Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4
Другие методологии управления
предприятием
MES
оперативное управление
производством
SCM
управление цепочкой поставок
CRM
управление взаимоотношениями с
клиентами
CSRP
планирование ресурсов,
синхронизированное с покупателем
APS
одновременное планирование
EAM
управление основными фондами
PLM
управление жизненным циклом
изделия
CPM
управление общей эффективностью
компании
EPM
управление проектами
B2B/E-Commerce
Инструменты поддержки электронных
закупок
MES-cистемы
Manufacturing Execution Systems - Производственные Исполнительные Системы
Это интегрированная информационно-вычислительная система, объединяющая
инструменты и методы управления производством в реальном времени.
Отличия MES-систем от ERP
ERP-системы ориентированы на планирование выполнения заказов, т.е. отвечают на
вопрос: когда и сколько продукции должно быть произведено?
MES-системы фокусируются на вопросе: как в действительности продукция производится?
И оперируют более точной информацией о производственных процессах.
MES-cистемы
Позволяют корректировать либо полностью перерассчитывать производственное
расписание в течение рабочей смены столько раз, сколько это необходимо
За счет быстрой реакции позволяют оптимизировать производство и сделать его
более рентабельным.
Отслеживают реальную себестоимость продукции
Существует и такой взгляд на место MESсистемы в управлении предприятием
Развитие MES-систем поддерживает
образованная в 1992 бесприбыльная
ассоциация MESA (International Manufacturing
Enterprise Solutions Assosiation)
Отечественные MES-программы
«ФОБОС» (http://www.mesa.ru)
Интерфейс системы оперативного управления производством.
Отечественные MES-программы
«YSB.Enterprise.Mes» http://www.orel.ru/jsb
Пример расчета производственного расписания
Отечественные MES-программы
«PolyPlan» polysoft@ufanet.ru
Оперативное календарное планирование гибких автоматизированных производств
SCM - Supply Chain Management (управление цепью поставок)
Задачи
решаемые
SCM
Закупка и
поставка сырья
для производственных
потребностей.
Взаимодействие с
поставщиками: поиск
поставщиков,
оформление заказов,
взаиморасчеты и т.д.
Электронные
площадки
Управление
складами
Размещение
товара на складе,
контроль
перемещений и пр.
с
Сбыт, работа
дистрибуторами
Сбор, обработки и
анализ информации о
движении товара по
всей цепочке поставок от поставщика до
конечного потребителя
(реквизитах товара,
времени его
прохождения между
субъектами, затратах на
перемещение,
складирование и т.д.)
Логистика и
определение
местоположения
элементов
цепочки
поставок
Разработка маршрутов
транспорта и
планирование
территориального
размещения
производственного цеха,
складских помещений
для сырья, материалов и
готовой продукции. Для
этого используется
специальный
геоинформационный
пакет.
SCM - Supply Chain Management (управление цепью поставок)
SCM всегда связана с перемещением товара и относится к логистике
Главное отличие системы SCM заключается в накапливании сведений о внешней среде
(спрос на продукцию, предложение сырья) и интеграции их с ERP
Допускает наличие в системе возможностей управления внешними (по отношению к
предприятию) элементами производства
Организация SCM строится в 2-х вариантах:
Прямые договорные отношения между контракторами и субконтракторами. Требование к
качеству не основное. Основное цена (Ford, Chrysler, General Motors)
Иерархическая структура отношений между контрактором с субконтракторами. Требование к
качеству не основное. Основное качество, надежность, а не цена (Toyota, Nissan).
Оптимизация управления в цепях поставок на основе передовых мировых
практик в области Supply Chain Management позволяет добиться:
•
•
•
•
снижения уровня запасов на 15-35% при увеличении уровня сервиса на 5-30%
повышения точности прогнозирования и планирования от 10-15% до нескольких раз
сокращения закупочных издержек на 10-20%
повышения эффективности использования ресурсов (снижение рабочего капитала) на 20-30%
CSRP (Castomer Synchronized Resource Planning)- планирование
ресурсов, синхронизированное с покупателем
Сущность концепции CSRP состоит в том, что при планировании и управлении компанией
можно и нужно учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы
предприятия, но и все те, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные» или
«накладные».
К таким ресурсам относят: ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и «текущей»
работы с клиентом, послепродажного обслуживания реализованных товаров, используемые для
перевалочных и обслуживающих операций, а также внутрицеховые расходы.
Cтандарт охватывает также и взаимодействие с клиентами: оформление наряд-заказа,
техзадание, поддержка заказчика на местах и пр.
Формирование заказа совместно с покупателем
Статичные ценовые модели заменяются на инструмент ценообразования
Критическая информация о покупателях и товарах заранее поставляется подразделениям,
отвечающим за производство, продажи, исследования и развитие, а также другим
подразделениям
Технологии, основанные на Web, расширяют поддержку покупателей, включая удаленную,
круглосуточную, самостоятельно настраиваемую.
CSRP
APS - Advanced Planning and Scheduling
APS расшифровываются как:
- «расширенное управление производственными графиками»
- «системы синхронного оптимизационного планирования производства»
Синхронное планирование.
Планирование закупок и производства осуществляется APS одновременно с учетом
ограничений по мощностям и ресурсам (машины, инструменты, люди), тогда как в системах
MRP II процессы планирования необходимых материалов и необходимых ресурсов
(мощностей) разделены и выполняются итерационно для получения реалистичного плана.
Оптимизационное планирование.
Оптимизация в системах APS базируется на эвристиках и/или на сложных математических
моделях, которые создаются для конкретной отрасли (например, металлургия, прокат оптимизация изменений толщин листов), конкретного предприятия.
Системы типа APS позволяют решать такие задачи, как «проталкивание» срочного заказа в
производственные графики, распределение заданий с учетом приоритетов и ограничений,
перепланирование с использованием полноценного графического интерфейса
Некоторые APS-системы поддерживают распределенное планирование, при котором
несколько человек могут планировать одновременно, но каждый из них несет ответственность за
определенную зону планирования
APS - Advanced Planning and Scheduling
Большинство APS-систем поддерживают web-ориентированные технологии, которые
обеспечивают возможность удаленной работы с планами
Системы APS могут работать как отдельно, так и быть интегрированы в существующую
информационную среду предприятия (например, ERP-APS-MES).
мощный инструмента визуализации и генератора отчетов (графики, диаграммы, например,
интерактивная диаграмма Ганта, графики загрузки машин и ресурсов, складских запасов,
объема незавершенного производства и т.п.) .
APS подход ориентирован не только на решение отдельной
локальной задачи планирования производства, но и способствует
усовершенствованию управления всей цепочкой поставок
EAM - Enterprise Asset Management
EAM (Enterprise Asset Management) - управление основными фондами
С одной стороны:
1. все ведущие ERP-системы имеют модуль управления основными фондами;
2. управление основными фондами является одной из 11 обобщенных функций MESсистемы, которые определила международная ассоциация производителей систем
управления производством (MESA);
В чем особенность EAM-системы?
1. С точки зрения функциональности EAM-системы более концентрированы, вся
функциональность вмещена в одно приложение, в то время как подобный же набор функций в
ERP-системе распределен между множеством модулей
2. Аналогичный модуль в ERP-системе ориентирован прежде всего, на финансовые вопросы
управления основными фондами, соответственно и работы с ним ведет менеджер, отвечающий
за финансы. EAM-система же – это полноценный управленческий учет, работают с которым
менеджеры, непосредственно отвечающие за состояние активов, причем не только верхнего и
среднего звена, но и младшие руководители (бригадиры, мастера, простые рабочие)
3. Идеология EAM-системы ориентирована на использование текущей информации о
состоянии станочного парка непосредственно от датчиков контроля. Получение этой
информации позволяет проводить плановый ремонт не на основании календаря, а на основе
конкретного времени работы станка.
Работа EAM – системы
Существенно ниже затраты на обучение и освоение
PLM - системы
PLM (Product Lifecycle Management) — технология управления жизненным циклом
изделий
Just-in-time
Метод планирования и управления Just-in-time (JIT — Точно вовремя) появился на
предприятиях автомобильного концерна в 50-х годах. Он охватывает проектирование изделий,
выбор поставщиков, обеспечение качества, планирование, учет производства и контроль (с
использованием специальных бирок-ярлыков Kanban).
Проектное управление
Проектное управление является естественным выбором для многих конструкторских
бюро и научно-исследовательских организаций, консалтинговых и софтверных компаний,
промышленных предприятий, выпускающих индивидуализированную продукцию
B2C и B2B
B2C (Business to Customer) и B2B (Business to Business) – обозначения широких классов
программных продуктов, обслуживающих взаимоотношения предприятий с покупателями
(B2C) и между собой (B2B).
Пример B2C-системы – онлайновый интернет-магазин.
К классу B2B относятся SCM и CSRP-решения.
В электронной коммерции различают также термины C2C (Customer-to-Customer) "взаимоотношения между потребителями", B2G (Business-to-Government) "взаимоотношения между организацией и правительством".