Анализ финансовой отчетности: цели, задачи, содержание и методы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Анализ финансовой отчетности: цели, задачи, содержание и
методы
1. Состав бухгалтерской финансовой отчетности. Адреса и сроки ее
представления.
2. Пользователи бухгалтерской отчетности, их цели и интересы.
3. Цели и задачи анализа бухгалтерской отчетности.
4. Методы анализа бухгалтерской отчетности.
1. Состав бухгалтерской отчетности. Адреса и сроки ее представления.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных о финансовом
положении организации, финансовых результатах ее деятельности и
изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных
бухгалтерского учета.
Состав годовой бухгалтерской отчетности определен законом № 402ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
1) Бухгалтерский баланс;
2) Отчет о финансовых результатах;
3) Приложения к ним (Отчет об изменении капитала, Отчет о движении
денежных средств, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о
финансовых результатах)
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о финансовых результатах.
Сроки представления. Годовая бухгалтерская отчетность представляется не
позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Годовая бухгалтерская
отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
Организация должна формировать промежуточную бухгалтерскую
отчетность (БО) не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
Адреса представления отчетности.
Организация обязана обеспечить представление годовой БО каждому
учредителю (участнику) в сроки установленные законодательством.
В законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен только один
адрес представления отчетности – в органы государственной статистики по
месту госрегистрации. Представление бухгалтерской отчетности в налоговый
орган установлено Налоговым Кодексом РФ.
Порядок представления отчетности. Дата составления отчетности
определяется по дате подписания бумажной версии форм отчетности.
Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей –
учредителей
(участников),
инвесторов,
кредиторов,
организаций,
покупателей, поставщиков. Организация должна обеспечить возможность
для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Порядок утверждения. Годовая отчетность АО утверждается общим
собранием акционеров. Годовая отчетность ООО утверждается собранием
учредителей. Годовое собрание акционеров проходит в сроки установленные
уставом обществом, но не ранее чем через 2 месяца, не позднее 6-ти месяцев
после окончания финансового года (март-апрель).
Публикация бухгалтерской отчетности производится:
1) после проверки и подтверждения ее независимым аудитором
(аудиторской фирмой);
2) утверждения ее общим собранием акционеров.
Акционерные общества (АО) обязаны публиковать бухгалтерский баланс
и отчет о финансовых результатах.
2. Пользователи бухгалтерской отчетности, их цели и интересы
Пользователь бухгалтерской отчетности — юридическое или физическое
лицо, заинтересованное в информации об организации.
Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:
внутренние и внешние.
1) Внутренние пользователи - руководители подразделений, служащие,
менеджеры, финансисты, экономисты, собственники (если
руководители организации (менеджеры) владеют акциями
организации).
2) Внешние пользователи - функционируют вне организации, и их следует
разбивать на следующие подгруппы:
а) с прямым финансовым интересом;
б) с косвенным финансовым интересом;
С прямым финансовым интересом - прямо заинтересованы
результатами деятельности организации (поставщики, банки, налоговые
органы, лизинговые компании, инвесторы).
С косвенным финансовым интересом - не заинтересованы напрямую в
финансовых результатах деятельности организации. Финансовые результаты
и финансовое состояние пользователей не зависит от результатов
деятельности
организации
(аудиторские
фирмы,
консалтинговые,
рейтинговые агентства, фондовые биржи, пресса).
В условиях рынка число пользователей бухгалтерской отчетности
существенно возросло за счет новых хозяйствующих
субъектов
(аудиторские компании, фондовые биржи, инвестиционные фонды и др).
Каждый пользователь бухгалтерской отчетности преследует свои цели
и интересы.
Таблица 1 - Пользователи бухгалтерской отчетности, их цели и интересы в
ходе анализа бухгалтерской отчетности
Группа пользователей
финансовой
информации
Поставщики
Банки
Инвесторы
Налоговые органы
Лизинговые компании
Фондовые биржи
Отраслевые органы
Территориальные
органы управления
Аудиторские фирмы
Рейтинговые агентства
Направления анализа финансовой отчетности
Анализ платежеспособности организации
Оценка кредитоспособности заемщика
Оценивают эффективность своих вложений
Оценивают способность организации вовремя
уплачивать налоговые платежи
Проверка своевременной уплаты лизинговых
платежей
Анализ финансового состояния и финансовых
результатов деятельности компании, чьи акции
должны быть допущены на фондовую биржу
Проводят мониторинг основных показателей
организации, чтобы выявить лидеров и
аутсайдеров в отрасли
Мониторинг финансового состояния и
доходности организаций, находящихся на их
территории
Оценивают финансовый результат деятельности
организации в рамках обязательного или
инициативного аудита
Составляют рейтинг компании
Все пользователи бухгалтерской отчетности преследуют одну общую
цель: получение ключевых параметров деятельности, которые дают точную
картину финансового состояния о финансовых результатах и эффективности
деятельности организации.
Бухгалтерская отчетность должна быть публичной, обязана
раскрываться, так как ей пользуются многочисленные пользователи.
Анализ бухгалтерской отчетности позволяет выявить положительные
стороны и «слабые» места в деятельности организации. Пользователи
используют эту информацию для минимизации рисков, возникающих при
взаимодействии с данным хозяйствующим субъектом.
3. Цели и задачи анализа бухгалтерской отчетности
Пользователи бухгалтерской отчетности как внутренние, так и
внешние, с одной стороны, должны знать формы отчетности, содержание
этих форм, должны понимать экономический смысл показателей в этих
формах, с другой стороны – они должны уметь «читать» бухгалтерскую
отчетность, т.е. уметь ее анализировать.
Целью анализа бухгалтерской
отчётности является получение
ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и
наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов
деятельности предприятия.
Полученная информация используется внутренними пользователями
при принятии различных управленческих решений, для формирования и
корректировки экономической политики компании.
Задачи анализа бухгалтерской отчетности :
1) оценка финансового состояния организации ( анализ структуры
имущества
и
источников
его
формирования,
анализ
платежеспособности и финансовой устойчивости);
2) оценка
финансовых
результатов
деятельности
(на
основе
сопоставления доходов и расходов), выявление причин убыточной
деятельности компании при их наличии;
3) оценка
эффективности
деятельности
оборачиваемости и рентабельности);
организации
(анализ
4) а) для внутренних пользователей – разработка мероприятий по
улучшению финансового состояния, росту прибыли и доходности;
б) для внешних – прогноз выручки, финансовых результатов и
финансового состояния на ближайшие периоды времени.
4. Методы анализа бухгалтерской отчетности
В практике анализа бухгалтерской отчетности
распространение получили шесть специальных методов:
широкое
1) горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом;
2) вертикальный (структурный) анализ — выявление удельного веса
отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%;
3) трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом
предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции
динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных
особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют
возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется
перспективный прогнозный анализ;
4) анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет
соотношений между отдельными позициями отчетности, определение
взаимосвязей показателей;
5) сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это
анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений,
с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов,
среднеотраслевыми показателями и т. д.;
6) факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на
результирующий показатель.