Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогические особенности восприятия младшими школьниками синонимов, как слов близких по значению.

  • 👀 336 просмотров
  • 📌 304 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогические особенности восприятия младшими школьниками синонимов, как слов близких по значению.» docx
Психолого-педагогические особенности восприятия младшими школьниками синонимов, как слов близких по значению. Во время обучения младших школьников нужно учитывать их психологические особенности. При ознакомлении детей с синонимами особую роль играют такие психические процессы как память и мышление. Для верного преподнесения школьникам материала следует учитывать особенности этих процессов. С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Понятие память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только хуже или лучше, а именно по-своему, потому что существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам и плохой по отношению к другим. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или прочитали вслух. В процессе школьного обучения детей понятию синонимия нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. Зная, что у всех детей разная память следует использовать различные методы ознакомления с темой, ее понятиями. При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей, прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала. Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, дети всегда запоминают их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или иных связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти называются ассоциациями. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо – значит, связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций: - по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени; - по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходным с ними; - по контрасту: ассоциируется резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое и.т.д. В процессе запоминания и воспроизведения синонимов участвуют различные ассоциации. В основном преобладают ассоциации по смежности и по сходству. Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания. Представления отличаются от понятий, представление имеет наглядный характер. Представление – это образ предмета. Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями. Представления очень неустойчивы и непостоянны, они тесно связаны с образной памятью. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Большая часть работы с синонимами строится на представлениях детей. Не менее важны и особенности Мышления младших школьников, которое неразрывно связано с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости - все это имеет значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания. Некоторые младшие школьники сразу устанавливают в учебном материале существенные связи между отдельными элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рассуждать, обобщать по существенному признаку. Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделить общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, может ли выделять существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может существовать как таковой. Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто, общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего не видел. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь - есть форма мышления. Основополагающей для обучения русскому языку является концепция соотношения обучения и развития, закрепившееся в понятие «развивающее обучение». Выдвинутая Л.С. Выготским1 и разработанная психологами его школы идея о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должно опережать его, вести за собой, является принципиально важной для решения как крупных, так и более частных методических вопросов. Важнейшим понятием, которое легло в основу фундаментальной психологической концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым, является понятие деятельности. С позиции этой концепции, на ее основе психологами созданы теории, играющие принципиально важную роль в развитии любой методики. Одной из них является теория учебной деятельности. Многолетними исследованиями психологов под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показано, что к формированию у ребенка учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала школьного обучения. На уроке русского языка большое значение при усвоении материала имеют используемые методы обучения. Методы обучения по источнику получения знаний бывают: - словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); - наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); - практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок предать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего или будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Если раньше главной функцией наглядности считалась иллюстративная, т.е. создание у учащихся конкретных чувственных представлений, образов рассматриваемых предметов или явлений, то сегодня за наглядностью закрепляется и другая функция: служить средством фиксации выявляемых признаков языковых явлений, их связей и отношений, служить «внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком». Таким образом, речь идет о появлении у наглядности новых функций, т.е. о расширении содержания принципа наглядности. При использовании наглядного методы обучения необходимо соблюдать ряд условий: - применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; - наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; - наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли видеть демонстрируемый предмет; - необходимо четко выделять главное, существенное при просмотре иллюстраций; - детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; - демонстрируемая наглядность должен быть точно согласован с содержанием материала; - привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнение - ведущий вид практической деятельности при изучении темы «Синонимы», благодаря ним происходит усвоение, понимание и осознание материала. Некоторые из традиционных принципов дидактики, оставаясь столь же важными для организации обучения младших школьников русскому языку сегодня претерпевают некоторые изменения. Важной для методики школьного обучения явилась так же разработка в дидактике проблемы способов организации познавательной деятельности учащихся. Только в ходе такой деятельности у школьников, в том числе и маленьких, можно сформировать основы самостоятельности мышления, задатки творчества и в целом содействовать развитию личности каждого ученика. Методические аспекты знакомства с синонимами на уроках русского языка Синонимической работе в школе традиционно уделяется очень большое внимание. Но анализ методической литературы и опыта работы учителей показывает, что чаше всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных, оказывается, по сравнению с ними значительно ослабленной. Таким образом, большой пласт лексики остается у учащихся не актуализированным. В словарике синонимов для начальной школы М.Р.Львова2 из 206 синонимических рядов 77 – синонимы – существительные, и их необходимо «проработать» с детьми. Наиболее органично синонимические экскурсы вписываются в общую систему работы по толкованию значений новых для учащихся слов. При этом существительные с конкретным значением (комбайн, спиннинг, шоссе) обычно толкуются с использованием экстралингвистических факторов: показа предмета, его изображения, муляжа и т.д. Слова же с более отвлечённым значением удобнее толковать через синонимическую замену: тайфун – буря (в океане), отара – стадо (овец). Организовывать синонимическую работу следует над такими группами существительных: - слова с отвлеченным значением: благоухание – (приятный) запах; зной – жара; западня – ловушка; - заимствованные слова книжного типа, имеющие соответствия в русском языке: багаж – поклажа, груз; кавалерия – конница; космос – Вселенная; турист – путешественник; - архаизмы: рать – войско, армия; воин – боец; палаты, хоромы – дворец; - термины из всех областей знаний, особенно заимствованные: томат – помидор; гиппопотам – бегемот; нивяник – ромашка; орфография – правописание. При этом дети должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в значении, либо в стилистике их употребления. Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: «По небу летело стадо стрижей», «В небе виден полный месяц», «Вчера у нас в деревне был сильный шторм». Предупреждение подобных ошибок достигается упражнениями в выборе синонима: «Армия одержала победу над (враг, противник, неприятель, недруг). Овчарки помогают при охране (граница, рубеж, предел)». Большую помощь учителю в работе по разграничению идеографических (семантических) синонимов может оказать «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н.Клюевой3, в котором разъясняются различия в значениях синонимов. Другим важным аспектом в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях. Работу с этой весьма распространенной ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом типа ребята – детвора – малыши. Сюда же нужно включить и замену слова с описательным оборотом (белка – юркий зверек, ежик – колючий шар, волк – серый разбойник) и замену слова анафористическим местоимением (белка – она, та, которая). Есть и более частные аспекты синонимической работы. Это и разграничение паронимов (невежда – невежа, индийцы – индейцы) и устранение из речи детей разговорно-просторечной лексики типа «Подошла наша училка», «Вот какой здоровый домяра» и т.д. Главное, чтобы синонимическая работа была не эпизодичной, а представляла стройную систему. Она должна вестись на каждом уроке, а не только на уроках русского языка, то есть явиться определенным «сквозным» методом, системообразующим фактором интеграции предметов в начальных классах. Возможны также специальные интегрированные уроки: русский язык – чтение, русский язык – природоведение, чтение – природоведение и т.д. Наиболее удачным с точки зрения возможной интеграции с другими предметами является, учебник русского языка для 4 класса Т.Г.Рамзаевой4. В нем много текстов, позволяющих не только привлечь материал и по природоведению, и по чтению, и по искусству, но и провести эффективную работу по синонимике имен существительных. Фрагмент интегрированного урока повторения материала за 3 класс по теме: «Текст» (1 четверть 4 класса)5 На сегодняшнем уроке мы будем повторять тему «текст». Вспомним, что такое тест, какие он имеет особенности, и каковы виды текста. Прочитаем информацию наc. 9. Тексты бывают разные, большие и маленькие, стихотворные и прозаические. Главное при этом ... (дети добавляют: чтобы предложения были связаны по смыслу).