Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цифровое правительство

  • 👀 456 просмотров
  • 📌 405 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цифровое правительство» pdf
Цифровая экономика в развитии территорий для направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры Лекция 5. Цифровое правительство 1 Доктор экономических наук, доцент, Забаева Марина Николаевна [email protected] https://cloud.mail.ru/public/3obo/gEg4oaRM5 Учебно-методическое и научное обеспечение 2  Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.  Цифровое Правительство 2020. Перспективы для России. – Всемирный банк. Институт развития информационного сообщества. Апрель 2016  Индикаторы цифровой экономики: 2018 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 268 с.  Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 360 с.  Забаева М.Н. Индекс цифровизации Москвы: российские и европейские тренды //Актуальные проблемы экономики со-временной России: материалы Всероссийской национальной науч.-практ. конф. /16-20 марта 2020 г. / Йошкар-Ола, МГУ, 2020. С. 85-89 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Нормативно-правовое обеспечение 3  Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве РФ"  184-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"  Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р <Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации">  Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации»  Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационнокоммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами" (вместе с "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации") д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. Рекомендуемые порталы и платформы 4 http://www.consultant.ru КонсультантПлюс https://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека https://data-economy.ru Цифровая экономика https://digit-gos.ru/platforma-digit https://strategy24.ru Устинова А. "Цифровому госуправлению" нашли критерии оценки //Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТЦБ РФ. – https://www.comnews.ru/content/117066/2019-0118/cifrovomu-gosupravleniyu-nashli-kriterii-ocenki д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. 5 Структура лекции Вопрос 1. Правительство как субъект цифровизации Вопрос 2. Цифровое правительство и его характеристики Вопрос 3. Измерение цифрового правительства Вопрос 4. Тренды цифровизации правительства Вопрос 5. Текущее развитие проектов в сфере цифровой экономики в регионах России д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 6 Вопрос 1. Правительство как субъект цифровизации д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Правительство как субъект цифровизации  Правительство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны.  Правительство возглавляет глава правительства, который может являться одновременно главой государства; в разных странах именуется поразному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».  Основная задача правительства — приводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Состав Правительства РФ. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве РФ"  Исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.  Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.  Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Состав Правительства субъекта РФ. 184-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"  ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший орган исполнительной власти республики в составе РФ, а также орган, возглавляющий систему исполнительной власти в иных, помимо республик, субъектах РФ.  П.с. РФ подотчетно президенту республики (главе администрации края, области, мэру города федерального значения, губернатору). Его работой руководит председатель.  П.с. РФ разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику и несет полную ответственность за ее реализацию. Компетенция П.с. РФ определена конституциями (уставами) субъектов РФ. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Показатели оценки эффективности деятельности органов власти субъекта РФ (утв. Указом Президента РФ от 25.04.2019 №193) д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 11 Вопрос 2. Цифровое правительство и его характеристики д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Понятийный аппарат 12  Цифровое правительство — правительство, которое использует преимущества цифровых данных при оптимизации, трансформации, создании и оказании государственных услуг.  Идея того, что «правительство» и «цифровое правительство» — это разные вещи, все более неприемлема. В условиях активного использования цифровых данных и технологий правительствами большинства стран, формирование структуры политического и административного процесса на основе нецифровой модели с последующим добавлением к ней «цифровой облицовки» становится все более неоправданным. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Ключевые стимулы цифровизации 13  Стимул 1. Граждане и бизнес ожидают, что госуслуги будут оказываться им онлайн. Оказание услуг традиционным путем признается устаревшим, а правительство неэффективным.  Стимул 2. Перевод на цифровую платформу оказания государственных услуг дает существенную экономию бюджетных затрат - цифровые транзакции в 20 раз дешевле, чем транзакции по телефону, в 30 раз дешевле, чем по почте и в 50 раз дешевле, чем в очном режиме. Такая экономия повышает эффективность и снижает стоимость государственных услуг, повышает доступность этих услуг для населения, сокращает расходы на содержание административного аппарата, повышает эффективность работы правительства.  Стимул 3. Способность существовать и взаимодействовать с государственными службами в цифровом формате это необходимое условие обеспечения конкурентоспособности «умной» страны.  Стимул 4. Информация (базы данных) – это стратегический ресурс, который можно использовать для повышения эффективности реализации государственной политики. Совместное многократное использование баз данных разными ведомствами обеспечивает более качественное и эффективное обслуживание населения и бизнеса, освобождает госслужащих от повторяющихся операций и рутинных задач, повышает эффективность выполнения органами власти государственных задач. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 14 Характеристики успешного цифрового Правительства. БКГ  акцент на результат — сосредоточение усилий на достижении наилучшего качества для наиболее важных сервисов;  мышление, направленное на проектирование сервисов — внедрение инструментов, практик и приемов развивающегося «мышления проектировщика» с целью приучить государственный орган смотреть на оказываемые им услуги глазами пользователей;  уводить пользователей в онлайн и удерживать их там — степень, в которой пользователи получают услуги от начала до конца в режиме онлайн, а не начинают онлайн, а потом сталкиваются с необходимостью делать что-то офлайн (например, подписывать форму или предоставлять документ, удостоверяющий личность); это означает, что сами правительства должны перейти в режим онлайн, используя электронные средства коммуникации, а не рассылать корреспонденцию на бумаге;  лидерство лиц, принимающих решение, и приверженность поставленным целям — это не только вопрос установления четкой стратегии и политики с амбициозными целями и сроками, но также и содействие в обеспечении необходимого сотрудничества и координации действий различных государственных органов;  квалификация и навыки, необходимые для достижения целей — учреждениям необходимо развивать и повышать цифровую квалификацию сотрудников; это может быть особенно трудно для государственных учреждений в связи с тем, что сфера государственных услуг не привлекает высококвалифицированных специалистов в области цифровых технологий, а также в связи с тем, что культура и нормы поведения лучших стартапов может не соответствовать традиционной культуре правительства. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 15 Вопрос 3. Измерение цифрового правительства д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Показатели цифровизации правительства 16  Не существует общепризнанной системы измерения цифрового правительства или модели оценки его зрелости. Разные страны используют разные количественные показатели своих достижений в части цифровизации:  время достижения результата — насколько быстро удовлетворяется новый спрос за счет новых цифровых сервисов и как такие сервисы совершенствуются с течением времени;  степень принятия цифровых каналов населением и бизнесом для осуществления взаимодействия с правительством;  степень, до которой переход на цифровой канал позволяет закрыть альтернативные традиционные каналы предоставления услуг, включая очные приемные и контакт-центры обработки телефонных обращений;  сокращение числа людей, нуждающихся в помощи для осуществления взаимодействия с правительством в режиме онлайн, а также, степень перехода к цифровой самостоятельности людей, которые ранее нуждались в помощи;  финансовая экономия для правительства; экономия времени для граждан и бизнеса;  пользовательские рейтинги уровня государственных цифровых услуг относительно цифровых услуг частного сектора; точность транзакций; эффективность реализации политики;  сокращение количества случаев мошенничества, ошибок и коррупции;  доля обращений, обработанных полностью автоматически и немедленно; доля ресурсов государственного органа, которые можно использовать для выполнения проактивных, а не рутинных процедур; доля взаимодействий, которые являются цифровыми от начала до конца. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 17 Индекс развития электронного правительства ООН Индекс рассчитывается как среднее арифметическое трех композитных подиндексов: телекоммуникационной инфраструктуры; человеческого капитала он-лайн услуг отдельно рассчитывается Индекс электронного участия д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Индекс развития цифрового Правительства Госкорпорации РОСАТОМ  Индекс включает 3 субиндекса: готовность к использованию цифровых технологий в государственном управлении, использование цифровых технологий, эффекты цифровой трансформации системы государственного управления.  Значения интегрального показателя отражены в представленном рейтинге стран по предметной области «Цифровое правительство» .Тройку стран-лидеров по развитию цифрового правительства возглавляют Южная Корея, Дания и Люксембург. Россия находится на 33-й позиции, опережая, Бельгию (34-я позиция) и Китай (36), но уступая Турции (27), Германии (15) и Франции (11). Россия имеет высокие показатели по таким характеристикам, как «Базовые административные информационные системы» (соответствующий композитный показатель, основанный на обследовании Всемирного Банка, у России равен 0,87, превышает показатель 0,73 Люксембурга, замыкающего тройку лидеров, и незначительно отличается от показателя Дании (0,9), разброс показателя по всем странам составляет [0,6;1,0]). Россия имеет высокие оценки по показателю «Индекс онлайновых услуг» — ее показатель, равный 0,91, близок к минимальному значению этого показателя (0,92) в тройке лидеров (разброс показателя по всем странам, вошедшим в рейтинг, составляет [0,34;1,0]).  Аналогична ситуация по показателю «Цифровая идентификация» (у России он равен 0,83, в тройке лидеров равен 1, а разброс показателя по всем странам составляет [0;1]), «Индекс электронного участия» (равен 0,92, интервал изменения этой характеристики [0,39;1], в тройке лидеров показатель равен 1, 1 и 0,94 соответственно). Близки к средним значениям показатели России по таким характеристикам, как «Барометр открытых данных» (равен 49, интервал разброса параметра [4;100], минимальный показатель в тройке лидеров — 60,4) 90, «Влияние ИКТ на улучшение качества государственных услуг» (равен 4,1, интервал разброса параметра [2,3;6,1], минимальный показатель в тройке лидеров — 5,1) и «Доля граждан, пользующихся цифровыми сервисами государственного и муниципального управления (отправлявших заполненные формы)» (равен 12,1% 91, интервал изменения показателя [4;60,7]).  Низким и существенно уступающим показателям стран-лидеров является показатель России «Доля граждан, участвующих в онлайн-голосованиях или консультациях по общественным и политическим проблемам» (равен 3,3% 92, интервал изменения показателя [3;33]). Таким образом, по большинству показателей Россия занимает положение не ниже среднего. В частности, общий показатель России равен 0,653 при среднем значении 0,641 и интервале изменения [0,401;0,809]. Представляется, что в РФ есть все необходимые условия и возможности для существенного улучшения всех показателей оценки цифрового правительства. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Показатели использования интернета Правительством РФ, НИУ ВШЭ  Индекс развития электронного Правительства – 0,7969(тренд – рост, 32 место из 193 стран)  Индекс цифровизации органов власти (характеризует уровень использования цифровых технологий) – 31(тренд – рост)  Число взаимодействий органов власти с населением через интернет - 74% от общей численности населения – (тренд – рост)  Число взаимодействий органов власти с предпринимателями через интернет - % от общей численности предпринимателей (69,4+68,9+60,2+41,9+26,0):5 – (тренд – рост) д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Индекс цифровизации государственного управления в разрезе по субъектам РАНХиГС https://ipei.ranepa.ru/ru/issledovaniya-ztgu д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 21 Вопрос 4. Тренды развития цифровизации Правительства д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 1. Рост индекса развития электронного правительства д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 2. Рост индексов цифровизации органов власти д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Интенсивность использования цифровых технологий органами власти Тренд 3. Рост числа взаимодействий населения с органами власти через интернет Тренд 4. Рост числа оказанных населению госуслуг в электронной форме д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Наиболее востребованные населением госуслуги, получаемые в электронном виде д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Цели онлайн-взаимодействия населения с органами власти д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 5. Рост качества предоставленных госуслуг в электронной форме д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Причины отказа населения от использования интернета при получении госуслуг д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 6. Рост числа онлайн-взаимодействий предпринимателей с органами власти д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Цели онлайн-взаимодействий предпринимателей с органами власти д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 7. Рост качества госуслуг д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 34 Вопрос 5. Текущее развитие проектов в сфере цифровой экономики в регионах России д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. http://ac.gov.ru/files/publication/a/23299.pdf 35 36 Приоритетные отрасли и сквозные цифровые технологии для внедрения в отраслях экономики и социальной сфере в регионах России 37 Характеристика текущего развития цифровой экономики в регионе 38 Характеристика текущего развития цифровой экономики в регионе 39 Характеристика текущего развития цифровой экономики в регионе 40 Характеристика текущего развития цифровой экономики в регионе 41 Реалии процесса цифровизации госорганов http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364874
«Цифровое правительство» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Забаева Марина Николаевна
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot