Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление предприятием на стадии развития. Доходы и расходы предпринимательской деятельности.

  • 👀 449 просмотров
  • 📌 384 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Управление предприятием на стадии развития. Доходы и расходы предпринимательской деятельности.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление предприятием на стадии развития. Доходы и расходы предпринимательской деятельности.» pdf
Тема 4. Управление предприятием на стадии развития. Доходы и расходы предпринимательской деятельности. План лекции 1. Роль информации о затратах для принятия управленческих и финансовых решений 2. Классификация текущих затрат предпринимательской деятельности 3. Понятие и структура доходов в предпринимательстве 4. Роль информации о доходах для принятия управленческих решений 5. Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности 6. Доходность бизнеса и взаимосвязь «издержки – выручка – прибыль» 1. Роль информации о затратах для принятия управленческих и финансовых решений Любая предпринимательская структура в процессе функционирования потребляет ресурсы, которые формируют затраты фирмы – один из важнейших экономических показателей ее деятельности. Главным, если не единственным движущим мотивом предпринимателя является увеличение благосостояния компании. Одна из главных целей любой предпринимательской структуры – это получение наибольшей прибыли при наименьших затратах путем стремления к оптимизации в расходовании ресурсов – материальных, трудовых, финансовых и др. и наиболее эффективного использования активов. При этом под ресурсами понимаются факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности), привлекаемые компанией для осуществления своей деятельности, под активами - ресурсы, отраженные в активе баланса, ставшие собственностью предприятия в результате предшествующих событий (вклад в уставный капитал, покупка, обмен и т.д.), под затратами - ресурсы, использованные компанией, в процессе ее производственно-хозяйственной деятельности. Рис. 1. Издержки, затраты и расходы предпринимательской деятельности. Затраты могут осуществляться в форме капитальных вложений (инвестиций) с целью создания или приобретения: основных средств и нематериальных активов. Другая часть затрат – это затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности компании – производством и реализацией продукции (работ, услуг), реализацией ее активов и прочими операциями, осуществляемыми в течение отчетного периода. К текущим относятся затраты производственных ресурсов, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), составляют экономическую основу формирования себестоимости производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Информация о затратах фирмы чрезвычайно важна, как для самой фирмы, так и внешних пользователей – её контрагентов. К внешним пользователям относятся органы государственного управления, налоговые службы, инвесторы, кредиторы, потребители. Данные о затратах для этой категории пользователей должны составляться в соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также налогового законодательства. К нормативной базе, регулирующей формирование и представление данных о расходах фирмы для внешних пользователей в России, относятся стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ: ПБУ1/98 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. №60н), ПБУ10/99 «Расходы организации» (Приказ Минфина России от 6 мая 1998 г. №33н). 1 В финансовой отчетности исторически сложились три общепринятых формы, откуда можно почерпнуть информацию о затратах компании: балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Финансовые модели, которые строят и начинающие предприниматели, и зрелые компании для планирования развития своего бизнеса, конструируют будущие периоды всех трех видов отчетности 1. Все многообразие затрат, которое может возникнуть в процессе предпринимательской деятельности, можно разделить на экономические, бухгалтерские и налоговые. К экономическим затратам относятся выплаты, которые компания сделала или должна была бы сделать, или те доходы, которая компания должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. То есть это совокупность явных (денежные средства, которые были затрачены предпринимателем на оплату привлекаемых ресурсов) и не явных (не оплачиваемые услуги предпринимателя (членов его семьи), использование его собственности, связанное с обеспечением деятельности компании) затрат. К бухгалтерским затратам можно отнести явные затраты или денежные расходы, которые компания оплачивает поставщику ресурсов. Бухгалтерский стандарт ПБУ 10/99 определяет расходы организации как уменьшении её экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества. Расход есть отток экономических выгод именно данной организации. Поэтому суммы, взимаемые организацией от имени третьих лиц и перечисляемые в их адрес, (например, косвенные налоги: НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.), не являются расходами. Расходы организации согласно бухгалтерскому стандарту подразделяются в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации на: • расходы по обычным видам деятельности; • прочие расходы. Налоговое законодательство также оперирует понятием расходы. С 1 января 2002 года объектом налогообложения по налогу на прибыль согласно ст.247 НК РФ признается прибыль, определяемая как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Расходами при этом признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях предусмотренных ст. 265 НК РФ и убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются затраты, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Налоговое законодательство дает свою, отличную от бухгалтерской, классификацию расходов. Расходы для целей налогообложения делятся на: • расходы, связанные с производством и реализацией; • внереализационные расходы. К внереализационным расходам отнесены обоснованные затраты на осуществление деятельности непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Приведем условный пример 2, демонстрирующий различия между различными видами затрат, возникающими в процессе предпринимательской деятельности (см. табл. 1). Открыты два предприятия, относящиеся к малому бизнесу, занимающиеся одним и тем же видом хозяйственной деятельности, реализующими примерно одинаковый ассортимент продукции, находящиеся в частной собственности. При этом первое предприятие работает в форме коллективного партнерства - форма организации предпринимательской деятельности, в которой два или более предпринимателя принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела (организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью). У второго предприятия собственником является индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В основе такой процедуры лежит внутренняя взаимосвязь всех трех видов отчетов. По любым двум отчетам можно рассчитать остающийся третий. Исторически первыми формами отчетности были балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках – их изобрели едва ли не в Италии XIII века. А вот отчет о движении денежных средств в первой примитивной форме возник только в 1863 году, стал более-менее общепринятым только в 1970-х гг., но вплоть до 1987 года не был даже обязательным 2 Конечно, это условный пример, так как в нем не учтено множество пусть и не самых определяющих условий: расходы по налогу на имущество, страховые взносы с фонда заработной платы, расходы на горюче-смазочные материалы, методы амортизационных отчислений и прочее. Но тем не менее данный пример демонстрирует важность грамотного финансового планирования затрат на любой, даже на самой первичной стадии развития бизнеса. 1 2 Ббшщхшшщ Рис. 2. Расходы в предпринимательской деятельности. 3 Таблица 1. Сравнение различных видов затрат двух хозяйствующих субъектов ООО «Линтек» ИП «Каскад» (учредители Иванов И.И. и Петров П.П.) (собственник Сидоров С.С.) Условия Затраты на Условия Затраты на приобретения приобретение ресурсов, приобретения приобретение ресурсов тыс. руб. ресурсов ресурсов, тыс. руб. помещение аренда 10 собственность оборудование покупка 4 (амортизация) покупка 4 (амортизация) транспорт аренда 5 собственность товары покупка 20 покупка 20 директор найм 10 сам бухгалтер найм 6 найм 6 продавец найм 5 жена Индивидуальному предпринимателю не нужно вести полномасштабный бухгалтерский учет – достаточно простой книги учета доходов и расходов. Объем отчетности, которую нужно представлять разным контролирующим органам, значительно меньше, чем у юридического лица. Суммы штрафов (а значит и незапланированных чрезвычайных расходов) за одни и те же нарушения законодательства в большинстве случаев значительно ниже, чем для юридических лиц. ООО «Линтек» необходимо вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет. Объем отчетности, которую нужно представлять разным контролирующим органам, значительно для ООО больше, чем у индивидуального предпринимателя. Однако при прочих равных предприятию, работающему в форме коллективного предпринимательства проще кредитоваться в банках на крупные суммы, открывать кредитные линии или использовать такие формы финансирования, которые просто по требованиям банковской безопасности недоступны для индивидуального предпринимателя Экономические издержки и для первого и для второго препдприятия одинаковые и составляют 60 тыс.руб., а вот бухгалтерские издержки будут разными: для ООО «Линтек» - 60 тыс.руб., для ИП «Каскад» 30 тыс.руб. Что касается налоговых издержек, то для ИП «Каскад», например, возможно применение патентной системы – одного из самых удобных и лояльных налоговых режимов, в то время как ООО может работать и по стандартной или по упрощенной системе налогообложения. В таком случае их налоговые издержки могут существенно различаться. Виды ресурсов 2.Классификация текущих затрат предпринимательской деятельности При учете роли затрат в принятии управленческих решений помимо формирования группировок затрат на практике получила широкое распространение их классификация, в которой все текущие затраты фирмы классифицируются по следующим признакам. Таблица 2. Классификация затрат Признаки классификации Подразделение затрат 1. Взаимосвязь с объемом производства Постоянные, переменные 2. Отношение к объекту учета затрат в момент возникновения Прямые, косвенные 3. Возможность влияния на затраты руководителей структурных Регулируемые, нерегулируемые подразделений 4. Порядок отнесения затрат на период генерирования прибыли На продукт, на период 5. По составу Одноэлементные, комплексные Исходя из динамики различных составляющих затрат по отношению к объему производства выделяют затраты: постоянные, переменные и смешанные. К постоянным затратам (FC — от англ. Fixed Costs) принято относить затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, продаж или деловой активности. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось, т.е. при нулевом объеме выпуска. Этому критерию отвечают, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, ежегодные проценты за кредит, ежегодные расходы на поддержание патента либо лицензии, расходы на оплату труда руководителей фирмы, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие. Зачастую в крупных компаниях расходы на НИОКР при анализе издержек компании относят к постоянным расходам. Такие затраты еще называют «затраты на период», имея в виду, что они зависят не от того, сколько продукции выпущено, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи. К переменным затратам (VC — от англ. Variable Costs) относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продаж или деловой активности. Это такие затраты, как 4 расходы сырья и основных материалов, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплату основных рабочих, на ремонт и обслуживание оборудования, комиссионные агентам по продажам. Такие затраты также называют «затраты на продукт», имея в виду, что они непосредственно связаны с производством новых продуктов (работ, услуг). Подчеркнем, что деление на постоянные и переменные затраты имеет смысл только для краткосрочного периода – в долгосрочном периоде фирма может при необходимости изменять соотношение между типами затрат. Деление затрат на прямые и косвенные связано с различием методов их отнесения на себестоимость объектов. Согласно с общепринятым порядком к прямым относятся затраты, которые можно непосредственно отнести на определенное изделие (объект) на основании первичных документов. Прямые затраты обусловлены технологическим процессом изготовления продукции и подлежат прямому включению в состав производственных затрат. Сюда входят расход материалов и топлива на технологические цели, оплата труда за изготовление продукции, отчисления на социальное страхование и обеспечение и др. Косвенные затраты это затраты, которые не могут быть отнесены непосредственно на выбранный объект. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. В общепроизводственные включают расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений и другие аналогичные по назначению расходы, т. е. расходы на содержание и управление производством. Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом. К ним относятся административноуправленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; и т. п. Эффективность системы управления затратами зависит в значительной степени от возможности распределения ответственности руководителей за затраты, имеющие место в их подразделении и выявления реального их влияния на расходы, поддающиеся влиянию. На основе этого критерия затраты делятся на регулируемые и нерегулируемые. Затраты считаются регулируемыми тогда, когда их величина устанавливается руководителем функционального подразделения и их уровень в значительной степени поддается влиянию менеджера. Все переменные затраты, такие, как прямые материалы, прямой труд и переменные накладные расходы, обычно рассматриваются как регулируемые руководителем функционального подразделения. Следовательно, на него может быть возложена ответственность за целесообразность их возникновения и отклонения от запланированного уровня. Нерегулируемыми называются затраты, которые не подлежат воздействию на данном уровне управленческой иерархии. Эта ситуация возможна когда потребление материальных благ в данном подразделении не может быть точно измерено или не существует прямой зависимости возникающих затрат от решений руководителя подразделения. К нерегулируемым относятся практически все составляющие накладных расходов. Затраты на продукт и затраты на период. Затраты на продукт образуют себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами - носителями затрат. Учитываться при расчете прибыли эти затраты будут только в составе расходов после реализации продукции. Таким образом между фактическим осуществлением этих затрат и их участием в процессе исчисления прибыли может возникнуть существенный временной лаг. Количественно затраты на продукт совпадают с суммой затрат на оплату труда производственных рабочих, прямых затрат на материалы и общепроизводственных затрат. Затраты на период (периодические) – это затраты обусловленные существованием функционированием организации как единого целого. Они не связаны с движением физических единиц продукции, поэтому покрываются из выручки того отчетного периода, в котором были произведены и влияют на прибыль того же периода. К ним относятся общехозяйственные и коммерческие расходы. 3.Понятие и структура доходов в предпринимательстве Доходы фирмы характеризуют финансовый результат ее деятельности. Нормативное регулирование понятия "доходы организации" приведено в отечественных стандартах бухгалтерского учета – ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и ПБУ 9/99 "Доходы организации". В этих документах дана трактовка дохода, близкая по смыслу и содержанию Международным стандартам финансовой отчетности. Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. К увеличению активов фирмы приводит поступление денежных средств (иного имущества) в результате: • отчуждения произведенной продукции, приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг или иных активов; • отчуждения активов фирмы другими организациями (реализация правообладания материальными и нематериальными активами – сдача в аренду, франчайзинг и т.д.). Доход связан с увеличением капитала организации в результате осуществления его различных видов коммерческой деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Не относятся к доходам фирмы 5 увеличение ее капитала в результате вкладов участников (учредителей). Получение дохода связано с поступлением активов, денежных средств, иного имущества. Однако не любое такое поступление может быть квалифицировано как получение дохода. Например, суммы, взимаемые, фирмой от имени третьих лиц, в виде экспортных пошлин, НДС, акцизов, и подлежащих передаче в бюджет, не приводят к увеличению капитала этой фирмы, а значит и не формируют ее доход. Согласно ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на следующие виды: доходы от обычных видов деятельности; прочие доходы, в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные. Все виды доходов фирмы могут быть охарактеризованы с точки зрения: • регулярности их получения как систематические (регулярные) и несистематические (случайные); • принадлежности к отчетным периодам как текущие доходы отчетного периода и доходы будущих отчетных периодов (отложенные доходы). По признаку взаимосвязи с расходами в составе текущих доходов фирмы выделяются: • доходы данного отчетного периода, обусловленные расходами данного отчетного периода; • доходы периода, не связанные с фактом возникновения расходов в данном отчетном периоде. В зависимости от направлений деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие. 1. Доход от основной деятельности — это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). 2. Доход от инвестиционной деятельности — финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. 3. Доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия [3, 526]. Рассмотрим порядок формирования основных видов доходов предпринимательской структуры, и дадим их характеристику с учетом приведенных выше признаков классификации (см. рис. 9.1). Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. К операционным доходам можно отнести: • плата за временное пользование (временное владение и пользование) активами предприятия; • плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); • прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке. К внереализационным доходам можно отнести: • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; • поступления в возмещение причиненных предприятию убытков; • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; • курсовые разницы; • сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); • прочие внереализационные доходы. Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Доходы фирмы считаются признанными в рамках того или иного отчетного периода в том случае, когда удовлетворяются следующие условия: • доход признается тогда, когда он заработан, то есть фирма выполнила весь объем требований, предъявленных к ней покупателем, либо заказчиком в соответствии с содержанием договора; • доход признается в случае, когда его величина может быть оценена с большой степенью достоверности; • доход признается, если существует высокая вероятность того, что фирма получит соответствующие экономические выгоды. 6 Рис. 3. Доходы как результаты предпринимательской деятельности 7 Бухгалтерский подход к проблеме определения доходов фирмы чрезвычайно важен, поскольку вся публичная информация о деятельности, как правило, раскрывается в ее финансовой отчетности, формируемой по правилам ведения бухгалтерского учета и отчетности. В налоговом законодательстве все доходы фирмы подразделяются на доходы от реализации и внереализационные. 4.Роль информации о доходах и прибыли для принятия управленческих решений Основными компонентами любой бизнес-модели в предпринимательстве являются структура доходов и структура расходов компании. Эти структуры выявляются в результате всестороннего анализа доходов и расходов компании. Анализируя доходную часть, предприниматель задается вопросами следующего характера: • Является ли источником дохода продукт или услуга, сколько этих продуктов или услуг? • Какие источники наиболее значимы, продажи по каким из источников будут расти быстрее, чем по другим? • Какие сегменты рынка будут завоеваны и как быстро? Для выявления структуры затрат компании предприниматель обращает внимание на следующие моменты: • Как меняется себестоимость при увеличении объема партии? Сколько стоит привлечь одного клиента? • Сколько клиентов за один день может обеспечить специалист по продажам и сколько этот специалист стоит? • Что выгоднее: производить продукт на собственных мощностях или отдать его производство на аутсорсинг? • Какова величина необходимого рабочего капитала? В результате такого анализа предприниматель получает представление о структуре доходов и расходов. Заметим, что в зависимости от вида деятельности, уровня диверсификации бизнеса, маркетинговой политики компании и т.п. структуры доходов и затрат в различных отраслях и компаниях различаются. В зависимости от количества источников доходов и степени их взаимосвязанности, можно выделить несколько типов структуры доходов: В компании один основной источник доходов. Например, основной источник доходов в компании Google – это продажа рекламы по системе ad-words, на этот вид деятельности приходится более 90% доходов компании. В компании несколько важных и достаточно независимых источников доходов. Например, компания Apple продает компьютеры Mac и mp3-плееры iPod. В компании несколько тесно связанных друг с другом источников доходов. Например, компания Hewlett-Packard продает принтеры и картриджи к этим принтерам. В компании несколько тесно связанных источников доходов плюс один источник расходов, также тесно связанный с источниками доходов. Такой тип структуры доходов бывает в компании, работающей по так называемой модели loss-leader. Особенность этой модели заключается в том, что компания имеет несколько объектов продажи, но один из них продается в убыток или отдается бесплатно, но при этом он служит для привлечения покупателей к остальным объектам продажи. Простейший пример – это розничный магазин, который продает один-два сильно рекламируемых товара ниже себестоимости в расчете на то, что пришедшие покупатели купят в его магазине много других товаров. Главное, чтобы продажи от всех товаров в сумме обеспечивали необходимую прибыльность. При этом следует учитывать следующие моменты. Как скоро после факта продажи деньги оказываются на счету? Привыкли ли потребители аналогичного товара или услуги к такому способу покупки? Если покупателем является юридическое лицо, то какое подразделение, менеджер какого уровня принимает решение о покупке, и сколько времени занимает этот процесс? Не только структура источников дохода, но и способы непосредственного получения денег от клиентов могут быть довольно разными: • Разовая продажа продукта или услуги (покупка брюк или шампуня в магазине). • Подписка или членство в организации (плата за пользование кредитной картой или членство в фитнесклубе). • Лицензирование или получение роялти (продажа программных продуктов, а также биотехнологий для фармацевтических компаний). • Комиссионные (интернет- и просто аукционы, многие услуги на финансовых рынках). Детальное представление об источниках и способах получения денег (равно как и о затратах) дает возможность создать информативную финансовую модель компании и с ее помощью спрогнозировать финансовые потоки компании в будущем. Здесь важны именно детали: какова задержка между фактом продажи и поступлением денег, как изменятся затраты на материалы в этом месяце, если через два месяца объем продаж увеличится в два раза. Подобная информация поможет более точно оценить потребности во внешнем 8 финансировании и, возможно, позволит вовремя скорректировать бизнес-модель предпринимательской структуры в зависимости от конкретного сценария развития продаж и фактически понесенных затрат. 5.Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности Прибыль - чистый доход предпринимательской структуры, то есть совокупный доход за вычетом произведенных расходов. Прибыль характеризует экономическую эффективность и конечную цель предпринимательской деятельности. В прибыли получают законченную денежную оценку все аспекты предпринимательской деятельности – основная (операционная), инвестиционная и финансовая. Объемы получаемой прибыли определяют возможности развития предпринимательской структуры за счет капитализации (инвестирование части прибыли в развитие бизнеса), а также рост благосостояние владельцев и работников предприятия (направление части прибыли на выплату дивидендов и материальное поощрение персонала). Формы прибыли и взаимосвязь между ними. Независимо от способов образования доходов предпринимательской структуры, их следует определенным образом представить в экономической отчетности. В мировой практике эта процедура стандартизована и сводится к алгоритму трансформации совокупного дохода предпринимательской структуры в чистую прибыль. Схематично принципиальную модель формирования чистой прибыли предприятия можно представить в следующем виде (рис. 4). Рис. 4. Формирование чистой прибыли предпринимательской структуры. В современной российской практике принципиальная модель формирования прибыли имеет два конкретных преломления: бухгалтерский и налоговый. Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами и расходами предприятия, сформированным в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и отчетности. При формировании финансового результата по бухгалтерскому учету реализация продукции считается по отгрузке, а себестоимость по фактически произведенным затратам. Модель формирования чистой прибыли наглядно отражается в финансовой отчетности любой предпринимательской структуры. Рассмотрим модель формирования чистой прибыли на примере бухгалтерской отчетности по РСБУ за 2012-2013 гг. компании АО «Мегафон» - одного из ведущий российских универсальных операторов связи. 9 Рис. 5. Отчет о финансовых результатах за 2013 гг. АО «Мегафон» (ед.изм. – млн.руб.) [2]. Валовая прибыль компании составляет 138152 млн. руб. за 2013 г. и рассчитывается как разность между объемами реализации и прямыми расходами, характеризует уровень прибыли, получаемый предприятием при существующем уровне технологии и организации производства. В данном примере компания показала высокие финансовые результаты на протяжении всего финансового года, которые сопровождались положительной динамикой по выручке во всех сегментах бизнеса. Операционная прибыль предприятия, определяемая как валовая прибыль предприятия плюс операционные доходы за вычетом операционных расходов, отражает положение предприятия на рынке и эффективность организации его производства. К операционным относятся доходы и расходы, имевшие место на предприятии, однако, напрямую не связанные с продажами товаров и услуг, то есть его основной деятельностью. Данные доходы и расходы могут возникать при предоставлении некоторых активов в аренду, отчислений за использование объектов интеллектуальной собственности, дивидендов, приносимых в случае владения компанией различными ценными бумагами и так далее. Данный показатель в том числе используется инвестиционными структурами, например банками, для окончательного решения о выдаче кредитов, т.к. характеризует способность предприятия к реинвестированию, если операционная прибыль уменьшается, это свидетельствует либо о рыночном, либо внутреннем нездоровье предприятия. Операционная прибыль фактически эквивалентна Прибыли от продаж, по терминологии, используемой в Форме 2 «Отчёт о финансовых результатах по РСБУ» (составляет 89038 млн. руб. за 2013 г.). Часто операционную прибыль отождествляют с аналогичным показателем - Прибылью до уплаты процентов и налогов (англ. EBIT - Earnings Before Interest and Taxes). Несмотря на одинаковую природу показателей (операционная прибыль также является прибылью до налогообложения и уплаты процентов) разница заключается в том, что в показателе EBIT фактически участвуют также доходы и расходы, не связанные с обычной (операционной) деятельностью — неоперационная прибыль. Прибыль до налогообложения также является важным показателем деятельности предпринимательской структуры и включает в себя три основных составляющих: прибыль от продаж, операционные расходы и доходы, внереализационные доходы и расходы (73360 млн. руб. за 2013. в 2013 г.). Поскольку прибыль до налогообложения включает в себя несколько составляющих, важно определить соотношение между ними. Чем выше доля прибыли от продаж и чем ниже доля остальных составляющих, тем лучше и эффективнее построена система управления предприятием, и наоборот – чем выше доля случайных доходов и расходов, тем хуже налажен механизм работы компании. Значение прибыли до налогообложения может быть очень высоким, однако, если доля прибыли от продаж в ней относительно мала, это означает, что компания существует лишь за счет случайных доходов, поток которых может прекратиться в любой момент. Таким образом, анализируя структуру данного показателя, можно сделать выводы о качестве функционирования системы управления предпринимательской структурой. Показатель нераспределенной чистой прибыли (58475 млн. руб. в 2013 г.) характеризует средства компании, направляемые на ее развитие, а так же, определяет потенциальные инвестиционные возможности АО «Мегафон» к расширенному воспроизводству. В данном примере видно, что чистая прибыль компании увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в основном благодаря росту операционной прибыли. При определении финансового результата для целей налогообложения компания должна руководствоваться налоговым законодательством и вести систему налогового учета доходов и расходов в соответствии с требованиями 25 главы НК. 10 К основным направлениям использования прибыли в предпринимательской деятельности можно отнести образование финансовых резервов, инвестиции в развитие бизнеса, выплату дивидендов акционерам и доходов учредителям (участникам) на вклады в уставном капитале товариществ и обществ, финансирование социальнокультурной сферы и дополнительного материального вознаграждения персонала. 6.Доходность бизнеса и Взаимосвязь «издержки – выручка – прибыль» Рентабельность (нем. Rentabel - доходный, прибыльный) - относительный показатель экономической эффективности, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение к базе показателя, доходность которого рассчитывается. Будучи производной издержек, рентабельность во многом предопределяется структурой и динамикой затрат. С другой стороны, находясь в прямой зависимости от объема выручки (оборота) рентабельность во многом предопределяется этим фактором. Показатели рентабельности взаимосвязаны со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств. Показатели рентабельности капитала могут рассчитываться как по отношению не только к чистой прибыли, но и к другим видам прибыли к названным базам. В качестве примера приведем выдержки из корпоративной отчетности АО «НЛМК» за 2009-2013 гг. Таблица 3. Финансовые показатели эффективности продаж ОАО «НЛМК»[1]. Финансовые коэффициенты, млн долл. 2009 Выручка от реализации 6 140 EBITDA Операционная прибыль 2010 2011 2012 2013 8 351 11 729 12 157 10 909 1 444 2 349 2 282 1 900 1 505 892 1 794 1 666 1 133 644 Чистая прибыль, относящаяся к акционерам ОАО "НЛМК" 215 1 255 1 315 610 262 Рентабельность EBITDA (%) 24% 28% 19% 16% 14% Рентабельность операционной прибыли (%) 15% 21% 14% 9% 6% Рентабельность чистой прибыли (%) 2% 15% 11% 5% 2% Рентабельность продаж (Return on Sales, ROS) показывает сколько прибыли получено на рубль реализованной продукции или долю прибыли в цене продукта и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. Рентабельность продукции (основной деятельности, коэффициент окупаемости затрат, Return on costs, ROC) показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов.Рентабельность капитала (Return on equity, ROE) показывает эффективность использования собственного капитала. Она рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала.Рентабельность активов (Return on assets, ROA) показывает экономическую рентабельность всего используемого капитала и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней стоимости имущества фирмы. Этот показатель используется при обосновании важнейших стратегических решений, к примеру, реструктуризации бизнеса [4,290]. Таблица 4. Относительность показателей рентабельности Компания А Компания B Чистая прибыль, тыс.руб. 100 1000 Выручка, тыс.руб. 1000 10 000 Рентабельность продаж, % 10 10 Доля рынка, % 5 20 Чистая приведённая стоимость (англ. Net 30 600 present value, NPV, тыс. руб.) Темпы роста рынка растет на 10% в год растет на 19% в год Показатели рентабельности дают наиболее обобщенную оценку эффективности хозяйственной деятельности фирмы. Каждый из них характеризует определенный аспект этой деятельности. Однако в отличие от прибыли и других форм доходов показатели доходности, будучи по своей природе относительными величинами (см. табл. выше), только и могут быть показательны при сравнении эффективности вложений как в различные компании, так и различные виды бизнеса. Определение минимального объема производства при имеющейся структуре бизнеса чрезвычайно важно при решении различных предпринимательских задач.. Ответ на этот вопрос можно получить с помощью методов анализа безубыточности. В основе методов анализа безубыточности лежит разделение всех расходов предприятия на две группы: 11 В основе методов анализа безубыточности лежит разделение всех расходов предприятия на две группы: • условно-переменные затраты, непосредственно, прямо пропорционально зависящие от изменения объемов производства реализации продукции (TVC), • условно-постоянные затраты не связанные прямо с изменением объемов производства продукции, то есть данные затраты растут ступенчато, по мере изменения объемов производства и реализации (𝑇𝐹𝐶). На основе проведенного разделения, прежде всего проводится определение точки безубыточности. Точка безубыточности - это такой объем производства и реализации товаров в натуральном или стоимостном измерении, при которой предприятие полностью возмещает все расходы связанные с его деятельностью. Приведем пример. Определить точку безубыточности производства столов, если известно, что планируемая продажная цена за стол (p) - 90 руб., условно-переменные затраты на единицу (average variable costs, AVC) - 50 руб., совокупные условно-постоянные затраты (total fixed costs, TFC) (аренда площадей, оборудования, заработная плата бухгалтера, сторожа, директора и т.п.) – 40 000 руб. в месяц. Если принять искомый объем производства столов за q, то задача может быть решена, исходя из формулы точки безубыточности: 𝑇𝐹𝐶 [9.1] 𝑞= 𝑝 − 𝐴𝑉𝐶 При таких условиях безубыточный объем производства будет равен 1000 стульев. Разница между достигнутым фактическим объемом реализации и точкой безубыточности составляет запас финансовой прочности, который определяется в процентах. Если выручка от реализации опускается ниже точки безубыточности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств и дальнейшее ухудшение конъектуры рынка может привести к банкротству предприятия. Взаимосвязь «издержки - выручка - прибыль». Применение метода “директ-костинг” позволяет быть осуществлять различные оптимизационные расчеты, в частности расчеты критического объема производства, критического объема выручки, критического уровня постоянных затрат, критической цены реализации. Совокупный доход фирмы (выручка) образует совокупная (валовая) экономическая выгода отчетного периода, выражающаяся в увеличении ее активов или уменьшении обязательств. В общем виде расчет выручки фирмы осуществляется по формуле: n , где D = ∑ Qi * Pi i =1 D –доход (выручка) от реализации продукции, Q i и Pi - объем и цена продаваемых видов продукции, n – количество видов продукции. В частном виде в случае одного вида продукции: D = p*q Рассмотрим логику осуществления подобных расчетов на примере определения критического объема производства (продаж), т.е. той точки объема производства (или продаж), в которой затраты равны выручке от реализации, т.е. отсутствует прибыль и убытки. Ее еще называют точкой перехода от состояния убыточности к прибыльности. D = TC, где D –доход от реализации продукции, TC - общие издержки фирмы (total costs), Пr=0 – общая прибыль фирмы. Т.о. уравнение D = TC принимает вид D = p*q = TC, при этом TC= TVC+ TFC, гдеTC - общие издержки фирмы (total costs), TVC-общие переменные издержки фирмы (total variable costs), TFC- общие постоянные издержки фирмы (total fixed costs). Т.о. уравнение D = TC принимает вид p*q = TC = TVC+ TFC, при этом TVC= AVC*q, где AVC-средние переменные издержки на единицу продукции (average variable costs), TFC=AFC*q, где AFC– средние постоянные издержки на единицу продукции (average fixed costs). Т.о. уравнение D = TC принимает вид p*q = TC = TVC+ TFC= AVC*q + AFC*q В общем виде критический объем производства (точка безубыточности) при котором затраты равны выручке от реализации, т.е. отсутствует прибыль и убытки вычисляется по формуле: D = p*q = TC = TVC+ TFC= AVC*q + AFC*q p*q = AVC*q + TFC, где: p, q –продажная цена продукции и количество (шт.) продаваемой продукции, TFC- общие постоянные издержки фирмы, AVC-средние переменные издержки на единицу продукции. Критический объем производства = q = TFC p − AVC 12 Если у фирмы появляется прибыль (Пr) , то объем производства вычисляется по формуле p*q = AVC*q + TFC + Пr;Объем производства при заданном значении прибыли = q = TFC + Пr p − AVC Выводы: 1) фирма может зарабатывать прибыль (выручка за минусом всех издержек), если будет продавать на рынке продукции больше количества Q0 - критического объема выручки; 2) точка пересечения кривой общих издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой перегиба, мертвой точкой или точкой перелома (точка T0 на графике), лишь перейдя которую наступает окупаемость всех издержек и фирма становится прибыльной. В сущности - это главное условие успешного функционирования любой фирмы. Рис. 6. Графическая интерпретация задачи по нахождению точки безубыточности Практикум по модулю Пример 1. В отчетном году себестоимость реализованной продукции составила 450 тыс. руб., затраты на 1 руб. реализованной продукции – 0,9 руб. В плановом году затраты на 1 руб. реализованной продукции установлены в 0,85 руб., объем реализованной продукции будет увеличен на 8%. Определите себестоимость реализованной продукции планового года. Решение: Валовая себестоимость реализованной продукции = Q * З, где - Q - объем реализованной продукции, З - затраты на единицу реализованной продукции 1) Q отч = c\c отч / Зотч = 450 т.р / 0,9 = 500 т.р. 2) Q план = 1, 08 Q отч = 500+(500*8%)=540 3) с\с план = Q план * Зплан =540*0,85=459 Пример 2. Определите производственную себестоимость произведенной продукции, исходя из следующих данных за год работы: Ответ: Пункт 1-5 входит в производственную с\с продукции, остальное – в полную. 13 Пример 3. В первом квартале года изготовлено и реализовано 6 000 изделий (q) по цене 80 руб./ед (p). Постоянные расходы составили 70 000 рублей (TFC), переменные расходы на единицу (AVC) – 60 руб. Сколько должно быть дополнительно реализовано продукции (Q2- Q1), чтобы во втором квартале увеличить прибыль (Pr) на 10% по сравнению с первым кварталом. Решение: TFC + Pr q = p − AVC Подставляя в уравнение, вывод которого рассмотрен в лекции данного модуля, значения переменных из условия задачи, находим значение прибыли в первом периоде. Pr1 = 6000(80 − 60) − 70000 = 50000 р исходя из условия «…во втором квартале увеличить прибыль (Pr) на 10% по сравнению с первым кварталом.» Pr 2=50000*10%=55000 Q2= 70000 + 55000 = 6250ед. 80 − 60 Q2- Q1 = 6250-6000=250 ед. Ответ: Пример 4. Фирма предполагает начать производство новой продукции и продавать ее по цене 250 руб. за ед. (без НДС). Переменные затраты на единицу продукции составляют 60% от цены. Постоянные расходы равны 10 тыс. руб. Определите объем продаж, обеспечивающий возмещение совокупных издержек фирмы по производству новой продукции. Решение: = TFC = 10000 =100 TFC q = p − AVC p − 0,6 p 0,4 * 250 Пример 5. В отчетном периоде фирма произвела 2000 единиц продукции одного вида и реализовала ее по цене 236 руб. за ед. (с НДС). Переменные издержки на единицу составили 40 руб. Постоянные расходы – 20 тыс. руб. Рассчитайте прибыль фирмы при данном объеме продаж, а также объем продаж в стоимостном и натуральном выражении, обеспечивающий безубыточность производства. Решение: =20000/ (200-40)=125 ⇒ П=300 000 TFC + Пr =2000= 20000 + П TFC q = p − AVC 200 − 40 p *q=125*200=25 000-объем продаж в стоимостном выражении q = p − AVC Пример 6. Объем реализованной продукции на предприятии в отчетном периоде составил 413 тыс. руб. (в том числе НДС), переменные затраты на реализованную продукцию составили 180 тыс. руб., постоянные – 120 тыс. руб. Определите затраты на один рубль реализованной продукции и рентабельность реализованной продукции. 1. p*q = AVC*q + TFC + Пr 413000/1,18=120 000 +180 000 + П 2. Прибыль от реализации продукции (П) 350-300=50 3. Затраты на 1 рубль реализации 300/350=0,85 4. Рентабельность продукции (R) = прибыль / себестоимость продукции 50 / 300 = 0,17 = 17% Пример 7. В городе N функционируют два предприятия А и В, выпускающие однотипную продукцию. Предприятие А выпустило продукции на 300 млн.руб., при этом совокупные переменные затраты у предприятия А составили 140 млн. руб., а совокупные постоянные затраты – 60 млн.руб. Предприятие В выпустило продукции на 525 млн. руб. при совокупных переменных затратах в 300 млн.руб. и совокупных постоянных затратах в 125 млн. руб. Рассчитайте рентабельность продаж на предприятиях А и В и определите на основании расчета показателя рентабельности продаж, какое из предприятий работает эффективнее. Ответ: предприятие А Наименование показателя Предприятие «А» Предприятие «В» Прибыль до 300 – 200 =100 525 – 425 = 100 Совокупные затраты, тыс. 140 + 60 = 200 300 + 125 = 425 Выручка от реализации, тыс. 300 525 Рентабельность продаж, % R a = (300 – 200 ) \ 300 = 100 \ R в = (525 - 425) \ 525 = 100 \ 525 = 0,19 Пример 8. Сделайте калькуляцию затрат на производство одной единицы продукции, исходя из следующих данных: • потребность в прямых материальных затратах на производство одной тысячи изделий определена в размере 2000 руб. • основная заработная плата производственных рабочих составляет 1 руб. на изделие. • норматив расходов на дополнительную заработную плату – 20% от основной заработной платы, • общая сумма страховых взносов – 24% от суммы основной и дополнительной заработной платы, 14 • норматив цеховых расходов 300%, общезаводских расходов 200% от основной заработной платы, внепроизводственных расходов 5% от производственной себестоимости. Решение: 1. Затраты на материалы на ед.пр. = Потребность в прямых материальных затратах / Q =2000/1000 = 2 руб. 2. Затраты на основную з\п = 1 руб. 3. Затраты на доп. з\п = Основная з\п * Н расходы на доп. з\п = 1 руб. × 0,2 = 0,2 руб. 4. Отчисления на соц. нужд=(Затраты на основную з\п + Затраты на доп. з\п)*ставка страховых взносов=(1 руб.+0,2)* 30%=0,36 Цеховые расходы = Затраты на основную з\п * Н цех. расх = 5. 100 Общезаводские расходы = Затраты на основную з\п * Н общезав. расх. = 6. 7. 1. 2. 1 руб .× 300% = 3 руб . 1 руб .× 200% 100 = 2 руб . ∑ (1 : 6) - производственная себестоимость = 2 + 1 +0,2 + 0,36 + 3 + 2 = 8,56 Внепроизводственные расходы = Пр. с\с * Н вневпр. расх = 5% от 8,56 = 0,4228 руб. Полная себестоимость: (7 + 8) =8,56 + 0,428 = 8,988 руб. ∑ Пример 9. Рассчитайте общие затраты фирмы в отчетном периоде (1 месяц), исходя из следующих условий. В отчетном периоде выпущено 100 единиц продукции. Материалоемкость продукции составила 10 руб./ед., фондоемкость 5 руб./ед., средняя годовая норма амортизации - 12%. Расходы на оплату труда составили 15 руб./ед. без учета обязательных страховых взносов. Прочие расходы – 20 руб./ед. Решение: 1. Затраты на мат-лы = м\е * Q = 10 руб./ед. × 100=1000 руб. 2. 3. 4. 5. 6. 100 × 12% = Аr = ф\е * Q * Норма Ar/ 12 мес. = 5 руб./ед. × 12 мес. × 100% 5 руб. Расходы на оплату труда = Расходы на оплату труда на ед. пр. * Q = 15 руб./ед. × 100 ед. = 1500 руб. Отчисления на социальные нужды = расходы на оплату труда * ЕСН = 1500 руб. × 0,30 = 450 руб. Прочие расходы = прочие расходы на ед. пр. * Q = 20 руб. × 100 = 2000 руб. Итого затрат: (1,2,3,4,5) =4955 руб. ∑ Пример 10. Компания «Промторг» реализовала в июне2015 года продукции на 3776 тыс. руб. (с НДС). Компания применяет общий налоговый режим и не имеет льгот по НДС. Себестоимость реализованной продукции составляет 2100 тыс. руб. Компания реализовала подержанное оборудование по цене 283,2 тыс. руб. (с НДС) в данном месяце. Первоначальная стоимость оборудования – 1 млн. руб. Срок полезного использования оборудования – 10 лет. Оборудование эксплуатировалось 8 лет и два месяца. Компания применяла линейный способ начисления амортизации по данному оборудованию. В данном месяце истек срок депозитного вклада на два с половиной года на сумму 1 млн. руб. под 12% годовых. Компания получила 59 тыс. руб. (с НДС) от сдачи в аренду земельного участка и 106,2 тыс. руб. от сдачи производственного помещения в субаренду. Определите прибыль компании за отчетный период июнь 2015 года исходя из имеющихся данных. Решение: 1. Выручка без НДС = 3776/1,18 = 3200 тыс. руб.; 2. Стоимость продажи подержанного оборудования без НДС = 283,2 / 1,18 = 240 тыс. руб. 3. Доход от продажи оборудования = цена продажи – остаточная балансовая стоимость актива (равная разности между полной первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями по линейному методу) = 240 - (1 000 000 –(8*0,1*1 000 000 + 0,1*2\12*1 000 000) = 240 – 33 333 = 206 ,6 тыс. руб. 4. Доход от сдачи в аренду земельного участка = 59/1,18-=50 тыс. руб. 5. Доход от сдачи в субаренду производственного помещения = 106,2/1,18 = 90 тыс. руб. 6. Доход от депозита = 1 000 000 * 0.12 * 2года + 1000000*0,12*6/12 = 300 тыс. руб. 7 Прибыль = ( 3 200 – 2100) + 206,667 + 300 + 50 + 90 = 1 746,667 тыс. руб. Пример 11. ООО «Дельта» производит два дополняющих друг друга продукта А и Б. Экономисты компании ожидают, что ежемесячный спрос на продукт А составит 50 000 штук, а на продукт Б - 25 000 штук, и рекомендуют установить цены на уровне 750 и 500 руб. соответственно. При этом рентабельность продаж каждого продукта в отдельности ожидается на уровне 10%. Фактический спрос на товар Б оказался на 10% ниже ожидаемого, однако стартовые продажи продемонстрировали низкую эластичность спроса на товар А по цене. Руководство компании решило повысить цены на товар А, чтобы сохранить общую величину прибыли. Определите, какую цену следует установить на товар А, если ожидается, что величина спроса не изменится. Решение: 1. Ожидаемся выручка = 50 * 750 + 25 * 500 = 37 500 + 12 500 = 50 000 (тыс руб) 15 2. Ожидаемая прибыль = Ожидаемая выручка * 10% = 50 000 * 10% = 5 000 (тыс руб) 3. Пусть новая цена на товар А х, тогда Фактическая прибыль = 50 х * 10% + 25 * (1 - 10%) * 500 * 10% = 5 х + 1 125 Чтобы сохранить величину прибыли: 5 х + 1 125 = 5 000 => х = 775 руб. Пример 12. Уставный капитал ПАО «Вискер» в размере 2000000 руб. разделен на 1800 обыкновенных и 200 привилегированных акций с одинаковой номинальной стоимостью. Предполагаемый размер фонда выплаты дивидендов составляет 310000 руб. Фиксированный дивиденд по привилегированным акциям составляет 20% от номинала. На получение какого дивиденда может рассчитывать владелец обыкновенной акции, если по уставу дивиденд по привилегированным акциям не может быть меньше, чем по обыкновенным. Решение: Главной целью приобретения акций является получение дохода на вложенный в них капитал. Доход по акциям может быть получен двумя путями: или за счет их продажи при условии увеличения стоимости акций (реализация прироста курсовой стоимости), или в результате выплат акционерным обществом дивидендов. По решению акционеров прибыль общества после уплаты налогов (или, иначе, чистая прибыль) может быть направлена: • на выплату дивидендов, т.е. распределена среди акционеров; • на пополнение фондов общества, производственное развитие и создание резервов; • на социальные программы и премирование работников общества. Выплата дивидендов по обыкновенным акциям не является обязательством общества перед акционерами. Поэтому Совет директоров или Общее собрание акционеров может принять решение не выплачивать дивиденд по итогам какого-либо периода совсем даже при наличии достаточной прибыли. Свои рекомендации по размеру выплачиваемого дивиденда Совет директоров дает на основании анализа результатов деятельности общества в отчетном году и принятой в обществе дивидендной политики (долгосрочного плана выплаты дивидендов). Последняя определяет стратегию общества в вопросах выплаты дивидендов, в том числе темпы прироста дивидендов, форму их выплаты (деньгами, товарами, ценными бумагами, если это не противоречит уставу общества). Принимая решение не выплачивать дивиденд по итогам какого-либо периода, Совет директоров должен убедить акционеров, что нераспределенная среди них часть прибыли будет использована эффективно, и позволит существенно увеличить доходность акций в будущем. Акционеры имеют право требовать соответствующих разъяснений от Совета директоров. Поскольку номинальная стоимость и обыкновенной и привилегированной акции одинаковая, мы можем вычислить номинальную стоимость одной акции данной компании, разделив весь совокупный уставный капитал компании на все количество акций данной компании. Номинал 1 акции = Уставный Капитал / количество акций = = 2000 000 / (1800 + 200) = 1000 руб. Дивиденд — это приходящаяся на одну акцию чистая прибыль акционерного общества по итогам текущего года, распределяемая среди акционеров пропорционально числу имеющихся у них акций соответствующих категорий и типов. Дивиденд устанавливается в денежном выражении или в процентах к номиналу. В соответствии с законом «Об акционерных обществах» дивиденд не может быть больше размера, рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Для акционерных обществ возможен выпуск двух типов акций: простых и привилегированных. Основные различия этих двух типов ценных бумаг заключаются в следующем: • Доход (дивиденд) по привилегированным акциям выплачивается в первую очередь по сравнению с обыкновенными акциями. • Владельцы привилегированных акций не имеют права участвовать в управлении компанией. • При ликвидации компании владельцы привилегированных акций имеют преимущественное право на получение своей доли. Итак, поскольку владельцы привилегированных акций первыми получают доход акционерного общества, определим в первую очередь дивиденд по одной привилегированной акции данной компании. Дивиденд по одной привилегированной акции = Дпа = 1000 * 20% = 200 руб. Теперь мы можем определить всю сумму, которая пойдет из чистой прибыли компании (фонда выплаты дивидендов) на выплаты по привилегированным акциям. Выплаты по всем привилегированным акциям = ∑ Дпа = 200 руб. * 200 акц = 40 000 руб. После того, как мы удовлетворили притязания владельцев привилегированных акций, мы можем вычислить сумму, оставшуюся на выплаты по обыкновенным акциям компании. Выплаты по всем обыкновенным акциям = ∑ Доа = 310 000 – 40 000 = 270 000 руб. 16 Учитывая, что всего обыкновенных акций 1800 штук, мы можем определить размер выплат по одной обыкновенной акции. Дивиденд по одной обыкновенной акции = Доп = 270 000 / 1800 = 150 руб. Пример 13. ПАО «Пеносплав» планирует в будущем году выпустить 50 000 обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной такой акции составляет 1000 руб. Планируется также выпустить привилегированные акции на сумму 1 500 000 руб. с 5% - ным дивидендом. Определите дивиденд по одной обыкновенной акции, если фонд выплаты дивидендов ПАО может составить 200 000 руб. Решение: В акционерном обществе доли (вклады) в уставный капитал носят форму акций  ценных бумаг, удостоверяющих право собственности на часть имущества общества со всеми вытекающими последствиями. Публичное АО вправе проводить открытую подписку на свои акции (т.е. предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц), их акции могут свободно продаваться и покупаться. Акции непубличного АО должны распределяться только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Для определения размера дивиденда по каждой ценной бумаге используют следующие соотношения: Размер дивиденда по привилегированной акции в руб. = номинал ценной бумаги (привилегированной акции) в руб. * размер дивиденда в %%. Сумма выплат по всем привилегированным акциям компании = Размер дивиденда по привилегированной акции в руб. * количество привилегированных акций. Поскольку владельцы привилегированных акций имеют преимущество в получении дохода по своим ценным бумагам, определим размер выплат по привилегированным акциям компании, а затем по обыкновенным акциям ПАО «Пеносплав». Выплаты по всем привилегированным акциям ∑Дпа =1 500 000 * 5% = 75 000 руб. Выплаты по всем обыкновенным акциям ∑Доа = 200 000 – 75 000 =125 000 руб. Дивиденд по одной обыкновенной акции Доа = 125 000 / 50 000 = 2,5 руб. Пример 14. Проверьте себя! Укажите, какое из ниже перечисленных положений по обыкновенным акциям не соответствует требованиям законодательства по ценным бумагам в РФ и ФЗ «Об акционерных обществах». • Право голоса является главным неотъемлемым свойством обыкновенных акций. • Обыкновенные акции - самый распространенный тип корпоративных ценных бумаг. • Дивиденды по обыкновенным акций выплачиваются только если компания имеет прибыль, и то после выплаты дивидендов по привилегированным акциям. • В случае ликвидации общества свою долю имущества в компании владельцы обыкновенных акций получают в последнюю очередь - после выплаты всех долгов по кредитам, займам и т.п., а также обязательств по привилегированным акциям. • Дивиденды по обыкновенным акциям гарантированы законом и Уставом общества. Ответ: Самой «бесправной» ценной бумагой является обыкновенная акция, поскольку дивиденды по обыкновенным акциям не гарантированы ни ФЗ «Об акционерных обществах» ни учредительными документами любой акционерной компании Пример 15. Проверьте себя! ПАО «Мостехстрой» занимается всеми видами строительно-монтажных работ, а также производством строительных конструкций. В 2015 году компания выпустила 400 обыкновенных и 200 привилегированных акций. Номинальная стоимость данных видов ценных бумаг - 100 000 руб. за единицу. Дивиденд по привилегированным акциям – 20%. Определите размер дивиденда по каждой ценной бумаге, если фонд выплаты дивидендов в отчетном году составил 10 000 тыс. руб. Согласно законодательству РФ, США, ЕС (ст. 25, п. 2 Федерального закона РФ от 26.12.1995 N 208-ФЗ, номинальная стоимость размещенных привилегированных акций общества не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества (без указания к какому типу общества это относиться – публичным или непубличным, т.е. к любому типу АО) количество привилегированных акций не может быть больше 25% от всего пула акций компании. В данном случае общий пул акций ОАО = 400+200 = 600 акций. Доля привилегированных акций в структуре капитала ПАО = 200/600=33,3%. Дальше решать не имеет смысла, такая компания не пройдет регистрацию в ФКЦБ. 17
«Управление предприятием на стадии развития. Доходы и расходы предпринимательской деятельности.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 19 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot