Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бюджетное финансирование образования

  • 👀 16767 просмотров
  • 📌 16704 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Бюджетное финансирование образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бюджетное финансирование образования» docx
Лекция 5. Бюджетное финансирование образования 1. Схема бюджетного финансирования. 2. Определение потребности в бюджетных средствах 1. Схема бюджетного финансирования образования Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами: • системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования; • процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования; • процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета. Система органов, участвующих в процессе финансирования образования В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы: • Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо); • Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть); • Правительство Российской Федерации (исполнительная власть); • Министерство финансов Российской Федерации; • федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета; • Федеральное казначейство, Государственный банк; • образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели). На уровне субъектов Российской Федерации: • Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо); • законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель); • правительства субъектов федерации; • министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации; • министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т.д.); • казначейства, банки; • образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели). На муниципальном уровне: • законодатели муниципального уровня; • финансовые отделы; • отделы народного образования; • казначейства, банки, отделения банков; • муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели). Как видно из перечисленного, наборы“ участников финансирования на всех уровнях бюджетов очень похожи. Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в табл. 1. Таблица 1. Основные функции участников процесса финансирования образования Участник Разработка проекта бюджета Исполнение бюджета Высшее должностное лицо определение основных целей и задач бюджета (Бюджетное послание) подписание закона о бюджете (утверждение бюджета) Законодатель рассмотрение проекта бюджета принятие бюджета Участник Разработка проекта бюджета Исполнение бюджета Правительство (исполнительная власть) указание на разработку проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета и представление его на утверждение законодателю принятие решения (постановления) о порядке исполнения бюджета на соответствующий год Орган, исполняющий бюджет • прогнозирование и составление бюджета; • организация работы по разработке проекта бюджета; • формирование проекта бюджета и представление его в правительство (исполнительной власти) • организация исполнения и контроль за исполнением бюджета; подготовка отчетов об исполнении бюджетов; • обеспечение прямого финансирования образовательных учреждений (соответствующего уровня ведения); • сообщение органам управления образованием лимитов бюджетных обязательств; • осуществление бюджетного финансирования расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств через системы казначейства; • контроль целевого характера использования бюджетных средств Орган управления образованием организация и проведение работы по составлению проектов бюджета в отраслях • составление и направление реестров в систему казначейства для осуществления бюджетных расходов; • составление и утверждение смет для подведомственных учебных заведений Казначейская система расходование бюджетных средств Образовательные учреждения (бюджетополучатели) разработка предложений к проекту бюджета • расходование бюджетных средств; • представление в казначейскую систему документов, подтверждающих правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств Определение перечня участников процесса финансирования образования и их основных функций позволяет представить обобщенную схему финансирования образования (рис.1). На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование: • разработка проекта бюджета; • внесение проекта бюджета на утверждение; • принятие и утверждение бюджета; • доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования; • исполнение бюджета. Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом и являются едиными для всей бюджетной системы. Разработка проекта бюджета по отрасли „Образование“, представляет собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования и может осуществляться двумя основными способами. 1. Разработка каждым учреждением системы образования проекта сметы с последующим сведением этих проектов в сводную смету; 2. Разработка общей сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной сметы по отдельным учреждениям. Процедура разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах для финансирования образования включает следующие основные этапы: • разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год; • согласование проектов смет образовательных учреждений с вышестоящим органом управления образованием и включение их в сводную смету по отрасли; • представление сводной сметы органу управления (министерству, управлению, отделу финансов), формирующему проект бюджета соответствующего уровня, согласование проекта бюджета, в т. ч. разногласий по проекту бюджета; • представление Правительством (федеральным, субъекта федерации, исполнительной властью муниципального образования) проекта бюджета законодателю (Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательному органу субъекта Российской Федерации, муниципальному собранию); • рассмотрение законодателем проекта и принятие бюджета, включающего в качестве раздела расходы на образование. Бюджет по расходам утверждается в разрезе статей функциональной классификации. Уровни классификации расходов бюджетов Российской Федерации: • раздел и подраздел (раньше они разделялись на отдельные классификационные уровни); • целевая статья; • вид расходов. Разделы являются первым уровнем бюджетной классификации и определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства: оборону, здравоохранение, образование, культуру. Таблица. Раздел и подразделы функциональной классификации, относящиеся к образованию Код Наименование раздела, подраздела 0700 Образование 0701 Дошкольное образование 0702 Общее образование 0703 Начальное профессиональное образование 0704 Среднее профессиональное образование 0705 Переподготовка и повышение квалификации 0706 Высшее профессиональное образование 0707 Молодежная политика и оздоровление детей 0708 Прикладные научные исследования в области образования 0709 Другие вопросы в области образования Государственная функция «Образование» отнесена к разделу 07. В рамках раздела выделяются подразделы, которые детализируют содержание раздела, Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам). Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей. В соответствии с функциональной классификацией представление бюджетных ассигнований в бюджете имеет вид: код, объединяющий все коды функциональной классификации, и сумма ассигнований. 2.Определение потребности в бюджетных средствах Научный анализ выделяет три основных достаточно условных направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования. 1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах. 2. Экономическое — расчет нормы рентабельности образования путем сопоставления издержек и выгод образования (упрощенно — сопоставления затрат на образование с приростом заработной платы получившего образование человека). 3. Расчетное — прогнозирование и расчет потребности экономики в рабочей силе и использование этой потребности в качестве исходного параметра для определения потребности образования в ресурсах. В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода. Потребность в бюджетном финансировании образовательного учреждения любого уровня образования базируется на трех основных количественных параметрах: 1) численности учащихся (N); 2) действующей системе оплаты труда и социального обеспечения работников и учащихся (S); 3) имеющейся материальной базе, на которой осуществляется образовательный процесс (P). Используя указанные параметры, потребность в бюджетных средствах в общем виде может быть представлена как функция от них: F = f (N,S,P). В расчетах необходимо использовать более широкий набор параметров, к которым можно отнести: • контингент учащихся по уровням образования, формам и программам обучения, коэффициенты приведения контингента, численность отдельных категорий учащихся, нормативные соотношения, позволяющие определить численность преподавателей, иные показатели, позволяющие определить численность работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся; • установленную систему оплаты труда работников системы образования, включая систему доплат, надбавок и выплат, зависящих от условий и характера работы, занимаемых должностей, территориального расположения и др.; • нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, преподавателей, работников образовательных учреждений; • материальную базу образовательных учреждений — кубатуру зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе, инвентарь и пр.; Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности.
«Бюджетное финансирование образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Беляков С. А.
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot