ы], [а] занимают среднее положение между гласными переднего и заднего ряда.
3. По огубленности/неогубленности гласные делятся на лабиализованные и нелабиализованные. Лабиализованные гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным гласным относятся [у] и [о]. Остальные гласные нелабиализованные.
Классификация согласных звуков
Согласные звуки - это звуки речи, которые образуются благодаря тону и шуму или только шуму. На пути воздушной струи при образовании согласных всегда есть преграды.
Согласные звуки характеризуют по пяти признакам: месту образования, способу образования, уровню шума, участию или неучастию тона, твердости / мягкости.
1. Место образования согласного звука – это то место в ротовой полости, где воздушная струя встречает препятствие. С этой точки зрения все согласные делятся на губные ( губно-губные и губно -зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные). Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней – к ним относятся [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]. Губно-зубные образуются сближением нижней губы с верхними зубами – к ним относятся [ф], [ф’], [в], [в’]. Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – выполняет активную роль при образовании звука. При этом переднеязычные делятся на две группы в зависимости от того, поднимается ли передняя часть языка к верхним зубам или к альвеолам, - на зубные и передненебные. При произнесении переднеязычных зубных ([т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]) передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. При произнесении переднеязычных небных ([ш], [ж], [щ] [ч’], [р], [р’]) передняя часть языка направлена к передней части неба. Среднеязычным, а по пассивному органу средненебным, т.е. образуемым поднятием средней части языка к среднему небу, в русском языке является звук [j]. Заднеязычными являются звуки, которые образуются преградой в результате сближения задней части языка с мягким небом. Это звуки [к], [г], [х], [к’], [г’], [х’].
2. Способ образования согласного – это характеристика способа преодоления преграды на пути воздушной струи. Эта преграда может быть различной. Органы речи могут сомкнуться, образовав смычку, а могут сблизиться, образовав щель. В соответствии с этим по способу образования все согласные делятся на смычные (смычно-взрывные, смычно-проходные), щелевые и аффрикаты (смычно-щелевые). Смычно-взрывные согласные образуются полным смыканием органов произношения. Воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычно-взрывным в русском языке относят [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’]. Смычно-проходными являются те согласные, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и ртовые. К носовым относятся [н], [н’], [м], [м’]; к ртовым – боковые [л], [л’] и дрожащие [р], [р’], при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи. Щелевые согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум создается трением воздуха о стенки щели. Щелевыми согласными являются звуки [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [щ], [ж], [х], [х’], [j]. Аффрикаты (смычно-щелевые согласные) – это сложные звуки; в начальной стадии артикуляции образуется смычка органов речи, в конце артикуляции смычка переходит в щель. В русском языке есть две аффрикаты – [ц], [ч’].
3. По уровню шума согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются. В русском языке к сонорным относятся [р], [л], [н], [м], [р’], [л’], [н’], [м’], [j]. Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. Это звуки [п], [п], [б], [б], [ф], [ф], [в], [в], [с], [с], [з], [з], [к], [к], [г], [г], [ш], [щ], [ж], [ц], [ч], [х], [х], [т], [т’], [д], [д’].
4. По участию /неучастию тона шумные согласные делятся на глухие и звонкие. При образовании звонких шумных шум преобладает над голосом, а при образовании глухих шумных голос отсутствует. Звонкие шумные - это [б], [б], [в], [в], [д], [д], [з], [з], [г], [г], [ж], [ж ̉], а глухие шумные - [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с],[с’], [ш], [щ], [к], [к’], [х], [х’], [ц], [ч’].
5. По твердости/мягкости выделяют твердые и мягкие согласные. При образовании мягких согласных передняя часть языка напрягается и продвигается вперед и вверх к твердому небу. При образовании твердых согласных задняя часть языка напрягается и приподнимается к мягкому небу. Мягкими в русском языке являются согласные [п’], [б’], [ф’], [в’], [м’], [т’], [д’], [с’], [з’], [ч’], [н’], [л’], [р’], [к’], [г’], [х’], [j], [щ]. Остальные согласные твердые.
Таблица согласных звуков
губные
язычные
губно-губ.
губно-зуб.
переднеязычные
средне-язычные
заднеяз.
задненёб.
зубные
передненеб.
средненеб.
щелевые
в в ̉ ;
ф ф ̉
з з ̉ ;
с с ̉
ж
ш щ
j ̉
х х ̉
смычные взрывные
б б ̉; п п̉
д д̉ ; т т ̉
г г ̉;
к к ̉
смычные боковые
л л ̉
смычные носовые
м м ̉
н н ̉
смычные дрожащие
р р ̉
смычно-щелевые
(аффрикаты)
ц
ч ̉
Таблица гласных звуков
передний ряд
передне-
сред.
средний ряд
средне-
задн.
задний ряд
верхний
И
Ы
У
верхнее-сред.
ИЭ Ь
ЭЫ (этажи)
средний
Э
Ъ
О
средне-нижн.
Λ
нижний
А
Порядок разбора звуков
согласные
гласные
1. Согласный.
2. Место образования.
3. Способ образования.
4. Сонорный или шумный.
5. (только для шумных) Звонкий или глухой.
6. Твёрдый или мягкий.
1. Гласный.
2. Подъём.
3. Ряд.
4. Полного или неполного образования.
5. Лабиализованный или нелабиализованный.
Тема: Фонетическое членение речи.
Сегментные и суперсегментные единицы фонетического членения
Фраза. Такт. Фонетическое слово (только о фонетическом слове)
Наша речь представляет собой звуковую последовательность, которая членится на отрезки с помощью определенных фонетических средств.
Наиболее крупной единицей фонетического членения речи является фраза. Фраза – это отрезок речи, выделяемый с помощью интонации и фразового ударения и заключенный между длительными паузами. Звуковая последовательность Местность ровная,// видно далеко.// Небо легкое и такое просторное и глубокое.// Солнце сверкает сбоку,// и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы (И. Бунин) разделяется паузами на пять фраз. Фраза распадается на более мелкие единицы синтагмы, или речевые такты. Речевой такт также характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами короче межфразовых пауз и их вообще может не быть. Небо легкое / и такое просторное и глубокое (границы между тактами обозначены одной косой чертой). Членение речевого потока на фразы и такты связано со смысловыми и синтаксическими ассоциациями. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.
Фонетическое слово – это отрезок речевого потока, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. К лексическому слову могут присоединяться клитики (безударные слова). Обычно клитиками являются служебные слова. Безударное слово называется проклитикой, если оно примыкает к последующему ударному. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы, частицы, например: не было, на столе. Безударное слово называется энклитикой, если оно примыкает к предшествующему ударному. Энклитиками обычно бывают односложные частицы, например: скажи-ка, сказал бы,. Многосложные предлоги и союзы несут на себе ударение, хотя и более слабое, чем знаменательные слова: через дорогу, перед экзаменом, когда начнется, если заметишь.
Фонетическое слово распадается на слоги, а слоги на звуки. Звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза – это сегментные единицы фонетического членения. Объединение меньших сегментных единиц в более крупные становится возможным благодаря суперсегментным единицам, которые как бы накладываются на сегментные и объединяют их в единое целое. К суперсегментным единицам относится слог, ударение, интонация.
Слог. Теории слога
Слог – это и сегментная и суперсегментная единица. Слог как сегментная единица – это последовательность звуков, а как суперсегментная единица – это единство слогового и неслогового звуков. Слоговой звук – звук, произносимый в слоге с большей звучностью и силой, выступающий в качестве вершины слога, способный составлять слог. В русском языке слоговыми являются гласные звуки и иногда сонорные согласные.
Существует несколько теорий слога. Экспираторная теория трактует слог как сочетание звуков, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. С точки зрения динамической теории слог – это волна силы, интенсивности. С точки зрения сонорной теории, слог – это волна сонорности, звучности, объединение звуков вокруг наиболее звучного. В современной русистике наиболее признана сонорная теория. По этой теории сочетание согласного с гласным образует волну звучности, а слово, т.е. последовательность слогов, представляет собой последовательность усилений и ослаблений звучности.
В зависимости от собственной звучности, звуки можно разделить на четыре группы: самые звучные гласные (4 единицы звучности), затем идут сонорные (3 единицы), звонкие согласные (2 единицы), глухие согласные (1 единица). Если соединить получившиеся точки, получится волна сонорности, характеризующая слово. Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов в слове. В русском языке большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. Cлог начинается с наименее звучного звука и заканчивается наиболее звучным (гласным). Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела:
1) сочетание шумных между гласными относится к последующему слогу, например: по-чта, мы-шка;
2) сочетание шумного и последующего сонорного относится к последующему слогу, например: ту-фли, о-кно;
3) в сочетании сонорного и последующего шумного слогораздел проходит между членами сочетания: бел-ка, сум-ка;
4) в сочетании [j] с последующим сонорным или шумным слогораздел проходит между членами сочетания: чай-ник, май-ка;
5) в сочетании сонорных слогораздел проходит между ними, либо оба они отходят к последующему слогу: пол-ночь, зе-мля.
Выше отмечалось, что слоговыми иногда могут быть сонорные согласные. Это происходит в следующих случаях: сонорный оказывается рядом с шумным, и эта группа согласных стоит либо перед пробелом (конец слова), либо после пробела (начало слова). Например: театр [т ̉ иэ /а /т р] будет. Сонорный [Р] образовал новый слог (между [Т] и [Р] словно слышится [Ы]). Но в этой же позиции сонорный может по звучности стать подобным соседнему шумному, тогда слогораздел пройдёт так: [т ̉ иэ /а т р] уж полон. У [Т] и [Р] одинаковая звучность – 2.
Слоги, оканчивающиеся гласными, называют открытыми, слоги, оканчивающиеся согласными, называют закрытыми. Слоги, начинающиеся согласным, называются прикрытыми, слоги, начинающиеся гласными, называются неприкрытыми.
Ударение (самостоятельно)
Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Словесным ударением называется выделение одного из слогов неодносложного слова.
Различают три основных вида ударения – динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное) и музыкальное (тональное).
Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количественная, но и качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке.
Динамическое ударение может быть:
1. Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним слогом и т.д.
2. Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнёзда (на первом слоге), гнезду́ (на втором слоге), гнездово́й (на третьем слоге) и т.д.
По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова, т.е. при изменении его формы, различают подвижное и неподвижное динамическое ударение. Например: голова́, головы́, голово́й, но го́лову (подвижное ударение) и то́рт, то́рты, то́ртами и т.д. (неподвижное ударение).
Квантитативное – это количественное (долготное) ударение. Оно достигается удлинением гласного ударного слога и возможно только в тех языках, в которых "нет фонологически значимого различия гласных по долготе и краткости". В чистом виде количественное ударение (как, впрочем, и ударение других типов) не встречается ни в одном языке. Преобладающим оно является в индонезийском языке. Элементы количественного ударения присущи и русскому языку, почему его правильнее рассматривать как экспираторно-количественное.
Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнамском – 6.
Экспериментально-фонетические исследования русского ударения показывают, что основным свойством ударного гласного является его длительность, кроме того, ударный гласный произносится без редукции, что придает ему особый тембр; гласный ударного слога произносится с большей силой, чем тот же гласный в безударном слоге. Словесное ударение в русском языке свободное (т.е. может находиться в любом слоге слова, например, ло́шадь, рабо́та) и может быть подвижным (если при формообразовании перемещается с одной морфемы на другую, например, окно́ - о́кна, де́ло - дела́) или неподвижным (если при формообразовании не перемещается на другие морфемы, например, кни́га - кни́ги, бро́шу - бро́сил).
Ударение как суперсегментное средство может накладываться не только на группу слогов и формировать ритмическую структуру слова, но и накладываться на единицы, большие, чем слово. Так, выделение одного из слов в речевом такте называется тактовым ударением. Несколько тактов могут объединяться во фразу. При этом тактовое ударение в последнем такте обычно усиливается и становится фразовым ударением.
Кроме фразового и тактового ударения возможно и логическое ударение – выделение более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения: Ты́́ с ним разговаривал (подразумевается: а не я); Ты с ни́м разговаривал ( а не со мной ).
Интонация. Интонационные конструкции (самостоятельно)
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Интонация служит в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Принято выделять тональные, тембровые и количественно-динамические средства интонации. Основными интонационными средствами являются тональные. Обычно русская интонация описывается с помощью интонационных конструкций. Вслед за Е.А. Брызгуновой, обычно выделяют семь интонационных конструкций. Все интонационные конструкции имеют общее устройство. В каждой конструкции выделяется центр, т.е. слог, на который падает основное ударение, предцентровая (слоги, предшествующие центру) и постцентровая (слоги, следующие после центра) части. В ряде конструкций некоторые элементы могут отсутствовать. Охарактеризуем наиболее частотные интонационные конструкции.
ИК-1 (Сокращенно ИК-1 читается: и-ка́ один) – Предцентровая часть произносится на среднем интонационном уровне. В центре происходит движение тона вниз, в постцентровой части тон находится на уровне ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложении: Я с ним уже разгова́ривал.
ИК-3. Предцентровая часть произносится на среднем интонационном уровне. В центре резкий подъем интонации и на этом же слоге начало понижения – оно продолжается до конца фразы: Ты с ним разгова́ривал?
ИК-4. Предцентровая часть произносится на среднем уровне. На центре идет понижение интонации и начинается повышение ее, которое продолжается на постцентровой части. Эта интонация обычно встречается в вопросительном предложении с частицей а: - Я читал Пушкина. – А Лермонтова?
Тембровые средства интонации – это разные качества голоса. Одну и ту же фразу мы можем произнести расслабленным, резким, напряженным голосом. Количественно-динамические средства включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения.
Тема: Фонетические и исторические чередования. Позиционные изменения звуков
Фонетические и исторические чередования
Фонетические (позиционные) чередования – это чередования звуков, обусловленные фонетическими позициями: начало и конец слова, соседство других звуков, нахождение в ударном или безударном слоге: дру[к] - дру[г]а – на конце слова глухой согласный заменяется на парный ему звонкий. Фонетические чередования следует отличать от морфологических (исторических) чередований, осуществляющихся в определенных морфологических позициях (в определенных грамматических формах, на стыке морфем) или обусловленных исторически: творога – творожный – заднеязычный согласный заменяется на шипящий перед суффиксом прилагательного н, в то время как в других позициях такое сочетание возможно: согнуть, гнусный.
Фонетические (позиционные) чередования – это чередования звуков, относящихся к одной фонеме, морфологические (исторические) чередования – это чередования разных фонем (их видно на письме).
Друг - друга - чередуются [к]// [г], на письме чередования не видно, то есть это чередование звуков - фонетическое.
Друг - дружок - чередуются г//ж, чередование видно на письме (на письме фонемы обозначаются при помощи букв), то есть это чередование фонем - историческое.
Фонетические чередования согласных звуков
1. Чередования по глухости-звонкости:
а) на конце слова звонкие шумные оглушаются и на их месте выступают глухие шумные: лу́[г]а – лу[к]; бе[д]а – бе[т], моро[з]ы – моро[с];
б) звонкие шумные перед глухими шумными оглушаются: ска[з]очный – ска[с]ка; тра[в]а – тра[ф]ка, по[д]резать – по[т]портить;
в) глухие шумные перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]) озвончаются: про[с’]ить – про[з’]ба, о[т]резать – о[д]греметь, [с]рубить – [з’]делать.
2. Чередования по месту и способу образования:
а) зубные шумные ([з], [с]) перед передненебными шумными ([ш], [ж], [щ]) заменяются соответствующими передненебными: бе[з]радостный – бе[ж]жизненный, бе[з]результатный – бе[ш]шумный;
б) взрывные согласные ([т], [д]) перед щелевыми того же места образования ([ш], [ж], [щ], [с], [щ]) заменяются аффрикатами: о[т]резать – о[ч’ш ̉]итывать; бросать - броса[ц]я, дети - де[ц]кий.
3. Чередования твердых и мягких согласных:
а) звук [н] меняется на [н’] перед [ч’], [щ]: же[н]ский – же[н’]щина, стака[н] – стака[н’]чик;
б) согласные [з], [с] смягчаются перед мягкими зубными [т’], [д’]: [с’]тепь, [з’]десь; перед мягкими зубными [с’], [з’] согласные [с], [з], смягчаясь, сливаются с ними в один долгий звук: ра[c’]телить, ра[з’]еваться;
в) согласный [н] произносится мягко перед мягкими зубными [т’], [д’], [с’], [з’]: ви[н’]тик, пе[н’]сия.
4. Чередования долгих и кратких согласных:
долгий согласный звук может утратить свою долготу и заменяться кратким: програ[м]а – програ[м]ный, гру[п]а – гру[п].
5. Чередования согласных с нулем звука:
Сочетания трех и более согласных могут подвергаться упрощению, т.е. один из согласных (обычно [т], [д]) не произносится: власть – вла[сн]ый, сердечный – се[рц]е, езда – нае[з’н’]ик.
Фонетические чередования гласных звуков
Ударные гласные отличаются от безударных долготой, силой и качеством звучания. Ударные гласные являются гласными полного образования, безударные – редуцированными.
Редукция – ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Редукция гласных может быть количественной и качественной. При количественной редукции гласные теряют в долготе, силе сохраняя при этом свой тембр. Количественную редукцию испытывают гласные верхнего подъема [и,] [ы], [у]. При качественной редукции изменяется не только долгота и сила звука, но и тембр. Качественную редукцию испытывают гласные неверхнего подъема [э], [о], [а]. Гласные безударных слогов изменяются не одинаково. В меньшей степени подвержены изменению гласные в абсолютном начале слова и в первом предударном слоге. Их называют редуцированными первой степени. Безударные гласные в других позициях – редуцированные второй степени.
Ударные гласные чередуются с безударными: поля - пОле ([˄]//[О]).
Исторические чередования
Исторические чередования – это не чередование звуков, а чередования фонем. В современном русском языке они не зависят от фонетических позиций. Примеры исторических чередований гласных и согласных звуков:
е//о (после твердого) – несу//ноша;
е//о (после мягкого) – крест//перекресток;
о//а – поздно//опаздывать, обусловить//обуславливать;
е,о//нуль звука – сон//сна, день//дня;
а(после мягкого)//им, ин, ем, ен, м, н – снять//сниму, сжать//сжимать//сожму;
у(после твердого), у(после мягкого)//ов, ев – жевать//жую, ковать//кую,
к//ц//ч –конец//конечный, око//очи, лик//личный//лицо;
г//ж//з – друг//дружеский//друзья;
х//ш – ухо//уши;
с//ш; з//ж – косить//кошу; возить//вожу;
ст//щ – мостить//мощеный;
д,т//с – веду//вести, мету//мести;
б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл, м//мл – ловить//ловлю, лупить//луплю, любить//люблю, сломить//сломлю.
Тема: Фонология
Понятие о фонеме
Основные положения учения о фонеме впервые сформулировал И.А. Бодуэн де Куртенэ. Он считал, что в нашем сознании формируются идеальные портреты звуков, а при произношении в зависимости от конкретных позиций в слове на кончике языка у нас возникают конкретные звуки, при восприятии которых носители языка вновь связывают их с идеальными портретами этих звуков. Идеальные портреты звуков И.А. Бодуэн де Куртенэ предложил называть фонемой. В дальнейшем фонема явилась предметом изучения многих ученых.
Различия в понимании фонемы разными учеными послужили основой для создания на русской почве нескольких фонологических школ, основными из которых стали Московская фонологическая школа (МФШ) и Ленинградская (Санкт-Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ, или СПФШ). Первой возникла СПФШ. В 1912 году Л.В. Щерба впервые изложил свои взгляды на фонему в магистерской диссертации «Русские гласные в качественном и количественном отношении». Впоследствии его идеи развили Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая и др. МФШ возникла в конце 20-х годов, ее основателями стала группа московских ученых: Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский. Позже представителями этой школы стали М.В. Панов, В.А. Виноградов, К.В. Горшкова, В.В. Иванов, Л.Л. Касаткин. МФШ создавалась прежде всего с целью объяснения особенностей письменных форм речи; ЛФШ лучше проявляет свои особенности при описании процессов восприятия устных форм речи. Поскольку письменная речь занимает центральное место в школьном обучении, при изучении курса фонологии основное внимание будет уделяться взглядам МФШ.
С позиций МФШ, фонема – это кратчайшая языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Отождествление происходит с помощью звуков, принадлежащих одной фонеме, а различение – с помощью звуков, принадлежащих разным фонемам.
Функции фонемы
Как единица языка фонема выполняет две основные функции: сигнификативную и перцептивную. Сигнификативная функция (от лат. сignificare -‘обозначать’) – смыслоразличительная функция. Словоформы коза – кора – коса различаются звуками [з], [р], [с], представляющими разные фонемы (<з>, <р>, <с>).
Перцептивная функция (от лат. Percepcio - ‘восприятие’) - способствовать отождествлению слов и морфем. В корне словоформ вода [вΛда] – водный [водныj] – водяной [въд’иэноj] произносятся разные звуки, но говорящие на русском языке этой разницы обычно не замечают, поскольку эти гласные звуки являются представителями одной гласной фонемы. Звуки речи, реализующие фонему, являются ее аллофонами. Фонема называется по ее основной разновидности. Например, аллофонами фонемы <о> являются звуки [о],[Λ], [иэ], [ъ], [ь], [˙о], [о˙], [˙о˙]. Т.о. фонема – это не произносимый реально звук, а определенная абстракция, обобщение звуков в единицу более высокого порядка. Представители МФШ отмечают особую важность перцептивной функции по сравнению с сигнификативной. Представители МФШ настаивают на необходимости последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка. Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо, чтобы они позиционно чередовались в пределах одной морфемы.
Фонологические позиции
Фонологические позиции – это условия употребления реализации фонемы в речи (это может быть положение звука перед определенными звуками или после них, положение звука на границе слова и слога, нахождение в ударном и безударном слоге и т.п.).
Позиции могут быть сильные и слабые. Сильные позиции – это позиции, в которых фонема наилучшим образом выполняет свои функции. В слабых позициях возможности выполнять свои функции у фонемы ограничены. Т.к. у фонемы две функции (сигнификативная и перцептивная), то выделяют сигнификативно сильные и слабые позиции и перцептивно сильные и слабые позиции.
В сигнификативно сильной позиции фонема отличается от других фонем, реализуется особым звуком. Сигнификативно слабая позиция – это позиция неразличения, нейтрализации фонем.
Для гласных звуков сигнификативно сильной позицией будет являться положение под ударением. В слове сом гласный звук [о] может представлять только фонему <о>, в слове сам гласный звук может представлять только фонему <а>. В словоформе с[Λ]ма происходит нейтрализация фонемы, звук [Λ] может быть представителем фонемы <о> или <а>.
Для согласных выделяют сигнификативно сильные и слабые позиции по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Для парных по глухости-звонкости сигнификативно сильными будут являться следующие позиции:
- перед гласными;
- перед сонорными;
- перед звуками [в], [в’].
Другие позиции являются сигнификативно слабыми по глухости-звонкости. Для парных по твердости-мягкости сигнификативно сильными являются следующие позиции:
- перед гласными;
- на конце слова (кроме заднеязычных);
- для переднеязычных перед заднеязычными и твердыми губными;
- для [л], [л’] любая позиция.
Другие позиции являются слабыми по твердости-мягкости.
Сигнификативно слабые позиции бывают двух типов: сводимые к сильным позициям в тех же морфемах и не сводимые к ним. В первом случае слабая позиция сводится к сильной в той же морфеме для того, чтобы установить принадлежность звука в слабой позиции к определенной фонеме. Однако не все слабые фонемы можно привести к сильным позициям. Например, в слове собака [сΛбакъ] гласный звук первого слога может представлять фонему <о> или <а>. Привести к сильной позиции (поставить в ударное положение) этот звук невозможно. Для обозначения подобных фонем используется термин гиперфонема. Гиперфонема – фонема, которую нельзя вывести в сильную позицию.
Гиперфонемой может быть не только гласная, но и согласная фонема, причем гиперфонема может соотноситься не только с двумя, но и со многими фонемами.
Дифференциальные и интегральные признаки фонемы
Фонемы – минимальные единицы языка, их нельзя разделить на более мелкие, однако фонема имеет свое строение, свою структуру. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в фонеме. Одними признаками фонема может отличаться от остальных, другие могут быть общими. Различительные признаки называются дифференциальными. Эти признаки позволяют отличить данную фонему от других. Так, фонема <и> верхнего подъема, нелабиализованная. Подъемом и лабиализованностью/нелабиализованностью различаются фонемы <у>, <о>, <э>. Так, фонема <у> - верхнего подъема, лабиализованная, <о> - среднего подъема, лабиализованная, <э> - среднего подъема, нелабиализованная. Дифференциальные признаки фонемы определяются с помощью противопоставлений.
Интегральные признаки – это такие признаки, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, интегральным признаком гласных фонем является их ряд, т.к. он изменяется под влиянием соседних мягких согласных. Например, звук [а], появляющийся в позиции между мягкими согласными, более переднего ряда. Чем гласный [а], выступающий после твердых согласных. В то же время, оба звука реализуют фонему <а>. Т.о. в МФШ дифференциальными признаками признаются признаки подъема и лабиализованности/нелабиализованности. Согласные в основном обладают набором из четырех дифференциальных признаков: место образования, способ образования, глухость/звонкость, твердость/мягкость.
Состав и система гласных фонем
Состав гласных фонем определяется по сигнификативно сильным позициям: в языке столько фонем, сколько звуков в сильных позициях. С позиций МФШ, в русском языке выделяется пять гласных фонем: <и>, <э>, <о>, <у>, <а>. Звук [ы] определяется как аллофон фонемы <и>. Свои выводы представители МФШ подтверждают следующими аргументами:
1. звук [ы] не встречается в начале русских слов;
2. звук [ы] не произносится после мягких согласных, где чередуется с [и];
3. в стихотворной речи звук [ы] в ударном положении может чередоваться с [и]: забыла – носила и т.д.
В сигнификативно сильной позиции выделяются две подсистемы. Первая из них состоит из фонем <и>, <у>, <э>, <о>, у которых одинаковый набор дифференциальных признаков: подъем и лабиализованность/нелабиализованность. В состав второй подсистемы входит фонема <а>, обладающая одним дифференциальным признаком – подъемом.
В сигнификативно слабой позиции взаимоотношения фонем определяются их возможностью нейтрализоваться. И здесь целостная система подразделяется на две подсистемы. В первой фонемы <и>, <э>, <о>, <а>, они в безударной позиции произносятся примерно одинаково (лесной - лес, мясной - мясо, заведёт - водит, писать - пишет), поэтому дети часто допускают здесь ошибки: пишут И вместо Е, Я или пишут Е вместо И. Во второй подсистеме фонема <у>, её ни с какой фонемой не перепутаешь.
Состав и система согласных фонем
В современном русском языке выделяется 37 согласных фонем. Выделение 32 из них ни у кого не вызывает возражений: <п>, <п’>, <б>, <б’>, <ф>, <ф’>, <в>, <в’>, <м>, <м’>, <т> <т’>, <д>, <д’>, <с>, <с’>, <з>, <з’>, <ц>, <н>, <н’>, <л>, <л’>, <ш>, <ж>, <ч’>, <р>, <р’>, <к>, <г>, <х>, .
Другие фонемы признаются не всеми лингвистами. Некоторые ученые полагают, что не существует фонемы <ш>, а долгий звук [ш] является представителем сочетания фонем <сч> или <шч>. Однако большинство лингвистов признают <ш> самостоятельной фонемой. Спорно и выделение фонемы долгой мягкой <ж>. Произношение её, например, в словах вожжи, дрожжи вытесняется твердым долгим звуком [ж], поэтому долгая мягкая <ж> отсутствует в современном руссом языке. Трудности возникают и при установлении фонемной самостоятельности звуков [к’], [г’], [х’] по следующим причинам:
1. Согласные [к’], [г’], [х’] встречаются только в фонетически зависимом положении – перед гласными переднего ряда, где невозможно определить, палатализуются ли согласные под влиянием гласных переднего ряда или мягкость у них самостоятельная: рука – руки, руке.
2. Звуки [к’], [г’], [х’] в исконно русских словах не могут находиться перед гласными непереднего ряда [о], [а], [у], а только перед ними можно установить, является ли мягкость у заднеязычных позиционно независимой.
3. Звуки [к’], [г’], [х’] не встречаются в позиции конца слова, где возможны остальные мягкие и твердые согласные.
В МФШ трудности по установлению фонемного статуса [к’], [г’], [х’] преодолеваются следующим образом. Звук [к’] перед [о], [а] выступает в формах слова ткать: т[к’о]шь, т[к’о]т, т[к’о]м, т[к’о ]те, т[к’а]. Это только одно старое русское слово, но оно относится к разряду общеупотребительных. Следовательно, звук [к’] реализует фонему <к’>. Из того, что [к] и [к’] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует и для других заднеязычных. Поэтому считается, что [к’], [г’], [х’] воплощают фонемы <к’>, <г’>, <х’>.
Системные отношения согласных фонем определяются их взаимоотношениями в их сигнификативно сильных и слабых позициях. Дифференциальными признаками согласных могут быть место и способ образования, глухость/звонкость, твердость/мягкость. Различия между сонорными и шумными являются интегральными, т.к. по этим признакам согласные не противопоставлены. Согласные русского языка образуют два основных ряда фонем, в которых фонемы противопоставлены по признакам глухости/звонкости и твердости/мягкости. По этим признакам фонемы соотносятся следующим образом:
1. <п> - <б> <ф> - <в> <т> - <д> <с> - <з> <к> - <г>
| | | | | | | | | |
<п’> - <б’> <ф’> - <в’> <т’> - <д’> <с’> - <з’> <к’> - <г’>
2. <м> <л> <н> <р> <х>
| | | | |
<м’> <л’> <н’> <р’> <х’>
3. <ж> - <ш> <ж'> - <ш'>
4. <ц> <ч’>
Единая система согласных фонем распадается на четыре подсистемы, в каждую из которых входят фонологические единицы, различающиеся по количеству дифференциальных признаков. Самая большая из них состоит из десяти пар фонем, различающихся по всем четырем дифференциальным признакам и составляющих пары по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Вторая по численности подсистема состоит из пяти пар фонем, которые имеют набор из трех дифференциальных признаков, т.к. признак глухости/звонкости для них интегральный и они составляют пары по твердости/мягкости. В третьей подсистеме интегральным является признак твердости/мягкости, набор дифференциальных признаков также равен трем. Фонемы этой подсистемы образуют пары по глухости/звонкости. Последнюю подсистему составляют изолированные фонемы <ц>, <ч’>, , которые характеризуются лишь двумя дифференциальными признаками, не образуют пар по глухости/звонкости, твердости/мягкости.
Тема: Орфоэпия (самостоятельно)
Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц (слов, морфем). Нормы – это наиболее распространенные из числа сосуществующих и закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые варианты. Среди орфоэпических норм различают нормы произношения и нормы суперсегментной фонетики - ударение, интонации; иногда к орфоэпии относят и образование вариантных грамматических норм.
Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место каждый из них занимает в литературном произношении. Орфоэпические варианты могут характеризовать «старшую» и «младшую» нормы. Смена одной нормы другой проходит через этап, когда обе нормы сосуществуют, «младшая» норма не сразу вытесняет «старшую», например, в последнее время наметилась тенденция к произношению твердого согласного перед мягким: [дв’]ерь вместо [д’в’]ерь, е[сл’]и вместо е[с’л’]и. Орфоэпические варианты могут характеризовать общенародную и профессиональную сферу употребления: дОбыча (в речи горняков) и добЫча (литературное, общенародное). Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям, например, для высокого стиля характерно эканье: [б’эи]ру вместо [б’иэ]ру. В разговорной речи возможно выпадение гласных: прово[лк]а.
Основные черты русского литературного произношения сложились в первой половине XVIII века на основе разговорного языка города Москвы. К этому времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, соединило в себе особенности произношения северных и южных говоров русского языка. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм.
Орфоэпические нормы в области гласных
Орфоэпические нормы в области гласных основаны на том, что все безударные гласные подвергаются редукции.
1. В современном русском языке господствует Иканье, т.е. произнесение в первом предударном слоге после мягких согласных на месте всех гласных фонем, кроме <у> звука [иэ]: р[иэ]ка, ч[иэ]сы, н[иэ]су, п[и]ла.
2. В первом предударном слоге на месте фонем <о>, <а> произносится звук [Λ]: в[Λ]да, тр[Λ]ва - это называется литературное Аканье.
3. После твердых шипящих [ж] и [ш] в первом предударном слоге перед твердыми согласными произносится звук [Λ]: ш[Λ]гать, ж[Λ]ркое, а в некоторых словах, преимущественно перед мягким, [ыэ]: ж[ыэ]леть, к сож[ыэ]лению, лош[ыэ]дей, рж[ыэ]ной, ж[ыэ]смин.
4. На месте безударного звука [ы] в заударной позиции в современном русском языке возможно произнесение [ъ]: оп[ы]ты и оп[ъ]ты, вым[ы]л и вым[ъ]л.
Орфоэпические нормы в области согласных
1. В течение долгого времени в русском языке действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного. В настоящее время позиционному смягчению подвергаются лишь немногие согласные. Звук [н’] перед [ч’] и [ш’] обычно произносится мягко: же[н’]щина, бубе[н’]чики. Губные перед мягкими заднеязычными обычно произносятся по новым нормам: тря[пк’]и, ля[мк’]и. Для большинства групп согласных возможны варианты: [дв’]ерь и [д’в’]ерь, [зд’]ешний и [з’д’]ешний.
2. В соответствии с буквами щ, сч, зч могут произноситься звуки [щ], [щч’]. В соответствии с данными буквами в корне слова почти исключительно произносится [щ]: щука, счастье; на стыке морфем возможно произношение [щ] и [щч’]. Звук [щ] употребляется в словах, которые чаще используются в речи, при убыстренном темпе произношения, на стыке корня и суффикса: с чем, разносчик. На стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова чаще произносится [щч’]: из чайника.
3. В соответствии с буквами жж, зж, жд традиционно произносится звук [ж’]: вожжи, дрожжи, езжу, жужжать, визжать, дождик. В последнее время на месте этих сочетаний произносится звук [ж] (кроме слова дождик, где произносится сочетание [жд’]).
4. В сочетаниях стн, здн, стл, стк, тск, нтс [д] и [т] обычно не произносятся: звёздный, бездна, участник, агентство.
5. На месте орфографического чн в одних словах произносится [чн], [чн’]: точно, отличник, в других словах - [шн], [шн’]: конечно, скучно, девичник, прачечная, очечник, подсвечник, скворечник. В ряде случаев возможны варианты: було[чн]ая –було[шн]ая.
6. На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные звуки: гру[пп]а- гру[п]ировка, коло[н]а – коло[н]ада.
7. В некоторых словах перед гласным произносится []. Обязателен он только в слове бухгалтер – бу[]алтер, междометиях ага, ого. Допустимо произношение этого звука в междометиях господи, ей-богу.
8. Нужно говорить [што], [штобы], а не чё, чёбы.
Орфоэпические нормы заимствованных слов
1. В некоторых заимствованных словах допустимо произношение безударного [о]: адажио, болеро, кредо.
2. В словах, сохраняющих книжный характер, в начале слова и после твердого согласного произносится безударное [э]: экскаватор, экстракт, кордебалет, тендер.
3. Перед гласным [э] в заимствованных словах возможно произнесение твердых согласных: мо[д]ель, о[т]ель, биз[н]ес, в заимствованных словах, давно освоенных языком, перед [э] произносятся мягкие согласные: му[з’]ей, [д’]екан, [т’]ермин.
Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм
1. В прилагательных м.р. ед.ч. и в глаголах с суффиксом -ива произносится мягкий согласный: ти[х’]ий, а не ти[хъ]й, вытал[к’и]вать, а не вытал[къ]вать.
2. В возвратных формах глагола предпочтительно произношение мягкого [с’]: учу[с’], борол[с’]я.
Нельзя произносить сделалася, началася и т.п.
Тема: Графика
Графика – 1) совокупность всех средств данной письменности; 2) прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи.
Принципы русской графики
Знание принципов русской графики необходимо, чтобы научить детей читать!
Итак, язык реализуется в устной и письменной речи. Единицы языка - ФОНЕМЫ. В устной речи фонемы реализуются в звуках, а в письменной речи фонема обозначается при помощи буквы.
БУКВА обозначает ФОНЕМУ, которая реализуется в ЗВУКЕ
Основными принципами русской графики являются фонемный и слоговой (позиционный, буквосочетательный).
Суть фонемного принципа русской графики состоит в том, что буквы на письме передают не звуки, а фонемы. Соотнесенность буквы с фонемой называют значением буквы (буква А обозначает фонему <а>). Значения букв в графике устанавливают по сигнификативно сильным позициям фонем. Фонем в языке больше, чем букв в алфавите, поэтому большинство букв являются многозначными. Например, йотированные гласные буквы Е, Ё, И, Я, Ю могут обозначать сочетания фонем ,,,, либо фонемы <э>,<о>,<у>,<а>,<и>; одна и та же согласная буква обозначает парные по твердости-мягкости фонемы (Буква Б обозначает <б> и <б’>); буква Ь может обозначать мягкость предшествующего согласного или выполнять разделительную функцию.
Суть слогового принципа русской графики (СПРГ) состоит в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее графической позиции, т.е. соседних букв.
Позиционный принцип русской графики касается двух ее особенностей: обозначения твердости и мягкости согласных фонем и способов обозначения на письме фонемы .
Мягкость согласных фонем обозначается с помощью последующих йотированных гласных букв (лес, лед, люк, мяч, мир) или ь (конь). Твердость согласных фонем обозначается с помощью нейотированных гласных букв или (в конце слова) пробела (сыр, лак, лук, ком, сэр).
А как можно обозначить ?
1) Во-первых, буквой Й (и краткое): мой, тайна, майор.
2) Во-вторых, при помощи гласных.
Йотированные гласные буквы в позициях (1) АБСОЛЮТНОГО НАЧАЛА СЛОВА (искл. - И), (2) ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ БУКВЫ, (3) ПОСЛЕ Ъ И Ь обозначают ДВЕ ФОНЕМЫ, одна из которых .
Есть ряд отступлений от позиционного принципа.
1) Мы не знаем, как читать (твёрдо или мягко) согласную букву, которая стоит ПЕРЕД ДРУГОЙ СОГЛАСНОЙ буквой: СТ, КР и т.д.
2) У нас есть твёрдые непарные фонемы (ж, ш, ц) и мягкие непарные (щ, ч). Неважно, какая гласная буква (йотированная или нет) будет после них, читать мы будем либо всегда твёрдо (ср. ЦЫплёнок и Цирк), либо всегда мягко (ср. Чёрт и горяЧО); поэтому дети ошибаются и пишут: жыраф, шыроко, чорт, цырк. Получается, что твёрдость и мягкость этих фонем специально обозначать не надо! Буквы Ш, Ж, Щ, Ц, Ч сообщают всю информацию о своей фонеме сами.
3) Если мы видим букву Е после согласной буквы, то хотим согласную читать мягко, но в заимствованных словах иногда надо читать твёрдо. Это нарушение принципа русской графики, ведь перед йотированными у нас мягкие согласные фонемы.
То есть в словах свитер, термос сочетание ТЕ не соответствуют СПРГ.
4) Буква ь после букв ж, ш, ч, щ не указывает на мягкость этих фонем (ночь, мощь, рожь, мышь).
5) Написания ьо, йо, йе вместо е, ё (йогурт, Йемен, бульон).
Тема: Орфография. Орфографический анализ
Орфография – 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме; 3) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающую единообразие написаний.
Разделы орфографии
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы.
Разделы:
1) Передача буквами фонемного состава слова (принципы: фонемный, фонетический, исторический=традиционный).
2) Слитные, раздельные и дефисные написания.
3) Употребление прописных и строчных букв.
4) Способы переноса слов.
5) Графические сокращения слов.
Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда графически возможных и отвечает определенному орфографическому принципу. На основе орфографических принципов вырабатываются орфографические правила. Орфограммы могут быть разных типов:
Типы орфограмм:
1) буква (гласная – коснуться, согласная – гигантский);
2) ь неразделительный (тушь, несёшь);
3) ь, ъ разделительные (вьюга, изъян);
4) большая буква (город Севастополь);
5) дефис (по-моему);
6) слитные и раздельные написания (пробел) (не жил, недосолил, так же, также);
7) чёрточка (перенос слова со строки на строку).
Правила оформления орфограмм:
1) все орфограммы выделяются карандашом;
2) выделяется морфема, в которой находится орфограмма, если орфограмма связана с правописанием именно морфемы (правописание корней с чередующимися гласными; правописание о/ё в суффиксах существительных после шипящих);
3) орфограмма подчёркивается одной чертой, условия выбора двумя чертами.
Принципы орфографии
Принципы орфографии – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой.
Раздел «Передача буквами фонемного состава слова» и его принципы
Этот раздел является центральным разделом орфографии. Он основывается на определенных принципах.
Представители Московской фонологической школы в качестве основных орфографических принципов называют фонемный, фонетический и традиционный.
Фонемный принцип
Фонетический принцип
Исторические (традиционные) написания
Это основной принцип орфографии. Фонемный состав морфемы передаётся на письме всегда одинаково.
Буква всегда обозначает одну и ту же фонему (в данной конкретной морфеме), независимо от того, в каком варианте реализовалась фонема.
полевой – поле [пЪл'иэвой] – [пол'ь]
морфема – корень (-пол-); буква «О» всегда обозначает <О>, хотя эта фонема в одном слове реализуется в [Ъ], а в другом – в [О].
Это все проверяемые орфограммы:
Отъезд, продать, лесной, сделать, воздвигнуть
Буква отражает звук, а не фонему. Буквы разные, хотя фонема всегда одна и та же.
раскрыть, роспись, разыграть, розыгрыш
<роз>
1. Буквы О, А, З, С в приставках раз, рас, роз, рос.
2. Буквы З, С в приставках на з/с – воз/ вос; из/ис и д.т.
3. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ. и прилаг., в суффиксах наречий, сущ., прилаг.: парчОй – тучЕй; горячО – волнующЕ.
и др.
Воспроизводят сложившийся в прошлом графический облик слова, морфемы.
Это непроверяемые орфограммы.
1. Непроверяемые гласные и согласные (гиперфонемы): каравай, оркестр.
2. О, Ё в корне после шипящих
чёрный, чокаться.
3. Безударные гласные в корнях: гор/гар; кос/кас; лаг/лож; клан/клон; мак/мок; стил/стел; мир/мер и т.д.
4. О, А в суффиксах наречий: досухА, вправО.
5. НН, Н в суффиксах прилагательных и причастий.
6. ОГО, ЕГО в окончаниях прилагательных, мест.; в слове сегодня.
7. Ь у глаголов 2 лица ед.ч. (делаешь) и глаголов повелит. накл. (режь, режьте).
молоко, молочный, молочница, молоковоз и др.; усидчивый, обидчивый, переменчивый и др.; красные, большие, красивые
Дифференцирующие исторические написания
обессилить – обессилеть; прибывать – пребывать; мышь (наличие ь) – меч (отсутствие ь)
сума – сумма; орёл – г. Орёл
Орфографический анализ
1. Запишите слово в графической записи, фонетической и фонемной транскрипции.
2. Запишите слово с пропуском орфограмм, пронумеруйте орфограммы.
3. На месте орфограмм покажите возможность выбора буквы.
4. Для каждой орфограммы укажите принцип орфографии и сформулируйте правило.
1. Бессердечного - [б’ь’иэрд’э́ч’нъвъ] - <б’эзс’эрд’эч’ново>.
2. б . . с . р д е ч н . . .
1 2 3 4 5 6
3. е/ и з/с е/ и о/ а г/в о/а
4. 1-я орфограмма - написание проверяемое, проверочное слово с той же приставкой – бе́́здарь. Буква е обозначает фонему <э> после мягкого согласного – написание соответствует фонемному принципу орфографии.
2-я орфограмма – написание непроверяемое, подчиняется особому правилу. Выбор букв з/с на конце приставки зависит от глухости/звонкости первой фонемы корня. Буква с обозначает не фонему, а звук, фонетический принцип написания.
3-я орфограмма – написание проверяемое, проверочное слово се́рдце. Буква е обозначает фонему <э>, принцип написания фонемный.
4-я орфограмма – написание проверяемое, проверочное слово с тем же окончанием – просто́го. Буква о обозначает фонему <о>, фонемный принцип орфографии.
5-я орфограмма – написание непроверяемое, требует запоминания, традиционный принцип орфографии.
6-я орфограмма – написание проверяемое, проверочное слово с тем же окончанием – моего́. Буква о обозначает фонему <о>, фонемный принцип орфографии.
ГФФА
Анализ буквы. Анализ фонемы. Анализ звука.
1. Буква.
а) для согласных
(№) буква в слове называется ____________. Согласная буква. Находится в графической позиции
перед йотированной гласной буквой
перед нейотированной гласной буквой
перед сочетанием ьά, ъά, ьt, ь+пробел
перед согласной буквой
на конце слова (перед пробелом)
обозначает
мягкую согласную фонему
твердую согласную фонему
гиперфонему по тверд./мягк.
гиперфонему по звонк./глух.
гиперфонему по тверд./мягк. и звонк./глухости
Что соответствует/не соответствует слоговому принципу русской графики.
б) для гласных
(№) буква в слове называется ____________. Гласная буква. Йотированная/нейотированная. Находится в графической позиции
после согласной буквы
после гласной буквы
после Ь, Ъ
в абсолютном начале слова
обозначает
две фонемы – j + гласную фонему___
одну гласную фонему____ и указывает на твёрдость предшествующей согласной фонемы
одну гласную фонему____ и указывает на мягкость предшествующей согласной фонемы
гласную гиперфонему
одну гласную фонему ____
(если находится после ж, ш, щ, ч, ц, й)
Что соответствует/не соответствует слоговому принципу русской графики.
в) для Ь, Ъ (не обозначают фонему)
(№) буква в слове называется мягкий/твёрдый знак. Находится в графической позиции
перед йотированной гласной буквой (е, ё, ю, я, и)
на конце слова
перед нейотированной гласной буквой в словах бульон, шампиньон и т.п.
перед согласной буквой
для Ь, Ъ
для Ь
Функция:
для Ь, Ъ – указывает на бифонемность йотированной гласной буквы (разделительная функция)
для Ь – выполняет функцию грамматического показателя (рожь, ешь), не указывает на мягкость предшествующей согласной фонемы
для Ь – указывает на мягкость предшествующей согласной фонемы (банЬка)
Что соответствует/не соответствует слоговому принципу русской графики.
2. Фонема ___________. Согласная. Твёрдая/мягкая. Парная/непарная по твердости/мягкости. Звонкая/глухая. Парная/непарная по звонкости/глухости. Находится в сигнификативно сильной/слабой позиции по твердости/мягкости, в сигнификативно сильной/слабой позиции по звонкости/глухости. Реализуется в звуке ________.
Фонема ___________. Гласная. Находится в сигнификативно сильной/слабой позиции. Реализуется в звуке ________.
3. Звук _________. Согласный (см. план анализа согласного звука)
Звук _________. Гласный (см. план анализа гласного звука)
Гласные звуки
Согласные звуки
Полного или неполного образования.
Подъем.
Ряд.
Лабиализованный или нелабиализованный.
Способ образования.
Место образования.
Сонорный – шумный, для шумных – звонкий или глухой.
Твёрдый или мягкий
Литература к темам:
1. Богомазов, Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пос. для вузов / Г. М. Богомазов. – М. : ВЛАДОС, 2001.
2. Кузьмина, С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. – М., 1981.
3. Панов, М.В. Занимательная орфография / М.В. Панов. – М., 1984.
4. Русский язык: Уч. для студ.вузов / Под ред.Л.Л. Касаткина. - М. : Академия, 2005. – 768 с.
5. Современный русский язык: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. "Педагогика и методика нач. обучения" / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. – 2-е изд.., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 464 с.
6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч.: Учеб. для студ.вузов. Ч.1.: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М. : Академия, 2001. – 544 с.
Вопросы к экзамену по русскому языку (учить то, что выделено жирным шрифтом)
Фонетика
1. Фонетика. Артикуляционный аппарат. Акустические характеристики звуков речи.
2. Гласные и согласные звуки.
3. Классификация гласных звуков.
4. Классификация согласных звуков.
5. Слог. Теории слога. Сонорные в роли слоговых.
6. Правила и принципы слогораздела. Типы слогов. Правила переноса слов.
7. Ударение. Функции ударения. Виды ударения. Клитики.
8. Интонация. Функции интонации. Типы интонационных конструкций.
9. Чередование. Фонетические и исторические чередования гласных и согласных звуков.
Фонология
10. Фонология. Фонема. Перцептивная и сигнификативная функции фонем. Слабая и сильная позиции фонем. Гиперфонема.
11. Состав и система гласных фонем. Вопрос о фонеме ы .
12. Состав и система согласных фонем. Вопрос о мягких заднеязычных фонемах г' к' х' .
Графика
13. Письмо. Этапы развития письма (пиктография, идеография, иероглифическое письмо, фонография) - краткий конспект.
14. Современный русский алфавит (названия букв, порядок букв).
15. Слоговой принцип русской графики. Значения гласных (йотированных и нейотированных) и согласных букв.
16. Функции мягкого и твердого знаков.
17. Обозначение на письме фонемы < j >.
Орфография.
18. Орфография. Разделы орфографии. Орфограмма.
19. Фонемный, фонетический принципы орфографии, традиционные написания.