Справочник от Автор24
Естествознание

Конспект лекции
«Естественно-научная и гуманитарная культура. Наука. Естествознание»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по естествознанию / Естественно-научная и гуманитарная культура. Наука. Естествознание

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Естественно-научная и гуманитарная культура. Наука. Естествознание», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Естественно-научная и гуманитарная культура. Наука. Естествознание». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Естественно-научная и гуманитарная культура. Наука. Естествознание», текстовый формат

ЛЕКЦИЯ 2 «Явления мысли такие же эмпирические явления, как и физические явления в мире» М.К.Мамардашвили ПЛАН 1. Естественно-научная и гуманитарная культура 2. Наука. Естествознание 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры КУЛЬТУРА – это совокупность материальных, духовных и общественных ценностей, созданных человечеством. МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА – это объект, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь. И пылинка и планета могут быть материальной точкой! Культура делится на два типа, вида: • МАТЕРИАЛЬНАЯ или ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ культура. • ГУМАНИТАРНАЯ культура. ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость объекта мира для человека, группы, общества в целом АКСИОЛОГИЯ (др.-греч. ἀξία — ценность, λόγος - учение) — теория ценностей (раздел философии). АКСИОЛОГИЯ изучает вопросы, связанные с природой ценностей, связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. АКСИОЛОГИЯ возникает в момент, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Впервые вопрос о ценностях был поставлен СОКРАТОМ, который сформулировал его в виде вопроса о том, что есть БЛАГО. БЛАГО есть реализованная ценность —ПОЛЕЗНОСТЬ. Ценность и полезность — две стороны одной и той же медали. В истории культуры выделяют: МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – знания, опыт, машины, оборудование, жилище, одежда и т.п. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – язык, свобода, добро, справедливость, обычаи и т.п. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ – нравственность, право, прогресс, культурное наследие и т.п. Естественно-научная и гуманитарная культуры взаимодействуют между собой, влияют друг на друга. Естественники и гуманитарии высказывают на их взаимодействие различные и, подчас, прямо противоположные суждения. Общепризнано, что достижения в области информатики и кибернетики активно используются в гуманитарных науках. А такая гуманитарная наука как этика используется в естествознании. Пересечением многих естественных и гуманитарных наук стала ЭКОЛОГИЯ Классические представления о мире состоят в том, что в природе действуют слепые, стихийные и не зависящие от человека процессы и силы, а в человеческом обществе – действуют процессы, которые совершаются людьми с их интересами, мотивациями и сознательными целями. Наиболее отчетливо различие между естественно-научной и гуманитарной культурой проявляется в отношении науки, роли науки в обществе и ее основных функций. Считается, что важнейшие функции науки – это ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ и ПРЕДСКАЗАНИЕ ЯВЛЕНИЙ Объяснение – подведение факта, явления, события под некоторый общий закон, теорию, концепцию. Исааку Ньютону, чтобы объяснить падение яблока (по легенду) пришлось открыть закон всемирного тяготения В экономике для объяснения равновесия на рынке апеллируют к закону спроса и предложения Расширение стержня объясняют его нагреванием, а более точно – увеличением длины свободного пробега молекул. В физике преобладают причинные объяснения, а значит и причинные законы. Например, по второму закону Ньютона, причиной ускорения тела является сила, действующая на него. Если объяснение опирается на закон и теорию, то оно считается надежно установленным. А что в гуманитарной сфере. Например, в истории, объяснения не опираются на законы, их просто нет. Опорой считаются мнения отдельных людей – цезарей, королей, летописцев …. В истории трудно подвести события человеческой истории под какой-либо закон или теорию. Что же гуманитарии говорят о гуманитарных законах и о чем спорят. Одни считаю законы простыми и тривиальными и не заслуживают внимания. Другие считают их сложными, запутанными и их предстоит еще открыть. Третьи считают, что исторические законы не причинные, зависят от людей и их целей. Понимание — акт мышления, универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Объекты понимания: знания, сведения, информация о мире, который окружает субъект. В естествознании имеется в виду теоретическое понимание. Знание теории позволяет понять явления, факты и процессы окружающего мира. Но можно ли говорить о понимании природы. Этого утверждать нельзя, поскольку в явлениях природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов… Вопрос. Но так ли это? Каковы цели природы, ее эволюции!!! В гуманитарной сфере понимание – это способ, посредством которого человек интерпретирует или истолковывает явления и события в человеческом обществе. Суть интерпретации – раскрыть цели, мотивы, действия и поступки людей. Предсказание или предвидение явлений. Известно, что если теория предсказала что-либо, то это становится триумфом теории. Примеры из физики. 1. Открытие планеты Нептун в 1846г. У.Левелье, проведя вычисления, предсказал существование новой планеты и она была открыта. Это был триумф гелиоцентрической системы Н.Коперника и закона всемирного тяготения. 2. Создание атомной бомбы на основании предсказаний теории атомного ядра. 3. Открытие в 1964г. элементарной частицы омега-минус гиперон на основании предсказаний кварковой модели Гелл-Манном в 1962г. 4. Открытие асимптотической свободы в квантовой хромодинамике. Статьи Гросса, Вилчека и Политцера в 1973г. Нобелевская премия 2004г. Гуманитарные науки. Карл Маркс – создание марксизма, как научной теории социализма и социальных революций. Ленин – практически “осуществил” революцию. А что Ностардамус, Ванга….!!! – предсказатели!!! Психологическая пауза. Классические представления Современные европейские взгляды Истина существует и целью науки является ее поиск Истины не существует, а существует лишь множество мнений (или множество текстов) В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант По любому вопросу ничье мнение не весит больше чем мнение кого-то иного. Девочка-пятикласница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт, как серьезный вызов биологической науке. Пример. Грета Тумберг Специфика в естественных и гуманитарных науках Объекты исследования, понятия, критерии ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Изучаемые явления, объекты Явления природы (живой и неживой) Поступки людей Исторические события Основные представления Научные понятия Ценности Критерии научности Объективность Эффективность При́нцип причи́нности — один из самых общих физических принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния событий друг на друга означает, что любое событие {\displaystyle A(t),\ } произошедшее в настоящий момент времени {\displaystyle t,\ } может повлиять на события {\displaystyle B(t'),\ }в будущемв  {\displaystyle t',\ }в будущем. {\displaystyle t'>t} ПП — эмпирически установленный принцип, справедливость которого неопровержима, но нет доказательств его универсальности. 2. НАУКА. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Этапы развития естествознания 1 этап НАТУРФИЛОСОФИЯ – до XVI века. Представления о мире строились на основе созерцания, рассуждений и логических доказательств. 2 этап РАЦИОНАЛИЗМ – XVII - XIX века. Представления о мире строились на основе изучения природных явлений с помощью экспериментального метода. Основатели Декарт, Спиноза, Бэкон. 3 этап СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – конец XIX века - XXI век. ФОРМУЛЫ ПОЗНАНИЯ Философия Анаксимандра и Демокрита. Формула познания= состоит из .. Целое состоит из частей. Эта формула гласит, что для того чтобы познать целое надо его поделить на части и рассматривать части. Пример – молекула вещества состоит из атомов, атом из электронов и ядра, ядро из протонов и нейтронов, протоны и нейтроны состоят из кварков и так могло быть до бесконечности, но не стало. Кварки – идеальные объекты. Их нельзя потрогать, увидеть, экспериментально зарегистрировать. Философия Платона. Платон утверждал, что в основе мироздания лежат идеальные объекты. Например, в мире геометрических форм существуют только правильные многоугольники, многогранники. А в мире физики … А в мире человеческом … А в мире живого …. Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия. Грецкий орех и молоток. Изучить орех с помощью молотка Структура молекулы воды Некоторые структуры кластеров воды

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Естествознание

Концепции современного естествознания

ЛЕКЦИЯ 1 19.02.2020 Дисциплина «Концепции Современного Естествознания» 2 курс САФ ИГУ Рекомендуемся литература Горелов А.А. Концепции современного ест...

Естествознание

Естествознание. Истоки концепции атомизма

НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (Первая лекция) __________________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © Все...

Право и юриспруденция

Взаимодействие и развитие юридической и прикладных наук

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК 1 Содержание 1.Юридическая наука в системе научного знания 1.1.О...

Философия

Возникновение науки: условия и предпосылки

План лекций по истории и философии науки. Лекция 1. Возникновение науки: условия и предпосылки. Миф, логос, преднаука, античная наука. Особенности дре...

Философия

Философия науки, ее предмет и место в системе философского знания

Оглавление Лекция 1.Философия науки, ее предмет и место в системе философского знания ...................................................................

Социология

История развития науки

Тема 2. История развития науки1 Проблема происхождения науки связана с недостатком данных о времени и местах ее возникновения. Существует несколько то...

Философия

Классическая наука и ее формирование

Тема 5. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность. Картина мира: природа как глобальный механизм. Зарождение научного м...

Естествознание

Фундаментальные и прикладные научные исследования. Научные исследования в области естественных наук. Законодательные основы управления наукой.

ЛЕКЦИЯ 3 Фундаментальные и прикладные научные исследования. Научные исследования в области естественных наук. Законодательные основы управления наукой...

Педагогика

Естественнонаучная картина мира

Лекции по курсу ЕНКМ. 1. «Две культуры» -- термин современной философии и культурологии, под которым понимается оформившееся в общественном сознании п...

Философия

Механистическая картина мира и ее критика в начале XIX века

Механистическая картина мира и ее критика в начале XIX века В XVI веке происходит оформление нового мировоззрения – механистической картины мира, в XV...

Смотреть все