Экономическая теория как наука
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Экономическая теория как наука
Предметом
экономической
теории
являются
отношения,
возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена
и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
Целью курса является достижение эффективного использования
ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения
материальных потребностей людей.
Экономика – это, прежде всего, особая сфера деятельности людей. С ней
мы сталкиваемся с самого детства. Уже когда слышим такие слова как цены,
заработная плата, дешево, дорого и т.п. Затем узнаем, что значит трудиться и
как важно, чтобы была работа.
Экономическая теория является методологическим фундаментом целого
комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности,
транспорта, строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит,
маркетинг, менеджмент и т.д.); межотраслевых (экономическая география,
демография, статистика и т.д.)
Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей,
философией, правом и др.
Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым.
Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической
действительности без претензий на монополию истины. Знание ведет к
предвидению, предвидение – к правильному действию.
Функции Экономической теории как науки:
1 Познавательная – Экономическая теория как наука служит людям для
того, чтобы познать сложные процессы экономического развития, не
различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Облегчает
понимание сложных вещей и явлений.
2 Методологическая. Методология есть учение о методах познания.
Открывая законы и закономерности общих экономических процессов,
Экономическая теория ЭТ дает всем частным экономическим наукам общие
знания об экономике и вооружает их различными методами.
3 Прагматическая т.е. практическая. Это означает, что экономическая
теория напрямую служит практике, обществу, людям. Эта наука открывает
наиболее полезные и эффективные направления их деятельности (экон.
перспективы, прогнозы, оценки и просчеты и т.п.)
4 Прогностическая – создает основы для обоснованного
прогнозирования возможных изменений в той или иной сфере экономики, в
определении перспектив ее дальнейшего развития.
Метод – инструмент, прием исследования. Один и тот же метод может
применяться в различных методологических подходах. При изучении
экономических явлений используются следующие методы.
Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика
использует определенную совокупность методов познания.
Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования
при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного,
временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка
новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.
Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в
той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались,
совершенствовались и какими стали в настоящее время.
Логический метод позволяет правильно применять законы
мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних
суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать
причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и
явлениями реальной экономической жизни.
Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания,
предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение
каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод
познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в
процессе анализа, в единое целое, например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех затрат).
Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования
от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя,
обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие
определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция —
это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза —
предположение о существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе
каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции,
логических рассуждений.
Экономико-математическое моделирование с применением
компьютерных технологий способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов
и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и процессов.
Графический метод отражает экономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и
зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта
и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике?
Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики,
называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки
— знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор
фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но
не дает рекомендаций.
Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу —
поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь
желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими
на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения,
рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта
экономика дает рекомендации, рецепты действий.
Товарное производство, его сущность, условия возникновения
Первым условием формирования товарной, а затем и рыночной
экономики является общественное разделение труда, возникшее в глубокой
древности. История знает три крупные ступени общественного разделения
труда:
первая – отделение скотоводства от земледелия,
вторая – выделение ремесел как самостоятельных отраслей,
третья – возникновение купечества как класса.
Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных
производств. Разделение труда неизбежно требует обмена. Сначала он шел
лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Развитие обмена
привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству
товаров специально для продажи. Тогда и появилось товарное производство,
то есть производство продуктов не для собственного потребления, а в качестве
носителей стоимости, позволяющих получить взамен десятки других нужных
для производителя вещей.
Второе условие формирования товарной, а затем и рыночной экономики
– экономическая обособленность производителей, когда создатель товара сам
решает вопрос о необходимости и пропорциях обмена. Эта обособленность
исторически возникает на базе частной собственности, в дальнейшем она
начала опираться и на другие формы собственности.
Третье условие возникновения рынка – это самостоятельность
производителя, свобода предпринимательства.
В узком понимании рынок можно рассматривать как место обмена
товарами и услугами, то есть как торговлю в широком смысле слова, как
процесс соединения продавца с покупателем. В более широком смысле слова
рынок представляет собой систему экономических отношений между
субъектами экономики по поводу производства и обмена товаров по
ценам, устанавливаемым под воздействием спроса и предложения в
условиях конкуренции. В данной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с
рыночной экономикой в целом.
Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие
приспособлена для использования достижений научно-технического
прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более
полного удовлетворения человеческих потребностей. Лежащий в основе этой
системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании
побудительных стимулов к эффективной хозяйственной деятельности.
Рынок, как любая динамичная система, не лишен определенных
недостатков. К числу последних можно отнести отсутствие стимулов к
производству товаров так называемого общественного пользования
(транспорт, образование, коммунальные услуги), охране окружающей среды,
проведению фундаментальных научных исследований. Действие негативных
сторон рынка призвано свести к минимуму государство.
Блага — это все то, что способно удовлетворять повседневные
(жизненные) потребности людей, доставлять удовольствие (произведенные
товары и услуги, а также дары природы). Многообразные человеческие
потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными
классификационными признаками. Существует множество критериев, на
основе которых выделяют различные группы благ:
экономические блага — результат экономической (хозяйственной)
деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам
относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической
деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по
сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности
людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие
экономические ресурсы;
неэкономические блага — результат дарения, представлены природой.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без
приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в
достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения
определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);
1.
материальные блага имеют материально-вещественную
форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают
естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства
(здания, сооружения, машины и т.д.);
2.
нематериальные
блага
не
имеют
материальновещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.),
воздействуют на развитие способностей человека, создаются в
непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.
Различают две группы нематериальных благ:
1 внутренние — блага, данные человеку природой. Он развивает их в
себе по собственной воле (голос — пение; музыкальный слух — занятия
музыкой; способность к науке и т.д.);
2
внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения
потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). По степени
удаленности от конечного потребления блага делятся на потребительские
(пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для
производства потребительских благ).
По длительности использования блага делятся на долговременные,
используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные,
используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).
Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности,
называются благами.