Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовой режим государственной тайны

  • 👀 1107 просмотров
  • 📌 1046 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовой режим государственной тайны» docx
Образец лекции: Фондовая лекция по теме занятия «Правовой режим государственной тайны» Вопросы: 1. Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.  2. Правила засекречивания и рассекречивания информации. 3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Цель лекционного занятия: Общая цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины. Частные цели: 1. Рассмотреть понятие и признаки информации, составляющей государственную тайну. 2. Раскрыть содержание и основные элементы правового режима секретности. 3. Осветить вопросы ответственности за разглашение секретных сведений. Задачи лекции: 1. Формирование системы знаний по учебной дисциплине. 2. Формирование умений аргументировано излагать научный материал. 3. Формирование профессионального кругозора и общей культуры. Функции лекции: информационная, мотивационная, ориентировочная, воспитательная. 1. Понятие и признаки государственной тайны. Режимы секретности.  Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе РФ от 21.07.1993 «О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011) дано определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Любая информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами. Сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Правовой основой режима секретности являются: Конституция РФ, законы Российской Федерации от 28.12.2010 «О безопасности», от 21.07.1993 «О государственной тайне», принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства. К примеру, Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» Распоряжение Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне» Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 27.10.2012) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне». Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Во времена Советского Союза вопросы государственной тайны регулировались не законом, а различными в большей части секретными постановлениями и ведомственными  инструкциями. Однако четкого определения этого термина в законодательстве СССР не существовало. Государство использовало этот законодательный «пробел», в том числе и для уголовного преследования диссидентов. Добиться эффективной защиты по уголовным делам, связанным с государственной тайной еще до недавнего времени было практически невозможно. Дела сразу приобретали закрытый характер. Расследованием таких дел занимался КГБ, надзором за предварительным следствием – специальный отдел прокуратуры. Рассмотрение поручалось особому составу суда, сформированному из числа лиц, одобренных КГБ. Признаки государственной тайны: 1) это очень важные сведения; 2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам; 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом; 4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами; 5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности. Секретность является важным средством обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного в ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом». Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами. гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне. Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, правила защиты государственной тайны, правила рассекречивания 2. Правила засекречивания и рассекречивания информации. А. Правила засекречивания Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в Законе «О государственной тайне» сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».  Государственную тайну составляют:  1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;  о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;  о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;  о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;  2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;  о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;  о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;  о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);  3) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;  4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;  о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;  о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;  о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства; о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов; о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности. В статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» приведены сведения, не подлежащие засекречиванию. Это сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;  о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;  о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;  о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;  о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд. Степени секретности Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1. ┌─────────────────────────┐ │ Сведения, отнесенные к │ │ к государственной тайне │ └────────────┬────────────┘ ┌────────────────────────┼─────────────────────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Особой важности │ │ Совершенно секретные │ │ Секретные │ └───────────┬──────────┘ └───────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘ │ │ │ ┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐ │Сведения в области │ │Сведения в области │ │Иные сведения из числа│ │военной, │ │военной, │ │сведений, составляющих│ │внешнеполитической, │ │внешнеполитической, │ │государственную тайну.│ │экономической, │ │экономической, │ │Ущербом безопасности │ │научно-технической, │ │научно-технической, │ │Российской Федерации в│ │разведывательной, │ │разведывательной, │ │этом случае считается │ │контрразведывательной │ │контрразведывательной │ │ущерб, нанесенный │ │и оперативно-розыскной│ │и оперативно-розыскной │ │интересам организации │ │деятельности, │ │деятельности, │ │в военной, │ │распространение │ │распространение которых│ │внешнеполитической, │ │которых может нанести │ │может нанести ущерб │ │экономической, научно-│ │ущерб интересам │ │интересам министерства │ │технической, │ │Российской Федерации в│ │(ведомства) или отрасли│ │разведывательной, │ │одной или нескольких │ │экономики Российской │ │контрразведывательной │ │из перечисленных │ │Федерации в одной или │ │и оперативно-розыскной│ │областей │ │нескольких из │ │деятельности │ │ │ │перечисленных областей │ │ │ └──────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘ Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Президент утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. См.: Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 27.10.2012) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне». N п/п Должностные лица органов государственной власти и организаций 1 Руководитель Администрации Президента РФ 2 Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ 3 Заместитель Председателя Правительства РФ - Министр финансов РФ 4 Министр внутренних дел РФ 5 Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 6 Министр иностранных дел РФ 7 Министр обороны РФ 8 Министр юстиции РФ 9 Министр здравоохранения и социального развития РФ 10 Министр образования и науки РФ 11 Министр природных ресурсов и экологии РФ 12 Министр промышленности и торговли РФ 13 Министр сельского хозяйства РФ 14 Министр транспорта РФ 15 Министр связи и массовых коммуникаций РФ 16 Министр экономического развития РФ 17 Министр энергетики РФ 18 Министр регионального развития РФ 19 Председатель Банка России 20 Директор Государственной фельдъегерской службы РФ 21 Директор Службы внешней разведки РФ 22 Директор Федеральной службы безопасности РФ 23 Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков 24 Директор Федеральной службы охраны РФ 25 Начальник Главного управления специальных программ Президента РФ 26 Руководитель Федерального космического агентства 27 Директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю 28 Руководитель Федеральной таможенной службы РФ 29 Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" 30 Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.). Б. Защита государственной тайны, прежде всего, предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Оно представлено: 1) Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, 2) Федеральной службой безопасности, 3) Государственной фельдъегерской службой, 4) Службой внешней разведки, 5) другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти. В организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя. Второй компонент защиты – система допуска должностных лиц, граждан, организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Порядок получения лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, определен Правительством РФ. См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333  (ред. от 05.05.2012) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны». Допуск должностных лиц и граждан России к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительном порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Распоряжением Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп (ред. от 14.01.2011) был утвержден перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне. N п/п Должности, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне 1 Председатель Правительства РФ 2 Генеральный прокурор РФ 3 Руководитель Администрации Президента РФ 4 Секретарь Совета Безопасности РФ 5 Первый заместитель Председателя Правительства РФ 6 Заместитель Председателя Правительства РФ 7 Заместитель Председателя Правительства РФ - Министр финансов РФ 8 Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ 9 Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ 10 Федеральный министр 11 Председатель Центральной избирательной комиссии РФ 12 Председатель Счетной палаты РФ 13 Председатель Центрального банка РФ 14 Президент Российской академии наук 15 Руководитель (директор) федеральной службы 16 Руководитель (директор) федерального агентства 17 Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации 18 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 19 Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятий руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности. первая форма - для лиц, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для лиц, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма - для лиц, допускаемых к секретным сведениям. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Оформление допуска к государственной тайне 1. Оформление на допуск к государственной тайне начинается с заполнения претендентом на должность (работу) анкеты (анкета заполняется собственноручно). Одновременно с анкетой гражданин, которому оформляется допуск к государственной тайне, представляет документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, получаемую по форме и в порядке, которые установлены Минздравсоцразвития России. Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден Приказом Минздрава России от 16.03.1999 N 83. В него вошли: а) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; б) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; в) синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств; г) синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ. На основании представленных документов работники кадрового подразделения: а) знакомят гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; б) сверяют сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах; в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете; г) доводят до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Анкета после сверки сведений, указанных в анкете, и уточнения отдельных ее положений подписывается работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения. Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно-правового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений. См: Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 (ред. от 31.01.2012) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». за работу со сведениями: имеющими степень секретности «особой важности» - составляет 50-75 %, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 30-50%, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15%, без проведения проверочных мероприятий, - 5-10 %. А сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны производится ежемесячная надбавка за стаж работы в этих подразделениях в размере: 5% – при стаже работы от 1 до 5 лет; 10% – при стаже работы от 5 до 10 лет; 15% – при стаже работы свыше 10 лет. Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации: в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности. Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.  Передача секретной информации от одной организации другой, другим государствам (т.е. распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну) производится только с разрешения компетентного органа государственной власти. Для обеспечения режима секретности установлены правила проведения совещаний, на которых используются сведения, составляющие государственную тайну. В этом деле широко применяются разнообразные технические средства шифрования, передачи, хранения данных. Транспортировка ее носителей обеспечивается Государственной фельдъегерской службой. На органы Федеральной службы безопасности возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждениях независимо от форм собственности. В. Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне. По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения. Необходимо отметить, что некоторые сведения никогда не должны рассекречиваться (к примеру, об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др.).             Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда. 3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Для обеспечения сохранности и защиты государственной тайны законодатель предусмотрел юридическую ответственность за ее разглашение - дисциплинарную и уголовную. Меры последней определены в статье 283 Уголовного кодекса РФ. Согласно части 1 названной статьи разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены наказывается: - либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев; - либо лишением свободы на срок до 4 лет; - либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. В тех случаях, когда работник за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, привлекается к уголовной ответственности, работа сотрудников кадровых подразделений упрощается - так как установление факта разглашения указанных сведений и вины работника осуществляется судом, то им остается правильно оформить увольнение (издать приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) и внести соответствующие записи в учетные документы (трудовую книжку, личную карточку и т.д.) со ссылкой на приговор). Разглашение государственной тайны является серьезным преступлением, за которое в любом случае - вне зависимости от желания работодателя - совершивший его должен подвергаться уголовному преследованию. Дела по статье 283 Уголовного кодекса РФ считаются делами публичного обвинения, а, следовательно, их возбуждение и движение не связано с позицией какого-либо субъекта, например работодателя, и осуществляется в интересах всего общества. Дисциплинарная ответственность может наступить к примеру: 1) за утрату секретных сведений; 2) за вынос документов, содержащих государственную тайну, с рабочего места и хранение их дома. Список литературы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Распоряжение Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 27.10.2012) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333  (ред. от 05.05.2012) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 (ред. от 31.01.2012) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/ Рассолов И. М. Информационное право.: учеб. для вузов (юрид. спец.) / Рассолов Илья Михайлович. - Москва : Юрайт, 2011. Попов Л.Л. Информационное право: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. Ковалева Н. Н. Информационное право России.: учеб. пособие для вузов / Ковалева Наталия Николаевна. - Библиогр. в конце кн. - Москва : Дашков и К°, 2012. Бачило И. Л. Информационное право.: учеб. для вузов / Бачило Иллария Лаврентьевна. - Москва : Юрайт, 2010.
«Правовой режим государственной тайны» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot