Анализ финансовых результатов деятельности организации и рентабельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.
1. Анализ финансовых результатов деятельности организации по форме № 2отчет о « фин результатах» квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. (См приложение к лекции. Ф2)
1.1. Анализ динамики доходов и расходов организации по обычным видам деятельности на основании ф. 2
1) Анализ динамики доходов по обычным видам деятельности.
По данной отчетности размеры выручки от продаж (ф. 2, стр. 2110) в базисный и отчетный периоды равны:
S0 = 2604 тыс. руб.; S1= 3502 тыс. руб.
Изменение выручки:
абсолютное:
Δ S = 3502 - 2604 = 898 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр (S) = Δ S / S0 х 100% = 898 : 2604 х 100% = 34,49%.
Таким образом, в отчетный период доход от основной деятельности увеличился на 898 тыс. руб., или на 34,49%.
2) Анализ динамики себестоимости реализованной продукции.
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, он отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
По данным балансовой отчетности себестоимость реализованной продукции (ф.2 стр.2120) в базисный и отчетный периоды, соответственно, равна:
CGS 0= 1630 тыс. руб.; CGS1 = 2090 тыс. руб.
Изменение себестоимости:
абсолютное:
Δ CGS = 2090 - 1630 = 460 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр (CGS) = Δ CGS / CGS 0 х 100% = 460 : 1630 х 100% = 28,22%.
Себестоимость реализованной продукции в отчетный период увеличилась на 28,22%, или на 460 тыс. руб.
Темп прироста себестоимости (28,22%) меньше, чем темп прироста выручки от продаж (34,49%) в 1,22 (34,49 : 28,22 ) раза, что является положительным фактором.
3) Анализ динамики валовой прибыли организации.
Валовая прибыль организации характеризует эффективность деятельности производственных подразделений организации, информация о размерах валовой прибыли представлена в ф. 2, стр. 2100. Значения ее за базисный и отчетный периоды равны:
GI0 = 974 тыс. руб.; GI1 = 1412 тыс. руб.
Изменение валовой прибыли:
абсолютное:
ΔGI = 1412 - 974 = 438 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр(GI) = ΔGI : GI0 *100 %= 438: 974 х 100 = 44,97%.
Валовая прибыль организации в отчетный год увеличилась на 438 тыс. руб., или на 44,97%.
4) Анализ динамики расходов организации по обычным видам деятельности.
В состав этих расходов входят: себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы (ф. 2, (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220)).
Значения расходов по обычным видам деятельности организации в базисный и отчетный период, соответственно, равны:
РД0 = 1630 + 120 + 340 = 2090 (тыс. руб.);
РД1 = 2090 + 160 + 543 = 2793 (тыс. руб.).
Изменение:
абсолютное:
ΔРД = 2793 - 2090 = 703 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр(РД) = ΔРД: РД0 х 100% = 703 : 2090 х 100% = 33,64%.
Расходы по обычным видам деятельности увеличились на 703 тыс. руб., или на 33,64%. Следует отметить, что темп прироста расходов меньше, чем тем прироста выручки от продаж (34,49%) в 1,03 раза, что является положительным фактором.
5) Анализ динамики прибыли от продаж.
При проведении анализа необходимо учитывать влияние основных факторов повышения прибыли от продаж: конкурентоспособность производимой продукции (работы услуги), цена, объем реализованной продукции с учетом ее социальной значимости для населения и т. д..
Организация зачастую получает прибыль за счет производства продукции не в интересах потребителей, например, снижая выпуск низко рентабельной продукции, но имеющей большой спрос. В ряде случаев прибыль увеличивается за счет необоснованного повышения цен.
Прибыль от продаж организации (операционная прибыль) отражена в ф. 2, стр. 2200, значения за базисный и отчетный периоды, соответственно, равны:
EBIT0 = 514 тыс. руб.; EBIT1 = 709 тыс. руб.
Изменение прибыли от продаж:
абсолютное:
Δ EBIT = 709 -514 = 195 (тыс. руб.);
относительное:
Тпр(EBIT) = Δ EBIT/EBIT0 = 195: 514 х 100 = 37,94%.
Прибыль от продаж в отчетный год увеличилась на 195 тыс. руб., или на 37,94%. Темп прироста прибыли от продаж больше, чем тем прироста выручки от продаж (34,49%) в 1,10 раза, что является повышением финансовой устойчивости.
6) Анализ темпов прироста абсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности.
Деятельность организации по обычным видам деятельности является рациональной, если выполняется следующее условие:
Тпр(EBIT) > Тпр(S) > Тпр (РД),
где Тпр(EBIT) - темп прироста прибыли от продаж;
Тпр(S) - темп прироста выручки от продажи;
Тпр(РД) - темп прироста общих расходов по обычным видам деятельности.
Тпр(EBIT) = 37,94%; Тпр(S) = 34,49%; Тпр(РД) = 33,64%;
Условие выполнимо: 37,94% > 34,49% > 33,64%.
Следовательно, процесс управления производством и сбытом продукции организации был рациональным.
1.2. Оценка качества финансовых результатов по обычным видам деятельности организации
Для оценки уровня качества основной деятельности необходимо проанализировать динамику относительных показателей, характеризующих соотношение между выручкой и основными видами финансовых результатов по обычной деятельности: доля себестоимости реализованной продукции в выручке, доля валовой прибыли в выручке, доля общих расходов по основной деятельности в выручке, доля прибыли от продаж в выручке.
Определим динамику доли себестоимости реализованной продукции в выручке:
D (CGS 0) = CGS 0 : S0 * 100% = 1630 : 2604 * 100% = 62,60%;
D (CGS)1 = CGS 1 : S1 х 100% = 2090 : 3502 х 100% = 59,68%;
Δ D(CGS) = D(CGS 1) - D(CGS 0)= 59,68 - 62,60 = - 2,92%;
Tnp(D(CGS)) = Δ D(CGS) : D (CGS 0) *100% = -2,92 : 62,60 *100% = = -4,66%.
Вывод:
- В отчетном периоде доля себестоимости реализованной продукции в выручке снизилась на 4,66%;
- на каждый рубль выручки приходилось меньше себестоимости реализованной продукции в среднем на 2,92 коп., что свидетельствует о повышении уровня управления ресурсами, используемыми в процессе производства продукции.
Доля валовой прибыли в выручке от продаж:
D(GI)0 = GI 0 : S0 х 100% = 974 : 2604 х 100% = 37,40%;
D(ПРВ)1 = GI 1 : S1 х 100% = 1412 : 3502 х 100% = 40,32%
Изменение доли валовой прибыли в выручке от продаж:
абсолютное:
Δ D (GI) = 40,32% - 37,40% = 2,92%;
относительное:
Тпр (D GI) = Δ D (GI) / D(GI)0 х 100% = 2,92: 37,40 х 100% = 7,81%.
Вывод:
- Доля валовой прибыли в выручке от продаж увеличилась на 7,81%;
- на каждый рубль выручки приходилось больше валовой прибыли в среднем на 2,92 коп., отсюда следует, что эффективность производственной деятельности повысилась.
Оценим качество расходов по обычной деятельности, используя соотношение расходов по обычным видам деятельности
и выручки от продаж: D (РД) = РД : В х 100%.
D (РД)0 = 2090 : 2604 х 100% = 80,26%;
D (РД)1 = 2793 : 3502 х 100% = 79,75%.
Изменение доли расходов по обычным видам деятельности в выручке от продаж:
Δ D (РД) = 79,75 % - 80,26% = -0,51%;
Тпр (D (РД)) = Δ D (РД) / D (РД)0 х 100% = -0,51 / 80,26 х 100% = -0,64%.
Вывод:
-В отчетный период доля расходов по обычным видам деятельности в выручке от продаж уменьшилась,
- на каждый рубль выручки приходилось меньше расходов по основной деятельности в среднем на 0,51 коп., что говорит о рациональном управлении производственной деятельностью.
Определим долю прибыли от продаж в выручке от реализации:
D (EBIT)0 = EBIT 0: S0 х 100% = 514 : 2604 х 100% = 19,74%;
D (EBIT)1 = EBIT 1: S1 х 100% = 709 : 3502 х 100% = 20,25%.
Изменение доли прибыли от продаж:
абсолютное:
Δ D (EBIT) = 20,25% - 19,74% = 0,51%;
относительное:
Тпр (D (EBIT)) = Δ D (EBIT) : EBIT 0* 100% = 0,51 : 19,74 х 100% = 2,58%.
- Доля прибыли от продаж в выручке в отчетный период увеличилась на 2,58% и составила около 20%,
- на каждый рубль выручки приходилось больше прибыли от продаж в среднем на 0,51 коп.