Почитаем упражнение 134. (Один из детей читает вслух). - В этом упражнении всего два предложения. Можно ил назвать их текстом? • Да, это текст, потому что предложения связаны по смыслу. А какое слово помогает связать эти предложения? – Правильно, это слово ее. Это новая часть речи – местоимение. В этом году мы будем ее изучать. • Около нашей школы есть деревья. Как вы думаете, кто посадил их? Маленькие деревца выращивают осенью в специальном питомнике, потом весной или осенью их выкапывают и сажают в городе вдоль улиц, во дворах, на территориях детских садов, школ, заводов. А зачем люди сажают деревья? • Деревья и цветы - это не только красиво, но и полезно. В чем польза от растений человеку? Об этом вы говорили в прошлом году на уроках природоведения. • Правильно, растения на свету поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, и выделяют кислород, а он необходим для дыхания людям и животным. • А теперь вспомним, какие бывают виды текста, прочитаем об этом на с. 9-10. • Итак, какие тесты являются повествовательными? А описательными? • Сейчас мы будем работать с тремя текстами о птицах. Первый текст в упр. 14 называется «Сова». Прочитаем его. • Перед нами текст или отдельные предложения? Почему это текст? • А какой это текст? Повествование, описание или рассуждение? На какой вопрос он отвечает? • Правильно это описание. А какие особенности совы подчеркивает автор? • Кто-нибудь из вас видел живую сову? • А теперь поработаем над орфографией текста «Сова». Выпишите слова с пропущенными орфограммами и проверьте их. (Комментированное письмо) • Переходим к другому тексту (упр. 15). Сначала прочитаем его название. • Понятно ли из заголовка, о какой птице пойдет речь? Теперь прочитайте текст. • Текст про сову был описательным, а этот какой? • Правильно, это повествование. • А теперь сравним оба текста. Какой текст не очень удачно написан? (Если дети затрудняются ответить, учителю следует прочитать текст упр. 14, выделяя голосом, слово сова) Как видите, повторяется одно и тоже слово. А теперь посмотрим, какими словами заменяется слово коршун в тексте упр. 15. (Птица, он, хищник) Какими же словами можно заменить слово сова6 (Она, хищник, ночная разбойница). Фрагмент урока-повторения темы «Члены предложения» в начале 4 класса. • Прочитаем упр. 10. • Почему так озаглавлен текст? Докажите. • Какие полезные дела выполнили школьники в лесу? • В задании к упр. 10 сказано, что это сочинение ученицы. Если автор учебника не дает образцовый текст из произведения писателей, значит, в этом сочинении есть недостатки, которые вы должны исправить. Кто-нибудь из вас заметил этот недостаток? • Если дети затрудняются отметить повтор слов лес, десной, учитель сам читает текст упр. 10, выделяя голосом эти слова. • Повторение слов делает текст однообразным, невыразительным. Какими словами модно заменить слово лес? (Слово лес записывается на доске и в тетрадях) Для того чтобы детям было легче сориентироваться в подборе синонимов, учитель читает отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Бор»7. Всех, кто утром выйдет на простор, Сто ворон зовут в сосновый бор. Меж высоких и прямых стволов Сто ворот зовут под хвойный кров. Полумрак и зной стоят в бору. Смолы проступают сквозь кору. А зайдешь в лесную даль и глушь, Муравьиным спиртом пахнет сушь. В чаще муравейника не спят – Шевелятся, зыблются, кипят. • Итак, каким словом можно заменить слово лес? Бор (слово записывается на доске). Но не всякий лес можно назвать бором. Послушайте, какое толкование слова бор дает словарь: «Бор – это сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте». В бору обычно огромные сосны, стоящие довольно далеко друг от друга. Как же выглядит бор? Если сосновый лес частый, молодой его называют сосняк. • А если лес березовый, то, как его можно назвать? (Слово березняк записывается на доске и в тетрадях с проверкой орфограмм) • Но есть и еще название для березового леса. Послушайте еще одно стихотворение С.Я.Маршака8 («Березовая роща») Незнакомый полустанок. Поезд из виду исчез. И полозья легких санок Мчат приезжих через лес. Покидая хвойный полог, Резвый конь гостей унес Из-под свода хмурых елок В рощу голую берез. Не всякий лес можно назвать рощей. Роща – это небольшой березовый лес в поле. Березы в ней большие, стоят довольно далеко друг от друга, в роще светло и чисто, много цветов и грибов (на доске записывается слово роща). • А как можно назвать осиновый лес (осинник) • А как можно назвать дубовый лес? Можно сказать и дубняк, но лучше подобрать другое слово. Послушайте, какое слово употребляет А. С. Пушкин9: Чуть слышится ручей, Бегущий в сень дубравы. (на доске записываются слова дубняк, дубрава) • Есть и еще один тип леса. Его можно найти на севере Нижегородской области. Как же он называется? Прочитаем текст упражнения 61. • Какой же лес называется тайгой? («Тайга – это дикие непроходимые хвойные леса на север Европы, в Сибири и Канаде») на доску записывается слово тайга. В результате на доске и в тетрадях получается такая запись: Лес, бор, сосняк, березняк, роща, осинник, дубняк, дубрава, тайга. • А теперь посмотрим, в каком из предложений нужно заменить слово лес синонимичным, чтобы оно не повторялось (Мы прочистили участок леса.) • Теперь запишем первое предложение текста и разберем его по членам. • Дома вы перепишите это упражнение, заменив в найденном нами предложении слово лес на слово роща (дубрава). Слово мы на слово ребята. Ученики, школьники, они, следя за тем, чтобы эти слова не повторялись. Фрагмент урока по теме «Повторение правописания ъ и ь» • Прочитаем текст упр.61. • Зачем медведь отъедается? • Мы уже встречались со словом тайга. Что это такое? • А какие виды леса вы еще помните? • Посмотрим, как составлен текст. Перечитайте его про себя и ответьте, сколько раз употребляется слово медведь? (два). Какими словами оно заменено в тексте (никакими). Вот мы узнали и еще один способ не повторять одно и то же слово. Если описываются действия одного того же человека, животного, то можно просто пропустить подлежащее. Значит, слова можно заменить синонимом, местоимением, а можно просто опустить. • Кстати, а как по-другому можно назвать медведя? Как его называют в сказках (Топтыгин, мишка, хозяин тайги). Запишите эти слова. • Синонимическая работа должна вестись не только на уроках русского языка, но и на уроках природоведения. Учебник А.А. Плешакова для 3-4 класса10 позволяет провести такую работу над следующими существительными: космонавт – астронавт, география – землеописание, глобус – модель Земного шара, крокодил – аллигатор, судно – корабль, ягель – олений лишайник, лемминг – пеструшка, песец – полярная лиса, стерх – белый журавль, орешник – лещина, корсак – степная лиса, дельфин – афалина, мицелий – грибница, дождевик – «чертов палец», «дедушкин табак», дергач – коростель, моллюски – ракушки, кувшинка – лилия, ондатра – водяная крыса (раздел сбережем природу родного края). Эта работа должна вестись попутно с разбором статей учебника с максимальным привлечением учащихся, так как пассивный словарь современных детей, как показывают исследования довольно широк. Кроме того, синонимические экскурсы будут способствовать развитию вариативности мышления детей, чему немало уделяется времени и на уроках математики. Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами. В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-семантических группах), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов: - обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений, различий между словами синонимами; - подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значения, различное употребление; - специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и прочее)активизация синонимов, т.е. использование в связной речи; - исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена одного другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Элементарная работа с синонимами начинается в первом классе. Например, в «Азбуке»11 дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово солнечный усиливает значений слова светлый, Наглядна градация синонимов в стихотворении И.Сурикова «Белый снег...»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко,непробудно». Во втором классе учащиеся подбирают группы синонимов из 2-3 слов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный и красивый, прекрасный (Ю.Яковлев «О нашей Родине»). Во вторых – четвертых классах целесообразно вводить группы из трех и более синонимов: смелый, храбрый, отважный (воин); оберегать, беречь, охранять; ложь, неправда, вранье; сильный, мощный, могучий, непобедимый. На примере рассказов с диалогами проводится работа над глаголами. Так по рассказу Л. Воронковой12 «Командир звездочки» (3 класс): сказал, спросил, ответил, прошептал, прокричал в ответ, жалобно ответил, со слезами сказала. Аналогичная работа проводится по глаголам движения: мальчики бежали, мчались, неслись, выскочили, бросились. (Отрывок из повести А.Гайдара13 «Тимур и его команда»). Строго говоря, далеко не все эти слова – синонимы. Но в начальных классах такое расширенное понимание синонимии бывает необходимо. В сущности, здесь дети анализируют слова, входящие в одну тематическую группу, в данном случае слова, обозначающие речь, говорение. Разнообразие таких слов обеспечивает точное выражение мысли: шепнула, воскликнула и т.п., позволяют избежать назойливого повторения одного и того же слова сказала. Примеры простых упражнений с синонимами: 1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и 1-2 «конфликтных» слов. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Здесь «конфликтное» слово спит. Кроме того, в список включен фразеологизм глаз не сводит. 2. Расположение синонимов по возрастанию или убыванию степени какого-либо признака (градация слов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, | большой; маленький, крошечный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический, крохотный, маленький; большой, огромный, гигантский. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические букашки. Нашему движению вперед мешали большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы. 3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например слова: смешной – при изучении прилагательных; работать – при изучении глаголов; метель – при изучении существительных.Дети подбирают синонимы: смелый – забавный, потешный; работать – трудиться; метель – вьюга, пурга, буран. Могут быть составлены предложения. 4. Замена слова в предложение. В предложение поочередно включены разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов. Например: - я читал интересную книгу. (Увлекательную, захватывающую) - Пограничники стреляют метко. (Бьют без промаха) - Лиса обманула бурого медведя (косолапого) - Мальчик споткнулся и упал. (Шлепнулся, растянулся) 5. Выбор наиболее точного слова из 2-3 слов. Например: Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. В данном случае дети выбирают слово наблюдали и обосновывают свое решение. Наиболее ценные упражнения лексического характера связаны с понятием «синонимии». Работа над синонимами важна, потому, что умение подбирать подходящий синоним позволяет: - разнообразить речь (плохо, когда в детском сочинении повторяется одно и тоже слово); - употреблять в речи наиболее точные слова и выражения. Например: котенок (развязывает, разматывает) клубок ниток; собака (выставила, высунула) язык. Упражнения в подборе синонимов особенно полезны для выработки точности речи. Для этих целей можно иногда брать и отдельные слова: Синонимы: шалун – озорник, баловник; работа – труд, дело; большой – громадный, огромный; храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; бежать – нестись; терзать – волновать; скоро – быстро. Упражнения в определении синонимов, однако, лучше всего проводить в связи с составляемым словосочетанием, предложением и связным текстом, потому что только в связи с другими словами слово, имеющее несколько значений, обнаруживает свое конкретное значение. В самом деле, к слову чистый могут быть подобраны разные слова в зависимости от того с каким словом оно связано. К слову горячий можно подобрать синоним теплый, если говорить о печке, о воде, о хлебе, но к тому же слово горячий в сочетании горячийчеловек синонимами будут слова решительный, а может быть раздражительный. Вначале, для того, чтобы объяснить, что такое синонимы, можно взять отдельные слова и подобрать к нему синоним. В дальнейшем же, в процессе упражнения, в работе над синонимами важно научить детей выбирать для своей речи такие слова из синонимичных, т.е. близких по значению, которые подойдут к конкретному контексту. Это уже, в сущности, словарно-стилистическая работа. Упражнения с синонимами. 1. Игра «Кто больше напишет слов?»14 Играющие делятся на 2-3 команды в зависимости от количества участников. Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы, какой команды больше синонимов, тот и выиграл. Пример: верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный. Милосердие – сострадание, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добросердечность, добродушие, мягкосердечность. Упражнение 2. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова. 1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь – не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом. Чему посвящены эти пословицы? Кого называют щедрым человеком, а кого скупым. Чем отличаются слова жадный и скупой? Ложь и клевета? Учебные задания должны быть комплексными, чтобы заставить одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Упражнение 3. 1. Очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар) 2. Она казалась недоброй (Ф.Гладков) 3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров) 4. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов) 5. Жестокосердечный старик свирепо посмотрел на нас. Главная цель всякого лексического упражнения – использование слов собственной речи. Дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках. Упражнение 4. Составление предложений с заданными словами. Улыбнулся, усмехнулся, ухмыльнулся – синонимы, обладающие не только смысловыми, но и эмоциональными оттенками. Чтобы предать эти оттенки, предложение должно быть достаточно полным, распространенным, а иногда даже требуется текст, состоящий из нескольких предложений. Дети не всегда это понимают и приводят такие, например предложения: «Мальчик улыбнулся», «Мальчик усмехнулся», «Мальчик ухмыльнулся». В этих примерах ни смысловые, ни эмоциональные оттенки не передаются. Поэтому удобнее всего связывать составление предложений с прочитанными рассказами, например: «Офицер (фашист) самодовольно ухмыльнулся. Оказывается за деньги можно купить все что угодно». «Матвей усмехнулся ему (офицеру) в лицо и сказал: «Хотел купить старого Матвея?» «Мальчик приветливо улыбнулся». Целесообразно изучать синонимы на стихотворениях из круга детского чтения. Упражнение 5 Про гиппопотама15 Уговорилась я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-топама... Нет, ги-тото-попо-потама... Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоем Взглянуть на ги... на бегемота. Как заяц к лисе сватался В сапогах со шпорами прыгает косой, Крутит серой лапкой ус перед лисой. – Разве я не парочка для кумы-лисы? – Разве не закручены у меня усы? Хвост, расправив по ветру, думает лиса: – Разве я не первая девица-краса? Голова причесана у меня, лисы. Рыжий хвост пушистее девичьей косы! Зайца приголубила хитрая лиса, Жениха ушастого унесла в леса. Мы чаще так его зовем. Что там дальше сделалось, нам и невдомек Зацепился заинька шпорой о пенек. Свадьбы так и не было у него с лисой. «Радуга-дуга» Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем - Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, И построили в два счета Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву. Блещет радуга-дуга Сквозь нее видны луга. При анализе художественных особенностей этих стихотворений учитель может поработать над метафорами, обратить внимание на контекстуальные синонимы: радуг – дуга – ворота – арка. Работа над синонимикой существительных не только поможет расширить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности. Использование упражнений с синонимами в практике преподавания русского языка в современной школе. §1. Сопоставительный анализ современных учебников по русскому языку. В младших классах на уроках русского языка необходимо уделять внимание развитию культуры речи детей. В этом огромную роль играют методические пособия и учебная литература. Изучив учебники по русскому языку для вторых и третьих классов, как традиционной программы (Рамзаева Т. Г., Зеленина Л. М.), так и модульной (С. В. Иванов, М. С. Соловейчик, Бунеев), можно прийти к выводу, что данному разделу русского языка уделяется небольшое внимание. Это создает проблему при введении темы «Синонимы» в начальной школе, даже на допонятийном уровне, в практическом варианте. Изучение синонимов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, так как этой теме не отведено должного внимания и практически нет базы, подкрепленной учебниками. Анализируя традиционную программу Т.Г. Рамзаевой, можно отметить, что в учебниках, как второго, так и третьего классов гораздо больше внимания уделено антонимам, нежели синонимам. Упражнения, способствующие осознанному восприятию темы и развивающие речь, не очень много. В основном они располагаются в темах, связанных с именем прилагательным. В учебнике второго класса предлагаются упражнения следующего вида. Упражнение 36716 Прочитай. Самая маленькая птичка – колибри. Она размером с бабочку. Самое большое животное па Земле – слон. Он достигает в высоту трех метров, Крошечная птичка и огромный слон живут в теплых странах. Далее предлагаются вопросы на уяснение фактического содержания текста. Затем дано такое задание. Сравни слова: маленькая, крошечная, большой, огромный. Какие слова близки по смыслу, а какие противоположны? Это упражнение располагается в конце учебника в разделе «Повторение», оно является закрепляющим к темам: «синонимы» и «антонимы». В нем предложен дидактический материал в виде небольшого теста. Выполняя задание, дети должны различать слова близкие по значению и противоположные. В упражнении отрабатываются навыки по развитию речи, а терминология не употребляется. Таких упражнений в учебнике очень мало, но они заостряют внимание детей на синонимах в тексте. В учебнике Рамзаевой Т.Г. для второго класса присутствуют упражнения не только с близкими по смыслу прилагательными, но и с существительными, в том числе и с абсолютными синонимами. Рассмотрим одно из таких заданий. Упражнение №9017 Прочитай. Алфавит и азбука обозначают одно и тоже. Слово алфавит составлено из первых греческих букв: альфа и бета. Азбука - из названий двух первых славянских букв: аз, буки. В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое название. О чем ты узнал из текста? Это упражнение, объясняющее к данному разделу. Оно очень разнообразно по своим функциям. Дети знакомятся с этимологией слов «алфавит» и «азбука», кроме того, они узнают их лексическое значение. Школьники сталкиваются с двумя словами, имеющими одинаковое значение, то есть с абсолютными синонимами. Роль учителя здесь очень важна, так как дети считают синонимами слова близкие по значению и часто не имеют представление об абсолютных синонимах. Данное упражнение несет большую смысловую нагрузку, к нему имеется эстетическая иллюстрация. Таких упражнений в учебнике Рамзаевой несколько, они впервые знакомят детей с синонимами. Подобные упражнения присутствуют с самого начала учебника, к примеру, упражнение №7 с 42 раздел «Сочетания ча, ща, чу, щу»; № 47(с.24) раздел «Слова с буквой Э» и др. Теоретическая сторона темы в учебнике неосвещена, изучение синонимов носит эмпирический характер. В издание для третьего класса Т. Г. Рамзаевой работа с синонимами построена по- другому. Заданий на данную тему стало гораздо больше, кроме того, есть теоретический раздел. К сожалению, теория по данному вопросу присутствует только в разделе «Имя прилагательное», все остальные части речи в аспекте данной темы не предложены. Теоретическое рассмотрение раздела происходит в подтеме «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу» где предлагается определение антонимов, а определение синонимов предлагается вывести детям при помощи частично-поискового метода под контролем учителя. Здесь даны упражнения, основанные на сравнении слов и наблюдении над словами. В этой теме идет активное развитие речи. В основном упражнения такого вида. Упражнение 48218 (с 181) Сравни между собой слова в каждой строчке. Чем они сходны, чем различаются? 1. Большой, огромный, громадный, гигантский. 2. Небольшой, маленький, крошечный. 3. Крутой, отрывистый, отвесный. К именам прилагательным подбери подходяще по смыслу имена существительные. Напиши словосочетания. Это упражнение является объяснительным для темы синонимы. В нем предлагается дидактический материал в виде синонимических рядов, со словами, увеличивающими силу проявления какого-либо признака. Кроме того, в упражнении закрепляется тема «Словосочетания». Такие задания хорошо показывают особенности синонимического ряда, идет развитие речи учащихся. Помимо упражнений в разделе «Прилагательное» присутствуют и задания, связанные с синонимами других частей речи. К примеру, такое упражнение. Упражнение 90 (с 37) Прочитай. Концерт для пингвинов Морское судно плавало в Антарктиде. Оно подошло к острову. На берегу моряков встретили пингвины. Птицы оказались на редкость ручными. Они позволяли себя гладить, охотно брали из рук рыбу. Самые смелые направились на судно. Моряки не знали, как угодить гостям. Они включили музыку. Один пингвин очень внимательно вслушивался, а потом стал покачивать головой в такт мелодии. Эта птица приходила на судно несколько дней. Она охотно слушала музыку. Вот так пингвин! Сравни по смыслу слова: позволяли, разрешали; угодить, сделать приятное. Это упражнение объяснительное в теме «Восклицательные предложения», но здесь ведется работа над культурой речи. Дети должны сравнивать и анализировать слова, но не прилагательные, а глаголы. На этом упражнение выгодно показать роль синонимов-глаголов. Периодически в разных темах у Рамзаевой присутствуют задания на данную тематику. О традиционном изучении синонимов можно сделать следующие выводы: - данный раздел русского языка изучается на эмпирическом уровне, что ведет к неполному осмыслению темы; - неравномерное внимание уделяется изучение синонимов и антонимов; - слова, близкие по смыслу рассматриваются практически только на прилагательных, но и присутствуют упражнения с другими частями речи, что является большим плюсом программы; - положительным моментом является изучение синонимического ряда на практическом уровне. Изучая учебники по русскому языку для второго и третьего классов другого автора Л.М.Зелениной видно, что, хотя нее иной подход к изучению синонимов, он все же имеет общие черты с традиционным. В программе этого автора имеется гораздо более широкий выбор заданий для учащихся по культуре речи. Работа с синонимами начинается в учебнике второго класса второй части. В разделе «Имя прилагательное» выделена отдельная тематика; сначала предлагается вводное упражнение. Упражнеие7419 (с 36) Прочитайте предложение. Укажите, на какой вопрос отвечает выделенное слово. Этот, хоть и сам вершок, спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится. (В.Маяковский) Можно ли заменить прилагательное храбрый другим прилагательным: смелый, отважный, мужественный? Изменится ли смысл предложения после такой замены? Данное задание является вводным к теме «Синонимы». Учащимся предлагается литературный материал в виде стихотворения, также прилагается сюжетная иллюстрация. Упражнение подводит второклассников к определению синонимов, отрабатывают умение различать оттенки значений. При этом вводится правило. В программе Зелениной синонимы рассматриваются и на практическом и на теоретическом уровне, но терминология не вводится. На протяжении всего учебного года на самых различных этапах идет изучение синонимии. Задания, предложенные автором, имеют различные формы, они направлены на работу со всеми частями речи. Кроме того, в этом учебнике автор уделяет внимание различию синонимов и однокоренных слов; это происходит в разделе «Однокоренные слова», так и в разделе «Повторение пройденного». К примеру, такое упражнение. Упражнение 2420 (с 98) Прочитайте слова. Объясните значение выделенного слова.ЧАСЫ, ХОДИКИ, БУДИЛЬНИК К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Над каждым словом надпишите, как оно называется в грамматике. Чем отличаются слова близкие по смыслу от однокоренных слов? Есть ли здесь синонимы? Это упражнение является закрепительным к темам «Однокоренные слова» и «Синонимы». Здесь проводиться важная работа по умению различать слова близкие по смыслу и однокоренные. Такие упражнения помогают научиться не путать эти понятия и выяснить существенные признаки отличия между ними. В учебнике для третьего класса Зеленина Л.М. предлагает более широкий спектр практических заданий для учащихся. В частности присутствуют упражнения с именами существительными. Упражнение 38 (с. 19) Назовите слова, близкие по смыслу к словам ненавидеть, негодовать, нездоровиться. Какой частью речи являются данные слова? Подумайте, употребляются ли эти слова без приставки не-. Составьте с данными словами предложения и запишите их. Это вводное упражнение по теме "Правописание приставки не с глаголами" и закрепляющее по теме «Синонимы». В нем показывается роль синонимов и их разнообразие. В данном учебнике имеется еще большое количество упражнений по данному разделу. Выводы по изучению синонимов в программе Зелениной Л.М; - представлено множество самых разнообразных упражнений по теме; - рассматривается синонимия всех частей речи; - акцентируется внимание на различие однокоренных слов и синонимов, много упражнений к данной тематике; - термин «синоним» не вводится, но в одном из упражнений он используется; целесообразней ввести определение в текст учебника, либо же не использовать его. Также обратимся к другому учебнику по русскому языку авторов С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой. В данном учебнике выделяется отдельная тема «Синонимы». Вначале этого параграфа даётся определение, как слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос (дети – ребята – детвора – малыши). После введения даётся упражнение. Данное задание направленно на введение смысла и функции синонимов. Они служат для отсутствия тавтологии и уточнении оттенков значений слов. Как можно увидеть ниже, после упражнения делается вывод(см. после упражнения № 1) Упражнений 1. Рассмотрим картинки. В тетради сдела ним подписи, используя слова испуг – страх – уж погасить – потушить – выключить – задуть. Как можно назвать слова каждой группы? Что объединяет слова каждой группы и чем они различаются? Составь и запиши предложения со словами любой из групп. Значение слов-синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы различаются оттенками значений. друг – приятель. Хороших приятелей у Вити было много, а вот настоящий друг – всего один. Рассмотрим следующее упражнение, которое даётся в данном ученике (см. ниже упражнение № 3). Мы можем отчётливо наблюдать введение понятия «синонимы» на группе слов метель, вьюга, буран, пурга. Дети четко могут проследить разницу в их оттенках. Происходит активизация словарного запаса с целью использования этих слов в активной речи. Упражнение 3. Слова метель, вьюга, буран, пурга имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Но каждое слово имеетл свой оттенок значения. метель – сильный ветер со снегом вьюга – снежная буря (круговерть) буран – метель в степи пурга – очень сильная метель Как можно назвать слова метель, вьюга, буран, пурга. Составь и запиши предложения с этими словами. Хотелось бы отметить, в учебнике под заголовком «Путешествие в прошлое» даётся перевод слова «синоним», как «одноимённый». Также даётся отличие синонимов от однокоренных слов. Рассмотрим на примере упражнения. Упражнение 2. Прочитай слова. Какие из них являются синонимами? Выпиши синонимы группами. Друг, жара, горячий. Товарищ, дружеский, зной, знойный, товарищеский, пекло, приятель, жаркий, приятельский, жгучий. Параллельно с этим происходит развитие словарного запаса детей. Общие выводы по учебникам Авторы учебников порусскому языку Направленность учебника при изучении темы «Синонимы» Доступность материала Связь с другими темами Степень раскрытия темы. Рамзаева Т. Г. В основном внимание уделено устранению тавтологии. Задания содержат вариант подбора из предложенных слов, что не всегда является позитивным т.к. нет самостоятельной речевой деятельности. Доступность стоит на высокой ступени. Тексты подобраны с учётом психологических особенностей младших школьников и их развивающего потенциала. В основном материал представлен природоведческий. В помощь ученикам всегда даётся словарь для справок. Тесно связаны с именем прилагательным, с темой «Алфавит», словосочетание. В теме «Алфавит» дети знакомятся с этимологией слов «алфавит», «азбука». В теме «Словосочетания» задания показывают особенности синонимического ряда. В практическом плане достаточно ограничено, т.к. идёт подбор слов, описывающих предмет с точки зрения размера.формы, цвета или Введению терминологии. Зеленина Л. М. Хотя изучение темы «Синонимы» проходит на практическом и теоретическом уровне, но терминология не вводится. Более широкий выбор заданий по культуре речи. В целом не уделяется достаточного внимания, требуются дополнительные пособия и методики. Тесная связь с изучаемой частью речи. Основой является в основном литературные тексты. Упражнений на тему «Синонимы» недостаточно. Автор уделяет внимание различию синонимов и однокоренных слов. Это происходит в разделах «Однокоренные слова», «Повторение пройденного». На достаточно высоком уровне. Много упражнений рассматривается в контексте синонимов. Иванов С. В. Учебник рассматривает данную тему, как в практическом, так и в теоретическом плане. Много заданий посвящено возникновению синонимов в языке. Впервые дано определение. Дана также степень используемости синонимии в языке. Материалы доступны интересны для восприятия. Содержит в себе Литературный образец. Некоторые задания носят юмористический характер, что позволяет формировать языковое чутьё и понимание подтекста. Тесно связано с темами «Прилагательное», «Многозначность слов», «Однокоренные слова». В учебнике выделяется Отдельный параграф, даётся определение. Задания на выбор подходящего слова – синонима вводятся и в связанных текстах. Высокая степень раскрытости представляет познавательный материал для изучения родного языка. Содержит занимательный материал из истории языка. Сравнивая две программы по русскому языку Рамзаевой Т.Г. (традиционная) и Зелениной Л.М.21 можно отметить, что в целом теме «Синонимы» уделено небольшое внимание, а, следовательно, требуется дополнительные материалы, пособия. В традиционной программе культуре речи уделено гораздо меньше внимания, чем в учебниках Л.М.Зелениной. Кроме того, у последнего автора более широкий спектр разнообразных заданий, имеющих различную форму. В этих учебниках изучается в основном синонимия прилагательных, но мало уделено внимание другим частям речи (существительные, глаголы). Большим плюсом учебников Зелениной Л.М. является работа над отличием между синонимами и однокоренными словами, в традиционной программе этот образовательный момент отсутствует. Изучение синонимов занимает важное место в школьной программе для младших классов, а, следовательно, кроме основного учебника по русскому языку, следует использовать дополнительные лингвометодические пособия, подобранные учителем, с учетом особенностей основного пособия. От упражнений по данной теме, их продуманности и разнообразия будет зависеть степень сформированности основ культуры речи на уроках русского языка в начальных классах. Литература Белянкова Н. М., Калишкина С. А. «Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе», журнал «Начальная школа», 2002г. № 9 с.57-63 Белянкова Н.М., Калишкина С.А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе, журнал «Начальная школа», 2002г. № 9 с.57-63 Ворожбитова А. А. Начальное лингвориторическое образование [Электронный ресурс]: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учеб.- методич. пособие для студентов ун-тов и пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. – 248 с. Воронкова Л.В. Командир звездочки, Москва, Детская литература 1990г., с. 34 Выготский Л.С. Психология младших школьников, Москва, Academia 1998г., с. 77 Гайдар А.П. Тимур и его команда, Москва, Молодая гвардия 1974г., с. 102 Горецкий, Русская азбука, Москва, Просвещение 1999г. Зеленина Л.М. Учебник по русскому языку для второго класса 2 часть. Москва, Просвещение 1999г., с. 105 Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов, Москва, Просвещение 1995г. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников, Москва, Просвещение 1985г. Маршак С.Я. Стихотворение для детей, Москва, Детская литература, 1993г., с. 95 Плешаков А.А. Учебник, Окружающий мир для 3-4 классов, Москва, Просвещение 2000г., с. 90 Плотникова С. В. Развитие лексикона ребенка. Учебное пособие. Издательство «Флинта», «Наука», 2011г. Пушкин А.С. Стихотворения о природе, Москва, Детская литература 1994г. Рамзаева Т. Г. Учебник русского языка для 2 класса четырехлетней начальной школы, Москва, Дрофа2002г., с. 49, раздел "Алфавит" Рамзаева Т.Г. Учебник русского языка для 2 класса четырехлетней начальной школы, Москва, Дрофа 2002г., с. 192 Рамзаева Т.Г. Учебник русского языка для 4 класса, Москва, Просвещение 1999г. Рамзанова Т.Г. Учебник русского языка для 4 класса, Москва, Просвещение 1999г. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие. Издательство: ФЛИНТА, 2011 г.
«Психолого-педагогические особенности восприятия младшими школьниками синонимов, как слов близких по значению.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot