Основные положения Закона о памятниках культурного наследия
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» – это нормативный акт, принятый 25 июня 2002 года за №73 и предусматривающий специальные меры, направленные на выявление, учёт, сохранение памятников культурного наследия.
Объектом охраны является недвижимое имущество, имеющее историческую, культурную ценность. В состав памятников культурного наследия в соответствии со статьёй 3 рассматриваемого закона включены не только сами объекты недвижимости, но и территория, являющаяся частью архитектурного ансамбля, а также предметы материальной культуры, исторически связанные с памятником культурного наследия.
Музей-заповедник Михайловское, являющийся памятником культурного наследия, включает дом-музей А.С. Пушкина и его обстановку, усадебные постройки и мемориальный парк.
Задачи Закона:
- определяет правила охраны памятников культуры;
- устанавливает правила, позволяющие распоряжаться историческими и культурными памятниками;
- закрепляет перечень ценностей, которые могут быть включены в состав объекта культурного значения;
- определяет порядок контроля за соблюдением законодательства об охране памятников культуры.
Объекты культурного наследия делятся на три группы:
- памятники;
- ансамбли;
- достопримечательные места.
Действие закона распространяется на памятники культурного наследия, включённые в специальный реестр.
Реестр памятников культурного наследия – список всех обнаруженных и зарегистрированных объектов, мест их расположения. Внесение памятников в реестр и исключение из него возможно только по решению специализированного государственного органа.
Ценность памятника определяется с помощью историко-культурной экспертизы.
Задачи историко-культурной экспертизы:
- исследовать документы, характеризующие историко-культурную ценность объекта;
- аргументировать внесение памятника в число охраняемых объектов;
- определить категорию памятника культуры;
- определять условия, соблюдение которых необходимо для сохранения памятника.
Если объект будет признан памятником культурного наследия и включён в соответствующий реестр, то, в соответствии с законом, на него должен быть составлен паспорт.
Паспорт памятника культурного значения – обязательный документ, в котором фиксируется полное описание объекта и всех составляющих его элементов.
К паспорту должны быть приложены фотодокументы, указаны данные на основании которых памятник внесен в реестр, описание местности, в которой расположен памятник.
Таким образом, основное значение Закона о памятниках культурного наследия состоит в том, что он регламентирует порядок учета памятников культуры, имеющих большое историческое значение, их охраны и распоряжения.
Современные проблемы исполнения законодательства об охране памятников культурного наследия
Объекты, признанные памятниками культурного наследия, взяты под защиту государством. Орган, осуществляющий и контролирующий исполнение Закона об охране памятников культурного значения, – Министерство культуры РФ.
Наряду с Министерством культуры функции охраны памятников культурного значения выполняют волонтёрские организации: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, «Архнадзор» (Москва), «Живой город» (Санкт-Петербург), «СпасГрад» (Нижний Новогород) и другие.
Исполнение законодательства об охране культурного наследия в нашей стране нельзя признать удовлетворительным. Несмотря на наличие специального законодательства и контролирующих органов, полученный статус не всегда гарантирует сохранность памятника. По оценке учёных Российской Академии наук более 70% памятников культуры, включённых в официальный реестр, сегодня находятся на грани разрушения и требуют комплексной реставрации. Речь идет о таких уникальных архитектурных комплексах как Кремль Великого Новгорода, Астраханский Кремль,
В особой опасности находятся старинные памятники деревянного зодчества.
В августе 2018 года от неосторожного обращения туристов с огнём сгорел памятник федерального значения XVIII века церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге.
В отношении значительного числа памятников культурного наследия законодательство об их охране исполняется не в полной мере. Закономерным следствием этого является угроза самому существованию объектов культурного наследия. Различные нарушения установленного законодательством порядка охраны памятников культурного наследия приводит к тому, что ежегодно в нашей стране разрушается около 100 культурно-исторических памятников различного значения.
По данным Министерства культуры на 2018 год состояние памятников культурного наследия характеризуется следующими цифрами:
- хорошее состояние – 15%;
- удовлетворительное состояние – 20%;
- неудовлетворительное – 25%;
- аварийное – 30%.
Десять процентов памятников культурного значения находятся в состоянии руин.
Серьёзной проблемой является незаконный снос памятников, находящихся под государственной охраной.
В начале 2018 года в Самаре снесены два культурных памятника регионального значения – деревянные дома с уникальной резьбой. Причина – строительство жилого комплекса. Нарушитель – строительная компания «Дон» к ответственности не привлечена.
Ещё одна проблема исполнения законодательства об охране памятников культурного наследия – некачественная реставрация, которая приводит к нарушению исторического облика объекта.
Наиболее распространённые нарушения законодательства о сохранении памятников культурного значения:
- несанкционированные раскопки археологических памятников;
- снос памятников регионального и местного значения при проведении градостроительных работ;
- нарушение требований о внесении данных о памятниках исторического значения в специальный реестр;
- незаконное использование памятников культурного и исторического значения, приводящее к нарушению их целостности.
Значительная часть проблем связана с нехваткой финансирования, сложностью структуры управления деятельностью организаций, отвечающих за сохранение объектов культурного наследия, несогласованность их действий.