Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика предприятия

  • ⌛ 2003 год
  • 👀 532 просмотра
  • 📌 460 загрузок
  • 🏢️ ЮУрГУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика предприятия» pdf
ЭКОНОМИКА ЧАСТЬ 2. Экономика предприятия Оглавление 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ........................................................................................... 2 1.1. Экономические системы .................................................................................................................... 2 1.2. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности .................................... 2 1.3. Окружающая среда предприятия ...................................................................................................... 3 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ........................................................................ 6 2.1. Основных средства предприятия. ........................................................................................................ 6 2.2. Основные фонды .................................................................................................................................... 7 2.3. Оборотные средства предприятия ...................................................................................................... 10 2.4. Персонал предприятия и оплата труда ............................................................................................... 12 3. ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ............................................................................................................ 15 3.1. Классификация затрат .......................................................................................................................... 15 3.2. Показатели объема продукции ............................................................................................................ 15 3.3. Цена продукции .................................................................................................................................... 16 3.4. Методы ценообразования .................................................................................................................... 16 Составлено по материалам пособия: Смагина В.Н. экономика предприятия: учебное пособие – ЮУрГУ, 2003 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Экономические системы Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, отвечающих за структуру общества; порядок обмена и потребления экономических благ; производственные отношения. Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Выделяют четыре экономические системы: 1. Традиционную – отношения строятся на основе традиций. Распределение, обмен и потребление благ осуществляется в зависимости от положения человека в обществе, и закрепляются традицией, моралью, религией. Отсутствует общественное разделение труда. Потребности удовлетворяются только за счет собственных ресурсов. Экономика изолирована от внешнего мира. Система характерна для племенных общин и экономически отсталых стран. 2. Рыночную – цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров. Система основывается на трех принципах: частной собственности, свободном образовании цен, конкуренции. Ограничивается роль государства. Главная движущая сила экономики – личный интерес. 3. Плановую (административно-командную) – распределение ресурсов и производство планируется централизовано. Система основывается на принципах: государственная собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование. Монополизм производства. Доход в обществе зависит от должности. 4. Смешанную – сочетание свободного рынка с элементами государственного регулирования. При этом государство имеет право: определять таможенную и налоговую политику, иметь свой коммерческий сектор на рынке, контролировать цены, ограничивать монополию. 1.2. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности Экономику государства можно упрощено рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, которые находятся в тесной коммерческой и производственной взаимосвязи. От того, как эффективно работают предприятия, зависит состояние экономики страны. Главная цель предприятия – получение максимальной прибыли. Однако прибыль не всегда является главным мотивом создания предприятия. Мотивом может являться стремление к общественному признанию, обладание прочными позициями на рынке или сохранение начатого дела. Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческие деятельности с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятия бывают: По форме собственности:  частные;  общественные. По степени предпринимательской деятельности:  коммерческие;  некоммерческие. По организационно-правовой форме: Коммерческие предприятия:  хозяйственные товарищества и общества;  производственные кооперативы;  унитарные, государственные и муниципальные предприятия. Некоммерческие предприятия:  потребительский кооператив;  общественные и религиозные организации и их объединения;  фонды, союзы. По уровню концентрации производства:  крупные;  средние;  мелкие. По типу производства:  массовое;  серийное;  единичное. 1.3. Окружающая среда предприятия Предприятие – техническая, социальная, экономическая и ориентированная на сохранение окружающей среды единица, выполняющая задачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений и ответственности. Внутренняя среда – совокупность факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, его целей, структуры, действия менеджеров, персонала. Внешняя среда предприятия – совокупность систем, которые находятся за пределами предприятия. Системы, с которыми предприятия активно взаимодействуют, являются факторами прямого воздействия. Факторы и условия, которые не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, но предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его руководителями, являются факторами косвенного воздействия на предприятие. Сложность внешней среды характеризуется множеством факторов, которые предприятие должно учесть в целях выживания и успешного развития. Факторы внешней среды прямого воздействия : Поставщики. В процессе своего функционирования предприятия выходят на рынок в поисках того, из чего будут производить продукцию: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, оборудование и т.д. Удовлетворяя потребности по всей номенклатуре, предприятие взаимодействует с поставщиками. На сколько полно решаются эти задачи, зависит от состояния рынка данных товаров и определяется соотношением спроса и предложения на них. Потребители. Произведя продукт, предприятие выходит на рынок в качестве продавца и в связи с этим на первый план выходит проблема сбыта, т.е. выявление потребителей. При решении данной проблемы важное то, как потребитель относится к предприятию и к продукту (торговая марка). Это является значимым фактором, определяющим соотношение спроса и предложения на продукцию предприятия и тем самым влияющих на цену и объем сбыта. Конкуренты. Предприятия, производящие продукцию того же назначения. Количество конкурентов и их активность существенным образом влияет на соотношение спроса и предложения, на продукцию предприятия, на уровень ее цены, и тем самым определяя благоприятность или неблагоприятность товарной среды. Государство. Государство оказывает влияние на функционирование предприятия, реализуя свою государственную политику, использует различные формы воздействия. Наиболее активно государство воздействует на предприятие с помощью системы налогообложения: количество налогов, уровень налоговых ставок, льготные ставки, таможенные пошлины. Факторы внешней среды косвенного воздействия: Политические факторы. Состояние политико-правовой среды определяется особенностью политической ситуации в стране. Специфика ситуации вытекает из сложившейся обстановки политических сил, которые представлены политическими партиями. В конкретный период времени одна из партий или объединения определяет внутреннею и внешнею политику государства, таким образом, влияют на решение социальных и экономических проблем. Политико-правовая система может быть не благоприятна для предприятия, в случае если ограничена его самостоятельность, и, наоборот, такая среда может стимулировать деловую активность предприятия путем льготного налогообложения и др. Научно-технический прогресс. В условиях экономики рыночного типа предприятие может быть конкурентоспособным только при условии постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а также технологии и организации производства. Своевременное использование достижений науки является залогом устойчивого функционирования предприятия. Состояние национальной экономики. Экономика любой страны предполагает наличие финансовой системы, которая представлена государственным бюджетом, валютными фондами, банками, страховыми и пенсионными фондами, а также лизинговыми компаниями, юридическими и физическими лицами. Эти элементы финансовой среды взаимодействуют с предприятиями и между собой на финансовом рынке. Социально-культурные факторы. Социальная сфера – эта часть внешней среды предприятия, которая качественно и количественно формирует рынок труда. Элементы социальной сферы, влияющие на предприятие: менталитет, идеология, религия, уровень благосостояния, криминогенности, здравоохранения и традиции. Эти элементы оказывают влияние на профессиональные и личностные качества работника и формируются преимущественно во внешней среде. Географические факторы. Каждое предприятие находится в определенной природно-климатической зоне, которая имеет ряд особенностей: температура, наличие источников воды, природные ископаемые, ландшафт (отдаленность рынков сбыта, источники сырья). Уровень затрат на отопление, транспортировку, строительство зданий является различным для предприятий, находящихся в разных природно-климатических условиях. Фактор международного окружения. Процессы глобализации, происходящие во всем мире, не могут не оказать влияния на предприятие. Мировая конкурентная среда, формирующаяся транснациональными корпорациями, также является важным фактором, влияющим на предприятие. 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Для осуществления непрерывного производственного процесса по изготовлению продукции предприятию требуется определенные ресурсы: материальные, финансовые и трудовые. В материальных ресурсах ведущее место принадлежит средствам производства – совокупность всех материальных элементов, участвующих в процессе производства продукции. Средства производства выполняют различные функции в производственном процессе и делятся на средства труда и предметы труда. Средства производства, выраженные в стоимостной форме, составляют производственные фонды предприятия. Средства труда участвуют в производственном процессе многократно и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям. Средства труда составляют вещественное содержание основных производственных фондов. Предметы труда полностью потребляются в течение одного производственного цикла, изменяют свою натуральную форму, образуя готовую продукцию, таким образом, полностью переносят на нее свою стоимость. Возмещаются после каждого производственного цикла. Предметы труда составляют вещественное содержание оборотных производственных фондов. 2.1. Основные средства предприятия. По вещественно-натуральному составу: 1. Здания – строительно-архитектурные объекты производственного и непроизводственного (заводы, цехи, жилье). 2. Сооружения – инженерно-строительные объекты, выполняющие техническую функцию, несвязанные с изменением предметов труда (тоннели, мосты). 3. Передаточные устройства – объекты, предназначенные для трансформации, перемещения и передачи энергии, которые не являются частью зданий (электросети, газосети). 4. Машины и оборудование: силовые машины и оборудование – оборудование, предназначенное для выработки и распределения энергии (электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, генераторы); рабочие машины и оборудование – машины, непосредственно участвующие в технологическом процессе и воздействующее на предметы труда превращающие их в готовую продукцию(литейные и термические печи, молоты); измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование – оборудование, предназначенное для регулирования, измерения и контроля технологических процессов, а также для проведения лабораторных испытаний и исследований; Вычислительная техника – средства для ускорения и автоматизации расчетов и принятия решений. 5. Транспортные средства – средства, производящие перемещение людей и грузов в пределах предприятия и вне его (тепловозы, электровозы, автомобили, автобусы, находящиеся на балансе предприятия). По функциональному назначению: Основные производственные фонды – средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе и создают условия для его нормального протекания, а также служат для хранения и перемещения предметов труда. Основные непроизводственные фонды – средства труда, которые не участвуют в производственном процессе, создающие условия для нормальной жизнедеятельности людей, находящиеся в ведении предприятия (детский сад, библиотека, профилакторий). По степени участия в производственном процессе:  Активная часть основных производственных фондов – основные фонды, которые в производственном процессе непосредственно воздействуют на предмет труда, превращая его в готовую продукцию (рабочие машины, инструменты, приборы, регулирующие устройства).  Пассивная часть основных производственных фондов – основные фонды, которые непосредственно не воздействуют на предмет труда, но создают условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения, передаточные устройства).  Отнесение определенных видов основных фондов к активным или пассивным частям зависит от отраслевой принадлежности и специфики предприятия. Чем выше доля активной части фондов, тем большими возможностями располагает предприятие. По принадлежности:  собственные;  арендованные. По признаку использования:  основные фонды, находящиеся в эксплуатации (действующие);  основные фонды, находящиеся в резерве (запасе);  основные фонды, находящиеся на консервации;  основные фонды, находящиеся на конструкции и техническом перевооружении. 2.2. Основные фонды Существуют следующие виды оценки основных фондов:  первоначальная;  восстановительная;  остаточная;  ликвидационная;  балансовая. Первоначальная стоимость основных фондов - сумма затрат на изготовление или приобретение основных фондов, их доставку и монтаж, а также затраты, которые необходимы для доведения объектов основных фондов до состояния готовности их эксплуатации по назначению. В машиностроении это затраты на пуск, наладку и освоение оборудования. Восстановительная стоимость – сумма затрат на воспроизводство основных фондов в современных условиях. Восстановительная стоимость устанавливается во время переоценки основных фондов. Остаточная стоимость - фактическая стоимость основных фондов, которые еще не перенесены на готовую продукцию. Ликвидационная стоимость - стоимость основных фондов по окончанию их использования по назначению, включающая стоимость металлолома, запасных частей, деталей, использующиеся после списания основных фондов за вычетом затрат на их демонтаж или ликвидацию. Балансовая стоимость - стоимость основных фондов, по которой они учитываются на балансе предприятия. Обобщающие показатели выражают конечный результат использования основных фондов. Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на рубль стоимости основных фондов. Фо  V рп Фср.г. [ руб ] руб где V рп -объем реализуемой продукции. Фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи, который показывает долю стоимости основных фондов, приходящейся на каждый рубль выпускаемой продукции. Фе  Фср.г . V рп Фондовооруженность труда рассчитывается для характеристики использования основных производственных фондов. Фв  Фср.г. Ч [ руб ], чел где Ч- численность рабочих ( а также специалисты и руководители). Считается, что чем выше этот показатель, тем больше производительность труда. Рентабельность характеризует величину прибыли, которая приходится на рубль основных производственных фондов – относительный показатель доходности. Rф  П  100 % , Фср.г. где П - прибыль. Основные производственные фонды в процессе функционирования подвергаются материальному (физическому) и моральному (экономическому) износу, последствия которого необходимо учитывать. Износ физический означает потерю основными производственными фондами потребительской стоимости (полезности). Он происходит как при функционировании основных производственных фондов, так и при их бездействии. Износ физический обусловлен двумя факторами: 1. Эксплутационный фактор связан с производственным потреблением основных фондов процессе их эксплуатации:  механический износ деталей;  усталостный износ металла и дерева;  деформация отдельных конструкций, происходящая в результате динамических нагрузок. 2. Влияние естественных сил природы, несвязанных с эксплуатацией фондов, которое выражается в коррозии металла, в выветривании, в выщелачивании и т.д. Степень физического износа отдельных основных фондов зависит от степени нагрузки, от активности и сроков эксплуатации, от качества конструкции и материалов, от квалификации рабочих, от качества ремонта и технологического обслуживания. Коэффициент физического износа отдельных видов основных фондов по сроку службы: К из  Тф , Тн где Т ф - фактический срок службы (сколько отработано); Т н - нормативный срок (амортизационный период). Моральный износ основных фондов выражен в уменьшении их стоимости до окончания срока их службы. Амортизация – возмещение износа основных средств. Амортизация – процесс постоянного переноса стоимости основных фондов на произведенную продукцию в целях накопления средств для полного их восстановления. Денежным выражением размера амортизации являются амортизационные отчисления, соответствующие степени износа основных фондов. Отношение годовой суммы амортизации к стоимости основных фондов, выраженное в процентах, называется нормой амортизации, которая показывает какую долю своей балансовой стоимости переносят средства труда на созданную ими продукцию (ежегодно или ежемесячно). Воспроизводство– непрерывный процесс обновления основных средств путем приобретения нового, а также реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта имеющихся основных средств. Основная цель воспроизводства – обеспечение предприятия основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержка их в рабочем состоянии. В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи: 1) Возмещение основных фондов, выбывших по различным причинам – простое воспроизводство. 2) Увеличение массы основных фондов с целью расширения объемов производства – расширенное воспроизводство. 3) совершенствование производственной, технологической и возрастной структуры основных фондов, т.е. повышение технического уровня производства. 2.3. Оборотные средства предприятия Оборотные средства предприятия – средства предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию, принимают однократное участие в процессе производства, изменяют при этом свою натурально-вещественную форму. Величина оборотных производственных фондов определяется организационнотехническим уровнем производства и длительностью производственного цикла изготавливаемой продукции. Величина оборотных средств, занятых в сфере обращения, зависит от условий реализации продукции, от системы товародвижения, от уровня организации маркетинга и сбыта продукции. Объединение оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую систему оборотных средств является следствием их одновременного функционирования в сфере производства и сфере обращения. В каждом круговороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную, товарную. На 1 стадии денежные средства предприятие использует для приобретения сырья, топлива, комплектующих изделий и т.д., необходимых для осуществления производственной деятельности. На 2 стадии производственные запасы превращаются в незавершенное производство, а затем в готовую продукцию. На 3 стадии происходит процесс реализации продукции и возврата на предприятие денежных средств. Упрощенная схема процесса кругооборота оборотных средств Д - ПЗ…П…НП…ГП…Д‫׀‬ Д – денежные средства; ПЗ – производственные запасы; П – процесс производства; НП – незавершенное производство; ГП – готовая продукция. Для изучения состава и структуры оборотные средства группируются по признакам: 1) по сферам оборота:  находящиеся в сфере производства;  находящиеся в сфере обращения. 2) по элементам:  производственные запасы;  незавершенное производство;  денежные средства предприятия;  расходы будущих периодов;  готовая продукция на складах;  средства в расчетах;  продукция отгруженная, но неоплаченная. 3) по источникам формирования:  собственные – средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия (прибыль);  заемные – средства, полученные в виде кредитов банка. 4) по особенностям планирования:  нормируемые;  ненормируемые. Методы нормирования При планировании потребности в оборотных средств применяют три метода:  аналитический;  коэффициентный;  метод прямого счета. Аналитический и коэффициентный методы применяют на предприятиях, которые работают более года, а также когда есть статистические данные за прошлые периоды об изменениях величины оборотных средств. Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их серднефактических остатков с учетом роста объемов производства, при этом учитывается конкретные условия работы предприятия в предстоящем году. Применяется для предприятий, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, занимают большой удельный вес в общей сумме оборотных средств. Коэффициентный метод . Запасы и затраты, зависящие непосредственно от изменения объемов производств (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) – потребность в оборотных средствах определяется в размере их потребности в базисном году (в предыдущем году) и темпов роста производства продукции в предстоящем году. Запасы и затраты, независящие от объемов производств (запчасти, расходы будущих периодов, затраты на МБП) – потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет. При необходимости аналитический и коэффициентный методы используются в сочетании. Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом изменений в уровне организационнотехнического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей и практике расчетов между предприятиями. Используется при организации новых предприятий и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. 2.4. Персонал предприятия и оплата труда Трудовые ресурсы предприятия характеризуют потенциальную рабочую силу. Персонал – весь личный состав работников. Кадры – основной (штатный) постоянный, как правило, квалифицированный состав предприятия. Структура кадров – состав и количественное соотношение отдельных категорий и групп работников в общей численности персонала (%). Промышленно – производственный персонал - работники, занятые основной производственной деятельностью:  работники основных, вспомогательных, подсобных, обслуживающих цехов, научно-исследовательских, технологических, конструкционных организаций и лабораторий;  заводоуправление со всеми отделами и службами;  службы, занятые капитальным строительством, а также текущим ремонтом оборудования и транспортных средств. Непромышленный персонал – работники торговли, общественного питания, оздоровительных и медицинских учреждений, учебных заведений и курсов, находящихся на балансе предприятия. Рабочие – работники предприятия непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием услуг. Основные рабочие – рабочие, занятые изготовлением основной продукции предприятия. Вспомогательные рабочие - рабочие, занятые поддержанием в рабочем состоянии орудий труда, изготовлением инструментов, приспособлений и других изделий, идущих на собственные нужды предприятия. Руководители – лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Специалисты – работники, занятые инженерно-технической, экономической, юридической и другими аналогичными видами деятельности. Собственно служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство. Профессия – особенный вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. Специальность – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных знаний и навыков. Квалификация – характеристика степени обладания работником определенной профессией (специальностью), отражающаяся в квалификационных (тарифных) разрядах (категориях), которые одновременно являются показателями сложности работ. Списочное число работников включают явочное число работников и работников, отсутствующих на производстве по причине выполнения государственных, общественных обязанностей, по другим причинам. Явочное число работников - количество работников, которые должны находиться в каждый момент времени на предприятии. Оплата труда (заработная плата) – основной элемент мотивации хорошей работы. Заработная плата отражает количество и качество труда. Для осуществления оплаты труда работников могут применяться несколько систем оплаты труда работников. Тарифная система – уровень оплаты зависит от квалификации рабочих и сложности выполняемых работ. Основными элементами системы являются тарифноквалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки. Бестарифная система – размер заработной устанавливается каждому работнику в зависимости от результатов работы всего коллектива(например – бригадный подряд). Оплата труда рабочих осуществляется по повременной и сдельной форме оплаты. Повременная оплата – заработная плата пропорциональна отработанному времени. В строительстве применяется прямая повременная и повременно – премиальная системы оплаты труда. При прямой повременной системе, заработная плата начисляется только пропорционально отработанному времени. При повременно – премиальной системе, кроме заработка за отработанное время, рабочему начисляется премия. Размер премии, обычно, зависит от результатов работы коллектива обслуживаемого данным работником (например, дежурным слесарем). Повременная система в строительстве, обычно, применяется для оплаты рабочих, занятых на обслуживании производства или при затруднении количественного определения сделанной рабочим работы. Наиболее распространена в строительных организациях сдельная система оплаты труда. Сдельная система оплаты труда – такая система, при которой заработная плата пропорциональна выполненному объему работ. При прямой сдельной системе заработок работника прямо зависит от объёма выполненной работы и определяется как произведение этого объёма на сдельную расценку. При сдельно – премиальной системе оплаты труда, кроме прямого заработка работнику начисляется премия за достижение определённых показателей в работе. Этими показателями могут быть: сокращение нормативного времени выполнения работы; повышение качества выполняемых работ и строительной продукции; экономия строительных материалов и т.д. Например, при сокращении нормативного времени за каждый процент сокращения выплачивается определённый процент сдельного заработка. При сдельно – прогрессивной системе оплаты труда выработка работника в пределах установленной нормы оплачивается по прямым сдельным расценкам, а сверх установленных норм – по повышенным. Степень повышения расценок устанавливается системой премирования принятой на предприятии. Эта система должна стимулировать рост производительности, не допуская увеличения издержек. При аккордной системе сумма заработной платы начисляется заранее на весь комплекс работ поручаемых бригаде или звену на основе калькуляций затрат труда и заработной платы по укрупнённым нормам и расценкам. При этом может быть начислена премия за сокращение нормативного времени, если заданием предусматривается сокращение сроков работ. В случае невыполнения работы в срок – премия не выплачивается. 3. ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Основной документ, определяющий состав затрат - «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включающиеся в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитывающихся при формировании прибыли». 3.1. Классификация затрат Себестоимость продукции состоит из затрат, которые разнородны по своему составу, экономическому назначению и роли в изготовлении и реализации продукции, что вызывает необходимость классификации. Смета затрат позволяет определить потребность предприятия в оборотных средствах, структуру затрат, а также себестоимость реализованной валовой и товарной продукции. При составлении сметы затрат образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: 1. Материальные затраты – затраты на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы (топливо, энергия, МБП). 2. Затраты на оплату труда – затраты на основную и дополнительную (10-15%) зарплату для всего промышленно-производственного персонала. 3. Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам из фонда оплаты труда (26%). ФЗП  Оз / п  Д з / п  Отчисл. 4. Амортизация основных фондов – все амортизационные отчисления по установленным нормам от полной первоначальной стоимости всех основных производственных фондов предприятия. 5. Прочие затраты – затраты, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов. Пример: командировочные расходы, реклама. Для внутрипроизводственного планирования, прогнозирования затрат, контроля за их расходованием, выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат предприятия по отдельному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям. 3.2. Показатели объема продукции Производственная программа – план производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и сроков производства продукции. Рассчитывается после проведения маркетингового исследования в следующей последовательности: 1. Определяется номенклатура, ассортимент выпускаемой продукции, объем ее поставок в натуральном выражении в соответствии с договорами. Номенклатура – наименования выпускаемой продукции, работы или услуг. Ассортимент – разновидность изделий по видам, разрядам в пределах номенклатуры. 2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении. 3. Объем выпуска по отдельным изделиям обосновывается производственной мощностью 4. На основе объемов производства продукции в натуральном выражении рассчитывают объем производства в стоимостном выражении. 5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договоре заказчиком. 6. Производственная программа планируется по основным цехам предприятия. Производственная программа рассчитывается в натуральных, трудовых, стоимостных показателях. Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции. Трудовой показатель производства выражается в нормо-часах или чел/днях в сочетании с натуральными показателями объемов производства. 3.3. Цена продукции Цена продукции – сумма денег (количество денежных знаков), за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать. Цена является основным инструментом, который уравновешивает спрос и предложение. Виды цен в зависимости от стадии товародвижения: Отпускная цена предприятия – цена, которая устанавливает предприятие на свою продукцию, включая себестоимость продукции и прибыль. Оптовая цена промышленности (торговли) рассчитывается как сумма отпускной цены предприятия и снабженческо-сбытовой наценки. Розничная цена – цена, по которой товар отпускается конечному потребителю. Торговая наценка – цена услуг по реализации товаров, ее величина должна возмещать затраты торговой организации и приносить прибыль. 3.4. Методы ценообразования Ценообразование – процесс установления цены на конкретный товар. 1. Затратные методы: а) средние издержки и прибыль - на себестоимость товара начисляется определенная наценка, основная проблема – определение величины наценки; б) метод дохода на капитал – обеспечение целевой прибыли, расчет цены ведется таким образом, чтобы предприятие имело желаемый объем прибыли. 2. Ценообразование на основе текущих цен. 3. Агрегатный метод ценообразования. Цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара. Применяется по товарам из отдельных изделий или узлов и деталей, которые могут являться товаром. Цена = Цена общего блока (базовая цена) + надбавка (скидка за наличие (отсутствие) отдельного элемента). Дополнительный метод к другому методу. 4. Параметрический метод. Цена товара определяется путем оценки и соответствия качественных параметров изделия. Цена = Бальная оценка нового изделия * Цена 1 балла Цена 1 балла = Цена базового продукта/ сумма баллов этого изделия.
«Экономика предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot