Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Потоки и процессы в цепях поставок

  • 👀 457 просмотров
  • 📌 442 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Потоки и процессы в цепях поставок
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Потоки и процессы в цепях поставок» docx
Тема 1. Потоки и процессы в цепях поставок (лекция 1-2) 1. Потоки в цепях поставок и их виды. 2. Объектный и процессный взгляд на цепь поставок. 3. Ключевые бизнес–процессы. 4. Интеграция ключевых бизнес-процессов: макро-процессы в цепи поставок. 5. Отраслевая специфика объектов и процессов в управлении цепями поставок. 6. Сетевая структура 7. Классификация цепей поставок: прямая, расширенная. 8. Фазы решений в цепи поставок: функциональный цикл физического распределения, материально-технического обеспечения, снабжения. 1. В процессе эволюции объекты управления в логистике менялись, так на начальном этапе это были материальные потоки, потом к сфере интересов логистики стали относить информационные и финансовые потоки, в связи с чем на сегодняшний день в логистике и управлении цепями поставок изучается два класса потоков: – основной поток (материальный) – сопутствующие (генерируемые материальным потоком (информаци-онный и финансовый)). Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, к которым применяются виды логистической деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.). Параметрами материальных потоков могут быть: • номенклатура, ассортимент и количество (объем) продукции; • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); • весовые характеристики (общая масса, масса брутто, масса нетто); • физико-химические характеристики груза; • характеристики тары (упаковки); • условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки); • условия транспортировки и страхования грузов; • финансовые (ценовые, стоимостные) характеристики и др. Основные и сопутствующие потоки, несмотря на явную взаимосвязь, могут иметь различные параметры. Материальные потоки классифицируются по следующим признакам: 1. По отношению к фокусной компании (звену) цепи поставок – внутренние (не выходящие за пределы компании/звена); – внешние (поступающие из внешней среды), • входящие; • выходящие. 2. По числу ассортиментных/номенклатурных позиций – однопродуктовые (одновидовые); – многопродуктовые (многовидовые). 3. По степени детерминированности параметров потока: – детерминированные (параметры потока полностью известны); – стохастические (хотя бы один параметр неизвестен, или является случайной величиной). 4. По признаку непрерывности во времени: – непрерывные (перемещение материальных ресурсов осуществляется непрерывно (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки сырой нефти и нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и др.)); – дискретные (перемещение продукции осуществляется в определенные периоды времени). 5. По характеристикам груза в процессе транспортировки или по транспортному фактору (по виду транспорта и способу транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания, условиям транспортировки и др.). 6. По интенсивности материального потока – количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы (звена логистической системы) в единицу времени. Возникновение, движение и преобразование материальных потоков всегда сопряжено с затратами денежных средств и использованием финансовых ресурсов. В связи с чем возникает понятие финансовый поток. Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов (денежных средств), связанных с материальными и/или информационными потоками в рамках логистической системы или цепи поставок в целом. Классификация финансовых потоков: 1. по отношению к ЛС: – внутренние (не выходящие за пределы ЛС); – внешние (поступающие из внешней среды), 2. по направлению движения: – входящие; – выходящие. 3. по назначению: – финансовые потоки закупок; – инвестиционные финансовые потоки; – финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы; – финансовые потоки производственной деятельности; – финансовые потоки продаж. 4. по способу переноса авансированной стоимости: – связанные с движением основного капитала; – связанные с движением оборотного капитала. 5. по форме расчета: – денежные (наличные расчеты); • финансовые потоки по рублевым расчетам; • финансовые потоки по валютным расчетам; – информационно-финансовые (безналичные расчеты): • по платежным поручениям; • инкассо; • аккредитивы; • чеки. 6. по видам хозяйственных связей: – горизонтальные (между равноправными субъектами); – вертикальные (обусловленные иерархической структурой). 7. по уровню достаточности объема: – избыточные; – оптимальные; – дефицитные. 8. по возможности регулирования в процессе управления ЛС: – регулируемые; – нерегулируемые. 9. по непрерывности формирования в рассматриваемом периоде: – регулярные; – дискретные. Существуют следующие основные характеристики финансового потока: 1. объем определяется эквивалентом денежных средств, указанным в его сопровождении (документальным или информационным). 2. направление движения потока характеризует его действие по отношению к объекту приложения финансовых ресурсов. 3. временные характеристики определяют моменты перемещения финансов. 4. стоимостные характеристики определяют затраты на его обслуживание. Информация как объект управления в логистике трансформируется в понятие информационного потока, подчеркивающего динамику ее получения и преобразования и связь с материальным потоком или сервисом. Информационный поток (ИП) – это поток сообщений и данных в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме, сопутствующий материальному потоку и/или процессу предоставления услуг в рассматриваемой ЛС (цепи поставок) и предназначенный для реализации управленческих функций. Классификация информационных потоков: 1. по отношению к логистическим операциям и функциям: • информационные потоки складирования • информационные потока управления запасами • информационные потоки производственного процесса • информационные потоки транспортировки и т.д. 2. по отношению к цепи поставок (звеньями цепи поставок): • внутренние (циркулирующие внутри ЛС) и внешние (циркулирующие между ЛС и внешней средой); • горизонтальные (относящиеся к одному уровню иерархии ЛС) и вертикальные (циркулирующие от верхнего уровня логистическою менеджмента к низшему); • входные и выходные – по отношению к входу-выходу ЛС 3. по виду носителей информации: – потоки на бумажных носителях, – информационные потоки с использовании компьютерных технологий обработки информации. 4. по времени возникновения информации: – регулярные потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных; – периодические (с жестким ограничением на время передачи); – оперативные потоки, обеспечивающие связь в интерактивном и диалоговом режимах. 5. по назначению: – директивные (управляющие) ИП; – потоки нормативно-справочной сведений, – потоки информации для учета и анализа при принятии решений; – вспомогательные информационные потоки. 6. по уровню управления: – информационные потоки уровня отдельного предприятия (микроуровень); – потоки регионального, государственного или межгосударственного уровня (макроуровень), формируемые министерствами, ведомствами и ассоциациями. 7. по характеру взаимосвязи с основным потоком: - опережающий - сопровождающий - потоки обратной связи. Эффективное управление цепями поставок диктует следующие требования к качеству информационных потоков: – точность – отсутствие ошибок; – полнота – наличие всей необходимой информации; – экономность – издержки на получение и обработку информации должны быть оптимальны; – четкость – информация должна иметь такую форму, чтобы получатель мог ее понять; – релевантность – получаемая информация должна быть ориентирована на решение конкретных задач; – простота – не должна быть слишком сложной; – своевременность – информация должна быть получена в нужное время; – достоверность – информация должна соответствовать действительности и проверяться. 2. Для анализа цепей поставок и управления ими используется метод объектной и процессной декомпозиции логистической системы. То есть разделение логистической системы на составляющие объекты. Прежде всего, определим что такое логистическая система: Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность структурных подразделений компании, а также поставщиков и потребителей, логистических посредников, взаимосвязанных по основным или сопутствующим потокам и управлением для реализации стратегического плана логистики. Существует 2 вида объектной декомпозиции логистической системы. Рассмотрим объектную декомпозицию (1) (рисунок 3): Рисунок 3 – Объектная декомпозиция в логистике 1 Подсистема ЛС – это выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев ЛС, реализующая задачи управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса. То есть подсистема представляет собой обособленную совокупность специфических функций, как правило, выделяют подсистемы снабжения, производства, распределения. Звено логистической системы – это функционально обособленное подразделение центральной (фокусной компании) или любого представителя ее «трех сторон» в логистике, реализующего одну или несколько логистических функций/операций. То есть звено ЛС – это партнеры и контрагенты, которые образуют «три стороны» для фокусной компании: 1. Поставщики; 2. Покупатели; 3. Логистические посредники (3-PL, 3 Party Logistic) (рисунок 4). Рисунок 4 – 3 стороны логистики Элемент ЛС – неделимая в рамках поставленной задачи анализа и проектирования ЛМ часть звена ЛС. Рассмотрим объектную декомпозицию 2 (рисунок 5): Рисунок 5 – Объектная декомпозиция в логистике 2 Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным или сопутствующим потокам в рамках управления или проектирования цепи поставок. Логистический канал – это обособленная совокупность звеньев ЛС, ориентированная по материальному потоку, с целью выполнения маркетинговых требований или экономии на масштабах операционной логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции. Логистическая цепь – это множество звеньев ЛС, упорядоченное по основному или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала. Значительное отличие этих понятий заключается в том, что структуру канала определяет тип и состав посредников, применяемых для перемещения материального потока, а логистическая цепь описывает процесс физического перемещения и процессы. Для анализа и управления процессом движения материального потока по цепи поставок используется процессная декомпозиция логистической системы. То есть предприятие рассматривается не просто как сложная структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса. На основе процессной декомпозиции проводится моделирование и проектирование бизнес-процессов, что позволяет компании оперативно реагировать на вызовы внешней и внутренней среды. Прежде всего, определим понятие логистический процесс, как определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций реализующая заданные на плановом периоде цели ЛС или ее сетевых подразделений. Процессная декомпозиция в логистике и УЦП также имеет два варианта (рисунок 6): Рисунок 6 – Процессная декомпозиция в логистике В рамках логистической системы организации бизнеса принято выделять функциональные области. Как правило, они ориентированы на взаимодействие с «тремя сторонами» логистики (поставщики - снабжение, потребители – распределение, логистические посредники – производство). В рамках этих функциональных областей выполняются однотипные операции и функции (транспортировка, складирование, грузопереработка и т.п.) (рисунок 7). Таким образом, функциональная область логистики – это сфера деятельности предприятия, дифференцированная по «трем сторонам логистики», которой соответствует однотипные функции и операции. Рисунок 7 – Функциональные области логистики Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности функционирования всех указанных областей. Логистическая функция – это обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности менеджмента по достижению целей бизнеса. Выделяют два типа логистических функций: • Операционные логистические функции – это закрепление однотипных операций за составной частью логистической инфраструктуры и соответствующими отделами управления транспортировкой и складирование в службе логистики компании. К ним относятся: ◦ транспортировка ◦ складирование и грузопереработка; ◦ упаковывание; ◦ управление процедурами заказов; ◦ управление возвратами; ◦ таможенное оформление экспорта-импорта грузов; ◦ информационно-компьютерная поддержка. • Функции, связанные с координирующей и интегрирующей ролью логистики и управления цепями поставок. Сюда входят: ◦ управление запасами; ◦ управление циклом выполнения заказа; ◦ интегрированное планирование и прогнозирование в цепи поставок; ◦ межфункциональнвя и межорганизационная логистическая координация; ◦ поддержание стандартов качества логистического сервиса; ◦ управление функциональным жизненным циклом товара и т.п. Логистическая операция – это любое действие (или совокупность действий), связанное с возникновением или преобразованием основных или сопутствующих потоков, не подлежащая дальнейшему делению в рамках задач управления и контроллинга ЛС. Две главные характеристики логистической операции: – влияние на свойства потоков; – выполнение операции одним человеком или машиной. В рамках второго варианта процессной декомпозиции выделяют ключевые бизнес-процессы, которые представляют собой совокупности операций, ориентированные на достижение стратегических целей компании в рамках обособленных компетенций. Логистический бизнес-процесс – это взаимосвязанная совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании при управлении потоками в результат, задаваемой логистической стратегией фирмы. Таким образом, в рамках процессного подхода цепь поставок – это последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах. Важной характеристикой логистического процесса кроме всего прочего является полный логистический цикл – интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю. В рамках логистического цикла возникает необходимость согласования объема ресурсов «на входе», который определяет требования к продукту или к сервису, и «на выходе», который определяется результатом выполнения требований. Основной моделью логистического цикла является S-модель (рисунок 8): Рисунок 8 – Процессная S-модель цепи поставок 3. В любой организации существуют как основные, так и вспомогательные процессы. Основные – это процессы текущей деятельности компании, результатом которых является производство выходов, требуемых внешним клиентом. Вспомогательные процессы обеспечивают существование основных процессов. Помимо этого, по масштабам процессы управления делят на стратегические, тактические и оперативные. Характер ключевых бизнес-процессов определяется исходя из стратегического позиционирования компании, особенностей ее структуры и функционирования. В связи с чем SCM представляет собой интеграцию 8-ми ключевых бизнес-процессов: 1) управление взаимоотношениями с потребителями; 2) обслуживание потребителей; 3) управление спросом; 4) управление выполнением заказов; 5) управление производством/операциями; 6) управление снабжением; 7) управление дизайном продукта и его доведением до коммерческого использования; 8) управление возвратными материальными потоками. Управление взаимоотношениями с потребителями. Первый шаг к созданию интегрированного управления цепочками поставок – установление того, кто является ключевыми потребителями или ключевыми потребительскими группами, т.е. теми, кто оказывает критическое влияние на успех бизнеса любой организации. Взаимодействие с новым потребителем повышает качество коммуникаций и позволяет лучше прогнозировать потребительский спрос, что, в свою очередь, приводит к повышению качества обслуживания потребителей в целом. Обслуживание потребителей. Обслуживание потребителей помогает сторонам передавать и получать информацию о планируемых датах поставки продукции, о ее наличии и об операциях, проводимых в ходе производства и дистрибьюции. Управление обслуживанием потребителей требует наличия системы, работающей в режиме реального времени и позволяющей предоставлять информацию о продукции и ценах по запросам потребителей и помогать в размещении заказов. Управление спросом. К категории наиболее важных источников нестабильности относится потребительский спрос, для которого характерны нерегулярные размещения заказов. Учитывая нестабильность заказов потребителей, управление спросом является ключом к эффективному процессу управления цепями поставок. Регулирование потребительских запросов должно проходить в ходе процесса управления спросом. Управление спросом частично включает действия, направленные на то, чтобы определить, что и когда купят потребители. Хорошая система управления спросом использует для этого данные по точкам продаж и «ключевым» потребителям, что помогает снизить неопределенность и обеспечить эффективные потоки по всем цепочкам поставок. Современные системы управления цепями поставок позволяют синхронизировать потребительский спрос с темпами производства и управлять запасами в глобальном масштабе. Управление выполнением заказов. Еще одним ключом к достижению эффективного управления цепочками поставок является удовлетворение потребностей потребителей к «требуемой дате». Организации крайне важно добиться высоких показателей выполнения заказов либо по выделенной продуктовой линейке, либо по конкретному заказу. Успешное выполнение заказа требует обязательной интеграции планов по производству, дистрибьюции и транспортировке внутри компании. Для этого следует развивать партнерские отношения с ключевыми участниками цепочек поставок и перевозчиками, что помогает полнее удовлетворять требования потребителей и сокращать общие затраты на доставку продукции потребителям. Цель здесь формулируется следующим образом: разработать непрерывный процесс, начинающийся от поставщика в направлении организации и заканчивающийся в различных потребительских сегментах. Управление производством/операциями. Логистический подход к процессу управления производством позволяет перемещать продукцию по предприятию в режиме «вытягивания», мотором которого выступают запросы потребителей. Чтобы реагировать на изменения рынка, производственные процессы должны быть гибкими. Приоритеты производства задаются необходимыми сроками поставки продукции, а изменения в потоке производства позволяют сократить время исполнения заказа, что дает возможность более оперативно реагировать на запросы потребителей. Управление снабжением. Чтобы обеспечить согласование процесса управления производственным потоком с процессом создания новых продуктов, компании разрабатывают свои стратегические планы совместно с поставщиками. Для этого поставщиков относят к тем или иным стратегическим категориям – в зависимости от важности их вклада в деятельность организации. С небольшой группой ключевых поставщиков устанавливаются долгосрочные партнерские отношения. Привлечение ключевого поставщика на ранних этапах разработки продукции может помочь резко сократить общее время разработки новых продуктов. Получив от поставщика нужную информацию в самом начале процесса разработки, компания может сократить время проектирования за счет лучшей координации инженерных работ, закупок и взаимодействия с поставщиком еще до завершения работы над проектом. Разработка продукта и доведение его до коммерческого использования. Если новые виды продукции крайне важны для роста корпорации, то их разработка становится в ней приоритетным направлением. Чтобы сократить время выхода на рынок с новой продукцией, необходимо включить в процесс ее разработки потребителей и поставщиков. Сейчас жизненные циклы продукции становятся все более короткими, поэтому разрабатывать необходимые рынку виды продукции и успешно их запускать нужно за все более короткие время, так как только в этом случае организация сможет оставаться конкурентоспособной. Для этого необходимо: • тесно координировать свою работу с потребителями, и получать от них выраженные в виде общих намерений запросы; • выбирать материалы и поставщиков в координации с отделом материально-технического снабжения; • разрабатывать технологию производства и формировать производственный поток с учетом удобства изготовления продукции и возможности ее интеграции в поток в лучших для данной комбинации продукта и рынка цепочках поставок. Управление возвратными материальными потоками. Основными направлениями деятельности, относящимися к управлению возвратными потоками, являются: недопущение возврата продукции, сокращение объема материальных перемещений в прямом направлении с целью снижения потока и в обратном направлении, обеспечение повторного использования и повторной переработки материалов. Возврат оказывает влияние в той или иной степени на всех участников цепи и зависит от того, кто является инициатором процесса: конечный потребитель, оптовик, ритейлер или производитель, а также от назначения возвращаемых материалов (используются они в упаковке или в самом продукте). Традиционный взгляд исходит из того, что возвратная логистика не добавляет ценности цепи поставок и оказывает на рителейров и производителей дополнительное финансовое давление. Однако управление каналом возвратных потоков как одним из бизнес-процессов, если рассматривать его в обшей перспективе, предоставляет организации столь же большие возможности достижения устойчивого конкурентного преимущества, как и управление цепочками поставок в прямом направлении. Эффективное управление каналом возвратных потоков помогает выявить возможности повышения производительности и осуществить принципиально новые проекты прорывного уровня. К ключевым бизнес-процессам в сфере логистики предприятия относят: 1. Взаимоотношения с поставщиками, клиентами и партнерами. 2. Управление спросом, продажами и маркетингом. 3. Планирование производства/операций и логистики. 4. Управление логистическими и финансовыми трансакциями. 5. Управление диспетчированием заказов и заданий. 6. Управление жизненным циклом продукта. 7. Управление закупками. 8. Управление активами. 4. Для удобства планирования и управления в рамках концепции управления цепями поставок ключевые бизнес-процессы объединены в макропроцессы, выделенные по специфике содержания. Так принято выделять следующие виды макропроцессов (рисунок 9): – SRM (Supply Relationship Management) – управление взаимоотношениями с поставщиками; – ISCM (Internal Supply Chain Management) – внутрифирменное управление цепями поставок; – CRM (Customer Relationship Management) – управление взаимодействием с потребителями. Рисунок 9 – Макропроцессы на предприятии 5. С точки зрения производителей: Производитель обладает мощной рыночной позицией, когда потребители активно спрашивают его продукт. В этом случае розничные и оптовые продавцы активно стараются вывести на рынок как текущую, так и будущую продукцию этого производителя, поскольку она привлекает потребителей. Однако растущая консолидация производителей, оптовых и розничных продавцов, как в национальных, так и глобальных границах приводит к тому, что влияние на рынок все заметнее смещается в сторону розничных продавцов, поскольку они имеют доступ к огромному числу потребителей. Консолидация производителей приводит к сокращению общего числа глобальных поставщиков, имеющих брэнды, которые к тому же потребители все больше рассматривают как субституты. Кроме того, собственные марки розничных продавцов уже стали национальными, а в некоторых случаях и глобальными брэндами, что вносит вклад в ослабление традиционно сильных брэндов производителей. В этих условиях относительно небольшой производитель с малоизвестным брэндом, стараясь привлечь внимание участников цепочек поставок к его нынешним или будущим предложениям продукции, может столкнуться с трудностями. Когда такой производитель начинает переговоры о вступлении в какую-то цепочку поставок, у него не хватает достаточной рыночной мощи. Помимо этого, поскольку способность производителя реализовывать маркетинговую функцию самостоятельно во многом определяют финансовые ресурсы, небольшие производите обычно не могут позволить себе заниматься дистрибьюцией непосредственно до уровня розничных продавцов или взаимодействовать напрямую с географически широко разбросанными промышленными потребителями, поэтому они должны полагаться на оптовые структуры. Более того, в некоторых местах доступные им посредники могут охватывать далеко не все зоны продаж. В этой ситуации порой оказываются, например, компании, выпускающие электрические приборы или мелкие инструменты. Даже производитель полной товарной серии, к тому же имеющий потребителей, сконцентрированных географически в одном регионе, может выяснить, что прямые каналы в отношении некоторых его продуктов или потребителей оказываются менее рентабельными, чем непрямые. Так, многие фармацевтические компании увеличили объем действий с оптовыми структурами даже на своих концентрированных рыночных зонах, поскольку теперь требуются высокие уровни обслуживания потребителей. С точки зрения оптовиков: Структуры оптовой торговли позволяют заинтересованным лицам действительно получить дополнительную стоимость от владения, времени и места. Наличие этих структур экономически оправдано, поскольку они повышают эффективность дистрибьюции, так как «разбивают опт», занимаются подбором ассортимента продукции и финансируют розничные структуры или промышленных потребителей. Рыночная мощь оптовой торговли наиболее высока в тех случаях, когда структуры розничной торговли заказывают небольшое количество каждого вида продукции производителя или когда производители, с которыми они имеют дело, ограничены в финансовых ресурсах. В отношении некоторых видов продукции цены на каждый товар и размер маржи могут быть настолько большими, что производители могут продавать их непосредственно розничным структурам даже тогда, когда объем продаж по каждой товарной категории оказывается небольшим. Но производители товаров с низкой стоимостью или небольшой маржой могут столкнуться с тем, что им выгоднее продавать ее только через оптовиков, даже если каждая структура розничной торговли будет заказывать относительно большие партии. Число услуг, которые могут предоставить оптовые структуры и дистрибьюторы, в первую очередь определяется их финансовыми возможностями. Каждая услуга сопровождается своими показателями потенциальной прибыли, а также связанными с ней рисками и расходами. На рыночную мощь отдельных оптовых структур влияет наличие или отсутствие других компаний, предлагающих аналогичные или похожие услуги С точки зрения розничных структур: Розничные структуры удобны тогда, когда они предоставляют нужный ассортимент продукции, обеспечивают доступность товаров, имеют разумные цены и хороший имидж внутри анализируемого географического рынка. На способность структуры розничной торговли, действующие на конкретной территории, при переговорах с другими участниками цепочек поставок о характере их взаимоотношений непосредственно влияет степень ее потребительского предпочтения (уровня обслуживания потребителей соотношение цены и потребительской ценности). Финансовые возможности розничных структур и их размер также сказывается на степени их влияния на других участников цепочек поставок. Можно выделить два класса цепей поставок ХП, или логистических цепей химических предприятий: цепь поставок производимой ХП на предприятии-изготовителе и цепь поставок применяемой ХП на предприятии-потребителе, которое использует эту ХП для производства некоторого готового продукта. Цепь поставок применяемой ХП, которая выпускается некоторым химическим предприятием, – это линейно упорядоченная взаимосвязанная совокупность юридических лиц, технических и транспортных средств, технологического оборудования, производственных сооружений и специальных информационно-коммуникационных устройств, которые обеспечивают движение и преобразование МП этой ХП при материально-техническом снабжении, транспортировании, хранении товарно-материальных запасов, использовании по назначению в производстве некоторого конечного продукта требуемого качества, переработке и захоронении (удалении) отходов от производственного применения по назначению этой ХП. Основным начальным этапом организационно-функционального проектирования оптимальной структуры цепей поставок, или предприятий-производителей и предприятий-потребителей некоторой ХП является разработка рациональной схемы химического способа производства данной ХП. Выпуск химических веществ и материалов можно осуществлять по альтернативным схемам химического способа производства из различных видов сырья. Схема химического способа производства целевой ХП, или маршрут химического синтеза молекул целевой ХП, определяет структуру объектов и процессов в цепи поставок. В экономике каждому источнику минерального и техногенного сырья соответствует определенное предприятие добывающей или перерабатывающей промышленности. При выборе рациональных схем химического способа производства любой ХП необходимо учитывать воздействие химических процессов и объектов на окружающую среду. Разработка рациональной схемы взаимосвязей химических процессов зависит от возможностей рынков, какие поставщики и покупатели химической продукции находятся вблизи, и от других факторов. 6. Так как по своей сути цепь поставок – это последовательности поставщиков и потребителей: каждый потребитель, в свою очередь, становится поставщиком следующих по потоку звеньев цепи и так продолжается до тех, пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о «сетевой структуре» цепи поставок, в которой каждая компания (организация или подразделение) поставляет последовательно товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стоимость к товару. Узлы (фирмы, подразделения) в сетевой структуре цепи поставок представляют собой определенные производственные или логистические мощности, осуществляющие виды деятельности, которые добавляют стоимость к товару, перемещаемому по цепи поставок. Конфигурация логистической сети, т.е. построение сетевой структуры, является одним из направлений оптимизации цепей поставок. При построении сетевой структуры (рисунок 10) необходимо учитывать, что стоимость товара формируется на протяжении всей цепи поставок и на нее оказывает влияние общая эффективность операций и бизнес-процессов, протекающих в рамках цепи между ее участниками. При этом наиболее управляемыми являются начальные стадии – производство, а наиболее чувствительными – последние – продажа, так как стоимость «проявляется» только на стадии продажи конечному потребителю. Поэтому необходимо решить, какие элементы целесообразно включать в структуру цепи поставок, чтобы сделать ее оптимальной: с одной стороны, нельзя недооценивать важность управления всей цепью поставок от начального поставщика и до конечного потребителя, а с другой стороны, управление менее масштабной цепью может оказаться более эффективным. Как известно, цепь поставок в общем случае включает в себя фокусную компанию (компания, чье руководство определяет структуру цепочек поставок), поставщиков и потребителей, а также различных посредников. Выделяют несколько уровней поставщиков и потребителей в зависимости от их положения по отношению к фокусной компании. Рисунок 10 – Сетевая структура цепи поставок Каждая компания может выстраивать свою цепь поставок, поскольку ее руководство видит именно свою компанию в качестве фокусной. При этом остальными участниками цепи поставок подобная сетевая структура воспринимается как произвольная, так как каждый из них может выстроить собственную сетевую структуру. Таким образом, каждая организация является одновременно как фокусной компанией собственной цепи поставок, так и одним из участников другой. Поэтому интеграция и управление бизнес-процессами как внутри отдельной компании, так и на уровне цепи поставок в целом будут успешными только тогда, когда их осуществление будет целесообразно с точки зрения каждого из участников. Формат сетевой структуры цепи поставок целесообразно определять на основе следующих параметров: 1. границы и структурные размерности сети; 2. участники цепи поставок; 3. типы связей между участниками цепей поставок. 1. Построение сетевой структуры цепи поставок включает идентификацию участников и бизнес-процессов цепи поставок, уровень интеграции применительно к каждому из них, их положение по отношению к фокусной компании, а также структурные размерности сети и ее границы. Цель конфигурации сетевой структуры заключается в том, чтобы добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности фокусной компании и всей цепи поставок за счет повышения общей эффективности и производительности ее участников. Сетевая структура – это совокупность потоковых процессов, у которых есть свои границы, т. е. начало и конец. Эти границы установлены начальными, или первичными, входами, с которых он начинается, и выходом, который выдает результат конечному потребителю. После начала процесса у него может появиться значительное количество вторичных входов. Ограничение сетевой структуры цепи поставок приводит в целом к снижению затрат, длительности цикла и уровня ошибок. Можно выделить три структурные размерности сети: положение фокусной компании по отношению к границам сетевой структуры, горизонтальную и вертикальную сетевую структуру. а). Положение фокусной компании по отношению к границам сетевой структуры. Центр сетевой структуры может быть смещен как в сторону поставщиков, т.е. фокусная компания может располагаться ближе к началу первичного источника поставок, так и в сторону дистрибьюторской сети, т.е. ближе к конечному потребителю, а также где-то в середине – между конечными точками всех цепочек. б). Горизонтальная структура характеризует число уровней поставщиков и потребителей в цепочке поставок. Чем больше уровней в цепи поставок, т. е. чем больше количество ее звеньев, тем она длиннее, и, наоборот, чем меньше уровней, т. е. чем меньше количество в цепи поставок, тем она короче. в). Вертикальная структура определяется числом поставщиков или потребителей, входящих в каждый уровень, т.е. цепь поставок может иметь узкую вертикальную структуру с небольшим числом компаний на каждом уровне или широкую вертикальную структуру, когда в каждый уровень входит много поставщиков или потребителей. Границы и структурные размерности сети оказывают влияние на конфигурацию цепей поставок, при этом возможны различные комбинации. Структурные размерности и границы сетевой структуры могут существенно изменяться в процессе развития цепи поставок. 2. Участников цепи поставок по функциональному признаку можно разделить на производителя, поставщиков, потребителей и посредников. При этом если включать всех возможных участников, то цепь поставок неизбежно вырастит до таких масштабов, при которых управление станет неэффективным. Поэтому необходимо установить критерии, которые позволили бы выявить наиболее важных для обеспечения конкурентоспособности фокусной компании и цепи поставок в целом участников. Оценить значимость каждого из участников можно по степени их влияния на формирование и управление бизнес-процессами, протекающими в цепях поставок. В зависимости от того, как тот или иной участник цепи влияет на ценность, предоставляемую конечным потребителям или другим заинтересованным лицам, всех участников цепи поставок можно разделить на ключевых (основных) участников и вспомогательных. Ключевые (основные) участники цепи поставок – это независимые компании или структурные подразделения центральной компании (ее филиалы или дочерние предприятия), оказывающие непосредственное влияние на формирование и управление бизнес-процессами, протекающими в цепи поставок. Вспомогательные участники цепи поставок – это компании, которые не оказывают существенного влияния на формирование и управление бизнес-процессами в цепи поставок, а только предоставляют часть своих ресурсов ключевым участникам для выполнения ими своих операций. К вспомогательным участникам относятся: – банки и иные кредитные учреждения, которые предоставляют кредиты ключевым участникам; – платежные системы (VISA, Master-Card и др.); – страховые компании; – экспедиторские и транспортные организации; – охранные структуры; – фирмы, предоставляющие в аренду складские, производственные или торговые площади; – лизинговые компании; – консалтинговые фирмы; – органы государственной власти и др. Различия между ключевыми и вспомогательными участниками не всегда очевидны, так как одна и та же компания может выполнять одновременно и ключевые и вспомогательные функции. Тем не менее, дифференцированный подход к определению участников позволяет упростить управление потоковыми процессами в рамках выбранной цепи поставок. 3. Участники цепей поставок, взаимодействуя между собой, устанавливают связи, которые по степени их подконтрольности фокусной компании условно можно разделить на четыре типа: – управляемые связи; – неуправляемые связи; – отслеживаемые связи; – связи с объектами, не входящими в цепь поставок. Управляемые связи между участниками цепей поставок – это связи между фокусной компанией и наиболее важными объектами, с точки зрения центральной компании, которые она выделяет для интегрирования и управления. Фокусная компания непосредственно взаимодействует с потребителями и поставщиками первого уровня, поэтому связи с этими объектами будут называться управляемыми (рисунок 11). Рисунок 11 – Типы и структура связей с Отслеживаемые связи между участниками цепей поставок – это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять, но осуществляет мониторинг за ними по мере необходимости. Подобные связи для деятельности фокусной компании не являются критичными, хотя также важны, поэтому их должны интегрировать и управлять ими другие компании, входящие в цепь поставок. Фокусная компания может оказывать влияние на таких участников опосредованно через поставщиков и потребителей более близкого к центральной компании уровня. Неуправляемые связи между участниками цепей поставок – это связи, которыми фокусная компания не может или считает нецелесообразным управлять или осуществлять мониторинг за ними, так как центральная компания либо полностью доверяет другим участникам управлять этими связями, либо из-за ограниченности ресурсов не может их контролировать. Связи с объектами, не входящими в цепь поставок, – это связи между фокусной компанией и объектами, которые не входят в цепь поставок, но которые могут оказать влияние на эффективность ее функционирования. 7. Объектный взгляд на цепь поставок: Цепь поставок – это три или более экономические единицы, которые напрямую участвуют во внутренних и внешних потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя. В связи с чем выделяют три вида цепей поставок: – прямая цепь поставок; – расширенная цепь поставок; – максимальная цепь поставок. Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной) компании, поставщика и потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации (рисунок 12) При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу. Рисунок 12 – Прямая цепь поставок Расширенная цепь поставок, в отличие от прямой цепи, включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня (рисунок 13). Подобная базовая структура цепи наиболее распространена в бизнесе и является основой для построения SCOR-модели. Рисунок 13 – Расширенная цепь поставок Максимальная цепь поставок (рисунок 14) состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании «на входе», и сети распределения справа – вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей. Рисунок 14 – Максимальная цепь поставок 8. По специфике решаемых задач и выполняемых функций приняты выделять 3 функциональных цикла снабжения (три фазы принятия решений в управлении цепями поставок): цикл физического распределения, цикл материально-технического снабжения производства и цикл снабжения. Рисунок 15 – Функциональные циклы снабжения Физическое распределение как элемент системы логистики связывает фирму с ее потребителями, согласует производственные и маркетинговые усилия. Физическое распределение ведает фактическим исполнением заказов потребителей. Базовый цикл физического распределения представлен на рисунке 16. Рисунок 16 – Базовый цикл функционального цикла физического распределения Для эффективного функционирования цикла физического распределения необходимо: 1) прилагать все возможные усилия к повышению точности прогнозов; 2) разработать программу координации с потребителями, с целью сокращения неопределенности; 3) обеспечить максимальную гибкость и приспособляемость к требованиям рынка цикла распределения. Функциональный цикл материально-технического обеспечения производства предназначен для логистической поддержки производственных процессов – формирования с минимальными издержками регулярного потока материалов и полуфабрикатов, обеспечивающего соблюдение производственного графика. В нынешних условиях на первое место выдвигаются такие критерии, как гибкость и способность к быстрому обновлению ассортимента выпускаемых продуктов и производственных технологий. Логистическая поддержка как раз и призвана содействовать реализации подобных стратегий. Деятельность, связанная с обеспечением производства, как правило, находится в полном ведении и под контролем отдельной фирмы, тогда как две другие области логистики подвержены неопределенности поведения внешних поставщиков и потребителей. Снабжение, деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Регулярное поступление потока материалов, компонентов или готовых продуктов на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует определенных вспомогательных действий, к которым относятся: (1) выбор источника ресурсов; (2) размещение и отсылка заказа; (3) транспортировка; (4) получение поставки. Все эти действия необходимы для полного завершения снабженческого процесса, как показано на рисунке 17. Рисунок 17 – Функциональный цикл снабжения Главная цель – поддержка производства путем своевременных закупок с наименьшими общими издержками. В отличие от системы распределения система снабжения сама порождает заказы, что способствует снижению неопределенности. При этом главные источники неопределенности в снабжении – это возможные изменения цен или перебои поставок. Распределение добавленной стоимости по функциональным областям логистики представлено на рисунке 18. Рисунок 18 – Распределение добавленной стоимости по функциональным областям логистики Контрольные вопросы: 1. Какие потоки относятся к основным, а какие к сопутствующим в логистике? 2. Что такое материальный поток? 3. Перечислите основные параметры материального потока. 4. Приведите пример входящего и выходящего материального потока. 5. Приведите пример детерменированного материального потока. 6. Как определяется интенсивность материального потока? 7. Перечислите критерии классификации финансового потока. 8. Назовите основные характеристики финансового потока. 9. Что представляет собой информационный поток? 10. Приведите пример опережающего информационного потока? сопутствующего? 11. Каковы основные требования к качеству информационного потока? 12. Что такое логистическая система? 13. Для чего проводится объектная декомпозиция? 14. Какая существует объектная декомпозиция? 15. Что такое подсистема логистики? Приведите примеры. 16. Что такое звено логистической системы? 17. Какие «три стороны» в логистике Вы знаете? 18. Что такое элемент логистической системы? 19. Что такое логистический канал? сеть? логистическая цепь? 20. В чем принципиальное отличие логистического канала и логистической цепи? 21. Что такое логистический процесс? 22. Какие виды процессной декомпозиции Вам известны? 23. По каким критериям и для чего выделяют функциональные области логистики? 24. Какие виды логистических функций Вам известны? 25. Что является объектом операционных и координирующих функций? 26. в чем главные отличительные особенности логистической операции? 27. В чем отличие логистической функции упаковки и логистической операции упаковки? Можно ли их разделять? 28. В чем отличие ключевого и логистического бизнес-процесса? 29. Перечислите ключевые бизнес-процессы предприятия. 30. Что такое логистический цикл? 31. Какие виды логистических процессов Вам извествны? Приведите примеры. 32. Какие выделяют макропроцессы? 33. Каковы особенности проектирования цепей поставок со стороны производителя? оптовика? розничных структур? 34. В чем особенности проектирования цепей поставок в химической промышленности? 35. Что такое узлы сетевой структуры цепи поставок? 36. Что такое сетевая структура цепи поставок? Какими параметрами она характеризуется? 37. Что такое горизонтальная, вертикальная сетевая структура? 38. Какие виды участников сетевой структуры Вам известны? Приведите примеры. 39. Какие существуют типы связей между участниками цепи поставок? В каком случае целесообразно выбирать тот или иной тип? 40. Какие виды моделей цепи поставок Вам известны? в чем их отличие? 41. Опишите особенности функциональных циклов в логистике? 42. Опишите функциональный цикл снабжения, физического распределения. 43. Как распределяется добавленная стоимость между функциональными областями логистики?
«Потоки и процессы в цепях поставок» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot