Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономическая теория как наука

  • 👀 499 просмотров
  • 📌 460 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономическая теория как наука» pdf
Лекция 1. Экономическая теория как наука Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью курса является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономика – это, прежде всего, особая сфера деятельности людей. С ней мы сталкиваемся с самого детства. Уже когда слышим такие слова как цены, заработная плата, дешево, дорого и т.п. Затем узнаем, что значит трудиться и как важно, чтобы была работа. Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.д.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.д.) Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности без претензий на монополию истины. Знание ведет к предвидению, предвидение – к правильному действию. Функции Экономической теории как науки: 1 Познавательная – Экономическая теория как наука служит людям для того, чтобы познать сложные процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Облегчает понимание сложных вещей и явлений. 2 Методологическая. Методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, Экономическая теория ЭТ дает всем частным экономическим наукам общие знания об экономике и вооружает их различными методами. 3 Прагматическая т.е. практическая. Это означает, что экономическая теория напрямую служит практике, обществу, людям. Эта наука открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности (экон. перспективы, прогнозы, оценки и просчеты и т.п.) 4 Прогностическая – создает основы для обоснованного прогнозирования возможных изменений в той или иной сфере экономики, в определении перспектив ее дальнейшего развития. Метод – инструмент, прием исследования. Один и тот же метод может применяться в различных методологических подходах. При изучении экономических явлений используются следующие методы. Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей. Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время. Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни. Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат). Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений. Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки — знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий. Товарное производство, его сущность, условия возникновения Первым условием формирования товарной, а затем и рыночной экономики является общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает три крупные ступени общественного разделения труда:  первая – отделение скотоводства от земледелия,  вторая – выделение ремесел как самостоятельных отраслей,  третья – возникновение купечества как класса. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда неизбежно требует обмена. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству товаров специально для продажи. Тогда и появилось товарное производство, то есть производство продуктов не для собственного потребления, а в качестве носителей стоимости, позволяющих получить взамен десятки других нужных для производителя вещей. Второе условие формирования товарной, а затем и рыночной экономики – экономическая обособленность производителей, когда создатель товара сам решает вопрос о необходимости и пропорциях обмена. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности, в дальнейшем она начала опираться и на другие формы собственности. Третье условие возникновения рынка – это самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. В узком понимании рынок можно рассматривать как место обмена товарами и услугами, то есть как торговлю в широком смысле слова, как процесс соединения продавца с покупателем. В более широком смысле слова рынок представляет собой систему экономических отношений между субъектами экономики по поводу производства и обмена товаров по ценам, устанавливаемым под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции. В данной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения человеческих потребностей. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к эффективной хозяйственной деятельности. Рынок, как любая динамичная система, не лишен определенных недостатков. К числу последних можно отнести отсутствие стимулов к производству товаров так называемого общественного пользования (транспорт, образование, коммунальные услуги), охране окружающей среды, проведению фундаментальных научных исследований. Действие негативных сторон рынка призвано свести к минимуму государство. Блага — это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы). Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационными признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ: экономические блага — результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы; неэкономические блага — результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.); 1. материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.); 2. нематериальные блага не имеют материальновещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д. Различают две группы нематериальных благ: 1 внутренние — блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос — пение; музыкальный слух — занятия музыкой; способность к науке и т.д.); 2 внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). По степени удаленности от конечного потребления блага делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ). По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.). Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
«Экономическая теория как наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot