Экономические границы рынков, определение отрасли и видов деятельности. Понятие «управленческая экономика»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
На 1 семинарское занятие составить кроссворд по основным экономическим терминам темы.
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие «управленческая экономика».
2. Строение рынков.
3. Рынки отрасли, уточнение их экономических границ.
4. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли.
5. Классификация отраслей народного хозяйства в Российской Федерации. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности РФ.
1. Понятие «Управленческая экономика»
• управленческая экономика - это способ применения экономической теории, особенно ее микроэкономического раздела, к практическому решению проблем;
• эта дисциплина может быть использована для повышения качества управленческих решений;
• управленческая экономика связана с выработкой решений по оптимальному распределению ограниченных ресурсов между конкурирующими направлениями работ как в частном, так и в общественном секторах.
Управленческая экономика во многом полагается на экономическую методологию и ее аналитические средства, а также на принципы бухгалтерского учета, финансов, маркетинга, управления кадрами и организации производства.
Рисунок – Природа управленческой экономики
Экономическая методология включает два широких подхода, и каждый из них связан с использованием моделей, которые могут быть как описательными, так и нормативными. Они могут использоваться как раздельно, так и в сочетании друг с другом.
2. Строение рынков.
Рынки, как известно, различаются по своему внутреннему строению. Различают однородные и неоднородные рынки.
Однородный рынок — это рынок, на котором покупателю безразлично, товар какого предприятия он купит.
Неоднородный рынок — это рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение товару какого-то определенного предприятия. Неоднородный рынок создает условия для несовершенной конкуренции.
Причин, по которым на рынке могут отдаваться предпочтения отдельным товаром, много. Товар, предлагаемый на однородном рынке, стандартизован, поэтому покупателю может быть безразлично, у кого его покупать. Стандартизованный товар, предложенный одним из предприятий, напротив, может иметь в глазах покупателя большую степень привлекательности по сравнению с товарами других предприятий.
Предприятия пытаются завоевать предпочтение покупателей за счет расположения своих магазинов в густонаселенных районах, вблизи транспортных магистралей, просто в удобных местах, используют рекламу и другие средства стимулирования. Дифференцированный, фирменный товар сам по себе может являться причиной того, что рынок становится неоднородным
Однородный рынок должен быть обозримым — покупатели должны иметь возможность его наблюдать и сравнивать цены. Если рынок необозрим, покупатели могут отдать предпочтение товару любого предприятия.
Рынки, на которых действует множество покупателей, подразделяют по следующим типам конкуренции:
Чистая, или совершенная конкуренция — явление, характерное для однородного рынка, на котором свой товар множеству покупателей предлагает множество предприятий. Все участники рынка обладают полной информацией о других участниках рынка. Ни одно отдельное предприятие не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Совершенная конкуренция наблюдается на ограниченном числе рынков.
Монополистическая конкуренция наблюдается на неоднородном рынке с множеством предприятий, предлагающих свои товары. Они совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.
Наличие диапазона цен объясняется способностью предприятий предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях. Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному, или они не располагают возможностью сравнения из-за необозримости рынка, и предприятие может назначать обусловленную этим повышенную цену.
Олигополистическая конкуренция характерна для небольшого числа предприятий, предлагающих свои товары на рынке. Эти продавцы — крупные предприятия весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга. Товары могут быть схожими и несхожими. Каждое предприятие чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.
Олигополия на неоднородном рынке получила название неоднородной олигополии.
Чистая монополия — это ситуация, когда на рынке товар предлагает всего одно предприятие. Это может быть государственная организация, например, почтовая служба, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
3. Рынки отрасли, уточнение их экономических границ.
Рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей. Отрасли объединяют производителей товаров, являющихся близкими субститутами и предлагаемых на единичном рынке.
Отрасль, как правило, шире рынка, поскольку предприятия могут предлагать свои товары на разных единичных рынках.
Отрасли экономики – это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности.
Различают:
- чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность);
- хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли;
- административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству.
В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика).
К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения.
Выделяют в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями.
4. Развитие отраслевой структуры экономики и жизненный цикл отрасли.
Жизненный цикл отрасли подразделяют на периоды. Выделяют следующие четыре основных этапа жизненного цикла:
1. Этап первоначальной разработки. Он начинается с момента вывода на рынок продукта новой отрасли нового вида товара или нового вида услуги. Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться задержками в создании производственных мощностей, техническими проблемами, задержками с доведением товара до потребителей, нежеланием большинства потенциальных клиентов идти на риск и отказываться от привычных схем поведения. На этом этапе отрасль нова, в ней действует небольшое количество предприятий или даже одно предприятие, риски инвесторов велики, но в случае удачи возможен стремительный рост производства.
2. Этап стремительного расширения. Если продукт новой отрасли удовлетворяет интересы рынка, производство и сбыт начнут стремительно расти независимо от общей экономической конъюнктуры. У предприятий отрасли появляется прибыль, но производство расширяется и требует инвестиций. Товары новой отрасли начинают покупать обычные потребители, если они слышали о товаре благоприятные отзывы. В отрасли могут появляться новые предприятия — конкуренты, отрасль становится привлекательна для инвесторов, несмотря на общее положение в экономике, она поглощает большой объем инвестиционных ресурсов за счет других отраслей.
3. Этап зрелого роста. В какой-то момент темпы роста сбыта товаров отрасли замедляются, наступает этап зрелости, производство приносит прибыть и не требует инвестиций. Этот этап нередко протяженнее предыдущих этапов. Замедление темпов роста сбыта может вести к обострению конкуренции и снижению цен. Прибыль снижается, наиболее слабые конкуренты начинают выбывать из борьбы. Предприятиям отрасли нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и других средств воздействия на рынок. На этом этапе проявляется долгосрочный характер отрасли — будет ли она «оборонительной», как, например, пищевая, швейная промышленность, или «циклической», как автомобилестроение и тяжелое машиностроение.
4. Этап стабильности или упадка. В конце концов, сбыт товаров отрасли пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, что характерно для модных товаров, для шоу-бизнеса. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Падение сбыта объясняется достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции. Производство товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться убыточным — спрос на продукцию снижается, капиталы и инвесторы начинают покидать эту отрасль.
5. Классификация отраслей народного хозяйства в Российской Федерации. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А).
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX. - класс;
ХХ.Х - подкласс;
ХХ.ХХ - группа;
ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ - вид.
Классификатор разработан для решения следующих задач:
• развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
• осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;
• повышения эффективности применения средств вычислительной техники;
• учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
• изучения спроса населения на услуги;
• предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;
• гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
• актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.