Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бизнес-процессы предприятий в новой индустриальной экономике

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 347 просмотров
  • 📌 292 загрузки
  • 🏢️ Тюменский индустриальный университет
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бизнес-процессы предприятий в новой индустриальной экономике» pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.А. Корякина, Н.П. Шевелева, О.В. Ямова, Н.С. Кулакова БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Тюмень ТИУ 2020 1 УДК 658.5.011 ББК К Корякина Е.А., Шевелева Н.П., Ямова О.В., Кулакова Н.С. Бизнес-процессы предприятий в новой индустриальной экономике: учеб. пособие/ Корякина Е.А. и др. Тюмень: ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». 2020. - 131с. В учебном пособии излагаются теоретические, методические и практические аспекты функционирования предприятий реального сектора экономики; рассматриваются современное тенденции развития предприятий для сохранения и развития конкурентных позиций на рынке, который становится все более глобальным благодаря технологиям. В каждой главе приводятся вопросы для обсуждения, а также практические и тестовые задания для закрепления материала. Издание соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 43.03.01 «Сервис» и 18.04.01 «Химическая технология» направленность «Организация нефтегазохимических и нефтеперерабатывающих производств» и предназначено для обучающихся очной и заочной форм обучения. Табл. 21. Ил.22. Библиогр.: 50 назв. Рецензенты: кафедра экономики и организации производства Тюменского индустриального университета доктор социол. наук, профессор Симонов С.Г. кафедрой алгебры и математической логики Тюменского государственного университета зав. каф., канд. экон. наук, доцент Вершинина С.В. © Корякина Е.А., Шевелева Н.П., Ямова О.В., Кулакова Н.С., 2020 © Тюменский индустриальный университет 2020 2 Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Хаос всегда побеждает порядок, поскольку лучше организован Терри Пратчетт Бизнес процессы (БП) предприятия – это совокупность стандартов и процедур, используемых предприятием для организации своей повседневной работы, последовательность действий, приводящая производственный процесс к запланированному результату. Можно сказать, что бизнес-процессы – это все виды хозяйственной деятельности предприятия и процессы принятия управленческих решений. Для эффективного управления бизнес-процессами предприятия необходимо знать их структуру, принципы, типы и формы организации. 1.1 Организация производственного процесса во времени и пространстве В главе рассматриваются общие теоретические основы организации производственного процесса и особенности этих процессов в условиях высокотехнологичных производств, их роботизации и цифровизации. Новая индустриальная экономика характеризуется рядом специфических отличительных черт: 1. Изменившиеся отношения собственности (преобладание ассоциированных форм собственности (кооперативные, коллективные, акционерные, партнерские, корпоративные, смешанные). 2. Возрастание роли времени, как фактора производства – побеждает тот, кто лидирует по времени. 3. В условиях развития сети Интернет формируются новые условия рациональности, возрастает роль конечного потребителя. 4. Экология становится одним из «факторов производства», её роль возрастает. 5. Наряду с этим растет роль информации и наблюдается доминирование сложного умственного труда, индивидуализация высоких технологий. 6. Изменилась общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд потребовал приоритета личности работника, поэтому обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, так как становится экономически невыгодным. 3 7. Преобладание сферы услуг, информации и интеллектуального труда в структуре экономики (сфера материального производства - 10–15 % трудоспособного населения, интеллектуальный труд и сервисное обслуживание 80–85 %). 8. Возрастание роли институтов, в частности государства, (корректировка распределения доходов через политику социальных трансфертов государства). 9. Включение открытых национальных хозяйств в мировой процесс глобализации. 8. Смешанная сущность новой экономики – обладание чертами рыночного и планового хозяйства (К. Эклунд, С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи). Все перечисленное, естественным образом влияет на организацию производственного процесса современных предприятий. Под производственным процессом обычно понимают процесс преобразования предмета труда в продукт труда (товар, услугу) в заданном количестве, соответствующего качества и в установленные сроки. Предметом труда может выступать сырье, материалы, информация и т.п. В процессе преобразования предмета труда в продукт труда задействуются усилия работников и основные средства производства предприятия. Специфика производственного процесса определяется в первую очередь сферой деятельности предприятия: промышленное, транспортное, сервисное, сельскохозяйственное предприятие и т.д. К промышленным предприятиям в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности [1] причисляют предприятия сфер: - добычи полезных ископаемых; - обрабатывающего производства; - обеспечения электрической энергией, газом и паром; - кондиционирования воздуха; - водоснабжения и водоотведения; - организации сбора и утилизации отходов; - ликвидации загрязнений. К сервисной деятельности (сфере услуг), в настоящее время относят: - торговлю, -финансы, -транспорт, -здравоохранение, -индустрию развлечений и спорта, - сферы науки, образования и управления (хотя деятельность в этих сферах не ограничивается оказанием услуг). Российские ученые придерживаются более подробной классификации, объединяющей в сервисную деятельность: 4 -бытовые услуги; -услуги грузового и пассажирского транспорта, связи; - жилищно-коммунальные услуги; - услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги; -услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги; - правовые услуги. Знание основных определений и принципов организации производственного процесса позволяет обеспечить ему необходимую стабильность, гибкость и эффективность в непрерывно меняющихся экономических и технологических условиях. Управление производственным процессом, как одним из основных бизнес-процессов современного предприятия сейчас невозможно без современных информационных технологий. В настоящее время разработано множество программных продуктов и технических средств, позволяющих автоматизировать процессы сбора информации, её обработки, планирования, формирования заданий смежным подразделениям, контроля осуществления производственного процесса и качества конечного продукта – товара или услуги, их продвижения к конечному потребителю. Подобные программные оболочки и корпоративные информационные системы не только экономят время и трудовые усилия внутри производства, но и позволяют эффективно вовлекать в процесс создания максимально востребованного продукта других заинтересованных лиц – поставщиков, транспортные и логистические компании и даже конечного потребителя. Гибкость производственного процесса позволяет оперативно внести изменения в соответствии с пожеланиями клиента (потребителя). Рассмотрим ключевые понятия и принципы организации производственного процесса более подробно. 1.2 Структура производственного процесса В зависимости от того имеем ли мы дело с промышленным предприятием или предприятием сервиса можно опираться на различные определения производственного процесса. Если мы имеем дело с промышленным предприятием или сервисным по оказанию материальных услуг (опосредующихся созданием материального объекта – пошив одежды, обуви и т.п.) под производственным процессом следует понимать - совокупность действий, в результате которых предмет труда превращается в продукт труда (готовое изделие). Если же речь идет о предприятиях сервиса оказывающих ремонтные и иные подобные услуги, то производственным процессом будет счи- 5 таться совокупность действий, в результате которых восстанавливаются потребительские свойства и внешний вид изделия (товара, предмета длительного пользования). По степени технической оснащенности нередко выделяют следующие виды производственных процессов:  ручные процессы (выполняются непосредственно работником);  машинно-ручные процессы (работник управляет машиной, которую держит в руках и направляет, например, пульверизатор, газонокосилка);  машинные процессы (человек управляет машиной, например, гильотиной при резке металлов);  автоматические процессы (работа на оборудовании с дистанционным управлением, с программным управлением);  аппаратурные процессы (в аппаратах протекают физико-химические процесс, под контролем человека и автоматических устройств). Для осуществления производственного процесса необходимо три компонента – предмет труда, средство труда и сам труд. Под предметом труда, как мы уже упоминали, могут пониматься сырье, вспомогательные материалы, информация и т.д. Средство труда – это то, с помощью чего осуществляется производственный процесс, орудие производства (оборудование, приборы, здания, сооружения, транспортные средства, хозяйственный инвентарь). Труд, как целесообразная деятельность – осуществляется работником, который затрачивает нервно-мышечную энергию для выполнения работ, услуг, используя при этом средства труда для воздействия на предметы труда. На рисунке 1.1 представлена схема производственного процесса в общем виде. Как мы видим из рисунка, производственный процесс может быть разбит на основной процесс и вспомогательные процессы, которые в свою очередь могут включать стадии или технологические переходы, а последние в свою очередь могут подразделяться на операции, которые выполняются с помощью нескольких трудовых приемов, т.е. своего рода матрешка «матрешка» (рисунок 1.2) – несколько трудовых приемов образуют операцию, несколько производственных операций формируют частичный производственный процесс или стадию, а несколько последовательных стадий составляют производственный процесс. 6 Рисунок 1.1 - Структура производственного процесса. Рисунок 1.2 - Структура отдельного производственного процесса Технологический процесс – является основной частью производственного процесса, - это процесс непосредственного воздействия средств труда и самого труда на предмет труда, для изготовления нового товара, восстановления потребительских свойств (ремонтные процессы). Технологический процесс, как правило, состоит из отдельных стадий. 7 Вспомогательные (нетехнологические) процессы – обеспечивают нормальное осуществление технологического процесса, без прямого воздействия на предмет труда (обеспечение отопления, освещения, вентиляции, техническое обслуживание оборудование, транспортировка предмета труда между стадиями, хранение и т.п.). Вспомогательные процессы далеко не второстепенные, и им так же необходимо уделять полноценное внимание, поскольку некачественное их осуществление приводит к потерям времени, браку и прибыли предприятия, вплоть до парализации основного производственного процесса (перебои в электроэнергии, снабжении и т.п.) Операция - характеризуется несменяемостью места, обрабатываемого изделия (полуфабриката, детали) и рабочего исполнителя. Как только изменяется один из признаков, значит, происходит смена одной операции на другую. Технологическая операция – предполагает изменение форм, размеров, физико-химических и механических свойств предмета труда. Вспомогательная операция не приводит к изменению свойств предмета труда. Знание структуры производственного процесса – набора процессов, стадий, операций и приемов, их продолжительности (устанавливается с помощью производственного хронометража или расчетным путем) позволяет выявить узкие места, а также резервы для устранения потерь времени, четко определить сбой, в какой операции или приеме, привел к снижению качества продукта. С изучения структуры производственного процесса начинаются все мероприятия по оптимизации, автоматизации и цифровизации производства. 1.3Принципы построения производственных процессов В современной экономике решающее значение играет время - скорость получения потребителем нужных вещей в нужном количестве и заданного качества. Чем меньше времени затрачивается предприятием на осуществление производственного процесса, тем выше эффективность работы предприятия. Чем быстрее предприятие осуществляет изменения по запросу внешней среды, тем меньше потерь оно понесет. В связи с этим построение производственных процессов должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: 1. Параллельность – осуществление частичных процессов (операций) на различных рабочих местах одновременно, с целью сокращения длительности производственного цикла. 2. Пропорциональность – обеспечение соответствия пропускной способности отдельных подразделений и переходов (участков), осуществляю- 8 щих выработку продукта. Пропорциональность достигается расчетом необходимо количество рабочих мест на каждом участке на основе трудоемкость оставляющих его операций. Нарушение пропорциональности вызывает простои оборудования, работников, сбои в ритмичности выпуска продукции снижает показатели эффективности работы участков и производства в целом. 3. Непрерывность – предполагает сведение к минимуму перерывов в ходе производственного процесса. Обеспечение непрерывности осуществляется на основе анализа структуры производственного процесса, сокращения времени вспомогательных операций, автоматизации производства, что в свою очередь, позволяет более полно использовать оборудования, повысить производительность труда и оборачиваемость основного капитала. 4. Прямоточность – организация прямолинейного, кратчайшего пути перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов, узлов и готовых изделий между рабочими местами, производственными участкам, цехам иными подразделениями. Прямоточность предполагает рациональное размещение оборудования в соответствии с этапами технологического процесса, исключение возврата обрабатываемого предмета труда, образования петель и холостых ходов транспортных средств в процессе обработки. Следование принципу прямоточности позволяет сократить затраты на переместительные операции, потерь времени; сокращает продолжительность производственного цикла и временя оказания услуг. 5. Ритмичность – это повторяемость элементов производственного процесса с определенным временным интервалом, ритмом. Ритмичность предполагает регулярный запуск предмета труда (сырья, материалов, информации, полуфабрикатов, изделий) исходных материалов (полуфабрикатов, изделий) в обработку в раках производственного процесса соблюдение норм времени и качественной организацией вспомогательных процессов. Реализация принципа ритмичности может быть достигнута использованием высококвалифицированных рабочих-универсалов, организации комплексных бригад с высокой взаимозаменяемостью членов бригады и др. Ритмичность производства обеспечивает соблюдение сроков, и снижение потерь времени и труда. 6. Гибкость производственных процессов, предполагает возможность быстрого переналаживания производственного процесса согласно изменениям внешней среды (спроса, предложения, замены полуфабрикатов, запросов потребителя к товару). Гибкость производственного процесса обеспечивает адаптацию предприятия к изменениям и выживание его в конкурентной среде. 9 1.4 Организации производственного процесса в пространстве Принцип параллельности реализуется в существовании трех форм организации производственного процесса (ПП) по виду движения предметов труда в пространстве: последовательной, параллельно-последовательной и параллельной. Последовательная форма организации ПП – каждая последующая производственная операции начинается только после полного завершения предыдущей. Такая форма реализуется, например, в строительстве, где каждый последующий этап возведения здания может быть реализован только после завершения предыдущего. Такая форма организации ПП повышает продолжительность производственного цикла, удлиняет процесс производства продукции и оказания услуги, поэтому она применяется на производстве достаточно редко и лишь в тех случаях, когда в силу технологических и естественных причин нет возможности осуществлять производственные операции параллельно. Параллельная форма организации ПП – предполагает полное совмещение по времени производственных операций, составляющих производственный процесс. Эффективная реализация данной формы возможна лишь при равной длительности производственных операций и универсальности рабочих мест, т.е. на каждом из них могут быть выполнены все производственные операции. В силу вышесказанного, полная параллелизация производственного процесса в реальных условиях практически невозможна, или применима в ограниченных ситуациях. Параллельно последовательная форма организации ПП – предполагает выполнение части операций последовательно, а части - параллельно. Такая организация ПП используется наиболее часто. Сочетание всех стадий получения готовой продукции образует структуру производственного процесса, а период времени от запуска сырья в производство до получения готовой продукции - производственный цикл - время, необходимое для полного изготовления готовой продукции. Производственный цикл может быть выделен для прерывных ПП, для непрерывных ПП он так же существует, но выделить его практически невозможно. Каждый производственный цикл включает в себя: время выполнения производственных операций - рабочий период, и время перерывов. В зависимости от причин возникновения перерывы могут быть: -при переходе от одного завершенного полного цикла к другому; -при переходе от одного завершенного элементарного цикла к другому; 10 -внутрицикловые перерывы, связанные с режимом работы предприятия (нерабочие дни, перерывы на обед, отдых), организационными причинами (недостатками в организации производства, материально-техническом снабжении) и климатическими условиями. -перерывы или простои, связанные с технологически необходимыми остановками, режимом работы предприятия (например, перерывы из-за односменности) и т. д. Продолжительность и структура производственного цикла зависят от формы организации работ, их совмещенности. Направления сокращения продолжительности производственного цикла: -повышение квалификации персонала и производительности труда, что сокращает затраты времени на производственные операции; -совершенствование организации труда и производства (организация материального потока, обслуживание рабочих мест, и т.д.); - сведение к минимуму потерь рабочего времени (устранение перерывов, автоматизация и т.д.); -повышение качества планирования работ и др. Продолжительность цикла характеризует производственную деятельность предприятия, она дает представление об изменениях в организации производства и влияет на объем производимой продукции, ее себестоимость, использование основных и оборотных средств и в конечном счете на прибыль и рентабельность. 1.5 Типы производства Структура производственного процесса и организация производства также обуславливается типом производство, организованным на предприятии. Тип производства – это обобщенная характеристика наиболее существенных черт и организационно-технических особенностей производства, зависящих от уровня специализации рабочих мест, широты и постоянства номенклатуры выпускаемой продукции, масштаба и повторяемости ее выпуска. Тип производства определяется широтой номенклатуры продукции и степенью её постоянства на предприятии, объемом выпуска, степенью специализации и характером загрузки рабочих мест. Номенклатура продукции – это количество наименований видов продукции, производимых предприятием, характеризующая степень его ее специализации. Степень специализации предприятия тем выше, чем уже номенклатура выпускаемой продукции. Выпуск широкой номенклатуры продукции 11 предполагает реализацию разнообразных технологических процессов, оборудования и квалификации кадров. Объем выпуска изделий – это количество продукции отдельного вида, изготавливаемое предприятием за период времени. Указанные выше факторы определяют три типа производственных процессов (типа производства): единичное, серийное, массовое. Определение типа реального производства возможно на основе анализа таких коэффициентов как: коэффициент специализации рабочих мест (Ссп), коэффициент серийности (Ссер), коэффициент массовости (См) (формулы 1.1-1.3): (1.1) Ссп = , где mд.о. – количество детале-операций по технологическому процессу, выполняемому в данном подразделении (на участке, в цехе); Спр – число рабочих мест (единиц оборудования) в данном подразделении (1.2) Ссер = , где r – такт выпуска изделий, мин/шт; t’шт – среднее штучное время по операциям технологического процесса, мин. t’шт = , где tшт.i – штучное время на i-й операции технологического процесса, мин; m – число операций. (1.3) См = = t’шт /r Каждый тип производства характеризуется соответствующей величиной указанных коэффициентов, видом применяемого оборудования, видом движений предметов труда и другими особенностями. Сравнение характеристик различных типов производства представлено в таблице 1.1 12 Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика различных типов производства [1] 13 Каждый тип производства характеризуется соответствующей технико-экономической эффективностью и гибкостью. Так единичное производство отличается высокой гибкостью, частой сменяемостью производственных процессов, максимальным удовлетворением пожеланий каждого клиента, однако это неизбежно сказывается на его рентабельности – при прочих равных условиях у единичных производств она заметно ниже, чем у двух других типов, за счет высокой себестоимости. Серийное производство, предполагающее выпуск продукции повторяющимися сериями уже предоставляет возможности для снижения себестоимости продукции, а потому характеризуется большей рентабельностью. Массовые же производства характеризуются максимально низкой себестоимостью продукции и высокими показателями эффективности производства, однако они гораздо менее гибкие, поскольку масштабы производства затрудняют быструю переналадку производственных процессов и выпуск продукции под индивидуальные запросы потребителя. 1.6 Формы организации производственного процесса Под формой организации производственного процесса чаще всего понимается определенное сочетание во времени и пространстве элементов производственного процесса, с определенным уровнем его интеграции, выраженное системой устойчивых связей. 14 Традиционно выделяют четыре формы организации производственного процесса – специализация, кооперация, концентрация и комбинирование. У всех этих форм есть свои плюсы и свои минусы, и их выбор определяется спецификой производственного процесса и условиями работы предприятия, его целями на рынке. Специализация – это выполнение однородных товаров и услуг в специализированном подразделении предприятия или на специализированном предприятии. Продукция таких производств характеризуется узкой номенклатурой, использованием специфического оборудования и работников соответствующей специальной квалификации. Видов специализации: - предметная специализация – подразделение предприятия производит определенный вид продукции или услуг; (служит основой для эффективного внутрипроизводственного кооперирования; срок и качество выполнения работ находятся на ответственности руководителей, что повышает их ответственность; является базой для механизации, автоматизации и цифровизации производственного процесса; облегчает планирование) В современных рыночных условиях нужно находить оптимальный баланс между специализацией и диверсификацией деятельности, для снижения рисков производства и повышения его рыночной устойчивости. - подетальная специализация – производит отдельные узлы и детали изделий; (минусом можно считать высокую зависимость от смежных подразделений и предприятий, потребность в высококачественном планировании и логистике) - технологическая специализация – подразделение предприятия осуществляет определенную стадию технологического процесса. (способствует совершению технологий; позволяет наиболее полно использовать оборудование и материалы; имеет большую гибкость, чем предыдущая форма). Такая форма может снижать ответственность руководителей на каждом технологическом переходе за конечный результат, их заинтересованность, что может несколько затруднять планирование производственного процесса. Предприятия сервиса чаще практикуют предметную и технологическую специализацию. Кооперирование – установление долгосрочных устойчивых связей между отдельными производствами цехами, участками, исполнителями для получения готового общего продукта. Виды кооперирования: - между предприятиями; - между компанией и его филиалами; - между цехами основного производства; 15 -между цехами и участками основного и вспомогательного производства; - кооперирование труда. Кооперирование труда – совместное участие людей в одном или нескольких взаимосвязанных процессах труда. Кооперирование труда чаще всего реализуется в форме производственной бригады. 1.7 Оценка уровня организации производственного процесса Для выявления резервов повышения уровня организации производственного процесса необходимо осуществить его оценку. Это реализуется с помощью набора различных показателей, примерный перечень которых представлен ниже: 1. Охват работников прогрессивными формами организации труда (С п.ф.т.): С п.ф.т. = Nп.р. / Nобщ., (1.4) где Nп.р. – численность работников, охваченных прогрессивными формами организации труда; Nобщ. – общая численность работников. 2. Коэффициент целесообразности существующего труда (Сц.р.т.): Сц.р.т.= Nф.бр. / N о.бр., разделения (1.5) где Nф.бр. – фактическая численность работников в бригадах (потоках); Nо.бр. – оптимальное число работников в бригаде (потоке). 3. Коэффициент закрепления операций за рабочим местом (Сз.о.): Сз.о. = m / С р.м., (1.6) где m – количество операций изготовлению продукции (по выполнению услуг); С р.м. – количество рабочих мест, необходимых для изготовления продукции (выполнения услуг). 4. Коэффициент расстановки персонала в соответствии с квалификацией (Ср.): Ср. = Рc / Рp , (1.7) где Рc - средний квалификационный разряд рабочих; 16 Рp - средний разряд выполняемой работы. 5. Коэффициент квалификации менеджеров среднего и низового звена, занятых в управлении производством (Скв.м.): Скв.м. = N/ кв. / N/ общ., (1.8) где N/кв. – численность менеджеров среднего и низового звена, имеющих профильное высшее или среднее специальное образование; N/общ. – общая численность руководителей среднего и низового звена. 6. Уровень механизации труда: Cм.т. = Nм / Nобщ., (1.9) Pм.р. = Тм / Тобщ., (1.10) где Cм.т. – коэффициент механизации труда; Nм – число рабочих, занятых механизированным трудом; Nобщ. – общая численность рабочих; П м.р. – процент механизированных работ; Тм – трудоемкость работ, выполняемых машинами и механизмами; Тобщ. – общая трудоемкость работ. 7. Уровень состояния планировки рабочих мест (Упл.): Упл. = Nр.м.у. / Nр.м., (1.11) где Nр.м.у. – количество рабочих мест, имеющих удовлетворительную планировку; Nр.м. – общее количество рабочих мест. 8. Коэффициент использования фонда рабочего времени (Cр.в.): Cр.в. = 1-[(Tф - Tп)/ Tп], (1.12) где Tф, Tп – фактические и планируемые потери рабочего времени, % к номинальному фонду рабочего времени. 9. Уровень организации ремонта и обслуживания оборудования (Урем.): Урем. = Тпр. / Тф, (1.13) где Тпр. – время простоев оборудования, предусмотренное технологическим режимом и системой ремонта оборудования; Тф – фактическое время простоев оборудования. 10.Техническая вооруженность труда (Фт): Фт= Фа / Nобщ., 17 (1.14) где Фа – стоимость активной части основных фондов. 11.Фондовооруженность труда (Фв): Фв = Ф / Nобщ., (1.15) где Ф – стоимость основных фондов. 12.Коэффициент использования производственной площади (Иs): Иs = В / Sn, (1.16) где В – выручка от реализации услуг за анализируемый период (месяц, квартал, год), тыс. руб.; Sn – величина производственной площади цеха (участка) предприятия, м2. 13. Уровень непрерывности выполнения услуг (Сн.пр.): Сн.пр. = Ттехн. пр. / Т техн.факт., (1.17) где Ттехн. пр. – проектируемое время технологического цикла выполнения услуг; Ттехн.факт. – фактически достигнутая продолжительность технологического цикла выполнения услуг. 14.Коэффициент качества исполнения услуги (Ск.ц.) определяется по формуле Ск.ц. = Осд. / Ообщ., (1.18) где Осд. – количество заказов, сданных заказчику с первого предъявления (без возврата на переделку, повторную обработку и т. п.); Ообщ. – общее количество выполненных заказов в анализируемом периоде. Анализ данных показателей позволяет судить о качестве организации производственного процесса, выявлять резервы повышения уровня его организации, корректировать инвестиционные планы и оценивать эффективность принимаемых управленческих решений по совершенствованию производственного процесса. 1.8 Роботизация производственного процесса Понятие «роботизация», как частный случай автоматизации, в последнее время все чаще встречается в научной литературе, становясь неотъемлемой частью современного производственного процесса. Рассмотрим это понятие более подробно. 18 Роботизация - это процесс применения роботов роботизированных систем на предприятиях в промышленном масштабе, как элемента комплексной автоматизации производства (Срельцова Ю.Е.) Как таковая роботизация производства появилась в пятидесятых годах 20-го века. Первыми промышленными роботами были «автоматы или интеллектуальные агенты, трансграничные сущности и автоматизированные версии человека, созданные по принципу живого организма для осуществления производственных и других операций по заранее заложенной программе, управляются через получение информации о внешнем мире от датчиков самостоятельно/ дистанционно» (Бондарева Н.Н.) [1]. Создателем первого робота считается Джордж Девол (1954 год). Это был так называемый робот-манипулятор, весом 2 тонны, управляемый программой с магнитного барабана (Unimate). Робот имел 5 степеней свободы и захватное устройство с двумя «пальцами». Точность работы - до 1,25 мм, машина работала эффективнее человека: быстрее и с меньшим количеством брака. С 1967 подобные роботы внедряются в Европе. Появляются роботы сварщики, маляры и т.п., осваивается «техническое зрение» через датчики и видеокамеры. По мере развития научно-технического прогресса расширяются возможности управления роботам, их функционал, сложность, количество осей движения, сделаны уверенные шаги в сторону искусственного интеллекта. В настоящее время, можно выделить следующие виды роботов: 1. промышленные (например, робот-манипулятор); 2. сельскохозяйственные (например, робот для стрижки овец); 3. транспортные (например, робот-доставщик); 4. строительные (например, создает стены сложной конфигурации); 5. бытовые (например, робот-поводырь); 6. исследовательские (например, робот-лаборатория); 7. военные (например, дроны, роботы-саперы, роботы-санитары) и другие роботы. В современном мире существует около 30 видов роботов-манипуляторов, 300 видов беспилотников-дронов, десятки андроидов, тысячи бытовых, космических и медицинских роботов, многие их которых двойного назначения и вне классификационных категорий, представленных выше (таблица 1.2). Для оценки экономической эффективности использования промышленных роботов можно воспользоваться методами инвестиционного анализа, в рамках которых рассчитываются следующие критерии: ‒ чистый дисконтированный доход (NPV); ‒ индекс доходности инвестиций (ИДИ); ‒ внутренняя норма доходности (IRR); 19 ‒ срок окупаемости проекта. При роботизации рабочих мест экономия проявляется по следующим статьям: 1.Заработная плата высвобождаемых работников. 2. Страховые взносы на оплату труда высвобождаемых работников. 3. Охрана труда. 4. Отопление и кондиционирование. 5. Затраты по ликвидации брака. 6. Затраты по простоям вследствие прогулов работников. Таблица 1.2 – Современные робототехнические технологии, применяемые зарубежными предприятиями топливно-энергетического комплекса [13] Наименование оборудования Описание 1 Дистанционно управляемые подводные аппараты (ROVS) 2 Автоматизированные транспортные средства, работающие посредством из кабельного соединения, информация передается с пульта. ROV способны осуществлять поиск поврежденного участка нефтепровода, обнаружение износившихся участков. Мобильные робо- Заменяют человека на опасных участках прототехнические изводственного процесса нефте- и газодобычи платформы MIMROex Проверка и техническое обслуживание на морских платформах, нефтехимических производственных объектах: 1) мониторинг уровня жидкости и показания датчиков 2) акустический контроль насосов 3) проверка на утечки 4) обслуживание стационарных газоанализаторов и пр. Интеллектуальная Диагностика и наблюдение за полевыми система нефтяных устройствами, оповещение об изменениях в месторождений процессах и чрезвычайных ситуациях, дистанционное управление с помощью смартфонов, планшетов и ноутбуков. Сведения с локальных и удаленных систем сопоставляются и анализируются для того, чтобы обеспечить всестороннее видение ситуации в режиме реального времени. Средняя стоимость 1 ед., млн.руб. 3 5,2 6,1 4,6 1 520 Для оценки общего уровня роботизации (как правило, национальных экономик и крупных компаний) плотности роботов – это количество действующих роботов на 10.000 человек занятых на производстве. 20 При более детальной оценке экономической эффективности роботизации производства могут быть рассчитаны следующие показатели: ‒ срок окупаемости роботов или манипуляторов и дополнительных капитальных вложений; ‒ затраты на содержание робото-машин или манипулятора; ‒ увеличение производительности технологического оборудования при обслуживании его роботом; ‒ сравнение робота с автоматами, если последние используются для выполнения аналогичных операций. Экономическая эффективность внедрения робота определяется многими факторами. Самым весомым фактором выступает стоимость роботизированного оборудования, которая определяется: ‒числом степеней подвижности; ‒ объемом рабочей зоны; ‒ грузоподъёмностью и сложностью систем управления. В таблице 1.3 представлены прямые факторы оценки эффективности капитальных вложений в роботизацию. Таблица 1.3- Факторы оценки эффективности капитальных вложений в роботизацию [13] Так же степень роботизации производства может быть оценена по показателям использования основных производственных фондов, таким как: 21 1. Фондоотдача роботизированного оборудования (Фо, руб./руб.) ‒ показывает общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные средства, которые представлены роботами. V (4) Фо  , РО ОПФ где ФоРО – фондоотдача роботизированного оборудования, руб/руб; V – объем работ / выручка, руб.; ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, которы представлены роботами, руб. 2. Фондовооруженность труда (Фв) ‒ показывает стоимость основных производственных фондов, приходящихся на одного работника. ФвоорРО  ОПФ , ССЧ (5) где ФвоорРО – фондовооруженность роботизированным оборудованием, руб.; ССЧ – среднесписочная численность работников предприятия. 1.9 Особенности организации бизнес-деятельности предприятий сервиса Предприятия сервиса функционируют на рынке услуг и продуктом труда, продукцией данных предприятий, являются услуги. Специфичность данного продукта, о которой мы говорили в начале главы, определяет специфичность производственного процесса. Особенностями рынка услуг можно назвать: - высокую динамичность рыночных процессов, обусловленную характером спроса на услуги; - особенности территории, на которой реализуются услуги, определяют специфику производственного процесса, поэтому рынок услуг имеет территориальную сегментацию; - более короткий производственный цикл (по сравнению с материальным производством), что обуславливает высокую скорость оборота капитала; - услуги невозможно хранить и складировать, в силу чего, наблюдается более высокая чувствительность к колебаниям рыночной конъюнктуры; - процесс оказания услуг, личный контакт производителя и потребителя, поэтому при организации производственного процесса особенное внимание уделяется кадровому обеспечению, организации условий труда качеству обслуживания; 22 - высокая степень диверсификации производственного процесса, персонификация и индивидуализация спроса на услуги; - окончательная оценка качества услуг осуществляется после её потребления, поэтому высока неопределенность результата деятельности по оказанию услуги. Все вышеперечисленное говорит в пользу высокой гибкости и индивидуализации производственных процессов предприятий сервиса. Чаще всего они организуются по типу единичного и реже серийного производства. Массовое оказание сервисных услуг встречается реже. Специфика производственного процесса на предприятиях сервиса в значительной мере определяется конкретной сферой деятельности компании. Сфера деятельности предприятия определяет организацию производственной инфраструктуры, которая включает в себя: 1) вспомогательные цеха; 2) ряд служб и хозяйств: -ремонтное, - энергетическое, - инструментальное, -транспортное, -снабженческо-складское и ряд других. Сфера деятельности сервисного предприятия так же влияет на особенности составления плана производства, проектирования производственной мощности предприятия, возможности её расширения или сворачивания (в зависимости от рыночных условий). При дизайне качества реализуемой сервисной услуг отдельно исследуются факторы и методы достижения качества непосредственно услуги и качества обслуживания – работы с клиентом. В последнем случае восприятие качества может быть в значительной мере субъективным, но в то же время существуют факторы, позволяющие удержать клиента и оставить о компании позитивное впечатление, такие как: -оказание услуги (т.е. в случае отказа от выполнения услуги заявленной в перечне оказываемых – отказ выполнять ремонт из-за отсутствия нужных комплектующих, большого количества заказов и т.д. – клиент может быть утерян по всему спектру услуг); -услуга должна оказываться максимально быстро (при прочих равных условиях современный потребитель готов заплатить за ускоренное оказание услуг, и отказаться от неё/обратиться в другую компании, в случае продолжительного ожидания); -создание максимальных удобств при пользовании услугой (график работы, транспортная развязка, время ожидание, предоставление, к приему, временного телефона на период ремонта и т.п.); -высококачественное оказание услуги (см. практическую работу №6); -оказание услуги по максимально низкой цене. 23 Все эти факторы требуют тщательной проработки при организации процесса оказания услуг. Если говорить о качестве обслуживания, то в сфере сервиса, важное значение имеет социально-психологический климат в коллективе и настроение персонала, работающего с клиентом. Известен тезис, что для достижения, к примеру, высокого объема продаж нужно держать персонал в состоянии эйфории. Это означает, что в сфере обслуживание решающее значение имеет искренне приподнято настроение персонала, создание условий труда и коммуникации, позволяющих поддерживать это настроение и транслировать его на потребителей. В условиях кризиса многие сервисные предприятия пытаются экономить на административных работниках (салоны красоты, кафе, спортклубы, досуговые, медицинские и другие учреждения), однако это приводит к резкому снижению спроса на услуги, в силу того, что клиент, во-первых, недополучает внимания, во-вторых, процесс организации работы предприятия становиться менее слаженным, возникают потери времени (стоматолог или парикмахер вынужден отвлекаться от клиента, что бы ответить на звонок и т.п.), накладки и т.д. В данном случае должны быть изысканны решения, которые позволят избежать подобного снижения эффективности организации производственного процесса. 1.10 Особенности организации нефтегазохимических и нефтеперерабатывающих производств Организация производственного процесса на предприятиях нефте- и газопереработки теснейшим образом связана с выбранной технологией переработки. Технологическую структуру нефтепереработки формирую такие процессы как: -первичная переработка; - вакуумная перегонка мазута; - каталитический крекинг; - гидрокрекинг; - термокрекинг; - коксование; - каталитический риформинг; - гидроочистка керосинов и др. Особенности производственных процессов в нефтепереработке [12]: 1) аппаратурность производственных процессов; 2) преимущественная непрерывность производственных процессов; 3) комплексность большинства процессов – получение сразу нескольких продуктов в ходе одного процесса, из одного сырья и на одной и той же установке; 24 4) основные виды готовой товарной продукции получаются путем смешения; компаундирование готовой продукции также можно производить различными методами; 5) сложность производственных (технологических) процессов. Чем выше качество продукта, тем сложнее процесс; 6) короткая продолжительность производственного цикла (минуты и доли секунды); 7) удаленность предмета труда от исполнителя (в аппаратах) процесс наблюдения опосредован контрольно-измерительными приборами, датчиками, сбои которых могут искажать информацию о качестве протекания процесса; 8) энерго- и трудо- и материалоемкость производства, высокий удельный вес транспортных и вспомогательных затрат; 9) пожаро- и взрывоопасность производства. Продолжительность производственного цикла в нефтегазохимическом производстве складывается из: -времени продолжительности технологического процесса; -затрат времени на перемещение сырья и полуфабрикатов между технологическими установками; -затрат времени на хранение промежуточных продуктов в резервуарах для хранения полуфабрикатов (промежуточных) в целях установления качеств или накопления; -продолжительности компаундирования готового продукта (продуктов). Нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия характеризуются выпуском продукции в крупнотоннажных масштабах, как на самих заводах, так и на отдельных технологических установках. Тот факт, что из одного и того же сырья одновременно может производиться сразу же несколько продуктов (например, различных бензинов, мазута и смазочных материалов и т.п.) (комплексный характер сырья) обуславливает реализацию на предприятии сразу несколько нескольких основных производственных процессов. В составе производственного процесса, как правило, несколько частичных технологических процессов. Так, в производстве масел объединяется 6-8 частичных технологических процессов: АВТ, деасфальтизация, селективная очистка, смешение. В производстве дивинила также шесть частичных процессов: подготовка сырья, первая стадия - дегидрирование, вторая стадия - газоразделение, выделение дивинила. Чем выше стандарты качества производимой продукции, тем большее число частичных процессов необходимо для его обеспечения. Так, повышение требований к бензину потребовало введения в схему процессов реформинга, алкилирования, изоме- 25 ризации и других; увеличение потребности в бензинах привело к вводу каталитического и гидрокрекинга. Повышение качества полиэтилена связано с вводом дополнительных стадий очистки сырья и т.д. В силу вышесказанного многие нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия тяготеют комбинированию производства, т.е. являются комбинатами. Комбинирование производства наиболее полно отвечает специфике нефтепереработки и нефтехимии, так как обеспечивает улучшение использования комплексного сырья, сокращает его расход, уменьшает стадии переработки, затраты на транспорт сырья и полуфабрикатов, уменьшает складские запасы, а отсюда приводит к улучшению технико-экономических показателей. Помимо комбинатов, в промышленности имеются и специализированные заводы: синтетического каучука, топливные, топливно-масляные. Тип завода и степень комбинирования во многом определяются количеством исходного сырья, обеспеченностью сырьем и топливом, структурой потребности экономического района, мощностью предприятия. Комплексный характер и взаимозаменяемость сырья и процессов приводят к многовариантности их работ. Эта особенность и предъявляет особые требования к планированию, способствует применению экономико-математических методов. [13]. На предприятиях нефте- и газохимии наблюдается высокая степень автоматизации производства, что так же способствует концентрации производства и комбинирвоанию. Для таких предприятий характерно разветвленное посбоно-вспомогательное хозяйство (порядко 50% в затрах капитал и труда). На распределение производственного процесса во времени и пространстве значительное влияние оказывают требования безопасности труда и производства (пожаро- и взрывоопасность производства, высокие требования к безопасности труда и т.д.). Организационные решения, для удовлетворения столь жестких требований закладываются еще на этапе планирования производства. Сложность технологического процесса определяет сложность организационной структуры - на заводе средних размеров может насчитываться 20-30 цехов. Число цехов зависит от мощности завода, сложности его схемы, близости других предприятий и принятой формы специализации цехов: технологической, предметной и смешанной. По мере перехода к предметной специализации число цехов уменьшается. Этому же способствует централизация вспомогательного хозяйства. Типовая производственная структура нефтеперерабатывающего завода приведена на (рисунок 1.5) Первичной производственной структурной единицей в нефтепереработке и нефтехимии является технологическая установка по выработке определенной продукции (полуфабрикатов) или производственный участок 26 по обслуживанию контрольно-измерительных приборов, энергосистем, ремонту отдельных видов оборудования и пр. В состав предприятия могут входить побочные подразделения, по переработке отходов производства (щелочных отходов, кислого гудрона и т.д.). Число вспомогательных и обслуживающих подразделений также зависит от мощности предприятия и сложности его технологической схемы. Направления совершенствования нефте- и газоперерабатывающих производственных процессов: -замена периодических процессов на непрерывные, многостадийных на одностадийные, малоэффективных (например, термический крекинг) более эффективными; -интенсификация процессов, внедрение прямых связей между технологическими установками без промежуточных емкостей, широкого комбинирования установок; - укрупнение цехов и установок; - централизация вспомогательного производства; -повышение степени автоматизации производства, переход к бесцеховой структуре. Рисунок 1.5 -Типовая производственная структура нефтеперерабатывающего завода Мощность предприятия должна определяться исходя из комплексного анализа экономических, экологических, географических и логистических факторов. Крупные производства имеют преимущества за счет высокой автоматизации и экономии ресурсов, более мелкие предприятия могут быть 27 приближены к центрам потребления или источникам сырья, что может позитивно сказаться на рентабельности и эффективности сбыта. Непрерывность производственных процессов нефте- и газопереработки, высокотехнологичность данных процессов, а также потребность в качественной защите человека и окружающей среды, открывает широкие возможности для автоматизации и роботизации подобных производств. Как уже упоминалась, максимального результата можно достичь, если заложить вышеуказанные аспекты на стадии проектирования производства и возведения его производственных мощностей. Здесь большую помощь может оказать применение VR-технологий, в том числе с элементами дополненной реальности – проектировщики получают возможность пройтись по цехам еще не построенного завода, оценить рациональность расположения оборудования, правильность размещения технологического процесса по установкам, выявить участки, которые могут быть автоматизированы и роботизированы и т.п., что значительно экономит время и ресурсы. Такая практика уже широко реализуется многими ведущими мировыми компаниями, в том числе российскими (Сибур, Роснефть и т.д.). 28 Глава2 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Лучше взять и изобрести завтрашний день, чем переживать о том, что вчерашний был так себе Стив Джобс 5.1 Современные информационные технологии Современные бизнес-процессы предприятия отличаются высокой скоростью и сложностью одновременно. Эффективная организация таких процессов невозможна без применения корпоративных информационных систем (КИС). В то же время степень автоматизации бизнес-процессов определяется обеспечением максимальной прибыли компании, т.е. затраты на внедрение информационной системы не должны превышать положительный экономический эффект от её использования (рисунок 5.1). Процесс внедрения КИС начинается с комплексного, детального анализа бизнес-процессов предприятия и возможности их автоматизации, анализа внешней и внутренней среды предприятия. Рисунок 5.1 - Среда предприятия: внутренняя и внешняя Под корпоративной информационной системой (КИС) понимают –открытую масштабируемую интегрированную информационную систему (ИС) реального времени, предназначенную для комплексной автоматизации всех бизнес-процессов (видов хозяйственной деятельности) компании, в том числе и бизнес-процессов принятия управленческих решений. 29 При этом автоматизация, разумеется, выступает в роли инструмента, накладываемого на грамотно выстроенную, отработанную структуру управления (рисунок 5.2). Внедрение КИС предполагает выбор необходимого класса системы (подробнее классы будут рассмотрены ниже), конкретного программного продукта, реализующего данную систему, и непосредственно внедрение системы в компании. Только при качественном и эффективном внедрении компания может ощутить все выгоды, которые позиционируют разработчики программного обеспечения. Рисунок 5.2 - Информационные технологии предприятия При внедрении КИС компания может столкнуться со следующими трудностями:  недостаточная формализация процессов управления в компании;  недостаточное понимание руководством работы системы управления и исполнителей;  потребность в цифровизации производства, трансформации его в информационную систему, что само по себе нередко требует достаточно больших затрат; 30  изменение принципов организации бизнес-процессов;  повышение квалификации персонала, нередко переподготовка, привлечение новых специалистов для работы с КИС;  психологическое сопротивление персонала и руководства изменениям;  необходимость в привлечении или формировании команды внедренцев, в команду следует включить сотрудников компании и одного из её топ-менеджеров, заинтересованных во внедрении (отсутствие заинтересованности – одна из самых главных причин провала внедрения КИС). Успешное внедрение КИС обеспечивают следующие факторы: -Участие топ-менеджеров во внедрении системы; - Разработка и соблюдение плана внедрения; - Четкие цели и требования к проекту у руководства; - Привлечение ко внедрению специалистов предприятия – клиента - Качество приобретаемой информационной системы и команды внедрения; - Реинжиниринг бизнес-процессов до внедрения; - Наличие у компании эффективной стратегии. В настоящее время КИС подразделяют на шесть классов: 1. Система планирования ресурсов предприятия - ERP (Enterprise Resource Planning System). Система позволяет построить единое информационное пространство предприятия, охватывающее все функции и подразделения, эффективно управлять всеми ресурсами предприятия на стадиях учета заказов, производства, продаж и т.д. ERP состоит из модулей, включая модуль безопасности в целях сохранения информации от внешних и внутренних недоброжелательных вмешательств (хищений). Во избежание проблем с внедрением и некорректности работы системы, необходимо тщательно планировать процесс внедрения, разумно распределять инвестиции, например, на приобретение модулей и обучение персонала, целесообразно помодульное внедрение, с расширением числа приобретаемых модулей по мере внедрения. Функциональный состав ERP: Управление финансами Управление проектами Заказы (расчеты с клиентами, склад готовой продукции) Закупки (расчеты с поставщиками, склад комплектующих) Оперативное и объемно-календарное планирование Управление производством Анализ: OLAP и BSC Зарплата и кадровый учет Управление основными средствами 31 2. Система управления взаимоотношениями с клиентами - CRM (Customer Relationship Management System) CRM-система автоматизирует работу компании с клиентами, создает базу клиентов для последующего использования. CRM-система включает следующие функции: - автоматизация процесса взаимоотношения с клиентом; -контроль абсолютно сделок (в том числе выделение наиболее важных и сложных); - непрерывный сбор информации о клиентах; - анализ всех этапов реализации сделок. Наиболее широко CRM-системы применяют компании финансового, телекоммуникационного (в том числе компании-лидеры среди российских операторов мобильной связи России) и страхового рынка. 3. Система управления производством - MES (Manufacturing Execution System). MES – системы осуществляют мониторинг и документирование всего производственного процесса, оцифровывают производственный цикл в реальном времени. В отличие от ERP-систем, с помощью MES-системы возможно корректировать (и полностью перестраивать) процесс так часто, как это потребуется. Системы данного класса позволяют оптимизировать производство, повышать его рентабельность. Они способны собирать и анализировать информацию от технологических линий, формируя тем самым информационную базу для эффективных управленческих решений, за счет чего повышаются финансовые показатели компании. Системы детально отражают в ходе производства такие главные показатели как отдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, себестоимость, прибыль и производительность труда). По мнению специалистов MES-системы – это мост между финансовыми операциями ERP-систем и оперативной деятельностью предприятия на уровне цеха, участка или линии. Функциональный состав MES-систем: -Управление производственными заказами -Количественный учет на производстве -Сбор данных о затратах -Ведение истории изготовления -Визуализация производственных процессов -Интеграция с технологическим оборудованием и ERP. 4. Система управления складом - WMS (Warehouse Management System) WMS-система комплексно автоматизирует управление складскими процессами. На современных складах является необходимым и чрезвычайно эффективным инструментом (пример такой системы - «1С: Склад»). 32 5. Управление активами предприятия (основными фондами) EAM (Enterprise Asset Management) EAM-система необходима в первую очередь для предприятий фондоемких отраслей (энергетические, транспортные, ЖКХ компании, предприятия добывающей промышленности и др.). EAM-система позволяет сократить простои основных средств, затраты на техобслуживание и ремонт, материально-техническое снабжение. Изначально EAM-системы родились на базе CMMS-систем (систем управления ремонтами). В настоящее время EAM-системы входят в состав крупных пакетов ERP-систем (mySAP Business Suite, IFS Applications, Oracle E-Business Suite и др.). 6. Управление человеческими ресурсами (персоналом) - HRM (Human Resource Management) Основная цель HRM-систем - привлечь и удержать ценных специалистов. Данные системы решают такие задачи как: систематизация учетных и расчетных процессов по персоналу, и снижение движения (в том числе, текучести) кадров. Функции крупных HRM-систем:  Имеют большой набор вертикальных рынков, позволяют управлять HR-процессами больших многофункциональных групп предприятий (холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ)).  Функционал системы позволяет осуществлять управление производством, сложными финансовыми потоками, корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование и др. стоимость пакета, как правило, более $500 000. Подводя итог данному разделу, следует сказать, что внедрение корпоративной информационной системы, согласно отзывам руководителей предприятий, сокращает трудоемкость осуществления бизнес-процессов даже малых компаний в 3-5 раз, для крупных предприятий речь идет о 10 кратном и более масштабе экономии труда и ресурсов. 5.2 Цифровая трансформация бизнеса на основе внедрения ERPсистемы Система ERP основана на единой центральной базе данных, которая собирает и передает данные в модульные приложения, поддерживающие практически все аспекты деятельности компании, в зависимости от функций, бизнес-подразделений и месторасположению. Когда новая информация вводится в одном месте, соответствующая информация автоматически обновляется. ERP выросла из программного обеспечения для планирования потребности в материалах (MRP), созданное в 60-х годах для крупных компаний, 33 которым необходимо было управлять сложными производственными операциями. MRP использовалось в основном для выявления, распределения и отслеживания ресурсов. По мере того, как технологии стали более доступными, поставщики добавили функции для бэк-офиса (Back Office) (бухгалтерский учет и HR) и фронт-офиса (Front Office) (продажи и CRM). Эффекты от внедрения ERP [1]: - сокращение операционных расходов; - повышение эффективности бизнес-процессов; - увеличение скорости реагирования на запросы клиентов; - техническая и операционная интеграция бизнес-функций (гармонизация информационных потоков с материальными); - стандартизация бизнес-процессов; - изучение передового опыта, встроенного в системы ERP, для обеспечения качества и предсказуемости своих глобальных бизнес-интересов за счет сокращения времени цикла от заказа до доставки. Местом развертывания EPR систем могут быть как собственные сервера предприятия, так и облачные сервисы (Cloud services). Традиционные системы ERP - это сложные и дорогие проприетарные продукты. Обычно они требуют, чтобы консультанты реализовали их в соответствии с конкретными требованиями компании, что является длительным и дорогостоящим процессом. Облачная ERP (Cloud ERP) передают большую часть или все затраты на IT и обслуживание на аутсорсинг поставщику программного обеспечения за пределами бизнеса, использующего систему. Облачная ERP также упрощает внедрение и развертывание обновлений, поэтому является более доступным вариантом, чем локальная ERP, особенно для малого и среднего бизнеса. Многие продукты, особенно облачные ERP, устанавливаются из расчета на одного пользователя с некоторой базовой ежемесячной стоимостью самого программного обеспечения. В течение года абонентская плата за облачную систему обычно составляет от 20 до 30 % от стоимости бессрочной лицензии на аналогичную систему, локальное развертывание повлечет за собой расходы на поддержку и обслуживание, которые составляют от 10 % до 20 % от первоначального лицензионного сбора [5]. Облачный сервис (Cloud services) – сервис предполагающий наличие готовых ресурсов для быстрого предоставления в рамках стандартных задач IT сервиса, а именно: использование удаленных серверных ресурсов таких как вычислительные мощности и пространство на жёстких дисках провайдера, это часто называют облачным сервером, но более верным называние будет облачный кластер серверов. Помимо этого, облачный сервис дает возможности для организации IP телефонии, создания телеконференций, развёртывания веб сервисов (сайтов), организации облачного дата центра и т.д. Провайдер облачного сервиса – компания обслуживающая такой сервис и предоставляющая доступ к его ресурсам. 34 Обычно выделяют три категории облачных сервисов: 1. Обычный облачный сервис – предоставляет услуги как компаниям, так и частным лицам на платной основе. 2. Внутреннее облако –решение при котором какая-либо организация сама организовывает обслуживание и использует свой собственный сервер или кластер серверов. 3. Частное облако – отдельный случай внутреннего облака, но применяемый для нескольких предприятий, например, объединённых одним договором или производственным процессом. При грамотной организации в данном случае ресурсы используются более рационально и эффективно, а стоимость значительно меньше для каждого предприятия Выделяют четыре модели облачных сервисов: - IaaS (Infrastructure as a Service - инфраструктура как сервис): Позволяет использовать ресурсы удалённого виртуального (облачного) сервера, как ресурсы собственного. Современные IaaS провайдеры позволяют гибко настраивать тарифный план и самому выбирать объем оперативной памяти, количество ядер процессора и дисковое пространство арендуемой виртуальной машины, а применение измененных настроек потребует от пользователя только её перезагрузки. Как правило, облачные провайдеры уже не ограничивают клиентов и тариф можно менять неограниченное количество раз за день, тариф рассчитывается до посекундной аренды. Так же провайдер гарантирует непрерывную доступность и работоспособность арендованных ресурсов. - PaaS (Platform as a Service - платформа как сервис): Это IaaS но уже имеющая в тарифном плане такие пункты как «Наличие установленной операционной системы», «Наличие предустановленного (возможно лицензированного программного обеспечения)», что весьма удобно и избавляет клиента от необходимости самостоятельной установки и приобретения лицензий. Стоимость лицензий включена. - SaaS (Software as a Service - программное обеспечение как сервис): Использование сервиса, где хранение, обработка данных и непрерывность процесса работы реализуется ресурсами провайдера, а клиент имеет только данные для входа в «личный кабинет» (например, электронный ключ). В случае отдельных сервисов клиенту не обязательно иметь даже компьютер. Например, сервис для ведения бухгалтерии «Quickbooks Online». - BPaaS (Business Process as a Service – бизнес процесс как сервис): Автоматизация бизнес процесса клиента, например, сдача налоговой отчетности или рассылка уведомлений клиентам. Клиент обязан предоставить доступ к части своих бизнес данных (например, отчет из «1С») и оплатить услугу. Некоторые программные продукты ERP представлены в таблице 5.1. 35 Таблица 5.1 – Программные продукты ERP [2] Название 1 «1С:ERP Управление предприятием» («1C:ERP ») ПАРУС Галактика ERP NetSuite SAP ERP SAP S/4HANA Oracle EBusiness Suite Характеристика Логотип 2 3 позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы, контролировать ключевые показатели деятельности предприятия, организовать взаимодействие служб и подразделений, координировать деятельность производственных подразделений, оценивать эффективность деятельности предприятия, отдельных подразделений и персонала. Эффективное решение для автоматизации крупного и среднего бизнеса на современной платформе «1С: Предприятие 8» (компания «1С» www.1c.ru) относится к классу финансово-управленческих систем. С точки зрения производства имеет возможности учета и простейшего планирования. Традиционно очень сильны позиции корпорации в бюджетных организациях (корпорация «Парус» www.parus.ru) входит в комплекс бизнес-решений Галактика Business Suite, главное назначение которого – выполнение в едином информационном пространстве типовых и специализированных задач управления предприятием, холдингом, группой компаний (корпорация «Галактика» www.galaktika.ru) предоставляет набор облачных приложений, который включает финансы / планирование ресурсов предприятия (ERP), HR , автоматизацию профессиональных услуг и омниканальную коммерцию охватывает все участки финансового и управленческого учета, управления персоналом, оперативной деятельности и сервисных служб компании. Обеспечивает полную функциональность, необходимую для реализации информационных сервисов самообслуживания, аналитики. Предоставляет средства для системного администрирования и решения таких задач, как управление пользователями, централизованное управление данными и управление web-сервисами. интеллектуальная ERP-система, SAP S / 4HANA (Highperformance ANalytics Appliance) позволяет использовать преимущества последних инноваций. Например, машинное обучение, встроенное в основные бизнес-процессы, позволяет автоматизировать рутинные действия. SAP S / 4HANA, доступный в облаке, локально или в гибридной среде, обеспечивает интеллектуальное предприятие. Используется технологии помещения всей базы данных в оперативную память сервера (in-memory technology) и технологии «столбцовых баз данных» (column-oriented technology). полный набор интегрированных глобальных бизнес-приложений, которые позволяют организациям принимать более обоснованные решения, сокращать расходы и повышать производительность 36 Oracle Financials Cloud Skubana SYSPRO Acumatica Microsoft Dynamics GP Dynamics 365 Business Central Oracle Manufactu ring Cloud Odoo ERP интегрированное и масштабируемое решение для управления финансами. Oracle Financials Cloud предлагает обширную поддержку глобальным компаниям из самых разных отраслей. облачное универсальное операционное программное обеспечение для обработки и автоматизации управления заказами, инвентаризацией, аналитикой, заказами на закупку и бухгалтерским учетом SYSPRO, основанная в 1978 году, представляет собой промышленное решение для планирования ресурсов предприятия (ERP), призванное упростить бизнес-процессы для производителей и дистрибьюторов. Предоставляет комплексное полностью интегрированное бизнес-решение для эффективного принятия решений, строгого контроля затрат, оптимизированных процессов, повышения производительности, комплексной отчетности и анализа данных в реальном времени, хорошо масштабируется и может быть развернут в облаке, локально или доступен через любое мобильное устройство. Acumatica Cloud ERP - это решение для управления бизнесом для компаний, устойчивых к цифровым изменениям. Acumatica, созданная для сценариев мобильной и удаленной работы и легко интегрируемая с инструментами совместной работы по вашему выбору, обеспечивает гибкость, эффективность и непрерывность операций для растущих малых и средних организаций. (ранее Great Plains) обеспечивает комплексные готовые функции управления бизнесом, от управления операциями и финансами до управления человеческими ресурсами и производством полное ERP-решение для предприятий, которое обеспечивает специализированную основу для пяти отраслей (производство, распространение, розничная торговля, услуги и государственный сектор), а также комплексные основные функции ERP для управления финансами, человеческими ресурсами и операциями оптимизирует внутренние и внешние производственные операции с помощью Manufacturing Cloud, интегрированного с IoT, AI и машинным обучением (ML), чтобы оптимизировать решения в режиме реального времени, одновременно контролируя затраты и качество для успешного перехода к Индустрия 4.0. полностью интегрированный, настраиваемый набор бизнесприложений с открытым исходным кодом. Odoo разработан для удовлетворения потребностей компаний независимо от размера и бюджета. Odoo хранит все бизнес-функции в одном месте, позволяя командам сотрудничать с другими отделами на единой платформе. 37 SAP Business ByDesign SAP Business ByDesign (ByD) - это комплексное облачное программное обеспечение для планирования ресурсов предприятия (Cloud ERP), которое SAP SE продает и использует как программное обеспечение как услугу (SaaS). Предназначено для малых и средних предприятий, а также для дочерних предприятий. Основные области применения: финансовый менеджмент (FIN); CRM; управление проектами (PRO); автоматизация профессиональных услуг (PSA); управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM); управление цепочкой поставок закупок (SCM); управление производственными человеческими ресурсами (HCM); интегрированное управление фондами и грантами; управление бизнес-аналитикой и соблюдением нормативных требований. Рейтинговые оценки программных продуктов ERP от IT-исследовательской и консалтинговой компании SoftwareReviews и онлайн-платформы G2 представлены на рисунках 5.3-5.4. The Data Quadrant - это оценка и ранжирование IT-продуктов для сравнения платформ по параметрам: - Оценка индивидуальных характеристик. - Сравнение возможностей поставщиков. - Рейтинг удовлетворенности пользователей. - Вероятность порекомендовать платформу. https://www.infotech.com/software-reviews/categories/enterprise-resource-planning Рисунок 5.3 – Рейтинг программных продуктов ERP: отчет Business Intelligence Data Quadrant от SoftwareReviews (подразделение ИТ-исследовательской и консалтинговой компании Info-Tech Research Group) 38 На основании пользовательских отзывов и информации из открытых источников в режиме реального времени оценивается показатели: - уровень удовлетворенности клиентов продуктами; - доля рынка продукта. Участники рейтинга делятся на категории: - лидеры рынка; - ведущие компании; - претенденты на лидерство; - нишевые игроки. https://www.g2.com/categories/erp-systems?order=g2_score&page=4#product-list Рисунок 5.4 – Рейтинг программных продуктов ERP: G2 (онлайн-платформа, которая помогает бизнесу принимать решение о покупке программного обеспечения и услуг на основании мнения пользователей) Создание надежной цифровой бизнес-модели требует тщательного выбора ERP-систем, сравнительный анализ, которых, должен базироваться на учете следующих ключевых позиций: - интеграция и консолидация данных между несколькими системами или модулями одного и того же продукта ERP. Все данные должны передаваться и синхронизироваться между всеми модулями или продуктами ERP, используемыми компанией; - стоимость платформы ERP. Оценка финансового воздействия системы ERP требует рассмотрения общей стоимости владения (оцениваются общие затраты на систему, включающие прямые расходы и собственные затраты на IT, с учетом функций базового пакета и функций-надстройками, которые требуют дополнительной оплаты). Продукт ERP, который предо- 39 ставляет стандартные функции ERP (бухгалтерский учет, операции и основные функции для Front Office), более доступен, но может стать дорогим в долгосрочной перспективе. Пакет, который включает стандартные и расширенные функции, потребует более высоких начальных вложений, но в долгосрочной перспективе может потребовать значительно меньших затрат; - инструменты, используемые для создания продуктов ERP (языки программирования и базы данных) - могут существенно повлиять на производительность и удобство использования системы. Приобретение продуктов разработанных с помощью различных инструментов могут стать проблемными в части глобальной информационной интеграции; - развертывание ERP-системы: локально либо в облаке. Для локального программного обеспечения обычно требуется больше штатного ITперсонала для управления и обслуживания системы. Продукты Cloud ERP могут ограничивать вашу внутреннюю настройку и потребовать дополнительной помощи от поставщика программного обеспечения для долгосрочной поддержки и обновлений. Перед внедрением ERP-системы изучаются бизнес-процессы своей организации, чтобы определить наиболее эффективный способ внедрения. Существуют несколько подходов к реализации системы, основные представлены в таблице 5.2. Таблица 5.2 - Подходы к внедрению ERP-системы [2, 3] Подход Поэтапный (Phased Approach) - развертывается одна часть системы ERP за раз, начиная с ядра, а затем поэтапно развертывая дополнительные модули: - по модулю (Phasing by Module) - позволяет сосредоточиться на одной функции бизнеса; Преимущества Недостатки - дает сотрудникам больше времени для изуче- необходимость создания временния программного обеспечения; ных механизмов интеграции дан- позволяет вносить изменения планомерно, по- ных (часть организации будет рабоскольку будет известно сколько времени требутать в старой системе, а часть - в ется для внедрения каждого модуля и обучения новой), что потребует временных сотрудников каждой функции. затрат на создание и тестирование таких интеграций; - ограничение возможности использовать все функции и возможности нового программного обеспечения, при временном частичном использовании предыдущей системы. - по бизнес-единицам (Phasing by Business Unit) - поэтапно по бизнес-подразделениям; Преимущества Недостатки 40 - упрощает количество временных интерфейсов; - необходим процесс интеграции - каждое бизнес-подразделение переходящее на финансовой информации с различновую ERP, может использовать все новые функ- ными бизнес-подразделениями, рации и возможности - бизнес-подразделение полботающими в новой системе и в ностью работает в новой системе; устаревшей - имеются возможности для внесения изменений в процессы или интеграции перед переходом к следующему бизнес-подразделению, обеспечивая постепенное повышение эффективности внедрения на каждом этапе. - по местоположению (Phasing by Location) – вводится поэтапно в некоторых локациях в первую очередь и со временем распространяются на другие локации, если проект дает удовлетворительные результаты. «Большого Взрыва» («Big Bang Approach» или «Direct changeover» или «Go-live date») предприятие переходит на новую систему со всеми модулями и бизнес-единицами одновременно. Преимущества Недостатки - снижается потребность во временной интегра- для крупных организаций, вклюции между новым и устаревшим модулем; чающих несколько бизнес-единиц, - система может функционировать в полном подход менее распространен - рисобъеме - вся система обеспечивает взаимосвязан- кованно переводить на новую синые функции и возможности; стему несколько бизнес-единиц од- нет необходимости разрабатывать новые инновременно, что может вызвать нетерфейсы между устаревшим модулем и новой стабильность работы всей системы. системой; - вся организация может начать отчетность и анализ данных одновременно; - подходит в большей мере для организаций имеющих одно или два бизнес-подразделения. Гибридный (Hybrid Approach) - сочетает в себе несколько различных поэтапных подходов, в зависимости от потребностей и особенностей организации. Организации могут использовать подход «большого взрыва» для небольших бизнес-единиц и поэтапный подход для более крупных бизнес-единиц. По данным Panorama Consulting Group результаты анализа показали, что в 2019 году менее половины организаций используют поэтапный подход, подход «большого взрыва» используют около 25 % респондентов, гибридный подход – 30 % (рисунок 5.5). Phased Approach by Module: Hybrid Approach: Phased Approach by Location: Big Bang Approach: 24,75% Phased Approach by Business Unit: Рисунок 5.5 – Использование способов внедрения ERP-системы, % [3] 41 5.3 Информационные технологии для предприятий нефтегазового сектора Для предприятий нефтегазовой сферы ERP-веддерами предлагается множество корпоративных решений. Корпоративные нефтегазовые решения - это вертикальные ERP-системы с узкоспециализированными отраслевыми функциями, полностью интегрированные со стандартными бизнеспроцессами, такими как маркетинг, бухгалтерский учет и управление персоналом. Основные возможности программного обеспечения для нефтегазовой отрасли:  управление земельными ресурсами: центральное хранилище данных для целей приобретения, отчуждения земельных ресурсов, а также управление арендными участками и т.д.  полевые работы: управление полным производственным циклом, доступ к оперативным данным.  транспортировка и хранение: эффективное использование производственных мощностей (пропускной способности трубопроводов);  бухгалтерский учет: отчетность об объемах, затратах и доходах в цепочке поставок;  поставка и распределение: оптимизация процессов поставок в целях управления спросом и предложением;  эффективный маркетинг: упрощение маркетинговые операции с помощью встроенных маркетинговых возможностей;  мобильность: возможность работы в полевых условиях с мобильными устройствами. Цифровизация нефтегазовой сферы деятельности предполагает развитие и внедрение цифровых решений по следующим ключевым технологическим направлениям: Такие решения как BigData, IoT и Digital Twin часто комбинируются, в результате получается «интеллектуальное» месторождение. Интегрирование таких систем в процесс производства позволяет [4]:  снизить эксплуатационные расходы на 12–20%;  увеличить производительность на 6–12%;  сократить внеплановые остановки на 15–25%;  повысить эффективность с 8% до 12%;  снизить нагрузку на экологию;  повысить уровень безопасности;  повысить производительности труда. 42 «Интеллектуальное» месторождение – система автоматического управления операциями по добыче углеводородов, предусматривающая непрерывную оптимизацию следующих двух моделей: интегрированную модель месторождения и модель управления добычей. Необходимыми условиями для успешного функционирования «интеллектуального» месторождения являются:  определённость информационной модели месторождения;  определённость модели процесса добычи;  программно-аппаратный комплекс;  интерфейсы для оптимизации процессов, моделей и критериев. Таблица 5.3 - Технологии «интеллектуального» месторождения [6] Разработчик Shell Chevron BP Petoro Statoil Hydro North Hydro Halliburton Schlumberger OD DOFF (CERA) Cap Gemini IAOM, ADCO Газпром нефть ЛУКОЙЛ Технология Умное месторождение Smart Fields или Digital Fields i-field Field of the future Smart Operations Integrated Operations eOperations Real Time Operations Smart Wells eDrift Digital oil field of the future Интеллектуальное месторождение Месторождение будущего Умные операции Интегрированные операции Электронное управление Управление в режиме реального времени Умные скважины Правильное направление Цифровое нефтяное месторождение будущего Оптимизация интеллектуального месторождения и удаленное управление Intelligent Field Optimisation and Remote Management/INFORM Integrated Asset Operation Интегрированная модель управления Model активами Цифровое месторождение Интеллектуальное месторождение Наибольший потенциал процесса цифровизации в нефтегазовой сфере наблюдается в технологиях «интеграции данных и аналитики», нацеленных на повышение эффективности бизнес-процессов и способные обеспечивать высокую эффективность длительное время. 43
«Бизнес-процессы предприятий в новой индустриальной экономике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 134 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot