Естественно-научная и гуманитарная культура. Наука. Естествознание
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2
«Явления мысли такие же эмпирические
явления, как и физические явления в мире»
М.К.Мамардашвили
ПЛАН
1. Естественно-научная и гуманитарная культура
2. Наука. Естествознание
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
КУЛЬТУРА – это совокупность материальных, духовных и общественных ценностей, созданных человечеством.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА – это объект, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь. И пылинка и планета могут быть материальной точкой!
Культура делится на два типа, вида:
• МАТЕРИАЛЬНАЯ или ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ культура.
• ГУМАНИТАРНАЯ культура.
ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость объекта мира для человека, группы, общества в целом
АКСИОЛОГИЯ (др.-греч. ἀξία — ценность, λόγος - учение) — теория ценностей (раздел философии).
АКСИОЛОГИЯ изучает вопросы, связанные с природой ценностей, связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
АКСИОЛОГИЯ возникает в момент, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен СОКРАТОМ, который сформулировал его в виде вопроса о том, что есть БЛАГО.
БЛАГО есть реализованная ценность —ПОЛЕЗНОСТЬ.
Ценность и полезность — две стороны одной и той же медали.
В истории культуры выделяют:
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – знания, опыт, машины, оборудование, жилище, одежда и т.п.
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – язык, свобода, добро, справедливость, обычаи и т.п.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ – нравственность, право, прогресс, культурное наследие и т.п.
Естественно-научная и гуманитарная культуры взаимодействуют между собой, влияют друг на друга.
Естественники и гуманитарии высказывают на их взаимодействие различные и, подчас, прямо противоположные суждения. Общепризнано, что достижения в области информатики и кибернетики активно используются в гуманитарных науках.
А такая гуманитарная наука как этика используется в естествознании.
Пересечением многих естественных и гуманитарных наук стала ЭКОЛОГИЯ
Классические представления о мире состоят в том, что в природе действуют слепые, стихийные и не зависящие от человека процессы и силы, а в человеческом обществе – действуют процессы, которые совершаются людьми с их интересами, мотивациями и сознательными целями.
Наиболее отчетливо различие между естественно-научной и гуманитарной культурой проявляется в отношении науки, роли науки в обществе и ее основных функций. Считается, что важнейшие функции науки – это
ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ и ПРЕДСКАЗАНИЕ ЯВЛЕНИЙ
Объяснение – подведение факта, явления, события под некоторый общий закон, теорию, концепцию.
Исааку Ньютону, чтобы объяснить падение яблока (по легенду) пришлось открыть закон всемирного тяготения
В экономике для объяснения равновесия на рынке апеллируют к закону спроса и предложения
Расширение стержня объясняют его нагреванием, а более точно – увеличением длины свободного пробега молекул.
В физике преобладают причинные объяснения, а значит и причинные законы. Например, по второму закону Ньютона, причиной ускорения тела является сила, действующая на него.
Если объяснение опирается на закон и теорию, то оно считается надежно установленным.
А что в гуманитарной сфере. Например, в истории, объяснения не опираются на законы, их просто нет. Опорой считаются мнения отдельных людей – цезарей, королей, летописцев …. В истории трудно подвести события человеческой истории под какой-либо закон или теорию.
Что же гуманитарии говорят о гуманитарных законах и о чем спорят.
Одни считаю законы простыми и тривиальными и не заслуживают внимания.
Другие считают их сложными, запутанными и их предстоит еще открыть.
Третьи считают, что исторические законы не причинные, зависят от людей и их целей.
Понимание — акт мышления, универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений.
Объекты понимания: знания, сведения, информация о мире, который окружает субъект.
В естествознании имеется в виду теоретическое понимание. Знание теории позволяет понять явления, факты и процессы окружающего мира.
Но можно ли говорить о понимании природы. Этого утверждать нельзя, поскольку в явлениях природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов…
Вопрос. Но так ли это? Каковы цели природы, ее эволюции!!!
В гуманитарной сфере понимание – это способ, посредством которого человек интерпретирует или истолковывает явления и события в человеческом обществе. Суть интерпретации – раскрыть цели, мотивы, действия и поступки людей.
Предсказание или предвидение явлений. Известно, что если теория предсказала что-либо, то это становится триумфом теории.
Примеры из физики.
1. Открытие планеты Нептун в 1846г. У.Левелье, проведя вычисления, предсказал существование новой планеты и она была открыта. Это был триумф гелиоцентрической системы Н.Коперника и закона всемирного тяготения.
2. Создание атомной бомбы на основании предсказаний теории атомного ядра.
3. Открытие в 1964г. элементарной частицы омега-минус гиперон на основании предсказаний кварковой модели Гелл-Манном в 1962г.
4. Открытие асимптотической свободы в квантовой хромодинамике. Статьи Гросса, Вилчека и Политцера в 1973г. Нобелевская премия 2004г.
Гуманитарные науки. Карл Маркс – создание марксизма, как научной теории социализма и социальных революций. Ленин – практически “осуществил” революцию. А что Ностардамус, Ванга….!!! – предсказатели!!!
Психологическая пауза.
Классические представления
Современные
европейские взгляды
Истина существует и целью науки является ее поиск
Истины не существует, а существует лишь множество мнений (или множество текстов)
В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант
По любому вопросу ничье мнение не весит больше чем мнение кого-то иного.
Девочка-пятикласница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт, как серьезный вызов биологической науке.
Пример. Грета Тумберг
Специфика в естественных и гуманитарных науках
Объекты исследования, понятия, критерии
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
НАУКИ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Изучаемые явления, объекты
Явления природы (живой и неживой)
Поступки людей
Исторические события
Основные представления
Научные понятия
Ценности
Критерии научности
Объективность
Эффективность
При́нцип причи́нности — один из самых общих физических принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния событий друг на друга означает, что любое событие {\displaystyle A(t),\ } произошедшее в настоящий момент времени {\displaystyle t,\ } может повлиять на события {\displaystyle B(t'),\ }в будущемв {\displaystyle t',\ }в будущем. {\displaystyle t'>t}
ПП — эмпирически установленный принцип, справедливость которого неопровержима, но нет доказательств его универсальности.
2. НАУКА. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Этапы развития естествознания
1 этап НАТУРФИЛОСОФИЯ – до XVI века. Представления о мире строились на основе созерцания, рассуждений и логических доказательств.
2 этап РАЦИОНАЛИЗМ – XVII - XIX века. Представления о мире строились на основе изучения природных явлений с помощью экспериментального метода. Основатели Декарт, Спиноза, Бэкон.
3 этап СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – конец XIX века - XXI век.
ФОРМУЛЫ
ПОЗНАНИЯ
Философия Анаксимандра и Демокрита.
Формула познания= состоит из ..
Целое состоит из частей.
Эта формула гласит, что для того чтобы познать целое надо его поделить на части и рассматривать части.
Пример – молекула вещества состоит из атомов, атом из электронов и ядра, ядро из протонов и нейтронов, протоны и нейтроны состоят из кварков и так могло быть до бесконечности, но не стало.
Кварки – идеальные объекты. Их нельзя потрогать, увидеть, экспериментально зарегистрировать.
Философия Платона.
Платон утверждал, что в основе мироздания лежат идеальные объекты. Например, в мире геометрических форм существуют только правильные многоугольники, многогранники. А в мире физики … А в мире человеческом … А в мире живого ….
Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия.
Грецкий орех и молоток.
Изучить орех с помощью молотка
Структура молекулы воды
Некоторые структуры кластеров воды