Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

  • ⌛ 2019 год
  • 👀 971 просмотр
  • 📌 939 загрузок
  • 🏢️ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Выбери формат для чтения
Статья: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ» КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «Утверждаю» Заведующий кафедрой №64 В. М. Башкин (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Раздел 2Основы теории и методики физической культуры. ТЕМА № 2.1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. по дисциплине: Физическая культура по специальности: для всех специальностей Обсуждено и утверждено на заседании кафедры №64 от «___»______2019г Протокол №_________ Составитель: к.п.н., доцент кафедры №64 А.А Евгеньев Санкт-Петербург 2019 Содержание ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 2 ВВЕДЕНИЕ 2 ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» (слайд 1-4) 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (cлайд 6-9) 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ 3 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 9) 3 СПОРТ — ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ (слайд 11) 3 КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 12-13) 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 3 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (слайд 14) 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ППФК) (слайд 16) 4 ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (слайд 17) 4 ФОНОВЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 18) 4 СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 19) 5 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (слайд 23) 5 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА (слайд 24) 5 МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ(слайд 25) 6 КРУГОЗОР ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ(слайд 25) 6 ЗНАНИЯ (слайд 25-26) 6 УБЕЖДЕНИЯ (слайд 29) 6 ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (слайд 29) 6 МОТИВЫ (слайд 29) 7 ИНТЕРЕС (слайд 33) 7 ОТНОШЕНИЯ (слайд 33) 8 ЭМОЦИИ (слайд 33) 8 ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ (слайд 34) 8 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ИХ ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (слайд 35) 9 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО (слайд 36) 9 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (слайд 37) 9 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (слайд 38) 9 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (слайд 39) 10 УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 10 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 11 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 13 ГУМАНИТАРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 13 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (слайд 40) 13 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ (слайд 42) 15 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ 15 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 16 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 16 ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 16 МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ 16 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ 16 КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (слайд 44) 17 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 18 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВВЕДЕНИЕ В требованиях государственного образовательного стан­дарта высшего профессионального образования, предъявляемых к зна­ниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-эконо­мических дисциплин, указано, что в области физической культуры бу­дущий бакалавр должен: понимать роль физической культуры в развитии человека и под­готовке специалиста; • знать основы физической культуры и здорового образа жизни; • владеть системой практических умений и навыков, обеспечиваю­щих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенст­вование психофизических способностей и качеств, самоопределе­ние в физической культуре; • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной дея­тельности для достижения жизненных и профессиональных целей. В соответствии с требованиями государственного образовательно­го стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практи­ческих и специальных знаний, необходимых для понимания природ­ных и социальных процессов функционирования физической культу­ры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и про­фессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здо­рового стиля жизни. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» (слайд 1-4) Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовнойдеятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной средекак носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА(cлайд 6-9)  (греч. φύσις — «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ (слайд 9) Физическая культура — органическая часть общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, сред­ство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полу­ченные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и ок­ружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах само­выражения личности через социально активную полезную деятель­ность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двига­тельную деятельность в форме физических упражнений, позволяю­щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физи­ческие способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспо­собность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди­цинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произ­ведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы фи­зических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение че­ловека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетическиеценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступ­ления и др.). Результатом деятельности в физической культуре является физи­ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме­ний и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив­ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз­витие. Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для об­щества и личности. В социальной жизни в системе образования, вос­питания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образо­вательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значе­ние, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис­пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес­кой культуры. СПОРТ — ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ (слайд 11) Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью. КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 12-13) ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характери­зует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементамиявляются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко­ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци­онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос­новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, ганд­бол. футбол, теннис и др.). ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (слайд 14) Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок­ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов­кость и др ). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упраж­нений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые не­обходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью уп­равления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов фи­зического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоро­вье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гар­моничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про­фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельнос­ти, что составляет общее жизненное благополучие. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ППФК) (слайд 16) Благодаря профессионально-прикладной физической культуре со­здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профес­сией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие ре­абилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств про­фессионально-прикладной физической культуры, порядок их приме­нения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (слайд 17) Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций ор­ганизма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечеб­ная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др, а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др. ФОНОВЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 18) К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упраж­нения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой использу­ются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздорови­тельные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние орга­низма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматри­вать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­тивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (слайд 19) В качестве средств физической культуры используются: физичес­кие упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная ги­гиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой дея­тельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (слайд 23) Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и про­фессиональной культуры. Как интегрированный результат воспита­ния и профессиональной подготовки она проявляется в отношении че­ловека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в един­стве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении. Физическая культура выступает как интегральное качество лич­ности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессио­нальной деятельности, как обобщенный показатель профессиональ­ной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и само­совершенствования. Она характеризует свободное, сознательное само­определение личности, которая на разных этапах жизненного разви­тия из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА (слайд 24) Структура физической культуры студента представлена на схеме 1. (слайд 24) МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ(слайд 25) Отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. КРУГОЗОР ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ(слайд 25) Определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры, закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо­димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?» ЗНАНИЯ (слайд 25-26) Необходимы для самопознания личности в процессе физ­культурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин­тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра­зует самооценку личности. Она имеет две стороны содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само­уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою): прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува­жение. иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза­ний. который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы. УБЕЖДЕНИЯ (слайд 29) Определяют направленность оценок и взглядов личнос­ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят­ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность. ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (слайд 29) Главная побудительная, на­правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут­верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня­тий. в комфорте и др.Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощуще­ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. МОТИВЫ(слайд 29) Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле­ние активности. Можно выделить следующие мотивы: • физического совершенствования, связанный со стремлением ус­корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения; • дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес­те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними; • долженствования, связанный с необходимостью посещать заня­тия по физической культуре, выполнять требования учебной про­граммы; • соперничества, характеризующий стремление выделиться, само­утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего; • подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех. кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея­тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий; • спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов; • процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре­зультате деятельности, а на самом процессе занятий; • игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд­ки, отдыха; • комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др. ИНТЕРЕС(слайд 33) В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор­том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че­ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб­ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по­требность вызывает желание обладать предметом, то интерес — позна­комиться с ним. В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по­знавательный и поведенческий компоненты. • Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть; удовольствие, удов­летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. • Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов­летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не­обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа­телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес­кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. • В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельнос­ти, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за­висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело­века осознанного, активного интереса. Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физ­культурно-спортивной деятельности, которые связаны: • с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио­нальность, новизна, разнообразие, общение и др.); • с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия­ми. испытание себя, улучшение результата и др.); • с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич­ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро­вья, повышение спортивной квалификации и др.). Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно­-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней. ОТНОШЕНИЯ(слайд 33) Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль­ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде­ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе­рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше­ния. • При активно-положительном отношении ярко выражены физ­культурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр­ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий. • Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и некой кретностью целей, аморфностью и не­устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно­спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это без­различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству­ют. • Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати­визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за­нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности. • Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич­ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель­ности. ЭМОЦИИ (слайд 33) Важнейший компонент ценностных ориентаций, наибо­лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб­ности. оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци­ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь­ное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат­ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за­нятиях физкультурно-спортивной деятельностью. ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ (слайд 34) Регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во­левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув­ством. нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея­тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме­лость. как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни­мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности за принимаемое решение. Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет­ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи­ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж­дений. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ИХ ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ(слайд 35) Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО(слайд 36) От­ражает такую степень физических возможностей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают се адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем. насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен­ное качество.Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физ­культурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункцио­нальным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом его личностной структуры. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (слайд 37) В которую включаются студенты - один из эффективных механизмов слияния общественно­го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения. развивающие физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной активности личности. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (слайд 38) Проявляет себя в трех основных на­правлениях. • Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности <на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. • Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. • В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультур­но-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (слайд 39) Профессиональная направленность физической культуры личности — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можносудитьосформированности физичес­кой культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них. можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся: • степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения; • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность); • характер сложности и творческий уровень этой деятельности; • выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность. настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность); • степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности; • проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния. самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре; • уровень физического совершенства и отношение к нему. • владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования; • системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности; • широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности. Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней. УРОВНИ ПРОЯВ­ЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности. Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности. а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным. Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досуг, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно­спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии. В основе потенциального уровня — положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных то­варищей. Познавательная активностьпроявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы. Направленность *на себя*. Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую куль­туру для развития и реализации возможностей личности. Этим сту­дентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности. Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА Высокая социально-экономическая значимость физичес­кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея­тельности законодательные основы. Президентом Российской Феде­рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот доку­мент направлен на то. чтобы обеспечить всестороннее развитие чело­века, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболева­ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно- оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спор­тивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий­ское движение в России, его деятельность координируется Олимпий­ским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприя­тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организо­вать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и об­щественных формах деятельности. Физическое воспитание в образо­вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо­дит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно- оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения при­нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив­ные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ­культурно-оздоровительные и спортивные организации. Администрации учреждений, организаций, предприятий и объеди­нений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, после- трудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас­совую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно- курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана созда­вать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ­ных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая под­готовка военнослужащих и личного состава правоохранительных ор­ганов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основ­ных служебных обязанностей. Командованием создаются необходи­мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направ­лено на повышение их двигательной активности. Это непременное ус­ловие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохране­ния, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Органы управления здравоохранением (государственные, на пред­приятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как сред­ство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спор­том, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здра­воохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнова­ний допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттес­тованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта. Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специ­ализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортив­ными организациями и объединениями. К профессиональной педагогической деятельности в области физи­ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус­тановленного образца о профессиональном образовании по специаль­ности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, вы­данное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной фи­зической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В соответствии с государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования физическая культу­ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об­разовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи­ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув­ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми­руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой­ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници­ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма. ГУМАНИТАРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Являясь по своей сути человековедческоЙ дисциплиной, физическая культура направлена на то. чтобы развить целостную лич­ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности.в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст­ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче­стве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор­ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре­шать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом. физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Физическая культура выступает как социокультурный слой прак­тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре­дованных их культурным отношением к своим физическим возмож­ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо­бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес­са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен­ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко­тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди­видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен­ствования. самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо­лее действенные и долговременные результаты образования по физи­ческой культуре. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ(слайд 40) Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов­летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о жела­емом. В формировании определенных ценностей, способных удовле­творить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности. В сфере физической культуры ценности по качественному крите­рию могут быть представлены как: • материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров­ки. льготы со стороны общества); • физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на­выки, физические качества, физическая подготовленность); • социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа­ции, рекорды, победы, традиции): • психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки); • культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест­ва, общение, авторитет). Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель­ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по­знавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержа­тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув­ственную). другие - познавательную, третьи — поведенческую ак­тивность. Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен­ностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятель­ности (табл. 1.).(слайд 40-41) Таблица 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯЯТЕЛЬНОСТИ, % ранг ценностные ориентации эмоциональная основа рациональная основа что в фк и спорте вам нравится какую пользу для себя видите 1 физическое я 13,8 41,1 самоактулизация 38,4 6,9 морально-волевые качества 7,5 13,1 функциональное содержание 19,2 10,8 чувство долга 2,2 0,9 2 общение 4,7 4,6 социальное признание 0,4 5,1 красота 0,8 1,0 3 знания 2,0 5,9 материальные ценности 0,4 5,1 аспекты сексуального поведения 0,8 1,0 В таблице ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на­грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само­выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента­ция на эту деятельность. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ(слайд 42) Физическая культура в вузе выполняет следующие соци­альные функции: преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов­ку ее к профессиональной деятельности; интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа­ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель­ности; проективно-творческую, определяющую возможности физкуль­турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стиму- лируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; • проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди­цию студентов в сфере физической культуры, активно использо­вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно­сить эту деятельность с профессиональными намерениями; • ценностно-ориентационную,в процессе ее реализации формиру­ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование; • коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур­ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль­турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио­нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток­сикомании; • социализации, в процессе которой происходит включение инди­вида в систему общественных отношений для освоения социо­культурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб­же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва­на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри­ториальных. социокультурных, климатических факторов, а также осо­бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни­ческих условий. ВОСПИТАТЕЛЬ­НЫЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ Чтобы достичь цели физического воспитания -сформировать фи­зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель­ные. образовательные, развивающие и оздоровительные задачи: • понимать роль физической культуры в развитии личности и под­готовке ее к профессиональной деятельности; • знать научно-практические основы физической культуры и здо­рового образа жизни; • формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; • овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо­лучие, развитие и совершенствование психофизических способ­ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль­туре; • обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии; • приобрести опыт творческого использования физкультурно­спортивной деятельности для достижения жизненных и профес­сиональных целей. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред­усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала: • физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; • социально-биологические основы физической культуры; • основы здорового образа и стиля жизни; • оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); • профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Формирует мировоззренческую системунаучно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со­циальные процессы функционирования физической культуры обще­ства и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ­но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организо­вать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ­ной и социокультурной деятельности. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Состоит из двух подраз­делов: методико-практического и учебно-тренировочного. МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ Обеспечивает операциональное овладение методами и спо­собами физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич­ностью учебных, профессиональных и жизненных целей. Примерная тематика занятий может включать: • методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания; • методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; • основы методики самомассажа: • методику корригирующей гимнастики для глаз; • овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения; • методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей темати­ки лекций. Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ Освоение учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание заня­тий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спор­тивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультур­но-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овла­девают средствами профессионально-прикладной физической подго­товки. В процессе занятий создаются условия для активизации позна­вательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандист­ской, инструкторской, судейской деятельности. КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (слайд 44) Обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовлен­ности студентов. • Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. • Текущий по­зволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. • Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформиро­ванное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки. Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо вы­полнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетвори­тельно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 2).(слайд 44) Таблица 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОГО И СПОРТИВНОГО УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ Тест на скорость, силу и выносливость Оценка в очках 5 4 3 2 1 мужчины Бег 100м (сек) 13,2 13,6 14,0 14,3 14,6 Подтягивание на перекладине (раз) 15 12 9 7 5 Бег 3000м (мин) 12,00 12,35 13,10 13,50 14,30 женщины Бег 100м (сек) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 Поднимание туловища из положения «лежа па спине», руки за головой, ноги закреп­лены (раз) 60 50 40 30 20 Бег 2000м (мин) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,10 Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подго­товке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания. Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завер­шающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен: • понимать роль физической культуры в развитии человека и под­готовке специалиста; • знать основы физической культуры и здорового образа жизни; • иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы. Освоить содержание дисциплины «Физическая культура необхо­димо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по вы­бору) и факультативными курсами различной направленности, учи­тывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, по­требности. Для практических занятий студентов распределяют по учебным от­делениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не до­пускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отде­ление зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола. Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических заня­тий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов ос­новной медицинской группы, показавших хорошую общую физичес­кую и спортивную подготовленность и проявивших желание углуб­ленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Сту­денты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалифика­цию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требо­ваний. Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учеб­ного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на ос­нове медицинского заключения может производиться в любое время учебного года. При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематичес­кую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. (слайд 43) Учебные занятия проводятся в форме: • теоретических, практических, контрольных; • элективных методико-практических и учебно-тренировочных за­нятий; • индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; • самостоятельных занятий по заданию и под контролем препода­вателя; Внеучебные занятия организуются в форме: • выполнения физических упражнений и рекреационных меро­приятий в режиме учебного дня; • занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; • самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; • массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меро­приятий. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены. 2. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры. 3. Спорт — явление культурной жизни. 4. Компоненты физической культуры: 1) физическое воспитание; 2) физическое развитие; 3) профессионально-прикладная физическая культура; 4) оздоровительно-реабилитационная физическая культура; 5) фоновые виды физической культуры; 6) средства физической культуры. 5. Физическая культура в структуре профессионального образования 6. Физическая культура личности студента. 7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. 8. Профессиональная направленность физической культуры. 9. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта 10. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. 11. Гуманитарная значимость физической культуры. 12. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. 13. Основы организации физического воспитания в вузе. ТЕСТЫ ПО ЛЕКЦИИ «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» 1) Какими показателями характеризуется физическое развитие? 1. Наследственностью, конституцией, антропометрическими показателями; 2. Росто-весовыми показателями; 3. Телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья; 4. Физической подготовленностью. 2) Физическими упражнениями принято называть ... 1. многократное повторение двигательных действий; 2. движения, способствующие повышению работоспособности; 3. определенным образом организованные двигательные действия; 4. комплекс гимнастических упражнений. 3) Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение ... 1. физической подготовленности человека к жизни; 2. подготовки к профессиональной деятельности. 3. восстановления организма после заболеваний, травм, переутомления. 4. подготовки к спортивной деятельности. 4) Три группы задач, решаемых в процессе физического воспитания- 1. Развивающие, коррекционные, специфические. 2. Воспитательные, оздоровительные, образовательные. 3. Общепедагогические, компенсаторные, гигиенические. 4. Развивающие, оздоровительные, гигиенические. 5) Какие задачи умственного развития обучающихся решаются в процессе физического воспитания? 1. Расширение и углубление специальных знаний в сфере физической культуры. 2. Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта; развитие познавательных и творческих способностей. 3. Содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании, средствами физической культуры и спорта. 4. Формирование осмысленного отношения к занятиям физической культурой. 6) Что входит в содержание интеллектуальных ценностей физической культуры? 1. Знание о методах и средствах развития физического потенциала человека; 2. Комплекс методических руководств, практических рекомендаций, пособий; 3. Способность к рациональной организации времени, собранность; 4. Развитие мышления, логики. 7) Что понимается под мобилизационными ценностями физической культуры? 1. Все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки занимающихся; 2. Личные достижения в двигательной подготовленности человека; 3. Способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость; 4. Развитие потребности в физическом совершенствовании. 8) Что относится к средствам физического воспитания? 1. Подвижные игры, гимнастика, спортивные игры, туризм, плавание, лыжная подготовка; 2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания, отдыха, личная гигиена; 3. Физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы; 4. Солнце, воздух, вода. 9) В каких направлениях проявляется базовая физическая культура? 1. Физическая культура в дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях начального, общего и среднего образования; 2. Физическая культура в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; 3. Физическая культура, представленная как учебный предмет в системе образования и воспитания; физическая культура взрослого населения; 4. Физическая культура, как самостоятельный вид занятий. 10) В чем заключается основная цель массового спорта? 1. Достижение максимально высоких спортивных результатов; 2. Восстановление физической работоспособности; 3. Повышение и сохранение общей физической подготовленности; 4. Увеличение количества занимающихся спортом. Ответы: 1. 3 6. 1 2. 3 7. 3 3. 1 8. 3 4. 2 9. 3 5. 3 10. 3
«Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot