Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономические границы рынков, определение отрасли и видов деятельности. Понятие «управленческая экономика»

  • 👀 725 просмотров
  • 📌 646 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономические границы рынков, определение отрасли и видов деятельности. Понятие «управленческая экономика»» doc
На 1 семинарское занятие составить кроссворд по основным экономическим терминам темы. ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие «управленческая экономика». 2. Строение рынков. 3. Рынки отрасли, уточнение их экономических границ. 4. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли. 5. Классификация отраслей народного хозяйства в Российской Федерации. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности РФ. 1. Понятие «Управленческая экономика» • управленческая экономика - это способ применения экономической теории, осо­бенно ее микроэкономического раздела, к практическому решению проблем; • эта дисциплина может быть использована для повышения качества управленчес­ких решений; • управленческая экономика связана с выработкой решений по оптимальному рас­пределению ограниченных ресурсов между конкурирующими направлениями ра­бот как в частном, так и в общественном секторах. Управ­ленческая экономика во многом полагается на экономическую методологию и ее ана­литические средства, а также на принципы бухгалтерского учета, финансов, марке­тинга, управления кадрами и организации производства. Рисунок – Природа управленческой экономики Экономическая методология включает два широких подхода, и каждый из них связан с использованием моделей, которые могут быть как описательными, так и нормативными. Они могут использоваться как раздельно, так и в сочетании друг с другом. 2. Строение рынков. Рынки, как известно, различаются по своему внутреннему строению. Различают однородные и неоднородные рын­ки. Однородный рынок — это рынок, на котором покупателю безраз­лично, товар какого предприятия он купит. Неоднородный рынок — это рынок, на котором отдельный поку­патель отдает предпочтение товару какого-то определенного пред­приятия. Неоднородный рынок создает условия для несовершен­ной конкуренции. Причин, по которым на рынке могут отдаваться предпочтения отдельным товаром, много. Товар, предлагаемый на однородном рынке, стандартизован, поэтому покупателю может быть безраз­лично, у кого его покупать. Стандартизованный товар, предложен­ный одним из предприятий, напротив, может иметь в глазах поку­пателя большую степень привлекательности по сравнению с това­рами других предприятий. Предприятия пытаются завоевать предпочтение покупателей за счет расположения своих магазинов в густонаселенных районах, вблизи транспортных магистралей, просто в удобных местах, ис­пользуют рекламу и другие средства стимулирования. Дифферен­цированный, фирменный товар сам по себе может являться при­чиной того, что рынок становится неоднородным Однородный рынок должен быть обозримым — покупатели должны иметь возможность его наблюдать и сравнивать цены. Если рынок необозрим, покупатели могут отдать предпочтение товару любого предприятия. Рынки, на которых действует множество по­купателей, подразделяют по следующим типам кон­куренции: Чистая, или совершенная конкуренция — явление, характерное для однородного рынка, на котором свой товар множеству поку­пателей предлагает множество предприятий. Все участники рынка обладают полной информацией о других участниках рынка. Ни одно отдельное предприятие не оказывает влияния на уровень те­кущих рыночных цен товара. Совершенная конкуренция наблю­дается на ограниченном числе рынков. Монополистическая конкуренция наблюдается на неоднородном рынке с множеством предприятий, предлагающих свои товары. Они совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью предприятий предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях. Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением По­купатели видят разницу в предложениях и готовы платить за това­ры по-разному, или они не располагают возможностью сравнения из-за необозримости рынка, и предприятие может назначать обус­ловленную этим повышенную цену. Олигополистическая конкуренция характерна для небольшого числа предприятий, предлагающих свои товары на рынке. Эти про­давцы — крупные предприятия весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга. Товары могут быть схожими и несхо­жими. Каждое предприятие чутко реагирует на стратегию и дей­ствия конкурентов. Олигополия на неоднородном рынке получила название неод­нородной олигополии. Чистая монополия — это ситуация, когда на рынке товар пред­лагает всего одно предприятие. Это может быть государственная организация, например, почтовая служба, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. 3. Рынки отрасли, уточнение их экономических границ. Рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей. Отрасли объединяют производителей то­варов, являющихся близкими субститутами и предлагаемых на единичном рынке. Отрасль, как правило, шире рынка, поскольку предприятия мо­гут предлагать свои товары на разных единичных рынках. Отрасли экономики – это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. Различают: - чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность); - хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли; - административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству. В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика). К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Выделяют в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями. 4. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли. Жизненный цикл отрасли подразделяют на периоды. Выделяют следующие четыре основных этапа жиз­ненного цикла: 1. Этап первоначальной разработки. Он начинается с момента вывода на рынок продукта новой отрасли нового вида товара или нового вида услуги. Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться задержками в создании производственных мощностей, техническими проблемами, задержками с доведением товара до потребителей, нежеланием большинства потенциальных клиентов идти на риск и отказываться от привычных схем поведе­ния. На этом этапе отрасль нова, в ней действует небольшое коли­чество предприятий или даже одно предприятие, риски инвесторов велики, но в случае удачи возможен стремительный рост произ­водства. 2. Этап стремительного расширения. Если продукт новой отрас­ли удовлетворяет интересы рынка, производство и сбыт начнут стремительно расти независимо от общей экономической конъ­юнктуры. У предприятий отрасли появляется прибыль, но произ­водство расширяется и требует инвестиций. Товары новой отрасли начинают покупать обычные потребители, если они слышали о товаре благоприятные отзывы. В отрасли могут появляться новые предприятия — конкуренты, отрасль становится привлекательна для инвесторов, несмотря на общее положение в экономике, она поглощает большой объем инвестиционных ресурсов за счет других отраслей. 3. Этап зрелого роста. В какой-то момент темпы роста сбыта товаров отрасли замедляются, наступает этап зрелости, производ­ство приносит прибыть и не требует инвестиций. Этот этап не­редко протяженнее предыдущих этапов. Замедление темпов роста сбыта может вести к обострению конкуренции и снижению цен. Прибыль снижается, наиболее слабые конкуренты начинают вы­бывать из борьбы. Предприятиям отрасли нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и других средств воздействия на рынок. На этом этапе проявляется долгосрочный характер от­расли — будет ли она «оборонительной», как, например, пищевая, швейная промышленность, или «циклической», как автомобиле­строение и тяжелое машиностроение. 4. Этап стабильности или упадка. В конце концов, сбыт товаров отрасли пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, что характерно для модных товаров, для шоу-бизнеса. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Падение сбыта объясняется достижениями в технологии, изменением вкусов по­требителей и обострением конкуренции. Производство товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться убыточным — спрос на продукцию снижается, капиталы и инвесторы начинают поки­дать эту отрасль. 5. Классификация отраслей народного хозяйства в Российской Федерации. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А). В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде: XX. - класс; ХХ.Х - подкласс; ХХ.ХХ - группа; ХХ.ХХ.Х - подгруппа; ХХ.ХХ.ХХ - вид. Классификатор разработан для решения следующих задач: • развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению; • осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей; • повышения эффективности применения средств вычислительной техники; • учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению; • изучения спроса населения на услуги; • предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами; • гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями; • актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.
«Экономические границы рынков, определение отрасли и видов деятельности. Понятие «управленческая экономика»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 259 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot