Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции «Экономические основы логистики и УЦП (управление цепями
поставок)»
План лекции:
1. Экономические особенности логистических систем
2. Управление затратами в логистических системах
2.1. Издержки, затраты, расходы и себестоимость как экономические категории
2.2. Классификация затрат
2.3. Анализ «затраты — объем производства — прибыль»
3. Основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
3.1. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
3.2. Попередельный, попроцессный и позаказный методы учета затрат и калькулирования
3.3. Учет по фактической и нормативной себестоимости
3.4. Система «стандарт-кост»
3.5. Калькулирование полной себестоимости продукции
3.6. Система «директ-костинг»
3.7. Метод учета и калькулирования затрат по функциям «АВС-костинг»
3.8. Концепция управления по целевой себестоимости «таргет-костинг»
3.9. Система управления себестоимостью «кайзен-костинг»
4. Ценообразование в логистических системах
4.1. Роль ценообразования в современных условиях
4.2. Методологические вопросы ценообразования
4.3. Постановка задач и целей при управлении ценообразованием
4.4. Политика ценообразования
4.5. Классификация методов ценообразования
4.6. Особенности ценообразования в сфере логистики на примере транспортных услуг
5. Управление финансовыми потоками в логистике и УЦП
5.1. Понятие, сущность, параметры и требования финансовых потоков
5.2. Функции управления финансовыми потоками в логистических системах
5.3. Классификация финансовых потоков в логистических системах
5.4. Принципы, задачи и цель управления финансовыми потоками
5.5. Концептуальные основы управления финансовыми потоками
5.6. Синхронизация движения финансовых и материальных потоков в логистической
системе
6. Оценка эффективности логистических систем на основе финансово-экономических
показателей
7. Оценка эффективности инвестиций в логистические проекты
1. Экономические особенности логистических систем
Управление логистическими процессами – это область, где лежат основные источники
формирования конкурентных преимуществ большинства успешных компаний. Оптимизация
логистических операций, сокращение производственных и финансовых циклов, повышение
использования производственных мощностей, управление запасами и внедрение современных
методов управления затратами — небольшой перечень тех задач, которые ставит рыночная
среда перед менеджментом отечественных компаний.
Решение этих задач находится в области комплексного управления логистическими
процессами взаимодействия множества предприятий, оценку эффективности которых можно
проводить с помощью применения знаний экономических основ логистики.
В соответствии с экономическими законами предприятие может действовать так,
чтобы:
максимизировать свои результаты (т. е. при заданном объеме производственных
ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску продукции);
минимизировать расход производственных ресурсов при определенном объеме
выпуска продукции;
оптимизировать результаты (т. е. затраты и результаты должны находиться в
определенном оптимальном сочетании).
К факторам, влияющим на интенсивное развитие логистических систем, можно отнести
необходимость формирования глобальных цепей поставок, резкое сокращение жизненного
цикла продукции, переориентацию традиционного производства на производство «под заказ»
и массовую кастомизацию, конструктивное усложнение товаров и стремительное расширение
их разнообразия, внедрение новых логистических технологий доставки грузов, бурное
развитие информационных систем и технологий поддержки логистического управления в
режиме реального времени, стремление компаний сокращать совокупную стоимость и затраты
времени, связанные с движением товаров, и т. д.
Учет этих факторов потребовал от многих предприятий новых условий взаимодействия
и обосновал необходимость выделения «экономических основ логистики и управления
цепями поставок» в самостоятельную специальную дисциплину, позволяющую на основе
изучения опыта, закономерностей развития логистических систем в условиях рыночной
экономики и внедрения в практику бизнеса новейших управленческих технологий,
эффективно управлять логистическими процессами на основе комплексного анализа системы
показателей и критериев оценки эффективности снабженческой, производственной и
сбытовой деятельности.
Построение эффективной логистической системы позволяет предприятиям решать ряд
задач:
синхронизировать объемы производства с объемами логистических операций
складирования, грузопереработки и транспортировки;
снижать потери и ущерб от логистических рисков;
устанавливать целесообразные уровни кооперации в цепи поставок;
рационализировать документооборот и информационные потоки, связанные с
логистической деятельностью, и пр.
Отличительной чертой экономики логистики служит не только ее ориентация на
предприятие. Эффективность логистической системы становится часто ключевым фактором
национального успеха.
Таким образом, экономика логистики изучает экономические отношения,
возникающие в экономическом пространстве логистики. Под экономическим пространством
понимается насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связи между ними.
Среди его объектов — предприятия промышленности, торговли и сферы услуг, логистические
мощности (транспортные, складские, терминальные), транспортные коммуникации,
телекоммуникационные системы и т. д., которые взаимодействуют в соответствии с
пространственной (территориальной) структурой экономики и пространственной
(территориальной) организацией хозяйственных единиц, объединяемых материальными и
сопровождающими их информационными и финансовыми потоками.
Экономические основы логистики опираются на трех полюсную систему
(треугольник): макроэкономика, микроэкономика и региональная (пространственная)
экономика (рис. 5.1) и являются отражением теории общего экономического равновесия,
экономического воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого развития, а
также теории международной торговли, международной экономической интеграции и т. д.
Для того чтобы экономические решения в логистике были обоснованными и
соответствовали современным тенденциям развития, необходимо изучать особенности
ресурсного обеспечения логистических систем и возможности воздействия экономических
механизмов на эффективность поставок, производства и обслуживания.
2. Управление затратами в логистических системах
2.1. Издержки, затраты, расходы и себестоимость как экономические категории
В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие
термины, как «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Неправильное
определение этих понятий может исказить их экономический смысл.
Издержки — это выраженные в денежной форме затраты, обусловленные
расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных
средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции
(товаров). Издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные
(альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной
форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов
экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую
оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене,
на альтернативном рынке и т. д.
Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) расходы
предприятия, т. е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе
своей деятельности на производство, обращение и сбыт продукции.
Таким образом, расходами организации признается стоимость использованных
ресурсов, которые полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода
времени для получения дохода.
Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат,
связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных
ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также
других затрат на ее производство и реализацию.
На себестоимость продукции могут оказывать влияние факторы, представленные на
рис. 5.2. В целях эффективной работы логистической системы изменение данных факторов
необходимо отслеживать и по возможности устранять их негативные влияния.
Таким
образом, с экономической точки зрения себестоимость продукции (работ, услуг) — это
затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. В реальных
экономических условиях в целях победы в конкурентной борьбе необходимо стремиться к
снижению себестоимости продукции без потерь вее качестве благодаря применению
современных концепций и методов логистического управления.
2.2. Классификация затрат
В логистическом менеджменте суть процесса классификации затрат — это выделить ту
часть затрат, на которые можно повлиять и которыми эффективно можно управлять. В
соответствии с направлениями учета затрат принято выделять следующие
классификационные группы затрат (табл. 5.1). Общая схема затрат на предприятии
представлена на рис. 5.3.
2.3. Анализ «затраты — объем производства — прибыль»
Действие операционного рычага основано на том, что при наращивании/ сокращении
объемов производства меняется соотношение между переменными и постоянными
издержками, и в результате прибыль увеличивается/снижается в соответствии с изменениями
объемов деятельности. Важный объект анализа ситуации, проводимого в целях принятия
верного управленческого решения, — заданная рынком цена на продукцию, в которую
предприятию нужно не только вписаться со своими издержками, но ещё и получить прибыль.
Если прямые затраты на единицу продукции, складывающиеся из стоимости материалов,
заработной платы рабочих, электроэнергии и т. п., превышают цену, то проблемы с принятием
управленческого решения не возникает. Подобная технология производства продукции не
имеет права на жизнь, производство следует прекратить. Проблема возникает в нормальной
ситуации, когда прямые затраты меньше рыночной цены. Так, при малых объемах
производства выручка от реализации продукции слишком мала, чтобы покрыть постоянные
затраты, связанные с функционированием предприятия, и оно становится убыточным. По мере
роста объемов производства выручка растет и при достижении определенной величины (так
называемой точки безубыточности или критического объема продаж) покрывает все расходы
на производство и реализацию продукции, но ещё не дает прибыли. Дальнейший рост объемов
производства приводит уже к росту прибыли. Таким образом, идея операционного анализа
заключается в сопоставлении трех переменных величин «затраты — объем производства —
прибыль». Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе
которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, выручки (дохода) и прибыли.
Анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет найти наиболее выгодное
соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства
продукции.
Валовая маржа или маржинальный доход, — это разница между выручкой от
реализации и переменными затратами, или сумма постоянных затрат и прибыли.
Прибыль — разница между валовой маржой и постоянными затратами или между
выручкой от реализации и суммой постоянных и переменных затрат.
Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит именно
маржинальному доходу. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив
маржинальный доход. Достичь этого возможно разными способами:
снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации;
увеличить постоянные затраты и увеличить объем;
пропорционально изменить переменные, постоянные затраты и объем выпуска
продукции.
Маржинальный доход в расчете на единицу продукции также оказывает существенное
влияние на выбор модели поведения фирмы на рынке. Цель анализа величин в точке
безубыточности состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда
выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат,
причем прибыль организации равна нулю, т. е. точка безубыточности — это тот объем продаж,
при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, по достижении
объемов реализации уровня точки безубыточности организация начинает зарабатывать
прибыль.
3. Основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
3.1. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
«Калькуляция» означает вычисление себестоимости продукции. В процессе
калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной
продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
Задача калькулирования — определение издержек, которые приходятся на единицу их
носителя, т. е. на единицу продукции, заказа, услуги, работы, предназначенных для продажи,
а также внутреннего потребления.
Конечным результатом калькулирования является оставление кулькуляций.
В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и
фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию
единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на
начало периода норм и смет.
Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и
конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии известных норм расхода.
Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на
производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением
плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для
анализа и динамики себестоимости.
Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе
производства конкретных продуктов. Под объектом калькулирования (носителем затрат)
понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на
рынке.
Существует множество различных методов учета затрат. Их применение
обусловливается особенностями производственного процесса, характером производимой
продукции, ее составом, способом обработки и рядом других факторов. Единая общепринятая
классификация методов учета затрат в отечественной практике пока не выработана. Обобщая
теоретический и практический опыт учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции, можно привести классификацию методов учета затрат и
калькулирования себестоимости, представленную в табл. 5.6.
Рассмотрим каждый из представленных методов в следующих пунктах.
3.2. Попередельный, попроцессный и позаказный методы учета затрат и
калькулирования
В традиционной системе ведения бухгалтерского учета при классификации методов
учета себестоимости принято ориентироваться на группировку затрат по объектам
аналитического учета — процессам, переделам, заказам, изделиям и группам однородных
изделий и по продукции предприятия в целом. Так, организации могут использовать
попроцессный, попередельный, позаказный, поиздельный и обезличенный (котловой) методы
учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Сущность и принципы попередельного метода
Для многих производств характерна последовательная переработка промышленного и
сельскохозяйственного сырья в законченный продукт на основе химико-физических,
биологических и термических процессов. Особенность таких производств —
последовательные стадии, которые получили название передела. Передел — совокупность
технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта
(полуфабриката) или получением законченного готового продукта. Объемом учета затрат в
таких производствах служит каждый самостоятельный передел. Перечень переделов
определяется на основе технологического процесса и исходя из возможности планирования,
учета и калькулирования себестоимости продукции передела и оценки незавершенного
производства. Из этих предпосылок и вытекает сущность попередельного метода. Она
заключается в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а
по переделам либо стадиям производства, даже если в одном переделе можно получить
продукцию разных видов. Поскольку в таких производствах процесс выпуска готовой
продукции состоит в основном из нескольких последовательных технологически законченных
переделов, в них, как правило, исчисляют себестоимость продукции каждого передела, т. е. не
только готового продукта, но и полуфабрикатов, поскольку они могут быть частично
реализованы на сторону в качестве готовой продукции. Значит, объектом калькулирования
является вид или группа продукции каждого передела.
Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях
промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и др.) и энергетике.
Попроцессный метод применяется на предприятиях с массовым характером производства
одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса и
отсутствием в большинстве случаев незавершенного производства. Этот метод используется
для калькулирования транспортной продукции: перевозок грузов и пассажиров, переработки
грузов. Не все виды транспорта отличаются кратковременностью перевозочного процесса.
Возможен длительный процесс и в некоторых отраслях промышленности. Важный признак,
который наиболее четко указывает на различие попроцессного и попередельного методов —
отсутствие в попроцессном методе полуфабрикатов завершенного производства. То есть при
попроцессной калькуляции используется усреднение: все накладные расходы одного
отделения или всего учреждения делятся на количество оказанных услуг за данный период
времени. При применении попроцессного метода прямые и косвенные затраты учитывают по
статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Позаказный метод учета себестоимости
используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу
изделия. Сферой применения позаказного метода являются предприятия с единичным и
мелкосерийным типом организации производства, предприятия с физико-химическими
процессами. Область применения позаказного метода не ограничивается промышленным
производством. Он используется в строительстве, научно-исследовательских институтах,
учреждениях здравоохранения, сфере услуг. Сущность данного метода в том, что все прямые
затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных
рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по
отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их
возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с
установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом
калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость
которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка
клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий.
3.3. Учет по фактической и нормативной себестоимости
Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами
— фактическим и методом учета нормативных затрат. Оба метода направлены на выявление
и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый — путем
непосредственного учета затрат, а второй — через отклонения от норм.
Метод калькулирования себестоимости продукции, при котором прямые затраты
исчисляются исходя из фактического количества израсходованных ресурсов и фактических
цен (расценок, тарифов), а косвенные — на основе фактического коэффициента
распределения, называется фактическим калькулированием. Учет фактических затрат — это
последовательное накопление данных о фактически произведенных издержках без отражения
в учете данных о величине их по действующим нормам. Данный метод направлен на
выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции путем
непосредственного учета затрат.
Система нормативного учета включает методы разработки и установления норм
расхода производственных ресурсов, расчет нормативной себестоимости продукции,
систематический учет изменений нормативов и оперативный учет документальных
отклонений от нормативов с указанием их причин и виновников. Так создается возможность
для текущего контроля за производственными затратами и эффективного управления
производством, что позволяет считать нормативный метод учета наиболее универсальным и
прогрессивным. Поэтому важнейшие его элементы следует при менять в логистических
системах независимо от используемого метода учета затрат на производство и варианта его
построения (система учета полных затрат или сокращенная производственная себестоимость).
Особую актуальность решение этой задачи приобретает в условиях конкурентных рыночных
отношений, обусловливающих необходимость изыскания резервов снижения себестоимости
продукции в целях поддержания определенного уровня рентабельности организации и ее
конкурентоспособности. Нормативный учет затрат, как правило, применяется в сочетании с
другими методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (попроцессным,
позаказным, попередельным и т. д.), поэтому более правильно говорить о нормативном
варианте учета как составной и неотъемлемой части организации учета при любом методе
учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Система
нормативного определения затрат больше всего подходит организациям, деятельность
которых состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Поэтому ее
использование уместно в промышленных предприятиях, так как операции здесь часто имеют
циклический характер, в автотранспортных предприятиях, складских комплексах, а также в
малых предприятиях, оказывающих услуги, например, по ремонту техники, и др.
3.4. Система «стандарт-кост»
Создателем системы «стандарт-кост» является американский экономист Чартер
Гаррисон, разработавший ее положения в начале 30-х годов прошлого столетия. Суть этой
системы заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что
произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие
отклонения. Основная задача — учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.
«Стандарт» — это количество необходимых для производства единицы продукции (работ,
услуг) материальных и трудовых затрат (могут быть заранее исчислены); «кост» — денежное
выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции. То есть в основе
системы «стандарт-кост» лежит предварительное (до начала производственного процесса)
нормирование затрат по статьям расходов: основные материалы; оплата труда
производственных рабочих; производственные накладные расходы (заработная плата
вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация
оборудования и др.); коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).
Нормы расхода материалов и производственной заработной платы устанавливаются обычно в
расчете на одно изделие. Для контроля за накладными расходами разрабатываются сметные
ставки (нормы) за определенный период исходя из намеченного объема продукции. Сметы
накладных расходов носят постоянный характер. Однако при колебаниях объема
производства для контроля за накладными расходами создаются переменные стандарты и
скользящие сметы, в основе которых лежит классификация затрат в зависимости от величины
объема выпуска на постоянные, переменные и полупеременные.
Постулат «стандарт-кост» — фактические показатели затрат всегда превышают
нормативные, поскольку цель предварительного нормирования —ставить задачи на будущее,
помогать осуществлять эти задачи с минимальными затратами для данных условий, т. е. в
действительности учет по этому методу состоит в фиксации множества отклонений. Если же
отклонений не возникало или фактические затраты меньше нормативных, это значит, что была
определена не предельно низкая норма затрат и ее нужно скорректировать.
В системе «стандарт-кост» невозможно перевыполнить план. Название «стандарткост» в широком смысле подразумевает себестоимость, установленную заранее (в
противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Таким образом,
«стандарт-кост» — это система оперативного управления и контроля за ходом
производственного процесса и затратами на производство, а также система анализа причин, в
силу которых образовалась разница между стандартной и фактической себестоимостью
продукции и выручкой от ее реализации.
3.5. Калькулирование полной себестоимости продукции
Для отечественного учета является традиционным учет и калькулирование полной
себестоимости продукции, включающие все затраты предприятия, связанные с производством
и реализацией продукции. Это прямые (материальные и трудовые) и косвенные затраты (рис.
5.7).
3.6. Система «директ-костинг»
Систему учета «директ-костинг» предприятие имеет возможность организовать в
соответствии с выбранной учетной политикой. При планировании производственной
деятельности часто используют анализ «затраты — объем — прибыль». Если определен объем
производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно
рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить
определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую. При помощи данных анализа
легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются,
например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура
производства. Таким образом, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить
ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного
процесса или несколько таких параметров. Для вычисления взаимосвязи «затраты — объем —
прибыль» используются три метода: маржинального дохода, графический и метод уравнений.
Главное преимущество метода «директ-костинг» заключается в разделении
постоянных и переменных затрат.
Суть системы «директ-костинг» в том, что себестоимость учитывается и планируется
только в части переменных затрат (прямые затраты и переменная часть
общепроизводственных), т. е. лишь переменные издержки распределяются по носителям
затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы — постоянная часть
общепроизводственных, общехозяйственные и коммерческие) собирают на отдельном счете,
в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т. е.
учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам
оцениваются также запасы — остатки готовой продукции на складах и незавершенное
производство. Алгоритм расчета и учета затрат на основе системы «директ-костинг»
представлен на рис. 5.8.
В современных условиях руководителям гибких производственных систем необходимо
знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков
размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у руководящего аппарата
и затраты на управление в целом. Поэтому одним из принципов управленческого учета
является точная калькуляция — не та, в которую после многочисленных и трудоемких
расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки,
непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание
услуги). Эту задачу решает система «директ-костинг».
3.7. Метод учета и калькулирования затрат по функциям «АВС-костинг»
Метод учета и калькулирования затрат по функциям (Activity-Based Costing или АВСкостинг) возник в США и распространился с конца 1980-х гг.
Теоретическая основа метода ABC заключается в наблюдении, что у организации в
распоряжении находится определенный объем ресурсов, позволяющих осуществлять
производственные функции. Все виды ресурсов характеризуются затратами на них, которые
распределяются сначала на отдельные функции пропорционально объему потребления
ресурсов. Для этого суммируются издержки каждого центра затрат по конкретной функции.
Затем издержки по каждой функции относят на носители затрат. Носителем затрат может
выступать изделие (товар, услуга), конкретный клиент, заказ. Носитель затрат включает
соответственно приходящуюся на него долю затрат каждого центра по всем
производственным операциям. Отсюда следует, что такое распределение основано на
причинно-следственной связи затрат с обусловливающими их факторами.
Главное преимущество учета и калькулирования затрат по функциям — более точное
по сравнению с традиционным методом распределения затрат исчисление себестоимости
продукта. Это характеризует более обоснованные решения по ценообразованию. Такое
преимущество обеспечивается концентрацией внимания на главных производственнотехнологических функциях, выбором показателей, наиболее полно их характеризующих.
В условиях рыночной конкуренции все более важным является и то, что расходы на
осуществление операций составляют большую часть добавленной стоимости. При росте
эффективности выполнения основных и обслуживающих операций продукция и услуги
предприятий становятся более конкурентоспособными и привлекательными для
потребителей.
Использование ABC-метода позволяет принимать более эффективные решения в
области логистики, маркетинговой стратегии, прибыльности продукции и т. д. Более того,
появляется возможность контролировать расходы на стадии их возникновения. Он позволяет
понять, как услуги, оказанные компанией, а также обслуживаемые ею клиенты влияют на
объем деятельности и сколько различные виды деятельности потребляют ресурсов. Это, в
свою очередь, способствует управлению не столько самими затратами, сколько видами
деятельности, потребляющими средства.
3.8. Концепция управления по целевой себестоимости «таргет-костинг»
Предпосылки возникновения этого метода базируются на практической реализации
конкурентных стратегий Майкла Портера:
продавай дешевле, чем другие;
сделай свой продукт отличным от других;
сконцентрируйся на качестве.
Японские специалисты по производственному менеджменту и управленческому учету
еще в 1960-х гг. предложили систему «таргет-костинг».
Система «таргет-костинг» — это целостная концепция управления, поддерживающая
стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых
продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в
соответствии с рыночными реалиями.
Сама идея, положенная в основу концепции «таргет-костинг», несложна и
революционна одновременно. Японские менеджеры просто вывернули «наизнанку»
традиционную формулу ценообразования:
которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство:
«Таргет-костинг» в отличие от традиционных способов ценообразования
предусматривает расчет себестоимости изделия исходя из предварительно установленной
цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т. е.
фактически является ожидаемой (конечной) рыночной ценой продукта или услуги. Для
определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет
получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники
производственного процесса — от менеджера до простого рабочего — трудятся над тем,
чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.
Пример из практики бизнеса. В 1990 г. Chrysler оказался в непростой финансовой
ситуации. Прибыль падала, выручка от продаж уменьшалась, а рыночная стоимость акций
упала до 10 долл. за одну акцию. В это же время японская автомобильная индустрия
развивалась очень динамично, а японские компании активно проникали на американский
рынок. Руководство Chrysler решило, что пробил час решительных изменений и в их
компании. Среди многих других новшеств менеджеры Chrysler изучили и внедрили систему
«таргет-костинг», которая уже много лет успешно использовалась конкурирующими
японскими компаниями. «Таргет-костинг» начали использовать в процессе проектирования и
разработки практически всех новых моделей, включая и новый небольшой автомобиль Neon,
предназначенный для покупателей с невысокими доходами. Результат использования
системы «таргет-костинг» был просто поражающим: модель Neon признали лучшим
автомобилем 1994 года, она была разработана в рекордно короткие сроки (от момента
выработки концепции до вывода продукта на рынок прошел всего 31 месяц),
соответствовала высочайшим требованиям экологической безопасности и — что самое
главное! — была единственной моделью в классе небольших дешевых автомобилей, которая
оказалась прибыльной. Таким образом, результат от использования системы «таргеткостинг» превзошел даже самые смелые ожидания. Всего через пять лет после внедрения
«таргет-костинг» прибыли корпорации значительно возросли, а рыночная цена акций
подскочила с отметки 10 долл. за одну акцию в 1990 г. до 54 долл. за акцию в 1995 году.
Подобно руководству Chrysler, высший менеджмент компании General Electric в
начале 1990-х гг. столкнулся с проблемами в производстве реактивных двигателей, спрос на
которые упал. Руководство General Electric принял о решение о внедрении системы «таргеткостинг» (японского образца) в 1993 г. С самого начала менеджеры установили контакт со
своими клиентами — авиакомпаниями, чтобы выяснить, как бы лучше перепроектировать
двигатели и уменьшит ь их стоимость. Вскоре выяснилось, что двигатели для Boeing-747 и
Boeing-767 можно делать без коллектора, так как клиенты полагали, что стоимость
коллектора (10 тыс. долл.) значительно превышает его полезность.
Подобных примеров можно привести великое множество, и каждый из них —
свидетельство практической пользы «таргет-костинг».
3.9. Система управления себестоимостью «кайзен-костинг»
«Кайзен» — это философия постепенного усовершенствования качества и бизнеспроцессов, а «кайзен-костинг» — инструмент снижения затрат, который используют
менеджеры для достижения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности
производства.
Философия усовершенствования «маленькими шагами» тесно связана со многими
базисными концепциями и методами, втом числе JIT («точно в срок») и TQM («тотального
управления качеством»). Неотделима она и от управления затратами.
«Тройственным
союзом» управления в системе «кайзен-костинг» являются следующие компоненты: «таргеткостинг», «кайзен-костинг» и функция поддержки достигнутой себестоимости. Первой
внедрила подобную «тройственную» систему Toyota и сейчас она распространена
практически во всех отраслях промышленности Японии.
Подводя итог, важно подчеркнуть, что не существует один-единственный
универсальный и правильный метод управления затратами и себестоимостью продукции.
Каждый из представленных имеет свои особенности, недостатки и преимущества, а выбор и
эффективность применения того или иного метода зависит от целей развития предприятия, от
размера компании, от уже имеющейся системы учета и управления себестоимостью. Отметим,
что «стандард-костинг», «директ-костинг» и «АВС-костинг» направлены в основном на
регулирование затрат и оценку результативности, а «таргет-костинг» и «кайзен-костинг»
являются инструментами снижения затрат, и их можно отнести скорее к области
стратегического управления затратами, чем к сфере производственного учета.
4. Ценообразование в логистических системах
4.1. Роль ценообразования в современных условиях
Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы
прибыли является отладка механизма ценообразования. Прошло время, когда снижение
затрат, увеличение объема производства и производительности считались основными
средствами увеличения прибыльности компании. Влияние ценообразования на прибыль
значительно. В табл. 5.7 приведено сравнение влияния различных факторов на прибыль для
среднестатистической компании.
Так, увеличение цены на 1% приводит к увеличению прибыли в среднем на 11,1%.
Таким образом, влияние цены на увеличение прибыли в 3—4 раза больше, чем влияние объема
продаж. Справедливо и обратное утверждение — снижение цены на 1% (при неизменном
объеме продаж) приводит к снижению прибыли на 11%. Такой механизм увеличения прибыли
представляется весьма значимым, особенно если учитывать невысокую норму прибыли у
большинства современных предприятий.
4.2. Методологические вопросы ценообразования
Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов и
методов: разработка концепции ценообразования, определение и обоснование цен,
формирование системы цен, управление ценообразованием.
Методология едина для всех уровней установления цен. Но нельзя ставить знак
равенства между методологией и методикой. Они существенно отличаются друг от друга: на
основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат
конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на
практике. Отсюда следует, что методики — это составные элементы методологии, которые
объединяют целый ряд методов формирования цен.
Таким образом, методики являются первым и важнейшим элементом методологии.
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы
ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе
разработки и применения соответствующих методов (методик). Следовательно, принципы и
методы тесно между собой связаны и образуют методологию. Принципы ценообразования —
это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и
лежащие в ее основе. Выделяют следующие важнейшие принципы ценообразования:
научность обоснования цен;
целевая направленность цен;
непрерывность процесса ценообразования;
единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
4.3. Постановка задач и целей при управлении ценообразованием
Организациям необходимо иметь методику расчета исходных цен на свои товары. Ф.
Котлер в работе «Основы маркетинга» рассматривает методику расчета цен, состоящую из
следующих этапов (рис. 5.13).
Прежде всего организации необходимо определиться с целями ценовой политики.
Обычно этих целей несколько:
обеспечение существования предприятия на рынках;
максимизация прибыли;
максимальное расширение оборота;
лидерство в качестве.
Указанные цели ценовой политики соотносятся между собой не всегда. На разных
этапах фирма может уделять приоритетное внимание различным целям развития бизнеса.
4.4. Политика ценообразования
На сформировавшихся рынках товаров и оказываемых услуг, производящихся уже в
течение длительного времени, реализуются следующие ценовые политики:
скользящее падение цен по мере насыщения рынка;
долговременное удержание цены, подчеркивающее стабильность положения товара и
предприятия на рынке;
установление сегментных цен, цен разного уровня, реализуемых различным группам
потребителей, примерно на одни и те же виды изделий и услуг;
гибкое регулирование цен в зависимости от колебаний спроса и предложения;
преимущественное ценообразование, выражающееся в установлении предприятием,
доминирующим на рынке, пониженной цены за счет низких издержек производства
при больших объемах производства и сбыта;
изменение цены на изделия, снятые с производства другими предприятиями;
договорные цены или на изделия специального вида, или на обычную продукцию при
выполнении ряда специфических условий покупателей.
На вновь формирующихся рынках товаров и услуг применяются ценовые политики:
«снятие сливок», подразумевающее установление высокой цены на новое или
существенно модернизированное изделие в расчете на наличие достаточно
значительной группы потребителей, готовых купить по такой цене;
цена внедрения на рынок, подразумевающая установление более низкой цены, чем
цены на похожие товары; • «психологическая цена», создающая у потребителя
впечатление более низкой цены за счет небольшой скидки с круглой суммы (например,
99 руб. вместо 100);
цена лидера на рынке или в отрасли, которая устанавливается ведущей фирмой отрасли
и под которую подстраиваются другие производители аналогичной продукции;
цена, возмещающая издержки производства, предполагающая компенсацию затрат и
получение средней нормы прибыли;
престижная цена, подчеркивающая высокое качество и особые, непревзойденные
свойства продукции.
Выбор ценовой политики — тонкое искусство, так как приходится учитывать
плохоосязаемые факторы: необходимую скорость проникновения на рынок, жесткость
конкуренции, динамику своей доли рынка, сроки возврата кредитов и т. д.
4.5. Классификация методов ценообразования
В экономической литературе описано достаточно большое количество методов
ценообразования. Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные
группы в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется предприятие
производитель или продавец (рис. 5.14):
1. на издержки производства — затратные методы;
2. на конъюнктуру рынка — рыночные методы;
3. нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические
методы.
Группа рыночных методов ценообразования может быть разделена еще на две
подгруппы в зависимости от:
1. отношения потребителя к товару — методы с ориентацией на потребителя;
2. конкурентной ситуации на рынке — методы с ориентацией на конкурентов.
Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции
путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины.
При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты
рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого
реализация данного товара экономически невыгодна.
Существует ряд методов установления цен на новую продукцию в зависимости от
уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие
методы носят название нормативно-параметрических.
4.6. Особенности ценообразования в сфере логистики на примере транспортных услуг
Современный рынок логистических услуг можно разделить на три основных сектора:
перевозки и экспедирование грузов различными видами транспорта;
складские услуги;
услуги по интеграции и управлению цепями поставок.
Допустим, цена доставки груза за 1 кг по направлению Москва — Сочи составляет 5,50
руб., постоянному клиенту предоставляется дисконтная карточка со скидкой 10%. В этом
случае цена 1 кг составит 4,95 руб. В зависимости от частоты отправок и физических свойств
груза клиент может значительно сэкономить.
Дисконтные процентные скидки, например, могут быть такими:
5% — для клиентов, перевозящих не менее 5 т в месяц;
10% — для клиентов, перевозящих не менее 10 т в месяц;
VIР— 15% — для клиентов, перевозящих не менее 10 т в месяц и работающих с
компанией не менее 6 календарных месяцев;
VIP Gold — 20% — для клиентов, перевозящих не менее 15 т в месяц и работающих с
компанией не менее 12 календарных месяцев.
Все дисконтные карты регистрируются в базе данных компании.
В любом бизнесе существуют свои достоинства и недостатки, есть фактор сезонности.
Для бытовых приборов, например:
период наибольшей активности — сентябрь — декабрь;
период средней активности — февраль — май;
период спада активности — июнь — август;
«мертвый» период — январь.
Даже при выходе на проектную мощность (объем перевозок) в своей деятельности
необходимо учитывать пики сезонности, предусмотреть дополнительные расходы по
созданию страховых запасов, определить их объем и структуру. Это необходимо для того,
чтобы в период наименьшей активности обеспечить стабильность деятельности.
Услуга по доставке сборных грузов интересна большому кругу как частных
предпринимателей, так и юридических лиц, которые стараются оптимизировать свои расходы
по транспортировке груза своему покупателю. Стоит учитывать также и то, что перевозка
грузов — не самоцель, а всего лишь способ продвижения товаров от производителя/дилера к
потребителю. Эта услуга повышает себестоимость товара, а если заказчик платит за перевозку,
он должен получить высокопрофессиональный сервис.
5. Управление финансовыми потоками в логистике и УЦП
5.1. Понятие, сущность, параметры и требования финансовых потоков
Обобщая различные точки зрения исследователей «школ логистики» к определению
финансового потока в логистической системе, можно выделить два основных подхода:
— во-первых, под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств
в макро- и микроэкономической среде;
— во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в
логистических системах или между ними.
Следует отметить, что финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда,
при любых способах организации деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как
показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении
логистических принципов управления финансовыми ресурсами, что и обусловило появление
новой экономической категории — логистический финансовый поток. Следовательно,
финансовые потоки в логистической системе формируются и используются для обеспечения
эффективного прохождения материальных и обслуживающих их потоков всего пути
следования — от момента возникновения до момента прекращения существования в виде
потока. При этом их специфика заключается главным образом именно в потребности
обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока
материальных ценностей.
Принципиальное отличие традиционных финансовых потоков от логистически
организованных заключается в том, что в рамках системы минимизируются потери
несопряженности как между потоками, так и между элементами каждого потока. Это
достигается путем проведения комплекса организационнотехнических и социальноэкономических мероприятий, которые и обеспечивают трансформацию традиционных
потоков в логистически организованные потоки финансов.
Таким образом, логистический финансовый поток — это направленное движение
финансовых средств по обслуживанию потоковых процессов в логистической системе (от
момента возникновения до момента прекращения существования в виде потока), а также по
обеспечению функционирования самой логистической системы.
Объектами управления финансовой логистики являются финансовые потоки,
связанные с обслуживанием всего кругооборота товародвижения (формированием запасов,
складированием, распределением готовой продукции, сервисным обслуживанием и т. п.), как
внутри, так и вне предприятия.
Финансовые потоки не являются элементарным и неделимым объектом, они
представляют собой достаточно сложную систему с множеством взаимосвязей как внутри
организации, так и за ее пределами.
Субъектом управления финансовой логистики являются конкретные структурные
подразделения или лица, принимающие решения и управляющие движением финансовых
потоков в логистической системе.
Логистическая концепция финансовых потоков предполагает вычисление и
сопряжение таких ее элементов, как логистическая операция и логистическая цепь.
Операцией финансовой логистики является совокупность действий, направленных на
формирование и организацию финансовых потоков и отдельных их элементов. Тогда
логистической цепью можно назвать совокупность операций, обеспечивающих эффективное
взаимодействие финансовых потоков или их элементов.
В делении логистических операций финансовых потоков на потокообразующие и
потококонтролируюшие (рис. 5.17) проявляется взаимосвязь логистических операций и
логистических функций. Основными функциями финансовой логистики являются:
формирование (планирование и организация движения) финансовых потоков, их
координация, контроллинг и мотивация участников логистической системы в достижении
поставленных целей.
Таким образом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению,
учету и координации движения ресурсов в логистических процессах. Финансовые параметры
во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на
рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями.
5.2. Функции управления финансовыми потоками в логистических системах
Логистизация всех стадий жизненного цикла продукции предприятия объективно
подталкивает к формированию системы управления потоковыми процессами предприятия, т.
е. к логистическому менеджменту. Логистический менеджмент можно определить как
интеграционный процесс на предприятии, с помощью которого профессионально
подготовленные менеджеры-логисты формируют логистические системы и управляют ими
путем постановки логистических целей и разработки способов их достижения. Поскольку
логистика предприятия призвана в первую очередь обеспечить сопряжение интересов людей
— участников потоковых процессов, постольку логистический менеджмент — это еще и
умение реализовывать логистические цели и задачи, направляя труд, интеллект, мотивы
поведения людей и организаций.
Логистизация управления финансовыми потоками на предприятии носит характер
непрерывного процесса через реализацию функций логистического менеджмента:
планирование, организацию, мотивацию, контроллинг и координацию, которые тесно
взаимосвязаны друг с другом.
5.3. Классификация финансовых потоков в логистических системах
Финансовые потоки в логистической системе неоднородны по своему составу,
направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении
наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками обусловливает
необходимость проведения их классификации. Для классификации финансовых потоков в
логистике используются следующие основные признаки: назначение, отношение к
логистической системе, направление движения, вид хозяйственных связей, способ переноса
авансированной стоимости, форма расчета, уровень достаточности объема, возможность
регулирования в процессе управления логистической системой, непрерывность формирования
в рассматриваемом периоде (рис. 5.19).
Следует отметить, что можно и дальше продолжить классификацию финансовых потоков,
используя для этой цели такие признаки, как стадия кругооборота капитала, источники
получения финансовых средств, сроки их прохождения и т. д. Однако, поскольку
необходимость классификации финансовых потоков обусловливается потребностью
определения наиболее эффективных способов управления ими, будем считать, что в каждом
конкретном случае следует устанавливать свой, особый, состав классификационных
признаков логистических финансовых потоков.
5.4. Принципы, задачи и цель управления финансовыми потоками
Знание основных принципов управления менеджерами позволяет легко возмещать
неопределенность некоторых факторов внешней и внутренней среды предприятия. При
формировании логистических систем, а также при управлении финансовыми потоками в этих
системах могут быть допущены ошибки лишь потому, что не были учтены и применены
преимущества и недостатки отдельных принципов финансового управления потоковыми
процессами на предприятии. Основными принципами управления финансовыми потоками
являются (рис. 5.22).
С учетом этих принципов организуется конкретный процесс управления финансовых
потоками предприятия. Грамотное и продуманное использование финансовых принципов
управления потоковыми процессами на предприятии позволит высвободить и направить
финансовые ресурсы организации на дополнительные инвестиции.
Таким образом, целью финансового обслуживания потоковых процессов в
логистической системе является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в
необходимых объемах в нужные сроки в необходимом количестве с использованием наиболее
эффективных источников финансирования.
Исходя из этого, главной целью финансовой логистики является организация
финансового планирования и управления целенаправленной подготовкой и целесообразным
использованием средств и услуг логистической системы, необходимых для решения
поставленных перед этой системой задач.
5.5. Концептуальные основы управления финансовыми потоками
Управление финансовыми потоками в логистических системах базируется на основе
следующих фундаментальных концепций:
концепция управления денежными потоками и финансовым циклом;
концепция временной ценности финансовых средств;
концепция риска и доходности;
теория агентских отношений и др.
Любая логистическая система, независимо от рода и масштабов деятельности, в
финансовом отношении представляет собой некий «черный ящик», на вход которого в
простейшем случае подается некоторая денежная сумма либо распределенный во времени
поток таких сумм, полученных из одного или нескольких источников.
Объем денежных средств, получаемый на выходе из логистической системы, зависит
от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих ее элементов,
от эффективности реализации протекающих в ней процессов, от состояния внешней среды и
т. п. Однако очевидно, что вкладывать средства в логистическую систему имеет смысл только
в том случае, если в итоге финансовые потоки на выходе будут превышать входные, причем в
объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием
логистической системы и удовлетворением целей конечных потребителей.
Соответственно разность между выходными и входными финансовыми потоками за
соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы
всей логистической системы.
Таким образом, ценность управления логистической системы определяется теми
финансовыми потоками, которые она способна создавать для своих текущих или
потенциальных владельцев. Поток денежных средств (cash flow) представляет собой разницу
между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за
конкретный период времени.
Одним из факторов, влияющих на финансовые потоки предприятий, является величина
финансового цикла. Это период времени, в течение которого финансовые средства
предприятия вложены в созданные запасы (с момента их оплаты), незавершенное
производство, готовую продукцию и дебиторскую задолженность, с учетом времени
обращения кредиторской задолженности, так как она компенсирует отвлечение средств в
дебиторскую задолженность.
Основные этапы обращения денежных средств в ходе логистической деятельности
представлены на рис. 5.24.
Целью управления финансовым циклом является анализ эффективности управления
оборотными средствами предприятия и его способностью генерировать положительные
денежные потоки от логистической деятельности. Говоря языком математики, прибыль
является только необходимым, но не достаточным условием положительных финансовых
потоков. Здесь наиболее информативными являются показатели оборачиваемости товарных
запасов, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности. То есть суть данного
финансового показателя заключается в том, что чем выше значение финансового цикла, тем
выше потребность предприятия в денежных средствах для приобретения производящих
оборотных средств.
Управление финансовым циклом представляет собой одно их основных направлений
управления финансовыми потоками. Оптимизация финансового цикла — одна из главных
целей деятельности финансовых служб, так как это дает значительный эффект всей
логистической системе в целом. Основными путям и сокращения финансового цикла являются
применение основных принципов и методов логистического управления в практику ведения
бизнеса, которые позволяют значительно сократить производственный цикл и время
обращения запасов и затрат предприятия.
Вернемся к нашей метафоре с «черным ящиком». Какой бы ни была величина
выходного финансового потока, она будет получена только через определенный период
времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо
«заложить» в логистическую систему уже сейчас. Принимая решение о целесообразности
подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие финансовые потоки с позиции
текущего момента времени, т.е. определять их современную стоимость (present value — PV).
Сумма, полученная сегодня, больше эквивалентной суммы, полученной завтра.
Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты
используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.
Дисконтирование денежных потоков — процесс определения сегодняшней (т.е.
текущей) стоимости денег, когда известна их будущая стоимость.
Применив данную модель на практике, становится возможным оценить, какой доход
можно получить в будущем и какую максимально возможную сумму капитала допустимо
вложить в данное дело.
5.6. Синхронизация движения финансовых и материальных потоков в логистической
системе
Общие тенденции функционирования промышленных предприятий в рыночных
условиях свидетельствуют о том, что одной из ключевых проблем является проблема
синхронизации движения материальных и финансовых потоков.
Синхронность потоковых процессов — это уровень корреляции между двумя видами
потоков в логистической системе, находящимися между собой в коррелятивной связи.
Коррелятивность потоковых процессов — это характер связи между двумя видами
потоковлогистической системы, между формированием которых существует прямая
логическая зависимость. Степень коррелятивности тех или иных потоковых процессов можно
оценить с помощью коэффициента корреляции.
Используя теоретическую и практическую базу управления финансовыми потоками,
представим основные способы синхронизации финансовых и материальных потоков в
логистической системе (рис. 5.27).
Таким образом, основной задачей управления в финансовом обслуживании процессов
снабжения, производства и сбыта в рамках логистической деятельности является преодоление
временного разрыва между приходом и расходом денежных средств. Чтобы определить
потребность в финансовых ресурсах, необходимо, во-первых, знать длительность плановых
периодов (они устанавливаются в процессе интегрированного планирования цепей поставок
и, во-вторых, выявить моменты времени, важные для поддержания непрерывности
воспроизводственного процесса в целом.
Обеспечение потребности в финансовых ресурсах является одним из важнейших
условий эффективного у правления финансовыми потоками в логистической системе. В
решении этой проблемы, смежной с проблемой синхронизации потоков, объективно возможно
использование потенциала логистики снабжения, если финансовому обслуживанию подлежит
входной материальный поток, и распределительной логистики, если финансовому
обслуживанию подлежит выходной материальный поток.
6. Оценка эффективности логистических систем на основе финансово-экономических
показателей
Эффективность как экономическая категория характеризуется отношением полезного
результата (эффекта) к затратам на его получение. Она представляет собой итоговый
качественный и (или) количественный показатель развития. Эффективно все то, что в
наибольшей степени способствует скорейшему достижению экономических задач и
обеспечивает оптимальные темпы роста.
Фокус логистической системы направлен на потенциальную синергию
организационных единиц, систем и концепций. Логистика определяет стратегические цели
предприятия и средства их достижения. Она объединяет управление различными функциями
снабжения, производства, сбыта и сервисного обслуживания. Логистическая концепция
производства повышает эффективность деятельности предприятия в целом.
Широка я сфера логистических процессов непосредственно влияет на максимизацию
доходов от совокупной деятельности предприятия; она также может снижать расходы на нее.
Эти два ведущих направления отражаются как на финансовом результате (путем его
максимизации), так и на укреплении рыночной позиции, достижении и удержании
преимуществ в конкурентной борьбе. Эти цели достигаются как логистической
деятельностью, так и прямым снижением затрат.
Эффективность функционирования логистических систем в общем виде сводится к
достижению наибольших результатов при наименьших затратах ресурсов (материальных,
финансовых, трудовых и пр.) и оценивается конкретными финансово-экономическими
показателями, достигнутыми предприятием по итогам работы в данном периоде.
Логикой
вышеизложенного
предопределяется
целесообразность
оценки
эффективности логистических систем с помощью анализа финансово-экономических
показателей, представленных на рис. 5.30.
7. Оценка эффективности инвестиций в логистические проекты
Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов
функционирования и развития логистических систем. Причинами, обусловливающими
потребность в инвестициях, являются необходимость модернизации существующей
производственной базы в связи с переходом на новые ресурсосберегающие технологии,
наращивание объемов производства, атакже выпуск новой клиентоориентированной
продукции, расширение рынка сбыта и др.
Особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии
разработки логистических проектов и способствует принятию разумных и обоснованных
управленческих решений.
Логистический
инвестиционный
проект—
обоснование
экономической
целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в создание или
развитие различных звеньев логистической системы или в логистическую систему в целом.
Степень ответственности за принятие решения по финансированию логистического
проекта в рамках того или иного направления различна. Нередко решения должны
приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых
логистических проектов, например, при ограниченных финансовых возможностях системы и
необходимости одновременной модернизации складской, производственной и транспортной
подсистем. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов,
основываясь на каких-то четко определенных критериях.
Совокупность методов, применяемых для оценки эффективности инвестиционных
проектов развития логистических систем, можно разбить на две основные группы:
динамические (учитывающие фактор времени) и статические (учетные). Классификация
рекомендуемых к применению на практике методов, согласно выделенным признакам,
приведена на рис. 5.32.
Динамические методы — это методы, в которых денежные потоки, обусловленные
реализацией инвестиционного проекта, приводятся к сопоставимому виду с помощью
дисконтирования (определения современной величины будущей стоимости денег),
обеспечивая тем самым учет неравноценности денежных потоков во времени.
Из динамических методов оценки логистических проектов при оценке их
экономической эффективности рекомендуется использовать следующие методы: метод
расчета индекса доходности инвестиций, метод расчета чистой текущей стоимости (ЧТС),
метод расчета внутренней нормы доходности (ВИД) и дисконтированного срока окупаемости.
Динамические и статические методы не противоречат, а дополняют друг друга в оценке
эффективности логистических проектов, просто они работают с различными критериями
выгодности.
Рекомендуемая методика оценки инвестиций в развитие логистических систем по
вышепредставленным показателям позволяет применять ее для принятия решения об
инвестировании как в один-единственный логистический проект, так и для выбора из числа
альтернативных проектов за счет любых источников финансирования.
Наряду с изложенными показателями эффективности логистических проектов
возможно использование и других: простой нормы прибыли, капиталоотдачи, интегральной
эффективности затрат и проч. Очень важен также учет структуры и распределения капитала
во времени и другие факторы. Главное, что при применении любого показателя необходимо
исходить из его сущностного содержания.
Подводя итоги, необходимо отметить, что ни один из приведенных выше показателей
не является единственно достаточным для полной оценки эффективности логистических
проектов и принятия решения об их реализации. Решение об инвестировании средств в проект
должно приниматься с учетом значений всех рассмотренных показателей, а также интересов
всех участников логистического проекта, так как различные способы оценки обеспечивают
лиц, принимающих решения, более полной информацией.