Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Доход и прибыль предприятия

  • 👀 2558 просмотров
  • 📌 2524 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Доход и прибыль предприятия» pdf
Лекция 32. Доход и прибыль предприятия Понятие дохода, выручки предприятия. Прибыль предприятия: функции, виды, алгоритм формирования. Распределение прибыли. Понятие дохода, выручки предприятия Основными требованиями функционирования предприятия считаются: - безубыточность хозяйственной деятельности; - возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности; - рентабельность хозяйствования. Главная задача предприятия – это осуществление хозяйственной деятельности, которая направлена на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. Если рассматривать с точки зрения совершенной конкуренции, то целью является получение дохода и прибыли. Эта цель объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности предприятия доходы подразделяются на следующие виды: — доходы от обычных видов деятельности; — прочие доходы. Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (чистая выручка). Эти доходы характеризуют результат операционной (производственной) деятельности и являются одним из важных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. У производственной компании выручка - это поступления от продажи продукции, а у торговой - доходы от продажи товаров. Выручка организации, которая постоянно сдает имущество в аренду и получает от этого свои основные доходы, арендная плата. В бухгалтерском и налоговом учете выручка отражается на дату отгрузки товаров, подписания заказчиком акта о выполнении работ или оказании услуг. В общем виде выручка определяется по формуле: n В = ∑ Qi i=1 * Цi, 1 где Qi – объем реализованной продукции, работ, услуг i вида; Цi – цена единицы реализованной продукции, работ, услуг i вида, руб. Прочие доходы достаточно разнородны, поэтому в их составе можно выделить несколько разновидностей. Во-первых, доходы предприятия, формирование которых не связано с реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), но является результатом определенных хозяйственных и финансовых операций. Например, поступления от предоставления за плату во временное пользование активов предприятия; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); доходы от продажи основных фондов и иного имущества; проценты, получаемые за предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам, а также за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке, и др. Эти доходы планируются. Во-вторых, нерегулярные поступления. Например, полученные штрафы, пени неустойки за нарушение хозяйственными партнерами условий договоров; положительные курсовые разницы в связи с повышением курса иностранных валют; списание кредиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и др. В-третьих, это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, например страховые возмещения в связи с авариями, пожарами, стихийными бедствиями. Общая сумма всех доходов предприятия представляет собой валовые доходы. Доходы позволяют предприятию решать следующие задачи: - возмещение текущих расходов, что создает основу для самоокупаемости хозяйственной деятельности; - формирование прибыли, которое создает основу для самофинансирования. Процесс формирования и использования прибыли предприятия Прибыль предприятия образуется в том случае, когда выручка (доход) превышает затраты, если же затраты превышают выручку, предприятие несет убытки. При равенстве выручки и затрат предприятие полностью возмещает свои издержки, но в этом случае прибыль отсутствует и предприятие не имеет экономической основы для своего развития. Назначение, роль и возможности использования прибыли определяются выполняемыми ею функциями: • планово-регулирующая функция — прибыль является основным плановым показателем, определяющим все остальные направления деятельности предприятия; 2 оценочная функция — прибыль является одним из основных показателей, позволяющих оценить результаты хозяйственной деятельности предприятия; • стимулирующая функция — прибыль оказывает стимулирующее воздействие на собственника и коллектив предприятия с целью повышения эффективности их деятельности; • фискальная функция — прибыль является источником формирования бюджетов разных уровней; • социальная функция — прибыль является источником удовлетворения социальных потребностей персонала и внешней благотворительной деятельности предприятия. Под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые многочисленными терминами, что требует ее классификации по наиболее важным признакам. • По порядку формирования различают: • валовую прибыль; • прибыль от продаж; • прибыль до налогообложения; • чистую прибыль. Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). В предприятиях торговли валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (без НДС) и стоимостью реализованных товаров по закупочным ценам, т. е. валовая прибыль в торговле — это доход, полученный в виде торговых надбавок. Прибыль от продаж отражает конечный результат операционной (производственной) деятельности предприятия и формируется как разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Другими словами, прибыль (убыток) от продаж — это разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В предприятиях торговли — это разность между доходом от торговых надбавок и издержками обращения. Наряду с операциями по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг предприятия имеют и другие хозяйственные и финансовые операции и соответственно прочие доходы и расходы. Прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом прочих доходов (прибавляются) и прочих расходов (вычитаются). Прибыль до налогообложения — конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности. Чистая прибыль формируется после уплаты текущего налога на прибыль. При этом учитываются также изменения отложенных налоговых 3 активов и отложенных налоговых обязательств. Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности предприятия, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Схема формирования прибыли представлена на рисунке 1. По значению итогового результата прибыль подразделяется: • на положительную; • отрицательную (убыток). По характеру использования чистой прибыли выделяют: • капитализируемую прибыль (направляемую на финансирование прироста активов предприятия); • потребленную прибыль (направляемую на финансирование мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия). 4 По рассматриваемому периоду формирования различают: • прибыль предшествующего периода; • прибыль отчетного периода; • прибыль планового периода (планируемая прибыль). Для оценки эффективности деятельности предприятия недостаточно использования только показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает успешно. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия. Поэтому для оценки эффективности произведенных затрат следует использовать другой показатель — уровень рентабельности. Более подробно этот показатель рассмотрен в следующей лекции. Распределение прибыли Остающаяся в распределении предприятия чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: • на формирование резервных фондов; • выплату доходов учредителям (участникам); • создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы), рисунок 2. Чистая прибыль Дивиденды Резервный фонд Фонды целевого назначения Рисунок 2- Направления распределения прибыли предприятия При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т.п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия. При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия 5 прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как средства прибыли, уже использованные на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены и на накопление, и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям. Решение о распределении чистой прибыли принимают собственники (учредители) фирмы. Распределение чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) и не может осуществляться единоличным распоряжением руководителя фирмы. Количество фондов и их названия определяются фирмами самостоятельно, но, как правило, это дивидендный фонд, фонд развития производства, фонд социального развития, фонд материального поощрения, резервный фонд, фонд потребления, фонд накопления. Фирмы самостоятельно устанавливают нормативы отчислений из прибыли в эти фонды. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей. Фонд накопления (фонд технического и социального развития) расходуется на научно- исследовательскую работу, новую технику, погашение долгосрочных кредитов банка и уплату процентов. Фонд потребления используется для денежных выплат (13 зарплата, выслуга лет, премии и прочие), оказание материальной помощи, возмещение затрат на питание, транспорт, оплата путевок, выплата доходов по акциям трудового коллектива. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, фирма стремится к оптимальному соотношению между фондом накопления и фондом потребления с тем, чтобы учитывать условия конъюнктуры рынка и вместе с тем стимулировать и поощрять работников. Для целей анализа и оценки деятельности предприятий используют показатели рентабельности, характеризующие относительную величину прибыли. 6
«Доход и прибыль предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot