Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема № 5 Элементы теории массового обслуживания
Теория массового обслуживания (иначе называемая теорией очередей) изучает
случайные процессы в системах массового обслуживания с приложением к
рациональному построению этих систем. Она устанавливает зависимость между
характером потока заявок (требований), производительностью отдельного канала
(обслуживающего аппарата), числом каналов и эффективностью обслуживания.
Система массового обслуживания – это объект, в котором выполняется
последовательность (элементарных) операций.
Характерной особенностью массового обслуживания является наличие потока
однородных (идентичных) требований (событий, заявок), которые подвергаются
обслуживанию.
Множество моментов поступления в систему требований называется входным
потоком требований данной системы массового обслуживания.
Будем считать, что в момент поступления требования происходит событие. Тогда
множество моментов, когда происходят события, называется потоком однородных
событий.
Операции в системах массового обслуживания выполняются приборами. Считается,
что прибор (обслуживающий прибор, канал или линия) может одновременно выполнять
лишь одну операцию.
Операции, выполняемые приборами, называют ещё операциями обслуживания
требований.
Приборов в системе массового обслуживания конечное или счётное множество.
Система массового обслуживания, содержащая один прибор, называется
одноканальной (однолинейной), если приборов не меньше двух, то многоканальной
(многолинейной).
Очередью называется совокупность требований, ожидающих обслуживание в момент,
когда все приборы заняты обслуживанием других требований. Ожидающие требования
находятся в накопителе, который характеризуется ёмкостью, т. е. максимальным числом
требований, которые могут присутствовать в нём одновременно. Ёмкость накопителя
может быть конечной (конечный накопитель) и бесконечной (бесконечный накопитель).
Характерной особенностью систем массового обслуживания является наличие правил,
некоторого порядка, в соответствии с которым происходит выбор требований из очереди
при освобождении канала, называемого дисциплиной обслуживания.
В большинстве моделей принята дисциплина «первый пришёл – первый обслужен» это прямой порядок обслуживания (возможны и инверсный, и случайный порядки).
Рассмотрим функционирование простейших систем массового обслуживания.
1). Одноканальная система с ожиданием.
Графически ее можно изобразить следующим образом:
где a – поток требований на обслуживание,
b – поток обслуженных требований,
- источник требований,
- накопитель,
2
- обслуживающий прибор.
Из источника требование поступает в накопитель, затем, если прибор свободен, то
требование обслуживается, иначе требование остаётся в накопителе, становясь в конец
очереди.
Пример такой системы - приём экзамена одним экзаменатором.
2). Система с конечным накопителем.
где с – поток потерянных требований.
В системе может находиться N требований (в накопителе может находиться N 1
требование).
Если в накопителе N 1 место уже занято, то очередное требование теряется.
Самостоятельно приведите пример такой системы.
3.Система с потерями или отказами.
Это вариант системы 2, в которой N 1 . Ожидание здесь не допускается, так как нет
накопителя.
Пример такой системы – поток вызовов на телефонный номер.
Для классификации систем массового обслуживания используется символика,
предложенная в середине 50-х годов XX века Д. Кендаллом. Систему обслуживания
кодируют символами:
G1 / G2 / k / N / Q * ,
где G1 обозначает входящий поток требований (поток с соответствующим
распределением интервалов между моментами поступления требований); G2 распределение времени обслуживания; k - число обслуживающих приборов, N максимальная длина очереди или емкость накопителя (может быть N , если N 0 это система с отказами, 0 N - система с конечным накопителем), вместо A / B / k /
часто пишут A / B / k ; Q* - вводится для описания системы массового обслуживания с
приоритетами и для однородного потока требований не рассматривается.
Основные показатели эффективности функционирования или качества обслуживания
системой массового обслуживания – это:
1) вероятность потери требования в системах с потерями;
2) функция распределения времени ожидания требованием начала обслуживания;
3) среднее время ожидания требованием начала обслуживания;
4) распределение интервала времени занятости прибора;
5) распределение величины очереди.
Модели массового обслуживания могут характеризоваться и определяться указанием
класса случайных процессов, описывающих процесс обслуживания. Отсюда возникают
понятия марковских и немарковских моделей систем массового обслуживания.
3
Марковская модель массового обслуживания – это описание систем массового
обслуживания с помощью марковского процесса с дискретным множеством состояний.
Отказ от таких требований в немарковских моделях обычно приводит к усложнению
задачи описания характеристик систем массового обслуживания.
Конкретной моделью системы массового обслуживания, описываемой марковским
процессом, является одноканальная система массового обслуживания
M / M /1/ или M / M /1 .
Обозначение M означает, что интервалы между поступлением требований
(длительность обслуживания) имеют показательное распределение.
Пусть на вход прибора поступает пуассоновский поток требований с параметром .
Найдём распределение случайной величины 1 - времени до первого появления
события в пуасоновского процессе x , x 0, . По определению, F1 x P 1 x .
Событие
1 x
означает, что на отрезке
0, x
произошло хотя бы один раз
интересующее нас событие, что можно записать в виде x 1 , так как x – число
появлений события на отрезке 0, x . Поэтому
P 1 x P x 1 1 P x 0 1 e x ,
так как случайная величина x распределена по закону Пуассона с параметром x .
Следовательно, случайная величина 1 имеет показательное распределение с
параметром x .
В силу однородности во времени делаем вывод, что в пуассоновском потоке
интервалы
времени между поступлениями требований имеют показательное
распределение.
Итак, пусть на вход системы массового обслуживания подается простейший поток
однородных событий с параметром (т. е. пуассоновский), а время обслуживания
отдельного требования - случайная величина, имеющая показательное распределение с
параметром .
Эта последняя величина не зависит от совокупности моментов событий входящего
потока и времени обслуживания других требований.
В данной модели число требований в системе образует процесс размножения и гибели
Nt , t T [0; ) с бесконечной матрицей интенсивностей:
Если 0
0
( )
0
.
( )
, то случайная величина Nt имеет стационарное распределение
k
k
k 1
P N t k 1
для любых k 0 , которое является предельным.
В качестве показателей эффективности системы массового обслуживания с отказами
будем рассматривать:
A - абсолютную пропускную способность системы массового обслуживания, т.е.
среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени;
Q - относительную пропускную способность, т.е. среднюю долю пришедших заявок,
обслуживаемых системой;
4
Pотк - вероятность отказа, т.е. того, что заявка покинет систему массового
обслуживания необслуженной;
k - среднее число занятых каналов (для многоканальной системы).
1. Одноканальная система с отказами. Рассмотрим следующую задачу. Имеется
один канал, на который поступает поток заявок с интенсивностью . Поток
обслуживаний имеет интенсивность . Найти предельные вероятности состояний
системы и показатели ее эффективности.
Здесь и в дальнейшем будем предполагать, что все потоки событий, переводящие
систему массового обслуживания из состояния в состояние, - простейшие. К ним
относится и поток обслуживаний - поток заявок, обслуживаемых одним непрерывно
занятым каналом. Поскольку среднее время между двумя произвольными соседними
событиями простейшего потока обратно по величине интенсивности потока, а для потока
обслуживаний это время есть время обслуживания (одной заявки), то среднее время
1
обслуживания Tcp .
Система массового обслуживания имеет два состояния: S0 - канал свободен, S1 - канал
занят
В предельном стационарном режиме система уравнений Колмогорова для вероятностей состояний будет иметь вид:
p p
1
0
,
p1 p0
т.е. система вырождается в одно уравнение. Учитывая нормировочное условие
p0+p1=1, найдем из полученной предельные вероятности состояний:
p0
, p1
Предельные вероятности состояний p0 и p1 можно выразить через средние времена
простоя канала Tnp и обслуживания одной заявки Тcp. Для этого в формулы для вероятно1
1
стей следует подставить
и
. В результате получим
Tnp
Tcp
p0
Tcp
Tcp Tnp
, p1
Tnp
Tcp Tnp
Предельные вероятности выражают среднее относительное время пребывания системы
в состоянии S0 (когда канал свободен) и S1 (когда канал занят), т.е. определяют соответственно относительную пропускную способность Q системы и вероятность отказа Ротк:
Tcp
Tnp
Q
, Pomk
Tcp Tnp
Tcp Tnp
Почему p0 Q ? В самом деле, p0 есть вероятность того, что заявка будет принята к
обслуживанию (система находится в состоянии S0, т.е. канал свободен). Всего в единицу
времени приходит в среднем заявок и из них обслуживается p0 заявок. Тогда доля
обслуживаемых заявок по отношению ко всему потоку заявок определяется величиной
p
Q 0 p0 .
5
Абсолютную пропускную способность (или, иначе, среднее число заявок, поступающих в систему массового обслуживания в единицу времени) найдем, умножив
относительную пропускную способность Q на интенсивность потока заявок:
A Q
Пример. В фирму поступает простейший поток заявок на телефонные переговоры с
интенсивностью = 90 вызовов в час, а средняя продолжительность разговора по
телефону Тcp = 2 мин. Определить показатели эффективности работы системы массового
обслуживания (телефонной связи) при наличии одного телефонного номера.
1
Решение. Интенсивность потока обслуживаний
= 1/2 = 0,5(1 /мин) = 30(1/ч).
Tcp
Относительная пропускная способность системы массового обслуживания Q = 30/(90 +
30) = 0,25, т.е. в среднем только 25% поступающих заявок осуществят переговоры по
телефону.
Соответственно вероятность отказа составит Pотк = 1 — 0,25 = 0,75 . Абсолютная
пропускная способность системы массового обслуживания A = 90 • 0,25 = 22,5 , т.е. в
среднем в час будут обслужены 22,5 заявки на переговоры. Очевидно, что при наличии
только одного телефонного номера система массового обслуживания будет плохо
справляться с потоком заявок.
2. Многоканальная система с отказами (задача Эрланга). Здесь мы рассмотрим одну
из первых по времени, «классических» задач теории массового обслуживания; эта задача
возникла из практических нужд телефонии и была решена в 1909 г. датским инженеромматематиком А.К. Эрлангом. Задача ставится так: имеется п каналов (линий связи), на
которые поступает поток заявок с интенсивностью . Поток обслуживаний каждого
канала имеет интенсивность . Найти предельные вероятности состояний системы и
показатели ее эффективности.
Система массового обслуживания имеет следующие состояния (нумеруем их по числу
заявок, находящихся в системе): S0, S1..., Sn, где Sk - состояние системы, когда в ней
находится к заявок, т.е. занято k каналов.
Граф состояний системы массового обслуживания соответствует процессу гибели и
размножения
Поток заявок последовательно переводит систему из любого левого состояния в соседнее правое с одной и той же интенсивностью . Интенсивность же потока
обслуживаний, переводящих систему из любого правого состояния в соседнее левое,
постоянно меняется в зависимости от состояния. Действительно, если система массового
обслуживания находится в состоянии S2 (два канала заняты), то она может перейти в
состояние S1 (один канал занят), когда закончит обслуживание либо первый, либо второй
канал, т. е. суммарная интенсивность их потоков обслуживаний будет 2 . Аналогично
суммарный поток обслуживаний, переводящий системe массового обслуживания из
состояния S3 (три канала заняты) в S2, будет иметь интенсивность 3 , т.е. может
освободиться любой из трех каналов, и т. д.
В формуле для схемы гибели и размножения для предельной вероятности состояния S0
получим
1
2
k
n
p0 1
...
...
2 ! 2
k ! k
n ! n
6
2
k
n
,
,...,
,...,
- коэффициенты при р0 в
2! 2
k ! k
n ! n
выражениях для предельных вероятностей р1, р2,..., pn.
Заметим, что в эту формулу интенсивности и входят не по отдельности, а только
где члены разложения
в виде отношения
. Обозначим
и будем называть величину приведенной интенсивностью потока заявок или
интенсивностью нагрузки канала. Она выражает среднее число заявок, приходящих за
среднее время обслуживания одной заявки. Пользуясь этим обозначением, перепишем
формулу в виде:
1
1 2
1 k
1 n
p0 1 ... ...
2!
k!
n !
k
p при k от 1 до n.
k! 0
Вероятность отказа системы массового обслуживания есть предельная вероятность
того, что все п каналов системы будут заняты, т. е.
n
Pomk pn
p
n! 0
Отсюда находим относительную пропускную способность - вероятность того, что
заявка будет обслужена:
n
Q 1 Pomk 1
p
n! 0
Абсолютную пропускную способность получим, умножая интенсивность потока заявок на Q:
n
A Q 1
p
n ! 0
При этом pk
Осталось только найти среднее число занятых каналов k . Эту величину можно было
бы найти «впрямую», как математическое ожидание дискретной случайной величины с
возможными значениями 0,1,..., п и вероятностями этих значений p0 , p1 ,... , pп . Однако
среднее число занятых каналов можно найти проще, если учесть, что абсолютная
пропускная способность A системы есть не что иное, как интенсивность потока
обслуженных системой заявок (в единицу времени). Так как каждый занятый канал
обслуживает в среднем заявок (в единицу времени), то среднее число занятых каналов
A
n
k 1
p
n ! 0
Пример. В условиях предыдущего примера определить оптимальное число телефонных номеров в фирме, если условием оптимальности считать удовлетворение из каждых
100 заявок на переговоры в среднем не менее 90 заявок. Решение. Интенсивность нагрузки
канала = 90/30 = 3, т.е. за время среднего (по продолжительности) телефонного
разговора Тcp = 2 мин поступает в среднем 3 заявки на переговоры.
Будем постепенно увеличивать число каналов (телефонных номеров) n = 2, 3, 4,... и
определим для получаемой n-канальной системы массового обслуживания
7
характеристики обслуживания. Значения характеристик систем массового обслуживания
сведем в таблицу
Показатели эффективности
Обозначение
Число каналов (телефонных номеров)
1
2
3
4
5
6
Относительная
способность
пропускная
Q
0,25
0,47
0,65
0,79
0,90
0,95
Абсолютная
способность
пропускная
A
22,5
42,3
58,8
71,5
80,1
85,3
По условию оптимальности Q > 0,9, следовательно, в фирме необходимо установить 5
телефонных номеров (в этом случае Q = 0,90 ). При этом в час будут обслуживаться в
среднем 80 заявок (A = 80,1), а среднее число занятых телефонных номеров (каналов)
A 80,1
k
2, 67 к =
30
Тут уже проглядывает некоторый намек на оптимизацию. В самом деле, содержание
каждого канала в единицу времени обходится в какую-то сумму. Вместе с тем, каждая обслуженная заявка приносит какой-то доход (если речь идет о системе массового
обслуживания, для которых этот доход можно оценить). Умножая этот доход на среднее
число заявок А, обслуживаемых в единицу времени, мы получим средний доход от систем
массового обслуживания в единицу времени. Естественно, при увеличении числа каналов
этот доход растет, но растут и расходы, связанные с содержанием каналов. Что перевесит
- увеличение доходов или расходов? Это зависит от условий операции, т. е. от «платы за
обслуживание заявки» и от стоимости содержания канала. Зная эти величины, можно
найти оптимальное число каналов, наиболее экономически эффективное.
При решении многих практических задач приходиться сталкиваться с системами
массового обслуживания с очередью (очередь в любой кассе, очередь к врачу и т. д.).
Число мест в очереди может быть ограниченным (в таблице это число обозначено как m),
а может быть бесконечным. Если все каналы заняты, то заявка на обслуживание
становится в очередь. Если и все места в очереди также заняты, то заявка покидает
систему массового обслуживания, т. е. не обслуживается. Вероятностные характеристики
систем массового обслуживания с очередями приведены в двух крайних справа столбцах
ниже приведенной таблицы, в которой .
К анализу различных систем массового обслуживания Вы вернетесь при изучении
многих общепрофилирующих и специальных дисциплин