Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Курсовая работа на тему:
«Активизация познавательной деятельности студентов на лекции».
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения познавательной деятельности студентов на лекции………………………………………………………………6
1. 1. Сущность и содержание познавательной деятельности студентов……....6
1. 2. Лекция как основная форма образовательного процесса………………..10
Глава 2. Способы активизации познавательной деятельности студентов на лекции…………………………………………………………………………….15
2. 1. Приемы активизации познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции…………………………………………15
2. 2. Инновационные формы проведения лекции в ИЛПО НИУ МИЭТ….....17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...26
Введение
Актуальность работы. В настоящее время, в условиях традиционного образовательного процесса на базе учреждения высшего образования лекция является главной формой обучения студентов. Но, все же, следует отметить, что отношение к ней за последние десятилетия значительно изменилось. Включение в образовательный процесс компьютеров, оргтехники представляет возможным применение электронных пособий, а также быстрое тиражирование конспектов лекций.
Студенты, выявляя предпочтения между формами обучения, уделяют лекции четвертое место после производственной практики, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы. По мнению студентов, электронные пособия по курсу способны сократить нерациональную работу по конспектированию лекционного материала и увеличить время для практики. следует отметить, что «среднестатистическая» лекция имеет некоторые издержки, которые снижают ее эффективность. В результате лекции учебная информация передается через вербальные средства, без достаточного применения средств наглядности и при наименьшей интеллектуальной активности студентов1.
Важным моментом является тот факт, что знания не способны формироваться через аддитивный путь, т. е. с помощью простого наложения информации на уже существующую. Требуется интенсивная мыслительная деятельность для понимания, осмысления, переработке, а также систематизации материала2. К несчастью, большинство студентов останавливаются в своем интеллектуальном развитии, в основном, на уровне пассивного воспроизведения некритично усвоенных знаний, даже не пытаясь высказывать личное мнение об обсуждаемой проблеме, осуществить сравнительный анализ альтернативных идей, сделать обобщение материала и выводы.
Цель данной работы – проанализировать активизацию познавательной деятельности студентов на лекции.
В соответствии с поставленной целью в работе сформированы следующие задачи:
- выявить сущность и содержание познавательной деятельности студентов;
- рассмотреть лекцию, как основную форму образовательного процесса;
- определить приемы активизации познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции;
- представить инновационные формы проведения лекции в ИЛПО НИУ МИЭТ;
- сделать выводы о проделанной работе.
Объект данной работы – познавательная деятельность студентов на лекции.
Предмет исследования – формы и методы активизации познавательная деятельность студентов в ИЛПО НИУ МИЭТ.
Изучением данной проблематикой занимались многие ученые, среди которых можно назвать Ю. А. Горяева, Е. С. Давиденко, М. В. Кокшарову, Н. С. Комарову, А. А. Кочневу, Л. Н. Назарову, Е. В. Полицинского, Н. С. Селукову, Л. Н. Фролову и многих других.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, вторичный анализ данных.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения познавательной деятельности студентов на лекции
1. 1. Сущность и содержание познавательной деятельности студентов
Познавательная деятельность предполагает деятельность, в процессе которой обучающиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, получают представления о них, а также анализируют их в связь с предыдущими представлениями, определяют существенное в изучаемых предметах и связях между ними3. Познавательная деятельность имеет свои признаки.
Рисунок 1. Признаки познавательной деятельности4.
Учебно-познавательная деятельность подразумевает процессы присвоения конкретного круга знаний, имеющегося у других, и выработку своего личного научного понимания окружающей действительности.
Под учебно-познавательной деятельностью студента (УПДС) понимается целенаправленное, управляемое внешне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, которое направлено на решение поставленных задач. Данная деятельность формирует познавательное и эмоционально-ценностное отношение к данной действительности, изучаемому предмету и будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что в широком смысле, УПДС определяется в качестве одного из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. И именно в данном процессе совершенствуется систематическое и последовательное формирование таких личностных качеств, которые подводят студентов к позиции сформировавшейся активной личности5.
УПДС является многогранным понятием, которое затрагивает умственную, перцептивную, предметную, символическую, мнемоническую деятельности, кроме того, имеет учебно-воспитательные мотивы; целенаправленная деятельность студента по эвристическому разрешению учебно-познавательных задач. Следует отметить, что УПДС должна быть деятельностью не столько воспроизводящей, сколько продуктивной и творческой.
Ключевой психолого-педагогической особенностью УПДС можно назвать индивидуальный стиль познавательной деятельности, который оказывает значительное воздействие на ход данного процесса.
Проанализировав разнообразные позиции, Афанасьев В. В. выделил ключевые признаки учебно-познавательной деятельности.
Рисунок 2. Ключевые признаки учебно-познавательной деятельности студентов6.
Ключевая цель УПДС заключается в приобретении учебно-познавательных компетенций, то есть общекультурных и профессиональных.
Рассматривая познавательную активность студента, следует отметить, что это единое личностно-деятельностное качество студента, которое проявляется в целенаправленной мобилизации целого комплекса познавательных, нравственных волевых процессов для достижения познавательных целей.
Следует отметить, что указанный уровень усвоения знаний не может быть достигнут без личной познавательной активности студентов, которая определяется как:
- черта или интегральное качество личности;
- деятельностное состояние (деятельность)7.
Изучая активность студента в обучении, следует отметить, что это волевое действие, деятельное состояние, которое характеризует усиленную учебно-познавательную деятельность личности. Активность студента проявляется во всестороннем, глубоком интересе к знаниям, приложении усилия, напряжения внимания, умственных, а также физических сил для достижения имеющейся цели.
Учебно-познавательная активность студента подразумевает его отношение к содержанию и процессу его обучения, в целом, к познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, а также в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.
Существует два главных уровня активности студента.
Первый уровень заключается в деятельности с преобладанием элементов воспроизводства.
Второй уровень заключается в деятельности с преобладанием элементов творчества.
По мнению Р. А. Низамова, это исполнительная и творческая активность соответственно8.
Таким образом, активность каждого уровня может иметь ситуативный, эпизодический характер, а может достигать стойкого личностного качества. Таким образом, в зависимости от устойчивости отношения личности к деятельности, необходимо различать ситуативную активность, которая возникает в отдельных видах учебно-познавательной деятельности, в определенных условиях, и творческую, когда для студента свойственна прочно сформировавшаяся потребность в качественной учебно-познавательной деятельности. В данном случае направленность личности студента находит выражение через сильные и устойчивые мотивы учебно-познавательной деятельности.
1. 2. Лекция как основная форма образовательного процесса
Под лекцией понимается систематическое устное изложение материала. На учебном занятие происходит сообщение нового учебного материала, в результате которого предполагается активное восприятие студентами. Лекцию можно назвать самым экономичным способом для передачи необходимой информации. Основным стержнем лекции является научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений9.
Перечислим основные требования к содержанию лекции: проблемность; последовательность, систематичность; определенность, непротиворечивость; доказательность; единство вербального, абстрактного (математические модели и т.п.), образного (иллюстрации, рисунки, схемы и т.д.), эмоционального (позиция преподавателя) учебного материала10.
У лекции существует своя структура, которая состоит из трех элементов.
Рисунок 3. Структура лекции11.
Для того, что бы выполнить данную структуру в результате чтения лекции преподавателю необходимо акцентировать внимание на своей речи, а также способах восприятия информации студентами.
Устное чтение лекции подразумевает речевую трансформацию письменного текста. Лектору необходимо излагать материал таким образом, чтобы слушатели:
- понимали данную информацию;
- имели возможность сделать конспекты воспринятой информации, на слух или визуально – и не механически, а осмыслено;
- иногда выполняли кратковременную разрядку во время «пика внимания»12.
В данной ситуации на первый план выходит речевая культура преподавателя, ораторское и педагогическое мастерство лектора.
Рассматривая лекцию в качестве ведущей формы учебного процесса, следует отметить, что у нее имеется несколько достоинств.
Рисунок 4. Основные достоинства лекции13.
Но, очень важно отметить, что главным недостатком традиционной лекции является слабая обратная связь и монологический характер, что приводит к механическому фиксированию учебного материала студентами без осмысления, понижает самостоятельность и активность студентов. Именно поэтому, в настоящее время все чаще в практике высших учебных заведений используются нетрадиционные формы проведения лекций, интерактивный компонент которых нивелирует отмеченный недостаток.
Рассматривая сущность лекции, необходимо отметить, что зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе их подразделяют на несколько видов.
Информационная или традиционная – подразумевает, что содержание лекции будет передаться непосредственно в готовом виде.
Проблемная лекция заключается в получении студентами новых знаний и умений с помощью самостоятельного поиска и преодоления трудностей при решении проблемы.
Лекция-дискуссия или обсуждение имеет следующую схему. Половина лекции студенты задают преподавателю вопросы по рассмотренному дома лекционному материалу, таким образом, обсуждая учебный материал. Вторая половина лекции направлена на рассмотрение нового материала. Данный вид лекции имеет демократичный характер, так как в ней совместно решаются проблемные задачи, преподаватель не является доминирующим звеном14.
Под комплексной лекцией подразумевается совокупность высказываний различных специалистов по обсуждаемой теме.
Для проведения письменной программированной лекции необходимо применение множительной техники. Студентам заранее раздают текст лекции, в форме тезисов, схем, таблиц и т. д., а в процессе занятия данная лекция-полуфабрикат комментируется и дополняется преподавателем15.
Анализирую лекцию-визуализацияю, следует отметить, что она заключается в перекодировании учебной информации по теме лекции в визуальную форму, например, чертеж, схему, рисунок и т. д. Следует отметить, что данный вид лекции может применяться фрагментарно, к примеру, 45 минут проводится лекция по типу визуализации, а остальное время по информационному типу16.
Существует также лекция с запланированными ошибками. Данный метод называется контрольное изложения. Он направлен на обучение студентов оперативному анализу информацию. В данном случает студенты выступают в роли экспертов, учатся выискивать неверную информацию.
Рассматривая лекцию-конференцию, следует отметить, что она направлена на студентов с высоким уровнем обученности, практически специалистов. Целью данной лекции является подведение итогов в завершение курса обучения17.
Таким образом, лекция является основным способом подачи информации студентам, но традиционная лекция устаревает, активность студентов снижается, поэтому ученые разрабатывают все новые и новые средства и методы для активизации познавательной деятельности студентов.
Глава 2. Способы активизации познавательной деятельности студентов на лекции
2. 1. Приемы активизации познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции
При ведении традиционной лекции возможно использование некоторых приемов, которые весьма эффективно активизируют познавательную деятельность студентов.
Рисунок 5. Приемы активизации познавательной деятельности студентов на лекции18.
Следует отметить, что существует еще множество приемов, которые способны управлять вниманием студентов в процессе лекции.
Рассмотрим их поподробнее.
1. Использование голосовых приемов. С целью активизации внимания студентов, достаточно усилить речь или изменить тон. Сразу же после восстановления активности, следует возвратиться к нормальному тону, т. к. последовательное и резкое повышение голоса может отрицательно свидетельствовать о состоянии преподавателя. Следует отметить, что применяют также и обратный прием – снижение громкости голоса до шепота. Таким образом, восстановить внимание можно с помощью изменения темпа речи, например, его замедлением, а также «укрупнением» речи, т. е. увеличением значительности слов и фраз с помощью произношения «вразрядку», сохраняя при этом логическую стойкость фразы19.
2. Использование паузы. Продуманная и выдержанная пауза в середине лекции способствует оказанию «гипнотизирующего» воздействия, сосредоточение внимание аудитории на важнейших моментах лекции.
3. Применение жестов и движения. Определенные жесты, движение в сторону аудитории нередко сосредотачивают внимание, главным образом, совместно с другими приемами.
4. Использование вопросов, которые прерывают речь, также активизируют внимание, наталкивая на размышления над аспектами рассматриваемой проблемы вместе с преподавателем.
5. Обращение к аудитории, которое повторяется время от времени, приводит к переключению и удержанию активного внимания.
6. Прием неожиданного прерывания начатой мысли и возвращение к ней через некоторое время. Указанный прием приводит к генерированию интереса студентов в направлении ее завершения.
7. Использование наглядных средств, которые обладают собственной научно–познавательной значимостью, служит эффективным способом переключения внимания за счет варьирования разнообразных модальностей (к примеру, замена слухового восприятия – зрительным)20.
8. Использование диалога. Применение данного приема оправдано, в случае, если существует достаточно времени и можно перейти к совместному обсуждению существующего вопроса со студентами.
9. Использование юмора служит одним из самых эффективных средств психологической разрядки. Именно поэтому, на протяжении всей лекции необходимо иногда, приводить забавные примеры, сравнение с жизнью и т. д. Данный прием поможет задержать активное внимание на протяжении всей лекции21.
Таким образом, мы рассмотрели стандартные способы активации познавательной деятельности и управления ей на лекции.
2. 2. Инновационные формы проведения лекции в ИЛПО НИУ МИЭТ
В рамках написания данной работы были проанализированы способы активизации познавательной деятельности студентов на лекции в Институте лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета Московского института электронной техники (ИЛПО НИУ МИЭТ).
В настоящее время для увеличения активности студентов на лекциях в условиях информатизации общества весьма перспективным представляется применение электронных средств обучения (ЭСО)22. На сегодняшний день немыслимо представить лекции без мультимедийных презентаций, демонстрации видеороликов, применения интерактивной доски. Для увеличения эффективности образовательного процесса перечисленные средства необходимо применять для обеспечения истинного диалога с обучающимися.
1. Проведение лекции-пресс-конференции служит воплощением активных методов обучения.
Она осуществляется в форме ответов преподавателя на вопросы студентов, которые заданы по определенной теме. Для успешного проведения лекции-пресс-конференции необходимо соблюдение определенных этапов. Изначально преподаватель дает студентам тему лекции и рекомендует материалы для самостоятельного изучения в домашних условиях. Преподаватель разъясняет студентам их задачи, которые заключаются не только в рассмотрении темы, но и в составлении нескольких вопросов по ней. Проведение такого вида лекции зависит от того, ознакомился ли лектор с вопросами студентов заранее или нет. Если ознакомился, то лекция читается как целое, связанное изложение проблемы, в процессе которого формулируются ответы. Если не ознакомился, то лекция проводится в виде брифинга, то есть на все вопросы, которые задают студенты, предполагаются краткие ответы.
В результате этого, студенты как-бы проверяют своего преподавателя, возникает определенная игра, возникает чувство юмора. В данной ситуации можно премировать студентов за самые интересные вопросы23.
Результатом данного вида лекции является активизация самостоятельной работы и мыслительной деятельности студентов. Кроме этого данный вид лекции позволяет получить обратную связь со студентами, увидеть трудности, появившиеся у них.
2. Еще одним видом активизации познавательной деятельности студентов является лекция с вкрапленными заданиями, которая сочетает традиционную форму с элементами интерактивности. Данная форма имеет большой потенциал активизации внимания, мышления, познавательной деятельности студентов. В конкретной лекции можно применять или только какое-то одно вкрапленное задание, либо несколько различных. К примеру, можно применять составление студентами контрольных вопросов. Во время лекции студенты подразделяются на команды и, основываясь на конспекты, составляют три вопроса к зачитанному отрывку лекции. Одна команда отвечает на вопросы другой.
Другим интерактивным заданием можно назвать аннотирование. Студентам предлагается задание для написания аннотации отрывка лекции, который зачитал преподаватель. После этого, студенты объединяются в команды и выбирают лучшую аннотацию в своей команде. Лучшая аннотация от каждой команды представляется на обозрение всей группе и выбирается самая лучшая.
Следует отметить, что эффективными также является решение небольших ситуационных задач или просмотр и разбор видеофрагментов по теме лекции24.
Также, интересным фактом является предоставление возможности студентам попробовать себя в роли преподавателя. Например, применить студенческие мини-проекты или мини-презентации.
Рассматривая лекцию-семинар, необходимо отметить, что ее применяют если численность обучающихся не превышает 30 человек, так как в данном случае она является наиболее эффективной.
Для снижения психологических трудностей и поддержания мотивации студентов преподаватель вправе предложить студентам разбиться на малые группы и вести дискуссию с другими группами.
В результате позитивной организации лекция-семинар дает возможность развить у студентов способность оперативно анализировать материал, выступать в роли оппонентов, осуществлять свободный обмен мнениями, взаимодействовать в команде, самостоятельно работать над развитием интеллекта, повышением культурного уровня25.
Следует отметить, что хотя по форме лекции могут значительно сильно отличаться друг от другой, они подвергаются общим требованиям. Среди них можно назвать поддержание обратной связи, ведь именно наличие постоянной обратной связи и формирует феномен интерактивности при проведении лекций.
К традиционным средствам обратной связи на лекции следует отнести контрольные вопросы или серию контрольных вопросов, которые предлагаются студентам в завершение лекции.
Перечислим эффективные приемы активизации студентов, которые применяются в ИЛПО НИУ МИЭТ.
Рисунок 6. Эффективные приемы активизации студентов, которые применяются в ИЛПО НИУ МИЭТ26.
Для активизации познавательной деятельности можно предложить использование таких электронных средств обучения, как мобильное приложение Kahoot! и сервис Google Forms, с целью более эффективной организации работы над контрольными вопросами в завершении лекции27.
Рассматривая мобильное приложение Kahoot!, следует отметить, что она направлено на использование в мультимедийной аудитории. Лектор показывает вопрос на основном экране, а студенты отвечают на него со своих планшетов или телефонов.
Следует отметить, что данное приложение дает возможность отвечать на вопросы индивидуально, а подсчет баллов осуществляет компьютер. Баллы начисляются не только за правильность, но и за быстроту.
Данный способ привет к повышению соревновательного духа и мотивации.
Сервис Google Forms, в качестве инструмента в составе офисного пакета Google Docs также дает возможность формировать онлайн-тесты. студенты в собственном темпе могут отвечать на вопросы прямо на лекции с мобильного телефона, планшета или компьютера и наблюдать свои результаты в баллах. В отличие от приложения Kahoot! данный сервис не направлен на проведение соревнований между студентами. Но, все же, предлагает преподавателю несколько интересных возможностей для поддержания обратной связи и сотворчества.
Следует отметить, что в завершение лекции, следует провести обсуждение как результатов теста, так и дидактического потенциала каждого из электронных приложений.
Заключение
В результате изучения научной и учебной литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд выводов.
Познавательная деятельность предполагает деятельность, в процессе которой обучающиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, получают представления о них, а также анализируют их в связь с предыдущими представлениями, определяют существенное в изучаемых предметах и связях между ними. Познавательная деятельность имеет свои признаки.
Рассматривая познавательную активность студента, следует отметить, что это единое личностно-деятельностное качество студента, которое проявляется в целенаправленной мобилизации целого комплекса познавательных, нравственных волевых процессов для достижения познавательных целей.
Под лекцией понимается систематическое устное изложение материала.
Лекцию можно назвать самым экономичным способом для передачи необходимой информации. Основным стержнем лекции является научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений. Но, очень важно отметить, что главным недостатком традиционной лекции является слабая обратная связь и монологический характер, что приводит к механическому фиксированию учебного материала студентами без осмысления, понижает самостоятельность и активность студентов. Именно поэтому, в настоящее время все чаще в практике высших учебных заведений используются нетрадиционные формы проведения лекций, интерактивный компонент которых нивелирует отмеченный недостаток.
Универсальными приемами активизации познавательной деятельности студентов на лекции можно назвать и использование голосовых приемов, использование паузы, применение жестов и движения, использование вопросов, которые прерывают речь, также активизируют внимание, наталкивая на размышления над аспектами рассматриваемой проблемы вместе с преподавателем, обращение к аудитории, использование наглядных средств, использование диалога, использование юмора.
В рамках написания данной работы были проанализированы способы активизации познавательной деятельности студентов на лекции в Институте лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета Московского института электронной техники (ИЛПО НИУ МИЭТ).
В настоящее время для увеличения активности студентов на лекциях в условиях информатизации общества весьма перспективным представляется применение электронных средств обучения (ЭСО). На сегодняшний день немыслимо представить лекции без мультимедийных презентаций, демонстрации видеороликов, применения интерактивной доски. В данном учебном заведении применяются проведение лекции-пресс-конференции, лекции с вкрапленными заданиями, которая сочетает традиционную форму с элементами интерактивности, а также предоставление возможности студентам попробовать себя в роли преподавателя.
Для активизации познавательной деятельности в ИЛПО НИУ МИЭТ можно предложить использование таких электронных средств обучения, как мобильное приложение Kahoot! и сервис Google Forms, с целью более эффективной организации работы над контрольными вопросами в завершении лекции.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенный теоретический анализ дает возможность выдвинуть предположение о том, что включение активных и интерактивных методов обучения и использование электронных средств обучения приводят к совершенствованию лекционной формы преподавания в вузе, преодолению ее монологичности и пассивности, а также налаживанию системы обратной связи.
Преподавателям лекций необходимо тщательно походить к отбору и комбинированию существующих методов и средств для получения максимальной эффективности обучения.
Вузам следует оснастить свои аудитории мультимедийным оборудованием, периодически проводить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и детально продумать стратегию преобразований так, чтобы сохранить и развить все преимущества отечественной системы образования в целом и лекционной формы обучения в частности.
Список использованной литературы:
1. Гимадиева Л. Ш. Активизация познавательной и мыслительной деятельности студентов для ускорения адаптации студентов в вузе // В сборнике: Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся / Сафин Р. С., Корчагин Е. А. Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р. С. Сафина; Е. А. Корчагина. 2019. С. 139-141.
2. Горяев Ю. А. Важнейшие пути активизации познавательной деятельности студентов на лекциях // Альманах сестринского дела. 2012. Т. 5. № 3-4. С. 34-37.
3. Давиденко Е. С. Активизация лекционной формы обучения в ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 22.
4. Дьячкова Е. Н., Ледовская М. Е. Использование инновационных методов обучения как способа активизации научно-исследовательской и познавательной деятельности студентов // В сборнике: Реализация образовательных стандартов нового поколения: от теории к практике материалы международной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2016. С. 133-143.
5. Кондаурова А. А., Чжан И. И. Способы активизации познавательной деятельности студентов // В сборнике: Образование и педагогические науки в xxi веке: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 82-84.
6. Кокшарова М. В. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов на лекциях по математике // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 202-203.
7. Кочнева А. А. Приёмы активизации познавательной деятельности студентов на лекции // В сборнике: Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин / Сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции. Ответственный редактор: А.Б. Маховиков. 2017. С. 634-640.
8. Левашева Ю. А. Активизация познавательной деятельности студентов (на основе одной лекции) // В сборнике: Инновации в системе высшего образования Сборник научных трудов Международной научно-методической конференции. Самарская государственная сельскохозяйственная академия. 2018. С. 175-178.
9. Масилевич Н. А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекции как фактор повышения качества образовательного процесса // Труды БГТУ. №8. Учебно-методическая работа. 2014. № 8 (172). С. 115-117.
10. Назарова Л. Н. О способах активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях // В сборнике: Современные технологии в образовательном процессе высшей школы Материалы конференции. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2016. С. 59-62.
11. Назарова Л. Н. О традиционных и инновационных способах активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях // В сборнике: Финансовая экономика и современное государство сборник научных трудов. Ярославль, 2016. С. 149-156.
12. Полицинский Е. В. Методика активизации познавательной деятельности студентов на лекциях по физике // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 123-127.
13. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (108). С. 37-40.
14. Петрова Т. Б. Опыт использования приемов активизации студентов на лекциях // В сборнике: Галерея методических идей Материалы Международной открытой мастерской современного педагога. 2018. С. 35-40.
15. Сосипатрова Н. Е. Современные технологии проведения лекционных занятий по юридическим дисциплинам // Юридическое образование и наука. 2018. № 6. С. 3-6.
16. Селукова Н. С. Приемы активизации познавательной деятельности современных студентов вуза на лекции как фактор повышения качества учебно-образовательного процесса // В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества / Сборник статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. Под общ. ред. Е. Ю. Илалтдиновой, Р. У. Арифулиной, С. И. Аксенова. 2019. С. 272-275.
17. Суржко Г. Н., Ахметов Н. С., Сентемов В. В. Наглядные средства обучения в активизации познавательной деятельности студентов на лекции // В книге: Развитие творческих способностей студентов в вузе / V Учебно-методическая конференция, посвященная 60-летию автономии Удмуртии: тезисы докладов. Ижевский сельскохозяйственный институт; редколлегия: В. П. Култышев. 1980. С. 98-99.
18. Скрипченко Т. Л. Особенности познавательной активности студентов в процессе учебной деятельности // В сборнике: Высшее образование и наука для устойчивого развития кооперативов / материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2017. С. 249-259.
19. Тиницкая О. В. Способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов // В сборнике: Современная наука и образование: новые реалии и научные решения / Материалы международной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистрантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2017. С. 115-123.
20. Фролова Л. Н. О методах организации познавательной деятельности студентов на лекциях // Школа будущего. 2013. № 5. С. 48-53.
21. Хвастунова Н. М. Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 17. С. 108-111.
22. Чернов А. В. Познавательные психические состояния в учебной деятельности студентов // В сборнике: Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017 Материалы Всероссийской конференции. 2017. С. 397-403.
23. Чижик В. П. Инновационные способы активизации познавательной деятельности студентов при проведении лекционных занятий // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 110-119.
24. Шаймаганбетова Ж. Ж., Жунусова Н. А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 9-3 (29). С. 84-88.
25. Юнусов Р. Ф., Гарипов М. М. Учебный эксперимент на лекции как средство активизации познавательной деятельности студента // В сборнике: Профессиональные коммуникации в научной среде - фактор обеспечения качества исследований / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Юдиной С. В. 2018. С. 131-136.
26. Ягафарова Х.Н. Некоторые способы активизации познавательной деятельности студентов // В сборнике: Современные технологии в нефтегазовом деле - 2013 / Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции в 3-х томах. Уфимский государственный нефтяной технический университет . 2013. С. 447-450.