Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Цифровая грамотность населения (потребителей)

  • 👀 754 просмотра
  • 📌 728 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Цифровая грамотность населения (потребителей)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Цифровая грамотность населения (потребителей)» pdf
Цифровая экономика в развитии территорий для направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры Лекция 4. Цифровая грамотность населения (потребителей) 1 Доктор экономических наук, доцент, Забаева Марина Николаевна zabaeva@feut.ru https://cloud.mail.ru/public/3obo/gEg4oaRM5 Учебно-методическое и научное обеспечение 2  Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.  Индикаторы цифровой экономики: 2018 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 268 с.  Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 360 с.  Забаева М.Н. Индекс цифровизации Москвы: российские и европейские тренды //Актуальные проблемы экономики со-временной России: материалы Всероссийской национальной науч.-практ. конф. /16-20 марта 2020 г. / Йошкар-Ола, МГУ, 2020. С. 85-89 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Нормативно-правовое обеспечение 3  Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»  Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  Распоряжение Правительства <Об утверждении программы Федерации"> РФ от "Цифровая 28.07.2017 экономика N 1632-р Российской  Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. Нормативно-правовое обеспечение 4  Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»  Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  Распоряжение Правительства <Об утверждении программы Федерации"> РФ от "Цифровая 28.07.2017 экономика N 1632-р Российской  Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. Рекомендуемые порталы и платформы 5 http://www.consultant.ru КонсультантПлюс http://www.gks.ru Мониторинг развития информационного общества в РФ https://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека https://data-economy.ru Цифровая экономика https://digit-gos.ru/platforma-digit https://strategy24.ru http://цифроваяграмотность.рф д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. 6 Структура лекции Вопрос 1. Потребители и потребительские цифровые технологии Вопрос 2. Показатели цифровой грамотности потребителей Вопрос 3. Тренды развития цифровой грамотности Вопрос 4. Правила поведения потребителей в сети Вопрос 5. Выгоды и Угрозы д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 7 Вопрос 1. Потребители и потребительские цифровые технологии д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Население как субъект цифровизации  Население – совокупность людей, живущих на Земле или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства, региона, области и так далее.  Показатели, характеризующие население: численность и динамика населения; интенсивность демографических процессов; расселение, плотность, урбанизация, миграция; возрастно-половой состав и семейное состояние; уровень образования; расовый, языковой, этнический и религиозный состав; уровень социальноэкономического развития, уровень жизни.  Качество населения - это интегральное свойство множества людей, объединенных в сообщества, определяющее уровень социальной эффективности их жизнедеятельности. Качество населения через сферу потребностей обусловливает содержательную основу показателей качества жизни. Качество населения — это категория, характеризующая способность населения реагировать на сложившиеся природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям.  Свойства населения - форма наблюдаемых и количественно измеряемых качественных характеристик (образовательный и квалификационный уровень и др.). Одним из принципиально новых свойств населения любой страны является уровень цифровой грамотности. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Численность населения стран мира по данным Бюро переписи населения США. 2020. Источник: https://www.cia.gov д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Население субъектов РФ. 2020 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Цифровая грамотность населения Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов. Цифровая грамотность включает:  Цифровое потребление — применение цифровых компетенций в рамках определенных жизненных ситуаций, что приводит к использованию (потреблению) различных цифровых ресурсов.  Цифровые компетенции — способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять цифровые технологии в разных сферах жизни, основанная на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью.  Цифровую безопасность — сочетание инструментов, мер предосторожности и привычек, которые гарантируют пользователям безопасности в цифровом мире. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Потребительские цифровые технологии  Интернет-магазин  ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА  СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ  ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ  МОБИЛЬНЫЙ БАНК и ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ  ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ  КОНТЕНТ (пиратский и лицензионный)  ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ  ФИШИНГ  АГРЕГАТОР ТОВАРОВ И УСЛУГ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 1. Потребительские цифровые технологии. Интернет-магазин  Интернет-магазин — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет.  Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.  Продажа товаров осуществляется дистанционным способом и накладывает ограничения на продаваемые товары. Так, в некоторых странах, в том числе в РФ, имеется запрет на интернетторговлю алкоголем, оружием, ювелирными изделиями и другими товарами.  Типичный интернет-магазин позволяет клиенту просматривать ассортимент продуктов и услуг фирмы, просматривать фотографии или изображения продуктов, а также информацию о технических характеристиках продукта и ценах.  Интернет-магазины обычно позволяют покупателям использовать функции «поиска», чтобы найти конкретные модели, бренды или предметы.  Предоставленная цифровым пространством возможность любому человеку в любой точке земного шара найти и купить любой товар стирает границы территорий, нивелирует национальную самобытность, размывает барьеры, так или иначе противопоставляющие одних людей другим, в чем бы это ни выражалось — будь то языковые, религиозные, расовые разграничения, предубеждения или неприязнь между народами.  Можно предположить, что поколение-next перестанет рассматривать покупку как необходимость перемещения куда-либо в реальном пространстве. Опустошение торговых центров, сокращение горожан, спешащих на рынки и в магазины, а также снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру – важные последствия сетевой торговли, которые влекут за собой изменение городской среды. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 2. Потребительские цифровые технологии. Поисковая система  Поиско́вая систе́ма — это компьютерная система, предназначенная для поиска информации. Одно из наиболее известных применений поисковых систем — вебсервисы для поиска текстовой или графической информации в интернете. Существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, информацию в группах новостей Usenet.  Для поиска информации с помощью поисковой системы пользователь формулирует поисковый запрос. Работа поисковой системы заключается в том, чтобы по запросу пользователя найти документы, содержащие либо указанные ключевые слова, либо слова, как-либо связанные с ключевыми словами. При этом поисковая система генерирует страницу результатов поиска. Такая поисковая выдача может содержать различные типы результатов, например: веб-страницы, изображения, аудиофайлы. Некоторые поисковые системы также извлекают информацию из подходящих баз данных и каталогов ресурсов в Интернете.  Поисковая система тем лучше, чем больше документов, релевантных запросу пользователя, она будет возвращать. Самой популярной поисковой системой в мире является Google, однако есть страны, где пользователи отдали предпочтение другим поисковикам. Так, например, в России «Яндекс» обгоняет Google больше, чем на 10 %.  В архитектуру поисковой системы обычно входят: поисковый робот, собирающий информацию с сайтов сети Интернет или из других документов, индексатор, обеспечивающий быстрый поиск по накопленной информации, и поисковик — графический интерфейс для работы пользователя. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 3. Потребительские цифровые технологии. Социальная сеть  Социальная сеть — онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.  Помимо социальных сетей имеются следующие типы ресурсов:  Социальные закладки. Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами.  Социальные каталоги напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей.  Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим.  Социальные медиахранилища — сервисы для совместного хранения медиафайлов.  Специализированные социальные сети. Объединяют людей по определённым критериям (например, возраст, пол, вероисповедание, определённые увлечения и т. д.).  Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей.  Корпоративные социальные сети решают задачи организации и сопровождения деятельности компании. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 4. Потребительские цифровые технологии. Персональные данные  Персона́льные данные или личностные данные — любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которые предоставляются другому физическому или юридическому лицу либо лицам.  Развитие сетей связи и автоматизированного анализа данных позволило красть, централизованно собирать и массово продавать данные о человеке. Эти данные помогают выследить человека, спланировать преступление против него или постороннему выдать себя за другого. Более мирное применение персональным данным — реклама.  Хотя современные технологии анализа данных позволяют отличить одного человека от другого по очень косвенным признакам, персональные данные — это юридическое, а не техническое понятие. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 5. Потребительские цифровые технологии. Мобильный банк Мобильный банк — это сервис для управления своим счетом в банке при помощи СМС. Можно совершать разнообразные операции со своими счетами, переводить деньги, платить за мобильную связь, получать уведомления о наличии средств на банковской карте. Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям (по ним), предоставляющийся в любое время и с любого устройства, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы. Как правило, услуги интернет-банкинга включают:  выписки по счетам;  предоставление информации по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ и т. д.);  заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.;  внутренние переводы на карту банка;  переводы на счета в других банках;  конвертацию средств;  личный кабинет для управления услугами. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 6. Потребительские цифровые технологии. Электронные платежи Система электронных платежей, или электронная платёжная система, — система расчётов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и интернетпользователями при покупке-продаже товаров и за различные услуги через Интернет. Такие системы представляют собой электронные версии традиционных платёжных систем и по схеме оплаты делятся на:  дебетовые (работающие с электронными чеками и цифровой наличностью);  кредитные (работающие с кредитными карточками). Интернет-кредитные системы являются аналогами обычных систем, работающих с кредитными и дебетовыми картами. Отличие состоит в проведении всех транзакций через Интернет. Следует различать виртуальные дебетовые карты, выпускаемые некоторыми банками, и реальные кредитные и дебетовые карты. Предоплаченные виртуальные дебетовые карты представляют собой полный аналог обычной MasterCard, Visa или подобной карты, которую принимают в Интернете. Отличие в том, что карта не печатается в пластике. Владельцу сообщают все платёжные реквизиты такой карты и, с точки зрения стороннего наблюдателя, платёж осуществляется с обычной пластиковой карты. Такую карту легче купить, так как выпуск такой карты осуществляется без проверки личности владельца. Такие карты, как правило, не предусматривают возможности пополнения счёта. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 7. Потребительские цифровые технологии. Контент  Контент - (от английского content - содержание) – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта  Пиратским (нелегальным) контентом может быть игра, фильм, книга, обучающий курс или что-то другое, размещённое в сети без разрешения автора, поскольку он вряд ли бы дал на это добро – человек зарабатывает и не допустит, чтобы кто-то лишил его заработка. Правда, есть исключения из этого правила — это те немногие авторы, которые не препятствуют пиратскому распространению своего продукта. Для этого могут быть, например, такие причины: автор считает это бесплатной рекламой своего бренда, если продукт старый, то рано или поздно он может попасть в открытый доступ и прибыли от него не будет.  Лицензионный контент. Чужой контент не всегда запрещено использовать. При выборе контента важно обратить внимание на указанный тип лицензии. Если у контента лицензия «Creative Commons», значит особой защиты от копирования эта информация не имеет, его вряд ли кто-то заблокирует по авторским правам. Если лицензия принадлежит какой-то корпорации, то при использовании такого контента вас могут заблокировать (скорее всего автоматически). д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 8. Потребительские цифровые технологии. Электронные деньги  Электронные деньги - системы хранения и передачи как традиционных валют, так и негосударственных частных валют. Обращение электронных денег может осуществляться как по правилам, установленным или согласованными с государственными центробанками, так и по собственным правилам негосударственных платёжных систем. В Европейском союзе электронными деньгами считают денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя.  В РФ закон «О национальной платёжной системе» содержит собственное определение электронных денежных средств - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.  Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учёт информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.  В России электронные деньги делятся на категории: персонифицированные и неперсонифицированные электронные средства (кошельки) могут быть исключительно у частных лиц, корпоративные — исключительно у ЮЛ и ИП. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 9. Потребительские цифровые технологии. Фишинг  Фи́шинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей.  В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.  Фишинг основан на незнании пользователями основ сетевой безопасности: сервисы не рассылают писем с просьбами сообщить свои учётные данные, пароль и прочее. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 10. Потребительские цифровые технологии. Агрегатор  Агрегатор, или торговая площадка, или маркетплейс огромная площадка, на которой предлагают свои услуги разные интернет-магазины.  Представьте большой рынок, на котором располагаются контейнеры с товарами продавцов. Вот это и есть маркетплейс, каждый торговец в нем - отдельный интернетмагазин, а покупатели, которые переходят от лотка к лотку и выбирают товары - пользователи, которые заходят на сайт агрегатора.  Агрегаторы сейчас очень популярны. Покупателей можно понять: вместо того чтобы бродить по разным сайтам, можно зайти на Яндекс.Маркет или Aliexpress д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 23 Вопрос 2. Показатели цифровой грамотности потребителей д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 24 Индексы цифровизации населения (потребителей) Оценка цифровизации населения (потребителей)осуществляется при помощи различных индексов. Наиболее информативными индексами являются: - Индекс цифровой грамотности населения РОЦИТ - Индекс «Цифровые граждане» Госкорпорации РОСАТОМ - Показатели использования интернета населением НИУ ВШЭ - Индекс цифровой грамотности, Аналитический центр НАФИ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Индекс цифровой грамотности населения РОЦИТ Индекс формируется из трех субиндексов: Субиндекс цифрового потребления Субиндекс цифровых компетенций Субиндекс цифровой безопасности Дополнительные показатели: причины отсутствия в пользовании цифровыми технологиями, Уровень удовлетворенности цифровыми технологиями в собственном населенном пункте д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика индекса цифровой грамотности населения Динамика субиндексов цифровой грамотности населения д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Субиндексы цифровой грамотности населения в разрезе по округам д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Индекс цифровой грамотности, Аналитический центр НАФИ Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnyeproekty/eksperty-ocenili-uroven-cifrovoj-gramotnosti-rossian  По данным НАФИ, индекс цифровой грамотности населения в первом квартале 2020 года составил 58 пунктов из 100. Доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась в течение 3 лет. В 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности, в 2020 году эта доля составила 27%. Согласно нацпроекту "Цифровая экономика", в 2020 году обладать цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики должны 30% россиян.  Индекс цифровой грамотности россиян составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100, в том числе: информационная грамотность (59 п. п.), коммуникативная грамотность (62 п. п.), создание цифрового контента (53 п. п.), цифровая безопасность (60 п. п.) и навыки решения проблем в цифровой среде (58 п. п.).  Наиболее высокие показатели цифровой грамотности продемонстрировали жители Северо-Западного федерального округа (64 п. п.). В Москве и СанктПетербурге уровень цифровой грамотности выше, чем в среднем по стране (62 п. п. против 58), а в селах и поселках городского типа - ниже (55 п. п.). Наиболее высокие показатели у людей в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Индекс «цифровые граждане» Госкорпорации РОСАТОМ  Индекс «цифровые граждане» в РФ = 0,367( против 0,648 у лидера Великобритании) и меньше, чем среднее по странам значение (0,475). Россия занимает 28 место в рейтинге (из 33 стран)  Субиндекс «Доступность цифровых технологий для граждан» = 0,74 (23 место в рейтинге). Значительное отставание от лидера -Нидерландов, со значением 0,93,. В России реализуется программа по устранению цифрового неравенства и реформированию универсальных услуг связи,, что позволит повысить значение данного компонента.  Субиндекс «Использование цифровых технологий гражданами» = 0,334 (32 место). РФ значительно отстает от лидера Исландии (0,73). В РФ достаточно низкая доля граждан, пользующихся интернетом а) ежедневно или почти каждый день (60%, лидер — Исландия — 98%); б) для поиска информации об образовательных услугах (8,9%, у лидера — Люксембурга — 60%). Значительное отставание от лидера (Дания — 49,57%) по доле граждан, покупавших цифровой контент (2,85%). К сильным сторонам можно отнести популярность у граждан РФ социальных сетей (59,4% граждан, у лидера — Исландии — 89%), а также очень высокую долю граждан (40,5%, по данному показателю Россия — один из лидеров), пользовавшихся интернетом для прослушивания радио, просмотра телевидения.  Субиндекс «Цифровые навыки и компетенции граждан» = 0,356 (24 место в рейтинге), более чем в два раза ниже, чем у страны — лидера (Исландия — 0,71). Наиболее слабый показатель- доля граждан, загружавших программное обеспечение — 7,1% (Дания — 48%).  Субиндекса «Социальные и экономические эффекты от использования цифровых технологий для граждан» - 0,149 (32 место в рейтинге). Значение данного компонента у лидера — Швеции, составило 0,68. К сильным сторонам РФ здесь, можно отнести значение показателя «Доля граждан, покупавших онлайн медицинские товары» — 3,11%. К наиболее слабым — «Доля граждан, пользовавшихся интернетом для получения банковских услуг онлайн» — 23,5%, а также значение показателя «Доля граждан, пользовавшихся интернетом для получения образовательных услуг» — 2,7%.  Вывод; Для повышения уровня использования цифровых технологий гражданами, России необходимо развивать инфраструктуру доступа к цифровым технологиям, проводить комплекс мероприятий по популяризации цифровых товаров и сервисов, осуществлять просветительскую и образовательную деятельность, а также реализовывать меры по повышению уровня доверия граждан к цифровым технологиям и платформам д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Показатели использования интернета населением, НИУ ВШЭ  число абонентов фиксированного широкополосного доступа к интернету  число абонентов мобильного доступа к интернету  уд вес домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету  уд вес населения, использующего интернет, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет  уд вес населения, использующего интернет, для заказа товаров, услуг, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет  уд вес населения, использующего интернет, для получения госуслуг в электронной форме, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет, получавшего госуслуги д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Телекоммуникационная инфраструктура и использование интернета населением по субъектам РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Комментарий к таблице  В 2019 году в среднем по России число абонентов фиксированного широкополосного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения, составило 22,3 ед. Лидеры: Новосибирская область, Москва, Карелия.  Среднероссийское число абонентов мобильного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения, составило 96,4 ед. Лидеры: Москва, Московская область, С. Петербург, Ленинградская область.  Уд вес домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету, в общем числе домашних хозяйств, в среднем по России составил 73,6% Лидеры: Ямало-Ненецкий АО, Магаданская область, Москва.  Уд вес населения, использующего интернет, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет в среднем по РФ составил 88,6%. Лидеры: Ямало-Ненецкий АО, Москва, Чукотский АО.  Уд вес населения, использующего интернет, для заказа товаров, услуг, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет в среднем по РФ составил 35,7%. Лидеры: Ямало-Ненецкий АО, Мурманская область, Москва.  Уд вес населения, использующего интернет, для получения госуслуг в электронной форме, в общей численности населения в возрасте 15-74 лет, получавшего госуслуги, в среднем по РФ составил 77,6% . Лидеры: Московская область, Нижегородская область, Республика Тыва. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 34 Вопрос 3. Тренды развития цифровой грамотности По данным НИУ ВШЭ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 1. Рост числа абонентов широкополосного интернета д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 2. Снижаются тарифы на услуги доступа к интернету для населения д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 3. Рост цифровых навыков населения д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 4. Рост доступа к интернету в домашних хозяйствах д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Факторы, сдерживающие использование интернета в домашних хозяйствах (в % от числа домашних хозяйств) д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 5. Рост интернет-активности населения д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 6. Расширяется спектр целей (применения) интернета населением Тренд 7. Рост использования интернета населением для заказа товаров и услуг д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Использование интернета населением для заказа товаров и услуг по видам д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Способы оплаты онлайн-заказов товаров и услуг населением (в % от численности населения в возрасте 15-74 лет, заказывавшего товары и услуги онлайн) д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Факторы, сдерживающие использование интернета населением для заказа товаров и услуг д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 8. Рост числа взаимодействий населения с органами власти через интернет д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 9. Рост числа оказанных населению госуслуг в электронной форме д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Наиболее востребованные населением госуслуги, получаемые в электронном виде д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 10. Рост качества предоставленных госуслуг в электронной форме д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Причины отказа населения от использования интернета при получении госуслуг д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренд 11. Рост числа столкновений населения с угрозами информационной безопасности при использовании интернета д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Использование средств защиты информации населением д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 53 Вопрос 4. Поведение потребителей. Правила безопасного пользования интернетом д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. https://цифроваяграмотность.рф/ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Аксиомы безопасности при работе в Интернете  не сохраняйте на своём компьютере неизвестные файлы, не переходите по ссылкам от незнакомцев. 80% ссылок, присылаемых незнакомцами, являются рекламой, а 20% вредоносными объектами.  установите антивирус и файрвол регулярно обновляйте их базы. устаревшие базы не смогут гарантировать стопроцентную защиту от вредоносных объектов. ежедневно в мире появляется несколько новых вирусов, поэтому антивирусу необходимо как можно чаще получать информацию о методах борьбы с ними.  не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением *.EXE. Файл с таким расширением не может являться картинкой или фильмом. Это всегда программа. Поэтому велика вероятность, что такой файл является вирусом или Трояном.  старайтесь давать как можно меньше информации о себе в интернете Ибо в Интернете вы рискуете стать объектом киберпреследования, мошенничества или запугивания как настоящих преступников, так и просто любителей «пошутить». 90% мошенничеств происходит из-за утечки информации по вине пользователя.  будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми, они могут оказаться не теми, за кого себя выдают. Ничто не мешает сорокалетнему извращенцу прикидываться в чатах пятнадцатилетней школьницей и заводить знакомства со «сверстницами». Опросы показывают, что каждый пятый пользователь Сети выдавал себя за другого человека (реально существующего или придуманного).  поступайте и пишите в сети так, как поступили / сказали в реальной жизни и как хотели бы чтобы поступали с вами. всё, что вы сделаете в интернете, будет иметь последствия в реальной жизни. Анонимность в Интернете не гарантирует, что поступки сойдут с рук. Вспомните сколько хакеров и Интернет-мошенников оказались за решеткой. Вычислить человека по его виртуальным следам (IP, cookies, мак-адрес) не так уж сложно.  уважайте своих собеседников и чужую собственность в интернете, за ними скрываются настоящие люди и реальный труд. У всех материалов, находящихся в Сети есть авторы и хозяева. Не нужно думать, что Интернет свободная зона и все в ней общее. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 56 Вопрос 5. Выгоды и угрозы д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Выгоды цифровизации для граждан (потребителей)  возможность приобретения лучших товаров и услуг по наиболее выгодным ценам  возможность пользоваться ранее недоступными продуктами (например, через совместное потребление)  получение информации о наиболее интересных возможностях для трудоустройства  упрощение доступа к государственным услугам через цифровые порталы  снижение стоимости потребительских товаров (уберизация экономики)  уход от посредников, прямой доступ к ресурсам, экономия за счет коллективных проектов  перевод производства продуктов и сервисов ближе к потребителю  возможность дистанционной работы  рост благосостояния и качества жизни  новые возможности трудоустройства, социальный лифт  комфортные для жизни города  рост покупательной способности населения, доступные и качественные медицина и образование, удобные цифровые сервисы и госуслуги  национальная, экономическая и общественная безопасность д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Негативное влияние цифровизации  Все значимые технологии несут в себе как социальные блага, так и риски социальной, экологической и личностной деградации. Смена укладов всегда сопровождалась переделом рынков и социальным хаосом войн и протестов против технологических инноваций.  Современное общество не культивирует ценность знаний и творчества, а воспитывает массового «квалифицированного потребителя», эксплуатируя простейшие базовые ценности пирамиды потребностей: безопасности, сытости, чувственных удовольствий, социального статуса. Сетевые информационные технологии резко снижают способности к критическому анализу, рождается безоговорочная вера поисковику, клиповое сознание, транс постоянного интернет-серфинга, геймерства и т.д. Массовое поведение и стили мышления нового поколения, «рожденного в сетях», сильно деформированы, и вышеназванные особенности им тоже присущи. При многоканальном усвоении информации (одновременном прослушивании плеера, собеседника, написании СМС и чтении новостной ленты) понимание поверхностное, эмоции не успевают сформироваться, рефлексия почти невозможна, многие вещи усваиваются бессознательно. Возникает режим клипового сознания, что легко использовать в манипулятивных целях.  Многие «умные вещи» имеют акустические и видео-сенсоры для выполнения своих непосредственных функций и коммуникации с хозяином и себе подобными, а снимаемая с них информация заведена и обрабатывается в Сети. Обычно говорят только об одной, несомненно полезной для каждого возможности — контролировать состояние больных людей, предупреждать приступы серьезных болезней. Однако информация без ведома владельца также может быть доступна совершенно нежелательным сторонам. Вполне естественно, что возникает протестное общественное движение, основной акцент которого связан с возможностью слежки за человеком через систему «Интернета вещей». Сегодня встает вопрос не только о биоэтической экспертизе, но и о социальной экспертной оценке перспектив информационных технологий, где запреты и рекомендации будут обращены уже не на промышленные корпорации и рынки, а непосредственно к власти и обществу.  Причем негативное воздействие, в отличие от позитивного, всегда более очевидно и, как правило, проявляется заметно раньше. Внедрение Интернета вещей приведет к повышению качества жизни и медицинских услуг, но этот эффект появится позже, чем попытки манипулирования обществом. На каждое негативное проявление технологий со временем будет выработан компенсационный механизм. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Задание для самостоятельной работы. Цифровой диктант https://digitaldictation.ru/digitalskills-test д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
«Цифровая грамотность населения (потребителей)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot