Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1. Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина в образовательном учреждении. Предмет методики обучения БЖД.
Вопросы 1. БЖД как учебная и научная дисциплина.
2. Значение и место курса ОБЖ в обеспечении безопасности жизнедеятельности
учащихся.
3. Отбор предметного содержания и построение школьного курса ОБЖ на основе системы науки.
4. Межпредметные связи курса ОБЖ.
I
Мир опасностей столь же многообразен и изменчив, как и жизнь, которой он сопутствует и угрожает, поэтому безопасность является непременным условием стабильности и развития человечества в постоянно изменяющейся среде обитания.
Научно-технический прогресс, подобный цепной реакции, соединяет воедино природные, антропогенные и общественные процессы, увеличивая систему связанных угроз.
Сверхзадача современного образования - способствовать ускоренному воспроизводству нового, еще более мощного интеллекта, способного справиться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и человечества.
Это определяет жизненную важность решения проблем безопасности, и в частности, подготовку учителей безопасности жизнедеятельности.
Значительное внимание в структуре подготовки данных специалистов должно быть отведено вопросам теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности или иными словами методике обучения БЖД.
«Методика» в переводе с древнегреческого – это «способ познания», «путь исследования».
Методика обучения БЖД - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения безопасности жизнедеятельности. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения безопасности жизнедеятельности в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.
Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», как будет рассмотрено ниже, с учетом уровня обучаемых в различных типах образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, начальных, средних, высших и послевузовских профессиональных образовательных учреждений) структурно имеет три образовательных уровня. Каждый из этих уровней имеет свою методику обучения. Мы же будем рассматривать методику обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях, где данный курс носит название «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ),
Методика обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать школьный курс ОБЖ. Таким образом, объектом методики обучения БЖД в общеобразовательных учреждениях является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Предметом же будут содержание, организация, формы и методы обучения.
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется.
Методика обучения БЖД дает ответы учителю безопасности жизнедеятельности на вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить?
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Условно причины смертности населения можно разделить на естественные (от различных заболеваний) и внешние (отравления, травмы, утопления, самоубийства и др.). Однако граница, проводимая между этими причинами, в достаточной степени условна, так как зачастую различные заболевания провоцируются некачественной средой обитания. Так, смерть человека от новообразований однозначно относится Минздравом и Госкомстатом к естественной гибели организма. Но смерть человека, проживающего в зоне повышенных уровней загрязнения окружающей среды от новообразования, созданного техногенным путем, - это принудительная, а не естественная смерть. Если учитывать данный факт, то доля смертности населения от внешних причин в России составляет около 50% от общей ежегодной смертности населения. Только из-за химического загрязнения атмосферы в России риску смерти подвержено ежегодно до 22,4 тыс. чел. Даже без учета того, что ряд заболеваний, явившихся причиной смерти, вызваны неблагоприятным состоянием окружающей среды, все равно смертность населения России от внешних причин составляет значительную величину - это 19,6% от общей ежегодной смертности населения: при этом необходимо отметить, что от внешних причин в основном гибнут люди, находящиеся в возрасте наивысшей фертильности, что в дальнейшем сказывается и на рождаемости населения.
Поэтому обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача для личности, общества, государства.
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.
Аристотель (384-322 до н. э.), Гиппократ (460-377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.
Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством».
Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».
Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».
М. В. Ломоносов (1711-1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.
К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития капитализма. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится».
В. И. Ленин (1870-1924) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев» и других содержатся основополагающие идеи, которые составляли фундамент советской системы охраны и безопасности труда. Например, «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека» (Полн. собр. соч. 5-е изд. т. 36. с. 141).
Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли русские ученые: В. Л. Кирпичей (1845-1913), А. А. Пресс (1857-1930), Д. П. Никольский (1855-1918), В. А. Левицкий (1867-1936), А. А. Скочинский (1874-1960), С. И. Каплун (1897-1943) и др.
Проблемам безопасности развития техносферы посвящены труды академика В. А. Легасова («Коммунист», 1987, № 8; газета «Правда», 20 мая 1988; «Безопасность труда в промышленности», 1988, № 1).
Трудами многих ученых, таких как профессор С.В. Белов, профессор В.А. Котляревский, профессор О.Н. Русак, профессор Сулла М.Б. и др., созданы научные предпосылки для организации безопасности личности в современных условиях развития цивилизации, разработки средств и методов их защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).
Безопасность жизнедеятельности как наука берет свое начало в 80-х годах XX столетия. Основная цель БЖД - защита человека в техносфере от опасностей (негативных воздействий) естественного, техногенного и антропогенного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
В методологическом плане наука о безопасности по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что она исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается никакой другой ныне существующей наукой: никакие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека и общества под углом зрения комплексной безопасности. Прикладной характер науки о безопасности проявляется в том, что на базе фундаментальных исследований разрабатываются такие практически ориентированные решения, которые на базе отдельных наук в государственном плане и планетарном приложении не могут быть выведены из уже существующих мероприятий, методов и процедур.
Наука о безопасности - интегративная дисциплина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций. Теоретическая и методологическая основы науки о безопасности формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин и изучающей феномены, закономерности и механизмы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ № 473 от 09.07.90 г. Госкомитета СССР по народному образованию) создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»).
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для формирования у обучаемых цельного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, и о мерах защиты от их последствий. Она решает три группы учебных задач:
а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.;
б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
в) в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач - это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с учетом целей и задач образования, а также уровня обучаемых в различных типах образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, начальных, средних, высших и послевузовских профессиональных образовательных учреждений) структурно имеет три образовательных уровня.
Первый уровень включает в себя передачу знаний, умений, навыков о способах поведения личности, позволяющих максимально снизить вероятность подвергнуться нежелательным воздействиям в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Второй уровень призван сформировать знания, умения, навыки, связанные с охраной труда в процессе производственных отношений. На этом уровне раскрываются основы профессиональной безопасности в определенной сфере деятельности.
Третий уровень определяет последовательность действий по безопасности человека и общества в целом в случаях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Таким образом, сверхзадача современного образования - способствовать ускоренному воспроизводству нового, еще более мощного интеллекта, способного справиться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и человечества.
II
Несомненно, что в числе мер, направленных на снижение смертности от внешних причин, важную роль играют знания, умения и навыки в области БЖД, которыми должен обладать каждый человек для адекватной оценки роли и значения опасностей на своем жизненном пути. При этом необходимо, чтобы приобретение знаний об опасностях опережало практическую деятельность человека. А из этого следует, что значительная часть знаний в этой области должна даваться в средней школе, так как именно в этом возрасте закладываются основные понятия, связанные со здоровым образом жизни, формируется мировоззрение человека
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» как начальная стадия формирования общих представлений и понятий в области безопасности жизнедеятельности и представляющая собой неотъемлемую часть научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был введен в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991г. № 253.
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Учебный предмет ОБЖ реализует основные положения Конституции РФ, федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности РФ и других нормативно-правовых актов в области безопасности.
Цели изучения курса ОБЖ:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Курс ОБЖ и вся система знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности базируются на дидактическом принципе максимального обеспечения безопасности жизнедеятельности с целью создания условий для сохранения здоровья и полноценной профессиональной подготовки учащихся и призваны решать следующие задачи.
1. Вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению.
2. Развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодоление их трудностей.
3. Повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями.
4. Формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни.
5. Формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи.
6. Совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности РФ.
Для реализации этих задач в курсе ОБЖ предусмотрено:
- обеспечение овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в вопросах безопасного поведения их в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- построение содержания учебного процесса с учетом объективных опасностей для жизни и здоровья людей в процессе познания и преобразования ими окружающей среды;
- ориентирование системы управления формированием безопасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей среде на социальную адаптацию к окружающим условиям на основе личностно-ориентированного подхода;
- создание системы дидактических условий;
- обеспечение комплексного воздействия на личность учащегося путем формирования у него навыков безопасного поведения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности (с использованием методик проведения деловых игр, Дня защиты детей, участия в детско-юношеском движении «Школа безопасности»).
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Таким образом, анализируя складывающуюся ситуацию в России и мире в целом, оценку характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод о том, что задачей воспитания и обучения в школе XXI века должно стать формирование личности безопасного типа.
Формирование личности безопасного типа - это ключевое звено гуманитаризации воспитания и обучения, это и стержень новой концепции курса в сфере образования. И здесь ведущая роль отводится школьному курсу ОБЖ.
III
Важнейшим звеном в системе обучения безопасности жизнедеятельности является ее содержание, подчиняющее себе все нижерасположенные компоненты учебного процесса (см. рис. 1). От того, насколько содержание обучения безопасности жизнедеятельности отвечает поставленным целям обучения, будет зависеть эффективность работы остальных звеньев системы обучения ОБЖ.
При формировании содержания курса ОБЖ предлагается опираться на следующие принципы:
1. Системный подход к важнейшим проблемам современности.
2. Сохранение достижений, наработанных в курсе ОБЖ с 1991г.
3. Дополнение содержания имеющегося курса ОБЖ материалами по безопасности общества на глобальном и национальном уровнях при переходе к ноосферному развитию в соответствии с современными научными представлениями и официальными документами.
4. Последовательное проведение в материалах курса ОБЖ линии единства, неразрывности всех вопросов безопасности человека, составляющих в целом главную проблему XXI века.
5. Содействие воспитанию у учащихся оптимистического, но, прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни.
6. Реализация в программах для классов принципа «от простого к сложному» и обеспечение соответствия изучаемых материалов возрасту учащихся; сквозное, но ступенчатое построение содержания.
7. Осуществление взаимосвязи материалов курса ОБЖ с другими предметами при ориентации на системообразующую роль в общем образовании вследствие необходимости изменения направленности последнего с учетом перехода цивилизации к устойчивому (ноосферному) развитию.
8. Формирование цельного научного мировоззрения учащихся по проблемам безопасности человека в XXI века.
Современная педагогическая концепция, которая носит гуманистический характер, определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. Исходя из этой концепции обучение – это, прежде всего, развивающий и воспитывающий процесс, средство развития личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться в современном мире.
Информационная база, поведенческие навыки и умения, психологическая готовность - вот те качества, которые необходимо сформировать у учащегося в процессе освоения курса ОБЖ. А это, в свою очередь, предполагает хорошее знание всех опасностей для здоровья и жизни, которые могут встретиться на долгом жизненном пути, знания, умения и навыки защиты от них, психологическую готовность и установку конструктивно решать возникающие проблемы, разумно сочетая при этом личные интересы с интересами общества.
Одним из путей решения этих задач является системный подход в построении школьного курса ОБЖ.
Под системой понимается такая совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целям, стоящим перед системой. В нашем случае это формирование творческого мышления у учащихся в процессе изучения школьного курса ОБЖ.
Понятие система подчеркивает:
- целостность совокупности компонентов, ее составляющих;
- наличие определенных взаимосвязей между компонентами;
- наличие свойств и закономерностей, присущих этой совокупности.
Под системным анализом будем понимать такой способ рассмотрения изучаемой системы, при котором выделяются ее элементы и определяются связи между ними. Результаты системного анализа позволяют построить новую отличную от изученной систему, но подобную ей, которая носит название модель. Модель представляет собой схематичное отображение выбранной системы, сохраняющее ее основные, важные для нашей задачи особенности и отбрасывающее особенности для задачи несущественные.
Чрезвычайно важна для нас целостность системы, которая означает, что удаление из системы хотя бы одного составляющего ее элемента приводит к разрушению системы или превращения ее в другую систему.
Идея использования системного подхода заключается в том, чтобы школьный курс ОБЖ рассматривать как систему, в общих чертах повторяющая систему научной области БЖД и ее связи с другими науками.
Выделим в изучаемой научной области основные направления и систему этих взаимосвязанных направлений перенесем на систему курса ОБЖ. Те элементы, из которых состоит курс ОБЖ, назовем блоками содержания.
В соответствии с решаемыми задачами системный анализ определяет в научной области БЖД три основных направления:
1. Об идентификации опасностей: определение вида опасности, пространственные и временные координаты ее, величину, возможный ущерб и др.
2. О профилактике идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
3. О действиях в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Блоки содержания курса ОБЖ назовем так же, как и основные направления научной области БЖД, и построим школьный курс, соответствующий системе научной области (рис.2).
В таких учебно-познавательных процессах, как описание, объяснение и предсказание, рассмотрение изучаемого объекта осуществляются в соответствии с числом блоков содержания и внутрипредметными связями между ними.
Система, в которой каждый элемент связан со всеми другими элементами, обладает максимальной плотностью связей. Благодаря этому в такой системе обучения достигается максимальное число внутрипредметных связей, что содействует формированию научного знания и отвечающего ему типа мышления. Внутрипредметные связи являются системообразующими связями в содержании курса ОБЖ.
Как видно из рисунка школьный курс состоит из трех равноценных блоков содержания, соединенных между собой внутрипредметными связями.
Данное построение предполагает равенство по объему информации каждого блока и одинаковые по плотности внутрипредметные связи.
Рисунок 2 - Схема построение курса ОБЖ на основе системы научной области БЖД
Рассмотрение в ходе изучения курса ОБЖ того или иного изучаемого объекта (ЧС природного, техногенного характера и т.п.) осуществляется со всех трех сторон (блоков содержания) и внутрипредметных связей между ними.
Благодаря тому, что в предложенной системе каждый блок содержания курса ОБЖ непосредственно связан с другими блоками, достигается максимальное число внутридисциплинарных связей, а это в свою очередь ведет к формированию научного знания и соответствующего ему типа мышления. Внутридисциплинарные связи являются системообразующими связями в содержании данного учебного курса.
Используемые для анализа проблем безопасности жизнедеятельности системы зависят, естественно, от поставленных задач.
Для изучения вопросов безопасности ребенка в начальных разделах курса ОБЖ используется система, учитывающая интересы только отдельной личности. В терминах системного подхода модель этой системы состоит из одного компонента (личности ребенка), взаимодействующего с окружающей средой.
Основное допущение, неявно использованное при составлении такой модели, состоит в том, что среда существует независимо от личности, в основном благоприятно реагирует на ее действия, но содержит определенный набор опасностей.
В данной модели личность является объектом безопасности.
Эта модель является простейшей при анализе проблем безопасности человека, т.к. даже ближайшее окружение данной личности заменено в ней внешней средой. В составе этой среды кроме семьи (с опасностью, например, наказания от родителей за неправильное поведение):
• жилище с его опасностями («экстремальными случаями») типа острых ножей, пожароопасных спичек, раскрытого окна и т.п.; школа с опасностями получения плохих оценок преподавателей и потенциальных конфликтов со сверстниками;
• дорога из дома в школу и обратно с опасностями от городского движения, от хулиганов, преступников и т.д.
В рамках этой - доступной пониманию ребенка - эгоцентричной модели строятся разделы курса ОБЖ для учащихся младших классов, включающие в себя элементарные правила безопасного поведения автономной личности.
С взрослением ребенка, с расширением сферы его интересов и связей, необходимая для анализа безопасности система усложняется. Предыдущую систему (личность в среде) целесообразно рассматривать теперь только как компонент системы следующего уровня.
В состав компонентов новой системы включается ближайшее окружение личности - семья, друзья, школьный коллектив {группа). Все системы более высокого уровня, как и в предыдущей модели, заменяются неизменной средой, независящей от действий компонентов и только определенно реагирующей на них. В состав этой среды теперь входят: более обширная городская сфера обитания, загородная природа, природа мест летнего отдыха и т.п. В составе среды подразумеваются также сообщества более высокого уровня (района, региона, страны, мира).
Объектами безопасности становятся компоненты новой системы (включая нашу конкретную личность) и вся совокупность компонентов в целом (группа). К экстремальным ситуациям, опасным для данной личности, теперь прибавляются экстремальные и чрезвычайные ситуации, которые угрожают рассматриваемой группе людей и всем входящим в нее личностям. Они могут возникнуть в бытовых условиях, в случае природных бедствий или техногенных аварий.
В такой модели спектр опасностей для объектов значительно расширяется, и, соответственно, должен быть расширен комплекс мер безопасности. Этот комплекс представляет собой правила и приемы безопасного поведения, самозащиты и взаимопомощи членов группы (включая нормы и принципы здорового образа жизни), которые излагаются в курсе ОБЖ для средних и старших классов.
Таким образом, построение и отбор содержания курса ОБЖ на основе перенесения системы изучаемой научной области на систему учебной дисциплины обеспечивает целостное рассмотрение изучаемых объектов (опасных и чрезвычайных ситуаций) и как результат позволяет научить учащихся жить в динамичном, быстро меняющемся мире, сформировать у них сознательное и ответственное отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, готовность в чрезвычайных ситуациях к рациональным, эффективным, психологическим и морально обоснованным действиям.
IV
Другим важным моментом при системном построении курса ОБЖ является использование межпредметных связей.
Проблема межпредметных связей волновала многих педагогов. Например, К.Д. Ушинский подчеркивал, что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а обо всем умственном развитии детей.
В более поздних работах, например, работах М.Н. Скаткина, Г.С. Костюка, В.В. Давыдова, было показано, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала, т.е. они как бы «обрастают» теориями, понятиями, фактами, выходящими за пределы одного предмета, и создают целостную научную систему знаний о природе и обществе.
Уникальность научной области «Безопасность жизнедеятельности» заключается в ее способности интегрировать различные области теоретического знания и практической деятельности человека, отражая единство экосистемы. В курсе довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смотреть с позиций других наук. Так, анализ цели и содержания программы по ОБЖ показал, что в ней предпринята попытка интеграции этого курса с разными образовательными областями на разных уровнях обучения учащихся.
Элементами содержания других общеобразовательных областей и учебных дисциплин, одновременно являющимися фрагментами курса ОБЖ и подлежащими четкой взаимосвязи с интегрирующим специальным курсом, рассматриваются:
в естествознании:
• физические, химические, биологические, географические и экологические знания, используемые в тематических линиях: «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы здорового образа жизни»; основы знаний по безопасности при естественнонаучных исследованиях;
в обществознании:
• знания о человеке, обществе и государстве, используемые в тематических линиях: «Основы здорового образа жизни» (духовного здоровья), «Основы обороны государства», «Современный комплекс проблем безопасности»;
в технологии:
• знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности для тематических линий «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы обороны государства»; основы знаний по безопасности при технологических процессах.
в физической культуре:
• знания о физкультурной деятельности человека для тематической линии «Основы здорового образа жизни»; основы знаний по безопасности при занятиях физической культурой и спортом;
в математике и информатике:
• представления о возможности ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам; использование тематики ОБЖ в примерах и задачах (тематические линии «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»);
в филологии, искусстве:
• образное отражение комплекса проблем безопасности с акцентом на их жизнеутверждающую, оптимистическую сторону.
Межпредметные связи лучше показывают ученику границы курса ОБЖ и места соприкосновения со смежными школьными курсами (физическая культура, технология, граждановедение, химия, география и т.п.), а также увеличивают степень многосторонности при рассмотрении того или иного изучаемого объекта.
Важность использования межпредметных связей при системном подходе к курсу ОБЖ вытекает из рассмотрения данного учебного предмета как элемента системы предметов, предлагаемых учащимся в процессе обучения (рис. 3).
Рисунок 3 - ОБЖ как элемент системы учебных предметов
Представление курса ОБЖ в виде системы, состоящей из трех блоков содержания, позволяет обосновать включение междисциплинарных связей при рассмотрении изучаемых объектов. При этом отбирается материал, который в наибольшей степени связан с блоками содержания курса ОБЖ.
Межпредметные связи требуют ознакомления преподавателя-организатора (учителя) ОБЖ с программами смежных дисциплин, построение системы преподавания таким образом, чтобы не повторять то, что изучалось учениками на других дисциплинах, а наоборот, пройденный на других предметах материал являлся существенным дополнением при рассмотрении изучаемых объектов.
Более эффективное использование межпредметных связей в процессе школьного обучения требует от учителей тщательного знакомства с программами всех дисциплин, совместного обсуждения содержания изучаемого материала, временного расположения его частей, постоянного конструирования системы связей между предметами.
Проблему «растворения» содержания курса по другим учебным предметам нам следует рассматривать с обратной стороны: не ОБЖ, как часть химии, физики и т.п., а физика, химия и т.п., как часть ОБЖ.