Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Финансовое прогнозирование и планирование

  • 👀 745 просмотров
  • 📌 695 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Финансовое прогнозирование и планирование
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Финансовое прогнозирование и планирование» docx
Лекция 5 Фин прогнозирование 1-й вопрос в тетради…. Целью финансового прогнозирования является разработка экономически обоснованных оценочных параметров развития финансов, обеспечения финансовыми ресурсами и финансирования прогнозов социально-экономического развития страны, ее территорий и хозяй­ствующих субъектов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, | также обоснование показателей финансовых планов. Основными задачами финансового прогнозирования выступают: обеспечение перспективной взаимоувязки денежно-стоимостных и материально-имуще­ственных пропорций; прогнозирование источников, объема и структуры финансовых ресурсов, которыми смогут располагать органы власти и субъекты хозяйствования; обоснование приоритетов, направлений и путей использования финансовых ресурсов органами власти и ме­неджментом организаций; определение результата и оценка финансо­вых последствий принимаемых решений в рамках параметров финан­сового прогноза. 2 вопрос. По набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на: Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д. Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья ( укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические мето­ды, как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы. Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производ­ственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики. Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению. Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов. Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании. Продолж. В тетради 3 вопрос. Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возмож­ность рассмотреть различные варианты развития финансов, нап­ример при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет). На общегосударственном и территориальном уровнях финан­совые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муни­ципального образования): Перспективный финансовый план — документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прог­нозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, прив­лечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз фор­мирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хо­зяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социаль­но-экономического развития, формирование финансовых резервов. Фин планирование 1 вопрос. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования. Значение: финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста. 2 вопрос в тетради полностью 3 вопрос. Методы: Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов. Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один. При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии: максимальная рентабельность вложенного капитала; максимальное значение прибыли; максимальная оборачиваемость капитала; оптимальное соотношение заемных и собственных средств предприятия; минимальное значение приведенных затрат и т.д. Сущность методов экстраполяции. Экстраполяция - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Метод используется при определении финан­совых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе коррек­тировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на от­носительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков: - не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; - не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня; - не учитывает изменения отдельных факторов в плановом пе­риоде по сравнению с отчетным периодом. Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых фи­нансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимо­стных показателей в постоянные цены), деловой активности, про­изводительности труда и многие другие. Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-эконо­мического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансиро­вания ее реализации. 4 вопрос. Результаты фин планирования. В тетради: позволяет создать условия для реализации фин политики гос-ва, субъектов хозяйствования и в связи с этим направлено на достижение устойчивого эк роста, поддержания сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэк. уровнях. Фин контроль 1 вопрос. Представляет собой особую сферу дея-ти органов госуд власти, органов местного самоуправления и фин служб организаций по сбору и анализу информации о действительном фин состоянии управл объекта и эффективности принятых управл решений. В ходе фин контроля осущ сопоставление текущих и плановых фин показателей, проверка адресного и целевого исп. фин. ресурсов, оценивается правомерность действий фин. работников и руководителей организаций. Целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. Для достижения данной цели финансовый контроль призван решать следующие задачи: 1. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений; 2. содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; 3. обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; 4. выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий; 5. устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др. Основные принципы фин контроля: 1) независимость ( исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего); 2) гласность; 3) превентивность ( предупредительный характер фин контроля); 4) деятельность (пот результатам проверки всегда принимаются соответствующие меры); 5) регулярность ( с опред. Периодичностью); 6) объективность (согласно требованиям); 7) общеохватывающий характер ( должны обрабатываться все стороны дея-ти). 2 вопрос. «кто проверяет» — обозначит субъекта финансового контроля -к сфере финансового контроля относят контроль, осуществляемый не только государственными финансовыми органами, но контроль, который к государственному вообще не относится (например, аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, осуществляемый бухгалтерами негосударственных организаций, и т. п.). То есть речь идет о контроле, осуществляемом негосударственными контролерами, объектом которого выступают частные финансы. В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может идти, естественно, только о государственном финансовом контроле.; «кого проверяют» - обозначит объект финансового контроля -Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы; б) государственные юридические лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане. ; «что проверяется» - обозначит предмет финансового контроля -Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. ; «для чего проверяется» - обозначит цель финансового контроля - Целью финансового контроля выступает: 1) выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; 2) выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности; 3) устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидаций последствий этих нарушений. В целом же назначением финансового контроля является защита финансовых интересов государства, которые, заметим, нельзя сводить к его интересам как собственника.; «как проверяется» - обозначит методы финансового контроля - Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления. Наиболее распространенными способами сбора информации являются: 1) проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержденных, так и проектов); 2) анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов, бухгалтерских балансов); 3) проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); 4) инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; 5) заслушивание и изучение докладов и других сообщений; 6) анализ и обобщение информации, поступающей от правоохранительных органов и судов; 7) анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; 8) получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; 9) официальные запросы в банковские и другие учреждения; 10) ревизия. 3 вопрос. Первым этапом процесса контроля является определение стандартов, т. е. поддающихся измерению и конкретных целей. Для эффективного управления должны создаваться стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей. На втором этапе производится измерение фактически достигнутых итогов деятельности организации и ее персонала. Третий этап предполагает сопоставление показателей функционирования и установленных стандартов, определение масштабов допустимого отклонения от установленной нормы (Лишь существенные отклонения от установленных стандартов должны приводить к корректирующим воздействиям. К подобным мерам относятся: изменение внутренних переменных системы, модификация стандартов или невмешательство в функционирование системы). 4 вопрос. Существует 3 вида фин контроля: государственный: общегосударственный и ведомственный; общественный; аудит. Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль). Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений. Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.). Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
«Финансовое прогнозирование и планирование» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot