Экономическое обоснование доходов на планируемый период
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Подтема 2.2. Экономическое обоснование доходов на планируемый
период
Основные вопросы:
1. Цель, задачи, информационная база экономического обоснования
доходов
2. Многовариантные подходы к планированию доходов торговой
организации
3. Особенности планирования доходов в общественном питании
4. Основные направления повышения доходов
1. Цель, задачи, информационная база экономического
обоснования доходов
Цель – определение оптимальной величины доходов, необходимой для
возмещения текущих затрат, уплаты налога (НДС) и формирования
максимальной прибыли на основе многовариантных расчетов.
Задачи:
– Обоснование торговой надбавки. Необходим дифференцированный
подход к определению ее уровня. На товары социального значения, а также
на товары по которым предложение превышает спрос – уровень надбавки
должен быть ниже.
– Расчет необходимого размера запаса финансовой прочности,
характеризующего разницу между оптимальным и критическим размером
дохода.
– Повышение уровня доходности.
Для экономического обоснования доходов используется следующая
информация:
– Запланированный объем оборота в целом по организации и по
отдельным товарным группам.
– Запланированный размер издержек обращения, прибыли.
– Размеры торговых надбавок.
– Схемы завоза товаров.
– Действующие ставки налогов, уплачиваемых с доходов (НДС).
– Сведения о поставщиках товаров (объем поставки, форма доставки,
удаленность, заключенные договора).
– Материалы анализа доходов за предыдущий период и выявленные
резервы их увеличения.
1
Экономическое обоснование доходов производится по видам
деятельности: доходы от реализации товаров; прочие доходы (от реализации
имущества, ценных бумаг и др. внереализационные доходы). Для предприятий
торговли наиболее важным является планирование доходов от реализации.
2. Многовариантные подходы к планированию доходов торговой
организации
Цель планирования доходов – обосновать сумму и уровень доходов
достаточных для рентабельной деятельности предприятия. Для повышения
степени обоснованности планируемой величины доходов необходимо
проводить многовариантные расчѐты.
1. Первый подход основан на определении конечных результатов
деятельности. Определяется исходя из запланированных показателей издержек
обращения (ИО), прибыли (П) и НДС.
ДрПЛ = ИО + П + НДС
(2.19)
УДр пл. = (ДрПЛ / ТОпл) х 100
(2.20)
Расчѐт может проводится с помощью относительных показателей
УДр = УИО + УR + УНДС
(2.21)
где УДр ,УИО ,УR ,УНДС – уровень дохода от реализации, уровень издержек
обращения, уровень прибыли , уровень НДС (все показатели планируемые).
2. Второй подход предполагает использование коэффициента
эластичности, который учитывает сложившуюся зависимость изменения
доходов от изменения оборота в отчетном периоде:
ДрПЛ = [Дротч х ТрДпл] / 100
где Дротч – доход от реализации отчѐтного периода;
(2.22)
ТрДпл – темп роста товарооборота в планируемом периоде.
ТрДпл = 100 + Кэ х Тпр ТО пл
(2.23)
где Кэ – коэффициент эластичности (характеризует прирост доходов на
1% прироста товарооборота в базисном периоде).
Тпр ТО пл – темп прироста товарооборота в планируемом периоде.
Кэ = ТпрДотч / ТпрТОотч
(2.24)
3. Третий подход основан на отчетных данных и расчете влияния
отдельных факторов на доходы, например рост товарооборота ∆Др(ТО),
изменение структуры дохода ∆Др(стр)
:
и среднего уровня дохода ∆Д(Уд)
ДрПЛ = ДрОТЧ ± ∆Др(ТО) ± ∆Др(стр) ± ∆Д(Уд)
2
(2.25)
4. Четвѐртый подход предусматривает расчет доходов по товарным
группам исходя из структуры оборота и размеров торговых надбавок (УТНпл ) в
планируемом периоде.
При расчете дохода следует иметь в виду, что товарооборот учитывается
и планируется в розничных ценах, а торговая надбавка устанавливается в % к
отпускной цене товара:
Др = [ТОПЛ х УТНпл] / [100 + УТНпл]
(2.26)
Розничная цена = Отпускная цена (100%)+ Торговая надбавка
Др = [ТО. в ценах поступления пл х УТНпл] / 100
(2.27)
При поступлении товаров из различных источников определяют
среднюю торговую надбавку ( УТН ) по средневзвешенной:
УТН =
(УТН 1хД 1) (УТН 2 хД 2)
100
(2.28)
Д1, Д2 – удельный вес конкретного поставщика в общем объеме
поступления.
Если товар сложного ассортимента по которому предусмотрены
различные торговые надбавки, то рассчитывают среднюю торговую надбавку
как и в предыдущем случае. Только Д – это удельный вес товара в обороте.
Кроме торговой надбавки предприятия могут иметь другие источники
получения дохода. Расчѐт прочих доходов производится на основе анализа за
предыдущие годы.
В процессе планирования дохода любым из методов при выборе
оптимальной величины, необходимо рассчитать критическую величину дохода,
а также ЗФП в сумме и в % .
Критическая величина дохода – это такой доход за счѐт которого
покрываются только затраты предприятия.
Критическая величина дохода рассчитывается по формуле:
ИОпост
Д кр
(2.29)
Кп
где Д кр – критическая величина дохода от реализации;
ИОпост – постоянные издержки обращения;
К п – коэффициент покрытия.
Кп
Д Р ИОперем
Др
3
(2.30)
где И перем – постоянные издержки обращения;
Запас финансовой прочности в сумме можно рассчитать по формуле:
ЗФП Др Дкр
ЗФП
Д Р Д кр
Др
*100
(2.31)
(2.32)
где ЗФП – запас финансовой прочности, %.
Для предприятий торговли оптимальным размером запаса финансовой
прочности считается 30%.
3. Особенности планирования доходов в общественном питании
Основные
подходы
к
планированию
доходов
предприятий
общественного питания аналогичны торговли, однако следует учитывать
влияние состава оборота на доходы.
Последовательность расчѐтов:
1. Поправочный коэффициент (формула 2.15 только все за отчетный
период).
2. Изменение доли продукции собственного производства в планируемом
периоде по сравнению с отчетным.
3. Размер влияния изменения доли продукции собственного производства
на уровень доходов:
±∆УД(Дпсп) = (ДПСПпл – ДПСПотч) х КП
(2.33)
±∆Д(Дпсп) = [±∆УД(Дпсп) х ООПпл] / 100
(2.34)
4. Основные направления повышения доходов от торговой
деятельности
Основными направлениями повышения доходов от торговой
деятельности являются:
1. Совершенствование сбытовой и закупочной деятельности. В
частности, совершенствование сбытовой деятельности за счет выхода на новые
рынки сбыта; постоянный анализ конкурентоспособности товара, внедрение
новых направлений и устранение невостребованного залежавшегося товара.
Повышение эффективности закупочной деятельности следует добиваться за
4
счет формирования прямых связей с производителями, исключения множества
посредников из цепочки потока товародвижения.
2. Приведение уровня торгового обслуживания в соответствие с
требованиями покупателей, внедрение дополнительных услуг, гибкая ценовая
политика. Это достаточно действенные инструменты наращивания
конкурентоспособности
предприятия
и
соответственно
повышения
эффективности коммерческой деятельности. С целью совершенствования
системы обслуживания на предприятии следует обратить внимание на
следующие моменты:
– повышение качества непосредственного обслуживания;
– увеличение количества и качества оказываемых услуг.
Повышение качества обслуживания предполагает дополнительное
обучение персонала: проведение тренингов речи, контроля за внешним видом
продавца и процессом общения с покупателем. Необходимо следить за
затратами времени на обслуживание покупателей, предотвращать образование
очередей.
3.Формирование единой маркетинговой стратегии отвечающей
требованиям современной рыночной экономики. Постоянной маркетинговый
анализ рынка, градация и сегментация потребителей, ранжирование по степени
агрессивности конкурентов, активная рекламная и информационная
деятельность.
5. Расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с
запросами покупателей и отражение этих требований в ассортиментных
перечнях магазинов различных типов.
Оказание широкого спектра дополнительных услуг является одним из
факторов повышения конкурентоспособности торгового предприятия среди
аналогичных организаций, поэтому руководству предприятия кроме тех услуг,
которые существуют, следует применить ряд других дополнительных услуг,
характерных для данного типа предприятия:
– Консультации по хранению товара, вкусовым и качественным
характеристикам, сортности продукции;
– Снабжение розничной сети печатными внутри магазинными
рекламными носителями, которые предоставляются бесплатно анализируемому
предприятию производителями продукции;
– В исключительные случаях доставка продукции до склада покупателя,
временное хранение товара;
5
– Предоставление во временное пользование фирменных холодильников
и витрин и т.д.
6