Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция к выполнению самостоятельной работы № 1
Экскурсии и экскурсионный метод в организации культурно-просветительской деятельности
Экскурсия является важной формой организации обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ее основное назначение состоит в том, чтобы наиболее интересным и эффективным способом обеспечить детям условия познания окружающего мира, формировать у них конкретные представления и впечатления о жизни человека в далеком прошлом и в настоящем времени, о достижениях в разных направлениях жизни и в областях культуры, о жизни природы и ее связи с человеческим обществом.
Экскурсии имеют огромное воспитательное значение: учат детей наблюдать явления или объекты, дают информацию к размышлению об увиденном, способствуют освоению основ аналитической деятельности, приучают слушать экскурсовода и прислушиваться к участникам экскурсии, считаясь с их мнениями, взглядами и настроениями.
Привлекательной стороной экскурсии является то, что экскурсант не сидит за столом в учебном кабинете, он познает предмет или явление, находясь в движении. Именно на это обратил внимание Б.Е. Райков1, один из ведущих в двадцатые годы прошлого века разработчиков экскурсионного метода. Он отмечал: «экскурсионное изучение есть такая познавательная работа, которая так или иначе связана с передвижением изучающего в пространстве»; «экскурсант сам идет к объекту изучения, а не предмет несут к нему»2.
Экскурсии требуют и от организаторов, и от участников огромных физических, душевных, временных и иных затрат, создают некоторые сложности в их проведении.
Как, например, вывести на экскурсию детей пятилетнего возраста? Что надо обдумать и сделать, чтобы дошкольники в ходе экскурсии справились с задачами, которые поставит перед ними воспитатель? Как заинтересовать экскурсией школьников, и вместе с тем, создать в них уверенность в том, что школьная экскурсия – не отдых, а продуктивная и интересная форма работы в процессе познания мира? И главное – как показать необходимость экскурсии в освоении условий и ценностей, созданных обществом в прошлом и в настоящем времени, а также в изучении учебного материала?
Вопрос о безопасности детей, выведенных на экскурсию за пределы школы или детского сада, является одним из самых острых вопросов. Транспорт и улица далеко не безобидны. Тем не менее, экскурсия как форма образовательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается привлекательной и нужной.
Для качественного и полезного ее проведения необходимы педагогу и владение методическими основами, и знания, касающиеся содержания и особенностей проведения той или иной экскурсии.
Термин «экскурсия» базируется на латинском слове «excursio», означавшем в далекие времена такие действия как набег, выход, поездка. Сейчас этот термин означает выход в музей или на природу, увеселительную поездку и поездку с научно-образовательной целью, коллективную или индивидуальную прогулку.
С учетом педагогической проблемы воспитания и обучения детей в Педагогическом словаре можно найти такое определение: «Экскурсии (в пед.) – форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отличие от уроков экскурсии проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся»3.
Разнообразны места для проведения экскурсий с детьми: на городских улицах, в скверах и парках, у памятников истории и культуры, в библиотеках, на предприятиях, и, конечно, в музейных и иных учреждениях.
В современном понимании экскурсия является коллективным осмотром предложенного объекта, ведется по четко определенному маршруту под руководством экскурсовода, роль которого выполняет как профессиональный музейный работник, так и педагог.
Педагог, не являясь сотрудником музея, не может вести экскурсию в музее или на выставке, однако он должен знать особенности, содержание экскурсии и основные к ней требования, чтобы стать, во-первых, полноценным помощником экскурсовода, во-вторых, и это не менее важно, чтобы организовать детей на конкретную деятельность в процессе экскурсии и после нее. Педагог в музейной экскурсии обеспечивает порядок, наблюдает за детьми, оказывает им помощь, следит за тем, чтобы экскурсантам было хорошо видно экспонаты и слышно экскурсовода, чтобы дети соблюдали правила поведения, позволяющие наилучшим образом воспринимать экскурсионные объекты и рассказ экскурсовода.
В процессе экскурсии педагог преследует разные цели, направленные на экскурсантов. Среди них: познавательные, образовательные, воспитательные, эстетические и др.
Организуется экскурсия всегда в свободное от основной деятельности время, хотя бывают ситуации, когда школьникам заменяют традиционный урок, в классе за партой и с учебником, на экскурсионное познание действительности.
Выделим основные показатели образовательной экскурсии:
1) коллективный осмотр экскурсионных объектов;
2) четкий, заранее обдуманный, маршрут;
3) экскурсовод ведет экскурсию;
4) определяются конкретные цели экскурсии;
5) проводится в строго определенное время.
Знакомство с экскурсионными объектами, освоение экскурсионного материала опирается на всестороннее восприятие экскурсантов. Восприятие, как известно, является психическим познавательным процессом, который формирует в сознании человека картину мира благодаря органам чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания. Именно оно характеризует качественность проведения экскурсии.
зрительное вербальное
моторное коллективное
Рисунок 1. Восприятие экскурсанта.
Зрительное восприятие является главным признаком экскурсии. Оно первично и заключается в том, чтобы рассмотреть экспонат со всех сторон, понаблюдать его в процессе, увидеть его особенности и характерные черты. Именно на показе и осмотре строится работа экскурсовода с экскурсантами. Однако зрительного восприятия недостаточно.
Нужно еще вербальное (слуховое) восприятие, сопровождающее зрительное. Оно осуществляется при словесном комментарии, даваемом экскурсоводом. С помощью рассказа экскурсовода создается у экскурсантов наиболее полное представление о рассматриваемом объекте.
Не менее важно моторное восприятие, возникающее при передвижении экскурсантов по маршруту. Они обходят экспонат с разных сторон, осматривают его со всевозможных расстояний, получая дополнительные сведения, информацию для более полного размышления об экскурсионном объекте.
Поскольку экскурсия является коллективным осмотром, подключается также коллективное восприятие: экспонат рассматривается в группе людей, связанных общими интересами и целями, имеющих возможность поделиться мнениями и знаниями, услышать точку зрения других экскурсантов. Возникает особое психологическое состояние общности переживаемых эмоций. Это состояние делает восприятие и усвоение материала экскурсии более глубоким и сильным.
Многообразие видов экскурсий и особенности их проведения
Одной из важнейших форм работы учителя с младшими школьниками является посещение музеев. Иногда и воспитатели с дошкольниками ходят в музеи, хотя обычно дошкольников водят в музеи родители.
К сожалению, делается это крайне редко, и многие дети дошкольного возраста лишены важнейшего воспитательного воздействия. Мы же убеждены: чем раньше ребенок придет в музей, тем быстрее и основательнее он впишется в современную культурную жизнь.
С какого возраста следует вести ребенка в музей, зависит от самого ребенка: его внимательности и усидчивости, интереса, коммуникабельности, способности рассматривать предметы. Полагаем: старшие дошкольники готовы к восприятию музейного зала и экспоната.
Присутствие в музее ребенка дошкольного и младшего школьного возраста требует от людей, его сопровождающих, тщательной продуманности времени, содержания и приемов знакомства ребенка с музейным богатством.
Опыт посещения музея детьми дошкольного возраста предлагает следующие рекомендации с приблизительными временными отрезками:
- по времени – не более одного часа, в который входит рассмотрение экспонатов (примерно 20-25 минут); проход по залам с остановкой только там, где сам ребенок высказал пожелание остановиться и посмотреть;
- просмотр одного зала, не более четырех- пяти музейных экспонатов;
- посещение музейного кафе, которое усилит интерес к событию и радостное настроение;
- приобретение в музейном киоске сувенира с символикой музея (открытка, значок, монета, магнит, блокнот, альбом и т.п.): для того, чтобы после посещения музея рассмотреть то, что приобрели, вспомнить экскурсию, обсудить виденное;
- предварительная короткая беседа о том, в какой музей идем, что будем смотреть, что надо обязательно увидеть;
- беседа после посещения (сразу или не сразу – по обстоятельствам, с учетом особенностей ребенка) о том, что видели в музее, что запомнилось и понравилось.
Учитель обязан знать специфику музейной экскурсии, чтобы качественно использовать ее возможности в образовательно-воспитательном процессе. Экскурсия проводится в музее – специально организованном и тщательно продуманном культурном пространстве. Это может быть здание музея, в котором мы смотрим экспозицию или организованную на краткое время выставку экспонатов.
Это может быть подготовленная работниками музея экскурсия за пределами музейного здания, например, к памятникам и памятным местам. В ходе такой экскурсии создаются условия для показа экскурсантам, насколько музей связан с городскими объектами.
Возможно проведение комплексных экскурсий, когда, ознакомившись с экспозиционными материалами музея, экскурсанты переходят на улицу, в сквер, на площадь – к памятнику, стоящему в естественных городских условиях.
Таблица 5.1. Виды экскурсий.
Условия, определяющие вид
Виды экскурсий
место проведения
в музейном пространстве
в городском пространстве: улица, площадь, сквер, парк
комплексная: музейное и городское пространство
содержание
обзорная
тематическая
периодичность
разовая
цикловая
цель проведения
культурно-образовательная
учебная
По содержанию музейные экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии предназначены для детей, которые впервые пришли в музей, чтобы познакомиться с его экспозицией, получить общее представление об истории музея и его коллекциях.
Сведения, сообщаемые, как правило, в таких экскурсиях, носят информативный характер. Кратко знакомят с историей музея, коллекционным содержанием, основными разделами и направлениями экспозиции, а также с отдельными, наиболее значимыми и интересными экспонатами.
Тематические экскурсии раскрывают конкретную тему.
По количеству встреч в музее выделим экскурсии разовые и цикловые. Обычно школьники приходят в музей на разовые экскурсии, однако учитель может продумать и организовать цикловые экскурсии, которые связаны общей тематикой, разумеется, с учетом возможностей музея. Например, в Государственной Третьяковской галерее можно провести разовую экскурсию по теме «Русские художники» или цикл экскурсий с тем же названием, но в цикле каждая экскурсия познакомит учащихся с творчеством конкретного мастера: И.К. Айвазовского, В.М. Васнецова, И.И. Шишкина и др.
По цели проведения экскурсии подразделяются на культурно-образовательные и учебные. Первые способствуют общему культурному развитию экскурсантов, вторые, хотя и они способствуют повышению общекультурного уровня, непосредственно связаны с учебными школьными программами.
М.Ю. Юхневич, автор учебных пособий по музейной педагогике и учебно-образовательных проектов и программ, отметила такую особенность работы музея в последние десятилетия: экскурсия становится специфическим видом общения. Возникает возможность «насыщенного общения». «Предметом общения становятся ценности культуры, одинаково значимые и для аудитории, и для того, кто принимает на себя роль руководителя, посредника»4. Экскурсовод становится собеседником, что делает экскурсию более интересной и значимой для экскурсанта.
В процессе проведения экскурсии осуществляется важнейшая функция музея: воспитание и образование экскурсантов в музейном пространстве, наполненном объектами культуры: это картины и скульптуры, музыкальные инструменты, предметы быта, одежда, древние книги, археологические вещественные источники и пр. Через демонстрацию осуществляемой в ходе экскурсии связи исторического прошлого и настоящего времени осуществляется процесс социализации детей: они осознают себя представителями своего народа, который жил в далеком прошлом и живет сейчас, жителями своей страны, обладающей многовековой историей и великой культурой, активными участниками развития своего государства и защитниками Отечества.
Педагог является организатором и помощником экскурсовода в музейной экскурсии, но он и сам способен проводить с детьми различные экскурсии.
Воспитатель может провести экскурсию для своих воспитанников по дошкольному учреждению, показав им следующие помещения:
- зал музыкальных занятий, который детям, конечно, хорошо знаком, поскольку здесь они познают азы музыки, танца, театра, показывают родителям праздничные представления; тем не менее, им можно показать коллекцию инструментов, картин, кукол, используемых в занятиях с детьми разных групп, обсудить правила поведения в музыкальном (театральном, концертном) зале, можно предложить им самим рассказать про этот зал;
- кабинет руководителя дошкольного учреждения: познакомить с некоторыми особенностями работы хозяйки кабинета, разумеется, чтобы было понятно, интересно и значимо в осознании того факта, что в детском саду все делается для того, чтобы дети росли и развивались;
- методический кабинет, в котором хранятся книги и материалы, необходимые воспитателям для обучения детей, создаются выставки детских творческих работ;
- кухня, где добрые повара, отличные мастера своего дела, готовят для детей вкусные завтраки и обеды;
- медицинский кабинет, в котором есть препараты и предметы для оказания врачебной помощи каждому ребенку;
- уголок живой природы: здесь живут и радуют детей птицы, рыбки, черепаха, растут цветы в горшках;
- групповые комнаты, в которых обитают ребята других детсадовских групп – старших и младших;
- групповые участки, на которых ребята не только гуляют и отдыхают, но и проводят опыты, наблюдают растения и ухаживают за ними, охраняют от порчи постройки участка.
Дошкольников желательно провести на экскурсию в школу, в детскую библиотеку, в ближайший магазин, в аптеку и поликлинику, к детской площадке во дворе дома, в сквер, расположенный рядом с детским садом. Разумеется, экскурсия за пределы дошкольного учреждения требует особой подготовки: выбора времени, чтобы, например, в магазине, не присутствовало много посетителей; договоренности с работниками принимаемого объекта. Надо сделать так, чтобы экскурсия в бытовые и культурные учреждения оказалась интересной, полезной, радостной для детей, и не слишком обременительной для принимающей стороны.
Для внешних экскурсий необходимо заранее обговорить с детьми правила поведения в общественных местах. Среди поведенческих правил назовем следующие:
1. Идти по улице спокойно, не останавливаться во время движения, не бегать и не кричать.
2. В учреждении вести себя спокойно и уважительно: не толкаться и не расходиться (стоим/сидим все вместе), проявлять внимание к людям, их словам, просьбам и поступкам.
3. Обязательно сказать слова приветствия («здравствуйте»), благодарности («спасибо»), прощания («до свидания»).
4. Во время рассказа взрослого не разговаривать друг с другом, а слушать рассказчика.
5. Вопросы задавать, когда ведущий экскурсию предложит их задавать. Например, он спросит: «Какие у вас, ребята, есть вопросы?».
Огромную помощь в проведении экскурсий по разным объектам способны оказать родители воспитанников, которые примут участие в воспитательном мероприятии. Они могут организовать экскурсию, проследить за безопасным ее проведением, провести экскурсию в том или ином учреждении. Привлечение родителей к организации и проведению экскурсии не только расширяет возможности деятельности педагога, но также решает несколько задач:
- сближение педагога и родителей воспитанников группы;
- усиление процесса взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей;
- повышение авторитета и родителей, и воспитателей;
- воспитание у детей добро-позитивной гордости за своих родителей;
- рост педагогической подготовленности родителей, а также профессиональной компетентности воспитателя.
Здесь, как и в других мероприятиях, совместно проводимых воспитателями и родителями, и те, и другие учатся друг у друга общению с детьми и со взрослыми людьми.
Поскольку мы рассматриваем культурно-просветительские экскурсии, необходимо остановиться на данном понятии.
Культурно-просветительское направление воспитательной работы имеет достаточно широкое содержание. Для реализации этого направления проводятся такие мероприятия как посещение детьми театров, музеев и выставок, организация встреч с интересными людьми, знакомство учащихся со школьной и районной библиотекой, а также сотрудничество с библиотекой, создание в образовательном учреждении музея, организация кружков и творческих клубов и т.п.
Экскурсии носят и воспитательный, в целом, характер, и культурно-просветительский, поскольку в их содержании отражена культура России, история Отечества – в лицах и в событиях. В экскурсионном процессе создаются условия для творческого и свободного освоения учебного материала, для расширения знаний учащихся, выходящих за рамки учебной программы.