Биография Данте Алигьери
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание 1.
План
1. Биография Данте Алигьери.
1.1 Детство и юность Данте Алигьери
1.2 Зрелые годы
1.3 Любовь к Беатриче и пробуждение таланта поэта
1.4 «Новая жизнь»
1.5 Обвинение в измене против церкви, изгнание и скитание.
2. Божественная комедия.
Конспект лекции
Биография
Будущий поэт родился во Флоренции в старинной и благородной семье. Учась в школе, он познакомился с геометрией и астрономией, историей и античным искусством. Своими первыми учителями в литературе Данте считал древнегреческого баснописца Эзопа и древнеримских поэтов Вергилия и Овидия.
Данте очень любил Флоренцию. Это был город-государство, который гордился своим достатком, независимостью, демократической конституцией.
Зрелые годы Данте проводит на службе республике, участвуя в её войнах, выполняя дипломатические поручения. За власть в городе боролись две партии — гвельфов и гибеллинов. В правящей партии гвельфов происходит раскол, и Данте решительно встаёт на сторону тех, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под власть папы. Горожане оценили мужественную позицию поэта и избрали его в городское самоуправление — в Совет Ста. Данте тогда было тридцать шесть лет...
К этому времени Данте уже большой поэт. По его собственному признанию, толчком к пробуждению в нём поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари — юной и прекрасной Беатриче.
Беатриче вышла замуж, но в двадцать пять лет она умерла.
Написанная у свежей могилы возлюбленной, «Новая Жизнь» включает в себя два десятка сонетов, несколько канцон, балладу, содержащих утончённое философское толкование пережитого, пламенеющее чувство любви, благостный образ Беатриче.
Стихи в этой книге перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание, образуя «дневник» взволнованного сердца и анализирующего ума.
- Первая встреча героев книги происходит, когда Данте и Беатриче было девять лет.
- Следуя замыслу рассказать свою «вымышленную» историю любви, Данте не задерживается долго в «плену юного возраста». Через девять лет он встречает Беатриче снова.
- В другой раз Данте встречает Беатриче в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, делает вид, что интересуется другими дамами. Злые люди сообщают об этом Беатриче, и она более не кланяется ему. Но над взволнованным и смущённым Данте Беатриче посмеялась. Проплакав долго, поэт решает, что никогда не будет искать встреч с нею.
Отныне Данте посвятит себя воспеванию Беатриче. Вскоре умирает её отец, и поэт откликается на эту смерть глубоким состраданием, затем болезнь приковывает к постели и самого Данте. Вскоре поэту принесли известие о её кончине. Весь мир опустел для него.
Поэт оповещает именитых граждан Флоренции о смерти Беатриче, как о великом бедствии. Два долгих года он ищет утешения в работе: пишет книгу, торжественно обещая увековечить её память в поэзии.
Между тем родная Флоренция переживает нелёгкие времена. Буржуазия борется против наследственной аристократии. Данте, представляющий интересы своих единомышленников при папском дворе, был обвинён в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви, предан суду и приговорён к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности. Но судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае появления во Флоренции — сжечь на костреДанте отдаляется от единомышленников и организует «партию из самого себя». Поэт покидает город и скитается по Италии. Жена и дети не последовали за ним. Он остаётся один. Спустя тринадцать лет Флоренция объявила амнистию изгнанникам, но условия возвращения были унизительными: уплата штрафа и публичное покаяние. Гордый Данте отвергает эти условия. Он предпочтёт родному городу вечное скитание на чужбине.
В окрестностях Равенны, недалеко от храма св. Аполлинария, покоится тело Данте, несмотря на все попытки Флоренции вернуть его в свои стены
I. «Божественная комедия»
Состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Автор представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. А большинство персонажей поэмы имеют своих прототипов в действительной жизни: это исторические деятели, это друзья и враги самого Данте по политической борьбе. Среди «теней» загробного мира появляются и известные читателю мифологические герои. Сначала Данте путешествует с тенью знаменитого римского поэта I века до н. э. Вергилия, а потом с Беатриче. Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и к чистоте. «Божественная комедия» – это путь возвышения личности.
От плохого к хорошему. Потому и “комедия”, что хорошо кончается; если бы наоборот (от хорошего к плохому) - была бы “трагедия”, согласно тогдашнему пониманию этих терминов.
Эпитет же “божественная” идет не от Данте, а от его восторженных поклонников, читателей следующего после него поколения. Сам поэт называл свое произведение просто: “Комедия”. Но сложилась прочная традиция, узаконившая то название, которое принято и сейчас.
Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих человека в круги Ада, не заставляют Данте отказаться от веры в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви – основа поэмы. Во вступлении к поэме Данте показывает растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса; растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как звери (пантера, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Человека спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусством (появление Вергилия), любовь (Мадонна посылает Беатриче на помощь другу). При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страданий.
Дантовский гений вмещал в себя и безысходность страдания, отчаяния, и пафос очистительных гроз, и безмерность счастья.
Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”.
И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились. А читать сегодня особенно трудно. На каждом шагу нас ожидает необходимость расшифровывать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п.
Жизненный опыт помог Данте увидеть отвратительную картину падения человека и мира. Поэт решает если не спасти людей от грозящей катастрофы, то хотя бы предупредить их, разбудить в них лучшие чувства.
И поэт выполняет свою благородную миссию. А на этом пути ему помогают Вергилий и Беатриче.
Задание 2.
По признанию самого поэта, великим поэтом он стал благодаря своей любви к Беатриче. Именно эта любовь вдохновила его на самые великие произведения, в том числе и «Божественную комедию». В своих произведениях он использовал для прототипов друзей, врагов и любимую женщину. Он был крайне гордым человеком, поэтому всем невзгодам, в том числе в своей жизни он противостоял с гордо поднятой головой. Примером этому является отказ от его возвращения во Флоренцию из изгнания, после того, как он был обвинен в измене. Он предпочел изгнание и скитание по стране, вместо позорного возвращения на родину.
Задание 3.
На мой взгляд, Данте проявляет столько сочувствия к людям, которых он описывал потому, что люди, которые подвержены страстям и в результате попадают из-за этого в ад, вызывают именно жалость, а не злость или друзей чувства. Огромной катастрофой для любого человека является потеря себя как личности под влиянием страстей. Поддавшись похоти или унынью человек теряется себя как личность, меняет отношение к друзьям, родны или окружающей действительности, и это вызывает у Данте самое справедливое в данном случае чувство – жалость и сочувствие, желание помочь и спасти человека, что и делает герой божественной комедии.
"Божественная комедия" — это предостережение нам, современным людям. Поэт как бы предупреждает человечество о грозящей гибели, если оно будет заниматься постоянным самоуничтожением, попирая общечеловеческие законы бытия. Дантов ад — это не потусторонний мир теней, а, скорее, земной мир страстей. И неважно, о каком времени идёт речь, ведь людские пороки и низменные страсти со времён Средневековья мало претерпели изменения: жадность, алчность, предательство, убийство, обман остались в современной жизни, приобретя даже более изощрённые формы.