Административно-правовой режим
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Административно-правовой режим
Правовой режим — особый порядок правового регулирования, выражающийся в
сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для
удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях. Административноправовой режим (в широком смысле) — общий режим деятельности органов
государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) — совокупность правил поведения,
деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах,
порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере
публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и
общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами,
подразделениями и службами органов государственного управления.
Признаки административно-правовых режимов:
1. Устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов
исполнительной власти.
2. Регламентируются в основном нормами административного права.
3. Закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов,
общественных объединений, предприятий и учреждений; вводятся дополнительные
ограничения, возлагаются дополнительные обязанности.
4. Широко применяются административные методы воздействия; вводится
дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими
лицами, а также государственной администрацией.
5. Нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер
государственного принуждения.
Назначение и правовая основа административно-правовых режимов
Административно-правовые режимы назначаются:
1. Для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих
повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение.
2. Определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где
проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные
мероприятия.
3. Установления особых правил пользования объектами, представляющими
повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне.
4. Обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в
условиях чрезвычайного режима; создания условий для эффективной, правомерной
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция РФ,
федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные
правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Содержание административно-правовых режимов. Составными частями содержания
административно-правовых режимов являются:
1.
Целевое назначение.
2.
Принципы административно-правовых режимов.
3.
Общественные отношения (объект), регулируемые режимом.
4.
Административно-правовой статус субъектов режима; средства обеспечения
режима.
Цели административно-правовых режимов — предупреждение правонарушений и
наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства,
для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Принципы административно-правовых режимов:
1.
Разделение административных и судебных властей.
2.
Минимализация ограничений прав и свобод граждан.
3.
Законность.
4.
Ответственность государственных органов и должностных лиц за
превышение полномочий.
Объект административно-правового режима — совокупность общественных
отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами
административно-правового режима. Данные отношения относятся к публично-правовым
отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами
административноправового режима это расценивается как нарушение законности.
Средства обеспечения административно-правовых режимов — совокупность
средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых
реализуется административно-правовой режим.
Виды средств обеспечения:
1. Специальное государственное регулирование, направленное на со- здание
нормативных условий функционирования отдельных объектов.
2. Широкое применение прямого государственного принуждения.
3. Разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных
работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования.
4. Систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием
объектов государственного управления.
5. Организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.
Виды административно-правовых режимов
По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности
существуют:
1. Режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны,
государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию
и др.).
2. Режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка
(пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации).
3. Режимы обеспечения (охраны) общественного порядка: порядок оборота
огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов,
наркотических веществ.
4. Разрешительные режимы (паспортно-визовый режим); административно-правовые
режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный
режим, санитарный режим и др.).
5. Комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых
беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной
угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют:
1. Федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами
государственной власти).
2. Региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной
власти субъектов РФ).
3. Местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами
местного самоуправления).
По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные
(действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта — носителя режима принято выделять:
1. Территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения,
военного положения, исключительной экономической зоны и др.).
2. Объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных
полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и
др.).
3. Режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную
опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия,
взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортновизовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный
режим, режим контртеррористической операции и др.).
В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные
режимы.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий,
переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и
возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем
лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и
условий.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида
деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,
выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на
территории Российской Федерации требуется получение лицензий в соответствии с ФЗ от
8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение
которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий
лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на
осуществление конкретного вида деятельности.
Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении
документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении
действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Виды деятельности, лицензируемые в особом порядке (специальными нормативными
правовыми актами):
• деятельность кредитных организаций;
• деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
• деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции;
• деятельность в области связи;
• биржевая деятельность;
• деятельность в области таможенного дела;
• нотариальная деятельность;
• страховая деятельность;
• деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• осуществление внешнеэкономических операций;
• осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
• приобретение оружия и патронов к нему;
• использование результатов интеллектуальной деятельности;
• использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления
телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной
информации);
• использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов
растительного и животного мира;
• деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
• образовательная деятельность.
Существуют следующие принципы осуществления лицензирования: установление
единства экономического пространства на территории Российской Федерации,
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого
порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление
лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности, гласность и открытость лицензирования, соблюдение законности при
осуществлении лицензирования.
Правительство РФ при осуществлении лицензирования утверждает положения о
лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов
деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется
органами исполнительной власти субъектов РФ.
Полномочия лицензирующих органов:
1.
Предоставление лицензии.
2.
Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий.
3.
Приостановление действия лицензий.
4.
Аннулирование лицензий.
5.
Ведение реестра лицензий.
6.
Контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых
видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Документы, представляемые соискателем лицензии в лицензирующий орган для
получения лицензии:
1. Заявление о предоставлении лицензии.
2. Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной
регистрации соискателя в качестве юридического лица — для юридического лица.
3. Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
4. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение
лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
5. Сведения о квалификации работников соискателя лицензии. Контрольные
полномочия лицензирующих органов:
1. Запрашивать у лицензиата необходимые обеспечения и документы при проведении
проверок.
2. Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием
конкретных нарушений.
3. Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения;
устанавливать сроки устранения таких нарушений.
4. Выносить предупреждение лицензиату.
Меры пресечения, применяемые при выявлении нарушений лицензионных требований
и условий, — приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии:
1. Приостановление действия лицензии производится лицензирующим органом в
случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом
лицензионных требований и условий.
2. Аннулирование лицензии производится судом на основании заявления
лицензирующего органа, если в установленный срок лицензиат не устранил выявленные
нарушения лицензионных требований и условий.
Экстраординарные административно-правовые режимы — это особые правовые
режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности
организациями, а также функционирования органов государственной власти и местного
самоуправления на территории, на которой возникла угроза безопасности и которая
признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных
действий.
Особенности экстраординарных режимов:
1. Использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и
организаций.
2. Введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов.
3. Предоставление чрезвычайных полномочий органами власти для поддержания
режима.
4. Введение форм особого управления территорией, на которой установлен
экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов,
перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов
государственной власти и местного самоуправления.
Режим чрезвычайного положения — это вводимый в соответствии с Конституцией РФ
и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее
отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной
власти,
органов
местного
самоуправления,
организаций
независимо
от
организационноправовых форм и форм собственности, их должностных лиц,
общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные
ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без
гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них
дополнительных обязанностей.
Режим военного положения — особый правовой режим, вводимый на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ
Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для
отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия
военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения,
которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и
заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
В период действия военного положения в соответствии с ФКЗ «О военном положении»
могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности
государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации,
иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от
организационноправовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На
граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные
обязанности.
Режим охраны государственной границы Российской Федерации особенно актуален
для Карелии, Мурманской и Ленинградской областей, которые на большом протяжении
граничат с Финляндией и Норвегией. Государственная граница РФ — линия и проходящая
по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной
территории (суши, вод, недр и воздушного пространства Российской Федерации), т. е.
пространственный предел действия государственного суверенитета Российской
Федерации.
Режим государственной границы включает правила:
1. Содержания государственной границы.
2. Пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами.
3. Перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и
животных.
4. Веденияна государственной границе либо вблизи нее на территории Российской
Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с
иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Правилами содержания государственной границы регулируется порядок установки,
сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных
осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с
сопредельным государством проверок прохождения государственной границы. Документы
совместных проверок прохождения государственной границы, не содержащие ее
изменений, утверждаются Правительством РФ.
Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами
осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения
либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями
Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения государственной
границы, устанавливается порядок следования от государственной границы до пунктов
пропуска через государственную границу и в обратном направлении; при этом не
допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на
транспортные средства.
Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория
(акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского
(торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного
аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также
иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы
участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск
через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска
через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов,
товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.
Перемещение через государственную границу грузов, товаров и животных производится
в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством
РФ, решениями Правительства РФ. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность,
связанная с пересечением государственной границы и иным образом затрагивающая
интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая
российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе
совместно, непосредственно на государственной границе либо вблизи нее на территории
Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна:
1. Наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской
Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу
нанесения такого ущерба.
2. Создавать помехи содержанию государственной границы и выполнению задач
пограничными органами.
Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной
границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей Российской
Федерации, Министерства обороны РФ или Министерства иностранных дел РФ
определяются договорами РФ с сопредельными государствами о государственной границе
и ее режиме, иными международными договорами РФ, законом РФ от 1 апреля 1993 г. №
4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», решениями Правительства
РФ.
Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные
корабли, другие транспортные средства, пересекшие государственную границу в
нарушение правил, установленных настоящим законом, признаются нарушителями
государственной границы. Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие
статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации,
пересекшие государственную границу с территории иностранного государства, при
наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения
привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
В случаях когда в отношении нарушителей государственной границы отсутствуют
основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об
административных правонарушениях и они не пользуются правом получения
политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы в
официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они
пересекли государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного
государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, пограничные органы
выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами
местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской
Федерации из пунктов пропуска через государственную границу уведомляются власти
государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это
предусмотрено договором РФ с соответствующим государством.
Прибывшие в пункты пропуска через государственную границу граждане Российской
Федерации, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на
территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время,
необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их
пребывания в пунктах пропуска через государственную границу определяются
Правительством РФ.
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых
условий охраны государственной границы и включает правила в пограничной зоне:
1. Въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных
средств.
2. Хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых
общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах
пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы на суше, морского
побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных
водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических
сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы
местности; в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних
морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
3. Учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных
(надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и
передвижения по льду.
4. Промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение
граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке,
предусмотренных законом. Пограничная зона устанавливается в пределах территории
поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше,
к морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер
и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В
пограничную зону, по предложениям органов местного самоуправления поселений, могут
не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов
отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также
места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и
иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону
устанавливаются предупреждающие знаки.
Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с
пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественнополитических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются
федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых
общественнополитических, культурных и других мероприятий в пределах
пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений
в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности,
осуществляются на основании разрешения, а в остальной части — с уведомлением
пограничных органов.
Режим в пунктах пропуска через государственную границу включает правила въезда в
эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и
вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в целях создания
необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в
случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и
иных видов контроля. Он устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ
в соответствии с законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» и
международными договорами РФ.
При подготовке лекции использованы материалы учебников:
Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право М., 2001.
Бахрах Д.Н., РоссинскийБ.В., Старилов Админирстративное право. М., 2019.
Братановский С.Н. Административное право. М., 2010
Чернов С.Н. Административное право Российской Федерации. Петрозаводск, 2012.