Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономический анализ.Содержание экономического анализа

  • 👀 2145 просмотров
  • 📌 2068 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономический анализ.Содержание экономического анализа» docx
Лекция1 «Эк анализ». Предмет, задачи и цели дисциплины 1. Содержание экономического анализа 1. Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части с целью изучения их внутренней сущности. Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, то есть без установления связей и зависимостей между его составными частями. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений. Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов относят к 4000 г. до н.э. Его становление и развитие связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а именно во второй половине 19 в. Обособление анализа хоздеятельности произошло в первой половине 20 в. Становление АХД обусловлено объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний. Во-первых, практической потребностью в комплексном и системном анализе в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Без комплексного всестороннего АХД невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения. Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. ЭАХД сформировался в результате дифференсации общественных наук. Раньше функции ЭА выполняли балансоведение, бух­галтерский учет, статистика, финансы и пр. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования, однако на определенном этапе развития эти науки не могли обеспечить все запросы практики, в связи с чем возникла необходимость выделения АХД в самостоятельную отрасль знаний. ЭА – наука прикладная. Опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность, повышает результативность практической деятельности человека. ЭА базируется на основных принципах диалектики, из которых следует, что все познается в движении; определенных связях, во взаимозависимости; причинно-следственной соподчиненности; проявлении необходимости и случайности; единстве и борьбе противоположностей; переходе количества в качество и качества в новое количество; отрицание отрицания. ЭА представляет собой не только самостоятельную отрасль экономических знаний, но является также сферой практической деятельности управленческого персонала различного уровня. Управленческая деятельность в этом случае базируется на совокупности навыков, сформированных на базе научных знаний, владении методами, методиками и процедурами анализа, знании и соблюдении требований, предъявляемых бизнесом к аналитической информации. Правила аналитической деятельности и ее принципы сводятся к следующему. Прежде всего, экономический анализ должен: · Иметь научный характер, использовать новейшие достижения в теории и методологии экономических исследований; · Всесторонне изучать причинные взаимозависимости, т.е. быть комплексным; · Исследовать объекты в системе их внутренних и внешних взаимосвязей с другими элементами и объектами; · Отвечать требованиям оперативности, конкретности, точности аналитических расчетов, объективности и действенности, иметь высокую эффективность; · Соответствовать важному правилу систематического проведения аналитических исследований на основе высокой их организации и планирования аналитической работы. Таким образом, ЭА - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. 2. Предмет экономического анализа 2. Под предметом экономического анализа понимаются хозяй­ственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, со­циально-экономическая эффективность и конечные финансо­вые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. При этом экономика предприятий изучается в динамике. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, объективные внешние факторы отражают, как правило, действие экономических законов. Так, в процессе экономического анализа во многих случаях приходится стал­киваться, например, с действием ценового факто­ра — с изменением цен, тарифов, ставок. Фактор цен, не зависящий от того или иного предприятия, изучается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами. Влиянию субъективных факторов на хозяйствен­ную деятельность в ходе анализа уделяется самое пристальное внимание. Субъективные факторы связаны с конкретной де­ятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике дей­ствий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Успешное хо­зяйствование, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов определяются (когда объективно имеются все исходные по­зиции) умелым руководством тем или иным производствен­ным коллективом; правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела, конкретным исполнителем; его экономической и организационной под­готовленностью. Систе­ма экономической информации представляет со­бой совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях. Информаци­онная система весьма динамична; она включает в себя совоку­пность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступа­ющие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа, а, следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений. 3. Задачи экономического анализа 3. Содержанием и предметом экономического ана­лиза определяются и стоящие перед ним задачи, важнейшими из которых являются: Первая задача — повышение научно-экономической обо­снованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов достигается в пер­вую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективно­го анализа хозяйственной деятельности. Построение времен­ных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хоздеятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на АХД за текущий период, который является в то же время и предплановым. Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозным) анализом, который дает прямой выход на планово-предположительные показатели. Сегодня сокращение плановых показателей привело к значительному перемещению плановых разработок с макро- на микроуровень. Вторая задача – объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. На промышленных предприятиях, например, в процессе анализа тщательно исследуется выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства и т.д. Третья задача – определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях, например, в этом плане отдельно исследуется эффективность использования: средств и предметов труда (зданий и сооружений, технологи­ческого оборудования, инструментов, сырья и материалов); рабочей силы (по численности и профессиональному составу работников, основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, производительности труда и т.д.); финансовых ресурсов, взятых в их совокупности (т.е. собственных и заемных, основных и оборотных). Четвертая задача экономического анализа – обеспечение заданной эффективности и оценка конечных финансовых результатов. При оценке финансовых результатов деятельности пред­приятий используются количественные и качественные показа­тели (в их необходимой увязке). Так, размер прибыли про­мышленного предприятия определяется не только количест­вом и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себесто­имостью. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует подразделения фак­торов, повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и не зависящие от предприятий. Устранение влияния сторон­них факторов (путем соответствующих расчетов) позволяет более правильно проанализировать результаты усилий коллек­тива того или иного предприятия или частного собственника. Пятая задача экономического анализа — выявление и изме­рение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. Действительная полезность экономичес­кого анализа состоит в выявлении неиспользованных резер­вов на всех стадиях производственного процесса. Повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие все имеющиеся в хозяйстве резервы, соблюден ли принцип режима экономии — до­стижение наибольших результатов с наименьшими затратами. В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного исполь­зования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения. Шестая задача экономического анализа - обоснова­ние и испытание (проверка) оптимальности управленческих решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, вы­явить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа. Перечисленные задачи и другие можно решить с исполь­зованием общих и частных аналитических методик. 4. Экономический анализ и смежные науки 4. ЭА очень тесно связан с рядом экономических и других дисциплин, знание которых необходимо для квалифицированного проведения анализа хоздеятельности. В первую очередь среди наук, с которыми связан АХД, нужно выделить экономическую теорию, которая, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь, АХД определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические решения накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономически страны или мировой экономики. Связь анализа проявляется с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. Результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрение научной организации труда, передового опыта и т.д. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом. Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением предприятием. В анализе широко используются плановые материалы, поэтому аналитик должен хорошо знать основы государственного регулирования экономики и методику планирования производства анализируемого предприятия. В то же временя научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений. Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Чтобы обеспечить анализ качественной информацией, сделать ее более оперативной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей аналитичности бухгалтерского учета и отчетности периодически изменяют формы и содержание регистров, порядок документооборота и т.д. Экономический анализ тесно связан с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. В свою очередь, ставки налогообложения, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на производство. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой (правда, ее доля применительно к предприятиям невелика); во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов. Среди наук неэкономического направления в первую очередь нужно выделить технологические и математические. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой области экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время следует учесть, что сама технология производства стремиться быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики и новых компьютерных технологий. Использование в аналитических исследованиях математических методов и современных компьютерных технологий существенно повысило их уровень. Анализ стал более глубоким и комплексным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации. Таким образом, для квалифицированного проведения анализа деятельности предприятия требуется глубокое значение макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, статистики, информатики и многих других наук. 5. Пользователи экономического анализа 5. Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, внешние рыночные агенты (поставщики, покупатели, налоговые инспекторы, инвесторы, банки) и внутренние агенты (персонал и руководство предприятия). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления. Вторая группа пользователей - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации (аудиторские фирмы, консультационные фирмы, биржи, пресса, профсоюзы и др.). Лекция. Способы обработки экономической информации в ЭА 1. Метод и методика ЭА 1. Любая наука, в том числе и ЭА, в своих исследованиях базируется на диалектическом методе познания. Использование этого всеобщего метода в анализе коммерческой деятельности организаций предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей. Диалектический подход к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов. Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в экономическом анализе. Прежде всего использование системы показателей для характеристики разных сторон хоздеятельности организации. Такая система формируется под воздействием объективных условий и процессов. Причем показатели все время изменяются, поскольку коммерческая деятельность не является застывшей формой. Исследование причин и направленности таких изменений вызывает научный интерес. Кроме того, важно в анализе не только выявить, но и измерить причинно-следственные взаимосвязи между показателями. Т.о., метод ЭА – это диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организации для их улучшения. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования. Методика как совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы всегда конкретна. Узловым элементом методики представляется выбор системы показателей для исследования объектов и предмета анализа, а также разработка моделей их взаимосвязи. Измерение причинно-следственных связей в ЭА, оценка результатов влияния различных факторов на итоговые показатели, первичная обработка исходной информации проводятся с помощью специального инструментария – способов и технических приемов. Они являются важнейшими элементами методики экономического анализа. Различают общую и частные методики анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Част­ые методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа. Любая методика анализа будет представлять собой указания или методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит следующие моменты: -формулировка задач и целей анализа; объекты анализа; -система показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; -советы по последовательности и периодичности проведения ана­литического исследования; -описание способов и методики исследования изучаемых объек­тов; -источники данных, на основании которых производится анализ; указания по организации анализа (какие лица, службы будут про­водить отдельные части исследования); -технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации; -характеристика документов, которыми лучше всего оформлять ре­зультаты анализа; -потребители результатов анализа. 2.Понятие, задачи и модели детерминированного факторного анализа 2. Детерминированный факторный анализ представляет собой способ исследования влияния факторов на результирующий показатель при условии функциональной связи факторов и результирующего показателя. Под факторами понимают некоторые внешние условия, оказывающие влияние на результирующий показатель. На результирующий показатель может влиять один фактор, и в этом случае говорят об однофакторном анализе, или несколько — в этом случае речь идет о многофакторном анализе. Основными задачами факторного анализа является построение экономико-математических моделей, определяющих факторы, влияющие на результирующий показатель, и оценка оказываемого влияния. Понятия факторов и результирующего показателя очень близки к понятию независимых переменных и функции (собственно, они и обозначаются точно так же: факторы — х, результирующий показатель —у). При этом однофакторный анализ аналогичен функции одной переменной, а многофакторный — функции многих переменных. Идея факторного анализа заключается в разложении общей вариа­ции результирующей переменной на независимые компоненты, каждая из которых характеризуется влиянием того или иного фактора хi, или взаимодействием целого ряда факторов. Величина фактора назы­вается уровнем. Основные предпосылки проведения детерминированного факторно­го анализа состоят в следующем: определение детерминированной модели путем логического анализа; наличие функциональной (жесткой) связи между факторами и результирующим показателем; невозможность разделения действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; изучение взаимодействий в короткий промежуток времени, при котором внутренние свойства исследуемого объекта не могут изме­ниться. На практике различают задачу прямого факторного анализа и об­ратного. Прямой анализ влияния факторов на результирующий показа­тель используется при планировании работы предприятия или при прогнозировании состояния экономической системы на некоторый промежуток времени при известных факторах, влияющих на результи­рующий показатель. Но чаще применяется обратная задача — по изве­стной эволюции результирующего показателя и набора некоторых факторов, которые предположительно влияют на результирующий по­казатель, определяется перечень влияющих факторов, а также опреде­ляется степень влияния этих найденных факторов на результирующий показатель. При решении прямой задачи предполагается, что зависимость у = f(x1, х2,..., хn) заранее известна, т.е. известен перечень факторов, ко­торые оказывают влияние на результирующий показатель, степень влияния каждого фактора на этот показатель и базовые условия функ­ционирования исследуемого объекта, которым является некоторое предприятие. В задачу прямого факторного анализа входит прогнози­рование экономического состояния предприятия через некоторый промежуток времени и выбор на основе прогноза определенных управляющих воздействий для получения требуемого результата. При решении обратной задачи предполагается, что имеется неко­торый набор показателей x1, х2, ...хm, которые характеризуют эконо­мический процесс. Необходимо найти зависимость у=f(х,,х2, ... хn,), причем n≤m. Но нахождение такой зависимости необходимо не само по себе, а для дальнейшего использования ее при решении прямой за­дачи — задачи управления предприятием. Детерминированный факторный анализ проводится в несколько этапов: 1) построение экономически обоснованной (с позиций факторного анализа) детерминированной факторной модели; 2) выбор приема анализа и подготовка условий для его выполнения; 3)реализация счетных процедур; 4)формулирование выводов. По виду (принципу построения) различают аддитивные, мульти­пликативные, кратные и смешанные модели факторных систем. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют следующую математическую интерпретацию: у=Σ хi Мультипликативная модель представляет собой произведение факторов. В обобщенном виде она может быть представлена формулой: n у=∏ хi i=1 Кратные модели представляют собой отношение факторов и имеют вид: Z=х/у Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных моделей. Математические модели, применяемые в экономике, не ограничиваются вышеприведенным перечнем, который включает лишь наиболее часто встречающиеся в экономическом анализе модели. Кон­кретный вид экономико-математической модели зависит только от рас­сматриваемой задачи и тех требований, которым должно удовлетворять решение (максимальная ошибка, доверительный интервал и т.д.). 3. Способы и приемы оценки в экономическом анализе 3. Оценка в экономическом анализе направлена на выявление размера и динамики анализируемых показателей. Технология оценки включает следующие этапы: определение цели оценки, выбор критериев и базы сравнения, определение анализируемых и базисных значений показателей деятельности предприятия, проверка достоверности информации, обеспечение ее сопоставимости, выбор приемов оценки, вычисление показателей оценки, оформление результатов оценки, формулировка выводов. Основным способом оценки в экономическом анализе является способ сравнения. В экономическом анализе используются всевозможные виды срав­нений, наиболее распространенными из которых являются следующие: сравнение показателя или системы показателей с базовыми значениями; сравнение динамики факторных и результирующих показателей сравнение параллельных рядов; сравнение динамических рядов; сравнение отдельных частей (элементов) совокупности с показа­телями, характеризующими совокупность в целом. Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: пла­новые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестати­стические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя. Сравнение динамики показателей и выполнение плана по фактор­ным и результативным признакам позволяет дать экспертную и коли­чественную оценку влияния каждого фактора на совокупный показа­тель на основе знания модели зависимости между показателями. Сравнение параллельных рядов используется для выявления взаи­мосвязи между показателями и для выявления формы взаимосвязи (прямая или обратная, линейная или нелинейная связь). Для изучения параллельных рядов числовые значения, выявленные в процессе статистического наблюдения по одному из показателей, представляются в виде ранжированного ряда распределения. Ранжирование ряда по одному из признаков дает возможность оценить наличие связи. Сравнение динамических рядов дает возможность выявить наличие взаимосвязи между изучаемыми величинами и направление связи (прямая или об­ратная). Динамические ряды в зависимости от способа выражения уровней ряда могут быть представлены абсолютными, относительными и сред­ними величинами. Абсолютные показатели в стоимостной форме из­меряются в текущих или сопоставимых ценах. Сопоставление рядов динамики, уровни которого измерены в текущих ценах, и ряда показа­телей в натуральной оценке позволяет описать динамику и обнаружить влияние ценового фактора на изменение стоимостного показателя. Сравнение отдельных элементов совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом, обеспечивает решение ряда аналитических задач, а именно: определение влияния изменений каждого элемента совокупности на изменение совокупности в целом; оценку структурных сдвигов в совокупности. Для решения первой задачи применяется горизонтальный сравни­тельный анализ, для решения второй задачи — вертикальный сравни­тельный анализ. Горизонтальный анализ направлен на определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого объек­та от базового значения. Соотношение абсолютного и относительного отклонения элемента совокупности и соответствующего отклонения показателя, характеризующего совокупность, позволяет определить влияние каждого элемента на изменение совокупности в целом. Соотношение индексов динамики отдельной части совокупности и совокупности в целом характеризует происходящие структурные сдвиги. Если индекс динамики отдельной части совокупности превышает индекс динамики общего итога, то доля этой части увеличивается, и наоборот. Вертикальный анализ направлен на изучение структуры совокупно­сти и представляет собой изучение изменений долей или удельных ве­сов каждой единицы совокупности. Проводится путем определения в абсолютном отклонении показателя, характеризующего совокупность, отклонений, происходящих под влиянием тенденций развития, к отклонениям под влиянием структурных сдвигов. Многомерные сравнения необходимы для комплексной оценки результатов хозяйствования, которая предполагает изучение совокупности показа­телей, которые дают многостороннюю характеристику изучаемого яв­ления или объекта. При проведении в ходе комплексной оценки многомерных сравнений используются такие приемы, как построение многоосевых диаграмм показателей, матричный анализ, анализ иерархий и т.п. В экономическом анализе прием группировки помогает разъяс­нить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. Группировка означает деление изучаемой совокупности объек­тов на качественно однородные группы по соответствующим при­знакам. В зависимости от задач различают типологические, структурные и аналитические группировки. Типологические группировки — это группи­ровки по типам, например группы населения по роду деятельности, груп­пы предприятий по организационно-правовым формам и т.д. Структур­ные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, со­отношения в объекте исследования отдельных частей, например состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту и т.д. Аналитические группировки (причинно-следственные) используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По сложности построения различают простые (по одному призна­ку) и комбинированные (по нескольким признакам) группировки. Для построения группировок в анализе используется следующий алгоритм: определение цели анализа; сбор данных по совокупности объектов; ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку; выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы; определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам; анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат. Лекция. Методологические основы факторного анализа. Способы измерения факторов Экономический анализ предполагает определение факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия (результиру­ющие показатели), а также оценку степени влияния. При этом исполь­зуются следующие способы такого анализа: дифференциальный спо­соб, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, способ дробления приращения факторов, ло­гарифмический способ, интегральный способ, индексный способ. Первые шесть способов основаны на принципе элиминирования — определении влияния некоторого фактора на результирующий пока­затель при фиксированных остальных факторах. При этом предпола­гается, что все факторы, оказывающие влияние на результирующий показатель, являются некоррелированными, т.е. каждый из них изме­няется независимо от других факторов. Рассмотрим каждый из этих способов. В основе дифференциального способа определения влияния раз­личных факторов на результирующий показатель лежит метод нахож­дения полного дифференциала функции многих переменных. Дифференциальный метод позволяет по известной зависимости результирующего показателя от полного набора влияющих факторов находить степень и характер влияния каждого фактора. Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Цепная подстановка широко применяется при ана­лизе показателей отдельных предприятий и объединений. Дан­ный способ анализа используется лишь тогда, когда зависи­мость между изучаемыми явлениями имеет строго функци­ональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель как функция несколь­ких переменных должен быть изображен в виде алгебраичес­кой суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слага­емых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Сле­довательно, каждая подстановка связана с отдельным расче­том: чем больше показателей в расчетной формуле, тем боль­ше и расчетов. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитает­ся первый, из третьего — второй и т. д. В первом расчете все величины плановые, в последнем — фактические. Отсюда вы­текает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы. При определении влияния двух факторов (двух показателей) делают три расчета, трех факторов — четыре расчета, четырех факторов — пять расчетов. Однако поскольку первый расчет включает лишь плановые величины, то его результаты можно взять в готовом виде из плана предприятия или объединения; результат последнего расчета, когда все показатели фактичес­кие, — из квартального или годового отчета. Следовательно, практически число расчетов оказывается не на единицу боль­ше, а на единицу меньше, т. е. осуществляются лишь промежу­точные расчеты. При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным ре­зультатам. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а потом — качественных. Так, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на размер выпуска про­мышленной продукции, то прежде устанавливают влияние коли­чественного показателя — численности работников, а потом ка­чественного - производительности труда. Если выясняется влияние факторов количества и цен на объем реализованной про­мышленной продукции, то вначале исчисляется влияние количе­ства, а потом — влияние оптовых цен. Прежде чем приступить к расчетам, необходимо, во-первых, выявить четкую взаимо­связь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграни­чить количественные и качественные показатели, в-третьих, пра­вильно определить последовательность подстановки в тех случа­ях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей (основных и производных, первичных и вторичных). Метод цепной подстановки и способ разниц страдают общим недостатком, суть которого сводится к возникновению неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора, в данном случае к фак­тору цен. Именно этим и объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки. Способ абсолютных разниц применяется только для мультипликативных и смешанных моделей. Он вытекает из метода цепных подстановок. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого (других) факторов в зависимости от выбранной последовательности подстановки. Способ относительных разниц является разновидностью метода абсолютных разниц. Он также применяется к мультипликативным и смешанным моделям. Основное отличие заключается в том, что исходные данные по изменению факторных показателей даны в процентах прироста. Тогда изменение результирующего показателя за счет i –го фактора определяется как: базовое значение результирующего показателя, скорректированное на влияние предыдущих факторов/100%. Для того чтобы уменьшить влияние величины приращения влияющих факторов на результирующий показатель используют метод дробления, т.е. общее приращение факторных переменных разбивается на несколько частей. Этот метод позволяет однозначно определить степень влияния различных факторов на результирующий показатель и практически не зависит от порядка следования влияющих факторов. При этом также необходимо, чтобы исследуемая функция была дифференцируемой.  Все вышеперечисленные методы имеют существенный недостаток, который заключается в том, что для увеличения точности определения степени влияния факторов необходимо уменьшить приращение (изменение) величины влияющих факторов. Однако при уменьшении приращения уменьшается и точность в определении. Стремление избавиться от этого недостатка привело к разработке интегрального метода определения степени влияния факторов на результирующий показатель. Этот метод основывается на интегрировании приращений результирующего показателя по некоторой линии, соединяющей базовое и текущее значения влияющих факторов. При этом должны выполняться некоторые условия: - подинтегральная функция должна быть непрерывной и дифференцируемой; - скорость изменения факторов должна быть постоянной величиной. Чем больше область интегрирования, тем выше точность определения степени влияния факторов на результирующий показатель. Но наряду с достоинствами интегральный метод обладает и некоторыми недостатками, поскольку при его использовании требуется провести большой объем вычислений, что предполагает, как правило, использование компьютера. Индексный метод основывается на относительных показа­телях, выражающих отношение уровня данного явления к уров­ню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопостав­лением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых ве­личин, называются индивидуальными, а характеризующие соот­ношения сложных явлений — групповыми, или тотальными. Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Статистика назы­вает несколько форм индексов, которые используются в анали­тической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.). Достоинство логарифмического способа в том, что он позволяет определить влияние не только двух, но и большего количества факторов на результирующий показатель без установления очередности подстановок. Способ применим к кратным и мультипликативным моделям. Он основан на логарифмировании отклонения отчетного и базисного значений результативного признака, равного отношению соответствующих произведений факторов, так как изменение показателей может быть оценено с помощью как абсолютных, так и относительных показателей.
«Экономический анализ.Содержание экономического анализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot