Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Анализ «затратыобъем-прибыль»
Д.э.н. Ульянова Наталья Васильевна
Анализ «затраты-объем-прибыль»
-
классификация затрат;
график точки безубыточности;
расчет точки безубыточности;
расчет целевой прибыли;
оценка операционного рычага
Классиф икация зат рат, методы учет а зат рат
и их влияние на ф инансовы й результ ат
Переменные и постоянные
затраты
(по отношению к объёму
производства)
Сокращенная себестоимость:
Переменные материальные затраты
Переменные трудовые затраты
Распределенные переменные
общепроизводственные затраты (с
учетом НЗП, без учета НЗП)
Отчет о финансовых результатах при методе
учета переменных затрат
Выручка / доход от продажи
(Переменные материальные расходы)
(Переменные трудовые расходы)
(Переменные общепроизводственные
расходы)
(Переменные коммерческие расходы)
(Переменные управленческие расходы)
Марж инальная прибы ль (убы ток)
(Постоянные расходы)
Прибы ль от продаж и / основного вида
деятельности
Расходы
на
проданную
ГП
Проблемы классификация затрат
сть, что деление расходов на переменны е и постоянны е условно. Например,
расходы могут значительно меняться из года в год в связи с изменением условий оплаты аренды,
ботной платы, ставок налогов, относимых на себестоимость. Постоянные расходы могут резко
при спаде производства.
е на постоянные и переменные зависит от релевант ного уровня и временного интервала.
затраты остаются неизменными внутри релевантного уровня объема производства,
о на изменения постоянных затрат.
ссматривать длительны й период, то все зат рат ы имеют тенденцию к изменениям .
ном периоде для поддержания объема производства или его увеличения требуется изменение
енных мощностей, оборудования, что приводит к изменению постоянных затрат и,
ом, под влиянием улучшения технологических параметров величина постоянны х затрат для
нного объема производст ва мож ет изменит ься как в сторону увеличения по отдельным статьям,
рону сокращения по другим статьям. Таким образом, зат раты являются постоянны ми только
аниченного (релевантного) периода времени, соот ветствующего определенному технологическо
роизводства. За пределами релевантного уровня постоянные затраты могут измениться, и
т о скачке постоянных затрат. В этом ж е периоде времени все переменны е затраты имеют устоявшую
зависимость. Релевант ны й уровень – объем производства в условиях определенного технологи
о определение переменны х зат рат предполагает , что они находятся в линейной зависимости
роизводства /объема продаж. На самом деле все переменны е затраты являются нелинейны ми.
ы й уровень – это уровень деловой акт ивност и (объема производства или объема продаж),
рого можно с определенной долей уверенности судить о характере поведения всех переменных
х затрат. В пределах этого периода для переменны х затрат, принимается, что они имеют линейны й
постоянны е зат рат ы – неизменны .
Переменны е зат рат ы . Релевант ны й
уровень
Суммарны е
Затраты
На единицу / удельны е
На единицу
готовой продукции
переменные затраты
- постоянны
Затраты
Уровень деловой активности
Уровень деловой
активности
Постоянны е зат рат ы . Релевант ны й
уровень
Суммарны е
Затраты
На единицу / удельны е
Постоянные затраты –
являются переменными
для каждой единицы
готовой продукции каждая последующая
единица за счет снижени
доли постоянных затрат
стоит дешевле
Затраты
Уровень деловой активности
Уровень деловой
активности
Взаимосвязь « Зат рат ы -Объ ем-Прибы ль»
Денежная
оценка
Кривая спроса
Оптимальный объем
Суммарные переменные и
постоянные затраты
Критический объем
производства и продаж
Выручка
Уровень деловой активности в ед.
Анализ « Зат рат ы -Объ ем-Прибы ль»
где,
- критический объем в точке безубыточности;
- целевой объем для получения целевой прибыли;
- маржинальная прибыль на единицу товаров (удельная);
VC - переменные затраты на единицу товаров для продажи (удельные);
FC - постоянные затраты на весь объем продажи товаров;
– цена продаж за единицу;
– целевая (ожидаемая) прибыль.
Взаимодейст вие методов анализа
доходов и расходов
«В рыночной экономике выживают и преуспевают те фирмы, которые осознали
совершенно иную логику связи издерж ек и цен. Эта логика состоит в том,
что экономическое управление фирмой начинается именно с вы бора цены на
ее товары или услуги. Выбранная цена – с учетом эласт ичност и спроса и
конкурент ного предлож ения – определяет возмож ны й объем
продаж . Возможный объем продаж – с учетом сезонност и спроса и
стоимост и хранения запасов – в свою очередь определяет возможный за
период времени объем производст ва. Объем же производства – с учетом
эф ф ект а масшт аба и эф ф ект а обучения – определяет издерж ки на
единицу продукции. И тогда результирующей величиной становится желаемая
прибыльность продаж». / Липсиц И.В. и Рязанова О.И.
Далее следуют мероприятия по планомерному управлению прибы лью, в
том числе за счет факторного анализа
себестоимост и и
рент абельност и продаж .
Оценка операционного ры чага
- доля маржинальной прибыли на каждый рубль прибыли –
при данном соотношении переменных расходов и выручки и неизменности
постоянных расходов прирост объема продаж обеспечивает
соответствующий прирост прибыли
Выручка прогнозная – 11 000;
Переменные расходы прогнозные – 9 300;
Постоянные расходы прогнозные – 1 500;
Прибыль прогнозная - 200
Оценка операционного рычага
Выручка фактическая – 10 000 (падение на 9.1%)
Переменные расходы фактические – 8453,7 (9300 *(1 – 0,091))
Постоянные расходы фактические – 1 500
Прибыль фактическая – 46,3 (падение на 77%)
Падение выручки на 9,1% обеспечило падение прибыли на 77%, или падение прибыли в 8.5 раз больше
падения выручки (9.1*8.5=77)
Оценка операционного ры чага
Выручка прогнозная – 11 000;
Переменные расходы прогнозные – 8 300;
Постоянные расходы прогнозные – 2 500;
Прибыль прогнозная - 200
Оценка операционного рычага
Выручка фактическая – 10 000 (падение на 9.1%)
Переменные расходы фактические – 7544,7 (8300 *(1 – 0,091))
Постоянные расходы фактические – 2 500
Прибыль фактическая – убыток 44,7 (падение на 122%)
Падение выручки на 9,1% обеспечило падение прибыли на 122%, или
падение прибыли в 13.5 раз больше падения выручки (9.1*13.5=122)
Оценка операционного ры чага
- доля постоянных расходов на каждый рубль переменных
расходов
- доля постоянных расходов на каждый рубль суммарных
расходов
Чем больше доля постоянны х расходов, тем больше
сокращается прибы ль при падении объема продаж
Эф ф ект операционного ры чага сниж ается по мере
отдаления от крит ической точки