Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использование ПО

  • 👀 569 просмотров
  • 📌 489 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использование ПО» doc
Лекции по дисциплине «Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использование ПО» Т Е М А 1 Содержание, принципы и назначение управленческого учета Современный бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления организацией. Он должен отвечать требованиям международных стандартов, удовлетворять потребностям внутренних и внешних пользователей в информации, выявлять резервы повышения эффективности производства и быть «языком бизнеса». Очевидно, что для удовлетворения перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и отражения информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую. Финансовый учет призван обеспечить отчетной информацией главным образом внешних пользователей: акционеров, учредителей, кредиторов, инвесторов, поставщиков и покупателей, налоговые и статистические органы государства и т.п. Управленческий учет – это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т.п.) Управленческий учет в основном использует те же принципы, что и финансовый, и является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Бухгалтерский учет как единая система учета имущества, капитала и прибыли возник в XV веке. Изначально бухгалтерский учет был предназначен только для внутреннего использования, а оперативное управление осуществлялось путем личного наблюдения. Потребность в учете затрат и калькулировании себестоимости продукции возникла в период зарождения и расцвета мануфактурного производства. Тогда же для определения указанных показателей были разработаны основные принципы попроцессного и позаказного калькулирования. На первых порах своего развития калькуляционный учет был примитивным, простым. Все необходимые процедуры по исчислению себестоимости продукции можно было производить в уме, не всегда отражая их в учетных записях. Промышленный переворот, произошедший в конце XVIII в., переход от индивидуальной и мануфактурной к фабричной организации производства, появление многочисленных промышленных предприятий, компаний и акционерных обществ, а также свободного предпринимательства способствовали возникновению конкуренции, рынков капитала, товаров и труда, а также свободному ценообразованию. В этих условиях возросло значение калькулирования, прежде всего как инструмента оценки рентабельности товаров, уровня выгодности рыночных цен. Конкурентная борьба и, как следствие, необходимость и возможность снижения цен повысили значение калькулирования себестоимости с тем, чтобы точно знать пределы снижения цены. Новое развитие калькуляционный учет получил на рубеже XIX – XX в. Концентрация производства на основе научно-технического прогресса сопровождалась дальнейшим разделением и специализацией труда. Появились новые организационные и технические решения, поточное производство, конвейерная сборка изделий, автоматические линии обработки. Одновременно с этим обнаружились и недостатки калькуляционного учета, дающего, как говорили, «посмертную информацию», по которой невозможно было принять оперативные решения. Началом становления и развития управленческого учета явилось выделение из общей бухгалтерии организаций калькуляционной бухгалтерии. С целью совершенствования калькуляционного учета в ряде передовых стран начали применять новые методы учета затрат на производство и калькулирование – учет затрат по центрам ответственности, калькулирования себестоимости по системам «стандарт-кост» и «директ-костинг», превратившие калькуляционный учет в систему производственного учета. В процессе развития система производственного учета приняла на себя помимо учетной другие функции управления – планирования, контроля, анализа, принятия решений, что превратило эту систему в систему управленческого учета. Управленческий учет – формирование информации о затратах и результатах деятельности предприятия и его структурных подразделений. Произошедшее в середине ХХ века выделение управленческого учета из системы бухгалтерии также связано с развитием техники и технологии производства, науки и практики менеджмента, появлением новых инструментов рынка, усилением конкуренции, необходимостью сохранения коммерческой тайны о результатах производственной деятельности. Увеличилось количество вариантов решения экономических проблем и ситуаций, они усложнились. Возросла и цена ошибки из-за неправильно принятого решения по управлению предприятием. Управленческий учет как самостоятельная подсистема бухгалтерского учета возник в США. Официально он был признан в 1972 году Американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. За сравнительно короткое время эта подсистема распространилась в станах Европы, в Японии, Канаде и др. В экономически развитых странах на постановку и ведение управленческого учета затрачивается до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на подготовку и ведение бухгалтерского учета. В российских нормативных документах по бухгалтерскому учету понятие «управленческий учет» не фигурирует. Тем не менее, курсы «Бухгалтерский (финансовый) учет, «Бухгалтерский (управленческий) учет» официально рекомендованы новыми учебными стандартами для студентов экономических вузов и факультетов. Изучение управленческого учета предусмотрено также Программой подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Потребность в появлении и выделении управленческого учета в России - это веление времени. Необходимость появления на современном предприятии управленческого учета можно объяснить следующими объективными причинами: 1) Развитие рыночных отношений приводит к усилению конкуренции между предприятиями и к быстроменяющейся внешней среде, что выдвигает дополнительные требования в системе управления предприятием: - смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; - необходимость в непрерывном анализе изменений, происходящих на рынке и внутри самого предприятия; - повышение гибкости предприятия для быстрого реагирования на изменения внешней среды и требований клиентов; - необходимость продуманной системы действий, направленных на достижение стратегических и тактических целей предприятия; 2) Усложнение системы управления предприятием требует механизма координации связей между сегментами (структурными подразделениями) внутри предприятия; 3) недостаток существенной, оперативной и своевременной информации о текущей деятельности структурных подразделений и предприятия в целом при наличии избыточной информации «исторического» характера, формируемой в системе бухгалтерского учета. Основу рыночной экономики государства составляют хозяйственные организации (предприятия, фирмы, компании) разных форм собственности, использующие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Она представляет собой сложный комбинационный процесс по производству товаров и услуг, в котором участвуют труд, земля и капитал. Каждый из перечисленных компонентов может быть представлен как затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Все основные процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия: снабжение, производство, сбыт и управление – непосредственно связаны с расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эти расходы могут считаться оправданными, если в результате их осуществления получены доходы, превышающие производственные затраты. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами. Управление представляет собой направленное воздействие администрации организации на хозяйственные процессы в целях увеличении прибыли и сохранение собственного капитала. Основной целью управленческого учета является предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений. Основой принятия и осуществления управленческих решений является информация о всех аспектах деятельности организации. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение. Информация – это факты, данные, результаты наблюдений и т.д., то есть все, что каким-то образом расширяет наши знания. Для менеджера важна любая информация независимо от того, является она объектом учета или нет, поддается количественной оценке или не поддается. Слух о том, что крупный заказчик не удовлетворен качеством продукции организации и готов искать другого поставщика – информация, которая не представляет собой объект учета и контроля, не поддается количественной оценке, но это определенно важная информация. Экономическая информация для управления хозяйственными организациями формируется в системах планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности. Формирование информации возлагается на финансовый и производственный (управленческий) учет, которые выполняют функции не только измерения и фиксации величин наличия, движения и использования ресурсов, но и их планирования. Итак, управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В современной экономической литературе часто отождествляются понятия «управленческий» и «производственный» учет, но с этим согласиться нельзя. Исторически производственный учет является предшественником управленческого учета. Системы производственного учета ранее развивались по существу как расчетные, основной целью которых было определение затрат на производство и выручки на единицу продукции. В настоящее время к производственному учету предъявляются большие требования. Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а так же выявлять возможные резервы экономии. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Информация производственного учета необходима менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Производственный учет является базой управленческого учета. Его «надстроечная» часть представляет собой бюджетирование, управленческий контроль и управленческий анализ деятельности организации и ее сегментов, принятие оперативных управленческих решений, а также составление внутренней отчетности. Управленческий учет пересекается с финансовым в части учета издержек, различие лишь в методах учета затрат: в первом случае речь идет об аналитическом учете, во втором – о синтетическом. На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление. Однако информация финансового и управленческого учета может использоваться в налоговых расчетах. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Основной целью управленческого учета является предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений. Основные пользователи информации управленческого учета – высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты. Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах. Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности. Основными задачами управленческого учета являются: - учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам; - учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям; - исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей; - определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям; - контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности; - планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности; - прогнозирование и оценка прогноза; - составление управленческой отчетности и предоставление ее управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу. ПРЕДМЕТ И МЕТОД УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности. В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений. Кроме того, предметом управленческого учета может стать деятельность отдельных цехов завода, отделов магазина, отделений больницы, т.е. совсем мелких сегментов бизнеса. При этом надо иметь в виду, что каждое структурное подразделение имеет своего руководителя. Объектами бухгалтерского управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использования трансфертных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность. Методы, используемые в бухгалтерском управленческом учете, весьма разнообразны: - элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, оценка и калькуляция, баланс и отчетность); - индексный метод (применяемый в статистике); - приемы экономического анализа (в частности, пофакторный анализ); - математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов и др.). Управленческий учет сегодня не мыслим без ЭВМ. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Постановка управленческого учета должна осуществляться в соответствии с принципами: 1. ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Необходимо регулярно определять ответственность и основные индивидуальные результаты в организации, чтобы осуществлялись действия менеджеров, основанные на информации о способах достижения целей организации. 2. УПРАВЛЯЕМОСТЬ. Управленческий учет определяет операции, на которые могут или не могут воздействовать менеджеры; пытается оценить риск и факторы. 3. ДОСТОВЕРНОСТЬ Информация управленческого учета должна обладать доверием; ее достоверность для пользователя зависит от источника, полноты и доступности. 4. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ Сбалансированность информации управленческого учета зависит: - от использования как внутренних, так и внешних источников; - от ее получения из подразделений, выполняющих взаимодействующие функции, связанные со сбытом, снабжением, производством, персоналом, финансами и т.д. 5. РЕЛЕВАНТНОТЬ Облегчает менеджерам изучение информации ее релевантность – своевременное предоставление в четкой понятной форме с использованием такого количества альтернатив, какое необходимо для принятия обоснованных решений. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета Для сравнения финансового и управленческого учета необходимо рассмотреть сходства и отличия этих подсистем бухгалтерского учета. Таблица 1 Показатели сравнения Финансовый учет Управленческий учет 1. Цель учета Формирование достоверной информации для составления финансовой отчетности., осуществление контроля и выявления резервов Обеспечить менеджеров информацией для принятия научно обоснованных управленческих решений 2. Пользователи информацией Внешние пользователи Внутренние пользователи 3. Обязательность ведения Обязательно Не обязательно, вводится по решению администрации 4. Объекты учета и отчетности Организация в целом Структурные подразделения, центры ответственности и другие позиции 5. Способы учета Использование всех элементов метода бухгалтерского учета Использование элементов метода бухгалтерского учета необязательно. Используются методы количественных оценок 6. Правила ведения учета Правила установлены законодательством Правила устанавливаются организацией 7. Используемые измерители Натуральные, трудовые и обязательно стоимостные Более широкое использование натуральных и трудовых показателей и специфических стоимостных показателей («будущий рубль» и т.п.) 8. Способы группировки расходов По установленным элементам затрат, при необходимости по статьям калькуляции По статьям калькуляции 9. Степень точности информации Достоверная, документально обоснованная Допускаются приблизительные и примерные оценки 10. Временной период Прошедший отчетный период За истекший, текущий и будущий периоды 11. Периодичность составления отчетности Месяц, квартал, год Смена, день, неделя, месяц 12. Сроки представления отчетности Через несколько недель, месяцев Через несколько дней, на следующее утро, немедленно 13.Ответственность за достоверность и своевременность представления информации Установлена Не предусматривается 14. Доступность отчетных данных Доступны пользователям Являются коммерческой тайной 15. Регулирующий орган Минфин РФ Минэкономразвития РФ (разработка рекомендаций)* * При министерстве экономического развития и торговли РФ создан Экспертно-консультационный совет по вопросам управленческого учета . Наряду с перечисленными отличиями финансовый и управленческий учет имеют много общего. 1. Основная часть данных первичного учета используется и в финансовом , и в управленческом учете. 2. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляются как в финансовом , так и в управленческом учете. 3. Способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность) применяются как в финансовом, так и в управленческом учете. Организация управленческого учета Управленческий учет принято считать чем-то совершенно новым для отечественной практики. Но если посмотреть внимательно на инструменты управленческого учета, то окажется, что большинство из них давно известны российским специалистам и в ряде случаев успешно применяется: - нормативный метод учета затрат используется на отечественных предприятиях около 70 лет; - процедура бюджетирования по своей логике принципиально мало отличается от процедуры составления «Техпромфинплана» (кроме начального пункта планирования «Бюджета продаж»); - методология калькулирования себестоимости была проработана учеными для большинства отраслей народного хозяйства. Если раньше, во времена государственно регулируемой экономики, достаточно удачные наработки ученых-экономистов оказались востребованы не в полной мере, поскольку отсутствовали многие стимулы эффективного управления, то в процессе формирования в России рыночной экономики появились иные условия деятельности предприятия. Так, у предприятий появилась юридическая и экономическая самостоятельность, проявляющаяся в относительной свободе принятия решений при формировании производственной программы, выборе поставщиков, потребителей, посредников и других партнеров по бизнесу, ценообразовании, распределении продукции, ресурсов, доходов и т.д. Руководителям приходится принимать управленческие решения по самым разнообразным вопросам деятельности предприятия и нести риск и ответственность за оправданность каждого из них. Как правило, необходимость в управленческом учете назревает, когда на предприятии формируется некоторый уровень управленческой культуры, а руководство предприятия начинает реально осознавать недостатки существующей системы управления, среди которых: - отсутствие механизма планирования деятельности предприятия, позволяющего рассчитывать плановые, экономически оправданные показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых; - отсутствие «прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определять их общую величину, но размер затрат по их видам, статьям, носителям, местам возникновения, центрам ответственности и в других разрезах, необходимых для осуществления адекватного контроля и деятельности и управления; - несовершенство системы внутренней отчетности, удовлетворяющей информационные потребности менеджеров различных уровней управления; - отсутствие механизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов; - отсутствие механизма принятия управленческих решений по ценообразованию, инвестициям, планированию ассортимента продукции и т.д.; - недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала на снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности не только предприятия в целом , но и отдельных подразделений; - отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия. Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Процесс построения системы управленческого учета может быть успешен при соблюдении следующих условий: - активное участие высшего руководства компании; - наличие хороших специалистов; - наличие специальных ресурсов, выделенных для этой задачи. Активное участие высшего руководства компании необходимо на пути организации управленческого учета, т.к.управленческий учет делается с целью удовлетворения информационных потребностей руководителей, принимающих решения, а в первую очередь – для высшего менеджмента компании. А значит, для правильной его постановки специалист должен знать, какую информацию хотят получить руководители компании. И уже основываясь на этом строить систему управленческого учета. Для эффективного внедрения управленческого учета следует привлекать высококвалифицированных специалистов, имеющих соответствующий опыт и сочетающих его со знаниями бухгалтерского финансового учета, налогового учета и анализа. Наличие выделенных ресурсов безусловно необходимо, так как создание системы управленческого учета само по себе является весьма серьезной задачей и требует приличных затрат как времени, так и денег, особенно в крупных организациях со сложной структурой. Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка учетной политики для целей управленческого учета, которая состоит из трех аспектов: организационного, технического и методологического. Организационный аспект предполагает создание специального структурного подразделения управленческого учета с определением его роли и места в общей организационной структуре предприятия. При этом не менее важным вопросом является определение статуса руководителя этого подразделения, который долен быть не ниже статуса главного бухгалтера. Технический аспект учетной политики призван определить технические средства, необходимые для функционирования системы управленческого учета: 1) формирование системы показателей для управления предприятием; 2) выделение объектов учета, разработка учетных регистров управленческого учета; 3) переход к финансовой структуре предприятия и выделение центров ответственности; 4) формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета (автономная и интегрированная система учета); 5) разработка базовых форм управленческой отчетности; 6) разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета; 7) обеспечение информационного взаимодействия всех структурных подразделений предприятия с отделом управленческого учета (документооборот). Методологический аспект определяет: - выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета; - методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих мест затрат и центров ответственности; - разработка процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета; - выбор трансфертных цен; - другие решения. Т Е М А 2 Концепция и терминология, классификация издержек деятельности предприятия Платежи представляют собой уплату в наличной или безналичной форме денег или других платежных средств. Поставленные товары и услуги обычно оплачиваются с некоторой задержкой платежей. Кроме непосредственной оплаты возникает кредиторская задолженность покупателя перед поставщиком. Совокупность этой задолженности и платежей объединяется общим понятием расхода. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации», вступивших в силу с 1 января 2000 года, впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери. Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Затраты – это стоимостное выражение использованных в процессе хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляют с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии. В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль, иначе было бы бессмысленным калькулирование себестоимости продукции, которая формируется в производстве, но признается расходом в момент продажи. Только в момент продажи могут быть отражены доходы, расходы и прибыль. В ходе производства эти показатели не могут быть признаны в силу того, что характеризуют именно процесс обращения и еще «не существуют» до продажи. Производственная бухгалтерия как раз и основана на необходимости исчислить себестоимость без влияния каких-либо прибылей и убытков. Осуществление затрат – это уменьшение одних активов с условием равновеликого прироста других активов, либо прирост активов и обязательств на одну и ту же величину. Это «перетекание» стоимости отражается на калькуляционных счетах. Окончание периода накопления затрат означает необходимость признания актива и расхода. Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности. Под приходом средств понимается их поступление в наличной денежной или безналичной формах, когда предприятие выступает в качестве получателя платежа. Если поставленные товары или представленные услуги оплачиваются не сразу, возникает дебиторская задолженность покупателей. Совокупность поступивших в отчетном периоде платежных средств и дебиторской задолженности по отгруженной продукции и потребленным услугам является выручкой. К доходам кроме выручки от продажи продукции и товаров, работ, услуг относятся платежи за временное владение и использование своих активов, прав и других видов интеллектуальной собственности, от участия в уставных капиталах других организаций и т.п. В более широком смысле доходом организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов в виде денежных средств и иного имущества, а также погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. В управленческом учете в качестве результатов деятельности признается часть этих доходов, обеспечиваемая производством и продажей продукции, работ, услуг. Чтобы определить эту часть, вводится понятие производственной выручки. Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. С точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки - денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции – это один из важнейших разделов управленческого учета, именно себестоимость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, как например: - выпуск какой продукции продолжить или прекратить; - производить или покупать комплектующие изделия; - какую установить цену на продукцию; - покупать ли новое оборудование; - менять ли технологию и организацию производства. Планирование и контроль цен на продукцию, текущих затрат, определение величины предполагаемой прибыли очень важно для любых предприятий и организаций. Но прежде, чем анализировать достигнутые результаты или составлять планы на будущие периоды, необходимо четко понимать классификацию затрат, процесс формирования себестоимости продукции. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции 1. По отношению к себестоимости продукции затраты делят на включаемые и не включаемые в себестоимость продукции. Себестоимость выпущенной продукции определяют прибавление к стоимости незавершенного производства на начало отчетного периода затрат отчетного периода и вычитанием из полученной суммы стоимости незавершенного производства на конец отчетного периода. Следовательно, к включаемым в себестоимость продукции затратам относят стоимость незавершенного производства на начало периода и те затраты отчетного периода, которые непосредственно относятся на выпущенную продукцию. Не включаются в себестоимость продукции стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода, затраты, не относящиеся непосредственно к производству выпущенной продукции, и часть расходов будущих периодов. 2. По экономическому содержанию расходы группируют по элементам затрат и по статьям калькуляции. 3. По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: затраты на сырье и материалы, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. 4. По составу (однородности) различают одноэлементные и комплексные расходы Одноэлементными называются расходы, состоящие из одного элемента, - заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются расходы, состоящие из нескольких элементов, например общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы 5. По способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, зарплата производственных рабочих, потери от брака и др. Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются пропорционально выбранной базе: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и некоторые другие. 6. В зависимости от периодичности возникновения затраты делятся на текущие и единовременные. К текущим относятся затраты, имеющие частою периодичность, например расход сырья и материалов. К единовременным – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Единовременные расходы часто называют дискреционными затратами 7. По участию в процессе производства различают производственные и непроизводственные затраты. Производственные затраты непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и они включаются в их себестоимость. К производственным затратам относятся материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления в единый социальный налог, потери от брака, общепроизводственные расходы и прочие производственные расходы. Непроизводственные затраты (расходы периода) непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (счет 90 «Продажи»). К расходам периода относят расходы по продаже продукции (коммерческие расходы). Общехозяйственные расходы могут включаться в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) или относиться к расходам периода в зависимости от принятого в организации порядка списания ( по полной или неполной производственной себестоимости). 8. По эффективности различают производительные и непроизводительные затраты. Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства ( потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и др.) 9. По возможности нормирования затраты делятся на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые затраты поддаются нормированию и включаются в нормативную базу организации – материальные затраты, заработная плата производственных рабочих и и некоторые другие. Ненормируемые - это затраты, по которым нормы не устанавливаются: потери от простоев, оплата сверхурочных работ и т.п. 10. По временным периодам осуществления различают затраты предшествующих периодов, данного периода и будущих периодов. Затраты предшествующих периодов представлены в незавершенном производстве (по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). При исчислении себестоимости продукции (работ, услуг) к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного периода , затем из полученной суммы вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца. Затраты отчетного периода – это расходы, осуществляемые в отчетном периоде. Основная их часть включается в себестоимость продукции. Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам ( расходы на подготовку и освоение производства и т.д.) Классификация затрат для принятия решений Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия. Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых доходах и расходах. По отношению к объему производства затраты подразделяют на переменные, постоянные и условно-переменные (смешанные). Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, то есть зависят от деловой активности организации. К ним относятся сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды и др. Помимо прямых материальных и трудовых затрат переменными расходами являются некоторые виды косвенных материальных и трудовых затрат – вспомогательные материалы, затраты на инструменты и т.п. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, постоянные затраты - стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. В расчете на единицу продукции переменные расходы составляют постоянную величину. Размер постоянных затрат не зависит от изменения объема производства продукции. К постоянным расходам относят амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям, заработную плату управленческого персонала, арендные платежи и др. Из калькуляционных статей в качестве постоянных расходов принимаются общехозяйственные расходы. В расчете на единицу продукции постоянные расходы изменяются вместе с изменением объема производства. При этом возникает обратно пропорциональная зависимость. Условно-переменные (смешанные) затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональна. Часть этих затрат изменяется вместе с изменением объема производства, а часть остается неизменной. К условно-переменным расходам можно отнести плату за телефон, состоящую из постоянной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменная часть). Из калькуляционных статей к условно-переменным расходам относят общепроизводственные расходы, расходы на продажу и некоторые другие, в составе которых часть затрат является переменными по отношению к объему производства, а часть – постоянными. Затраты, принимаемые в расчет и не принимаемые Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: Первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. При принятии управленческого решения целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а только те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, в управленческом учете называют релевантными. Они участвуют при принятии решений. Затраты, не имеющие отношения к принимаемому решению, называются нерелевантными. Явные затраты – это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг). Альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативного варианта из нескольких. Эти затраты также называют воображаемыми. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решений иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода, возникающая при ограниченных ресурсах. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения. Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода) – это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения. На сумму понесенных затрат уже ничто не может повлиять. К ним относят остаточную стоимость амортизируемого имущества, а также стоимость ранее закупленных материальных ресурсов, которые по ряду обстоятельств невозможно исправить (так называемые неликвиды) и т.п. Инкрементные (приростные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров. Маргинальные (предельные) затраты – это дополнительные затраты на единицу продукции. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования. Регулируемыми называются расходы, величина которых может зависеть от менеджера соответствующего уровня управления. Нерегулируемые расходы не зависят от решений менеджеров. Для руководителя организации почти все расходы организации являются регулируемыми. Для руководителя цеха регулируемыми являются затраты в пределах цеха. Общехозяйственные расходы для него – нерегулируемые. Для бригадира регулируемыми являются только затраты в пределах бригады, цеховые расходы – нерегулируемые. Деление расходов на регулируемые и нерегулируемые имеют большое значение для установления ответственности каждого менеджера и исполнителя за величину расходов. По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые затраты могут контролироваться работниками предприятия. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации – повышение цен на оборудование и топливо–энергетические ресурсы, изменение налогов и т.п. Система контроля за затратами предусматривает деление их на затраты в пределах норм, плана, сметы и на отклонение от норм, плана, сметы. Выявление указанных отклонений позволяет менеджерам принимать решения по управлению затратами. Производственная мощность. Релевантный уровень Поскольку поведение затрат определяется в зависимости от объема производства, необходимо определить показатели, его характеризующие. Производственная мощность – это верхний предел объема производства компании при данном реально существующем объеме производственных ресурсов. Другими словами, это объем производства продукции, который компания может выполнить в данный период времени. Различают три вида производственной мощности: теоретическая (идеальная), практическая и нормальная. Теоретическая мощность – это максимальный выпуск продукции, которого может достигнуть подразделение или предприятие в целом, если все машины и оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев. Она необходима для определения максимально возможных уровней производства. Практическая мощность – это теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев (простоев машин, оборудования для смены инструмента, ремонта, обслуживания, переналадки и перерывов для рабочих). Практическая мощность, как и теоретическая, редко используется предприятиями. При практических расчетах компания чаще использует нормальную мощность. Нормальная мощность –это среднегодовой уровень производственной мощности, необходимый для удовлетворения потребностей ожидаемых продаж. Эта величина уточняется сезонными колебаниями деловой активности. Нормальная мощность – это реальная мера объема продукции, который предприятие вероятно произведет, а не объема, который может производиться вообще. При рассмотрении вопросов управленческого учета будем предполагать, что предприятие работает с нормальной мощностью, т.е. предприятие имеет незадействованные производственные мощности, которые можно использовать при увеличении покупательского спроса. Традиционное определение переменных затрат предполагает линейную зависимость между затратами и объемом производства. Однако большинство затрат не находятся в линейной зависимости от производственной мощности. Переменные затраты с линейной зависимостью легко анализировать прогнозировать при планировании контроле затрат. Нелинейные затраты трудно планировать, но их необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Метод линейной аппроксимации позволяет превратить переменные затраты с нелинейной зависимостью в линейные. Этот метод использует понятие релевантных уровней. Релевантный уровень – это диапазон деловой активности (объемов производства или объемов продаж), в рамках которого фактические операции осуществляются с достаточной степенью определенности. В пределах этого уровня многие нелинейные затраты могут быть оценены как линейные. Постоянные затраты остаются неизменными внутри релевантного уровня объема производства. Но если рассматривать очень длительный период, то все затраты имеют тенденцию к изменениям и колебаниям. Таким образом, затраты являются постоянными только внутри ограниченного периода времени. Поэтому для целей планирования и управления используют годовой отрезок времени. Ожидается, что внутри этого периода постоянные затраты остаются неизменными. Т Е М А 4 Основные модели учета затрат Система учета затрат – это совокупность способов определения их фактической величины. Могут быть системы учета, основанные на исчислении реальных, действительно имевших место в данном отчетном периоде расходов, определение средних затрат за это же время и учете фактических издержек производства и сбыта на базе нормативных затрат. Кроме того, в зависимости от полноты учета расходов различают способы определения полных затрат на изготовление и продажу продукции и метода учета сокращенной себестоимости. Учет реальных (фактических) затрат предшествовал всем остальным его видам. При его организации и ведении расходы хозяйственной организации фиксируют и относят на себестоимость продукции в той их величине, в которой они имели место в данном отчетном периоде. Сырье и материалы оценивают и списывают по фактическим ценам и затратам каждой покупки, заработную плату во время отпуска, расходы на ремонт основных средств и др. нерегулярные затраты и платежи отражают в учете операций того месяца или квартала в том размере, в котором они имели место .Издержки отчетного периода принимают к учету такими, какими они были в реальности. Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются, расходы прошлых периодов (кроме амортизации) во внимание не принимаются. Коммерческие расходы по продаже учитывают по каждой сделке. Система учета реальных затрат имеет ряд ДОСТОИНСТВ: - она отражает действительно имевшие место в данном месяце или квартале расходы и финансовые результаты продаж, не усредняя и не выравнивая их по периодам в течение года; - создает возможности для выявления результатов реализации продукции и услуг по каждой сделке. Предприниматель, зная о возможных колебаниях доходов и расходов в различные месяцы года, из-за сезонности производства и сбыта продукции, необходимости летних отпусков для большинства персонала и влияние др. факторов, может заранее подготовить к этому соответствующие запасы ТМЦ и денежных средств, сбалансировать их приток и отток, оценить реальные результаты продаж. НЕДОСТАТОК этого метода состоит в высокой трудоемкости ведения учета и сложности калькуляционных расчетов. Поэтому применять систему учета реальных затрат целесообразно на небольших предприятиях и в хозяйственных организациях с хорошо налаженной автоматизацией обработки экономической информации. Однако основной недостаток этого метода в том, что учет фактических затрат исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Учет себестоимости на основе средних затрат Учет и калькулирование фактической себестоимости на основе средних затрат – наиболее распространенная в нашей стране практика. Она сформировалась в годы централизованно управляемой экономики, стабильных тарифов на материалы, услуги и готовую продукцию, единых правил исчисления себестоимости и финансовых результатов деятельности. Централизованная система делала необходимым выравнивание затрат предприятия по периодам внутри года, настоятельно требовала постоянного упрощения учета, снижения его трудоемкости. Т.к. учет и калькуляционные расчеты на большинстве предприятий выполнялись в то время вручную. Исчисление фактической себестоимости на базе средних затрат исходит из того, что сырье и материалы при оприходовании и списании оценивают по средним ценам приобретения, транспортно-заготовительные расходы относят на затраты по среднему проценту, применяют усредненные ставки распределения издержек между отчетными периодами и между готовой продукцией и незавершенным производством. Себестоимость реализованной продукции определяют не по каждой продаже, а в целом по предприятию. Широко используют счета «Расходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих платежей», предназначенные для равномерного отнесения неравномерно возникающих во времени расходов (на оплату отпусков, ремонтные работы, затраты на освоение продукции и др.). По существу действующая в настоящее время система бухгалтерского учета расходов и результатов деятельности предприятия основана на измерении средних затрат. ПРЕИМУЩЕСТВО этого варианта состоит в значительном облегчении учетной работы, снижении трудоемкости. Выравнивание затрат по месяцам и кварталам в пределах года позволяет более или менее равномерно платить налоги на прибыль и доходы предприятия. Возникает возможность выявления отклонений по ценовому фактору, сравнения отчетных (плановых) и фактических ставок списания предельных расходов. НЕДОСТАТОК этого варианта учета себестоимости состоит в том, что средние затраты могут иногда значительно отличаться от реальных расходов месяца и квартала, а для большинства управленческих решений необходимо знать величину реально существующих или ожидаемых затрат. Для крупных и средних предприятий система расчета фактической себестоимости на основе показателей средних затрат наиболее приемлема в настоящее время. Это не исключает возможности и необходимости использования в отдельных случаях параллельного измерения величины реальных затрат отчетного периода в течение года, расчетов эффективности отдельных хозяйственных операций и сделок. Измерение затрат в системе нормативного учета Для организации учета затрат на производство весьма важно, как определяется их абсолютная величина, как формируется фактическая себестоимость продукции. Изначально затраты подсчитывали путем накопления расходов в течение заранее определенного периода. Со временем наука и практика выработали и другие, более рациональные методы формирования учетной информации о затратах. Суть их заключается в том, что преобладающую часть фактических затрат на изготовление продукции можно рассчитать предварительно, еще не приступая к ее производству. Для этого нужно иметь детально разработанную конструкцию изделия, состав продукции и технологию ее производства по операциям, установить соответствующие нормы (стандарты) издержек и рассчитать нормативную калькуляцию. Данные нормативной калькуляции по видам затрат умножают на фактическое число изготовленных деталей, полуфабрикатов и изделий и определяют нормативную себестоимость фактического выпуска изделий. Прибавив к этой себестоимости отдельно учитываемые отклонения от норм по видам затрат, получим фактическую себестоимость (фактические расходы на производство) продукции. Принцип определения фактических расходов как суммы заранее заданных нормативов (стандартов) и отклонений от них (стандарт-кост) был впервые предложен и реализован в начале ХХ века в США, а затем и других, главным образом европейских, странах. В 30-е годы прошлого столетия он начал внедряться и в нашей стране. Нормативный метод учета фактических затрат основан на предварительном расчете норм расхода на изделие, вид работ или место издержек по всем или важнейшим слагаемым себестоимости. Нормативный метод учета фактических затрат основан на предварительном расчете норм расхода на изделие, вид работ (услуг) или место издержек по всем или важнейшим слагаемым себестоимости. Нормы прямых затрат разрабатываются на детали, узлы, полуфабрикаты, изделия, технологические операции обработки или переработки. По расходам на обслуживание производства, управление и сбыт составляют бюджетные нормативные сметы. Общая сумма фактических затрат на выпуск продукции и на единицу каждого ее вида определяется как алгебраическая сумма затрат по нормам и отклонений от норм. Нормативный метод учета фактических затрат позволяет оперативно контролировать их величину, не дожидаясь окончания месяца, квартала, года, выявлять отклонения от норм и нормативов, своевременно принимать меры по предотвращению удорожаний, перерасходов, ликвидации причин, их вызывающих. Общая сумма затрат на производство и себестоимость единицы измерения объема продукции, работ, услуг определяются точнее, поскольку подавляющая часть издержек рассчитывается на базе дифференцированных, индивидуальных для каждого изделия и вида работ норм, а отклонения обычно составляют незначительную ( хотя и важную для управления) величину. В составе нормативных расходов могут быть обособлены нормы на начало учетного периода и изменения норм. Они имеют место при изменении конструкции изделия, технологии производства, состава материальных и трудовых затрат в результате внедрения новой техники и др. оргтехмероприятий. Как правило, нормы расхода уменьшаются, становятся жестче. Но для повышения качества продукции, при улучшении ее дизайна и упаковки, нормативы издержек могут возрасти. Изменение норм оформляется соответствующими документами (извещениями об изменении норм, приказами на замену и т.п.). Целевое назначение нормативного метода учета – выявление и систематизация отклонений от норм и нормативов. Они могут возникнуть по большинству видов затрат материальных и топливно-энергетических ресурсов, операций по их обработке и использованию практически во всех цехах, отделах и службах предприятия. Возможных причин и виновников отклонений очень много, их перечень зависит от технологических особенностей производства продукции, потребляемых материалов и т.п. По затратам сырья и материалов прежде всего устанавливается единая для предприятия номенклатура причин отклонений и их виновников, разрабатывается система их цифрового обозначения (коды и шифры). Причины отклонений: - вынужденная замена материалов; - низкое качество сырья и материалов; - качество использования материалов; - изменение технологии; - неисправность оборудования. Основными методами выявления отклонений являются: - сигнальное документирование; - учет партионного и непрерывного раскроя материалов; - предварительный расчет отклонений по фактической рецептуре запуска материалов в производство (расчетно-аналитический метод); - инвентарный метод. Контроль за производственными расходами на оплату труда ведется на основе информации об отклонениях. Для выявления отклонений используют те же методы, что и в учете затрат сырья и материалов: метод сигнального документирования, метод партионного и непрерывного раскроя, инвентарный метод. Учет затрат на основе полной и сокращенной номенклатуры расходов Метод учета сокращенных затрат – это подход к учету затрат и калькулированию себестоимости продукции, при котором для исчисления себестоимости продукции и оценки запасов учитываются только переменные производственные затраты. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы являются теми элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции. Постоянные общепроизводственные расходы рассматриваются как расходы текущего отчетного периода. При методе учета полных затрат, напротив, все производственные затраты (и переменные и постоянные) участвуют в расчете себестоимости продукции. При использовании этого метода только коммерческие , общие и административные расходы рассматриваются как периодические расходы. Сторонники метода учета переменных затрат считают, что компания имеет постоянные операционные затраты вне зависимости от того, работает она или нет. Например, расходы на аренду оборудования, заработная плата руководителя цеха, налоги на имущество и многие другие расходы будут иметь место, даже если в этом цехе ничего не производится в этом периоде. Эти затраты не имеют прямой зависимости с объемом производства и не должны учитываться при расчете себестоимости единицы продукции. Постоянные производственные затраты имеют более тесную связь с временным периодом, а не с объемом производства. Противники метода учета переменных затрат утверждают, что без постоянных производственных расходов производство остановится, поэтому эти затраты являются составной частью себестоимости продукции. При оценке метода учета переменных затрат необходимо учитывать, что он очень полезен для целей принятия внутренних управленческих решений, но международные стандарты бухгалтерского учета не рекомендуют использовать метод учета переменных затрат при составлении внешней финансовой отчетности. Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и на форму отчета о прибылях и убытках. При методе учета полных затрат себестоимость реализованной продукции будет, как правило, больше, чем при методе учета переменных затрат. Потому что в этом случае все производственные затраты как переменные, так и постоянные, включаются в производственную себестоимость, и они участвуют в расчете себестоимости единицы продукции, которая в результате будет больше, чем при методе учета переменных затрат. Все производственные затраты, как прямые материальные, прямые трудовые, так и общепроизводственные расходы распределяются между остатками незавершенного производства, остатками готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции. При методе учета переменных затрат при расчете себестоимости единицы продукции учитывают только переменную часть производственных расходов, а все постоянные расходы рассматриваются как затраты, относимые на период времени. Следовательно, постоянные затраты не относятся к остаткам незавершенного производства, остаткам готовой продукции на складе и себестоимости реализованной продукции, а полностью списываются на уменьшение операционной прибыли. Калькулирование производственной себестоимости В соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности в себестоимость продукции должны быть включены лишь производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы в калькулировании производственной себестоимости участвовать не могут. Приказ Минфина РФ от 27.03.1996 г. № 31 предоставил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость. На сегодняшний день для организаций любых видов деятельности в учетной политике разрешено принятие порядка списании общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». Этот шаг сделан в направлении дальнейшей гармонизации отечественного учета с международными стандартами. Независимо от выбранных предприятием методов калькулирования в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета общехозяйственные расходы никогда не участвуют в калькулировании и оценке запасов, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия. В случае использования этого приема предприятия обязаны записать о нем в своей учетной политике. Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ: 1. Снижение трудоемкости учета, его упрощение. Точное определение себестоимости продукции в рыночных условиях не являются самоцелью, тем более что не существует систем, позволяющих составить точную калькуляцию. Поэтому принципом исчисления себестоимости изделия должна быть не полнота включения затрат, а способ их отнесения на то или иное изделие. Необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что общехозяйственные затраты не связаны с производством данного конкретного изделия, а является следствием содержания и обслуживания всего предприятия. 2. Совокупная прибыль будет одной и той же при использовании разных систем калькулирования, следовательно, размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию должен совпадать. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период. На предприятии момент отгрузки может опережать момент оплаты, общехозяйственные расходы составляют, например, в среднем 25% от общей суммы расходов, приходящихся на отгруженную продукцию. Списание общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» может завысить себестоимость реализованной продукции, снизить прибыль на величину общехозяйственных расходов и тем самым уменьшить сумму периодического платежа по налогу на прибыль, что позволяет предприятию временно сохранить необходимые оборотные средства. 3. Данный способ списания расходов позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйственных расходов. Увеличение товарных запасов ведет к увеличению налога на имущество предприятия. Следовательно, калькулирование производственной себестоимости приведет к уменьшению налога на имущество. По крайней мере для общехозяйственных расходов, приходящаяся на нереализованную продукцию, не будет попадать под налогообложение. Т Е М А 4 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ И НАЗНАЧЕНИЮ Основой для расчета затрат в управленческом учете является группировка расходов предприятия по видам издержек, местам их формирования (цехам, участкам, центрам ответственности) и объектам калькулирования (видам продукции, работ, услуг). Группировка затрат по видам является базовой для учета расходов по местам формирования и носителям издержек. Кроме того она необходима для контроля затрат по их разновидностям, формирования информации об общем расходе ресурсов предприятия, оценки их релевантности, соответствия требованиям налогообложения, правилам составления баланса и других форм финансовой отчетности. Учет затрат по видам – первое необходимое условие для итогового контроля издержек. Такая классификация затрат по существу определена главой 25 НК РФ. Это материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления, прочие расходы. Организация такого учета позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости произведенной продукции – процентное соотношение отдельных элементов себестоимости в общей стоимости затрат на производство. В результате анализа структуры себестоимости у предприятия появляется возможность определить имеющиеся резервы по ее снижению. Так, резервом снижения себестоимости материалоемкой продукции ( продукции, в структуре себестоимости которой высока доля материальных затрат) является рациональное использование материалов. Фондоемкая продукция, где наибольшая доля затрат приходится на амортизационные отчисления, в целях снижения ее себестоимости нуждается в более эффективном использовании основных средств и т.д. Исчисление и оценка материальных затрат на производство Учет потребления в процессе производства материальных ресурсов предполагает: - выявление затрат материальных ресурсов - определения соответствия фактических затрат утвержденным нормам, причин отклонения от этих норм - достоверную оценку стоимости потребленных материальных ресурсов - обоснованное распределение затрат материальных ресурсов по объектам учета и калькулирования - контроль за сохранностью материальных ресурсов в производстве. При организации учета материальных ресурсов используется два основных подхода - лимитирование отпуска; - контроль использования. Лимитирование отпуска предполагает использование лимитно-заборных карт и других документов, ограничивающих отпуск материальных ресурсов. Для контроля использования материалов применяются следующие основные способы: - учет использования партии материалов; - инвентарный; - предварительный контроль (сигнальное документирование). 1. Учет использования партии материалов. Сущность метода состоит в определении нормативных расходов путем умножения количества фактически изготовленной из партии материалов продукции на нормы расхода. Сравнение нормативных расходов со стоимостью фактического количества использованных в процессе производства материалов показывает отклонение от норм – экономию или перерасход. Одновременно контролируют образование и использование отходов производства. Результаты использования партии материалов фиксируются в раскройном листе. 2. Инвентарный метод. Сущность данного способа контроля состоит в периодической инвентаризации материалов на рабочих местах , составления баланса их движения и определении фактического расхода материалов и отклонений от действующих норм. Документальной формой, используемой при инвентарном методе, может быть карта оперативного учета материалов. 3. Предварительный контроль. Этот способ заключается в выявлении отклонений от норм при помощи документов, оформляемых до запуска материалов в производство. Такие документы носят сигнальный характер и оформляются в случае вынужденных изменений норм расхода материалов. Например, при замене материалов оформляется акт замены. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организации по основным видам сырья и материалов. В большинстве организаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам. В качестве учетных цен на материалы применяются: договорные цены, фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода, планово-расчетные цены, средняя цена группы материалов. При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». В финансовом учете в соответствии с ПБУ 5/01 определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов: - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени закупок ( метод ФИФО); - по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО). Согласно международным стандартам, оценка материальных затрат и запасов сырья и материалов, полуфабрикатов и товаров производится по одному из семи вариантов или методов: ЛИФО, ФИФО, ХИФО, ЛОФО, по средним ценам приобретения, твердым учетным ценам, на основе непрерывной ( перманентной) переоценки. Все эти методы применяются в управленческом учете. При методе ХИФО товарно-материальные ценности списываются на затраты предприятия по наивысшей цене независимо от последовательности приобретения. Разницу относят на финансовые результаты деятельности организации. В системе оценки ЛОФО списание затрат материалов и товаров производится по минимальной цене закупки данного материала или товара независимо от того, когда они приобретены. Разница между учетной и фактической стоимостью ресурсов также относится на финансовые результаты. Оценка по средним ценам приобретения осуществляется путем умножения количества расхода материалов на средневзвешенные цены в течение периода приобретения с учетом переходящего остатка на его начало. Оценка по твердым ценам ведется в течение года по заранее установленным ценам и тарифам независимо от текущих цен закупки. Отклонение от этих цен списывают на издержки в конце учетного периода самостоятельной корректирующей статьей расходов сбытовой деятельности организации. Метод перманентной переоценки заключается в том, что оценка потребляемых материалов осуществляется по текущим рыночным ценам на дату списания. Разница в оценке может рассматриваться как результат деятельности службы логистики (снабжения). Наиболее приемлемым для управленческого учета считается метод оценки ФИФО, поскольку обеспечивает более объективные данные о затратах на потребленные или реализованные материалы и товары и стоимости неиспользованной части запасов. Поскольку оценка запасов основывается на цене последних по времени приобретения материалов и товаров, она ближе к текущей рыночной себестоимости. Вместе с тем себестоимость продукции, исчисленная на основе цен первых по времени приобретения материалов, не в полной мере соответствует текущим условиям, отстает от них. В период роста цен на сырье и материалы себестоимость продукции занижается, а прибыль завышается. В периоды падения цен наблюдается обратная картина. Кроме того, из-за необходимости отслеживания цен каждой партии приобретаемых материалов учет становится громоздким. Осложняется и сопоставление себестоимости отдельных заказов, поскольку цена отпускаемых в производство материалов может изменяться от партии к партии даже в пределах одного и того же дня. Вот почему в условиях возрастания темпов инфляции более оправдано применение метода перманентного ЛИФО, поскольку он уменьшает искусственно создаваемую прибыль от продаж. При любом варианте важно соблюсти последовательность оценки материалов и реализованных товаров при их списании, правильность применения методики ФИФО и ЛИФО. Одним из недостатков существующей практики является стремление списывать на затраты расход товарно-материальных ценностей по наиболее высокой цене, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль. Эта ошибка может привести к тому, что в балансе остаток неиспользованных материалов и непроданных товаров может быть отрицательной величиной, что противоречит здравому смыслу. Выбор варианта оценки зависит от учетной политики организации. Применение твердых учетных цен позволяет выявить ценовые отклонения и их причины. Оценка материалов по средним ценам обеспечивает большую точность исчисления финансовых результатов по периодам (месяцам, кварталам) в пределах года. Применение методов ЛИФО, ФИФО, ХИФО, ЛОФО дает возможность регулировать прибыль в пределах года и нескольких смежных лет. В трудные для предприятия периоды выбирают метод, дающий наименьшую стоимость потребленных материалов, в благополучные годы – наибольшую. Важное значение в управленческом учете имеет управление запасами товарно-материальных ценностей. Запасы должны поддерживаться в пределах нормативов, установленных администрацией. Излишние запасы сырья, материалов, инструментов и других аналогичных ценностей ведут к потерям дохода с оборотного капитала, оставленного в запасах, увеличению потерь из-за порчи, устаревания, увеличивают расходы на хранение, страхование. Недостаточность запасов чревата возможными остановками производства, срыва поставок. Уровень запасов сырья и материалов зависит от: - прогнозных оценок объемов производства; - возможности пополнения запасов и надежности поставщиков; - цен на сырье и материалы. Если они в данный момент ниже обычных, предприятие может закупить их больше, чем требуется для текущих потребностей. Учет затрат на оплату труда Задача учета затрат на оплату труда распадается на две составляющие: учет численности работающих и учет выработки. Учет численности работающих и использования рабочего времени осуществляется на основании табельного учета. Учет выработки должен организовываться исходя из характера технологического процесса, организации производства и действующих систем оплаты труда. Виды оплаты труда: основная и дополнительная. Системы оплаты труда: тарифная и бестарифная. Формы оплаты труда: повременная (простая повременная, повременно-премиальная), сдельная (прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная), аккордная. В соответствии с действующими положениями всю сумму начисленной заработной платы производственных рабочих разделяют на две части: заработная плата по нормам и отклонениям от норм. Отклонения от норм выявляются методом документирования. Для контроля за отклонениями по заработной плате целесообразно по пятидневкам и декадам составлять ведомость на отклонения, в которой указывают причины и виновников отклонений. Отчисления на социальные нужды. Повторить самостоятельно. Методы исчисления амортизации. Повторить самостоятельно. На практике в управленческом и финансовом учете чаще всего используется линейный метод начисления амортизации. Он проще с технической точки зрения и исключает возможности искусственного завышения или занижения затрат по конъюнктурным соображениям. Учет расходов на обслуживание производства и управление Комплексные расходы на обслуживание производства и управление включают затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, цеховые (общепроизводственные) и общезаводские (общехозяйственные) расходы предприятия. Степень их комплексности, количество самих статей могут быть различными. Это зависит главным образом от величины предприятия и соответствующих расходов на управление им, от организации их учета и контроля. В действующей в настоящее время в нашей стане практике бухгалтерского учета в составе расходов на обслуживание производства и управление рекомендовано учитывать две статьи: цеховые и общезаводские расходы, которым в плане счетов соответствуют счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Ранее дополнительно обособлялись, а на ряде предприятий и сейчас отдельно учитываются расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования. В отличие от основных затрат, связанных с производством конкретных видов продукции и зависящих от ее объема, расходы на обслуживание производства и управление принадлежат всей массе продукции и зависят от длительности учетного периода. Основные затраты относятся на себестоимость изготовления конкретных изделий прямо, а расходы на обслуживание производства и управление, как правило, только после распределения пропорционально установленным базам. Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. Общепроизводственные расходы можно отнести к условно-переменным, так как они объединяют расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами (стоимость смазочных и обтирочных материалов, оплата труда наладчиков, ремонтных и других вспомогательных рабочих). Размеры этих расходов во многом зависят от объемов производства, чего нельзя сказать о второй группе накладных расходов – общехозяйственных. Если расходы на содержание и эксплуатацию оборудования не выделены в самостоятельную статью калькуляции, они также учитываются в составе общепроизводственных расходов. Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре общепроизводственных расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию Наиболее распространена следующая типовая номенклатура статей расходов: 1. Содержание аппарата управления цеха. 2. Содержание прочего цехового персонала. 3. Содержание и ремонт производственного оборудования. 4. Содержание и ремонт производственных зданий. 5. Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. 6. Перемещение грузов внутри предприятия. 7. Потери от простоев, порчи материальных ценностей и пр. 8. Прочие общепроизводственные расходы. 9. Общепроизводственные расходы непроизводственного характера. Внутри каждой статьи можно организовать аналитический учет для более подробной расшифровки затрат с целью их конкретизации. Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументировано принимать решения. С целью получения информации, пригодной для принятия решений, смету общепроизводственных расходов обычно корректируют с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставляют с фактическими расходами. В конце отчетного периода на суммы фактических общепроизводственных расходов составляют запись: Д-т сч. 20, 23, 28 К-т сч. 25 Учтенная сумма общепроизводственных расходов распределяется между готовой продукцией и услугами, оказанными на сторону, а затем между видами изделий. На сторонние работы и услуги, в том числе оказанные цехам своего предприятия, они списываются в виде заранее определенной плановой ставки на единицу объема работ и услуг. Между видами основной продукции в разных отраслях промышленности их распределяют пропорционально: - величине прямых затрат; - заработной плате производственных рабочих; - стоимости обработки сырья и материалов и т.д. Важным принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции. Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счете – на прибыль организации. Вместе с тем выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, более обоснованным принципам учета и калькулирования и быть нетрудоемким и простым для понимания. При выборе базы распределения следует руководствоваться содержанием отраслевых методических рекомендаций по учету, планированию и калькулированию себестоимости, если таковые имеются, а там где таких рекомендаций нет, - экономическим смыслом и особенностями производственной и коммерческой деятельности предприятия. Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26. Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов. Типовой номенклатурой предусмотрено выделение следующих статей общехозяйственных расходов промышленных предприятий: Расходы на управление предприятием 1. Заработная плата аппарата управления. 2. Командировки и перемещения. 3. Представительские расходы. 4. Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны. 5. Прочие расходы. Общехозяйственные расходы 1. Содержание прочего общезаводского персонала. 2. Амортизация основных средств. 3. Содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения. 4. Производство испытаний, опытов, исследований, изобретательство и техническое усовершенствование. 5. Охрана труда. 6. Подготовка кадров. 7. Оргнабор рабочей силы. 8. Прочие общехозяйственные расходы. Налоги, сборы, отчисления Непроизводительные расходы 1. Потери от простоев. 2. Недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе. Общехозяйственные расходы , называемые расходами по управлению, как никакие другие издержки производства и обращения, подвергаются нормированию и лимитированию со стороны со стороны государства для целей налогового учета (затраты на командировки, представительские расходы, расходы на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей). В конце отчетного периода счет 26 закрывается: Д-т 20, 23, 90 К-т 26 При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности последние напрямую не связаны с объемом производства – его падением и ростом, их размер скорее зависит от продолжительности отчетного периода. Поэтому распределение общехозяйственных расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер. ТЕМА 4 Нормативный учет на базе переменных затрат (директ-костинг) Понятие директ-костинга Системы управленческого учета характеризуются различными признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков – полнота включения затрат в себестоимость производства и продаж продукции, товаров, работ, услуг. Различают две основные системы управленческого учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. традиционный учет полной себестоимости, и систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объема производства, получившую название директ-костинг. Учет по полной себестоимости может быть нормативным и ненормативным. Стандарт-кост предназначен для измерения полных затрат предприятия. Нормативный учет на базе переменных расходов, или директ-костинг, можно считать дальнейшим развитием стандарт-коста. Директ-костинг – это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции, произведенной за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы прямо связанные с количеством продукции, произведенной за единицу времени. Только прямые затраты и переменные косвенные расходы вовлекаются в исчисление себестоимости изделий. Это касается как оценки запасов полуфабрикатов и готовых изделий при составлении заключительного годового баланса, так и оценки затрат, относящихся к реализованной за отчетный период товарам. Постоянные расходы при директ-костинге учитываются на счете прибылей и убытков. Российские нормативные акты по бухгалтерскому учету разрешают относить их на себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, минуя счета затрат на производство. Калькуляционная система «директ-костинг» получила широкое распространение за рубежом в середине ХХ века. Ее возникновение связывают с Великой депрессией в США в 1928 г. и желанием снизить искажение величины прибыли. Если построить отчеты о прибылях и убытках по альтернативным системам, основываясь на одних и тех же данных, то расхождение итогового показателя будет тем больше, чем больше величина запасов. В период Великой депрессии скопилась значительная величина запасов, приведших к искусственному искажению прибыли. Основные идеи этой системы были сформулированы в 1936 г. американским экономистом Д. Харрисом. На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы «директ- костинг» - система учета прямых затрат. Позднее директ-костинг трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменным расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии, в результате чего в различных странах эта система именуется по–разному. В Германии и Австрии для этого используются термины учет частичных либо граничных затрат и учет суммы покрытия. В Великобритании директ-костинг называют учетом маржинальных затрат, во Франции – маржинальный учет. При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету чаще других встречается название «учет ограниченной или сокращенной себестоимости». Большинство специалистов в нашей стране и за рубежом предпочитают название «директ-костинг». Таким образом, принципиальное отличие системы директ-костинг от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются. Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. При системе директ-костинг схема построения отчетов о прибылях и убытках многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, два показателя: маржинальный доход и прибыль. Прибыль организации в данном случае определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат. Величину маржинального дохода можно определить и как сумму постоянных расходов и прибыли. Эту величину в литературе называют по-разному: валовым доходом, валовой прибылью, брутто-прибылью, суммой покрытия. Важной особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; составлять сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или безубыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием. Преимущества директ-костинга В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинг, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Директ-костинг дает возможность контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные затраты или гибкие сметы, т.е. директ-костинг организуется в сочетании со стандарт-костом. Применяя принципы стандарт-коста в системе директ-костинг, устанавливаются нормы на постоянные затраты; в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные. Директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов. Важное достоинство системы состоит в том, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более обозримой, а отдельные затраты – лучше контролируемыми. Система директ-костинг позволяет проводить эффективную политику ценообразования. В некоторых случаях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправдано даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет система директ- костинг.
«Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использование ПО» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 134 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot