Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление доходами, расходами, прибылью и рентабельностью

  • 👀 358 просмотров
  • 📌 296 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Управление доходами, расходами, прибылью и рентабельностью
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление доходами, расходами, прибылью и рентабельностью» docx
Лекция 6. Управление доходами, расходами, прибылью и рентабельностью 6.1. Понятие доходов и расходов Экономически оправданная текущая деятельность предприятия может быть представлена как совершение определенных производственных и коммерческих расходов обеспечивающих получение доходов при производстве и продаже продукции. В результате предприятие извлекает прибыль. В наиболее общем виде прибыль (P) является функцией доходов (R) и расходов (Ex): , (6.1) где: - j-й вид доходов фирмы; - k-й вид расходов фирмы. Доходы (revenue, income) с позиции теории – это увеличение экономических выгод предприятия в результате поступления активов (денежных средств и другого имущества) и (или) уменьшение обязательств в ходе обычной деятельности, приводящее к увеличению капитала собственников предприятия, за исключением их вкладов. С точки зрения практики – это валовые поступления экономических выгод в ходе деятельности предприятия, состоящие из выручки и прочих поступлений. Основа совокупных доходов – выручка (revenue, sales) в виде доходов от обычных видов деятельности (продажи продукции и оказания услуг). Прочие поступления – это операционные и внереализационные доходы (доходы от сдачи имущества в аренду, продажи основных фондов, получение штрафных санкций и др.). Расходами (cost) организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала собственников организации, за исключением изъятий капитала по их решению. Не признаются расходами выбытие активов в связи: - с приобретением или созданием внеоборотных активов; - с вкладами в уставные или складочные капиталы других организаций и приобретением акций и других ценных бумаг не для перепродажи; -с перечислением средств с целью благотворительности, организации отдыха и др.; - с договорами комиссии; - перечислением задатков и авансов; - погашением полученных ранее кредитов и займов. 6.2. Определение точки безубыточности Хозяйственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и различной значимости. Их учет и сопоставление со встречным потоком – доходами, позволяет вывести финансовый результат как характеристику результативности деятельности в отчетном периоде. Учет затрат на производство может осуществляться по-разному, в зависимости от принципов их классификации. Классификация затрат может осуществляться по их отношению к процессу производства на основные и накладные, по способам включения в себестоимость на прямые и косвенные, по зависимости от объема производства на переменные и постоянные (условно – постоянные). В российской практике наибольшее распространение нашло деление затрат на прямые и косвенные, когда прямые непосредственно включаются в себестоимость продукции, косвенные распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики (например, пропорционально основной заработной плате или основным материалам). В практике зарубежных развитых стран наибольшее распространение получила классификация затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты (variable costs) – это затраты изменяющиеся с изменением объема производства и как правило прямо пропорционально. К ним относятся затраты на основную заработную плату, основные материалы, комплектующие изделия, затраты на технологическую энергию и др. Постоянные (условно – постоянные) затраты (fixed costs) – это затраты, зависящие не от объема производства, а от времени. Поэтому они получили также название периодических затрат. К этим затратам относятся: амортизация, административно – управленческие затраты, затраты на содержание административных зданий и др. Контроль над соотношением объемов продаж и условно – постоянных затрат является жизненно важным для предприятия, так как, если объем продаж будет меньше условно – постоянных затрат, то предприятие не сможет воспроизводить авансированный капитал, более того он начнет уменьшаться и этот процесс может закончиться банкротством. С целью контроля над соотношением объема продаж и условно - постоянных затрат разработан специальный алгоритм, который известен как метод оценки критического объема продаж или определения точки безубыточности. Объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия, называется порогом рентабельности, а для однономенклатурного производства – точкой нулевой прибыли. Для однономенклатурного производства: (6.2) где: - средние переменные издержки (); - постоянные издержки; - объем реализации в натуральном выражении; .- цена реализации единицы продукции. Отсюда объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность () будет равен: (6.3) Пример: Фирма А: P=2,0; FC=20000; AVC=1,5; Фирма Б: P=2,0; FC=40000; AVC=1,2. Фирма А становится безубыточной при Q=40000 ед.; фирма Б – приQ=50000 ед. Для многономенклатурного производства: (6.4) Отсюда объем реализации в денежном выражении, обеспечивающий безубыточную деятельность () будет равен: . (6.5) Для нормально развивающегося предприятия без структурных сдвигов, т.е. с незначительными изменениями в структуре выпускаемой продукции и незначительными изменениями в структуре переменных издержек величина может быть принята постоянной. Тогда, будет определяться из выражения ( Эти соотношения могут быть изображены графически. Определение точки нулевой прибыли показано на рис. 6.2, а определение порога рентабельности показано на рис. 6.3. И в первом и во втором случае экономическая выгода от производства и реализации продукции выражается в получении дохода, достаточного для возмещения всех затрат с избытком, т.е. обеспечивающего прибыль. Таким образом, определение точки безубыточности (порога рентабельности) позволяет предприятию определить объем производства и реализации, превышение которого обеспечит предприятию прибыль, а значит рентабельную работу. Рис 6.1. Определение точки нулевой прибыли. Рис. 6.2. Определение порога рентабельности. Точка безубыточности (порог рентабельности) позволяют определить «запас финансовой прочности» предприятия. Запас финансовой прочности может быть определен как в абсолютных, так и в относительных единицах с использованием точки безубыточности и с использованием порога рентабельности. С использованием точки безубыточности запас финансовой прочности определяется следующим образом: (6.6) С использованием порога рентабельности запас финансовой прочности определяется по следующим формулам: (6.7) Приведенные соотношения получены при предположении, что постоянные расходы не зависят от объема реализованной продукции, а переменные издержки изменяются по линейному закону. Реальные зависимости сложнее. Постоянные расходы изменяются ступенчато – при достижении определенного объема производства они резко изменяются (например, если коэффициент использования производственной мощности достигает значения равного единице, необходимо введение в эксплуатацию новых производственных мощностей). С ростом объема производства переменные издержки могут уменьшаться (например, из-за получения возможности применения прогрессивных технологических процессов), так и увеличиваться (например, из-за роста потерь на брак при увеличении интенсивности труда). Темпы роста выручки могут снижаться из-за снижения цен на продукцию при насыщения рынка. Удельная валовая маржа или вклад (earnings before, taxes, depreciation and amortization, EBITDA) характеризует величину прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов, приходящейся на единицу продукции. Этот показатель дает количественную оценку вклада дополнительно произведенной единицы продукции в величину генерируемой валовой маржи (EBITDA), или маржинальной прибыли. По мере наращивания объема производства суммарный вклад должен полностью покрыть условно – постоянные расходы и обеспечить прибыль. Отсюда следует, что удельная валовая маржа показывает количество единиц продукции, реализация которой обеспечит получение валовой маржи равной сумме условно – постоянных расходов: , (6.8) где: . Домножим правую и левую части формулы (7.8) на и получим формулу для расчета точки нулевой прибыли в стоимостном выражении: (6.9) Показатель называется нормой валовой маржи, он характеризует долю удельной валовой маржи в цене единицы продукции, выражается в процентах и может рассчитываться и по обобщающим показателям EBITDA и объема продаж (как мы показали это выше для многономенклатурного производства). Используя показанный выше подход для определения точки нулевой прибыли, можно получить формулу для определения объема реализации в натуральном выражении, обеспечивающего заданную величину прибыли: (6.10) 6.3. Сущность прибыли и ее виды В наиболее общем смысле прибыль можно трактовать как некий доход от операции, который потребовал для его извлечения определенной инвестиции и (или) расхода, и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала инвестора по окончании данной операции. Это определение не такое простое, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, существуют многообразные доходы и расходы, которые можно по-разному группировать так, что можно получать совершенно разные итоги, а значит и различную по виду прибыль. Во-вторых, доходы и расходы могут производиться в различные периоды времени, что требует определенной осторожности в определении величины прибыли. В-третьих, расчетные величины доходов и расходов могут отличаться от фактически формирующихся денежных потоков, что также требует определенной осторожности. В связи с этим необходима строгая идентификация факторов формирования прибыли и их оценки. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов) - ________________________________ Переменные расходы (затраты сырья и материалов, затраты труда, переменные накладные расходы = ________________________________ Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов (EBITDA) - _______________________________ Амортизационные отчисления производственного назначения = ________________________________ Валовая (маржинальная) прибыль - ______________________________________________________________________________ Управленческие Коммерческие (административные) расходы расходы = _______________________________ Прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль) (EBIT) Рис. 6.1. Факторы формирования операционной прибыли. Прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль) -________________________________ Постоянные финансовые расходы (проценты к уплате, лизинговые платежи) =_______________________________ Прибыль до вычета налогов -________________________________ Налоги и прочие обязательные платежи =_______________________________ Чистая прибыль (прибыль, принадлежащая собственникам) -________________________________ Дивиденды по привилегированным акциям =_______________________________ Прибыль, принадлежащая держателям обыкновенных акций -________________________________ Обязательные отчисления в резервный капитал =_________________________________ Прибыль к распределению Нераспределенная Дивиденды по прибыль обыкновенным акциям Реинвестированная прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия) Рис. 6.2. Формирование показателей прибыли в соответствии с интересами ключевых лиц, имеющих отношение к предприятию На рис. 6.1 показаны факторы формирования прибыли, а на рис. 6.2 формирование показателей прибыли в соответствии с интересами ключевых лиц, имеющих отношение к фирме. На рис. 6.1 переменные расходы и амортизационные отчисления составляют себестоимость реализованной продукции. Прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов обособляются для целей финансового менеджмента. Амортизационные отчисления производственного назначения, управленческие расходы и коммерческие расходы в анализе безубыточности рассматриваются как постоянные нефинансовые затраты. На рис. 6.2 операционная прибыль представляет интерес для лендеров, прибыль до вычета налогов – для уполномоченных государственных органов, чистая прибыль – для держателей привилегированных акций, остаток прибыли – для держателей обыкновенных акций. Основные подходы к определению понятия прибыль можно условно свести к академическому, предпринимательскому и бухгалтерскому. Академический подход. Суть этого подхода заключается в исчислении прибыли с учетом экономически обоснованных доходов и расходов и базовой категорией является экономическая прибыль (economic profit, EP). Экономическая прибыль представляет собой гипотетическую величину, которая определяется как разность между доходами фирмы и ее экономическими издержками, предусматривающими учет альтернативных затрат. Под альтернативными затратами (opportunity costs) понимается максимально возможный доход от альтернативного применения потраченных ресурсов. На практике альтернативные затраты оценить очень трудно и поэтому такой подход к оценке прибыли имеет сугубо теоретическое значение. Предпринимательский подход. Предприниматели вкладывают в бизнес капитал и поэтому судят о эффективности вложений по приросту капитала. Поэтому прибыль может быть оценена как прирост капитала собственников за отчетный период: , (6.11) где: - капитал собственников на начало периода; - капитал собственников на конец периода. Предпринимательская прибыль это прирост капитала собственников (за исключением операций по его преднамеренному изменению, таких как дополнительная эмиссия акций или выплата дивидендов), имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении чистых активов фирмы в рыночной оценке, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений, за вычетом обязательств. Величина прибыли, рассчитанная таким образом, является в определенном смысле условной. Более или менее достоверная оценка капитала может быть получена только для листинговых компаний, кроме того, рыночные оценки всегда искажены, так как в них находят отражение как спекулятивные, так и долгосрочные ожидания участников рынка. Далее, значение прибыли, рассчитанное по (7.11) может зависеть и от внефирменных факторов, таких как изменение цен на некоторые активы и др. Учеными и практиками предложены и другие варианты расчета прибыли через рыночные оценки. В последние годы широкое распространение получила концепция управления стоимостью (ценностью) фирмы (value based management, VBM), в основу которой положен критерий добавленной экономической стоимости (economic value added, EVA). Эта концепция была предложена Б. Стюартом в 1991 г. как один подходов к управлению инвестициями. Суть критерия EVA заключается в следующем. Стратегическую основу фирмы составляет капитал, за мобилизацию и использование которого фирма, как субъект рыночных отношений, должна платить. Платность в отношении источников финансирования выражается категорией средневзвешенной стоимости капитала. Поскольку существует рынок капитала, то существует и некоторая среднерыночная отдача на инвестируемый капитал. Зная для данной фирмы объем задействованного капитала и среднерыночную норму отдачи, можно рассчитать для нее «нормальную» прибыль и сравнить с ней фактическую прибыль. Разница между нормальной и фактической прибылью покажет эффективность работы фирмы. Это показатель оценки внутрифирменной эффективности, точнее, эффективности работы топ - менеджеров. Известны различные алгоритмы расчета EVA. Согласно самому распространенному, EVA определяется как разность между чистой операционной прибылью, уменьшенной на величину налоговых выплат, и нормальными затратами капитала (MCC): , (6.12) где: CE – величина инвестированного капитала. Расчет значений EVA отличается высокой субъективностью, что значительно снижает его аналитическую ценность. Показатель EVA называют также экономической прибылью. Принципиальное различие между предпринимательской прибылью и экономической добавленной стоимостью состоит в том, что первый показатель рассчитывается исключительно по данным рынка капитала, а второй – путем корректировки бухгалтерских данных на некоторые данные, получаемые на рынке капитала. Одной из альтернатив концепции EVA является показатель добавленная рыночная стоимость (ценность) (market value added, MVA). MVA рассчитывается как разность между совокупной рыночной стоимостью фирмы и совокупной учетной (балансовой) стоимостью фирмы. Основное различие между EVA и MVA заключается в следующем. EVA дает оценку успешности работы с позиции прошлого и настоящего, тогда как MVA – с позиции будущего, поскольку при расчете MVA используются оценки собственного и заемного капитала, которые устанавливаются на основе оценки ценности ожидаемых в будущем доходов. Бухгалтерский подход. Бухгалтерская прибыль (accounting profit) рассчитывается как положительная разность между доходами предприятия и его затратами, за исключение операций по преднамеренному изменению капитала. Или по другому, бухгалтерская прибыль – это положительная разность между признанными доходами и затратами, отнесенными к отчетному периоду. 6.4. Управление прибыльностью и рентабельностью. Термином прибыльность характеризуется возможность предприятия генерировать прибыль. С точки зрения собственников важнейшая роль принадлежит показателю чистой прибыли. Чистая прибыль в обобщенном понимании – это разность доходов и расходов предприятия. Тогда, оценка и управление прибыльностью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые приводят к увеличению доходов и уменьшению расходов. Для увеличения доходов должна проводиться оценка, анализ и планирование выполнения плановых заданий, динамики продаж, ритмичности производства и продаж, диверсификации производственной деятельности, эффективности ценовой политики, влияния различных факторов, влияющих на эффективности деятельности предприятия (фондоотдача, оборачиваемость активов и др.) и т.п. Вторая задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль исполнения плановых заданий по месту возникновения и виду расходов. Это сводится к поиску обоснованных резервов снижения себестоимости продукции. Всем показателям прибыли присущ один недостаток, они являются абсолютными показателями, что ограничивает их использование при сравнении результативности деятельности различных производственных единиц во времени и пространстве. Для исключения этого недостатка используют различные показатели рентабельности. Рентабельность во многих случаях используют как синоним прибыльности. Но с точки зрения фактического содержания рентабельность – это прибыль, полученная с каждого рубля истраченных ресурсов. Именно такая трактовка позволяет использовать этот показатель, как характеристику эффективности ведения хозяйственной деятельности. Количественно рентабельность оценивается с помощью специальных индикаторов – коэффициентов рентабельности. Каждый коэффициент рентабельности оценивается как отношение величины прибыли, полученной от использования определенной величины ресурсов, которые и привели к получению этой прибыли. В связи с этим управление рентабельностью включает в себя два компонента: управление прибылью и управление базой формирования этой прибыли. В результате действий по управлению прибылью и базой ее формирования добиваются желаемой динамики показателей рентабельности. В связи с тем, что при расчете коэффициентов рентабельности используются различные базы генерирования прибыли, то управление рентабельностью подразумевает не только воздействие на факторы формирования прибыли (на отдельные виды доходов и расходов), но выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. Важнейшими коэффициентами рентабельности являются рентабельность активов (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE) и рентабельность продаж (ROS). Рентабельность активов характеризует эффективность использования активов предприятия и позволяет сравнивать эффективность деятельности различных предприятий. Так как этот показатель характеризует эффективность использования ресурсной базы предприятия, то его можно сравнивать с ценой источников финансирования деятельности предприятия, за счет которых и формируется ресурсная база. Если стоимость источников больше рентабельности активов, то это приведет к уменьшению эффективности деятельности предприятия и наоборот. Это позволяет принимать обоснованные и выверенные решения по финансированию деятельности предприятия, для обеспечения положительной динамики его развития. Рентабельность активов рассчитывается по формуле: (6.13) где NP – чистая прибыль, A – активы. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по следующей формуле: (6.14) где E – собственный капитал. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле: (6.15) где S – объем продаж. Показатели рентабельности являются важнейшими индикаторами эффективности деятельности предприятия. В связи с этим важнейшим направлением деятельности менеджмента предприятия, в том числе и финансового менеджмента, является управление базовыми факторами оказывающими влияние на рентабельность. Один из наиболее распространенных подходов к управлению факторами, оказывающими влияние на рентабельность, реализован в моделях фирмы «Дюпон» (DuPont). Таких моделей несколько, каждая их которых отражает влияние базовых факторов на один из коэффициентов рентабельности. Важным приемом анализа является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов. (6.16) Эта формула показывает: - значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; - значение коэффициента рентабельности реализации; - возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании с целью максимизации рентабельности активов. Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто за счет уменьшения расходов, увеличения цен, если темп роста объема реализации будет превышать темп роста расходов. Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено за счет превышения темпов роста объема реализации над темпами роста величины активов, а также уменьшении величины активов за счет более рационального их использования. В соответствии с формулой корпорации Дюпон рентабельность собственного капитала ROE может быть разложена на различные компоненты: , (6.17) Эта формула устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми показателями предприятия: чистой рентабельностью продаж (ROS), оборачиваемостью активов (TAT) и мультипликатором собственного капитала (equity multiplier, ЕМ). Значимость этих факторов с позиции текущего управления связана с тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия в статике и в динамике и, в частности бухгалтерскую отчетность. Первый фактор обобщает «Отчет о прибылях и убытках», второй – актив баланса, третий – пассив баланса. Этим факторам по уровню значимости и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика. Например, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, которые отличаются капиталоемкостью. Показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них может иметь достаточно высокое значение. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут иметь предприятия имеющие стабильной поступление денежных средств за проданную продукцию. Это же характерно для предприятий имеющих большую долю ликвидных активов (торговля, сбыт, банки). Отсюда следует, что в зависимости от отраслевой специфики и конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности предприятие может выбрать тот или иной фактор повышения рентабельности и разрабатывать и реализовывать соответствующие мероприятия. Один из вариантов модели Дюпона - ее модификация в пятифакторную формулу, которая имеет следующий вид: (6.18) где TB (Tax Burden) – коэффициент налогового бремени; IB (Interest Burden)– коэффициент процентного бремени; ROS (Return On Sales) – рентабельность продаж предприятия; TAT (Total Asset Turnover) – общий коэффициент оборачиваемости активов; EM (Equity Multiplier) – мультипликатор собственного капитала. Рентабельность собственного капитала предприятия формируется за счет: налоговой ставки, процентов по заемному капиталу, эффективности продаж, результативности инвестиционной деятельности и финансового риска. Основное преимущество модели ее простота расчета и анализа. Это привело к тому, что данная модель была доминирующей в финансовом анализе компаний США до 70-х годов двадцатого века. Выделенные факторы, определяющие прибыльность компании для акционеров, довольно легко связываются с оперативными планами предприятия. Недостатками модели являются то, что бухгалтерская отчетность не является абсолютно надежным источником информации о деятельности предприятия. Модель Дюпона и ее модификации в трех- и пятифакторные формулы позволяет компании быстро оценить степень влияния различных факторов на формирование ключевого в оценке стоимости компании, и ее привлекательности для акционеров – показателя рентабельности собственного капитала. Литература: 1. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 480 с. 2. Финансовый менеджмент: учебник/ кол. Авторов: под ред. проф. Е.И. Шохина.- 2-е изд. Стер.-М.: КНОРУС, 2010.- 480с. 3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – К.: Ника-Центр, 1999.- 595 с. 4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. – К.: Ника-Центр, 1999.- 512 с.
«Управление доходами, расходами, прибылью и рентабельностью» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot