Справочник от Автор24
Литература

Конспект лекции
«От Средневековья к Возрождению, Данте Алигьери»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по литературе / От Средневековья к Возрождению, Данте Алигьери

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «От Средневековья к Возрождению, Данте Алигьери», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «От Средневековья к Возрождению, Данте Алигьери». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «От Средневековья к Возрождению, Данте Алигьери», текстовый формат

Лекция 5: От Средневековья к Возрождению. Материал к уроку I. Данте Алигьери (1265- 1321) Но вдруг среди позорной вереницы Угрюмый облик предо мной возник. — Так иногда с утёса глянут птицы, — То был суровый, опалённый лик, Не мёртвый лик, но просветлённо-страстный, Без возраста — не мальчик, не старик... И жалким нашим нуждам непричастный, Случайный отблеск будущих веков, Он сквозь толпу и шум прошёл, как властный. Мгновенно замер говор голосов, Как будто в вечность приоткрылись двери. И я спросил, дрожа, кто он таков. Но тотчас понял: Данте Алигьери.      Эти современные терцины* принадлежат перу Валерия Брюсова. * Терцины – трехстишия, где рифмуются первая и последняя строки). В мае 2020 года исполнилось 755 лет со дня рождения последнего поэта Средневековья и первого поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери.      «Без возраста — не мальчик, не старик...».  Найдите портреты Данте и вглядитесь в них. С фрески одного из старинных дворцов на нас смотрит человек с тонким сумрачным лицом. Углы его губ опущены, рот сжат, глаза устремлены вдаль. Голову поэта украшает лавровый венок — символ преданного служения Аполлону — богу солнца и поэзии. Таким запечатлел Данте Рафаэль...      Деталь фрески Джотто (Флоренция, палаццо Подеста), изображающей Данте: молодое спокойное лицо, внимательный взгляд, за которым угадывается свойственная лишь творческим людям удивительная зоркость.          Этот юноша, больше напоминающий молодого послушника, словно наблюдает вереницу событий, лиц, характеров. Он ещё не обременён славой лаврового венца, но уже много познал в жизни, его великое детище — «Божественная комедия» — ещё впереди, но в голове роятся чудные звуки сонетов. Характерный для Средневековья головной убор и одеяние чёрного цвета подчёркивают строгость и внешний аскетизм поэта. «Суровый Дант» — так назовёт его А. С. Пушкин. Биография     Будущий поэт родился во Флоренции в старинной и благородной семье. Учась в школе, он познакомился с геометрией и астрономией, историей и античным искусством. Своими первыми учителями в литературе Данте считал древнегреческого баснописца Эзопа и древнеримских поэтов Вергилия и Овидия. Юность будущего автора «Божественной комедии» протекает в блестящем литературном кругу молодой поэтической школы «нового сладостного стиля», которую возглавляет его друг, поэт и философ, Гвидо Кавальканти; Данте общается с выдающимися политическими деятелями Флорентийской коммуны, учёным и поэтом БрунеттоЛатини.      Данте очень любил Флоренцию. Это был город-государство, который гордился своим достатком, независимостью, демократической конституцией. Роскошные дома знатных купцов, банкиров и надменных феодальных грандов соседствовали с узкими улочками ремесленников, а в дни праздников ночное небо Флоренции освещалось тысячами факелов торжественного шествия к центральной площади.      Зрелые годы Данте проводит на службе республике, участвуя в её войнах, выполняя дипломатические поручения. За власть в городе боролись две партии — гвельфов и гибеллинов. Первые были сторонниками власти папы, вторые — поддерживали германских императоров. В правящей партии гвельфов происходит раскол, и Данте решительно встаёт на сторону тех, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под власть папы. Горожане оценили мужественную позицию поэта и избрали его в городское самоуправление — в Совет Ста. Данте тогда было тридцать шесть лет...      К этому времени Данте уже большой поэт. По его собственному признанию, толчком к пробуждению в нём поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари — юной и прекрасной Беатриче.  «Любовь воцарилась над душой моей и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным ангелом», — напишет Данте в автобиографической повести «Новая Жизнь». Беатриче вышла замуж, но в двадцать пять лет она умерла. Написанная у свежей могилы возлюбленной, «Новая Жизнь» включает в себя два десятка сонетов, несколько канцон, балладу, содержащих утончённое философское толкование пережитого, пламенеющее чувство любви, благостный образ Беатриче.      Стихи в этой книге перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание, образуя «дневник» взволнованного сердца и анализирующего ума.      - Первая встреча героев книги происходит, когда Данте и Беатриче было девять лет: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет, скромный и пристойный, опоясанная и убранная так, как то подобало её весьма юному возрасту». Маленькая девочка в платье Цвета Любви заставила трепетать сердце юного Данте: «Любовь воцарилась над моей душой».      - Эта детская влюблённость, стремление возвысить образ возлюбленной — свойство гениальной поэтической души. Нечто подобное произойдёт с восьмилетним Лермонтовым, когда в Пятигорске, куда бабушка привезёт Мишеньку «на воды», на одном из детских балов он увидит у окна белокурую девочку, которую полюбит с первого взгляда так сильно, что упадёт в обморок. Юная незнакомка покажется ему ангелом: «По небу полуночи ангел летел...»      - Следуя замыслу рассказать свою «вымышленную» историю любви, Данте не задерживается долго в «плену юного возраста». Через девять лет он встречает Беатриче снова: «Эта дивная Донна явилась мне облачённой в белоснежный цвет... и, проходя по улице, ...поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда будто вижу я предел блаженства». Поэт спешит к себе в комнату и в волнении пишет свой первый сонет.      ( сонет «Чей дух пленён, чьё сердце полно светом..»).      - В другой раз Данте встречает Беатриче в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, делает вид, что интересуется другими дамами. Злые люди сообщают об этом Беатриче, и она более не кланяется ему. Данте убит горем: «Удалился я в уединённое место орошать землю горькими слезами». Однажды друг доставляет ему случай увидеть Беатриче среди других дам, пришедших на чью-то свадьбу: «Дивный трепет начался в моей груди... поднял я глаза и... увидел Благороднейшую Беатриче». Но над взволнованным и смущённым Данте Беатриче посмеялась. Проплакав долго, поэт решает, что никогда не будет искать встреч с нею. Вы меж подруг смеялись надо мною, Но знали ль вы, мадонна, отчего Нельзя узнать обличья моего, Когда стою пред вашей красотою? Отныне Данте посвятит себя воспеванию Беатриче. Вскоре умирает её отец, и поэт откликается на эту смерть глубоким состраданием, затем болезнь приковывает к постели и самого Данте. В бреду ему являются видения: «Солнце потухло, а звёзды были такого цвета, что мог я счесть, будто они плачут... что птицы... падали мёртвыми и что происходили величайшие землетрясения». И слышится ему неведомый голос: «Ты ничего не знаешь? Твоя возлюбленная умерла». Вскоре поэту принесли известие о её кончине. Весь мир опустел для него.      - Поэт оповещает именитых граждан Флоренции о смерти Беатриче, как о великом бедствии. Два долгих года он ищет утешения в работе: пишет книгу, торжественно обещая увековечить её память в поэзии. Когда б до вас дошли мои слова, Вы нашей скорби поняли б величье И здесь в слезах окончили свой век: Она почила, наша Беатриче! — И повесть той кончины такова, Что зарыдает каждый человек.      - «Благороднейшая», «Учтивейшая» — так в превосходной степени, употребляя слова с большой буквы, Данте называет Беатриче. Любовь поэта нежна, трогательна, поэтична.      (сонеты «Благое сердце и Любовь — одно...» и «Она идёт, восторгам не внимает...»).      41-я глава романа о любви ведёт путь к «Божественной комедии». Перед нами — созерцание Беатриче, просветлённой светом в ликующих огнях Эмпирея. Она навсегда остаётся в Десятом невещественном небе, в лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ. (сонет «Над сферою, что шире всех кружится...».)      Современник поэта художник Сандро Боттичелли запечатлел Данте и Беатриче в Эмпирее (можете найти иллюстрацию).      — Вся картина наполнена светом. Лёгкие линии рисунка позволяют представить этот «горний свет», такой яркий и бесконечный, что вынуждает Данте приложить ладонь к глазам. Любовь — свет, спасший поэта в этой земной жизни. Живые искры, взвившись над рекой, Садились на цветы, кругом порхая, Как яхонты в оправе золотой... И мне она явилась осенённой Венцом из отражаемых лучей... («Рай», XXXI)      - А между тем родная Флоренция переживает нелёгкие времена. Буржуазия борется против наследственной аристократии. Данте, представляющий интересы своих единомышленников при папском дворе, был обвинён в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви, предан суду и приговорён к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности. Но судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае появления во Флоренции — сжечь на костре. Горячее и бескорыстное стремление поэта трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь. Данте отдаляется от единомышленников и организует «партию из самого себя». Поэт покидает город и скитается по Италии. Жена и дети не последовали за ним. Он остаётся один. Спустя тринадцать лет Флоренция объявила амнистию изгнанникам, но условия возвращения были унизительными: уплата штрафа и публичное покаяние. Гордый Данте отвергает эти условия. Он предпочтёт родному городу вечное скитание на чужбине. Последние перед смертью годы он жил в небольших провинциальных городах Вероне и Равенне, где с глубокой остротой понял: «...как горестен устам / Чужой ломоть».      - Тревожная жизнь измучила душу Данте, но вместе с тем она подготовила величие его как поэта. Годы изгнания вызвали к жизни «Божественную комедию». В окрестностях Равенны, недалеко от храма св. Аполлинария, покоится тело Данте, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены того, кого она не сумела охранить при жизни...        (Найдите и прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «У гробницы Данте».) II. «Божественная комедия» Состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Автор представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности. А большинство персонажей поэмы имеют своих прототипов в действительной жизни: это исторические деятели, это друзья и враги самого Данте по политической борьбе. Среди «теней» загробного мира появляются и известные читателю мифологические герои. Сначала Данте путешествует с тенью знаменитого римского поэта I века до н. э. Вергилия, а потом с Беатриче. Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и к чистоте. «Божественная комедия» – это путь возвышения личности. От плохого к хорошему. Потому и “комедия”, что хорошо кончается; если бы наоборот (от хорошего к плохому) - была бы “трагедия”, согласно тогдашнему пониманию этих терминов. Эпитет же “божественная” идет не от Данте, а от его восторженных поклонников, читателей следующего после него поколения. Сам поэт называл свое произведение просто: “Комедия”. Но сложилась прочная традиция, узаконившая то название, которое принято и сейчас.  Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих человека в круги Ада, не заставляют Данте отказаться от веры в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви – основа поэмы. Во вступлении к поэме Данте показывает растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса; растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как звери (пантера, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Человека спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусством (появление Вергилия), любовь (Мадонна посылает Беатриче на помощь другу). При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страданий. «Ад», «Чистилище», «Рай». В какую из частей поверили люди? Дантовский гений вмещал в себя и безысходность страдания, отчаяния, и пафос очистительных гроз, и безмерность счастья. Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”. И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились. А читать сегодня особенно трудно. На каждом шагу нас ожидает необходимость расшифровывать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п. ….Лес, холмы, пустыня, стремнины, долины, родник, ручьи, озеро; ветер, снег, град, деревья, листья, водопад... Эти привычные для нашего уха и глаза предметы ландшафта и явления природы наполняют первую книгу «Божественной комедии» — «Ад». Как-то не вяжется это природное великолепие со страшным словом «ад». Однако, обратив наши внимательные взоры к торжественным стихам книги, изумимся ещё более: «дикий лес, дремучий и грозящий»; «глухие стремнины», «чащи душ людских», ручей кровавый, пучина озера, тяжёлый град и снег, «бурых листьев сумрачный навес»... Эти эпитеты, придающие словам яркую метафоричность, заставляют задуматься. Автор погружает нас в атмосферу неизведанного и странного. Всё необычно в Стране Теней. Данте с такой тщательностью и подробностью живописует каждый спуск в пропасти и круги Ада, серпантины тропок, что у нас не остаётся никаких сомнений в реальности происходящего. Образы людей, которых поэт встречает в своём путешествии по загробному миру, их характеры, мысли и страсти переданы с такой яркостью, что простодушные современники Данте считали его человеком, действительно побывавшем в Аду. И даже присущую поэту смуглость кожи они приписывали тому, что его опалило подземное адское пламя.      Жизненный опыт помог Данте увидеть отвратительную картину падения человека и мира. Поэт решает если не спасти людей от грозящей катастрофы, то хотя бы предупредить их, разбудить в них лучшие чувства. И поэт выполняет свою благородную миссию. А на этом пути ему помогают Вергилий и Беатриче.      Домашнее задание: 1)Составьте план/ конспект лекции 2) Ответьте на вопрос (письменно 5-10 предложений) -Что помогло Данте возвыситься над своей эпохой? Стать великим поэтом своего времени? Как поэт противостоял средневековым условностям и собственной судьбе? 3) Познакомьтесь с «Божественной комедией» Прочитать 1- 5-ю песни «Ада», ознакомиться с комментариями к строкам песни. Подумать над вопросом: почему так много сочувствия поэта к судьбе героев, о которых он поведал? - Что значит для современного человека «Божественная комедия» Данте? !!!!! Обратите внимание, что в задании есть вопрос, на который нужно ответить письменно!

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Философия

Философия европейского средневековья и эпохи Возрождения

Лекция 3. Философия европейского средневековья и эпохи Возрождения. План. 1.Периодизация и основные особенности средневековой философии. 1. Патристика...

Культурология

Европейский Ренессанс

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение предс...

Искусство

Художественная культура западноевропейского Средневековья. Социальные основы художественной культуры Западной Европы

Тема 5. ИСКУССТВО И ВОЗРОЖДЕНИЯ (ЕВРОПА) ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И Ключевые понятия темы Художественная культура западноевропейского Средневековья. С...

Философия

Философия Возраждения и Нового времени (XVII-XVIIIв.в.)

Тема 4. Философия Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII в.в.) Основные вопросы: 1. Культура Возрождения: предпосылки, общая характеристика и особен...

Культурология

Вводная лекция по культурологии

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Составитель и автор Н.И.Озерова Вводная лекция по культурологии Культурол...

Автор лекции

Озерова Н. И.

Авторы

История

Фридрих II Гогенштауфен – «Удивление мира» («Stupor Mundi»)

Лекция 3 Фридрих II Гогенштауфен – «Удивление мира» («Stupor Mundi») «Пред кем лежали все в пыли, Торчит затычкою в щели». Шекспир «Гамлет» О фильме М...

История

История мировой культуры (мировых цивилизаций)

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]

Автор лекции

Драч Г. В., Бакулов В. Д., Королев В. К. и др.

Авторы

Культурология

Мировая культура и искусство

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ФГБОУ ВО «Ураль...

Автор лекции

О.В. Тарасова

Авторы

Философия

Основы философии

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» с заданиями для самоподготовки и самоконтроля Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студ...

Философия

Философия как социокультурный феномен

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ФИЛОСОФИЯ». ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. (2 часа) 1. Поиски определения философ...

Смотреть все