Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема Эластичность спроса и предложения
1 Понятие эластичности спроса
2.Эластичность спроса по цене и по доходу.
3.Эластичность предложения.
В общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Исторически понятие эластичности было введено в экономическую терминологию А. Маршаллом (Великобритания). В дальнейшем его идеи в данной области были развиты главным образом его соотечественником Дж. Хиксом и американцем П. Самуэльсоном. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
В экономической науке выделяют следующие виды эластичности:
· эластичность спроса по цене;
· эластичность предложения по цене
· точечная эластичность спроса
· перекрестная эластичность спроса по цене
· дуговая эластичность спроса
· эластичность спроса по доходу;
· эластичность соотношения цен и заработной платы;
· эластичность прямой линии
· эластичность технического замещения.
Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ).
Она имеет следующие формы:
· эластичный спрос ( > 1). Величина спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены. К примеру, рост цены на 2% вызывает снижение величины спроса на 10%;
· неэластичный спрос ( < 1). Величина спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены. Допустим, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,5%;
· единичная эластичность спроса ( =1). Имеет место, если на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется также на 1%;
· совершенно эластичный спрос ( = ∞). Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;
· совершенно неэластичный спрос ( = 0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого спроса представляет собой вертикальную.
Эластичность спроса – это чувствительность величины спроса к изменению цены на товар называется эластичностью спроса.
В связи с этим, можно сказать, что:
Эластичный спрос – спрос на продукт или ресурс, для которого коэффициент ценовой эластичности больше единицы. Т.е. процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.
Неэластичный спрос – коэффициент эластичности спроса на такой продукт или ресурс меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.
2.Эластичность спроса по цене и по доходу
При этом различают:
1) эластичность спроса по цене:
где Q1, Q2 – величина спроса на товар, штук;
Р1, Р2 – цена на данный товар, денежных единиц.
2) эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении дохода потребителей на 1 %:
где I1 I2 – доход потребителей, денежных единиц;
Q1, Q2 – величина спроса на товар, штук.
3) перекрестная эластичность – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар А при изменении товара В на 1 %:
где QA1, QA2 – величина спроса на товар А, штук;
РВ1, РВ2 – цена товара В, денежных единиц.
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
1. Спрос эластичен в долговременном периоде.
2. Чем больше удельный вес покупки в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него.
3. На товары первой необходимости спрос менее эластичен, на предметы роскоши – эластичен.
4. Наличие и доступность товаров-субститутов: чем больше субститутов у товара на рынке, тем эластичнее спрос на данный товар.
5. Доступность товара или услуги: чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него.
3.Эластичность предложения
Эластичность предложения – это чувствительность величины предложения к изменению цены на товар называется эластичностью предложения:
где Q1, Q2 – величина предложения данного товара, штук;
Р1, Р2 – цена на товар, денежных единиц.
Эластичность предложения не оценивается показателем общей выручки. Между величиной предложения и ценой товара имеется прямая зависимость, благодаря которой кривая предложения является возрастающей – при росте цены товара, работ, услуг, всегда возрастает и общая выручка продавцов.
Эластичное предложение – предложение продукта или ресурса, для которого ценовая эластичность больше единицы, а процентное изменение величины предложения больше процентного изменения цены товара.
Неэластичное предложение – коэффициент эластичности предложения такого продукта или ресурса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.
В общем говоря, деление эластичности является достаточно условным, так как разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Например, основные продукты питания обладают низкой эластичностью спроса по цене. А вот предметы роскоши напротив – имеют более высокую эластичность по цене. При этом важно отметить также, что эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от конкретной группы населения, от наличия товаров-заменителей и т.д.
Также неверно отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 7).
На рис. 7 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот ниже – неэластичный. В точке, расположенной посередине, наблюдается единичная эластичность спроса. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.
Рис. 7. Эластичность и наклон – разные понятия
Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:
· эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;
· неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;
· абсолютно эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
· абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.
Наравне с эластичностью спроса и предложения в отдельности существует и перекрестная эластичность. Она может быть:
· положительная, характерна для товаров-субститутов;
· отрицательная, присуща товарам-дополнителям;
· нулевая, свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к доплонителям.
В микроэкономическом анализе показатель эластичности может быть использован для:
· определения ценовой политики предприятия;
· анализа поведения потребителя;
· прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие изменения цены товаров
· определение стратегиикомпаний, максимизирующих свою прибыль;
· разработка структуры налогообложения;
· выработка мероприятий государственного регулирования экономики, в особенности политики занятости населения.
Итак, мы рассмотрели основные теоретические вопросы , а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Микроэкономика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. А. Родина [и др.]; под ред. Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 330 с. — (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-4068-8.- https://biblioonline.ru/register_new/confirm?confirm_code=5fe5e3abcd6b28f231f24456ca00deb9&mid=6495a12a0793d9e655b7c37b43f96257488901 ( ГЛ.2)
2.Экономическая теория: учебник для академического бакалавриата / Е. Н. Лобачева [и др.]; под ред. Е. Н. Лобачевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 539 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4488-4.- https://biblioonline.ru/register_new/confirm?confirm_code=5fe5e3abcd6b28f231f24456ca00deb9&mid=6495a12a0793d9e655b7c37b43f96257488901 (стр 89-94)
3.Лобачева, Е. Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров / Е. Н. Лобачева; под ред. Е. Н. Лобачевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 516 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2910-2.- https://biblioonline.ru/register_new/confirm?confirm_code=5fe5e3abcd6b28f231f24456ca00deb9&mid=6495a12a0793d9e655b7c37b43f96257488901. ( Стр 82-86)