Анализ Отчета о финансовых результатах
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема № 3 Анализ Отчета о финансовых результатах
1.
2.
3.
4.
5.
Аналитические возможности Отчета о финансовых результатах.
Анализ доходов и расходов организации.
Анализ формирования прибыли.
Анализ рентабельности.
Анализ оборачиваемости активов.
1. Аналитические возможности Отчета о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах – форма годовой и квартальной
бухгалтерской финансовой отчетности.
В данной форме отражаются, с одной стороны – доходы и
расходы организации, а с другой – финансовые результаты (прибыль или
убыток).
Без информации, имеющийся в отчете о финансовых
результатах, трудно понять, какую прибыль (убыток) получила организация,
рентабельна она или нет, а также нельзя точно интерпретировать изменение
показателей бухгалтерского баланса.
Получение и рост прибыли является основной целью любой
организации (наряду с ростом выручки и увеличению стоимости бизнеса).
Функции прибыли:
1) воспроизводственная (прибыль – источник финансирования развития
предприятия);
2) стимулирующая (прибыль является средством стимулирования
собственников организации, они получают дивиденды, на которые
направляется часть чистой прибыли);
3) прибыль – это источник формирования бюджетов различных уровней.
Аналитические возможности Отчета о финансовых результатах:
1) анализ доходов и расходов организации;
2) анализ формирования и использования прибыли;
3) анализ рентабельности;
4) анализ оборачиваемости.
2. Анализ доходов и расходов организации
Состав доходов организации и условия их признания установлены ПБУ
9/99 «Доходы организации». Доходы – это увеличение экономических выгод
в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и
(или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой
организации, за исключением вкладов участников (собственников
имущества).
Доходы организации подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи
продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
2) прочие доходы (доходы от участия в других организациях; проценты
за предоставленные займы; проценты за использование банком денежных
средств, находящихся на расчетном счете организации в данном банке;
поступления от продажи основных средств и иных активов, кроме продукции
и товаров; поступления, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование активов организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение
условий договора; полученные безвозмездно активы; прибыль прошлых лет,
выявленная в отчетном году; сумма списанной кредиторской задолженности,
по которой истек срок исковой давности; положительные курсовые разницы;
сумма дооценки активов; поступления в результате чрезвычайных ситуаций
(стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к
использованию активов).
Состав расходов организации и условия их признания установлены
ПБУ 10/99 «Расходы организации». Расходы – это уменьшение
экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и
иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к
уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения
вкладов по решению участников (собственников имущества).
Состав расходов организации:
1) расходы по обычным видам деятельности (полная себестоимость
реализованной продукции ).
Полная себестоимость РП = S + КР + УР,
где S – себестоимость продаж,
КР – коммерческие расходы,
УР – управленческие расходы.
2) прочие расходы (проценты к уплате за пользование кредитами и
займами; расходы, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование активов организации (уплаченная арендная плата); расходы,
связанные с выбытием и прочим списанием основных средств и иных
активов, кроме готовой продукции и товаров; отчисления в оценочные
резервы (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение
финансовых вложений); уплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки
прошлых лет, выявленные в отчетном году; сумма списанной дебиторской
задолженности, по которой истек срок исковой давности; отрицательные
курсовые разницы; суммы уценки активов; средства, перечисленные на
благотворительные цели и спортивные мероприятия; прочие расходы,
связанные с чрезвычайными ситуациями).
Источники информации для анализа доходов и расходов:
1) Отчет о финансовых результатах;
2) Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых
результатах, раздел «Затраты на производство». В данном разделе расходы
отражаются за два года (отчетный и предыдущий) в разрезе экономических
элементов: материальные затраты, расходы на оплату труда; отчисления на
социальные нужды; амортизация; прочие.
3) Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров,
работ, услуг) (форма № 5-з годовой статистической отчетности).
Методика анализа доходов и расходов
1. Анализ состава, структуры и динамики доходов, в том числе
доходов по обычным видам деятельности.
В ходе анализа состава доходов (Д) определяют, если у предприятия те
или иные виды доходов, например, доходы от участия в других организациях
или проценты к получению.
Анализ структуры доходов предполагает определение доли отдельных
видов доходов в общем их объеме.
Анализ динамики доходов – это расчет и оценка темпов роста
(прироста) всех доходов и отдельных их видов. Важно, чтобы темпы роста
выручки были больше темпов роста совокупных доходов организации.
В Отчете о финансовых результатах отражаются следующие виды
доходов:
- выручка от продаж (согласно ПБУ 9/99 в составе выручки должны
выделяться операционные сегменты, если их доля составляет 5 и более %
выручки);
- проценты к получению;
- доходы от участия в других организациях;
- прочие доходы.
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов организации. В
ходе анализа состава расходов (Р) выявляют, есть ли у предприятия те или
иные виды расходов, например, проценты к уплате.
Анализ структуры расходов – это определение доли отдельных видов
расходов в общем их объеме.
Анализ динамики расходов – это расчет и оценка темпов роста
(прироста) всех расходов и отдельных их видов. Важно, чтобы темпы роста
расходов были меньше темпов роста совокупных доходов организации. Это
будет свидетельствовать об увеличении прибыли организации.
В Отчете о финансовых результатах организации отражаются
следующие виды расходов:
- себестоимость продаж (проданных товаров, работ, услуг);
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
- проценты к уплате;
- прочие расходы.
3. Сопоставительный анализ доходов и расходов, в том числе по
обычным видам деятельности.
Сопоставление совокупных доходов и совокупных расходов позволяет
выявить финансовый результат деятельности организации (прибыль или
убыток).
Доходы – Расходы = Прибыль (убыток) до налогообложения
Если Д > Р => Прибыль
Если Д < Р => Убыток
Сопоставление доходов (Доб) и расходов (Роб) по обычным видам
деятельности позволяет выявить прибыль (убыток) от продаж.
Доб(Выручка) – Роб(Полная себестоимость РП) = Прибыль (убыток) от
продаж
Если темпы роста выручки больше темпов роста себестоимости
продукции, следовательно, у предприятия будет наблюдаться рост прибыли
от продаж.
Если темпы роста выручки меньше темпов роста себестоимости
продукции, следовательно, у предприятия будет наблюдаться снижение
прибыли от продаж или появление убытков.
В ходе анализа также определяют соотношение доходов и расходов, в
т.ч. доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Д/Р - показывает, сколько доходов приходится на 1 рубль расходов.
Доб/Роб - показывает, сколько доходов от обычных видов деятельности
приходится на 1 руб. расходов по обычным видам деятельности (сколько
выручки приходится на 1 руб. полной себестоимости реализованной
продукции).
В ходе анализа также определяют долю расходов в доходах, долю
полной себестоимости реализованной продукции в выручке (долю расходов
по обычным видам деятельности в доходах от обычных видов деятельности).
3. Анализ финансовых результатов деятельности организации.
Порядок расчета показателей прибыли и методика их анализа
Основным источником для анализа прибылей и убытков является
Отчет о финансовых результатах. В нем отражены следующие показатели:
1) валовая прибыль (стр.2100): Выручка – Себестоимость продаж
(стр.2110 –2120).
Себестоимость
продаж
(проданной
продукции)
отражает
производственную себестоимость, которая включает преимущественно
переменные затраты. Вместе с тем известно, что
Выручка – Переменные затраты = Маржинальный доход
Поэтому валовая прибыль – это попытка приблизительного расчета
показателя маржинального дохода для российских организаций.
2) прибыль от продаж (стр. 2200)=Выручка – Себестоимость продаж –
Коммерческие расходы – Управленческие расходы.
3) прибыль до налогообложения (стр.2300).
4) чистая прибыль (стр. 2400).
Прежде всего проводится анализ формирования прибыли.
Прибыль до налогообложения отражает совокупный финансовый
результат деятельности организации за отчетный период.
Прибыль от продаж является основным фактором изменения прибыли
до налогообложения, все остальные – корректирующими факторами.
Анализ прибыли до налогообложения включает :
1 этап - Анализ динамики прибыли (расчет темпов роста или прироста
за ряд лет). Если прибыль снижается, то необходимо дать оценку факторам,
вызвавшим это снижение. Особо необходимо оценить темпы роста прибыли
от продаж – главного фактора, влияющего на прибыль до налогообложения.
Важно, чтобы соблюдалось следующее соотношение:
Т.р. Прибылиот продаж> Т.р. Прибылидо нал/обл
Необходимо также определить влияние на прибыль прочих доходов и прочих
расходов. Превышение роста прочих доходов над ростом прочих расходов
будет положительно влиять на динамику прибыли.
У эффективно работающего предприятия должно соблюдаться
следующее соотношение:
Т.р. Прибыли > Т.р. Выручки > Т.р. Активов > 100%
2 этап - Анализ структуры прибыли до налогообложения (определение
доли всех ее составляющих).70 – 90% должно приходиться на прибыль от
продаж – основной фактор формирования прибыли.
Необходимо также рассчитать и оценить долю чистой прибыли в прибыли до
налогообложения.
3 этап - Факторный анализ прибыли от продаж.
Прибыль от продаж характеризует эффект (результат) от основной,
уставной деятельности организации.
Прибыльот продаж = N – S – КР – УР =
= N – (S + КР + УР),
где N – выручка;
S – себестоимость продаж;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы
(S + КР + УР) – это полная себестоимость реализованной продукции
(товаров, работ, услуг).
Если Т.р. выручки > Т.р. полной с/с => прибыль от продаж
увеличивается;
если Т.р. выручки < Т.р. полной с/с => Прибыль от продаж снижается
или появляется убыток.
где pi – цена i-изделия, si – себестоимость i-изделия, qi – объем продаж
i- продукции.
Основные факторы, влияющие на прибыль от продаж (факторы
первого порядка):
- цены на продукцию;
- себестоимость;
- объем продаж;
- структура проданной продукции (удельный вес отдельных видов
продукции в общем объеме продаж). Если в структуре продаж растет доля
высокорентабельных видов продукции, => прибыль от продаж растет. Если
растет доля низкорентабельных видов продукции, => прибыль от продаж
снижается.
Существует несколько методик факторного анализа прибыли от
продаж (см. учебники по экономическому анализу). Рассмотрим наиболее
простую методику (предусматривает расчет влияния 4-х факторов):
Находим отклонение прибыли от продаж в отчетном году по
сравнению с базисным:
Далее определяем влияние факторов:
1) изменение объема продаж:
где По – прибыль от продаж в базисном году;
В числителе представлена выручка отчетного года в ценах базисного, в
знаменателе – выручка базисного года.
2) изменение цен на продукцию:
3) изменение себестоимости:
q1s1 – себестоимость отчетного года;
q1s0 – себестоимость отчетного года в ценах и затратах базисного.
4) изменение структуры продукции. Определяется балансовым
методом: из общего изменения прибыли вычитаются три предыдущих
фактора:
4. Анализ показателей рентабельности
Рентабельность
характеризует
эффективность
деятельности
организации. На увеличение прибыли и рост рентабельности нацелены все
без исключения коммерческие организации. Эффективность представляет
собой соотношение эффекта и затрат (вложений). Смысл повышения
экономической эффективности заключается в том, чтобы на единицу затрат
(вложений) получить максимум эффекта (прибыли, выручки).
В качестве эффекта у рентабельности выступает прибыль.
Система показателей рентабельности включает в себя:
1. Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж к выручке)
Показывает, сколько прибыли получило предприятие в расчете на 1
рубль выручки. Показывает долю прибыли в выручке. На рентабельность
продаж влияют:
- цены на продукцию;
- индивидуальная рентабельность отдельных изделий (Ri), которая
отражает долю прибыли в цене изделия: Ri=( pi - si )/ pi * 100%,
где pi – цена i-изделия, si – себестоимость i-изделия.
- структура реализованной продукции. Если в структуре продаж
повышается доля высокорентабельных изделий, то рентабельность продаж
увеличивается. Если повышается доля низкорентабельных изделий, то
рентабельность продаж сокращается.
2. Рентабельность продукции (производства) (отношение прибыли от
продаж к полной себестоимости реализованной продукции (РП)):
Показывает, сколько прибыли получило предприятие в расчете на 1 рубль
себестоимости реализованной продукции. Это традиционный для советской
и затем российской экономики показатель, который продолжает
использоваться многими российскими компаниями. Практически не
применяется в странах с развитой экономикой.
3. Рентабельность активов (отношение прибыли к среднегодовой
стоимости активов):
=прибыль/активы
Характеризует эффективность использования имущества. Показывает,
сколько прибыли получило предприятие с одного рубля средств, вложенных
в активы.
4. Рентабельность оборотных активов (отношение прибыли к средней
величине оборотных активов:
Показывает, сколько прибыли получило предприятие на 1 рубль
оборотных активов в отчетном периоде. RоA характеризует эффективность
использования оборотных активов.
5. Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли
к собственному капиталу):
=Чист. прибыль/Собст. капитал
Показывает, сколько чистой прибыли получило предприятие на 1 рубль
собственного капитала. Характеризует эффективность использования
собственного капитала. Данным показателем интересуются собственники,
потенциальные инвесторы. Его значение оказывает влияние на курс акций.
6. Рентабельность инвестиций (отношение чистой прибыли к
инвестициям (I):
RI показывает отдачу от инвестиций в виде чистой прибыли,
полученной от реализации инвестиционного проекта.
Данная система показателей рентабельности является открытой, она
может быть дополнена такими показателями, как
- рентабельность основных фондов (отношение прибыли к основным
производственным фондам);
- рентабельность материальных затрат (отношение прибыли к
материальным затратам);
- рентабельность персонала (отношение прибыли к численности
работающих).
Эти показатели рентабельности характеризуют эффективность
использования отдельных видов производственных ресурсов.
5. Анализ оборачиваемости оборотных активов
Оборачиваемость оборотных средств отражает эффективность их
использования и одновременно является важнейшей характеристикой
деловой активности менеджеров организации.
В зависимости от того, насколько быстро оборачиваются оборотные
средства,
зависит
финансовое
состояние
организации
–
ее
платежеспособность и финансовая устойчивость. Чем быстрее обращаются
оборотные средства, тем лучше финансовые результаты деятельности
организации.
Показатели оборачиваемости оборотных активов:
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов)
К обор.Об А =
Выручка
.
Средняя величина оборотных активов
Средняя величина оборотных активов определяется по средней
арифметической, однако для повышения точности лучше использовать
среднюю хронологическую.
A1
A
A2+...+A n 1 + n
2 ,
Ср. велич. активов = 2
n 1
где А1…n – оборотные активы по ежеквартальной отчетности или по
ежемесячным данным.
Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько оборотов
совершают оборотные средства за анализируемый период (чаще всего за
год). Оборотные активы совершают несколько оборотов за один
хозяйственный год. По коэффициентам оборачиваемости оборотных активов
собственники судят о работе менеджеров, поэтому данные коэффициенты
относятся
к
показателям
деловой
активности.
Коэффициенты
оборачиваемости рассчитываются до 0,001. Полученные в результате
расчетов значения показателей интерпретируются следующим образом. Если
коэффициент оборачиваемости (число оборотов) увеличивается, то
оборачиваемость ускоряется.
оборачиваемость замедляется.
Если
число
оборотов
снижается,
то
Пример 1
К обор. Об А
2012 г.
2013 г.
4,0
4,0
4,5
3,6
Характеристика
оборачиваемости:
Ускорение
Замедление
2. Длительность 1 оборота оборотных активов (оборачиваемость в
днях):
Д1 обор. Об А =
=
Длительность расчетного периода (360 дн.)
=
К обор. Об А
Средн. велич. активов {360; 270; 180; 90}
.
Выручка
Показывает, сколько в среднем дней длится 1 кругооборот оборотных
средств,
т.е.
за
сколько
в
среднем
дней
совершается
1 кругооборот оборотных средств. Рассчитывается в днях до 0,1.
Если оборачиваемость в днях (длительность 1 оборота) увеличивается,
то оборачиваемость замедляется. Если оборачиваемость в днях снижается, то
оборачиваемость ускоряется.
Пример 2
Д1 обор. Об А
2012 г.
2013 г.
90 дн.
90 дн.
80 дн.
100 дн.
Характеристика
Оборачиваемости:
Замедление
Ускорение
Тенденцию изменения оборачиваемости оборотных средств (ускорение
или замедление) можно выявить, не рассчитывая показатели
оборачиваемости. Для этого темпы роста выручки сопоставляют с темпами
роста оборотных активов.
Если ТРвыр > ТРОб А – происходит ускорение оборачиваемости. Если
ТРвыр < ТРОб А, наблюдается замедление оборачиваемости.
Однако, чтобы узнать, насколько оборотов (или дней) изменилась
оборачиваемость, следует рассчитать показатели оборачиваемости.
Изменение оборачиваемости оборотных средств (замедление,
ускорение) приводит к изменению потребности предприятия в оборотных
активах:
1) дополнительному привлечению средств в оборот (при замедлении
оборачиваемости);
2) относительному высвобождению средств из оборота (при
ускорении).
Расчет экономического эффекта от изменения оборачиваемости (Э):
Э = (Д1 Д 0 )
N1
,
360
где Д1, Д0 – длительность 1 оборота оборотных средств в отчетном и
базисном году;
N1 – выручка отчетного года;
N1/360 – однодневная выручка.
«+» – дополнительное привлечение в оборот;
«–» – относительное высвобождение средств из оборота.
Пример 3
Э = (80 90)
72000 тыс. руб.
= 2000 тыс. руб.
360 дн.
Ускорение
оборачиваемости
оборотных
средств
на
10 дней привело к относительному высвобождению средств из оборота на
2000 тыс. руб.
Пример 4
Э= (100 90)
63690 тыс. руб.
= 1769,167 тыс. руб.
360 дн.
Замедление
оборачиваемости
оборотных
средств
на
10 дней привело к дополнительному привлечению средств в оборот на сумму
1769,167 тыс. руб. Это привлечение происходит за счет банковских кредитов
или роста кредиторской задолженности.
Чем выше эффективность использования оборотных средств, тем
меньше потребность предприятия в оборотных средствах и, следовательно,
меньше потребность в источниках финансирования оборотных средств. С
повышением эффективности использования оборотных средств улучшается
финансовое состояние организации, увеличивается ее прибыль.