Административно-правовая защита государственной тайны в Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Административно-правовая защита государственной тайны в Российской Федерации
Время: Часа (лекция)
Часа (семинар)
Учебные вопросы:
1. Полномочия органов государственной власти по применению Кодекса об административных правонарушениях и особенности применения.
2. Нарушение правил защиты информации, незаконная деятельность в области защиты информации.
3. Разглашение информации с ограниченным доступом.
I. Полномочия органов государственной власти по применению Кодекса об административных правонарушениях и особенности применения.
До 1 июля 2002 года даты вступления в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях в нашей стране отсутствовала административно-правовая защита государственной тайны. Закон «О государственной тайне» был принят в 1993 году. Почти 10 лет в Российском законодательстве существовала правовая лакуна, которая исключала возможность административно-правового воздействия на нарушителей режима сохранения государственной тайны.
Включение в указанный Кодекс соответствующих норм является по существу реализацией положений доктрины информационной безопасности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях (ст.2З.45 кодекса) производят органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны.
Рассматривать указанные дела вправе:
- Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности РФ, то есть директор ФСБ, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа их заместители;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области обороны, то есть Министр обороны РФ и его заместители;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, то есть директор службы внешней разведки РФ и его заместители;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители. (ФСТЭК)
- руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности Российской Федерации, обороны Российской Федерации, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну, их заместители.
Исключение (ст.2.5) составляют военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, ОВД, Войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исправительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, которые не привлекаются к административной ответственности по ст.13.12 и 13.13., несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах, несут дисциплинарную ответственность.
II. Нарушение правил защиты информации, незаконная деятельность в области защиты информации.
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации
1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
3. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
4. Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
5. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
(часть пятая введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)
6. Нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
7. Нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
(часть 7 введена Федеральным законом от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
(примечание введено Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)
Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации
1. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
В настоящее время административно-правовая ответственность за посягательства на режим сохранения государственной тайны прямо предусматривается 13.12 и 13.13
Приведем текст этих статей.
Изменения федерального закона 341 ФЗ от 2 декабря 2013 г.
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации
1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.
3. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
4. Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
5. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
6. Нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
7. Нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации
1. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
К защите государственной тайны имеют отношение имеют только части 3 и 4 ст. 1З.12 и часть 2 ст.13.13 Кодекса об административных правонарушениях, представляется целесообразным ограничится анализом только этих норм.
Родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных названными нормами, являются общественные отношения, регулирующие деятельность в сфере оборота информации. В качестве их непосредственного объектам (п.3; 4 ст. 13.12 и п.2 СТ. 13.1З) выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по защите информации, составляющей государственную тайну.
Предметом посягательства при совершении анализируемых правонарушений следует считать средства защиты информации. Это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений. составляющих государственную тайну; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Объективная сторона деяния:
А) Правонарушения, ответственность за которые установлена ч.3 ст.13.12 состоит в нарушении условий, предусмотренных лицензией на производство работ, связанных:
-с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну;
-с созданием средств, предназначенных для защиты такой информации;
-с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите такой информации.
При этом виновный в ходе работ, связанных с использованием и защитой государственной тайны, нарушает условия, предусмотренные выданной ему лицензией на проведение таких работ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Субъект не соблюдает положение постановления Правительства РФ № 333 от 15 апреля 1995 года «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Б) Правонарушения, о которых говорится в части 4 ст 13.12 заключается использовании несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, При этом субъект нарушает не только нормы закона РФ «О государственной тайне», «О сертификации», но и положение о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ-ГТ) Приказ ФСБ № 564 от 13.11.99г.
В) Деяние, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 13.13, состоят в занятии без лицензии видами деятельности, связанной:
- с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну;
- с созданием средств, предназначенных для защиты такой же информации;
- с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите подобной информации.
Данное правонарушение образует и занятие такой же деятельностью при наличии просроченной лицензии.
Административные правонарушения, предусмотренные частью 3 ст. 13.12 и ч.2 ст.13.1З. могут осуществляться как путем совершения действий, так и бездействием (например, виновный не соблюдает условия лицензирования). Правонарушения, о которых речь идет в части 4 ст.13,12, совершаются только путем действия.
В соответствии с формулировками, изложенными в диспозициях анализируемых норм, административная ответственность за совершение правонарушений не связывается с наступлением каких-либо вредных последствий. Таким образом, если использовать терминологию, принятую в уголовном праве, перечисленные деликты (проступки) можно назвать правонарушениями с формальными составами.
Оконченными эти правонарушения должны считаться с момента совершения действий, описанных в диспозициях рассматриваемых норм.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч.3;4 ст.1З.12 и ч.2 ст.13.13 являются:
- Должностные лица;
-Юридические лица.
Должностное лицо - постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственньх органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях (ст. 2.4 Кодекс РФ об административных правонарушениях).
Юридическими лицами, являющиеся субъектами данных правонарушений, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и организации независимо отформ собственности.
Субъективная сторона.
Административные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности (ст.2.2). Однако анализ деяний показывает, что должностные лица эти деяния совершают только умышленно. Поэтому субъективная сторона всех перечисленных деяний применительно к совершению должностными лицами характеризуется умышленной формой вины. Содержание объективной стороны данных правонарушений свидетельствует, что все они осуществляются с прямым умыслом, когда должностное лицо осознает, что оно соответствующее нарушение, и желает его совершить.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом, как видно из текста части третьей той же статьи, назначение административного взыскания юридическому лицу не освобождает от ответственности должностное лицо (и наоборот).
III. Разглашение информации с ограниченным доступом.
Ст. 13.14 разглашение информации с ограниченным доступом
Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Есть мнение, что действие статьи 1З.14 распространяется на случаи разглашения служебной, налоговой, коммерческой, банковской, профессиональной тайны и не затрагивает фактов незаконного распространения государственной тайны, так как за ее разглашение установлена уголовная ответственность. Такая точка зрения не совсем верна.
Положения статьи 13.14 должны действовать и при разглашении государственной тайны, если посягательство не охватывает ч.1 ст. 283 УК РФ.
При каких обстоятельствах ст. 13.14 могла бы применяться к фактам разглашения государственной тайны?
Во-первых, случаи неосторожно разглашения государственной тайны (ст. 283 УК устанавливает уголовную ответственность лишь за ее умышленное разглашение)
Во-вторых, по ст. 13.14 должны нести ответственность лица, не являющиеся субъектами преступления, но получившие доступ к государственной тайне в связи с использованием служебных обязанностей, например, работники СМИ.