Юрий Михайлович Лотман – ($1922 – 1993$) русский культуролог, литературовед, семиотик.
Биография
В $1939$ году поступил в Ленинградский государственный университет, на филологический факультет, отделение русского языка и литературы. Участник Великой отечественной войны, после прекращения военных действий продолжил обучение в университете, который окончил с отличием в $1950$ году.
Ю.М. Лотман стал первым создателем и редактором тартуских изданий – «Труды по русской и славянской филологии» $1958$ года, «Труды по знаковым системам» $1964$ год. Был членом коллегии «Блоковского сборника», был организатором выпуска научных студенческих работ – «Русская филология».
Научные труды, которые внесли колоссальный вклад в изучение культуры и в те процессы, которые происходят в ней:
- «Структура художественного текста»
- «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»
- «Культура и взрыв»
- «Лекции по структуральной поэтике»
Научная деятельность
В $60$-х годах $20$ века Лотман начал разрабатывать структурно-семиотический подход для изучения художественных произведений, в чем ему помогла традиция русской формальной школы, труды Ю.Н. Тынянова и семиотический структурализм.
Лотман не взял отдельный знак, слово в качестве исходной точки семиотической системы, а отношение двух знаков, что в дальнейшем дало рассмотреть базовые основы семиозиса по-другому.
Семиотичекий механизм культуры.
В качестве объекта анализа у Лотмана становится семиосфера, семиотическое пространство. Внутри этого пространства формируются процессы коммуникации, с помощью которых реализуется новая информация.
Семиосфера представлена в виде концентрической системы, в основании которой расположены последовательные и простые структуры, которые представляют действительность смыслоупорядоченной.
Границу семиосферы Лотман представлял в качестве суммы билингвинальных фильтров, переводчиков, которые определяли социальные роли.
Лотман видел условия существования языка и культуры в том, что пространство действительности не может охватиться отдельно ни одним языком, а лишь в совокупности языков.
В границе семиосферы располагаются так же места ускоренных семиотических процессов, уходящие в дальнейшем в структуры ядер, с целью их вытеснить.
Это придает семиотическому механизму культуры своеобразную и необходимую динамику.
В культуре заложены альтернативные коды, превращающие семиотическое поле в диалогическое, многоуровневая семиосфера, как бы тесно не связанная со своими элементами, необходимо находится с ними в диалоге.
Семиотика культуры занимается изучением не только культуры как знаковой системы, а понимает знак и знаковость в качестве основной типологической характеристики культуры. Всякая действительность, которая вовлечена в культурную сферу, функционирует как знаковая. Если же она уже имеет знаковый характер, то реализуется в качестве знака знака, то есть становится вторичной знаковой системой.
В социальном понимании культура трактуется в качестве суммы наследственной информации, в качестве сверхиндивидуального интеллекта, который дополняет пробелы индивидуального сознания.
Фундаментальной задачей культуры является структурное оформление мира, которое создает вокруг людей социальную сферу, организующую общественные процессы.
Культуре, как многофакторному семиотическому механизму, необходимо воспринимать себя структурированной и целостной. Единый принцип конструирования проявляется в автодескриптивных образованиях метакультурного опыта, он представляется в виде совокупности текстов. Текст воспринимается в качестве определенного, исторически данного субъектно-объектного взаимодействия.
Текс представляется в качестве манифестации языка, Лотман дает развитие этому направлению и придает тексту функцию, которая порождает свой язык.
В процесс изучения культуры, по Лотману, таким образом, включается различение общеязыковых значений, текстовых значений и функций текста в систему культуры.
Культура - сложноустроенный текст, который распадается на иерархию текстов, с образованием сложных переплетений.