Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: прибыль и рентабельность

  • 👀 2525 просмотров
  • 📌 2464 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: прибыль и рентабельность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: прибыль и рентабельность» docx
Тема 11. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прибыль и рентабельность План 11.1. Функции и сущность прибыли 11.2. Система показателей прибыли. Использование и распределение прибыли 11.3. Распределение чистой и нераспределённой прибыли 11.4. Факторы формирования и роста прибыли 11.5. Система показателей рентабельности 11.6. Планирование прибыли организацией. Точка безубыточности. 11.1. Функции и сущность прибыли Формирование прибыли составляет главную цель коммерческой деятельности фирмы. Прибыль это экономическая категория, которая выражает финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Общая величина прибыли показывает результаты и масштабы деятельности предприятия. С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. Сравнение полученной прибыли от продажи товаров с понесёнными затратами на производство и реализацию товаров характеризует эффективность работы предприятия (прибыль / затраты). Сущность прибыли раскрывается через её основные функции, выполняемые роли. 1. Оценочная функция. С помощью абсолютного размера прибыли или её относительного размера в сравнении с другими показателями работы организации (см. вопрос 11.4 этой темы) оценивают итоги работы предприятия за месяц, квартал, год и т. д. 2. Распределительная функция. Прибыль распределяется между обществом, наёмными работниками предприятия и собственником (ами) предприятия. Этим процессом достигается удовлетворение в различной степени экономических интересов общества, коллектива работников и собственников организации. 3. Стимулирующая функция, поскольку является основным источником, из которого черпаются финансовые ресурсы для развития государства (общества), собственника предприятия, каждого наёмного работника предприятия, то рост прибыли побуждает этих трёх участников общества лучше работать. Величину получаемой прибыли определяют многие факторы: величина основных и оборотных производственных фондов; численность промышленно-производственного персонала; уровень и динамика роста производительности труда; динамика себестоимости производимой продукции; динамика цен на продукцию; изменение структуры производства; объём и качество продукции. (Вспомните формулу максимальной прибыли из вопроса 4.1 темы 4-ой: прибыль max = (P единицы товара с учётом качества – издержки производства) x Q). 11.2. Система показателей прибыли. Использование и распределение прибыли Размер прибыли зависит от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. По видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной, инвестиционной, финансовой деятельности. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, которая есть общий финансовый результат работы в отчетном году работы до выплаты процентов и налогов (брутто-результат), прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Система показателей прибыли на предприятии Валовая прибыль (Пвал) рассчитывается как разность между выручкой, полученной от изготовления и продажи продукции собственного производства, и переменными расходами на изготовление этой продукции (полная себестоимость без управленческих и коммерческих расходов). Т. о., при расчёте валовой прибыли постоянные расходы из выручки не вычитаются. Прибыль от реализации продукции (Прп) рассчитывается как разность между выручкой, полученной от изготовления и продажи продукции собственного производства, и полной себестоимостью (производственная себестоимость + коммерческие расходы) этой продукции. Прибыль от перепродажи (Пппр) — определяется вычитанием из выручки, полученной от перепродажи товаров несобственного производства, тех расходов, которые организация понесла в связи с покупкой и продажей этих товаров. Прибыль от финансовой деятельности (Пфд) определяется как сальдо доходов и расходов, возникающие в результате проведения финансовых операций. К доходам от финансовых операций относят положительные курсовые разницы от покупки организацией акций по низкой цене и продажи этих же акций по более высокой цене. Финансовые расходы включают выплату организацией процентов по облигациям держателям облигаций, выплату организацией процентов банку за взятые у него кредиты, займы. Прибыль от операционной деятельности (Под) рассчитывается как сальдо между операционными доходами и расходами. Операционные расходы — потери от списания основных средств по причине их морального износа; затраты на производство, не давшее продукции, например, на научно-исследовательские работы; налог на имущество; налоги местные; налоги на рекламу. Операционные доходы − это доходы от продажи основных фондов и материалов. Прибыль до налогообложения (Пдо нал) показывает финансовый результат, полученный от всех видов деятельности (основной, финансовой, инвестиционной) за отчетный период и рассчитывается по формуле Пдо нал = Пвал – КР – УР + ОД – ОР + ВРД – ВРР, (11.1) где: КР — коммерческие расходы; УР — управленческие расходы; ОД — операционные доходы; ОР — операционные расходы; ВРД — внереализационные доходы (например, проценты полученные организацией от вкладов своих денег в банк; доходы от продажи акций по курсу более высокому, чем они были куплены и прочее); ВРР — внереализационные расходы (например, уплаченные проценты по кредитам взятым организацией у банков; пени или штрафы по заключенным договорам, уплаченные другим организациям; выплаты процентов держателям облигаций и прочее). Чистая прибыль предприятия (ЧП) является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение капитала предприятия. Для целей финансового учета чистая прибыль рассчитывается по формуле ЧП = Пдо нал – Н, (11.2) где Н — сумма налога на прибыль и других обязательных платежей; 11.3. Распределение чистой и нераспределённой прибыли Распределение чистой прибыли. В результате получения доходов от разных видов деятельности и возмещения расходов формируется финансовый результат предприятия. Для снижения рисков предприятие из чистой прибыли формируются резервы, размер которых регулируется. Собственники (учредители) предприятия принимают решение о распределении чистой прибыли, оставшейся после налогообложения. Часть чистой прибыли может быть выплачена учредителям (например, в акционерном обществе в виде дивидендов акционерам). Оставшаяся после формирования резервов и выплаты собственникам (учредителям) предприятия прибыль накапливается (ее называют нераспределенной). Распределение нераспределенной прибыли увеличивает собственный капитал предприятия. Направления использования нераспределённой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Накопление. Оно осуществляется через средства, которые сосредотачиваются в фонде развития производств. Фонд включает расходы на инвестиционные программы (техническое перевооружение, реконструкцию, строительство новых объектов, совершенствование техники, модернизацию оборудования); расходы на приобретение работниками новых профессий и рост квалификации; расходы на пополнение оборотных средств (например, покупку сырья, материалов и прочего); расходы на приобретение нематериальных активов (например, бухгалтерской программы 1С и других ноу-хау). Потребление. Оно осуществляется через средства, которые сосредотачиваются в двух фондах. Средства фонда социального развития направляются на реализацию социальных программ: на эстетику интерьеров цехов и отделов, на спортзалы, пионерские лагеря, медицинские пункты, базы отдыха и прочее. Средства фонда материального поощрения направляются: на премирование, на единовременные выплаты, на 13-ю заработную плату и прочее выплаты персоналу организации, а также на другие мероприятия, которые не увеличивают основные и оборотные активные фонды предприятия. 11.4. Факторы формирования и роста прибыли Факторы, определяющие формирование прибыли, делят на внешние и внутренние. 1) Внешние. Они связанны с экономической ситуацией – кризисом или подъёмом в экономике, уровнем инфляции, со спецификой спроса на отдельные товары, со здоровьем населения (Ковид – 19) и многими другими. 2) Внутренние. К ним относят следующие внутрипроизводственные факторы: • управление основной производственной деятельностью и внереализационными доходами. Производственная деятельность влияет на прибыль также через экономию на масштабе производства (см. вопрос 4.2, темы 4); • внедрение инноваций. Характеризуется долей продаж новых товаров в товарообороте, количеством выданных патентов, внедрением в производство новой техники (см. содержание следующей темы 12); • управление рисками. Существует прямая зависимость между научнообоснованным, просчитанным риском и ростом получаемой прибыли. Факторы роста прибыли. 1. Цены, т. е. высокий уровень цен на продаваемую продукцию и низкий уровень цен на покупаемые заготовки, материалы, труд, полуфабрикаты, машины и прочее. 2. Объемы производимой продукции, выполнения работ, услуг. 3. Ассортимент выпускаемой продукции. 4. Уровень себестоимость продукции. 5. Уровень качества выпускаемой продукции. 11.5. Система показателей рентабельности Для оценки работы предприятия недостаточно знать абсолютный размер прибыли. Для характеристики степени доходности различных видов деятельности, доходности производства отдельных видов продукции используют показатели рентабельности (доходности). Показатели рентабельности отражают относительный уровень прибыли, сопоставляя прибыль с вложенным в производство капиталом, с потребленными для производства ресурсами. Рентабельность — показатель хозяйственной деятельности предприятия, характеризующий прибыльность производственной деятельности за определенный период. Рентабельность продукции (Рпрод) характеризует эффективность издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции. , (11.3) где: Пед — прибыль на единицу продукции; Сед — полная себестоимость единицы продукции. Рентабельность продукции может быть определена по всему объему продукции, как соотношение прибыли от ее реализации и затрат на производство. Рентабельность продаж (Рд) — отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и ее успехи в политике ценообразования и другой маркетинговой деятельности. , (11.4) где: В — выручка после реализации продукции, Ппр — прибыль от продажи товаров. Рентабельность производства (Рп) характеризует эффективность использования предприятием основных и оборотных средств. , (11.5) где: — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, р.; — среднегодовая стоимость оборотных средств, р; Пдо нал — прибыль до налогообложения (более точно: прибыль до выплаты банкам - процентов и налоговым органам - налогов). Рентабельность собственного капитала (Рск) показывает прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала. , (11.6) где: — средняя величина собственного капитала предприятия, которая включает уставной капитал; прибыль организации; добавочный капитал, образованный после переоценки основных фондов по новым ценам и прочее. ЧП – чистая прибыль. Более точно этот показатель рассчитывают на основе чистой прибыли, поскольку он служит для соизмерения собственником предприятия доступной к распределению прибыли и вложенного капитала. Факторы, определяющие рентабельность, включают: • факторы, определяющие размер и динамику прибыли (см. содержание вопроса 11.3 этой темы); • факторы эффективного использования основных производственных фондов предприятия, его оборотных средств (ускорение строительства, освоения производственных мощностей, ускорение оборачиваемости оборотных средств и другие – см. содержание темы 5 и 6); • способы эффективного использования средств, заёмных у банков и других кредитных организаций. 11.6. Планирование прибыли организацией. Точка безубыточности. Планирование прибыли, как основной цели работы капиталистических коммерческих предприятий, является ключевым вопросом при принятии финансовых решений. Принципиальное решение имеет понятие «мертвой точки», или «точки безубыточности», разделяющей зону прибылей и зону убытков. Точка безубыточности (критический объем производства) показывает такой объем производства, при котором доходы равны расходам: , (11.7) где FC — совокупные постоянные (управленческие + коммерческие) затраты за период (месяц, квартал, год); VCед — переменные затраты на единицу продукции; Цед — цена реализации единицы продукции. Расчет точки безубыточности основан на делении затрат предприятия на переменные и постоянные и отражается на графике безубыточности. Рис. 11.1. График безубыточности Кромка (край) безопасности (запас финансовой прочности) показывает, на сколько предприятие может сократить объем реализации, прежде чем оно понесет убытки. , (11.8) где N — фактический объем реализации.
«Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: прибыль и рентабельность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot